МОДУЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
И ПОМОЩИ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ
С.С. Радченко
Описаны разработка и использование для обучения студентов портативного многофункционального модульного комплекса для улучшения: 1 - обучения школьников и студентов по экономике, безопасности жизнедеятельности, охране труда, физике, технологии и т. д.; 2 - конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве; 3 -защиты студентов, выпускников и их семей от многих рисков и проблем, бесполезных затрат их денег, труда и времени. Он поможет учителям, школьникам, студентам и их семьям: 1 - понимать и использовать законы рыночной экономики и важную информацию за счёт более эффективных методов обучения и квалифицированной помощи им; 2 - получать нужные знания, практические навыки и опыт быстрее, проще и дешевле на основе лучшего использования потенциала их семей, школ и университета.
Ключевые слова: образование, экономика, безопасность, улучшение знаний и навыков, конкурентоспособность выпускников, трудоустройство.
Наши многолетние исследования и массовое анкетирование студентов и жителей Тульской области, имеющих детей [1-3], показали, что:
1 - традиционными методами обучения по федеральным образовательным стандартам трудно обеспечить получение школьниками и студентами ключевых практических навыков и умений, которые особенно интересуют работодателей в реальном секторе экономики, а значит - и привлекательность их резюме при трудоустройстве и их конкурентоспособность;
2 - традиционные методы материально-технического обеспечения учебного процесса очень затратны и малоэффективны, поэтому много тем по многим предметам обычно изучают в основном теоретически без отработки практических навыков и умений (из-за этого обучаемые хуже понимают и запоминают материал и быстрее забывают большую его часть);
3 - большинство студентов, а тем более школьников не планируют трудоустройство на конкретных должностях и недостаточно представляют выполняемые на них функции и обязанности, а поэтому не могут получить во время учёбы нужные навыки и повысить свою конкурентоспособность;
4 - студентам и выпускникам, не имеющим опыта и стажа работы и интересующих работодателей ключевых навыков, которые позволят сразу успешно работать на выбранной должности и приносить фирме прибыль, гораздо труднее получить хорошую официальную работу в реальном секторе экономики, особенно с максимально возможной на ней зарплатой;
5 - школьникам, студентам и выпускникам очень трудно самостоятельно улучшить конкурентоспособность при трудоустройстве без помощи
семьи, что объясняет их проблемы и напрасные затраты денег и труда при поисках работы или подработки до получения диплома или после этого;
6 - родители говорят детям, что надо учиться, но не могут помочь им выбирать и изучать самые нужные им в будущем темы и получать по ним глубокие знания и навыки, так как не знают о лучшем мировом опыте обеспечения этого и не смогут его использовать без помощи специалистов;
7 - студенты очной формы обучения мало знают об используемых работодателями методах подбора кадров и проведения собеседований, о проблемах адаптации в новом коллективе и лучших способах их решения, а также не могут подготовить привлекательные для работодателей резюме, причём традиционные учебные программы не позволяют избежать этого;
8 - многие заполнившие анкеты родители студентов и школьников:
- считают, что всю подготовку молодёжи к будущему трудоустройству должны обеспечивать школы и высшие учебные заведения;
- хотели бы целенаправленно готовить своих детей к более успешной и обеспеченной жизни, формируя их полезные хобби, навыки и умения, причем многие из них - начиная уже с младшего школьного возраста;
- не знают, как они смогут помочь своим детям в трудоустройстве, хотя и хотят этого (поэтому многие пытаются делать это слишком поздно и малоэффективно, предлагая знакомым принять на работу выпускников, у которых нет опыта работы и нужных работодателям ключевых навыков);
9 - многие актуальные проблемы улучшения обучения, воспитания, профориентации и подготовки к будущей работе детей, подростков, молодёжи и обеспечения их быстрого официального трудоустройства можно легче решать даже без дополнительных бюджетных затрат, учитывая специфику рыночной экономики и применяя разработанный нами новый для России организационно-экономический механизм и доступные всем заинтересованным образовательным учреждениям и семьям наименее затратные методы [1-4], если вовремя и правильно учитывать и использовать:
- интересы, способности, запросы и мотивацию детей и молодёжи;
- возрастную психологию и реальные физические возможности всех обучаемых детей, подростков и молодёжи получать знания, практические навыки и умения при разных методах обучения, воспитания и тренировок;
- потенциал каждой семьи и возможности её эффективного сотрудничества с образовательными учреждениями на всех этапах обучения детей в целях планирования и обеспечения улучшения конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве и работе, их безопасности и защиты от типичных при рыночной экономике рисков, проблем и напрасных затрат денег, труда и времени с учётом мирового опыта и специфики России;
10 - для быстрого и наименее затратного для бюджетов всех уровней и образовательных учреждений комплексного решения перечисленных выше актуальных проблем необходимы разработка и массовое внедрение в школах новых эффективных инновационных методов и средств обучения.
Поэтому нами научно обоснован, разработан и уже используется в учебном процессе и при студенческой научно-исследовательской работе в ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (далее - ТГПУ им. Л. Н. Толстого) инновационный портативный многофункциональный модульный комплекс для улучшения без больших затрат денег и труда с применением лучшего мирового опыта [4]:
- обучения школьников и студентов по ряду тем экономики, безопасности жизнедеятельности, охраны труда, физики, технологии и других дисциплин для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве;
- знаний, практических навыков, умений и возможностей желающих студентов, школьников и их семей для улучшения экономии, безопасности, микроклимата и комфорта в быту, школе, вузе и на рабочих местах.
Применение этого модульного комплекса учителями, школьниками, студентами и их семьями позволит без больших дополнительных расходов добиваться результатов, практически недоступных другими методами:
1 - сделать родителей детей, подростков и молодёжи активными участниками процесса улучшения их обучения по экономике, безопасности жизнедеятельности, физике, технологии и другим дисциплинам для их эффективной подготовки к лучшему будущему с учётом мирового опыта;
2 - повысить качество обучения и мотивацию для него на основе:
- полимодального представления информации на многих уроках с использованием современных достижений и информационных технологий;
- применения лучшего опыта целевого повышения качества обучения за счёт формирования знаний, навыков и умений с максимальным учётом интересов и способностей обучаемых и их реальных возможностей;
3 - лучше, интереснее и с большей пользой проводить ряд уроков;
4 - лучше готовить школьников и студентов к успеху на основе:
- максимально раннего и обоснованного выбора ими будущих сфер профессиональной деятельности и конкретных должностей для трудоустройства, более соответствующих их интересам, запросам и способностям;
- отработки у них практических навыков применения имеющихся у них современных технических средств (компьютеров, мобильных телефонов и т. д.) для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве и эффективности их будущей работы с учётом опыта ведущих компаний;
5 - улучшить охрану труда и безопасность жизнедеятельности при внеклассных и внешкольных занятиях для детей и подростков любого возраста, а также в быту и сделать их значительно интереснее и полезнее;
6 - облегчить получение обучаемыми полезных знаний, практических навыков, умений и хобби за счёт лучшего учёта их интересов, психологии и потенциала их семей для планирования и оказания им практической помощи для реализации их мечты и их защиты от рисков и проблем.
Разработанный нами портативный многофункциональный модульный комплекс имеет модификации, которые могут сразу использоваться:
- любыми учреждениями начального, среднего и среднего специального образования в Тульской области и любых регионах России;
- всеми школьниками любого возраста, студентами и их семьями;
- любыми хозяйственными субъектами любых отраслей экономики.
Они разработаны и используются в учебном процессе и студенческой научно-исследовательской работе в ТГПУ им. Л. Н. Толстого для улучшения учёта законов рыночной экономики при обучении по дисциплинам «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных учреждениях», «Охрана труда на предприятиях», «Теплотехника и энергетические машины» и «Теплотехника» после подачи в 2012 году в рамках направления «Модернизация образования современными технологиями» (МОСТ) в поддержку реализации комплексного инновационного решения «Современная школа» заявки на выполнение проекта «Разработка модульного учебного многофункционального комплекса теплотехнического оборудования и учебно-методического обеспечения для модернизации и поддержки образовательного процесса в кабинетах физики, ОБЖ и технологии».
В состав этого многофункционального модульного комплекса входят обязательные (базовые) и дополнительные модули, что улучшает возможности его эффективного применения образовательными учреждениями, студентами, школьниками и их семьями, хозяйственными субъектами.
Минимальная (базовая) комплектация данного многофункционального модульного комплекса состоит из следующих основных частей.
1. Электронная информационно-справочная база данных (сейчас она имеет объём 500 Мегабайт, включает 1200 папок и 8600 файлов и будет пополняться, чтобы быть полезной образовательным и другим учреждениям и фирмам и большинству людей, особенно молодёжи), которая разработана авторами с использованием результатов исследований и публикаций ряда ведущих организаций и специалистов по следующим темам:
- повышения эффективности работы хозяйственных субъектов на основе оптимизации работы с кадрами и взаимоотношений в коллективе;
- планирования и обеспечения более эффективной подготовки к трудоустройству и работе и предотвращения многих рисков и проблем;
- проблем трудоустройства, особенно молодёжи и пожилых людей;
- потребностей экономики в кадрах и уровня их заработной платы.
Эта база данных уникальна тем, что она позволяет сразу: 1 - найти
рекомендации специалистов по многим вопросам, актуальным при трудоустройстве и работе; 2 - найти в Интернете на сайтах ведущих организаций описание результатов, полученных при использовании этих рекомендаций.
2. Материалы для самооценки конкурентоспособности при трудоустройстве и планирования мероприятий для её правильного повышения.
3. Материалы для использования многофункционального комплекса и определения других модулей, нужных конкретному образовательному учреждению или обучаемому, его семье или хозяйственному субъекту.
Вторая (дополнительная) часть многофункционального модульного комплекса выбирается и может включать любые следующие элементы:
1 - рекомендации по разработке привлекательных для работодателей резюме, которые выпускники очной формы обучения обычно не могут иметь к окончанию вуза за счёт одних традиционных методов обучения;
2 - сотни образцов резюме для многих популярных должностей;
3 - электронные презентации для проведения в любых учреждениях начального, среднего и среднего специального образования в соответствии со стандартами общего образования второго поколения уроков или лабораторных работ по 47 темам (7 - по основам безопасности жизнедеятельности, 20 - по физике, 20 - по технологии) и других уроков с полимодальным представлением информации и использованием современных достижений;
4 - портативный комплекс лабораторного оборудования, позволяющий улучшать понимание материала и знания обучаемых по этим темам, формирование полезных навыков и хобби и микроклимат в помещении;
5 - образцы современной продукции для улучшения качества обучения и целевой подготовки молодёжи к трудоустройству на основе получения нужных работодателям знаний, практических навыков и умений.
Использование этого комплекса позволяет улучшить обучение студентов и школьников по ряду тем экономики, безопасности жизнедеятельности, физики, технологии и т. д. и получить другие важные результаты:
1 - более ранний, обоснованный и конкретный выбор обучаемыми их будущих мест работы и должностей, соответствующих их желаниям и способностям, а также нужных для их трудоустройства знаний и навыков;
2 - повышение мотивации и интереса к учёбе по дисциплинам, нужным для трудоустройства на выбранные должности и работы на них;
3 - формирование у обучаемых полезных навыков, умений и хобби с применением лучшего мирового опыта без больших финансовых затрат;
4 - усиление роли образовательных учреждений и семей в подготовке обучаемых к успеху в жизни и к защите от ряда рисков и проблем;
5 - создание условий для экономии и улучшения жизни с учётом лучшего опыта комплексного малозатратного решения таких проблем.
Преимущество модульного комплекса - в возможности его быстрого и простого использования любыми образовательными учреждениями и семьями для улучшения обучения, конкурентоспособности и поддержки молодёжи без больших дополнительных затрат. Это очень важно, так как:
- в 2010-2011 годах прибыльность образовательной деятельности в России стала снижаться [5];
- в 2012 году изменились организационно-правовые формы и способы финансирования образовательных организаций в статусе государственных и муниципальных бюджетных учреждений [5-7];
- это изменение определило значительное увеличение хозяйственной самостоятельности и переход от сметного финансирования к нормиро-
ванному субсидированию, причём в новой форме и при новом способе финансирования государственных и муниципальных заданий бюджетные учреждения должны самостоятельно обеспечивать свою рентабельность и финансовую устойчивость на уровне не ниже достигнутого ими ранее [5];
- рост доли лабораторных занятий в аудиторной нагрузке студентов в два раза может снизить уровень маржинального дохода на 4-5 % [5].
Нами разработан и подготовлен для массового применения но-вый организационно-экономический механизм, позволяющий родителям и учителям за счёт их эффективного сотрудничества целенаправленно обеспечивать получение с любого возраста детьми, подростками и молодёжью с учётом их интересов и способностей: 1 - углублённых знаний и практических навыков, нужных для их лучшего трудоустройства и интересной и обеспеченной жизни; 2 - подготовки для защиты от рисков и проблем.
Для этого необходимо обеспечить: 1 - получение и использование родителями школьников и студентов данного многофункционального модульного комплекса хотя бы в описанной выше минимальной (базовой) комплектации; 2 - целенаправленное сотрудничество родителей со школой и с созданной ТГПУ им. Л. Н. Толстого в соответствии с Федеральным Законом № 217-ФЗ инновационной фирмой - ООО Инновационновнедренческое учебно-производственное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятельности, экономия» (далее - ООО ИВУПП «ЭБЖЭ») на основе нового для России вида договоров о сотрудничестве.
Даже используя минимальную (базовую) комплектацию этого многофункционального модульного комплекса все родители школьников любого возраста и студентов могут при помощи ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»:
1 - ознакомиться с лучшим мировым опытом целевого улучшения:
- обучения, воспитания, поддержки и защиты школьников и студентов от ряда возможных при рыночной экономике рисков и проблем с учётом их возраста, особенностей организма и законов рыночной экономики;
- использования потенциала семьи, школы и вуза для целевой подготовки школьников и студентов к успешному трудоустройству и счастливой жизни на основе максимально раннего выбора конкретных должностей для трудоустройства, соответствующих их интересам и способностям;
- целевого формирования полезных знаний, практических навыков, умений и хобби за счёт эффективных методов, позволяющих лучше учитывать интересы и психологию детей, подростков и молодёжи и потенциал семей для планирования и оказания им реальной практической помощи;
- сотрудничества родителей, школ и вузов в целях улучшения обучения и воспитания детей, подростков и молодёжи, планирования и целенаправленного обеспечения их эффективной подготовки к более интересной и счастливой жизни за счёт повышения их конкурентоспособности;
2 - быстро оценить реальную будущую конкурентоспособность детей на рынке труда и необходимость своей помощи им для её повышения;
3 - разработать проект привлекательного для работодателей резюме, которое выпускник при помощи семьи и ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» может иметь за счёт такого договора о сотрудничестве к получению им диплома для повышения конкурентоспособности и зарплаты при трудоустройстве;
4 - разработать индивидуальную целевую программу получения при помощи семьи знаний и практических навыков, позволяющих без ущерба для учёбы повысить к окончанию школы или вуза конкурентоспособность при трудоустройстве и обеспечить подготовку привлекательного резюме;
5 - быстро и просто проверить на практике интерес и способности своих детей к выполнению работ, позволяющих им получить уже во время учёбы выбранные практические навыки и умения на основе изучения и использования данного модульного комплекса и лучшего мирового опыта;
6 - узнать и использовать на практике лучшие зарубежные методы повышения качества обучения и конкурентоспособности детей при трудоустройстве даже без больших затрат собственных денег, труда и времени;
7 - обеспечить получение детьми при учёбе без ущерба для неё и пропусков занятий навыков и опыта, нужных на многих должностях, особенно руководящих (1 - обеспечения заключения и выполнения договоров;
2 - маркетинговых исследований; 3 - рекламной деятельности; 4 - поиска заказчиков и покупателей; 5 - создания клиентской базы и работы с ней; 6 -использования современных методов и средств для эффективной работы; 7
- дизайнерского оформления интерьера и территории редкими цветами и ухода за ними; 8 - подготовки и оформления подарков и т. д.), и зарплаты;
8 - научить детей эффективно использовать компьютеры, мобильные телефоны и т. д. для улучшения своей конкурентоспособности и работы с учётом опыта лучших специалистов международных компаний.
Это обеспечивает новый организационно-экономический механизм сотрудничества ТГПУ им. Л. Н. Толстого, школ, ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» и родителей с учётом лучшего опыта ведущих стран, который позволяет:
1 - обеспечить учителей большим количеством актуальных материалов для проведения очень многих уроков на самом современном уровне;
2 - повысить качество обучения по ряду разделов указанных дисциплин за счёт перехода от теоретического обучения к более эффективному теоретическо-практическому обучению с быстрым созданием условий для получения обучаемыми углублённых знаний и практических навыков и умений не только на уроках, но и дома при максимальной помощи семьи;
3 - улучшить возможности любых образовательных учреждений повышать качество обучения за счёт нового для России подхода даже при отсутствии у них средств для развития их материально-технической базы;
4 - предоставить желающим школьникам и студентам любых курсов, специальностей и форм обучения возможности не только мечтать об успешной карьере и интересной обеспеченной жизни, надеясь на счастливый случай, но и целенаправленно готовиться к успеху во время их учёбы;
5 - значительно усилить мотивацию и интерес студентов и школьников к углублённому изучению ряда учебных дисциплин, более соответствующих выбранным ими направлениям своей будущей деятельности.
По-видимому, при данном новом организационно-экономическом механизме чаще будут использоваться двусторонние договора о сотрудничестве: 1 - образовательных учреждений и ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»; 2 - родителей любого школьника или студента и ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»; 3 - заинтересованных хозяйственных субъектов и ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»; 4 -авторитетных организаций, объединений и т. д. и ООО ИВУПП «ЭБЖЭ».
Например, договор о сотрудничестве с родителями школьника или студента предусматривает: 1 - получение на компакт-диске минимального (базового) комплекта материалов этого модульного комплекса; 2 - разработку вместе с ними: а - проекта привлекательного для работодателей резюме; б - индивидуальной целевой программы получения без ущерба для учёбы на основе помощи семьи знаний и практических навыков, нужных для наличия к окончанию школы или вуза такого резюме; 3 - получение и использование родителями для улучшения знаний и практических навыков обучаемого других выбранных ими элементов этого комплекса; 4 - подготовку к собеседованиям при трудоустройстве на выбранные должности.
Главное внимание при разработке и реализации целевой про-граммы уделяется правильному заполнению пунктов резюме, которые выпускники обычно не могут заполнить или заполняют неправильно (1 - сведения о работе, выполняемые функции и достигнутые результаты; 2 - ключевые навыки; 3 - личные качества; 4 - склонности и интересы; 5 - хобби; и т. д.).
Например, получение знаний и практических навыков для дизайнерского оформления интерьера и территории редкими цветами, ухода за ними и улучшения с их помощью микроклимата в помещениях и соблюдения в любых школах нормативных требований по охране труда позволяет:
1 - получить наиболее привлекательные фотографии для резюме на фоне редких цветов и за счёт этого привлечь внимание к своему резюме;
2 - подготовить отличную презентацию результатов своей работы;
3 - получить и другие важные для работодателей ключевые навыки;
4 - повысить вероятность получения хорошей официальной работы;
5 - научиться обеспечивать соблюдение в школе нормативных требований по охране труда при внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Желающие студенты ТГПУ им. Л. Н. Толстого любых факультетов могут при изучении указанных дисциплин начать целевое повышение их конкурентоспособности при трудоустройстве, участвуя в работе межпредметной проблемной группы «Улучшение обучения, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда, энерго- и ресурсосбережения и комфорта за счёт использования инновационного портативного многофункционального модульного комплекса и лучшего мирового опыта».
Это важно, так как работодатели выбирают специалистов, которые
имеют успешный опыт работы и нужный для неё большой «задел» (например: для учителей - комплект материалов для работы в школе и проведения уроков в соответствии с действующими требованиями и т. д.; для многих других специалистов - собственную клиент-скую базу, «связи» и любые «наработки», позволяющие максимально повышать прибыль, объёмы продаж товаров и услуг и имидж фирмы) и сразу могут эффективно работать, а обеспечить это за счёт только традиционных методов обучения трудно.
Поэтому нами подготовлена возможность помогать желающим студентам в получении выбранных ими практических навыков и даже опыта работы и зарплаты за счёт возможностей ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» (после того, как они докажут свою готовность обеспечивать хотя бы минимальную рентабельность выполнения выбранных им видов работ, используя результаты их исследований в этой межпредметной проблемной группе).
Вышеизложенное доказывает, что этот многофункциональный модульный комплекс должен быть полезен многим гражданам и семьям, особенно имеющим детей, всем школам и многим хозяйственным субъектам.
Поэтому его массовое внедрение будет обеспечиваться за счёт:
1 - договоров о сотрудничестве с любыми учреждениями начального, среднего и среднего специального образования;
2 - договоров о сотрудничестве с хозяйственными субъектами;
3 - рекламы и внедрения данного инновационного модульного комплекса как одного из лучших подарков для любой семьи и молодёжи;
4 - его включения в муниципальные и региональные программы.
Список литературы
1. Радченко С.С., Радченко С.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов, их экономическое объяснение и возможности решения // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 12-15 фев-раля 2013 г.). Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 384-390.
2. Радченко С.А., Радченко С.С. Использование научноисследовательской работы студентов для улучшения их конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда, учёбы и доходов / Университет XXI века: научное измерение: Материалы науч. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. С. 157-164.
3. Инновационная учебно-тренировочно-внедренческая система улучшения научно-исследовательской работы, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда и поддержки студентов и выпускников, комфорта, экономии, энергосбережения и безопасности: Учебное пособие
для студентов всех специальностей / С.А. Радченко, С.С. Радченко. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 126 с.
4. Охрана труда в образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие / С.А. Радченко, И.В. Лазарев, В.М. Заёнчик, М.С. Петрова, А.Н. Сергеев, С.С. Радченко. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. 112 с.
5. Панин В.А., Басовский Л.Е. Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений // Известия ТулГУ. Эконо-ми-ческие и юридические науки. Вып. 3. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 12-19.
6. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития бюджетного процесса в России // Дайджест-финансы. 2011. № 3. С. 10-16.
7. Литвинова В.В. Правовые основы и неоднозначные положения реформы бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. 2012. № 5. С. 128-135.
Радченко Сергей Сергеевич, аспирант, [email protected], Россия, Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»,
MODULAR COMPLEX FOR IMPROVING EDUCATION AND YOUTH ASSISTANCE
IN A MARKET ECONOMY
S.S. Radchenko
Describes the development and use for teaching students a portable multifunctional modular complex for improvement: 1 - teaching schoolchildren and students in economics, safety of life, labor protection, physics, technology, etc.; 2 - the competitiveness of graduates in employment; 3 - protection of students, graduates and their families from many risks and problems, useless expenditure of their money, time and labor. It will help teachers, schoolchildren, students and their families: 1 - to understand and use the laws of the market economy and the important information on the basis of more effective teaching methods and skilled assistance to them; 2 - to obtain the necessary knowledge, skills and experience faster, easier and cheaper on the basis of best use of the potential of their families, schools and the university.
Keywords: education, economics, safety, improving knowledge and skills, graduates ' competitiveness, employment.
Radchenko Sergey Sergeevich, postgraduate student, [email protected], Russia, Tula, Lev Tolstoy Tula State Pedagogical University,