Научная статья на тему 'Организационно-экономические возможности улучшить обучение и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве'

Организационно-экономические возможности улучшить обучение и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / УЛУЧШЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / GRADUATES '' COMPETITIVENESS / EDUCATION / ECONOMIC DISCIPLINES / IMPROVING KNOWLEDGE AND SKILLS / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радченко Сергей Сергеевич

Описаны научные основы и результаты разработки новых методик и портативного многофункционального модульного комплекса для улучшения: 1 обучения школьников и студентов по ряду тем некоторых экономических и естественнонаучных дисциплин; 2 конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве и их защиты от рисков и проблем. Они будут полезны школьникам и студентам: 1 для лучшего понимания и использования учебной информации и законов рыночной экономики за счёт применения эффективных методов обучения и визуализации учебного материала; 2 для более быстрого и простого получения важных для их будущей жизни знаний, практических навыков и умений на основе лучшего целенаправленного использования потенциала их семей, школы и университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC OPPORTUNITIES TO IMPROVE TRAINING AND COMPETITIVENESS OF THE GRADUATES IN EMPLOYMENT

Describes the scientific principles and the results of the development of new method and portable multifunctional modular complex for improving: 1 educating schoolchildren and students on a range of topics with some of the economic and natural-science disciplines; 2 competitiveness of graduates in employment and their protection from risks and problems. They will be useful to schoolchildren and students: 1 for a better understanding and use of educational information and the laws of market economy through the use of effective methods of training and visualization of the educational material; 2 for more quickly and easily obtaining important for their future life knowledge and practical skills on the basis of a better targeted use of the potential of their families, schools and the University.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические возможности улучшить обучение и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве»

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШИТЬ ОБУЧЕНИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

С.С. Радченко

Описаны научные основы и результаты разработки новых методик и портативного многофункционального модульного комплекса для улучшения: 1 - обучения школьников и студентов по ряду тем некоторых экономических и естественнонаучных дисциплин; 2 - конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве и их защиты от рисков и проблем. Они будут полезны школьникам и студентам: 1 - для лучшего понимания и использования учебной информации и законов рыночной экономики за счёт применения эффективных методов обучения и визуализации учебного материала; 2 - для более быстрого и простого получения важных для их будущей жизни знаний, практических навыков и умений на основе лучшего целенаправленного использования потенциала их семей, школы и университета.

Ключевые слова: образование, экономические дисциплины, улучшение знаний и навыков, конкурентоспособность выпускников, трудоустройство.

Проблема оценки качества высшего образования и его повышения является сейчас одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации, а понятие «качество образования» не имеет общепринятого определения, так как все участники образовательного процесса и заинтересованные лица вкладывают в него свой смысл [1]. Причём в условиях современной экономики актуальны проблемы [2]: 1 - несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации молодых специалистов требованиям работодателей; 2 - дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Поэтому недавнее решение Министерства образования и науки Российской Федерации оценивать эффективность работы вузов по результатам трудоустройства их выпускников потребует разработки и внедрения новых организационно-экономических методов повышения качества обучения студентов и школьников с учётом требований рыночной экономики.

Поскольку качество образования представляет собой ценность для конкретного потребителя, то его оценивают величиной человеческого капитала, получаемого в процессе получения образования [3-6]. Формирование человеческого капитала связано с приобретением умений, навыков и развитием способностей человека в течение всей его жизни - при обучении в школе, вузе и затем на протяжении трудовой деятельности с использованием различных форм повышения его профессионального уровня [5].

Уровень и динамика развития качеств, которые формируют человеческий капитал для выбранной человеком трудовой деятельности, зависят

от многих факторов, среди которых необходимо выделить [6]:

- во-первых, группу свойств человека, определяющую его индивидуальные особенности, обучаемость по конкретным направлениям знаний;

- во-вторых, демографические особенности (пол, возраст и т. п.);

- в-третьих, социально-экономические условия, в которых происходит формирование профессиональных качеств человека.

С другой стороны, к человеку как к участнику экономических процессов предъявляются конкретные наборы «выходных характеристик», которые должны определять его профессиональную компетентность. Такие характеристики оцениваются в виде результативности освоения знаний, учений, навыков, уровня развития творческих способностей, самостоятельности при анализе в разных областях знаний. Каждая из этих групп характеристик имеет свой набор показателей сторон человеческого капитала [5].

Поэтому инновационно-ориентированное профессиональное образование должно: быть согласовано с концепцией долгосрочного социаль -но-экономического развития Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития регионов; базироваться на интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности при реализации основных образовательных программ различных уровней и дополнительных профессиональных образовательных программ; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в условиях новых типов организационных структур: научно -образовательных центров, базовых кафедр, инновационно -

технологических центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и других [7].

Это подтвердили и результаты обработки мной специально разработанных анкет и двух видов резюме (в настоящее время и желательного к окончанию студентами вуза), полученных за два года от всех студентов третьего и четвертого курса очной формы обучения на пяти факультетах ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» во время изучения ими дисциплин «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных учреждениях» и «Охрана труда на предприятиях» [8-9], так как на лекциях по ним рассматривались: 1 -лучший мировой опыт целевой подготовки школьников и студентов к трудоустройству на выбранных ими должностях в целях улучшения их будущего и их защиты от рисков и проблем при трудоустройстве; 2 - методы правильной разработки и использования эффективных резюме для улучшения условий и охраны труда выпускников вузов и его оплаты при рыночной экономике.

Например, обработка указанных анкет студентов показала, что:

- большинство студентов, желающих работать в реальном секторе экономики (на предприятиях, в организациях, в фирмах и т.д.), почти не представляют и не планируют их будущую работу и карьеру, а поэтому не

готовятся целенаправленно к трудоустройству на конкретных должностях;

- обычно студенты и их семьи откладывают подбор будущего места работы в реальном секторе экономике на период перед окончанием вуза или после него, а затем надеются использовать для поиска работы «счастливый случай», а также любые возможности, знакомства, «связи» и т.д.;

- студенты и выпускники вузов не знают способов уменьшения затрат, рисков и проблем при поиске работы, из-за чего могут напрасно потратить свои деньги и время, стать жертвами обмана или получать меньше возможного, а также найти вредную или опасную неофициальную работу;

- большинство должностей, указанных студентами в анкетах или позволяющих получить желательный для них уровень зарплаты в реальном секторе экономики, являются руководящими и требуют наличия навыков, умений и большого стажа успешной работы на аналогичных должностях;

- многие студенты хотят получать зарплаты, которые в несколько раз превышают типичные для фирм регионов зарплаты на выбранных ими должностях, однако совсем не представляют, как они могут заработать для фирмы хоть что-то. А это очень опасно, так как их резюме с такими запросами по зарплате не заинтересуют работодателей, которым действительно нужны специалисты, но они будут получать предложения от мошенников, желающих любыми способами заработать за счёт ищущих работу людей.

То есть отсутствие эффективного целенаправленного ознакомления всего населения с законами рыночной экономики и методами их правильного использования для уменьшения рисков, проблем и затрат создаёт для выпускников вузов и другой молодёжи ряд проблем при трудоустройстве.

К таким важным проблемам российской молодёжи можно отнести:

- трудности трудоустройства выпускников вузов, от которых работодатели часто требуют иметь навыки и опыт продаж и клиентские базы;

- незнание населением методов планирования и эффективного обеспечения трудоустройства своих детей на привлекательные и лучше оплачиваемые должности за счёт лучшего и своевременного использования возможностей школ и вузов и потенциала своей семьи, хотя в ведущих странах Западной Европы и в США именно это является основой подготовки молодёжи к успешной жизни и её защиты от рисков и проблем [10];

- обман и нанесение большого ущерба при попытках найти работу, а также предложения низкооплачиваемых работ с вредными или опасными условиями труда, причём очень часто - без договора и социальной защиты;

- незнание особенностей и методов планирования предпринимательской деятельности и возможных при ней рисков, проблем и расходов;

- отсутствие массового использования учебного процесса и студенческой научно-исследовательской работы для ознакомления студентов с реалиями рыночной экономики и с методами повышения конку-

рентоспособности при трудоустройстве, улучшения охраны труда и жизни за счёт малозатратных безрисковых методов, отработанных в ведущих странах.

Осложняет трудоустройство выпускников вузов и то, что в России:

- все усилия школьников и их семей направлены на обеспечение их поступления в вузы, но пока выбор многими абитуриентами своей бу -дущей специальности зависит от случайных факторов и они плохо представляют свою будущую работу и карьеру, а их семьи не могут правильно им помогать, хотя ситуация на рынке труда сильно изменилась и для ус -пеха в условиях рыночной экономики им необходимы дополнительные знания и навыки, которые они могут получить в школах и вузах только в случаях их целенаправленного обучения, имеющего цель получения каждым обучаемым максимальной пользы от учёбы в соответствии федеральными образовательными стандартами с учётом его планов на будущее и интересов;

- попытки студентов учить предметы без их понимания и получения практических навыков и умений ведут к тому, что они быстро забывают основную часть заученной информации и не смогут использовать её.

Использование только традиционных для России методов профессиональной ориентации и обучения школьников и студентов обычно не может обеспечить: 1 - подготовку ими привлекательных для работодателей резюме, которые должны убедительно показать наличие у них практических навыков, опыта работы и готовности быстро приносить прибыль; 2 - успешное прохождение выпускниками собеседований для трудоустройства на должности, соответствующие полученным ими дипломам, так как:

- даже проводимые в ТГПУ им. Л. Н. Толстого уже несколько лет лекции о методах подготовки эффективных резюме, как показало указанное анкетирование, не дают заметных результатов и резюме студентов по-прежнему не представляют интереса для работодателей реального сектора экономики, так как не демонстрируют нужных им практических навыков и опыта работы и продаж, а также умений быстро принести фирмам прибыль;

- анкетирование показало, что многие студенты не видят тесной взаимосвязи получаемых специальностей, будущего трудоустройства и своей зарплаты, не понимают главных причин проблем при поиске работы;

- родители студентов редко контролируют их учёбу и своевременно предпринимают правильные действия для их хорошего трудоустройства;

- мало используются возможности облегчить официальное трудоустройство выпускников в реальном секторе экономики без дополнительных бюджетных затрат и перестройки учебного процесса за счёт: 1 -обеспечения максимально раннего и конкретного выбора привле-кательных для них должностей и углубленного изучения дисциплин, нужных для успешного трудоустройства; 2 - своевременного и правиль-

ного использования потенциала их семей для подготовки к трудоустройству и поиска работы;

- наши исследования показали, что мало кто из школьников и студентов может целенаправленно годами готовиться во время учёбы к обеспечению лучшего будущего даже когда они говорят о желании делать это.

Вышеизложенное показывает необходимость комплексно решать эти проблемы, причём без дополнительного бюджетного финансирования и без значительных изменений существующих образовательных программ в школах и вузах. В современных условиях это можно обеспечить, создавая условия для более раннего и конкретного выбора школьниками и студентами видов деятельности и конкретных должностей и их целевой подготовки к трудоустройству, что должно повысить их мотивацию для изучения нужных для успеха дисциплин и получения практических навыков и умений, лучше используя мировой опыт и потенциал семей, школы и вуза.

Поэтому нами ведутся разработка, испытания и внедрение [8-11]:

1 - методик и учебно-методических материалов для максимально ранней самооценки студентами и школьниками своей конкурентоспособности на рынке труда и конкретизации своих планов на будущее в целях усиления их мотивации для получения при учёбе в школе и вузе нужных для успешного трудоустройства знаний, практических навыков и умений;

2 - портативного многофункционального модульного комплекса для улучшения профориентации и обучения школьников любого возраста и студентов по ряду экономических, естественнонаучных и других дисциплин, микроклимата в помещениях, конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве и их защиты от рисков, проблем и напрасных затрат денег и труда при рыночной экономике, который предназначен для использования их семьями в любое время с учётом лучшего мирового опыта;

3 - организационно-экономических возможностей улучшить обучение студентов и школьников и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве, используя созданную университетом в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ инновационную фирму (ООО Инновационно-внедренческое учебнопроизводственное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятельности, экономия») в качестве бизнес-инкубатора нового для России типа, который позволит студентам получать при учёбе: а - возможность проверить правильность своего профессионального выбора и наличие интереса и способностей к различной работе; б - практические навыки, умения и даже опыт и стаж работы на выбранных ими должностях; в - зарплату; г - привлекательные резюме и хорошую подготовку к собеседованиям при трудоустройстве.

Проведённое в 2013 году массовое анкетирование родителей сту-

дентов университета и других жителей Тульской области, имеющих детей, доказало перспективность именно такого комплексного подхода, так как:

1 - многих родителей интересует целенаправленное обеспечение получения их детьми полезных хобби, практических навыков и умений;

2 - подавляющее большинство заполнивших анкеты родителей указали, что их интересует получение достоверной информации об указанных выше актуальных проблемах и реальных возможностях для их решения;

3 - многие родители хотят целенаправленно готовить своих детей в школе и вузе к более успешной и обеспеченной жизни и трудоустройству, причем некоторые считают нужным начинать это с 7-10 летнего возраста.

В связи с этим главной целью при разработке этого много -функционального модульного комплекса стало обеспечение такой его комплектации, которая позволит применять его для повышения качества обучения студентов и школьников по многим экономическим, естественнонаучным и другим дисциплинам (начиная с младших классов) и их кон -курентоспособности при будущем трудоустройстве за счёт улучшения визуализации и полезности изучаемого материала и профориентации для повышения интереса к учёбе и целенаправленного получения обучаемыми практических навыков и умений без больших расходов на основе более тесного взаимодействия школ и вузов с их родителями с учётом лучшего мирового опыта.

Поэтому данный комплекс включает в себя следующие модули.

1. Достоверную информацию об основных законах рыночной экономики и лучшем мировом опыте их применения для предотвращения рисков, проблем и напрасных затрат труда и времени, которая будет полезна всем студентам, школьникам и их родителям для улучшения жизни.

2. Электронные презентации по многим темам ряда экономических, естественнонаучных и других дисциплин (например, по вопросам: 1

- понимания и правильного использования основных законов рыночной экономики для улучшения своей жизни и предотвращения или уменьшения многих рисков и проблем; 2 - повышения качества обучения с использованием лучших достижений; 3 - физики (для 20 уроков); 4 - технологии (для 20 уроков), 5 - ОБЖ и т.д.), позволяющие за счёт максимальной визуализации учебного материала и полимодального представления информации облегчить его понимание и изучение школьниками на уроках в школе и дома.

3. Комплекс информации о проблемах трудоустройства при рыночной экономике и возможностях предотвращать или уменьшать их, используя лучший опыт ведущих стран для целевого повышения конкурентоспособности при трудоустройстве и снижения рисков и затрат, в том числе:

3.1. достоверная информация о ряде особенностей и проблем трудоустройства при рыночной экономике, позволяющая снизить ряд рисков:

- требования работодателей к соискателям и способы выполнять их;

- способы улучшить резюме и повысить конкурентоспособность;

- сотни образцов привлекательных для работодателей резюме для должностей, на которых работают или хотят работать многие выпускники;

- образец привлекательного для работодателей резюме, которое могут иметь выпускники ТГПУ им. Л. Н. Толстого даже при дневной форме обучения в случае использования ими описанных в [8-11] возможностей для целевого повышения своей конкурентоспособности во время обучения;

- информация о различных собеседованиях, возможных проблемах и способах избежать их с использованием законов рыночной экономики;

3.2. информация и материалы для объективной самооценки своей конкурентоспособности при трудоустройстве и работе и доступных возможностей целенаправленно повысить её при минимуме затрат своих денег и труда за счёт лучшего использования потенциала семьи, школы и вуза для получения знаний, навыков и умений, нужных многим работодателям.

4. Образцы продукции для улучшения визуализации и понимания учебного материала на уроках и дома, позволяющие повышать качество обучения и мотивацию для него и формировать у обучаемых полезные хобби, практические навыки и умения в целях улучшения их целевой подготовки к успешному трудоустройству и защиты от ряда рисков, проблем и напрасных расходов, которые возможны при рыночной экономике.

В связи с необходимостью обучения студентов применять указанные новые методики, учебно-методические материалы и портативный многофункциональный модульный комплекс для улучшения своей учёбы и подготовки к трудоустройству и работе, а затем - и для улучшения обучения школьников и будущих детей, в соответствии с учебно -методическим пособием [11] на первом практическом занятии или первой лабораторной работе по дисциплинам «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных учреждениях» и «Охрана труда на предприятиях» каждый студент учится:

1 - быстро и правильно использовать поисковые системы ведущих российских сайтов по трудоустройству в целях:

- ознакомления с различными должностями в интересующих студента сферах деятельности и с имеющимися объявлениями о вакансиях, а также с резюме соискателей, желающих получить такие должности;

- выбора будущей сферы деятельности и должностей, представляющих интерес по выполняемым функциям и условиям труда и оплаты;

- оценки требований работодателей к соискателям, предлагаемых условий работы и зарплаты (должностного оклада и премий), их соответствия своим интересам, возможностям и характеру, возможных рисков и расходов и своей конкурентоспособности при будущем трудоустройстве;

- планирования своей карьеры и доходов на многие годы с учётом требований работодателей и будущих функций на разных должностях;

2 - заполнять разработанную нами инновационную учебно-тренировочную анкету, которая позволяет максимально помочь каждому студенту:

- правильно выбирать будущую сферу деятельности и работу, соответствующую своим интересам, и реально оценивать свои шансы на успех;

- понять свои преимущества и недостатки, а также необходимость и реальные возможности для улучшения учёбы и конкурентоспособности;

3 - оценить реальность выполнения своих планов на будущее при рыночной экономике и необходимые для этого меры, затраты денег, труда;

4 - определить: а - какие знания, практические навыки и умения нужны для реализации намеченных планов и обеспечения лучшего буду -щего; б - какие дисциплины и другие мероприятия помогут их получить;

5 - разрабатывать для выбранной сферы деятельности и должности:

- своё резюме в настоящее время (для выбранной должности);

- вариант резюме, желательный к моменту получения диплома;

- проект реальной целевой программы улучшения своей подготовки к трудоустройству и работе, условий, оплаты и охраны своего труда.

В результате этого все студенты получают реальные возможности:

1 - уже при изучении дисциплин «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных учреждениях» и «Охрана труда на предприятиях»:

- уточнить их планы на будущее и получить целевую программу улучшения своей учёбы и конкурентоспособности при трудоустройстве;

- выбрать вариант своего привлекательного для работодателей резюме, который можно реально подготовить к моменту получения диплома;

- получать нужные для успешного трудоустройства знания, умения и практические навыки, лучше используя возможности вуза и своих семей;

2 - использовать оставшийся период обучения в вузе для улучше -ния своего обучения по нужным для лучшего трудоустройства и работы дисциплинам, получая особенно необходимые им практические навыки и умения, в том числе при студенческой научно-исследовательской работе;

3 - научиться правильно применять указанные новые методики, учебно-методические материалы и портативный многофункциональный модульный комплекс для улучшения своей учёбы и подготовки к трудо -устройству и работе, а также для улучшения обучения школьников и своих будущих детей, что особенно полезно выпускникам педагогического вуза.

Главные достоинства и результаты этих исследований следующие:

- установлены основные причины, мешающие повышению качества обучения студентов и школьников и очень снижающие их конкурентоспособность при трудоустройстве, особенно в реальном секторе экономики;

- показаны организационно-экономические возможности улучшить обучение студентов и школьников и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве без больших дополнительных бюджетных затрат и изменений традиционных программ обучения за счёт: 1 - их более ран-

него и доступного ознакомления с реалиями и законами рыночной эконо -мики и с методами уменьшения своих рисков, проблем и расходов; 2 -лучшего учёта их интересов и способностей, усиления их мотивации для обучения;

- разработан портативный многофункциональный модульный комплекс для улучшения профориентации и обучения школьников любого возраста и студентов по ряду экономических, естественнонаучных и других дисциплин, микроклимата в помещениях, конкурентоспособно -сти выпускников при трудоустройстве и их защиты от рисков, проблем и напрасных расходов при рыночной экономике, который предназначен для удобного применения их семьями в любое время с учётом лучшего мирового опыта;

- для быстрого и массового внедрения их результатов в педагогическом вузе и в школах не нужны большие расходы или изменения учебных программ, так как повышение качества обучения и конкурентоспособности при трудоустройстве обеспечивается за счёт усиления: 1 - мотивации обучаемых изучать выбранные ими дисциплины и использовать потенциал их семей, школы и вуза; 2 - формирования практических навыков и умений; 3

- подготовки их привлекательных резюме и успехов при собеседованиях.

Список литературы

1. Юшер А. Основные тенденции в развитии высшего образования в европейском регионе. Экономика образования: невыполненные обещания // Экономика образования. 2009. № 6. С. 108-120.

2. Краснобокая И.А. Проблемы и тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1: в 2-х ч. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С. 91-96.

3. Савина И.В. Экономическая категория и оценка качества высшего образования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3: в 2-х ч. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 328-333.

4. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ. / Сост. и науч. ред. Р.И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

5. Логинов С.И., Савина И.В. Комплексный анализ формирования профессиональных качеств человеческого капитала // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2: в 3-х ч. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 311-316.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 71 с.

7. Щепакин К.М., Щербакова Е.С. Интегрированные научно-образовательные структуры в условиях инновационного развития регионов //

Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3: в 2-х ч.

Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 144-148.

8. Радченко С.С., Радченко С.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов, их экономическое объяснение и возможности решения // Тех-нолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 12-15 февраля 2013 г.). Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 384-390.

9. Радченко С.А., Радченко С.С. Использование научно-исследовательской работы студентов для улучшения их конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда, учёбы и доходов / Университет XXI века: научное измерение: Материалы науч. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. С. 157-164.

10. Инновационная учебно-тренировочно-внедренческая система улучшения научно-исследовательской работы, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда и поддержки студентов и выпускников, комфорта, экономии, энергосбережения и безопасности: Учебное пособие для студентов всех специальностей / С.А. Радченко, С.С. Радченко. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 126 с.

11. Охрана труда в образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие / С.А. Радченко, И.В. Лазарев, В.М. Заёнчик, М.С. Петрова, А.Н. Сергеев, С.С. Радченко. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. 112 с.

Радченко Сергей Сергеевич, аспирант, rssmts@mail.ru, Россия, Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC OPPORTUNITIES TO IMPROVE TRAINING AND COMPETITIVENESS OF THE GRADUATES IN EMPLOYMENT

S.S. Radchenko

Describes the scientific principles and the results of the development of new method and portable multifunctional modular complex for improving: 1 - educating schoolchildren and students on a range of topics with some of the economic and natural-science disciplines;

2 - competitiveness of graduates in employment and their protection from risks and problems. They will be useful to schoolchildren and students: 1 - for a better understanding and use of educational information and the laws of market economy through the use of effective methods of training and visualization of the educational material; 2 - for more quickly and easily obtaining important for their future life knowledge and practical skills on the basis of a better targeted use of the potential of their families, schools and the University.

Keywords: education, economic disciplines, improving knowledge and skills, graduates ' competitiveness, employment

Radchenko Sergey Sergeevich, postgraduate student, rssmts@mail.ru, Russia, Tula, Lev Tolstoy Tula State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.