МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
Основной дидактической единицей является информационный материал - текст, а все последующие задания и упражнения составлены на его основе. Каждый текст сопровождается набором разнообразных пред текстовых, текстовых и после текстовых упражнений и заданий.
В качестве самостоятельной работы предлагаются подробные домашние творческие задания с использованием сети Интернет и электронных словарей.
Третий блок пособия представляет собой хрестоматию на английском языке «Eco Reader», которая включает профессионально ориентированные тексты (уровни Pre-Intermediate, Intermediate) разного объёма для ознакомительного, поискового и просмотрового чтения в аудитории или в качестве самостоятельной работы по актуальным проблемам защиты окружающей среды. При работе с этими текстами предусматривается использование прилагаемых в помощь студентам специализированных English-Russian, Russian-English глоссариев.
Пособие завершают тематические викторины с целью проверки степени усвоения студентами изученного материала, повышения интереса к приобретению информации по специальности из англоязычных источников.
Таким образом, модульный подход к обучению позволяет максимально индивидуализировать работу обучаемого по усвоению нового материала и отработке навыков; обеспечить возможность двигаться в индивидуальном темпе; проводить поэлементную самопроверку правильности выполнения заданных технологией действий. Это способствует экономии времени на аудиторных занятиях, позволяет обучать без пробелов, обеспечивая надежную базу, как для репродуктивной, так и для творческой деятельности. Список использованной литературы:
1. Третьяков П.И.,Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе/Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа,1997. - С.20
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
3. Юцявичене, П. А. Основы модульного обучения. - Вильнюс: Изд-во и ПКР-РиСНХ. 1989.- 69 с.
4. Кокшаров С.А.,Орлов А.Н. Особенности реализации модульной технологии обучения ИЯ в вузе. Сибирский педагогический журнал. 2007.№14. С. 122-128.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002.
6. Асеева Т.В., Хальзова ВМ^то Readings [Текст]: учебно-методическое пособие по чтению/ Т.В.Асеева, В.М.Хальзова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.-221с.: обл.
7. Prokopenko, I., White J., Bitte) L., Eckles R. Modular programme for supervisory development. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. — Vol-5.
8. Russell, J. D. Modular Instruction //A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of ModuIar Materials.-Minneapolis, Minnesota, 1974, 128с.
© Асеева Т.В., Хальзова В.М., 2015
УДК 377.5
Баглаева Светлана Витальевна,
аспирантка ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, 2015г E-mail: [email protected]
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В АСПЕКТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Актуальность. ^циальное и профессиональное становление личности, формирование духовных и нравственных ценностей обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях. Цель
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
- анализ специфики и потенциала духовно-нравственного воспитания. Методы - изучение, сравнительный метод, анализ. Результат. В Ульяновской области реализуются крупные молодёжные проекты. Выводы -формирование нового типа производственника.
Ключевые слова Духовность, нравственность, воспитание, образование.
В современном обществе, где создается новое правовое государство, когда меняются приоритеты, идеологические ценности, в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением, существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым в современных условиях, т.к. в последнее десятилетие наметился активный процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Гражданин, с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Государство должно обеспечивать обучающимся возможность приобщения к истории, традициям, духовным ценностям своего народа и достижениям мировой культуры.
Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности является сложной и ответственной задачей. Все социальные институты несут ответственность за формирование у обучающейся молодежи ценностей, необходимых для процветания Российского государства.
Социальный заказ на воспитание духовно-нравственного человека, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны нашел свое отражение в важнейших документах Правительства РФ и Правительства Ульяновской области: в Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации», Международной Конвенции о правах и свободах человека», Семейном Кодексе Российской Федерации, Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Концепции модернизации российского образования до 2020 года, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в Проекте Федерального закона № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» и др.
В рамках реализации Государственной программы Ульяновской области «Развитие молодежной политики на территории Ульяновской области на 2014-2018 г.г.» возобновлена работа по формированию у обучающейся молодежи российской и региональной идентичности, изучения историко-культурного наследия в рамках патриотического проекта «Начни с себя», вовлечению молодежи в трудовую деятельность в рамках проекта «Губернаторская тысяча» через духовно-нравственное воспитание и межконфессиональное общение.
В средних профессиональных образовательных организациях Ульяновской области ведется активная работа по реализации проекта «Вдохновение», «Областные Арские чтения» в рамках межрегионального праздника «Учителя в гостях у батюшки», проекта «Экспедиция. Мой край родной - Ульяновская область», проекта «Абитуриент», ряда акций, таких как: «Забота», «Милосердие», «Роди патриота в день России» и др. Проводится работа по организации встреч обучающейся молодежи с представителями Русской православной церкви и Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области и др. Анализируя опыт одного из самых ярких и эффективных мероприятий Арт-профи-Слет «Профессии будущего», было предложено реализовать проект с обучающимися средних профессиональных организаций г. Ульяновска и области «Профориентация - думай, пробуй, выбирай!». Данный проект направлен на создание единой образовательной площадки в условиях социального партнёрства Министерства образования и науки Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
организаций высшего образования, организаций и предприятий всех форм собственности Ульяновской области [2].
В регионе разработана Концепция развития системы воспитания в профессиональных образовательных организациях, которая позволяет формировать профессиональные и общие компетенции студентов, но в условиях недофинансирования, к сожалению, отсутствует Программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся средних профессиональных образовательных организаций Ульяновской области.
В аспекте последних требований в сфере подготовки рабочих кадров в Ульяновской области и формирования прикладных квалификаций основным является формирование привлекательности среднего профессионального образования и подготовка кадров с учетом потребности региона. Все больше распространяется практика взаимосвязи профессиональных образовательных организаций с работодателями в проведении региональных чемпионатов рабочих профессий и конкурсов профессионального мастерства. Современный техникум и колледж - это часть технологической цепочки производства продукции. Только в партнерских отношениях между педагогическими руководящими работниками профессиональных образовательных организаций и руководителями производственных предприятий возможно выстроить эффективную систему подготовки квалифицированных кадров для региона.
Реализуемый проект WorldSkills Russia, в рамках Областного Арт-Профи слёта «Профессии будущего» при поддержке Фонда поддержки социальных проектов «Образование - обществу» (национального оператора WorldSkills Russia), позволит вывести профессиональные образовательные организации на новый уровень и повысить востребованность выпускников на региональном рынке труда, повысив рейтинг Ульяновской области на профессиональной площадке. В Ульяновской области данный конкурс проводится под логотипом «Профи - проба», когда в 2014 году из 60 регионов России Ульяновская область заняла 6 место в рейтинге реализации проекта WorldSkills Russia [3].
Отметим, что в 2016 году в Ульяновской области планируется реализовать порядка 20 крупных молодёжных проектов. Так, лучшие техникумы и колледжи региона, молодежные лидеры представляют проекты создания эффективной воспитательной среды со всеми направлениями воспитания, ориентированными на становление личностных нравственных характеристик. Среди инициатив - песенный конкурс «Битва хоров», туристско-спортивный патриотический фестиваль «По Суре из прошлого в будущее», «Региональная школа добровольцев», фестиваль «Национальных культур» и др.
Молодёжный проект «Экодрайв» создан достаточно недавно и направлен на создание экологического общественного движения «ЭкоБригад», осуществляющих контроль и надзор за памятниками природы Ульяновской области и возобновление лесных насаждений. Подобные мероприятия приобщают обучающуюся молодежь к нравственной культуре, любви и уважению к красоте родного Ульяновского края.
Проблема формирования духовно-нравственных и правовых основ обучающихся средних профессиональных образовательных организаций, к сожалению, решена не в полном объеме, поэтому в последнее время она становится объектом внимания руководителей организаций, политологов, социологов, юристов, педагогов, всего региона в целом.
Формирование духовно-нравственных и правовых основ - процесс долгосрочный и осуществлять его следует на всех этапах обучения и воспитания молодежи. Ошибочно думать, что гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны только в зрелом возрасте. Обучение в средних профессиональных образовательных организациях охватывает своим влиянием ответственный период жизни человека в формировании его личности: отрочество и юность, т.к. именно в этот период происходит осознание себя как личности, осмысливается свое назначение и место в социуме. В эти годы молодой человек развивается не только физически, но и формируется духовно, закладываются основы его взглядов, убеждений, ценностных нравственных ориентаций, жизненных планов, важно соблюдение ценностей, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. [1]
«Будущее любой страны определяет молодёжь. Это продолжение нашей стратегической линии на инвестиции в человеческий капитал», - об этом заявлено в Концепции долгосрочного развития страны до
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
2020 года. Молодёжь, а в Ульяновской области 300 тысяч её представителей, - это наиболее динамичная часть общества. Она способна на многое, она может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но требует поддержки, поощрения, создания здоровой жизненной среды и надёжных социальных гарантий», - заявляет Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит молодежь и какие духовно - нравственные основы будут заложены сегодня.
Исследуя доклады и выступления региональных руководителей в сфере среднего профессионального образования, планы и анализы воспитательных работ средних профессиональных организаций Ульяновской области за 2014-2015г.г., можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время деятельность средних профессиональных образовательных организаций направлена на формирование нового типа производственника, обладающего набором профессиональных компетенций и способной к активной деятельности человека - созидателя;
2. Миссия воспитательной деятельности средних образовательных организаций Ульяновской области ориентирована на подготовку и воспитание гармонично развитого человека, способного найти свое место в жизни, стать полезным для общества, уверенного, что полученная им профессия будет востребована на рынке труда и обеспечит ему достойное существование.
Таким образом, в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена основным является формирование привлекательности среднего профессионального образования и подготовка кадров с учётом потребностей региона.
Список использованной литературы:
1.Аксенов B.C. Роль воспитательной работы в формировании специалиста среднего звена // Среднее профессиональное образование, 2006. -№3. С. 11-13.
2. Доклад - выступление Директора департамента профессионального
образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области А.А.Шкляр «Об эффективных формах взаимодействия при организации профориентационной работы в средних профессиональных образовательных организациях», Ульяновск, 2015г.
3.Доклад - выступление Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра образования и науки Ульяновской области Е.В. Уба от 19.02.2015 г. «Итоги работы Министерства образования и науки Ульяновской области в 2014 году и задачи на 2015 год», Ульяновск, 2015 г.
© Баглаева С.В., 2015 г.
УДК 372.857
Григорьева Ирина Яковлевна, Хусайынова Н.Т., Нуржуманова Ж.М.
Государственный университет имени Шакарима г. Семей, Республика Казахстан тпя[email protected]
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»
Аннотация
В статье приведены результаты исследования тезаурусного подхода к обучению студентов предмету «Экология и устойчивое развитие».