Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурова Валерия Яковлевна

Показано, что при работе с одарёнными детьми педагоги должны стать наставниками, которые не только готовы всегда оказать ребёнку психологическую и интеллектуальную поддержку, но и которым присуща высокая степень эмпатии и социорефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PREPARATION OF GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper shows that when working with gifted children, teachers should become mentors, who not only have to be always ready to provide the child psychological and intellectual support, but which must be characterized by a high degree of empathy and sotsiorefleksii.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 1. С. 138-141.

УДК 373 ББК 74.26

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. Я. Гурова

БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей», Орёл, Россия

Показано, что при работе с одарёнными детьми педагоги должны стать наставниками, которые не только готовы всегда оказать ребёнку психологическую и интеллектуальную поддержку, но и которым присуща высокая степень эмпатии и социорефлексии.

Ключевые слова: одарённые дети, научный потенциал, стратегия обучения.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В этом определении содержатся следующие характеристики:

1) высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одарённости;

2) высокая мотивация, т. е. стремление к той или иной деятельности;

3) сформированность эффективных способов деятельности — обучения, познания и/или творчества в указанной сфере деятельности.

Виды одарённости:

— в практической деятельности, в частности, можно выделить одарённость в ремёслах, спортивную и организационную;

— в познавательной деятельности — интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

— в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость;

— в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одарённость;

— в духовно-ценностной деятельности — ода-

рённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одарённости» можно дифференцировать на актуальную и потенциальную.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать на раннюю и позднюю.

Существует определённая зависимость между возрастом, в котором проявляется одарённость, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одарённость проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.

Основными проблемами одарённых детей являются:

1) навыки саморегуляции;

2) креативность;

3) социальные связи;

4) трудности профессионального самоопределения - специализации способностей.

Далее следует указать основные стратегии обучения одарённых детей.

И первой в этом ряду будет стратегия ускорения обучения. Все специалисты в области образования сходятся в том, что в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием должно входить своего рода ускорение.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с исполь-

зованием ускорения, следующие:

1) учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где оно будет использоваться;

2) учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

3) необходимо согласие родителей, но при этом необязательно их участие.

Признано, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с предрасположенностью к изучению иностранных языков.

Стратегия обогащения обучения включает несколько направлений:

— расширение кругозора;

— освоение знаний об окружающем мире;

— самопознание;

— углубление в предметы;

— освоение метазнаний (знаний о знаниях).

Работа с одарёнными детьми в практике обучения реализуется через:

— идею укрупнения единиц содержания за счёт содержательного обобщения (В. В. Давыдов);

— проблемное обучение (А. М. Матюшкин);

— использование опорных схем, сигналов (В. Ф. Шаталов);

— использование укрупнённых дидактических единиц (П. М. Эрдниев);

— личностно-ориентированное обучение (И. А. Якиманская);

— каникулярные формы и программы:

— для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);

— различные виды деятельности — познание себя и своих интересов;

— погружение в изучение предметов.

Таким образом, задача работы с одарёнными

детьми, в конечном итоге, формулируется следующим образом: формирование и развитие их способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности.

Основная проблема работы с особо одарёнными детьми заключается в формулировании и разработке такого психолого-педагогического метода, который учитывал бы особенности развития личности и обстоятельства формирования навыков одарённых школьников, решал бы в первую очередь проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности.

Условия успешной работы с одарёнными учащимися следующие:

1) осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

2) создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися;

3) признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в её работе;

4) включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:

— учитель для одарённого ребёнка является личностью, оперативно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым ребёнком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, должно иметь характер помощи, поддержки, должно быть недирективным;

— учитель верит в собственную компетенцию и решает возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия;

— учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, он верит в то, что они имеют положительные намерения, что им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

— учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием;

5) постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения психологической нагрузки учащихся.

Безусловно, особые требования предъявляются к педагогам, работающим с одарёнными детьми. Это должны быть не только профессионалы высочайшего класса, великолепно знающие свой предмет, обладающие высоким научным потен-

140

В. Я. Гурова

циалом, но и готовые сами к непрерывному обучению. Это учителя-наставники, которые видят в ребёнке не только воспитанника, но и коллегу, которому всегда готовы оказать психологическую и интеллектуальную поддержку. Поэтому педагогу, работающему с одарёнными детьми, должна быть присуща высокая степень эмпатии и социо-рефлексии.

Существует большое количество форм работы с одарёнными детьми: урочная и внеурочная деятельность, выработка индивидуальных образовательных траекторий, спецкурсы, проектная деятельность, создание научных обществ учащихся, участие детей в конкурсах и олимпиадном движении.

Наиболее эффективной формой выявления, поддержки и сопровождения талантливых учащихся в регионе, на наш взгляд, является Школа для одарённых детей, которая существует в Орле с сентября 1997 г. В ШОД «Интеллект» ведётся преподавание по 11 предметам, обучаются 33 группы детей, включающие около 500 школьников. Занятия проходят в течение 4 академических часов 1 раз в неделю. В школе для одарённых детей занятия ведут 27 преподавателей, из которых 1 доктор наук, 8 кандидатов наук, 4 заслуженных учителя, остальные — учителя высшей категории. Эта школа создана и функционирует на базе Орловского института усовершенствования учителей, который стал инициатором создания подобной образовательной системы.

В школу принимаются ученики 9-х классов, которые изъявляют желание поступить в неё. Обучение ведётся в течение 3 лет (9-11-е классы). Традиционно отбор проходит в форме тестирования. Так, по русскому языку предлагаются определённые лингвистические задания, а по литературе — интерпретация художественного текста. Кроме того, в школу автоматически зачисляются ученики, ставшие призёрами и победителями ежегодно проходящего в мае конкурса для учащихся 5-8-х классов «Любители русской словесности». Русский язык и литература преподаются по специальным программам углублённого изучения предметов, утверждённым на совете института.

Главная цель, которую ставят перед собой преподаватели русского языка в ШОД «Интеллект», заключается в формировании и развитии филологического мышления учащихся, популяризации филологических знаний среди школьников.

Учащиеся 9-11-х классов углубляют знания о лингвистике как науке, о языке как многофункциональной развивающейся системе, взаимосвя-

зи основных единиц и уровней языка, языковой норме, её функциях. Особое внимание уделяется истории языка, формированию умения давать исторический комментарий к языковым явлениям. Учащиеся овладевают умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций и т. д.

Личностно-ориентированный подход в обучении в ШОД «Интеллект» позволяет подготовить учащихся к различным конкурсам и олимпиадам по русскому языку, о чём свидетельствуют результаты региональных и всероссийских этапов олимпиад, на которых учащиеся ШОД из года в год занимают призовые места.

Задачами изучения литературы в нашей школе мы видим формирование настоящего читателя, обладающего не только высокими интеллектуальными возможностями и потребностями, но и высоким эстетическим вкусом, эрудицией и богатым духовным потенциалом. Наша стратегия: от филологического знания — к филологическому сознанию.

Преподавание литературы строится на линейном концепте, т. е. школьники знакомятся с историко-литературным процессом, начиная с истоков отечественной литературы (мифология, фольклор, древнерусская литература) до авторов и произведений XXI в.

Большое внимание при изучении литературы уделяется истории и теории, литературоведческой критике, знакомству с научно-исследовательскими работами по творчеству и произведениям писателей. Приоритетным направлением в преподавании является обучение филологическому анализу художественного текста. Занятия по литературе проходят в форме лекций и семинаров, творческих отчётов, защиты проектов. Кроме того, мы посещаем литературные музеи г. Орла, знакомимся с театральными премьерами, встречаемся с создателями спектаклей, участвуем в мероприятиях, проводимых библиотеками города. Наши ученики — постоянные и активные участники видеоконференцсвязи, проводимой «Гимназическим союзом России».

В течение нескольких лет прослеживается положительная динамика в подготовке учащихся ШОД «Интеллект» к заключительному этапу Всероссийской олимпиады.

Показателями результативности работы ШОД «Интеллект» являются победы в различных творческих конкурсах, участие в научных конферен-

циях, поддержка олимпиадного движения в целом. Выпускники ШОД становятся студентами престижных вузов России (МГУ, Высшая школа

экономики, МПГУ и др.), учатся в аспирантурах, защищают диссертации, сами становятся преподавателями в университетах и институтах.

Список литературы

1. Елисеев, Е. В. Архитектоника и системогенез помехоустойчивости организма спортсмена : монография / Е. В. Елисеев. Челябинск : Экодом, 2002. 256 с.

2. Кокорева, Е. Г. Закономерности гетерохронных изменений комплекса психофизиологических функций у детей с нарушениями зрения и слуха / Е. Г. Кокорева // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физ. культура. 2013. Т. 13, № 3. С. 57-62.

3. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М. : ИНЭК, 2007. С. 17-25.

4. Иванова, Н. Д. Научно-теоретические основы конструирования содержания общего среднего образования в 12-летней школе Республики Казахстан : метод. пособие / Н. Д. Иванова, М. А. Мергалиева. Алматы, 2006. С. 52.

Сведения об авторе

Гурова Валерия Яковлевна — кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой методики преподавания языков и литературы Орловского института усовершенствования учителей, Орёл, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2014. № 1. P. 138-141.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PREPARATION OF GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V. I. Gurova

Candidate of Pedagogy, Head of Department of the Methodology of Teaching Languages and Literature Orlovsky Institute of

Teachers Training, Orel, Russia

The paper shows that when working with gifted children, teachers should become mentors, who not only have to be always ready to provide the child psychological and intellectual support, but which must be characterized by a high degree of empathy and sotsiorefleksii.

Keywords: gifted children, scientific potential, training strategy.

References

1. Eliseev, E. V. Arkhitektonika i sistemogenez pomekhoustoyjchivosti organizma sportsmena [Architectonics and systemevent immunity of the body of an athlete] : monografiya / E. V. Eliseev. Chelyabinsk : Ehkodom, 2002. 256 s.

2. Kokoreva, E. G. Zakonomernosti geterokhronnihkh izmeneniyj kompleksa psikhofiziologicheskikh funk-ciyj u deteyj s narusheniyami zreniya i slukha [Patterns heterochronic changes of the complex psychophysiological functions in children with visual impairments and hearing] / E. G. Kokoreva // Vestn. Yuzhno-Uraljsk. gos. un-ta. Ser. Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kuljtura. 2013. T. 13, № 3. S. 57-62.

3. Kompetencii v obrazovanii: opiht proektirovaniya [Competence in education: experience design] : sb. nauch. tr. / pod red. A. V. Khutorskogo. M. : INEhK, 2007. S. 17-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ivanova, N. D. Nauchno-teoreticheskie osnovih konstruirovaniya soderzhaniya obthego srednego obra-zovaniya v 12-letneyj shkole Respubliki Kazakhstan [Theoretical bases of designing the content of secondary education in the 12-year-old school of the Republic of Kazakhstan] : metod. posobie / N. D. Ivanova, M. A. Mergalieva. Almatih, 2006. S. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.