Научная статья на тему 'Организационно-институциональная модель управления физической культурой и спортом в Республике Беларусь и Китае (сравнительный анализ)'

Организационно-институциональная модель управления физической культурой и спортом в Республике Беларусь и Китае (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
571
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
физическая культура и спорт / спортивный менеджмент / управление физической культурой и спортом / органы управления / спортивный резерв / физкультурно-спортивная организация / physical culture and sports / sports management / management of physical culture and sports / management bodies / sports reserve / physical culture and sports organization

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусинец Евгений Владимирович

в статье рассматриваются организационно-институциональные модели управления физической культурой в Республике Беларусь и Китае. Рассматриваемые модели раскрывают иерархическую структуру взаимодействия организаций физкультурно-спортивной направленности с государственными и общественными институтами управления Беларуси и Китая, а также участие данных субъектов и объектов управления в реализации государственной политики и координации работы по различным направлениям: физкультурно-спортивная работа с детьми и молодежью, национальная система подготовки спортивного резерва, а также высококвалифицированных спортсменов, физкультурно-спортивная работа с инвалидами. Представленный исследовательский материал является результатом анализа литературных источников с использованием методов анализа и синтеза, а также моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL MODEL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND CHINA (COMPARATIVE ANALYSIS)

the article discusses the organizational and institutional models of physical culture management in the Republic of Belarus and China. The models under consideration reveal the hierarchical structure of interaction of sports and sports organizations with state and public management institutions of Belarus and China, as well as the participation of these entities and objects of management in the implementation of state policy and coordination of work in various areas: physical and sports work with children and youth, features of training the sports reserve, as well as high-class athletes, physical and sports work with disabled people. The presented research material is the result of analysis of literary sources using methods of analysis and synthesis, as well as modeling.

Текст научной работы на тему «Организационно-институциональная модель управления физической культурой и спортом в Республике Беларусь и Китае (сравнительный анализ)»

УДК 339.13:796 (571.62)

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12326

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И КИТАЕ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Гусинец Евгений Владимирович

старший преподаватель, кафедры теории и методики физической культуры, аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Беларусь, г. Гомель

Аннотация: в статье рассматриваются организационно-институциональные модели управления физической культурой в Республике Беларусь и Китае. Рассматриваемые модели раскрывают иерархическую структуру взаимодействия организаций физкультурно-спортивной направленности с государственными и общественными институтами управления Беларуси и Китая, а также участие данных субъектов и объектов управления в реализации государственной политики и координации работы по различным направлениям: физкультурно-спортивная работа с детьми и молодежью, национальная система подготовки спортивного резерва, а также высококвалифицированных спортсменов, физкультурно-спортивная работа с инвалидами. Представленный исследовательский материал является результатом анализа литературных источников с использованием методов анализа и синтеза, а также моделирования.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, спортивный менеджмент, управление физической культурой и спортом, органы управления, спортивный резерв, физкультурно-спортивная организация.

ORGANIZATIONAL AND INSTITUTIONAL MODEL OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND CHINA

(COMPARATIVE ANALYSIS)

Gusinets Evgeny Vladimirovich

senior lecturer of the Department of Physical culture theory and technique, graduate student of the Department of Economic Theory and World Economy Gomel State University named after F. Skorina Belarus, Gomel

Annotation: the article discusses the organizational and institutional models of physical culture management in the Republic of Belarus and China. The models under consideration reveal the hierarchical structure of interaction of sports and sports organizations with state and public management institutions of Belarus and China, as well as the participation of these entities and objects of management in the implementation of state policy and coordination of work in various areas: physical and sports work with children and youth, features of training the sports reserve, as well as high-class athletes, physical and sports work with disabled people. The presented research material is the result of analysis of literary sources using methods of analysis and synthesis, as well as modeling.

Keywords: physical culture and sports, sports management, management of physical culture and sports, management bodies, sports reserve, physical culture and sports organization.

Не секрет, что сегодня физическая культура и спорт становятся не только объектом пристального политического внимания, обретая все признаки индустрии: превращаясь в сферу деятельности, включающую в себя производство и оказания услуг, охватывая смежные секторы и потребительскую аудиторию, но и важнейшим объектом социокультурного наследия формируя здоровое, активное и трудоспособное население страны [1,2,3]. В этих условиях исследователи всё чаще обращают внимание на проблемы управления в физической культуре и спорте [5-9].

Наряду с поступательным и планомерным развитием социума, физическая культура и спорт все глубже и шире интегрируется в различные сферы общественной жизни, становясь значимой составляющей мирового сообщества. Просто невероятное количество людей во многих странах мира стремится сегодня практиковать здоровые привычки, являющиеся неотъемлемой частью здорового образа жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями, оздоровительная гимнастика, спортивные соревнования, посещение фитнес-клубов и сауны становится обыденной реальностью высокоразвитого общества. Впечатляет также и размах развития спорта высших достижений. Сегодня этот социально-экономический феномен трансформировался в реальную индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий. Наряду с этим, физическая культура и спорт тесно вплетается в активную жизнь современного общества, становясь значимым фактором в подержании и укреплении здоровья, а также здоровой заменой вредных привычек и пристрастий [9, 10-14, 15-17].

В настоящее время, на физическую культуру и спорт в Республике Беларусь выделяются значительные средства. В 2019 расходы консолидированного бюджета на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации в процентах к ВВП составили 1,0%, что в денежном эквиваленте 1319,52 млн. рублей ВУМ (около 542,25 млн. долларов США); объем платных услуг в области физической культуры и спорта, организации развлечений и отдыха по итогам 2018 года составил 179,4 млн. рублей ВУЫ (около 74,13 млн. долларов США), что составляет около 1,5 % от общего объема услуг, оказанных населению за 2018 год [18, 19].

Ор|аны упряп- 1ШН11 ФК'иС и Рт|)6.1икс Ьслирхо.

Госуларстсниыс ор|аны )ираилгння ФКнС

Пройти РгсичЛликм Беларусь

Са«п Мннис фон РссшАлмки Кс.мруо.

Миииперсгяо тори н гури1ча СЬ

РеспуАлнкапскис ор|аиы гос) праялепня

Мгнныс Сониы лену тон

Исполнительные и распоры шгсльнмс ор| аны

1

Управления спорта н гуршма овл-нспплкочоп и Мншорнсполк'оча

О! лглы оАрашваиия. спори и туршма крайисполкомов

Спортивные к-л)(ш

Снсииалишронанныс учевно-

сноршвные \чрс'А.]гнIIм: ДКК III. ДКК ТШ, ( ДЮШОР. ПОР. КОП

Фи*к>лы)рно-оиоровн|ельныс. сиоршйныс щнIры (ФОК.ФОЦ. ФСК)

Учебно-чештяческне щщри фтнческощ щичнпаиии населения

Центры фншчесмио ноепщання и спор|а учащихся я студентов

I

Обшес! венные орины управлении ФКнС

Национальный олимпийский комитет РЬ

Паралнмннйскмн кочни-! Реси>блики Беларусь

(Ю "Белорусская споршвнаи фелерании Iл>хих"

ОО «Белорусский кочик*! СпсшналОличникс»

Профессиональные сонмы

()р1ани)янии фишчсской культу ры и спорта

I

Республиканские федерации (ассоциации, соймы) но им мм спорта

X

I

*

Республиканские фи жу л ы > р и о-снор I ивиые общества, обьмингния и общееIвен-ные ор1аин1аини

Областные фе1ерапии (ассоциации, соймы) по нн им спорI а

X

Обласшые и решональные представительства Республиканских фи |к\11.1 \ рно-снорI инпых общее I в. обье.шненнй и оГшиччвен-ных ор|иннынии

Национальные сборные кочанли по янтам спор|я

С пир I н вио-о I. юрони I С. 11.111.10 л л еря

Рисунок 1 - Организационно-институциональная модель управления физической культурой и спортом в Республике Беларусь (составлена автором на основе [20, 21])

99

Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» определяет основные компоненты системы управления физической культурой и спортом [20]. На основе анализа данного законодательного акта и знаний механизма взаимодействия физкультурно-спортивных организаций нами была разработана авторская, организационно-институциональная модель управления физической культурой и спортом в Республике Беларусь, представленная на рисунке 1.

Согласно 11 статьи Закона «регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта осуществляются системой государственных и общественных органов управления» [20]. Как видно из рисунка 1, «Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, иные республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы представляют систему государственных органов управления в области физической культуры и спорта» [20].

Общественное регулирование и управление в рамках своих полномочий в соответствии с законодательством осуществляют «Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, Паралимпийский комитет Республики Беларусь, организации, возглавляющие дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение слабослышащих Беларуси, федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, республиканские государственно-общественные объединения (в области развития технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных и иных видов спорта), профессиональные союзы» [20].

Ключевыми полномочиями в сфере физической культуры и спорта наделен Президент Республики Беларусь7, «определяющий единую здравосозидательную государственную политику, осуществляя государственное регулирование и реализацию иных полномочий, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь» [20, 22].

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь как и Президент, проводит единую государственную политику, координируя деятельность иных республиканских органов государственного управления в области физической культуры и спорта, которые находятся ниже по иерархической ступени, как это показано на рисунке 1, а также принимает непосредственное участие в разработке проектов госпрограмм развития физической культуры и спорта. Согласно своего положения8, «Министерство спорта и туризма Республики Беларусь осуществление руководства подготовкой спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в том числе координация деятельности по организации учебно-тренировочного процесса в целях подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса в спортивных организациях различных типов (видов) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; обеспечение подготовки и участия национальных и сборных команд страны по видам спорта в официальных международных спортивных соревнованиях; координация деятельности специализированных учебно-спортивных учреждений, ДЮСШ и СДЮШОР, включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в качестве обособленных структурных подразделений, определение продолжительности и установление порядка организации и проведения учебно-тренировочного процесса в них; обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; осуществление общего руководства по организации допинг-контроля; установление порядка создания и деятельности клубов

7 О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 февраля 1995 г. № 3602-ХП: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-3 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

8 Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 963 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2019. - № 943. -5/47630.

по физической культуре и спорту; развитие международного сотрудничества, представление интересов страны в международных спортивных организациях и др» [23].

Организации физической культуры и спорта в Республике Беларусь, подпадающие под юрисдикцию как государственных, так и общественных органов управления, осуществляют реализацию единой государственной здравосозидательной политики, направленной на развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди различных групп населения. «Физкультурно-спортивные организации, действующие на территории Беларуси, создают необходимые и равные условия для занятий физическими упражнениями в избранных видах спорта, содействую охране и укреплению здоровья занимающихся как для граждан своей страны, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики. Эти же условия распространяются и на участие спортсменов в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях» [24].

В Беларуси созданы прекрасные условия, для занятия физической культурой и спортом, которые обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, помогая в достижении наивысших спортивных результатов и побед в крупнейших национальных и международных соревнованиях: по состоянию на 2019 год действуют 23 232 физкультурно-спортивных сооружений из них: 149 стадионов, 55 манежей, 36 спортивных сооружений с искусственным льдом, 595 стрелковых тира, 4 517 спортивных зала, 337 плавательных бассейна, иные сооружения - 17617 [19].

Показатель обеспеченности сооружениями на каждые 100000 человек:

- все сооружения -247;

- стадионы - 1,58;

- спортивных залов - 48,0;

- бассейнов - 3,58;

- стрелковых тиров - 6,32;

- спортивных сооружений с искусственным льдом - 0,38;

- манежей - 0,58.

Физкультурно-оздоровительную работу проводят 4,6 тыс. клубов по физической культуре и спорту, в которых занимаются по месту работы, учебы или жительства 2 377,8 тыс. человек (в 2010 году - 1 585,2 тыс. человек) [18].

Важнейшая роль в развитии физической культуры и спорта в стране принадлежит специализированным учебно-спортивным учреждениям (СУСУ). Согласно статьи 23 закона Республики Беларусь от 15 января 2014 г. N 2/2123 (в ред. Закона Республики Беларусь от 09.01.2018 N 92-3) «под специализированным учебно-спортивным учреждением понимается некоммерческая организация, целью деятельности которой является подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса» [20].

«К этим учреждениям относятся: детско-юношеские спортивные школы; детско-юношеские спортивно-технические школы; специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва; специализированные детско-юношеские спортивно-технические школы; центры олимпийского резерва, а также центры олимпийской подготовки. Как видно из определения, этим учреждениям отведена основная роль в подготовке спортсменов различного уровня мастерства. В СУСУ проходят подготовку как юные спортсмены, обучающиеся в группах начальной подготовки, где закладываются основы техники избранного вида спорта, формируются и развиваются основные физические способности, закладываются волевые качества характера, так и спортсмены высокой квалификации, представляющие страну на европейском и мировом уровнях. Кроме того, на базе многих подобных учреждений осуществляется предоставление физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг для населения по месту жительства как на условиях полной или частичной оплаты, так и на бесплатной основе» [24].

Необходимо также отметить значимую роль образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Эти организации осуществляют закладку прочного фундамента будущих олимпийских наград, участвую в важной работе по формированию потребностного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также практического применения принципов здорового образа жизни. Прерогативой образовательных учреждений является возможность самостоятельного определения форм, методов, видов и средств физкультур-но-спортивных занятий, выбирая которые, зачастую приходится учитывать различные составляющие: внешние и внутренние условия, интересы, вкусы и потребности учащихся; все это, разумеется, проводится в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами и нормативами физической подготовленности.

Система подготовки кадров физической культуры и спорта в Республике Беларусь представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя средние и высшие специальные учебные заведения, послевузовское образование и разнообразные формы повышения квалификации.

Рассматривая системы управления физической культурой и спортом в зарубежных странах, особенно хотелось бы выделить Китай, страну, имеющую постоянно высокий уровень социально-экономического развития. Сегодня Китай это - ведущая мировая держава, не только в области экономики, но и в развитии физической культуры и спорта. На основе анализа научных источников [21, 25-30] нами была разработана также организационно-институциональная модель управления физической культурой и спортом в Китае (Рисунок 2).

В Китае развитием физической культуры и спорта занимается «Главное государственное управление физической культуры и спорта».

Спортивные интернаты, в КНР выступают в роли первого звена подготовки будущих спортсменов-профессионалов. Молодые спортсмены проводят здесь круглые сутки. Первая половина дня здесь посвящена изучению общеобразовательным предмета, а вторая - совершенствованию учащихся в избранном виде спорта.

Рисунок 2 - Организационно-институциональная модель управления физической культурой и спортом в Китае (Составлено автором на основе [21, 25-30)

Важнейшим условием попадания в китайскую детско-юношескую спортивную школу является прохождение жесткого отбора, включающего в себя выполнение определенных нормативов, разработанных и утвержденных для каждого конкретного вида спорта.

В общеобразовательных средних школах спорт находит свою реализацию через выбор каждым учреждением образования своей профильной спортивной дисциплины,

которую будут осваивать учащиеся на уроках физической культуры. После спортивных интернатов самых одаренных атлетов ждёт такое учебно-спортивное упреждение, как «спортивный центр провинции», развивающий обычно 2-3 вида спорта олимпийской программы. Что касается вопроса спортивного отбора в эти центры, то он осуществляется не менее двух раз в году квалифицированными тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта, которые посещают провинциальные учреждения среднего образования с этой целью.

В Своей структуре каждый центр имеет комплексную научно-исследовательскую лабораторию, которая принимает активное и непосредственное участие в отборе наиболее талантливых и одаренных юных атлетов, а также реализует комплекс контрольных мероприятий текущего и этапного характера, разрабатывая практические рекомендации в направлении планирования и корректировки учебно-тренировочного процесса, помогая тренеру осуществлять свою педагогическую деятельность на самом высоком уровне.

В структуре спортивного центра провинции присутствует также медико-биологический спортивный центр, осуществляющий свою непосредственную работу по следующим направлениям: 1) восстановление спортсменов, 2) повышение уровня работоспособности атлетов, 3) физическая реабилитация.

Самым высоким звеном в системе подготовки спортсменов является «городской спортивный центр». В столице Китая такие центры представляют собой учреждения, где в основном сосредоточены все спортсмены, входящие национальную сборную команду, укомплектованную из отобранных талантливых атлетов из провинциальных спортивных центров.

За последние 20 лет Китаю удалось добиться значительных успехов в экономическом и социальном развитии, а также в области физической культуры и спорта. Ежегодно различным спортивным федерациям выделяются значительные денежные средства, что составляет около 750 миллионов долларов США. Спорт в Китае выполняет также и социальную функцию. Согласно официальной статистике в стране более ста миллионов китайцев были признаны живущими за чертой бедности. Доходы этих граждан не превышают 1,35 доллара в день. Именно поэтому для Китая занятия спортом это один из главных социальных лифтов, способных не только помочь поправить свое финансовое положение, но принести радость и удовлетворение жизнью. Осуществляя постоянную поддержку физической культуры и спорта, правительство не только вносит вклад в завоёванное Олимпийское золото, но и повышает позитивный настрой нации.

В настоящее время Китай входит в пятерку сильнейших спортивных держав мир. За физическую культуру и спорт в Китае, как и в Республике Беларусь, отвечает отдельное структурное подразделение - Главное государственное управление физической культуры и спорта. В КНР существуют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. В стране насчитывается более 850000 стадионов. При этом, в среднем на каждые 100 тыс. человек, приходится по 0, 658 стадиона и в среднем по 1,03м2 спортивной площади на человека. Этот показатель уступает Беларуси в 2,4 раза, где на каждые 100 тыс. человек приходится 1,51 стадионов, однако несмотря на это количество занимающихся на них спортсменов превосходит в несколько раз. Около 60% жителей китайских городов систематически занимаются физической культурой и спорта в различных спортивных клубах. В Беларуси этот же показатель составляет лишь 20,9%, что почти в 3 раза меньше.

«В Китае к организации олимпийской подготовки привлечены органы государственного управления спортом - Государственная генеральная спортивная администрация спорта, Национальный олимпийский комитет и общественные организации, объединенные во всекитайское спортивное общество. Однако принципиальной особенностью руководства спортом Китая в отличие от подавляющего большинства стран является постоянный контроль со стороны руководителей коммунистической партии Китая [31]».

«Существенным моментом в организации олимпийской подготовки китайских спортсменов, выгодно отличающей ее от спорта бывшего СССР, является то, что основные центры олимпийской подготовки спортсменов находятся в структуре крупнейших физкультурных вузов. Они полностью финансируются из государственного бюджета и непосредственно подчинены Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Размещение этих школ на базе вузов снимает множество проблем и позволяет полноценно организовать процесс подготовки спортсменов, успешно сочетать учебу с занятиями спортом, эффективно решать вопросы материально-технического, научно-методического и медицинского обеспечения.

Государственная генеральная спортивная администрация в полном объеме выделяет средства, необходимые на все нужды школы, интенсивно развивает материальную базу вуза, которая используется как для нужд учебного процесса, так и для подготовки спортсменов школы. Принципиальной особенностью работы школы является постоянное обновление состава занимающихся. Ежегодно в школу зачисляется около 100 юных перспективных спортсменов в основном в возрасте 12-14 лет и столько же спортсменов, не имеющих реальных перспектив для достижения высших спортивных результатов, отчисляются из школы. В этом отношении организация работы школы близка к той системе, которая существовала в ГДР, и выгодно отличается от опыта бывшего СССР, где обновление составов занимающихся и постоянный поиск перспективного резерва происходили значительно менее интенсивно.

Существует тесная взаимосвязь деятельности школы и государственной сборной команды, тренеры школы по видам спорта поддерживают постоянную связь с тренерами сборных команд (в ряде случаев ведущие тренеры школы одновременно являются тренерами сборных команд по видам спорта), а также руководителями и ведущими специалистами соответствующих отделов по видам спорта Государственной генеральной спортивной администрации Китая. Тесно взаимодействуют и со звеном начального спорта - детскими спортивными школами, за счет которых школа высшего спортивного мастерства пополняется перспективными юными спортсменами. Детские спортивные школы финансируются и развиваются за счет провинциального бюджета.

На всех этапах развития Китайской Народной Республики физическая культура и спорт рассматриваются как средство улучшения здоровья нации, повышения производительности труда, оборонной мощи государства, а международные успехи в спорте - как способ ведения внешнеполитической борьбы, как часть революционного дела. Государственную политику в области физической культуры в Китае осуществляют Государственный комитет физической культуры и спорта, созданный в 1952 г. (ГКФКиС), и Всекитайская федерация спорта. ГКФКиС вырабатывает государственную политику, осуществляет общее руководство и координирует все физкультурно-спортивное движение страны, оказывает поддержку Олимпийскому комитету КНР, Всекитайской федерации спорта (созданной в 1949 г.), региональным органам при взаимодействии с министерствами образования, здравоохранения, обороны и другими ведомствами. Основными функциями Всекитайской федерации спорта являются разработка программ; отбор и подготовка выдающихся спортсменов; организация деятельности по международному спортивному обмену; цензура литературы в области спорта; подготовка материалов и реклама спорта; проверка состояния спортсооружений и инвентаря; организация и проведение спортивных мероприятий. В функции Олимпийского комитета КНР входят развитие и пропаганда Олимпийского движения; организационная, социальная, экономическая и информационная работа» [25-31].

В некоторых китайских университетах на экспериментальной основе введен дополнительный экзамен по физической культуре при поступлении. И туда зачисляются только, те абитуриенты, которые успешно его выдержали. В силу высокой академической планки при поступлении, которая напрямую зависит от количества желающих получить

высшее образование, в этих университетах обучаются не только самые умные, но и самые сильные, гибкие, ловкие и быстрые и выносливые студенты.

Результаты, которые были получены результате данного эксперимента в настоящее время проходят глубокий анализ с целью дальнейшего совершенствования и ещё большего и повсеместного внедрения в другие учреждения высшего образования.

Физическим воспитанием детей и подростков в Китае занимаются Министерство образования и Федерация всекитайских детских, спортивные игр. Формирования физической культуре личности в китайских средних школах отведено особое место и важная роль. Цель уроков физической культуры здесь такая же, как и в Беларуси - это формирование потребностного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание здоровых привычек, повышения двигательной активности, мотивации к здоровому образу жизни.

Помимо традиционных школьных уроков физической культуры, на которых дети их китайских семей занимаются такими традиционными для Республики Беларусь видами спорта как: спортивная гимнастика, лёгкая атлетика, игровые виды спорта (волейбол, футбол, баскетбол и др.) в форме обязательных дополнительных уроков проводятся занятия по восточным боевым искусствам и упражнениям, включающим в себя систему китайской гимнастики Цигун.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китайская система дошкольного физического воспитания также удивляет своими подходами. В отличие от белорусской системы, где в детских садах наполняемость групп составляет в среднем 20-25 детей, а иногда в микрорайонах крупных городов таких как Гомель, Минск, Гродно и др., где не-достаточное количество детских садов, детские группы превышают и 30 человек, в Китае, практически во всех городах и провинциях, не смотря на просто невероятно огромную численность постоянно рождаемых младенцев, такие группы не превышают числа 12. Это достигается за счет специально организованной государственной программы, которая предполагает выделение необходимое количество средств для строительства достаточного количества детских садов. Несмотря на то, что не все города и населенные пункты обеспечены необходимым количеством дошкольных учреждений это правило не нарушается, так как китайская система дошкольного образования направлена прежде всего на индивидуализацию образовательного процесса занимающихся, что так же сказывается положительнейшим образом и на уровне физического развития детей.

Среди основных видов физической активности учащихся преобладают игры подвижного характера, различные гимнастические и танцевальные упражнения, бег и прыжки.

На уровне школы физическая культура в КНР организована четко и сбалансировано. Физическое воспитание в школьных учреждениях ориентировано на формирование у учащихся желания постоянно заниматься физической культурой, формирование общей базы знаний о спортивной подготовке.

Не остаются без внимания и китайские дети с отклонениями в психофизическом развитии. Школьные программы, по которым занимаются дети-инвалиды по зрению, слуху, с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата разработаны таким образом, что спортивное и физическое воспитание стало для них доступно и посильно.

С увеличением часов и дополнительных видов занятий физкультуры возникла необходимость в педагогах, средствах, спортивных сооружениях, площадках для игр, что с успехом преодолевается.

Министерство образования КНР в нормативном документе «Положения о работе школьного спорта» расписало задачи, какие должны выполнять уроки физкультуры - это укрепление здоровья подрастающего поколения, развитие традиционных видов спорта в основе, которых лежат местные культурные традиции. Кроме этого, программа школьного физического воспитания направлена на выявление обрадованных детей, которые в будущем станут спортивным резервом страны.

105

Заключение. В рассмотренных системах физического воспитания видны общие и отличительные особенности. Китайская организационно-инстуциональная модель управления напоминает доработанную советскую, где комитет по физической культуре и спорту занимает ведущую роль и многолетней системе отбора уделяется большое внимание. Одной из ярких существенных особенностей китайской спортивной системы является централизованная административная и управленческая структура, с хорошо выстроенной мощной одной из самых эффективных в мире трех-уровневой систем отбора и тренировки спортивных талантов. Также стоит подчеркнуть высокий уровень индивидуализации в китайской системе физического воспитания: начиная с дошкольных учреждений, где количество детей в группах не превышает 12 человек и заканчивая университетами, где уже сегодня внедряется обязательный вступительный экзамен по физической культуре на любую специальность, позволяя тем самым проверить действующую модель в работе.

Белорусская система физического воспитания в отличие от китайской не выделяется уклоном в сторону индивидуализированного подхода. Нет здесь и обязательных дополнительных спортивных и гимнастических школьных уроков. Модель управления физической культурой и спортом опирается на систему государственных и общественных органов управления, в которой важную роль играют Министерство спорта и туризма и НОК Беларуси. Система отбора не имеет такой четкой централизации как в Китае, однако, так-же позволяется достаточно эффективно производить отбор талантливых спортсменов во многих культивируемых в стране видах спорта за счет, того, что к работе квалифицированных тренерских кадров, в последнее время, активно подключилась спортивная наука, представленная рядом научно-исследовательских лабораторий областей и г. Минска.

Список литературы:

1. Енченко И. В. Значение услуг физической культуры и спорта в жизни общества // Формирование и развитие инновационного потенциала на рынке труда региона: межвузовский сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 245-250.

2. Енченко И.В., Гусинец Е.В. Анализ развития спортивно-оздоровительных услуг в России и за рубежом // Детско-юношеский туризм: образовательные технологии: сборник научных трудов по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2017. - С. 77-86

3. Гусинец Е.В. Физическая культура и спорт как социально-экономическое явление в национальной экономике Республики Беларусь // Известия Гомельского гос. унта им. Ф. Скорины. -2016. -№ 5 (98). - С. 107-111.

4. Husinets Е. V., Kostjuchenko V. F., Vryblevsky Е. Р. Management of training process of the qualified sprint runners on the basis of miometrical indicators of muscular system //Uchenye zapiski universiteta imeni PF Lesgafta. - 2012. - T. 87. - №. 5. - Pp. 30-34.

5. Попова А. О. Тенденции развития услуг физической культуры и спорта //Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - №. 9. - С. 84.

6. Prystupa Y., Zhdanova О., Chekhovska L. Analysis of the market of physical culture and health services in Lviv // Slobozhanskyi herald of science and sport. - 2017. - №. 6 (62). - Pp. 72-76.

7. Скидан А. А. Изучение мотивации женщин зрелого возраста к оздоровительным занятиям шейпингом // Наука-2020. - 2016. - №. 1 (7). - С.22-27

8. Скидан А.А. Оптимизация психофизиологического состояния женщин среднего возраста в процессе занятий оздоровительным шейпингом / А. А. Скидан [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 165-168.

106

9. Енченко И.В. Развитие услуг сферы физической культуры и спорта в России: Дисс.. к-та эконом, наук. - Санкт-Петербург, 2015. - 199 с.

10. Гусинец Е. В. Особенности потребительских предпочтений жителей г. Гомеля в выборе физкультурно-оздоровительных услуг // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. БИТУ. - Минск, 2018. - Вып. 8. - С. 194-203.

11. Гусинец Е. В. Особенности потребительских предпочтений, занимающихся в фитнес-клубах г. Гомеля // Эпоха науки. - 2020. - №. 22,- С.96-108

12. Гусинец Е.В., Енченко И.В. Особенности рынка услуг физической культуры в Российской Федерации и в Республике Беларусь // Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. - 2017. - № 2 (101). - С. 158-162.

13. Гусинец Е.В., Казанцева, Н.С., Дергунова, Н.В. Физическая культура и спорт в экономике и жизни общества Республики Беларусь // Современное состояние проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, МИИТ, - М.: Издательство «Перо», 2016. -С.70-74.

14. Гусинец Е. В., Мисюра А. А. Государственно-частное партнерство как институт развития физической культуры и спорта в стране // Современное состояние проблемы и перспективы развития отраслевой науки: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, МИИТ, - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 234-236.

15. Ягелло А. В., Мисюра А. А. К проблеме формирования здорового образа жизни студентов ГГУ им. Ф. Скорины // В сборнике: Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 266-272.

16. Misjura A., Vrublevskiy Е. Formation of pupilssports knowledge in day-care centers // Current problems of physical training and technique sports trainings. - 2018,- №3 (7). - Pp.74-80.

17. Мисюра А. А. Мониторинг физкультурных знаний учащихся 2 классов групп продленного дня. Наука и спорт: современные тенденции. Т. 22. №.1.- 2019. - С. 4752.

18. Физическая культура и спорт в Республике Беларусь : стат. сб. / Белстат. -Режим доступа: http://dataportal.belstat.gov.by/Indicators/Search. - Дата доступа: 03.09.2020

19. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2018 // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2019. -https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/index_14636/. - Дата доступа: 03.09.2020.

20. О физической культуре и спорте: Закон Респ. Беларусь 4 янв. 2014 г., № 1253 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск. - 2018.

21. Репкин С. Б. Экономика игровых видов спорта в Республике Беларусь: стратегия развития и организационно-методический инструментарий ее реализации : Дис. ... д-ра экон. наук. 08.00.05. - Минск. - 2017. - 233 с.

22. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 февраля 1995 г. № 3602-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-3 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск. - 2020.

23. Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 963 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2019. - № 943. - 5/47630.

24. Гусинец Е.В. Особенности развития отрасли "Физическая культура и спорт" в Республике Беларусь // Экономика и банки. 2019. №1. URL: www.cyberleninka.ru. - Дата доступа: 03.09.2020.

25. Hastie Р., Ни A., Liu Н., Zhou S. Incorporating Sport Education within a physical education sports club in China // Curriculum Studies in Health and Physical Education. -2020. - Pp. 1-16.

26. Qian W. Influence and Enlightment of Big Data Era on Physical Education and Sports Development of China //Wushu Studies. - 2017. - №. 8. - P.50.

27. Репкин С. Б. Механизм управления физической культурой и спортом в Китае // Науч. тр. Белорус, гос. экон. ун-та ; редкол.: В. Н. Шимов [и др.]. - Минск, 2015. -С. 298-303

28. Сагалеев А.С., Дуринов А.Е., Хамаганов Б.П Азиатская модель управления физической культурой и спортом //Вестник Бурятского государственного университета. -2011,-№13,- С. 130 -135

29. Соловьев А. А. Закон Китайской Народной Республики "О физической культуре и спорте" // Спорт: экономика, право, управление. - 2011. - №. 3. - С. 28-32.

30. Yue W. Research on the Development Path of Chinese Fitness Clubs //Journal of Health Science. T. 6. -2018. - Pp. 390-391.

31. Репкин С. Б. Организационно-экономическая модель спорта в Китае // Весн.

Беларус. дзярж. экан. ун-та. -2015. -№ 1. - С. 119-125.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.