ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ЭО1: 10.21045/1811-0185-2024-9-52-59 УДК 614.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ИНТРАОКУЛЯРНЫХ ЛИНЗ ПРИ ХИРУРГИИ КАТАРАКТЫ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Г.Г. Зигангареева а: , О.И. Королева ь, Д.К. Хусаинова с
а, ь, с ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия;
а Казанская государственная медицинская академия - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Казань, Россия.
а https://orcid.org/0000-0001-9495-4777; ь https://orcid.org/0000-0002-1512-8723; с https://orcid.org/0000-0002-9407-024X.
И Автор для корреспонденции: Зигангареева Г.Г.
АННОТАЦИЯ
Актуальность. В современных условиях ценностно-ориентированное здравоохранение предусматривает предоставление медицинскими организациями медицинской помощи надлежащего качества при обязательном контроле ее стоимости. Результаты лечения, важные для пациента, становятся не менее значимыми, чем клинические показатели эффективности и оплата медицинских услуг вне зависимости от профиля оказания медицинской помощи. Постепенная смена парадигм систем здравоохранения с патерналистической на человекоцентричную модель потребовала изменений организационных, законодательных и финансовых подходов при внедрении здоровьесберегающих технологий здравоохранения.
Цель исследования: анализ действующей организационно-правовой, финансовой и клинических моделей хирургического лечения пациентов с возрастной катарактой, астигматизмом и разработка предложений для реализации права выбора пациентом интраокулярных линз с учетом его современных ожиданий от результатов лечения.
Материалы и методы. Использовались статистический и аналитический методы (методы контент-анализа, методика экспертных оценок, методы анализа и синтеза).
Результаты. Представлен анализ законодательства при организации оказания и финансировании медицинской помощи взрослому населению по профилю «Офтальмология», рассмотрены гарантии государства при использовании медицинских изделий - видов интраокулярных линз, имплантируемых в организм человека при хирургическом лечении старческой катаракты, астигматизме. Систематизированы клинические модели заболевания с учетом частоты и кратности предоставления медицинских услуг и перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, описаны профессиональные, медико-экономические, медико-правовые и репутационные риски при реализации права выбора пациентом интраокулярных линз при лечении офтальмологической патологии. Разработаны предложения по изменению клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи при старческой катаракте и астигматизме и совершенствованию оплаты офтальмологической помощи. Выводы. Переход на ценностно-ориентированное здравоохранение требует консолидации усилий всех структур отрасли здравоохранения для достижения наилучших результатов лечения офтальмологических заболеваний и повышения клинической эффективности, связанной с выбором интраокулярных линз при хирургическом лечении взрослых по профилю «Офтальмология».
Ключевые слова: ценностно-ориентированное здравоохранение, интраокулярные линзы, катаракта, астигматизм Для цитирования: Зигангареева Г.Г., Королева О.И., Хусаинова Д.К. Организационно-финансовые аспекты выбора интраокулярных линз при хирургии катаракты в условиях ценностно-ориентированной системы здравоохранения. Менеджер здравоохранения. 2024; 9:52-59. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-9-52-59
Введение
Современные тенденции развития мировых систем оказания медицинской помощи требуют от российского здравоохранения выхода на принципиально новые уровни организации. Учитывая широкое внедрение высокотехнологичных
и инновационных методов диагностики и лечения, возникает необходимость в оптимизации финансовых затрат, совершенствовании системы контроля качества медицинской помощи с акцентом на контроль конечного исхода лечения [1]. В управлении системами здравоохранения во всем мире
© Зигангареева Г.Г., Королева О.И, Хусаинова Д.К., 2024 г.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №9
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
наблюдается качественный переход от ориентированности на врача к ориентированности на пациента и его родных. Вектор развития современного здравоохранения - повышение качества и ценности медицинской помощи для пациента, сохранение баланса эффективности как клинических показателей, так и финансовых издержек на оказание медицинской помощи [2]. Принципы ценностно-ориентированного здравоохранения могут использоваться в различных процессах организации и оплаты медицинских услуг, в том числе при принятии решений о закупках медицинских изделий с позиций наилучшего результата для пациента.
Ценностно-ориентированный подход является особенно востребованным при оказании хирургической офтальмологической медицинской помощи. Рост продолжительности жизни, значительная доля населения старше трудоспособного возраста сопровождаются социально значимыми заболеваниями глаза, прежде всего катаракты [3]. В современных условиях для пациентов старшей возрастной группы актуальным является как сохранение зрения, так и обеспечение высокого качества зрительных функций, возможность полноценной работы на близком расстоянии при чтении и использовании компьютера [4, 5].
Современные публикации активно освещают вопросы хирургии катаракты и клинические возможности коррекции нарушений рефракции [6, 7]. Согласно клиническим рекомендациям «Катаракта старческая» (2020 г.) единственным действенным эффективным и радикальным способом лечения катаракты является удаление помутневшего хрусталика с имплантацией интраокулярной линзы, при
этом наиболее растространенным хирургическим методом удаления является ультразвуковая факоэ-мульсификация.
Учитывая, что катаракта встречается в большинстве случаев у лиц пожилого возраста, представляющих собой социально-незащищенную группу населения, вопрос выбора интраокулярной линзы при оперативном лечении катаракты в рамках обязательного медицинского страхования является актуальным и востребованным.
Материалы и методы
Проведен анализ документов системы законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, регулирующих оказание медицинской помощи по профилю «Офтальмология» и принципы оплаты оказанных медицинских услуг, использовались статистический и аналитический методы (методы контент-анализа, методика экспертных оценок, методы анализа и синтеза).
Результаты
На сегодняшний день нормативное регулирование оказания офтальмологической медицинской помощи в Российской Федерации можно отразить в трех взаимосвязанных составляющих: организационной, финансовой и клинической (рис. 1).
Медицинская помощь при болезнях глаза и его придаточного аппарата включена в базовую программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [8]. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Рис. 1. Нормативно-правовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю «Офтальмология» в Российской Федерации
Рис. 2. Виды ИОЛ, входящие в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р
зЯо
стоимость расходных материалов, а, следовательно, и медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, включена в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. В Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, входят различные интраокулярные линзы (далее - ИОЛ).
Стоит отметить, что на сегодняшний день отсутствует конкретизация кодов ИОЛ: в частности,
к коду медицинского изделия 161200 «Линза интра-окулярная для задней камеры глаза, псевдофакич-ная» относятся как монофокальные, так и мультифо-кальные и торические ИОЛ с широким диапазоном стоимости (рис. 2). Анализ действующих нормативных правовых актов показал, что при оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования возможно применять как бюджетные (монофокальные), так и дорогостоящие виды линз (мультифокальные, торические).
Каким образом реализуется выбор ИОЛ с точки зрения клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи? (таблица 1).
Таблица 1
Клинические аспекты выбора интраокулярных линз в хирургии катаракты
Клинические рекомендации «Катаракта старческая»
— Пациентам для коррекции афакии и уменьшения уровня сферических аберраций рекомендованы монофокальные асферические ИОЛ.
— Торические ИОЛ для коррекции афакии рекомендованы пациентам с роговичным астигматизмом от 1,25 Дптр.
— Мультифокальные торические ИОЛ показаны при роговичном астигматизме от 1,0 Дптр.
— Пациентам без соп. глазной патологии в случае их пожелания не использовать очковую коррекцию рекомендована имплантация мультифокальных
ИОЛ.
Клинические рекомендации «Астигматизм»
— Рекомендуется имплантация интраокулярной линзы (A16.26.094) — факичных тори-ческих ИОЛ взрослым пациентам с астигматизмом и аметропией более 8,0 Дптр.
— Рекомендуется ФЭК с имплантацией торической ИОЛ взрослым пациентам с астигматизмом при удалении катаракты и при рефракционной замене хрусталика с целью достижения высокой некорригированной остроты зрения после хирургического вмешательства.
Стандарт медицинской помощи при старческой катаракте (Приказ Минздрава России от 07.12.2020 г. № 1293н)
Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека:
— ИОЛ для задней камеры глаза, псевдофакичная — частота 0,37.
— ИОЛ с фиксацией к радужной оболочке — 0,0049.
— ИОЛ с иридокапсулярной фиксацией — 0,0051.
— ИОЛ переднекамерная, псевдофакичная — 0,0051.
Стандарт медицинской помощи при астигматизме (Приказ Минздрава России от 02.02.2022 г. № 45н)
Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека:
— ИОЛ для задней камеры глаза, факичная — частота 0,011.
— ИОЛ для задней камеры глаза, псевдофакичная — 0,0068.
— ИОЛ для задней камеры глаза, псевдофакичная, с увеличенной глубиной фокуса — 0,0045.
Мападег №9
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
Отметим, что ИОЛ для задней камеры глаза, псевдофакичная, с увеличенной глубиной фокуса, входит в стандарт медицинской помощи при астигматизме, но не входит в стандарт медицинской помощи и клинические рекомендации при катаракте.
В 2024 году оказание медицинской помощи с проведением хирургического лечения катаракты за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается по тарифам клинико-статисти-ческих групп заболеваний (далее - КСГ) в условиях стационара и дневного стационара (таблица 2).
Учитывая, что размер базовой ставки на 2024 г. в различных регионах России в среднем составляет 28,0-30,0 тыс. рублей, очевидно, что тариф КСГ с имплантацией ИОЛ не покрывает существующую стоимость дорогостоящих мультифокальных и тори-ческих интраокулярных линз.
Между тем с увеличением продолжительности жизни прогнозируется и рост числа больных катарактой. В Республике Татарстан распространенность катаракты в 2023 г. составила 1445,2 на 100 тыс. населения (РФ - 2041,3 на 100 тыс.насе-ления). Ожидания современного пациента старшей
возрастной группы после проведения хирургического лечения катаракты направлены на активное долголетие, высокое качество жизни (чтение, вождение автомобиля, использование гаджетов), отказ от очковой коррекции вблизи и отсутствие побочных оптических эффектов после имплантации ИОЛ. Данным ожиданиям отвечают мультифокаль-ные и торические интраокулярные линзы, в связи с чем формируется проблема выбора ИОЛ в рамках ОМС и реализации прав пациента (рис. 3).
Пациенту с катарактой, отсутствием астигматизма при его желании не использовать очковую коррекцию после хирургического лечения, на сегодняшний день возможно предложение факоэ-мульсификации катаракты с имплантацией ИОЛ в рамках платных медицинских услуг. Решение вопроса путем софинансирования не урегулировано действующими нормативными актами, так как невозможно выделение стоимости имплантированного медицинского изделия из тарифа КСГ. Представление в ОМС услуги A16.26.093 «Фако-эмульсификация без интраокулярной линзы. Фа-кофрагментация, факоаспирация» с имплантацией
Таблица 2
Распределение видов оперативного лечения катаракты по КСГ в стационарных условиях и условиях дневного стационара
Вид операции Наименование КСГ
Стационар Дневной стационар
А16.26.093.002 Факоэмульсификация с имплантацией ИОЛ. $121.009 Операции на органе зрения (факоэмуль-сификация с имплантацией ИОЛ), КЗ* - 1,24. с1$21.007 Операции на органе зрения (факоэмуль-сификация с имплантацией ИОЛ), КЗ - 2,04.
А16.26.093 Факоэмульсификация без ИОЛ. Факофрагментация, факоаспирация А16.26.094 Имплантация ИОЛ. $121.004 Операции на органе зрения (уровень 4), КЗ - 1,19. с1$21.005 Операции на органе зрения (уровень 4), КЗ - 2,01.
' КЗ - коэффициент затратоемкости.
ПАЦИЕНТ
ФЭК с ИОЛ
ОМС
Монофокальная
ИОЛ
Раек: убыток, стоимость ИОЛ> тарифаКСГ
Мультифокалъная, торическая ИОЛ
При наличии медицинских показаний (KP -
астигматизм)
нарушение прав пациента, жалобы
При отсутствии медицинских показаний и желании пациента
Платные услуги?
Peck: не реализовано нормативное регулирование
Рис. 3. Алгоритм выбора ИОЛ и возможные риски при оказании медицинской помощи в рамках ОМС
ИОЛ, приобретенной за счет средств пациента, противоречит требованиям методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования [9], согласно которым кодирование медицинского вмешательства по коду услуги A16.26.093 возможно только при наличии противопоказаний к имплантации интраокулярной линзы, отраженных в первичной медицинской документации.
Проблема выбора ИОЛ для хирургического лечения катаракты в ОМС перед медицинской организацией несет следующие риски:
1) профессиональные риски — риски некачественного оказания медицинской помощи, отсутствие реализации ожиданий пациента от хирургического лечения катаракты;
2) медико-экономические риски — риск убытков при применении дорогостоящих линз, не восполняемых тарифом КСГ; штрафные санкции в случае жалоб пациентов; судебные издержки;
3) медико-правовые риски — риск несоблюдения прав пациентов; отсутствие четкого регулирования использования ИОЛ в ОМС;
4) репутационные риски — освещение неблагоприятных событий в СМИ; негативный имидж медицинской организации.
Среди финансовых рисков отметим нарушения, выявляемые в ходе медико-экономической экспертизы в ОМС, в части взимания платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, входящую в базовую либо территориальную программу ОМС (код дефекта 2.9), приобретения пациентом в период оказания медицинской помощи медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека (код дефекта 2.10) [10].
Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования предусмотрены способы увеличения стоимости КСГ, в частности выделение подгрупп в составе КСГ с учетом классификационных критериев, в том числе дополнительно устанавливаемых субъектом РФ. Эти способы реализованы в части субъектов РФ. Так, согласно Тарифному соглашению системы ОМС Красноярского края выделены отдельные подгруппы КСГ для факоэмульсификации с имплантацией гидрофильной ИОЛ (КЗ — 1,13), с имплантацией гидрофобной ИОЛ (КЗ — 1,39), с имплантацией прочих ИОЛ (КЗ — 1,50) [11].
Заключение
Проведенный анализ возможности применения имплантируемых медицинских изделий (ИОЛ) в рамках ОМС выявил медико-правовые, финансовые, репутационные риски и необходимость доработки нормативного регулирования в системе оплаты медицинских услуг по ОМС. С учетом принципов ценностно-ориентированного здравоохранения представляются актуальными следующие предложения:
1. Внесение дополнений в клинические рекомендации «Катаракта старческая»:
- пациентам без сопутствующей глазной патологии (возрастная макулярная дегенерация, глаукома, СД, патология роговицы, амблиопия и др.), в случае их пожелания не использовать очковую коррекцию при чтении и работе на близком расстоянии, рекомендовано рассмотреть возможность имплантации мультифокальных ИОЛ с рефракционной целью;
- в разделе «Организация медицинской помощи» операция в условиях круглосуточного, дневного стационара и амбулаторных условиях.
2. Включение в стандарт медицинской помощи при старческой катаракте в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, виды линзы «326130 ИОЛ для задней камеры глаза, псевдофакичная, с увеличенной глубиной фокуса».
3. Оптимизация способов оплаты медицинской помощи с имплантацией ИОЛ:
- разработка на федеральном уровне новых КСГ с повышенным коэффициентом затратоемкости (пример: «Операции на органе зрения (ФЭК с имплантацией мультифокальных/торических ИОЛ)»);
- выделение на региональном уровне подгрупп в рамках КСГ с повышенным коэффициентом затратоемкости с учетом правил выделения и применения подгрупп Комиссией по разработке территориальной программы ОМС субъекта РФ.
В заключении отметим, что совершенствование организационно-финансовых основ выбора пациентом ИОЛ при наличии клинических показаний, определяемых врачом-офтальмологом, будет способствовать формированию ценностно-ориентированного здравоохранения в хирургии возрастной катаракты и астигматизма, взаимодействию медицинских и экономических структур в системе охраны здоровья граждан и обеспечению их активного долголетия с качественными и комфортными зрительными функциями.
—1 5Б
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 9
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Камынина Н.Н., Полищук Н.С. Ценностно-ориентированное здравоохранение: систематизация инструментов и методов (обзор литературы) // Здравоохранение Российской Федерации. -2022. - № 6(66). - С. 444-450. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-6-444-450
2. Мусина Н.З., Омельяновский В.В., Гостищев Р.В. и др. Концепция ценностно-ориентированного здравоохранения// Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фар-макоэпидемиология. - 2020. - № 4. - С. 438-451. https://doi.org/10.17749/2070-4909/ farmakoekonomika.2020.042
3. Коняев Д.А., Попова Е.В., Титов А.А. и др. Распространённость заболеваний глаза у пожилых - глобальная проблема современности // Здравоохранение Российской Федерации. -2021. - № 1 (65). - С. 62-68. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-1-62-68
4. Клюшникова Е.В., Хурцилава О.Г., Латария Э.Л., Даутова З.А. Качество жизни пациентов после факоэмульсификации катаракты с имплантацией трифокальной интраокулярной линзы // Вестник офтальмологии. - 2020. - № 6. - С. 195-201. https://doi.org/10.17116/oftalma2020136062195
5. Бикбов М.М., Исрафилова Г.З., Гильманшин Т.Р. и др. Катаракта как причина нарушения зрения: эпидемиология и организация хирургической помощи (по данным исследования «Ural Eye and Medical Study») // Здоровье населения и среда обитания. - 2022. - № 1. - С. 7-13. https://doi. org/10.35627/2219-5238/2022-30-1-7-13
6. Егоров А.Е., Мовсисян А.Б., Глазко Н.Г. Современная хирургия катаракты. Нюансы и решения // Русский медицинский журнал. Клиническая офтальмология. - 2020. - № 3. - С. 142-147. Доступно по: https://www.rmj.ru/artides/oftalmologiya/SovreiTiennaya_hirurgiya_katarakty/?ysdid=l z16e5cvwv110076280 (Дата обращения: 25.07.2024 г.) https://doi.org/10.32364/2311-7729-2020-20-3-142-147
7. Чупров А.Д., Бегун Д.Н., Лосицкий А.О. и др. Сравнительная оценка эффективности методов коррекции астигматизма при хирургии катаракты // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2020. - № 2. - С. 678-683. Доступно по: https://ssmj.ru/2020/2/678 (Дата обращения: 25.07.2024 г.).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 г. № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Доступно по: http://publication. pravo.gov.ru/ document/0001202312290105?ysclid=lz16o4m37p194760555 (Дата обращения: 25.07.2024 г.).
9. Письмо Минздрава России от 19.02.2024 г. № 31-2/200 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» (вместе с «Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», утв. Минздравом России № 312/200, ФФОМС № 00-10-26-2-06/2778 19.02.2024 г.)». Доступно по: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_470284/ (Дата обращения: 25.07.2024 г.).
10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 г. № 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения». Доступно по: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202105140041?ysclid=lz16w1zmsq558081730 (Дата обращения: 25.07.2024 г.).
11. Тарифное соглашение системы обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2024 год (утв. 27.12.2023 г., г. Красноярск). Доступно по: https://www.krasmed.ru/content/18137/ page.html (Дата обращения: 25.07.2024 г.).
№ 9 Manager /Менеджер
2024 Zdravoochranenia / здравоохранения
ORIGINAL PAPER
ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL ASPECTS OF CHOOSING INTRAOCULAR LENSES IN CATARACT SURGERY IN A VALUE-BASED HEALTH CARE SYSTEM
G.G. Zigangareeva a , O.I. Koroleva b, D.K. Khusainovac
a b- c State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E.V. Adamyuk, Kazan, Russia; a Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia, Kazan, Russia.
a https://orcid.org/0000-0001-9495-4777; b https://orcid.org/0000-0002-1512-8723; c https://orcid.org/0000-0002-9407-024X.
H Corresponding author: Zigangareeva G. G.
ABSTRACT
Relevance. In modern conditions, value-based healthcare provides for the provision by medical organizations of medical care of appropriate quality with mandatory control of its cost. Treatment outcomes that are important to the patient become no less significant than clinical performance indicators and payment for medical services, regardless of the profile of medical care. The gradual change in paradigms of healthcare systems from a paternalistic to a person-centric model required changes in organizational, legislative and financial approaches when introducing health-saving healthcare technologies.
Purpose of the study: analysis of the current organizational, legal, financial and clinical models of surgical treatment of patients with age-related cataracts, astigmatism and development of proposals for the implementation of the patient's right to choose intraocular lenses, taking into account his modern expectations from the results of treatment.
Materials and methods. Statistical and analytical methods were used (content analysis methods, expert assessment methods, analysis and synthesis methods).
Results. An analysis of the legislation in organizing the provision and financing of medical care to the adult population in the field of ophthalmology is presented, and state guarantees for the use of medical products - types of intraocular lenses implanted into the human body for the surgical treatment of senile cataracts and astigmatism - are considered. Clinical models of the disease are systematized, taking into account the frequency and frequency of provision of medical services and the list of medical devices implanted into the human body, professional, medico-economic, medico-legal and reputational risks are described when exercising the patient's right to choose intraocular lenses in the treatment of ophthalmological pathology. Proposals have been developed to change clinical recommendations, standards of medical care for senile cataracts and astigmatism, and improve payment for ophthalmological care.
Conclusions. The transition to value-based healthcare requires the consolidation of the efforts of all structures of the healthcare industry to achieve the best results in the treatment of ophthalmic diseases and increase the clinical effectiveness associated with the choice of intraocular lenses in the surgical treatment of adults in the field of ophthalmology. Key words: value-based healthcare, intraocular lenses, cataracts, astigmatism.
For citation: Zigangareeva G. G, Koroleva O. I., Khusainova D. K. Organizational and financial aspects of choosing intraocular lenses in cataract surgery in a value-based heatth care system. Manager Zdravoohranenia. 2024i 9:52-59. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-9-52-59
REFERENCES
1. Kamynina N.N., Polishchuk N.S. Value-based health care: alignment the tools and methods (literature review) // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. - 2022. - № 6(66). - C. 444-450. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-6-444-450
2. Musina N.Z., Omelyanovskiy V.V,, Gostischev R.V. et al. Concept of value-based healthcare // Farmakoe-konomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya - 2020. - № 4. - P. 438-451. https:// doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2020.042
3. Konyaev D.A., Popova E.B., Titov A.A., Agarkov N.M., Yablokov M.M., Aksenov V.V. The prevalence of eye diseases in the elderly population is a global problem of modernity // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. -2021. - № 1 (65). - P. 62-68. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-1-62-68
4. Klyushnikova E.V, Hurtzilava O.G., Latariya E.L., Dautova Z.A. Quality of life of patients after phacoemulsification with implantation of trifocal intraocular lens // Vestnik oftal'mologii. - 2020. - № 6. - P. 195-201. https:// doi.org/10.17116/oftalma2020136062195
5. Bikbov M.M., Isragilova G.Z, Gllmanshin T.R. et al. Cataract as a cause of visual impairment: epidemiology and organization of surgical care (based on data of the Ural Eye and Medical Study) // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. - 2022. - № 1. - P. 7-13. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-1-7-13
6. Egorov A.E, Movsisyan A.B., Glazko N.G. State-of-the-art cataract surgery. Nuances and solutions // Russkij medicinskij zhurnal. Klinicheskaya oftal'mologiya. - 2020. - № 3. - P. 142-147. Available at: https://www.rmj. ru/articles/oftalmologiya/Sovremennaya_hirurgiya_katarakty/?ysclid=lz16e5cvwv110076280 (Accessed: July 25, 2024.) https://doi.org/10.32364/2311-7729-2020-20-3-142-147
—1 58
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 3
ZdrevoochreneniB 2024
7. Chuprov A.D., Runner D.N, Lositsky A.O. et al. Comparative evaluation of the effectiveness of astigmatism correction methods in cataract surgery // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal- 2020. - № 2. - P. 678-683. Available at: https://ssmj.ru/2020/2/678 (Accessed: July 25, 2024.).
8. Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2023 No. 2353 «On the Program of state guarantees for the free provision of medical care to citizens for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312290105?ysclid=l-z16o4m37p194760555 (Accessed: July 25, 2024.).
9. Letter of the Ministry of Health of Russia of February 19, 2024 No. 31-2/200 «On methodological recommendations on methods of payment for medical care at the expense of compulsory medical insurance funds» (together with the «Methodological recommendations on methods of payment for medical care at the expense of compulsory medical insurance funds», approved by the Ministry of Health of Russia No. 31-2/200, FFOMS No. 00-10-26-2-06/2778 on 19.02.2024). Доступно по: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_470284/ (Accessed: July 25, 2024.).
10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of March 19, 2021 No. 231n «On approval of the Procedure for monitoring the volumes, timing, quality and conditions for the provision of medical care under compulsory medical insurance to insured persons, as well as its financial support.» Available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105140041?ysclid=lz16w1zmsq558081730 (Accessed: July 25, 2024.).
11. Tariff agreement of the compulsory medical insurance system of Krasnoyarsk Krai for 2024 (approved on 12.27.2023, Krasnoyarsk). Available at: https://www.krasmed.ru/content/18137/page.html (Accessed: July 25, 2024.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Зигангареева Гульназ Галимзяновна - канд. мед. наук, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка»; доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением КГМА-филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Казань, Россия.
Gulnaz G. Zigangareeva - candidate of medical sciences, deputy Chief Physician for organizational and methodological work, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of health of the Republic of Tatarstan named after professor E. V. Adamyuk»; Associate Professor of the Department of Public Health, Economics and Healthcare Management of the Kazan State Medical Academy - Branch Campus of the FSBEIFPE RMACPE MOH Russia, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Королева Ольга Ильгизовна - канд. мед. наук, заведующая отделом по организационно-методической и клинико-экспертной работе ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия.
Olga I. Koroleva - candidate of medical sciences, head of the department for organizational-methodological and clinical-expert work, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E. V. Adamyuk», Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
Хусаинова Дина Камилевна - канд. мед. наук, главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан им. профессора Е.В. Адамюка», г. Казань, Россия.
Dina K. Khusainova - candidate of medical sciences, Chief Physician, State Autonomous Health Institution «The Republican Clinical Ophthalmic Hospital of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan named after Professor E.V. Adamyuk», Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
№ 3 Manager
2024 ZdrevoochrBnenie ,
'Менеджер
здравоохранения