К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТАМ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
С. А. МЕШКОВ
Представленное исследование посвящено анализу современного состояния противодействия рейдерству в АПК, а также необходимости совершенствования государственной экономической политики противодействия рейдерстким захватам в означенной сфере посредством согласования теоретико-прикладных подходов.
Ключевые слова: рейдерство, агропромышленный комплекс, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, противодействие рейдерству, государственная экономическая политика противодействия рейдерству в сфере АПК.
Являясь одним из проявлений теневых экономических отношений в современной экономике России, рейдерство представляет собой серьезную угрозу экономической безопасности, что обуславливает необходимость совершенствования государственной экономической политики противодействия рейдерским захватам в сфере АПК.
В целом, криминальный бизнес рейдеров отличается большой латентностью, о чем свидетельствуют материалы статистических данных, в соответствии с которыми ежегодно общее количество рейдерских атак исчисляется десятками тысяч.
По словам экспертов, доходы от этих преступлений во много раз превосходят доходы от продажи наркотиков. Потратив 1 млн руб. на корпоративный захват успешной компании, рейдер получает до 40 млн руб. прибыли. Объективность означенных данных подтверждает в частности тот факт, что в последние годы общая оценка сделок по слияниям и поглощениям на российском рынке соответственно составила 110398,9 млрд долл. [8].
Не случайно, по оценкам экспертов, доля рейдерских поглощений составляет около 40 % в общем объеме таких сделок, т. е. 55 млрд долл. в год. Соответственно, ущерб от преступной деятельности рейдеров по направленным в суд делам составил 9 млрд долл. [5].
Обращая внимание на особую степень государственной важности противодействия теневых проявлений в сфере АПК, Председатель Прави-
тельства РФ Д. А. Медведев, определил процессы рейдерских захватов в качестве правового «беспредела» [4].
В частности, по подсчетам экспертов Следственного комитета при Прокуратуре РФ, за период с 2008 по 2010 гг. суммарный ущерб от действий рейдеров составил более 4 млрд руб. [6].
Иными словами, означенное явление наносит серьезный вред национальному хозяйству России, тем самым привлекая пристальное внимание многих отечественных и зарубежных ученых. Учитывая неоднозначность такого рода явления, следует отметить отсутствие устоявшейся трактовки рейдерства в современной науке.
По сути, речь идет о том, что в современной науке до сих пор не сформирован понятийный аппарат, призванный отразить специфику рейдерства в сфере АПК, обусловленную новыми экономическими отношениями. Подобное положение дел опосредует необходимость формирования терминологического ряда, призванного отвечать не только положениям научности, но и экономическим реалиям, что в свою очередь позволит нивелировать несоответствие научной базы современной действительности.
«Рейдерство» в современном понимании, в качестве разновидности «недружественного поглощения» компаний и перераспределения собственности и корпоративных прав, появилось в США вначале XX в., обозначая успешную скупку контрольного пакета акций, зачастую при противодействии менеджмента и акционеров компании,
реорганизация предприятия и продажа его с прибылью.
Однако, в современной зарубежной практике «рейдерством» называют «недружественное поглощение» предприятий, осуществляемое в рамках закона [3].
Отечественная наука определяет в качестве рейдерства процесс, когда физическое или юридическое лицо, приобретающее компанию без согласия ее акционеров, работников, администрации, использующее в этих целях процедуру покупки на открытых торгах, агрессивно скупающее контрольный пакет акций.
Таким образом, рейдерство как социальноэкономическое явление в полной мере сформировалось к концу 90-х гг. При этом, в качестве первого этапа представляется необходимым рассматривать период с 1997 по 2002 гг., когда в экономике начали развиваться тенденции к горизонтальной и вертикальной интеграции, при которой уже активно использовались классические рейдерские схемы. Основным способом рейдерских захватов становится скупка или перехват кредиторской задолженности организации и последующее банкротство (благодаря принятому в 1998 г. новому закону о банкротстве предприятий). С конца 90-х гг. силовые захваты стали проводиться с соблюдением претензии на легитимность, с максимально возможным использованием административного ресурса.
Соответственно, начало второго этапа развития рейдерских захватов (2002-2005 гг.) связано с появлением в 2002 г. новой редакции закона о банкротстве, препятствующего использованию процесса банкротства предприятий рейдерами. При этом, предприятия малого и среднего бизнеса, а также достаточно крупные, но не входящие в олигархические консолидированные корпорации компании, в этот период отличались сильной недооцененностью активов. В то же время на рынке не было стороны, которая бы могла выступать в качестве регулятора рынка корпораций и недвижимости, так как государство устранилось от этой роли и не пыталось исправить сложившуюся ситуацию. В то же время сформировавшиеся олигархические «империи» начали постепенно легализовываться, а их основатели стали переходить к цивилизованным, классическим методам слияний и поглощений. В результате этого на рынке рабочей силы оказались безработными множество высококвалифицированных специалистов по осуществлению рейдерских захватов. Они стали формировать частные агентства корпоративных рейдеров, которые занимались захватами не только для себя лично, но и по за-
казу других компаний, которые и являлись конечными приобретателями захватываемых активов. Таким образом, в это время произошло становление корпоративного рейдерства как профессиональной деятельности.
Соответственно, третий этап (2005-2008 гг.) начался, когда деятельность рейдеров оказалась в центре внимания, как государственных органов, так и средств массовой информации. С этого периода началось возбуждение многочисленных уголовных дел, как против самих рейдеров, так и против способствующих им чиновников и судей. Эта реакция государства привела к смещению предпочтительных методов рейдеров в сторону квазизаконных, использующих недостатки и пробелы законодательства.
Особое внимание следует уделить тому факту, что наступление мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. ознаменовало начало нового этапа, проявления которого характерны для современного периода.
Таким образом, принципиальное значение в контексте вышеизложенного, имеет необходимость совершенствования государственной экономической политики противодействия рейдер-ским захватам в сфере агропромышленного комплекса.
Одним из факторов, воздействующих на распространение рейдерства в сфере АПК, являются пробелы в современном российском праве и кок следствие в несовершенстве существующей государственной экономической политики.
Особо в этой связи следует отметить, что действующее законодательство РФ не содержит официального определения терминов «рейдер», «недружественное поглощение». В частности, в отечественном гражданском законодательстве, исходя из ст. 58 Гражданского кодекса РФ, под «слиянием» понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом [1].
При этом, понятие «поглощения» отсутствует в гражданском и корпоративном законодательствах РФ и упоминается только в Указе Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г. и Распоряжении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 421/р от 04.04.02 г.
В частности, согласно пункту 5.1. Указа Президента РФ № 1392 от 16.11.1992 г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» под поглощением одного предприятия другим признает-
ся приобретение последним контрольного пакета акций первого.
Принципиальное значение в этой связи приобретает необходимость учитывать используемые в процессе рейдерства методы в рамках разрабатываемой государством государственной экономической политики противодействия рей-дерским захватам в сфере АПК
В российских условиях следует говорить о используемых рейдерами преступных методах, среди которых необходимо выделить:
- хищение акций, долей общества и его активов посредством представления в территориальные подразделения МНС, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и внесение изменений в ЕГРЮЛ, подложных документов о смене собственников, руководства общества, в целях получения формально юридической возможности совершения сделок по отчуждению его имущества;
- подделка таких документов, как протоколы общих собраний акционеров, различных договоров по отчуждению недвижимого имущества, доверенности от имени титульных собственников акций на совершение определенных действий ними, решений судов;
- завладение юридическим лицом или его активами посредством инициирования искусственных задолженностей;
- преднамеренное банкротство и др. методы.
Наряду с откровенно преступными методами, существуют так называемые противоправные манипуляции, применяемые серыми рейдерами, к которым можно отнести:
- оказание на собственников психологического давления (угрозы, шантажа) в целях их понуждения к продажи доли по заниженной цене;
- размывание пакета голосующих акций путем инициирования решения об эмиссии дополнительных акций, которые посредством определенных манипуляций распределяются подконтрольным рейдерам лицам;
- распространение в средствах массовой информации заведомо ложной информации об убытках и о возможном банкротстве компании, дискредитация руководства с последующей скупкой акций по заниженной цене;
- использование различных приемов корпоративного шантажа (гринмейла) для дестабилизации деятельности поглощаемой компании, ослабления ее позиции, а также позиции руководителей компании в целях их склонения к про-
дажи своей доли поглотителям по заниженной цене, либо уходу с руководящей должности [7].
В силу высказанных соображений, представляется возможным установить, что отсутствие единого понимания сущности явления рейдерства и его роли в социально-экономической системе общества является одной из причин малой результативности существующей в настоящее время государственной политики регулирования рейдерства и препятствует эффективному контролю данного феномена.
Однако российская специфика такова, что акции рейдерства не обходятся без административного ресурса. Поэтому одним из основных направлений противодействия рейдерству, является противодействие коррупции в сфере законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Подобное положение дел обуславливает тот факт, что для решения названной весьма серьезной проблемы, необходим поиск путей более эффективного и быстрейшего выхода из создавшейся ситуации. Недостаток средств для единовременного решения задач, в свою очередь, обусловливает объединение средств, изыскание резервов. Выход видится в разработке целевых комплексных программ нивелирования теневых экономических отношений, одним из проявлений которых являются рейдерские захваты, в сфере АПК.
Литература
1. Гражданский Кодекс РФ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994; (действ. ред. от 01.03.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Горбань С. И. Стратегия поведения корпорации на рынке в условиях слияний и поглощений // Вестник Московского университета МВД РФ. 2009. № 6. С. 61.
3. Кирпичев А. Пираты XXI века // Щит и меч. 2007. № 20.
4. Малый и средний бизнес должен стать основой для инновационного развития экономики страны: стенограмма совещания Президента РФ Д.Медведева с представителями предпринимательского сообщества // Портал «Президент России». 2010. 26 февр. URL: http ://www .kremlin. ru
5. Радыгин А. Российский рынок слияний и поглощений // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 29.
6. СКП оценил ущерб от рейдерства // Портал деловых новостей BFM.ru. 2010. 11 февр. URL: http:// bfm.ru
7. Смирнов Г. К. К вопросу о недружественных поглощениях // Как противостоять угрозе рейдерства. Н. Новгород, 2007. С. 145-146.
8. Фаенсон М. И., Пиманова А. А. Рейдерство. М., 2007. С. 19.
9. Официальный сайт МВД РФ. URL: http:// www.mvd.ru
* * *
TO THE ISSUE ABOUT IMPROVEMENT OF THE STATE ECONOMIC POLICY OF COUNTERACTION TO RAIDER CAPTURES IN THE SPHERE OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
S. A. Meshkov
The presented research is devoted to the analysis of a current state of counteraction to raiding in agrarian and industrial complex, and also to need of improvement of the state economic policy of counteraction to raider captures in the marked sphere by means of coordination of theoretic-applied approaches.
Key words: raiding, agro-industrial complex, economic safety, threats of economic safety, counteraction to raiding, state economic policy of counteraction to raiding in agrarian and industrial complex sphere.