Научная статья на тему 'Организационно-экономический метод улучшения обучения и конкурентоспособности студентов при трудоустройстве'

Организационно-экономический метод улучшения обучения и конкурентоспособности студентов при трудоустройстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ / ECONOMY / INDIVIDUAL LEARNING PATHS / COMPETITIVENESS OF GRADUATES IN EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радченко С.С.

Разработан организационно-экономический метод для улучшения обучения и конкурентоспособности студентов при трудоустройстве даже без изменений учебных планов и программ дисциплин и дополнительных бюджетных расходов. Это может быть обеспечено на основе: 1 - нового способа обучения студентов по индивидуальным траекториям, который обеспечит получение ими нужных при трудоустройстве практических навыков и опыта работы до получения диплома; 2 - разработки и реализации индивидуальных целевых программ повышения конкурентоспособности выпускников при поиске работы; 3 - более активного участия родителей в планировании и обеспечении целевой подготовки студентов и школьников к более успешной жизни; 4 - использования нового многофункционального учебно-тренировочного модульного комплекса для улучшения обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC METHOD OF IMPROVING TEACHING AND COMPETITIVENESS OF STUDENTS IN EMPLOYMENT

Developed organizational and economic method to improve training and the competitiveness of students for employment even without changes curriculum disciplines and additional budget expenditures. This can be achieved on the basis of: 1 a new way of teaching students on individual trajectories, which will ensure that they receive relevant employment skills and work experience before graduation; 2 development and implementation of individual programs targeted improving the competitiveness of graduates in finding a job; 3 greater involvement of parents in planning and providing targeted training students and pupils to a successful life; 4 use a new multifunctional training complex to improve learning.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический метод улучшения обучения и конкурентоспособности студентов при трудоустройстве»

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

С.С. Радченко

Разработан организационно-экономический метод для улучшения обучения и конкурентоспособности студентов при трудоустройстве даже без изменений учебных планов и программ дисциплин и дополнительных бюджетных расходов. Это может быть обеспечено на основе: 1 - нового способа обучения студентов по индивидуальным траекториям, который обеспечит получение ими нужных при трудоустройстве практических навыков и опыта работы до получения диплома; 2 - разработки и реализации индивидуальных целевых программ повышения конкурентоспособности выпускников при поиске работы; 3 - более активного участия родителей в планировании и обеспечении целевой подготовки студентов и школьников к более успешной жизни; 4 - использования нового многофункционального учебно-тренировочного модульного комплекса для улучшения обучения. Ключевые слова: экономика, индивидуальные траектории обучения, конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве.

Проблема оценки качества высшего образования и его повышения является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации, а понятие «качество образования» не имеет общепринятого определения, так как все участники образовательного процесса и заинтересованные лица вкладывают в него свой смысл [1]. Причём в условиях современной экономики актуальны проблемы [2]: 1 - несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации выпускников требованиям работодателей; 2 - дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Необходимо срочно разработать и внедрять новые методы улучшения обучения студентов с учётом потребностей рыночной экономики и их будущего трудоустройства, так как:

- Министерство образования и науки Российской Федерации сделало результаты трудоустройства выпускников вузов в первый год после получения ими дипломов одним их аккредитационных показателей вузов, а также поставило перед педагогическими вузами задачу сильно улучшить практическую подготовку студентов без увеличения времени их обучения, в том числе за счёт организации их оплачиваемой работы во время учёбы;

- выпускникам без опыта и стажа работы трудно устроиться на хорошие должности.

Поскольку качество образования представляет собой ценность для конкретного потребителя, то его оценивают величиной человеческого капитала, получаемого в процессе получения образования [3-6]. Формирование человеческого капитала связано с приобретением умений, навыков и развитием способностей человека в течение всей его жизни [5].

Поэтому инновационно-ориентированное профессиональное образование должно: быть согласовано с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития регионов; базироваться на интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности при реализации основных образовательных программ различных уровней и дополнительных профессиональных образовательных программ; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в условиях новых типов организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и других [7].

Это подтвердил и анализ анкет и двух видов резюме (в настоящее время и желательного к окончанию вуза), которые два года заполняли все студенты третьего и четвертого курса пяти факультетов Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (далее - ТГПУ им. Л.Н. Толстого) во время изучения ими дисциплин «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных учреждениях» и «Охрана труда на предприятиях».

Например, после обработки указанных анкет этих студентов было установлено, что:

- многие студенты, желающие работать в реальном секторе экономики (на предприятиях, в организациях, фирмах и т.д.), плохо представляют и не планируют свою будущую работу и карьеру, а поэтому и не готовятся к трудоустройству на конкретных должностях;

- обычно студенты и их семьи откладывают выбор мест работы в реальном секторе экономике на период перед окончанием вуза или после него, а затем хотят использовать для поиска работы «счастливый случай», любые возможности, знакомства, «связи» и т.д.;

- студенты не знают способов уменьшения своих затрат и рисков при поиске работы;

- большинство должностей, указанных студентами в анкетах или позволяющих получить желательный для них уровень зарплаты в реальном секторе экономики, являются руководящими и требуют наличия навыков и большого стажа работы на таких же должностях;

- многие хотят работать в офисах, но не знают, как и за счёт чего смогут зарабатывать;

- многие студенты хотят получать зарплаты, которые в несколько раз превышают типичные для фирм регионов зарплаты на выбранных ими должностях, однако совсем не представляют, как они могут заработать для фирмы хоть что-то. А это опасно, так как их резюме с такими запросами по зарплате не заинтересуют работодателей, которым действительно нужны специалисты, но могут привлечь внимание мошенников, способных их обмануть.

Анализ многих материалов на сайтах по трудоустройству (www.hh.ru, www.Rabota.ru,www.Superjob.ru, www.Job.ru) показал, что трудоустройство выпускников очень затрудняют:

- отсутствие у них стажа и опыта работы на аналогичных должностях;

- неумение показать работодателям выгодные им преимущества своего образования;

- невозможность заполнить все разделы их резюме важной для работодателя информацией, которая доказывает готовность соискателя сразу же начать эффективно работать.

Поэтому выпускникам даже ведущих вузов трудно устроиться на хорошие должности, хотя многие хозяйственные субъекты постоянно имеют вакансии для опытных специалистов.

Традиционные для России методы потребуют для решения перечисленных проблем больших изменений учебных планов и программ, много времени и финансовых средств.

Поэтому одним из лучших способов повышения качества обучения студентов очной формы обучения с учётом законов рыночной экономики является создание условий для их работы по специальности до окончания вуза с получением навыков, опыта и стажа работы.

Традиционными методами обеспечить это при рыночной экономике трудно, так как:

- многие работодатели в реальном секторе экономики используют студентов как дешёвую рабочую силу на работах, которые мало полезны для их будущего трудоустройства;

- высшим учебным заведениям трудно помогать своим студентам очной формы обучения в поиске во время их обучения полезной для повышения их конкурентоспособности работы или подработки, которая не будет мешать учёбе и позволит получить нужные навыки и опыт, так как свободных рабочих мест у них мало, а связи с работодателями недостаточны;

- работодателей обычно интересуют опытные работники, способные сразу приносить выгоду и «отрабатывать» их зарплату, поэтому студентам трудно получить хорошую работу;

- студентам трудно самим определить, какая работа будет полезна для их дальнейшей учёбы и для повышения конкурентоспособности после вуза, а тем более - самостоятельно использовать её с максимальной пользой для подготовки хорошего резюме, портфолио и т. д.

Поскольку при рыночной экономике собственники хозяйственных субъектов сами определяют свои затраты на обеспечение охраны труда, которые снижают рентабельность, при изучении дисциплин «Охрана труда», «Охрана труда на предприятиях», «Охрана труда на производстве» и «Охрана труда в образовательных учреждениях» студенты узнают о том, что:

1 - для получения любой работы с хорошими условиями труда, гарантированной выплатой зарплаты и социальными гарантиями надо иметь трудовой договор с работодателем, который в этом случае обязан их обеспечить в соответствии с действующим законодательством;

2 - в связи с этим и с наличием 1300 нормативных актов по охране труда, выполнение требований которых обходится дорого, работодатели в реальном секторе экономики стараются официально принимать на работу лишь тех, кто доказал умение работать и приносить прибыль;

3 - для официального трудоустройства на привлекательные должности с хорошими условиями труда и его охраны и с максимально возможной зарплатой обычно надо заинтересовать работодателя хорошим резюме, в котором заполнены все разделы и показано наличие знаний, опыта и стажа работы с похожими функциями, в том числе работы в настоящее время, что выпускникам вузов дневной формы обучения традиционными методами обеспечить трудно;

4 - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беременные женщины и имеющие детей хорошо защищены в случаях их официального трудоустройства, однако при поиске работы женщинами возможна дискриминация по гендерному фактору, поэтому студенткам надо лучше готовиться для получения ими хорошей официальной работы.

Облегчить решение этих проблем может созданная ТГПУ им. Л.Н. Толстого в соответствии с Федеральным Законом № 217-ФЗ инновационная фирма - ООО Инновационно-внедренческое учебно-производственное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятельности, экономия» (далее - ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»), которая подготовлена для:

- выполнения функций бизнес-инкубатора нового для России типа с учётом лучшего опыта знаменитых Кембриджского и Лидского университетов Великобритании [8];

- предоставления студентам учебно-тренировочной работы по самоокупаемым договорам, которые согласно требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации к инновационным фирмам вузов могут выполняться по направлению «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» с рекламой и внедрением продукции для обучения, безопасности жизнедеятельности, экономии и комфорта, особенно описанного в [9] нового многофункционального учебно-тренировочного модульного комплекса для улучшения обучения и помощи студентам, школьникам и их семьям.

Для обеспечения этого разработан и подготовлен для использования организационно-экономический метод усиления мотивации студентов изучать самые нужные им в будущем дисциплины и целенаправленно получать практические навыки, опыт и стаж работы с выполнением ими функций, которые повысят их конкурентоспособность при трудоустройстве.

Основные особенности этого организационно-экономического метода следующие:

1 - ознакомление студентов с методами улучшения обучения, возможными проблемами при поисках работы и с мировым опытом целевой подготовки молодёжи к хорошему трудоустройству за счёт лучшего использования потенциала школ, вузов и семей обучаемых;

2 - создание условий для использования обучаемыми в целях улучшения знаний и получения практических навыков не только имеющегося в школах и вузах оборудования, но и:

- современной продукции, которую их семьи уже используют в повседневной жизни;

- имеющихся у всех обучаемых мобильных телефонов, компьютеров и других вещей;

3 - создание условий для того, чтобы обучаемые без дополнительных расходов школ и вузов могли изучать больше видов современной продукции и эффективнее использовать её;

4 - предоставление заинтересованным студентам возможностей без рисков и своих финансовых затрат получать практические навыки и опыт использования социологических и маркетинговых исследований для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве;

5 - повышение качества обучения и конкурентоспособности молодёжи за счёт более эффективного использования некоторых видов современной продукции, которые большинство семей уже имеют или хотят иметь, что позволит избежать дополнительных затрат вузов и школ.

Например, в связи с обучением в ТГПУ им. Л.Н. Толстого в основном девушек подготовлена возможность обеспечивать получение ими за счёт данного организационно-экономического метода лучших знаний, полезных практических навыков и опыта использования:

- цветов и растений для улучшения микроклимата, интерьера, охраны здоровья и т.д.;

- лучшего мирового опыта планирования и обеспечения улучшения обучения детей.

Обеспечить это можно за счёт практической помощи заинтересованным студенткам в изучении и получении уникальных растений и их целевой научно-исследовательской работы.

Преимущество данного организационно-экономического метода - в возможности массово использовать его для повышения качества обучения студентов и их конкурентоспособности при будущем трудоустройстве без дополнительных затрат вуза и их семей, так как:

1 - все студенты без каких-либо их финансовых затрат могут получить возможности:

- раньше задуматься о своём трудоустройстве и выбрать привлекательную должность;

- быстро разработать своё резюме в настоящее время и к получению диплома, оценить его привлекательность для будущих работодателей и принять решение о его улучшении;

- проверить свой интерес, способности и готовность к различным видам деятельности;

- ознакомиться с некоторой современной продукцией и научиться правильно применять её для себя, проведения культурно-просветительской деятельности, маркетинга и т.д.;

2 - заинтересованные в лучшем будущем и карьере студенты могут более эффективно:

- использовать потенциал вуза и своих семей для повышения конкурентоспособности при будущем трудоустройстве за счёт разработки и реализации индивидуальных целевых программ повышения конкурентоспособности и обучения по индивидуальным траекториям с учётом лучшего мирового опыта (самостоятельно или с помощью ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»);

- научиться оценивать и повышать экономическую результативность своей будущей работы и лучше использовать это для получения практических навыков, опыта и дохода;

- больше узнать об особенностях трудоустройства на выбранные ими должности, получить привлекательное для работодателей резюме, лучше подготовиться к собеседованиям.

При использовании этого метода многие студенты, обратившиеся в ООО ИВУПП «ЭБЖЭ», могут повысить до получения диплома конкурентоспособность при трудоустройстве на привлекательные должности за счёт получения интересующих работодателей знаний, практических навыков, опыта и стажа работы и подготовки хороших резюме и портфолио.

Реально обеспечить это с пользой для учёбы и будущего многих студентов без пропусков ими занятий можно, если запланировать и выполнить указанные ниже мероприятия.

1. Мероприятия для правильного выбора привлекательной будущей работы, соответствующей интересам, способностям и запросам студента.

Эти мероприятия важны, так как для трудоустройства надо знать будущую должность, выполняемые функции и требования работодателей к соискателям.

1.1. Получение материалов для самооценки конкурентоспособности при трудоустройстве и для планирования мероприятий для её правильного повышения без больших затрат.

1.2. Выбор должности после окончания университета и своей возможной зарплаты.

1.3. Заполнение студентом двух вариантов резюме (в настоящее время и возможного к получению диплома в случае, если не использовать этот организационно-экономический метод).

1.4. Проверка способностей и интереса студента к различным видам работ с предоставлением ему возможностей даже зарабатывать деньги без риска и значительных затрат времени.

1.5. Самооценка студентом своих способностей и готовности приносить финансовую выгоду работодателю и зарплаты, которую ему смогут заплатить по итогам его работы.

1.6. Обоснованный выбор студентом с учётом способностей своих планов на будущее:

а - получить работу, не связанную с прямыми продажами товаров и услуг (в бюджетной сфере, в том числе в системе образования, и т.д.);

б - найти работу, связанную с прямыми продажами товаров и услуг;

в - научиться законно повышать свой доход и привлекательность для окружающих на любой будущей работе с учётом лучшего мирового опыта.

1.7. Определение главных для студента приоритетов и его мотиваций, чтобы учесть их в целях лучшего оказания ему практической помощи и повышения качества обучения.

1.8. Разработка проекта интересующего работодателей резюме, которое студент может иметь к получению диплома в случае разработки и реализации индивидуальной целевой программы повышения его конкурентоспособности и индивидуальной траектории его обучения.

1.9. Разработка индивидуальной целевой программы повышения конкурентоспособности и индивидуальной целевой траектории дальнейшего обучения на основе лучшего использования возможностей ТГПУ им. Л.Н. Толстого и семьи даже без значительных финансовых затрат.

1.10. Подготовка целевой научно-исследовательской работы студента в целях улучшения его дальнейшей учёбы, конкурентоспособности при трудоустройстве и будущей жизни.

2. Мероприятия для изучения и использования лучшего мирового опыта обеспечения получения молодёжью особенно необходимых при рыночной экономике практических навыков, полезных хобби и опыта без больших финансовых затрат и каких-либо рисков и проблем.

2.1. Получение минимальной (базовой) комплектации описанного в [9] многофункционального модульного комплекса, которая включает:

- электронную учебно-методическую справочную базу данных (в настоящее время она уже включает 1200 папок и 8600 файлов объём 500 Мегабайт) о трудоустройстве, работе и подготовке к ним, содержащую описание должностей, сотни образцов резюме и т. д.

2.2. Изучение и применение лучшего мирового опыта в целях заметного повышения:

- качества обучения, мотивации учиться и возможностей заработка;

- привлекательности резюме для работодателей за счёт получения уже при учёбе знаний, навыков, опыта и стажа работы с такими же функциями;

- конкурентоспособности при поиске работы и будущем трудоустройстве.

2.3. Анализ возможностей получить практические навыки, опыт, дополнительный доход и стаж работы за счёт более эффективного использования потенциала своей семьи.

3. Мероприятия для получения интересующих работодателей знаний, практических навыков, опыта и стажа работы в ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» при своих минимальных расходах.

3.1. Изучение и применение методов получения максимума пользы от учёбы в ТГПУ им. Л.Н. Толстого с учётом лучшего зарубежного опыта целевой поддержки молодёжи.

3.2. Выбор и получение при дальнейшей учёбе практических навыков и опыта:

- улучшения обучения и подготовки молодёжи к будущему успеху;

- культурно-просветительской работы с молодёжью, а также с родителями;

- применения цветов и декоративных растений для улучшения охраны труда, интерьера и подготовки молодёжи к успеху (подготовка и размещение в резюме фотографии выпускника на фоне выращенных с его участием редких цветов и описание этого опыта в резюме и портфолио позволяет привлечь внимание рекрутеров, большинство которых женщины).

3.3. Выбор организационно-экономического механизма получения необходимых практических навыков с максимумом пользы для студента.

3.4. Получение практических навыков, опыта и стажа работы по выбранной тематике, в том числе с получением учебно-тренировочной работы по трудовым договорам в ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» (на хозрасчётной основе).

3.5. Подготовка трудовых договоров и актов приемки-сдачи работ.

3.6. Изучение и применение зарубежного опыта использования различной современной продукции для законного повышения своего дохода в любое время, конкурентоспособности при трудоустройстве и экономии.

3.7. Получение интересующих работодателей документов о повышении студентом квалификации и итогах работы в ООО ИВУПП «ЭБЖЭ».

4. Подготовка привлекательных для работодателей резюме и портфолио (презентации достижений) и к различным видам собеседований (интервью) при будущем трудоустройстве.

Чтобы резюме сильно заинтересовало работодателей, необходимо:

- иметь привлекательную фотографию и сопроводительное письмо;

- заполнить все разделы резюме конкретной и важной информацией;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- иметь навыки, опыт и стаж работы по аналогичной тематике с похожими функциями;

- показать наличие в настоящее время похожей по функциям работы;

- показать умение зарабатывать деньги и «отработать» свою будущую зарплату.

4.1. Получение работы по договорам в ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» с выполнением функций, аналогичных функциям на выбранной студентом должности, в том числе до получения им хорошей официальной работы после вуза, а при необходимости - и после этого (для повышения авторитета и доходов). Это важно, так как некоторые выпускники долго не могут найти хорошую официальную работу и не могут показать в резюме, что они делали после окончания вуза.

4.2. Подготовка привлекательных для работодателей резюме и портфолио, а также к собеседованиям (интервью) для официального трудоустройства на выбранной должности.

4.3. Отработка эффективных методов общения с работодателями и покупателями, которые позволяют изменить ситуацию в свою пользу, используя зарубежный опыт и технические средства. Это поможет избегать проблем на собеседованиях и заметно увеличивать продажи.

4.4. Демонстрация в резюме и портфолио важнейших результатов своей работы и опыта.

Описанная выше работа и разработка данного метода выполнены потому, что анализ показал [8] способы решения указанных проблем без больших дополнительных расходов:

- во-первых, предоставив студентам, как и в знаменитых университетах Великобритании [8], возможность выбора двух вариантов обучения:

1 - традиционное обучение, используемое в настоящее время во всех странах мира;

2 - обучение по индивидуальным целевым траекториям, при котором каждый студент выбирает наиболее важные для своего будущего дисциплины, глубину их изучения и темы курсовых работ и проектов, что очень сильно:

- облегчает и улучшает учёбу студентов и их мотивацию для неё;

- улучшает конкурентоспособность на рынке труда, карьеру и будущую зарплату;

- во-вторых, предоставив желающим студентам очной формы обучения возможность учебно-тренировочной работы по самоокупаемым трудовым договорам для получения нужных для трудоустройства знаний, навыков, опыта и стажа работы в ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»;

в-третьих, формируя у школьников начиная с любого возраста полезные хобби и практические навыки за счёт улучшения использования потенциала их семей и школы.

Использование данного метода позволит студентам получить следующие преимущества.

1. Студенты могут изучить и использовать методы улучшения учёбы и подготовки к трудоустройству без изменений существующих программ обучения по федеральным образовательным стандартам, а затем учить им других, используя данный модульный комплекс [9].

2. Обучение по индивидуальной траектории позволит заинтересованным студентам выбирать интересующие работодателей темы ряда курсовых и их дипломных работ, чтобы:

- сделать приложение к своему диплому более полезным для будущего трудоустройства;

- учиться легче, лучше, интереснее и с большей пользой для повышения своей конкурентоспособности, так как в последующих курсовых и в дипломной работах можно использовать часть материалов из предыдущих и сделать их научно-исследовательскими и реальными;

- получить необходимые для хорошего трудоустройства знания, навыки и умения.

3. Разработанный новый организационно-экономический метод позволяет:

- предоставить студентам разные варианты организационно-экономического обеспечения успешного участия в такой программе - от быстрого получения дохода без каких-либо своих финансовых затрат до выполнения выбран-

ных ими мероприятий на основе самоокупаемости;

- лучше использовать возможности любой семьи для улучшения подготовки студентов и школьников к хорошему трудоустройству и успеху и их защиты от возможных при рыночной экономике рисков и проблем с учётом лучшего мирового опыта и специфики России (это особенно важно, так как описанные в [9] итоги анкетирований показали, что большинство семей не сможет помочь детям в трудоустройстве традиционными методами);

- научить желающих студентов любых специальностей и курсов без рисков повышать свой законный доход, конкурентоспособность при трудоустройстве и имидж за счёт более эффективного использования их обучения в ТГПУ им. Л.Н. Толстого и реальной помощи им;

- улучшить шансы студентов быстрее найти хорошую работу после окончания вуза за счёт предоставления им возможностей показать себя работодателям с хорошей стороны на основе использования для этого лучшего опыта знаменитых зарубежных университетов [8].

В результате описанной выше работы созданы условия для того, чтобы с 2014 года оказывать помощь заинтересованным студентам очной формы обучения, особенно факультета технологий и бизнеса, в целях лёгкого получения ими нужных в будущем знаний, практических навыков и опыта работы с максимумом пользы для учёбы и без пропусков занятий.

Это позволит заинтересованным студентам очной формы обучения:

1 - знакомиться с лучшим мировым опытом подготовки молодёжи для успеха трудоустройства при рыночной экономике и использовать его с учётом специфики России [8];

2 - получить лучшие знания, практические навыки и умения по особенно важным для всех выпускников педагогического вуза компетенциям, указанным в учебных планах вуза:

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

- способность к проведению научно-исследовательской работы и грамотному оформлению и презентации результатов исследования;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами и партнерами для качества учебно -воспитательного процесса;

- способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности, разрабатывать и реализовывать с его учётом культурно-просветительские программы.

Таким образом, предлагаемый организационно-экономический метод может повысить качество обучения студентов и их конкурентоспособность при трудоустройстве за счёт повышения мотивации студентов к учёбе по выбранным ими дисциплинам и использования индивидуальных траекторий обучения, а также ряда видов современной продукции, которые уже имеют студенты и их семьи или могут их купить, изучить и целенаправленно применять для улучшения знаний, комфорта, экономии, практических навыков и опыта. Это поможет без дополнительных расходов и изменений учебных планов улучшать визуализацию учебного процесса при преподавании важных разделов ряда дисциплин в ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Developed organizational and economic method to improve training and the competitiveness of students for employment even without changes curriculum disciplines and additional budget expenditures. This can be achieved on the basis of: 1 - a new way of teaching students on individual trajectories, which will ensure that they receive relevant employment skills and work experience before graduation; 2 - development and implementation of individual programs targeted improving the competitiveness of graduates in finding a job; 3 - greater involvement of parents in planning and providing targeted training students and pupils to a successful life; 4 - use a new multifunctional training complex to improve learning. Key words: economy, individual learning paths, competitiveness of graduates in employment.

Список литературы

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ. / Сост. и науч. ред. Р.И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

2. Краснобокая И.А. Проблемы и тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып. 1: в 2-х ч. Ч.1. 2010. С. 91-96.

3. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 71 с.

4. Логинов С.И., Савина И.В. Комплексный анализ формирования профессиональных качеств человеческого капитала // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып. 2: в 3-х ч. Ч.1. 2012. С. 311-316.

5. Радченко С.А., Радченко С.С. Инновационная учебно-тренировочно-внедренческая система улучшения научно-исследовательской работы, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда и поддержки студентов и выпускников, комфорта, экономии, энергосбережения и безопасности: Учеб. пособие для студентов всех специальностей. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 126 с.

6. Радченко С.С. Модульный комплекс для улучшения обучения и помощи молодёжи в условиях рыночной экономики // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып. 5: в 2-х ч. Ч. 1. 2013. С. 256-265.

7. Савина И.В. Экономическая категория и оценка качества высшего образования // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып. 3: в 2-х ч. Ч.1. 2012. С. 328-333.

8. Щепакин К.М., Щербакова Е.С. Интегрированные научно-образовательные структуры в условиях инновационного развития регионов // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып. 3: в 2-х ч. Ч.1. 2011. С. 144-148.

9. Юшер А. Основные тенденции в развитии высшего образования в европейском регионе. Экономика образования: невыполненные обещания // Экономика образования. 2009. № 6. С. 108-120.

Об авторе

Радченко С.С. - аспирант Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого,

radchenko. s. a. tula@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.