Научная статья на тему 'Организационно-методические особенности развития отечественного школьного исторического образования в XX-начале XXI вв'

Организационно-методические особенности развития отечественного школьного исторического образования в XX-начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1185
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / ПРОГРАММЫ / УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аллабердина Гульфия Иштимеровна

Традиции российского исторического образования столь глубоки и самоценны в культурном отношении, что без их учета, без знания предыдущего опыта преподавания истории нельзя успешно, творчески участвовать в решении коренных проблем исторического образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические особенности развития отечественного школьного исторического образования в XX-начале XXI вв»

УДК 37

Аллабердина Гульфия Иштимеровна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», allgulfiyaЩ yandex.ru, Сибай

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XX- НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Allaberdina Gulfiya Ishtimerovna

Candidate of history, associate professor of chair of Russian history of Sibai Institute (subsidiary) of Bashkir State University, allgulfiya@yandex.ru, Sibai

ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL PECULIARITIES

OF SCHOOL HISTORY TEACHING DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE XX- THE EARLY XXI CENTURIES

Кардинальные изменения в современной жизни российского общества невозможны без широкого переосмысления важной роли, которую играет образование в общественно-политическом, экономическом и культурном развитии страны. В современную эпоху образование становится одной из самых обширных сфер деятельности. Оно начинает рассматриваться как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса. Все больше представителей общественности обращаются к анализу образования, исследованию его влияния на общество. Одной из причин такого внимания является понимание того, что выживание человечества, его устойчивое развитие, совершенствование и самоактуализация каждого человека, его способность к освоению новых знаний и принятию нестандартных решений невозможны без решения сложных проблем образования [6].

Предметом нашего исследования является историческое образование. Историческое образование является той областью образовательной политики, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, формируется сознание личности, ее гражданская и политическая культура, мировоззренческие установки и нравственные ценности. История является дисциплиной, способной эффективно содействовать развитию критического мышления и формированию граждан демократического общества. В этом состоит ее важнейшая общественная роль.

Все более заметная часть российского педагогического и научного сообщества начинает осознавать, что традиции российского исторического образования столь глубоки и самоценны в культурном отношении, что без их учета, без знания предыдущего опыта преподавания истории нельзя успешно, творчески участвовать в решении коренных проблем исторического образования на современном этапе. В этой связи наибольшую значимость приобре-

тают вопросы соотношения традиций, преемственности - с одной стороны и новаций - с другой, в формировании концепции исторического образования, а также актуализация позитивного ретроспективного опыта [2].

История и сопряженные с нею социальные учебные дисциплины всегда занимали особое место в общеобразовательных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов помогает юным поколениям освоить культурно-историческую традицию родного народа, интегрироваться в государственную целостность, идентифицировать себя как граждан страны. Поэтому любой сколько-нибудь значительный социально-политический кризис немедленно порождает острейший кризис исторического и обществоведческого образования. Возникает экстренная необходимость восстановить адекватность целей изучения социальных дисциплин новым целям общества и государства.

Революционные изменения в стране, произошедшие после Октября 1917 г., затронули все сферы общественной жизни. Большевистское правительство с первых дней своего существования принялось за разрушение старых идеологических институтов, всего того, что могло воспроизводить мировоззренческие установки прошлого. Разрушение производилось либо путем ликвидации и наложения запретов, либо путем замены традиционного новым содержанием, с сохранением привычных для населения форм и оболочек.

Лидеры большевиков и созданные ими для руководства народным образованием структуры начали поиск путей строительства новой, советской школы. Поскольку эта задача всегда увязывалась с социалистическим строительством и внедрением в массы новой идеологии, правящая партия быстро осознала важность исторической науки, и особенно - школьной дисциплины истории. Рассматривая перспективы существования Советской России только в тесной связи с успешным воздействием на молодежь, партия принимает историю в школе за точку опоры, с помощью которой достаточно быстро можно перевернуть сознание значительной части сограждан.

Важную роль в разработке концепции исторического школьного образования сыграли не только отдельные лидеры, такие как А. В. Луначарский,

Н. К. Крупская, А. С. Бубнов, но также различные совещания, конференции, съезды, которые рассматривали вопросы исторического образования в советской школе, обобщали опыт работы в этой сфере образования, принимали руководящие документы, в рамках исполнения которых строилась деятельность властных органов и непосредственных исполнителей - учителей истории. Теоретические проработки здесь сочетались с методом проб и ошибок [1].

Полностью отказавшись от идеологически чуждого исторического образования в официальной дореволюционной школе, советские педагоги стремились разработать содержание дисциплин общественного цикла таким образом, чтобы оно было направлено на формирование у молодежи революционного мировоззрения и материалистического понимания законов развития

общества. С этой целью уже в 1918 г. в учебные планы школы включались такие предметы, как история социализма, история труда, история искусства [8]. Вместе с тем в изучение дисциплин гуманитарного цикла, в том числе и исторических, был внесен абстрактно-социологический схематизм, не учитывались в должной мере возрастные особенности учащихся. В частности, это нашло отражение в создании в 1921 г. программы по обществоведению, представляющей собой своеобразный синтез различных общественно-исторических дисциплин, где введение сложных социально-политических и экономических понятий осуществлялось без необходимой опоры на конк-ретно-исторический материал [12].

Коренное изменение содержания образования было осуществлено в 1923 г., когда в практику школы были введены комплексные программы, подготовленные научно-педагогической секцией Государственного ученого совета при Народном комиссариате просвещения. В соответствии с принципами построения комплексных программ ГУСа самостоятельные курсы истории в школах были ликвидированы. В младших и средних классах изучались так называемые комплексные темы («Город», «Деревня», «Празднование 1 Мая» и др.), включавшие отдельные сведения по истории изучаемых явлений. В старших классах преподавалось обществоведение, включавшее в качестве элементов некоторые исторические знания, преимущественно обобщенного, социологического характера [14].

Работа по комплексным программам выявила существенные недостатки, главный из которых заключался в том, что были нарушены естественные связи между предметами. В результате не уделялось должное внимание прочному усвоению основ наук, неэкономно использовалось учебное время, не проводилась работа по формированию необходимых навыков, что в итоге приводило к бессистемности в знаниях учащихся и к верхоглядству. Школьники не только не получали сколько-нибудь систематических знаний по истории, но даже не имели самого общего представления об историческом процессе.

Поиск новых принципов построения школы и новых методов преподавания истории в полной мере отразился на структуре и содержании учебников. Старые учебники, принадлежавшие дореволюционной школе, были отвергнуты, как чуждые пролетарскому государству. Поначалу в течение достаточно длительного времени, не имея новых учебников, власти допускали использование в школе дореволюционных учебных пособий, либо суррогатов, пусть не отвечавшим по форме задачам школы, зато содержавшим критику классового врага. На создание новых учебников ушло около пяти лет. Первые советские учебники отличает невысокий уровень изложения материалов. Встречаются несоответствия идеологическим установкам государства. Однако они содержат изложение элементов учения К. Маркса, пытаются изложить историю социалистической революции и первых лет Советского государства. Учебник становится сильнейшим средством воздействия на мировоззрение учащихся [4].

К началу 30-х г. перестройка школьного исторического образования становилась все более насущной задачей. Предметное преподавание, введенное в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе», восстанавливало историю в качестве предмета самостоятельного изучения [7]. Однако в системе общего образования она не заняла еще надлежащего места. В программах начальных классов содержался лишь отрывочный исторический материал и отдельные факты окружающей общественно-политической жизни и некоторые события революционной борьбы рабочих и крестьян. В старших классах также не было систематического курса истории, что было отмечено в постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» [3].

Важным этапом перестройки исторического образования в СССР явилось принятие СНК СССР и ЦК ВКП (б) постановления «О преподавании гражданской истории в школах СССР» от 15 мая 1934 г. [9]. Именно этот партийно-правительственный документ начинает отсчет нового этапа в развитии исторической науки в СССР, так как он «лавинообразно» вызвал реформы в школьном и вузовском историческом образовании, организационном строении самой исторической науки, изменении ее проблемно-тематической структуры и понимания самого предмета отечественной истории.

В постановлении содержалась целая методическая система, позволяющая поставить преподавание гражданской истории в советской школе на высокий научный уровень. Ее основную структуру можно было бы представить следующим образом: 1)изложение исторического материала в хронологической последовательности; 2) сообщение учащимся конкретных фактов и событий в живой, наглядной и доступной форме с характеристиками исторических деятелей; 3) на этой основе разбор и обобщение исторических фактов и явлений, подводящие к марксистско-ленинскому пониманию закономерностей исторического процесса.

На основе этих методических указаний были составлены новые программы по истории древнего мира, средних веков, новой истории, истории СССР и написаны соответствующие им учебники, получившие распространение в средней школе. В ходе работы над школьными учебниками шло утверждение новой концепции отечественной исторической науки, расширилась ее проблемно-тематическая структура. Этот процесс шел под пристальным вниманием со стороны руководства партии и правительства.

Среди учебников истории особое место занял учебник по элементарному курсу истории СССР для III и IV классов, созданный коллективом авторов под руководством проф. А. В. Шестакова и утвержденный в 1937 г. конкурсной комиссией под председательством А. А. Жданова. Этот учебник на первых порах сыграл положительную роль в разработке концепции курса истории СССР для школы, правда, скорее для средней, чем для начальной. Для учащихся начальной школы этот учебник оказался малодоступным.

Конец 1930-х и начало 1940-х гг. были периодом освоения новых школьных учебников истории, усиленного повышения исторической и методической квалификации учителя, которому впервые приходилось преподавать совершенно новые курсы истории. В то же время это был период накопления важных методических наблюдений над педагогическим процессом, в ходе которого учителя должны были дать учащимся основы исторической науки.

Серьезные изменения в содержании школьного исторического образования произошли в период Великой Отечественной войны. Обращение к патриотическим традициям, завещанным лучшими представителями предшествующих поколений, было поставлено во главу всей учебно-воспита-тельной работы. Определяя задачи преподавания истории в условиях войны, объяснительная записка к школьным программам указывала, что «на учителя возлагается задача - воспитать юношей и девушек как подлинных патриотов, безгранично любящих нашу Родину, на героических традициях прошлого народов СССР и прогрессивного человечества». Вместе с тем предлагалось «воспитывать в учащихся чувство священной ненависти к фашистским захватчикам, вероломно вторгшимся в нашу страну, временно захватившим часть нашей территории и осквернившим ее своими неслыханными злодеяниями» [13].

Первым шагом на этом пути явилось внесение изменений в школьные программы, а затем и в учебники с целью усиления связи преподавания с жизнью страны, суровой действительности и мужественной борьбой советского народа. В программах и учебниках существенно расширился круг вопросов, раскрывающих героическую борьбу русского и других народов Советского Союза против иноземных поработителей и показывающих высокие образцы отечественного военного искусства, роль и значение полководцев. Рекомендовалось в процессе преподавания выделять и наиболее подробно рассматривать темы и разделы курсов, отдельные сюжеты, помогающие осмыслению не только исторического прошлого страны, но и событий Великой Отечественной войны Советского народа против фашистских захватчиков [п].

Таким образом, за годы Великой Отечественной войны произошли существенные изменения в содержании и направленности школьных курсов истории. В программах и учебниках увеличился объем и удельный вес разделов, тем, имеющих принципиальное, определяющее значение для усиления военно-патриотического воспитания школьников.

Послевоенные годы были временем наибольшего подъема советской исторической науки, и это благотворно действовало на подготовку кадров учителей истории. Исторические факультеты педагогических институтов и университетов давали теперь более высокий уровень исторического образования, чем в довоенное время, что в свою очередь повышало качество преподавания истории в школе и создавало одно из важных условий развития историко-методической науки. В методике преподавания истории выдвинулись в качестве важнейших такие вопросы, как воспитание мар-

ксистско-ленинского мировоззрения, формирование отдельных исторических понятий и понимания исторического процесса в целом, самостоятельная работа учащихся, связь истории с современностью, психологические основы исторических восприятий учащихся и др.

Система школьного исторического образования, сложившаяся в начале 30-х гг., просуществовала почти без изменений до конца 50-х гг. Важнейшим событием общественно-политического характера, обусловившим обновление общественной жизни, явился XX съезд КПСС в 1956 г. Разоблачение культа личности, раскрепощение общественной мысли дали мощный толчок развитию исторической науки вообще, школьного исторического образования в частности.

Предметом особой заботы партии стало повышение идейно-теоретического уровня исторического образования. Принципиальным считалось, что «курс истории в средней школе должен способствовать выработке у учащихся, в доступной для них форме, научного понимания закономерностей истории развития общества, формировать у учащихся убеждение в неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, последовательно раскрывать роль народных масс как подлинных творцов истории, создателей материальных и духовных ценностей и значение личности в истории. Особое значение приобретало изучение вопросов современного этапа коммунистического строительства, раскрытие роли Коммунистической партии как ведущей, руководящей и направляющей силы советского общества» [9].

Преподавание общественных дисциплин в школе призвано было воспитать молодежь в духе коммунистической идейности и морали, нетерпимости к буржуазной идеологии, в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, глубокого уважения к труду и способствовать подготовке учащихся к активной общественной жизни. Главное в этом направлении виделось в преодолении известного отрыва школы от жизни, соединении обучения с общественно-полезным производительным трудом и усилении воспитательной работы школы.

Развитие получило изучение новой и новейшей истории как зарубежных стран, так и Отечества. Новые подходы в преподавании общественных дисциплин определили характер изучаемого периода. С другой стороны, если сопоставить результаты реформы с тем, что планировалось, то очевидно -перестройка исторического образования не выполнила поставленных перед ней задач. Не были полностью' реализованы демократические принципы, заложенные в директивных документах, отсутствовала необходимая учебная база для перехода к новому содержанию работы средних школ. Формальный переход к новой школьной системе и новым срокам обучения был явно поспешным и вызвал негативную реакцию как ученых, так и работников просвещения.

В результате осуществления постановления «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» в 1964 г. были созданы структуры исторических курсов как для восьмилетней, так и для средней (одиннадца-

тилетней) школы [9]. Качественно изменились принципы построения содержания исторических курсов. Если в восьмилетней школе у учащихся закладывались основы системы первоначальных знаний по истории, то на втором этапе они должны были овладеть уже более полной системой важнейших исторических фактов и понятий, усвоив главные закономерности исторического процесса. Построение исторических курсов учитывало возраст учащихся, познавательные возможности и особенности преподавания различных периодов истории. Связь истории с современностью осуществлялось через глубокое изучение новейшей истории, где особое внимание уделялось изучению программных документов партии.

Создание учебников нового поколения, отвечающих требованиям педагогической науки, явилось одним из важных условий повышения качества общего уровня исторической подготовки учащихся, обеспечения сознательного и прочного усвоения ими знаний.

Обогащение содержания исторического образования, проведенное в конце 60-х - начале 70-х гг. и нашедшее отражение в обновленных программах и учебниках, создало объективные возможности усиления воспитывающего и развивающего характера обучения, широкого применения самостоятельных видов работы в школе и дома, более раннего использования дедуктивного метода изложения материала в старших классах [5].

Однако в процессе преподавания выявились определенные трудности: программы и особенно учебники (1Х-Х кл.) оказались перегруженными усложненным и второстепенным материалом. К тому же больший объем знаний, в том числе теоретического характера, учащимся в десятилетке по сравнению с прежней 11 -летней школой приходилось усваивать за меньшее количество часов и при снижении на один год возрастного уровня.

По этой причине усовершенствование программ и учебников с целью сделать их посильными для учащихся без снижения научного уровня содержания являлось одной из основных задач, стоявших перед педагогической наукой, постоянно находилось в сфере практической деятельности ученых-историков, методистов, учителей.

В течение десятилетий в советской школе изучалась история СССР, основой курса которой была марксистская концепция смены общественноэкономических формаций. Радикальные реформы, проведенные в период перестройки, распад СССР, превращение России в суверенное государство, сложные социально-экономические и политические процессы в российском обществе в первой половине 90-х гг. кардинально изменили ситуацию. Теперь в школах изучают курс истории России. Педагогическая наука отказалась от марксизма как от универсальной теоретической модели. Появилась реальная возможность для разработки альтернативных концепций школьного исторического образования в целом и конкретных исторических курсов, были подготовлены и изданы новые учебники истории, произошли серьезные изменения в сфере образования.

В решении Коллегии Минобразования России «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» были сформулированы основные направления принципиально новой политики государства в области школьного исторического образования.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. началось введение обязательного (основного) девятилетнего образования [15]. Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру образования. Долгое время линейный принцип построения исторического образования был традиционен для советской школы. В соответствии с ним история преподавалась в 1934-1959 гг. и в 1965-1993 гг.

В соответствии с Письмом Министерства Российской Федерации «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» от 11 мая 1993 г. школа переходила с линейной структуры исторического и обществоведческого образования на концентрическую [10]. Рассматриваемый нормативный документ вводил в историческое образование принцип двух концентров: первый концентр составляла основная школа (У-1Х классы), а второй - полная средняя школа (Х-Х1 классы).

В Российской Федерации в 90-е годы XX в. в результате усилий Министерства образования РФ и прогрессивной педагогической общественности была создана новая по ключевым параметрам постсоветская система школьного исторического образования, построенная на иной, чем в СССР, идеологической основе, с иными целями и задачами, иными требованиями к учащимся и педагогам. Характерными чертами этой новой системы исторического образования можно считать:

- придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее «закрытого», ведомственного характера;

- становление государственно-общественного механизма управления системой образования вместо государственно-бюрократического характера;

- обеспечение принципа регионализации и децентрализации образования вместо унификации и централизации;

- признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;

- признание поликультурности, многонациональное™ и поликонфес-сиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.

Разумеется, далеко не все названные выше контуры российской системы школьного исторического образования получили последовательное развитие. Вместе с тем новое качество системы школьного исторического образования к концу XX в. стало реальностью, которую трудно оспаривать.

Однако многие из традиционных недостатков еще сохранились, причем все они вытекают из представления о школьном курсе истории как о сокра-

щенном варианте стандартного университетского курса. К некоторым недостаткам отнесем: 1) доминирование модели политической истории. Она по-прежнему лежит в основе вузовского преподавания и транслируется в школу. Проблематика социальной и культурной истории все еще недостаточно представлена в программе и учебниках. 2) Ориентация на заучивание фактов, а не на развитие критического мышления; особенно от этого страдает обсуждение «больных вопросов» истории, поскольку фактологическая ориентация препятствует пониманию «человеческого», морального и эмоционального содержания истории, а тем самым и развитию у школьников способности к рациональному и критическому моральному дискурсу, и др.

В связи с необходимостью значительной перестройки школьной программы по истории важнейшей задачей становится подготовка и переподготовка учителей, способных ее реализовать. Это в свою очередь требует реорганизации исторической профессии и системы профессиональной подготовки историков. Вместо обязательного, более или менее стандартного курса отечественной истории, в значительной мере повторяющего материал школьной программы, студентам может быть предложен спектр проблемно ориентированных, но достаточно широких курсов по выбору, каждый из которых способствует развитию интеллектуальных навыков, попадающих в данную компетентностную область.

Таким образом, построение эффективной системы исторического образования возможно только при условии, что будет учтено большинство факторов, определяющих тенденции развития образования в целом. Сегодня российская система среднего образования ищет оптимальные и наименее болезненные пути смены образовательной парадигмы, переходит к развивающему вариативному образованию и вместе с тем пытается обеспечить оптимальный баланс между национальными (общефедеральными, общероссийскими) ценностями, традициями и приоритетами в сфере образования, с одной стороны, и потребностями интеграции российской системы обучения в общеевропейские и общемировые образовательные процессы, с другой стороны. От результатов решения этих проблем во многом зависит наше будущее.

Библиографический список

1. Бущик, Л. П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР [Текст]/ Л. П. Бущик. - М., 1961. - 537 с.

2. Гуманитарное образование в России: мысли вслух. Выступление ректора Московского университета академика В. А. Садовничего на Всероссийской конференции «Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение». - М.: МГУ, 15 февраля 2007. - С, 13.

3. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг. Т. 1. [Текст] - М.-Л., 1947.

4. Замысловская, Е. К. Учебник истории [Текст]/ Е. К. Замысловская. - М., 1923; М. Н. Коваленский, Вчера и завтра [Текст]/ М. Н. Коваленский. - М., 1923; Н. А. Рожков, Учебник русской истории для средних учебных заведений и для

259

самообразования [Текст]/ Н. А. Рожков. - Пг., 1919; Покровский, М. Н. Русская история в самом сжатом очерке [Текст]/ М. Н. Покровский. - М., 1920.

5. Колосков, А. Г. Пути усовершенствования школьного исторического образования [Текст]/ А. Г. Колосков, П. С. Лейбенгруб // Преподавание истории в школе. -1976.-№6.-С. 29.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 2002. -С. 3-10.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. ТУ.

8. Материалы по образовательной работе в трудовой школе. Вып. 1-4. [Текст]-М., 1918.

9. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. - М., 1974.

10.0 переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования [Текст]// Преподавание истории в школе. - 1993. - № 4. - С. 45-46.

11. Панкратова, А. И. Преподавание истории в средней школе в дни Отечественной войны против германского фашизма [Текст]/ А. И. Панкратова // Исторический журнал. - 1942. - № 5. - С. 147.

12.Программы семилетней единой трудовой школы. [Текст] - М., 1921.

13. Программы средней школы. История СССР. Новая история. [Текст]- М., 1942.-С. 36.

14. Равкин, 3. И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства. 1921-1925 [Текст] / 3. И. Равкин. - М, 1959.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 150; 1997.-№47.-Ст. 5431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.