Научная статья на тему 'Организационно-институциональные аспекты мониторинга как инструмента противодействия рейдерству в сфере использования земельных ресурсов'

Организационно-институциональные аспекты мониторинга как инструмента противодействия рейдерству в сфере использования земельных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙДЕРСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЙДЕРСТВУ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬ-НЫЕ АСПЕКТЫ / RAIDING / LAND RESOURCES / ECONOMIC SAFETY / THREATS OF ECONOMIC SAFETY / COUNTERACTION TO RAIDING / ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Галина Александровна, Мешков Сергей Александрович

Исследование посвящено анализу существующих угроз в сфере земельных ресурсов посредством мониторинга в контексте распространения рейдерских захватов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева Галина Александровна, Мешков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL ASPECTS OF MONITORING AS INSTRUMENT OF COUNTERACTION TO RAIDING IN THE SPHERE OF USE OF LAND RESOURCES

Research is devoted to the analysis of existing threats in the sphere of land resources by means of monitoring in a context of distribution of raider captures.

Текст научной работы на тему «Организационно-институциональные аспекты мониторинга как инструмента противодействия рейдерству в сфере использования земельных ресурсов»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСТВУ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Г. А. СЕРГЕЕВА, С. А. МЕШКОВ

Исследование посвящено анализу существующих угроз в сфере земельных ресурсов посредством мониторинга в контексте распространения рейдерских захватов.

Ключевые слова: рейдерство, земельные ресурсы, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, противодействие рейдерству, организационно-институциональные аспекты.

Современные особенности обеспечения экономической безопасности государства наиболее ярко отражаются в состоянии защищенности сферы использования земельных ресурсов, что обусловлено спецификой аграрной направленности национального хозяйства России.

Принципиальное значение в этой связи приобретет именно мониторинг сферы земельных ресурсов с целью выяснения аспектов, способствующих распространению рейдерства.

Формирование подобной системы в настоящее время вряд ли возможно без внедрения высокоэффективных технологий сбора и обработки информации. Как свидетельствует мировой опыт, информационные технологии могут оказать существенную помощь при решении многочисленных задач, связанных с планированием, прогнозом, анализом и моделированием разного рода экономических процессов.

Стремясь решить такого рода задачи, требуется разработать современные методы и средства получения, хранения, обработки и представления разнообразной информации, а также средства обмена информацией. К ним относятся методы сбора значительного объема данных по множеству показателей с весьма значительных по площади территорий. Затем необходимо представить собранные данные в цифровом виде, пригодном для использования в информационных системах. Эти системы должны объединять пространственные данные, аэро - и космические изображения, а также тематические данные по множеству параметров, представленных в картографической и табличной формах.

Такого рода системы можно использовать для выведения значительных массивов информации на экран или на твердую копию в удобных для пользователя видах. Накладывая на собранную информацию другие полученные и собранные данные, можно получать вторичный производный материал аналитического свойства [3].

Таким образом, подобный организационноинституциональный подход представляется оптимальным способ мониторинга экономического состояния сельскохозяйственных предприятий с целью выяснения фактов рейдерства и формирования механизмов противодействия.

При этом в экономической практике существуют различные варианты анализа финансового состояния предприятия. Как правило, используют два вида оценки: платежеспособности и финансовой устойчивости.

В свою очередь, платежеспособность предполагает достаточность ликвидных активов для погашения в любой момент всех краткосрочных обязательств перед кредиторами. Превышение ликвидных активов над обязательствами данного вида означает финансовую устойчивость. Для измерения платежеспособности рассчитывают три коэффициента: коэффициент ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия, общий коэффициент покрытия.

Соответственно, финансовая устойчивость предприятия определяется с помощью ряда коэффициентов: обеспеченности оборотных активов собственными источниками, автономии предприятия, финансовой устойчивости, реальной стоимости имущества, маневренности собственных

средств, финансовой зависимости. Таким образом, именно определение реального финансового состояния предприятия имеет большое значение как для его деятельности, так и для дальнейшего экономического развития.

Соответственно, реализация этих положений требует информационной поддержки, учитывающей определяющие факторы. Пространственное распределение таких параметров, их взаимодействие моделируются посредством специализированных программных средств экономического мониторинга.

Особо следует отметить тот факт, что центральное место в предлагаемой системе занимает федеральная служба, построенная по иерархическому принципу - от федерального уровня до уровня субъектов РФ. Конечно, на федеральном уровне нет необходимости часто просматривать и оперировать данными более детальными, чем региональная информация, но такая возможность все же заложена в построение системы.

Особый интерес в этой связи вызывает Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, которое устанавливает полномочия Министерства в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий, проведения мониторинга, рационального использования средств федерального бюджета для финансовой поддержки агропромышленного комплекса РФ.

Параллельно с накоплением цифровых информационных ресурсов были проведены работы по созданию новых и адаптации существующих средств программной обработки цифрового материала, отраслевой тематической информации и данных дистанционного зондирования на основе разработанной нормативной и методической документации.

Таким образом, все это позволило приступить к разработке системы дистанционного мониторинга. Система предназначена для интеграции накопленных архивных и вновь поступающих из различных источников данных с целью дальнейшей их интерпретации и предоставления выходных информационных продуктов, необходимых для поддержки принятия решений на федеральном и региональном уровнях.

Все это создает основу для их постепенного объединения в единую информационно-технологическую модель на основе общей схемы. В этой модели представлено концептуальное изложение возможностей, стратегий, направлений и задач развития информационных технологий в системе экономического управления сельскохозяйственной отраслью [2].

В хранилище данных также поступает информация по наиболее важным параметрам, статистические данные по различным показателям сельскохозяйственного производства, а также любые другие данные, имеющие отношение к сельскохозяйственной тематике (например, ценовая и экономическая информация).

Таким образом, по тем же принципам, что и федеральная, строятся и региональные информационные системы, организация которых происходит на базе региональных министерств сельского хозяйства. Отличия в построении заключаются в методе использования программных средств данных систем и наборах информационных продуктов, необходимых для функционирования региональных центров.

Исходя из всего вышеизложенного, систематический контроль позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Такого рода оценка не только дает возможность судить о его положении на данный момент, но и служит основой, необходимой предпосылкой в выработке стратегических решений по противодействию фактам рейдерства в земельно-ресурсной сфере.

Таким образом, с учетом объективных реалий, выявляемых в ходе мониторинга, представляется необходимым выработать следующие предложения:

- снять груз кредиторской задолженности с сельско-хозяйственных предприятий;

- радикально сократить диспаритет цен;

- изыскать возможности существенного увеличения кредитных ресурсов.

Кроме того, в системе мер важная роль должна принадлежать развитию арендных отношений. Так, аренда земли позволит несколько улучшить финансовую обеспеченность арендодателей и увеличить производственный потенциал арендаторов, чем противодействовать распространению рейдерства.

Таким образом, систематический контроль позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации.

В данном смысле особый интерес вызывает проведенный государством комплекс мероприятий, направленных на сбор, получение и обработку данных сельскохозяйственного назначения, на адаптацию стандартных и создание новых программных продуктов для обработки первичных данных.

Кроме того, большое внимание уделялось расширению возможностей оперативного спутникового мониторинга и подготовке различных цифровых продуктов и метаданных.

То есть, фактически, все работы ведутся в рамках общей структурно-информационной и технологической модели и направлены на последовательное построение компонентов системы мониторинга земельных ресурсов в целом [1].

Таким образом, мониторинг земельных ресурсов представляет собой один из действенных механизмов противодействия рейдерству и обеспечения экономического развития не только отдельной отрасли, но и всего государства в целом.

При этом важнейшими элементами означенного механизма обеспечения экономической безопасности следующие:

- прогнозировании социально - экономического развития государства с учетом выявленных и могущих возникнуть факторов и процессов, угрожающих экономической безопасности;

- мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности для государства;

- разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности по всем сферам и отраслям экономики;

- экспертиза проектов экономических и иных нормативов и правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиций обеспечения защищенности от внутренних и внешних угроз национальным интересам государства в области экономики.

Иными словами, означенная оценка экономической безопасности в сфере земельных ресурсов предполагает, прежде всего, оценку ресурсного потенциала, а также степень распространения рейдерства как одной из принципиальных угроз экономической безопасности современной России.

Литература

1. Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 2000.

2. Желнорович А. А. Рейдерство в России - показатель институционального дефицита российской экономики // Российская юстиция. 2007. № 8. С. 6-10.

3. Шагайда Н. И. Институциональные предпосылки рейдерства в отношении земель сельскохозяйственного назначения // Никоновские чтения. Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова. 2009. № 4. С. 376-378.

* * *

ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL ASPECTS OF MONITORING AS INSTRUMENT OF COUNTERACTION TO RAIDING IN THE SPHERE OF USE OF LAND RESOURCES

G. A. Sergeyeva, S. A. Meshkov

Research is devoted to the analysis of existing threats in the sphere of land resources by means of monitoring in a context of distribution of raider captures.

Key words: raiding, land resources, economic safety, threats of economic safety, counteraction to raiding, organizational and institutional aspects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.