Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЭКСКУРСИЙ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЭКСКУРСИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ / ЭКСКУРСИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ЭКСКУРСИЯ / СТУДЕНТ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ВЛАДИВОСТОК / АДАПТАЦИЯ / EDUCATION / PROFESSION / PROFESSIONAL ORIENTATION / CAREER GUIDANCE / TOUR GUIDANCE / EXCURSION / CAREER GUIDANCE TOUR / STUDENT / PRIMORSKY KRAI / VLADIVOSTOK / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононов Артем Юрьевич

Выбор профессии для каждого человека - это один из наиболее важных моментов, который в решающей степени определяет дальнейший жизненный путь. Интенсивное развитие современной экономики и улучшение уровня жизни предъявляет все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека как профессионала. Хорошо подготовленные и проведенные профориентационные мероприятия содействуют устранению штампов в преподавании, реорганизуют связь теоретических знаний с жизнью, техникой, производством, способствуют профессиональному самоопределению и формированию у молодежи адекватных представлений о востребованных и перспективных профессиях в различных секторах экономики. Благодаря проведению подобных мероприятий повышается уровень профессиональной ориентации студентов, их конкурентоспособность, мобильность и информированность о состоянии рынка труда, при этом данные работы также содействуют трудоустройству студентов. В связи с этим обязательно привлечение к решению обозначенной проблемы работодателей, которые имеют непосредственное представление о сложившейся на данный момент социально-экономической ситуации. В ходе исследования был проведен анализ профориентационных работ, проводимых во Владивостокском государственном университете экономике и сервиса. Также проведено анкетирование студентов на выявление приоритетных направлений профориентационных работ. В результате исследования полученных ответов, а также в результате анализа рынка профориентационных экскурсий города Владивостока была разработана программа профориентационных экскурсий для студентов Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононов Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF ORGANIZING AND ARRANGING CAREER-ORIENTED EXCURSIONS

The choice of profession is one of the most important moments for each person. It determines the future path of life to a decisive extent. The intensive development of the modern economy and of the standards of living places ever higher demands on the individual psychophysiological characteristics of a person as a professional. Well-prepared and well-conducted career guidance activities contribute to the elimination of cliches in teaching, reorganize the relationship of theoretical knowledge with life, technology, production, contribute to professional self-determination and the formation of adequate ideas about popular and promising professions in various sectors of the economy of the city among young people. Thanks to such events, the level of professional orientation of students, their competitiveness, mobility and awareness of the labor market is increasing, and these works also contribute to the employment of students. In this regard, it is necessary to include employers who have a direct vision of the current socio-economic situation in the process of solving this problem. In the course of the study, the analysis of career guidance works carried out at the Vladivostok state University of Economics and service was carried out. Also conducted is a survey of students to identify priority areas of career guidance. The study of the replies received, as well as the analysis of the market led to the development of a program of career guidance excursions for students of the International Institute of tourism and hospitality (Vladivostok State University of Economics and Service).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЭКСКУРСИЙ»

педагогические Кононов Артем Юрьевич

науки ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ...

УДК 37.013.2

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0016

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЭКСКУРСИЙ

© 2019

Кононов Артем Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и экологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: artem.kononov@yahoo.com)

Аннотация. Выбор профессии для каждого человека - это один из наиболее важных моментов, который в решающей степени определяет дальнейший жизненный путь. Интенсивное развитие современной экономики и улучшение уровня жизни предъявляет все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека как профессионала. Хорошо подготовленные и проведенные профориентационные мероприятия содействуют устранению штампов в преподавании, реорганизуют связь теоретических знаний с жизнью, техникой, производством, способствуют профессиональному самоопределению и формированию у молодежи адекватных представлений о востребованных и перспективных профессиях в различных секторах экономики. Благодаря проведению подобных мероприятий повышается уровень профессиональной ориентации студентов, их конкурентоспособность, мобильность и информированность о состоянии рынка труда, при этом данные работы также содействуют трудоустройству студентов. В связи с этим обязательно привлечение к решению обозначенной проблемы работодателей, которые имеют непосредственное представление о сложившейся на данный момент социально-экономической ситуации. В ходе исследования был проведен анализ профориентационных работ, проводимых во Владивостокском государственном университете экономике и сервиса. Также проведено анкетирование студентов на выявление приоритетных направлений профориентационных работ. В результате исследования полученных ответов, а также в результате анализа рынка профориентационных экскурсий города Владивостока была разработана программа профориентационных экскурсий для студентов Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС.

Ключевые слова: образование, профессия, профессиональная ориентация, профориентация, экскурсоведение, экскурсия, профориентационная экскурсия, студент, Приморский край, Владивосток, адаптация.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF ORGANIZING AND ARRANGING

CAREER-ORIENTED EXCURSIONS

© 2019

Kononov Artem Yurievich, candidate of economic sciences, associate professor of the Tourism and ecology department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Street, 41, e-mail: artem.kononov@yahoo.com)

Abstract. The choice of profession is one of the most important moments for each person. It determines the future path of life to a decisive extent. The intensive development of the modern economy and of the standards of living places ever higher demands on the individual psychophysiological characteristics of a person as a professional. Well-prepared and well-conducted career guidance activities contribute to the elimination of cliches in teaching, reorganize the relationship of theoretical knowledge with life, technology, production, contribute to professional self-determination and the formation of adequate ideas about popular and promising professions in various sectors of the economy of the city among young people. Thanks to such events, the level of professional orientation of students, their competitiveness, mobility and awareness of the labor market is increasing, and these works also contribute to the employment of students. In this regard, it is necessary to include employers who have a direct vision of the current socio-economic situation in the process of solving this problem. In the course of the study, the analysis of career guidance works carried out at the Vladivostok state University of Economics and service was carried out. Also conducted is a survey of students to identify priority areas of career guidance. The study of the replies received, as well as the analysis of the market led to the development of a program of career guidance excursions for students of the International Institute of tourism and hospitality (Vladivostok State University of Economics and Service).

Keywords: education, profession, professional orientation, career guidance, tour guidance, excursion, career guidance tour, student, Primorsky Krai, Vladivostok, adaptation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из наиболее результативных форм знакомства обучающихся с состоянием рынка труда, с различными видами производства, с потребностями хозяйственного комплекса, с формами и условиями освоения профессии является профориентационная экскурсия.

Экскурсия играет значительную роль в процессе формирования интереса к профессии, так как данная форма синтезирует в себе максимальную предметность при наибольшей наглядности восприятия, что предоставляет неограниченные возможности для анализа и интерпретации полученной информации.

Анализ последних исследований и публикаций. Основы, проблемы, тенденции, ресурсы профориентации представлены в статьях О.А. Быкановой, А.К. Павловой [1], Д.В. Татьянченко [1], С.В. Паниной [3] и др. [4-11]. Задачи, содержание, технологии профессиональной ориентации в современной России представлены в материалах III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содер-Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

жание, технологии» [12]. С точки зрения формирования кадрового потенциала промышленных предприятий профориентационную деятельность анализировал Д.В. Галкин [13]. Пример анализа профориентационной деятельности в рамках деятельности конкретного ВУЗа представлен в статье Л.В. Ковалевой и Е.А. Ковалевой [14]. Аналогичный анализ в контексте конкретного направления подготовки и конкретной дисциплины представлен в работах Вишневской Е.М. [15], Полякова О.М. в своем исследовании фокусируется на особенностях реализации профориентационной деятельности в рамках реализации отдельного проекта [16].

Формирование целей статьи (постановка задания). Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость определили цель статьи, которой стала разработка программы профориентационных экскурсий для студентов Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС на основе оценки эффективности профориентационных работ, проводимых ВГУЭС, а также на основе исследования рынка профориентационных экскурсий города Владивостока.

Изложение основного материала исследования с

Kononov Artem Yurievich pedagogical

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ... sciences

полным обоснованием полученных научных результатов. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса занимается следующими видами профориентационных работ:

I) работы, направленные на привлечение абитуриентов. Данной работой занимается центр «Абитуриент», среди главных задач которого поиск и привлечение талантливых школьников и студентов, координация общеуниверситетских усилий в вопросе профориентации учеников общеобразовательных учреждений. В целом центр «Абитуриент» осуществляет следующие виды работ:

- ярмарка учебных мест;

- день открытых дверей;

- марафон профессиональных проб для старшеклассников;

- профориентационные встречи для школьников;

- профтестирование школьников;

- региональная предметная олимпиада.

II) профориентационная работа с целью профессионального самоопределения студентов. Данной работой один из занимается региональный центр «Старт-карьера». Цель центра: оказывать всестороннюю поддержку студентам в вопросах трудоустройства, осуществлять мониторинг вакансий для молодых специалистов, а также мониторинг мест практики, готовить периодические обзоры вакансий для различных категорий специалистов, осуществлять помощь в написании резюме.

Услуги центра также включают

- предоставление сведений о предстоящих мероприятий от работодателей: экскурсиях, семинарах, тренингах, мастер-классах;

- сбор предложений о вакансиях и подработке;

- рекомендации по деловому этикету, а также по правилам прохождения собеседования;

Также в рамках профориентационных работ ВГУЭС осуществляет следующие проекты:

1) приглашенный спикер - проект предназначен для студентов 2 курса и направлен на формирование представления о специфике их будущей деятельности, на мотивацию студента к изучению своей специальности, а также на выработку необходимых компетенций, востребованных на рынке труда;

2) день компании - встреча, в рамках которой обучающиеся познают специфику работы, возможности построения карьеры; получают информацию о вакансиях и требованиях к соискателям. Работодатель в свою очередь проводит необходимую оценку в виде тестирования или реальных бизнес-кейсов. Лучшие участники получают возможность трудоустроиться или пройти практику/стажировку в компании;

3) день профессии - встреча студентов с представителями определённой профессии компаний г. Владивосток и всей России, (потенциальными работодателями) с целью ознакомления со спецификой своей деятельности, получения необходимых практических знаний, умений и навыков, возможных направлениях реализации полученных знаний [12 с. 23].

4) профильный мастер-класс от работодателя - возможность услышать от профессионалов своего дела полезные советы, узнать о мельчайших, но очень важных деталях, о реалиях современного бизнеса. Но именно они и определяют скорость карьерного роста и величину успеха специалиста. Мастер-классы предназначены для неограниченного количества заинтересованных участников;

5) work-кастинг - ролевая игра для выпускников, в которой участники демонстрируют свои навыки и знания для получения вакантной должности на предприятии;

6) деловой Клуб ВГУЭС - постоянная площадка, выступающая средством свободного профессионального общения работников разного уровня и экспертного состава клуба в лице высшего звена руководителей, состо-92

явшихся предпринимателей, консультантов;

Для оценки эффективности осуществляемых профориентационных работ во ВГУЭС было проведено анкетирование (фокус-группа: 120 студентов второго, третьего и четвертого курса разных направлений подготовки). В результате анкетирования были получены следующие ответы.

На вопрос «Имели ли вы представления о своей будущей профессии до поступления в университет?» большинство опрошенных (54,8%) отметили, что до поступления в университет не имели представлений о том, кем они хотят быть в будущем.

На вопрос «Ваш мотив поступления на выбранное направление подготовки» одним из самых распространенных ответов стал ответ «собственное желание» (56 студентов или около 47%). Следующий по популярности ответ - «Наличие бюджетного места» - так ответили 39 студентов (около 33% респондентов). Еще один распространенный ответ «Получение любого высшего образования», с ним согласны 36 студентов (30% респондентов).

На вопрос «Совпадают ли ваше направление подготовки в университете с вашей желаемой будущей профессией?» большинство опрошенных (54,8%) признали, что желаемая будущая профессия не совпадает со специальностью в университете.

При ответе на вопрос «Почему у вас нет возможности учиться на том направлении, которому вы в большей степени отдаете предпочтение?» студенты отметили недобор баллов ЕГЭ, отсутствие бюджетных мест, желание родителей, отсутствие точного представления о будущей трудовой деятельности;

На вопрос «Какие из перечисленных профориентаци-онных мероприятий вам было бы интересно посетить?» 96 студентов из 120 отметили экскурсию на предприятие (также значительное число студентов при ответе на данный вопрос отметило проект «приглашенный спикер»).

При этом рынок производственных экскурсий во Владивостоке на данном этапе ограничен: предлагается всего около 35 производственных экскурсий. Большее число из них реализуют такие турфирмы как «Восток Интур», «Новый Век», «ВГУЭС Трэвел», «ДальИнфоТур», которые располагают собственным транспортом и активно сотрудничают с образовательными учреждениями города.

Анализ программы 9 самых распространенных производственных экскурсий («Молокозавод Гринагро», «Машиностроительный завод Соллерс», «Фабрика мороженого», «Завод Coca Cola», «Завод Владхлеб», «Молочная ферма в Суражевке», «Знакомство с вузами Владивостока», «Экскурсия в пожарную часть», «Мир профессий театра») выявил значительный потенциал в содержательной части реализации производственных экскурсий как инструмента профессиональной ориентации. Можно отметить, что на данном этапе такие экскурсии в значительной степени носят бессистемный характер. Разработка и проведение такого рода мероприятий в значительной степени ведется исключительно специалистами предприятий, не знакомыми с методами экс-курсоведения. В значительной степени бессистемна и долгосрочная программа производственных экскурсий, которая не в должной степени отражает учебный план и компетенции, которые студенты вырабатывают в ходе учебного процесса.

В результате на примере Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС для студентов направления подготовки «Туризм» была разработана программа профориентационных работ, представленная в таблице 1.

Предложенная программа отвечает предпочтениям студентов, высказанным в ходе анкетирования, и синтезирует использование двух методов - лекционного и практического [17-19].

Лекционный метод передачи знаний будет реа-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Кононов Артем Юрьевич ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ...

лизовываться главным образом при помощи проекта «Приглашенный спикер». Целью данного блока является сформировать представления о специфике будущей деятельности студентов, мотивировать к изучению специальности, к выработке необходимых компетенций, востребованных на рынке.

Таблица 1 - Программа профориентационных экскурсий для студентов МИТГ ВГУЭС

Практический метод обучения - это проведение экскурсий на предприятия. Профориентационные экскурсии призваны побудить молодежь к повышению активности в личном и профессиональном самоопределении, сформировать положительный настрой к трудовой деятельности, уважение к профессиям и результатам труда. Посетители в ходе экскурсионного мероприятия узнают о производственной и социально-культурной сфере, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации на предприятии.

Помимо этого на организационном этапе была разработана и подготовлена анкета, которая будет предложена до и после проведения профориентационной работы для выявления и анализа полученных знаний. Анкета до проведения мероприятий имеет 10 вопросов и отражает общее мнение студентов об учебном процессе, собственной мотивации поступления на данное направление подготовки и о необходимости внесения корректировок в учебный процесс. Анкета после проведения мероприятий раскрывает полученные знания, а также получает обратную связь от студентов о проведенной профориентационной работе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящей работе были выявлены основные направления профориента-ционной работы, проводимой во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Для подтверждения актуальности профориентационных экскурсий как инструмента профориентационной деятельности было проведено анкетирование студентов. В результате было выявлено следующее: студенты ВГУЭС выделяют именно производственные экскурсии и проект «Приглашенный спикер» как наиболее интересные профориентационные мероприятия. При исследовании рынка производственных экскурсий у туристических компаний города Владивостока были выявлены основные компании активно, реализующие экскурсии на предприятия в Приморском крае. Можно отметить, что на данном этапе проведение такого рода экскурсий в значительной степени носит бессистемный характер. В результате на примере Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС для студентов направления подготовки «Туризм» была разработана программа профориентационных работ, которая отвечает предпочтениям студентов, высказанным в ходе анкетирования, и синтезирует использование двух методов -лекционного и практического.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Быканова О.А., Павлова А.К. Виды профориентационной работы в экономическом вузе и ее эффективность // Азимут научных

исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 39-41.

2. Татьянченко Д.В Профориентация: основы, проблемы, тенденции, ресурсы. — Челябинск: НИЦ «Центруправления образовательными проектами ФГБОУВО «ЮУрГГПУ», 2016. — 55 с.

3. Панина С.В. Управление профориентационной работой в об-щеразовательной организации в условиях ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147-151.

4. Нелюбина Е.Г. Химический эксперимент, направленный на решение технических задач, как элемент профориентационной работы // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 83-85.

5. Лунина Ю.В., Саломатова С.Н. Опыт проектно-исследова-тельской деятельности старшеклассников в системе профориентации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 89-92.

6. Трифонова Т.А. Ориентации и предпочтения граждан в контексте профессионального самоопределения (на примере республики Татарстан) //Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 68-72.

7. Григорьева Е.Л., Седов И.А., Фоменков А.А. Технология мастер-класс в структуре профориентационной деятельности факультета физической культуры // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 89-92.

8. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.

9. Наумова М.В., Овсянникова О.С. Профориентационное сопровождение в вузе как условие формирования социальной мобильности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 111-114.

10. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 179-183.

11. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.

12. Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии: Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (21—22 октября 2015, г. Москва. — М.: Федеральный институт развития образования, 2015. —170 с.

13. Галкин Д.В. Профессиональная ориентация и проблемы формирования кадрового потенциала промышленных предприятий в условиях моногорода (на примере АО «УПКБ «Деталь») // Управленческое консультирование. 2017. № 3. с. 105-114

14. Ковалева Л.В., Ковалева Е.А. Особенности профориентацион-ной работы с выпускниками школ, реализуемой в Тихоокеанском государственном университете // Ученые заметки ТОГУ. 2014. №4. с. 1330-1335

15. Вишневская Е.М., Иванова А.М. Профориентация как мотива-ционный фактор подготовки студентов-переводчиков// Pedagogical Journal. 2017. №5А. С.124-134

16. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) [Электронный ресурс]/ СПС «КонультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462.

17. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 / СПС «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/136694

18. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [Электронный ресурс] / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/files/C942FA4A-5C4F-4FD9-A634-E0D1C15D3F79.pdf

19. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [Электронный ресурс] / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Режим доступа: http://nf.wsu.ru/files/DE7D8EAA-CEAB-460A-B727-F66152C19A15.pdf

Статья поступила в редакцию 19.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

№ Группа Время Экскурсии на предприятия Приглашенный спикер

1 09.09-22.09 2019 База отдыха «Маяк» Представитель компании FarPost

2 23.09-06.10 2019 Международный аэропорт Кневичи Туристическая сеть «БИЛЕТУР»

3 07.10-20.10 2019 Ингерактивная экскурсия «Голос внутри» Русское географическое общество

4 21.10-03.11 2019 Посещение музея Трепанга Представитель музея имени В.К. Арсеньева

5 БТУ-17у БТУ-18-ГК БТУ-18у 04.11-17.11 2019 Посещение «Владивостокской крепости» Представитель Туристско-ннформацио иного центра

6 18.11-01.12 2019 Государственный природный заповедник «Кедроваяпадь» Приглашенный спикер от всемирного фонда дивой природы. Амурский филиал

7 02.12-15.12 2019 Развлекательный комплекс «TIGRE DE CRISTAL» Представитель компании «Гавань-турцентр»

8 16.12-29.12 Отель «Аванга» Представитель Отеля «Аванта»

2019

9 20.01-02.02 2020 Национальный парк «Земля леопарда» Руководитель Pacific Russia Food Татьяна Заречнева «Фестиваль тайги»

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.