УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧАСТНИКОВ ОТКРЫТЫХ
ИННОВАЦИЙ Ю.П. Анискин, д-р экон. наук, профессор,
И.В. Жмаева, аспирант Национальный исследовательский университет МИЭТ, г. Москва
Предлагается методический подход к формированию механизма управления взаимодействием участников реализации открытых инноваций
Разработка механизма управлением инновации происходит интеграция участников
взаимодействия участников инновационного цикла проектов, обладающих различными
при создании и реализации открытой инновации профессиональными компетенциями, необходимыми
должна учитывать специфику и особенности для реализации инновационного цикла. Однако,
организации совместной деятельности глубина интеграции и взаимодействия участников
исследовательских и производственных структур в различна, что необходимо учитывать в механизме
процессе получения нового продукта, а также координации деятельности участников.
соблюдать интересы заинтересованных сторон - Геометрическая интерпретация вариантов
участников инновационного цикла. взаимодействия и интеграции представлена на рис. 1.
В процессе создания и реализации открытой
Условные обозначения:
- используемый ресурсный потенциал головного предприятия;
- свободный ресурсный потенциал ьго участника инновационного цикла;
привлекаемый ресурсный потенциал ьго участника проекта;
- взаимодействующий ресурсный потенциал у - участников проектов Рис. 1. Геометрическая интерпретация вариантов взаимодействия участников инновационного цикла
В процессе интеграции участников проектов необходимо соблюдать следующие управленческие постулаты интегрированных компаний:
• в процессе интеграции ресурсных потенциалов участников системообразующие инновации (или ядро открытой инновации) должны находиться в
компетенции головного предприятия. Это означает, что требования и технические задания для участников исходят из головной организации. В этих условиях конечным результатом открытой инновации распоряжается головная организация на соответствующих условиях с участниками проектов;
• головная организация в пределах
инновационного цикла управляет движением денежных средств (притоками, оттоками, потоками) и инвестиционными ресурсами (прямыми,
портфельными);
• маркетинговая деятельность и рекламные мероприятия осуществляются централизовано головной (управляющей) компанией;
• система мотивации участников проектов разрабатывается централизовано с учетом вклада и специфики деятельности участников.
В процессе создания и реализации инноваций
возникают определенные интересы у участников инновационного цикла. Эти интересы иногда противоречивы, но, тем не менее, должны учитываться. Независимо от содержания и исходящего уровня интереса все они должны быть равноправными для их рассмотрения, хотя степень удовлетворения интересов может быть различной.
Организационно - экономический механизм должен предусматривать перечень заинтересованных сторон (рис. 2), сформированный комплекс интересов и возможности их удовлетворения.
Заинтересованные стороны (стейкхолдеры)
Внешняя среда Внутренняя среда
потребители новой продукции; поставщики ресурсов; участники рынка; участники инновационного цикла (соисполнители, субподрядчики и т.п.); фондовые рынки; банки, кредитные организации; органы власти; органы защиты интеллектуальной собственности. 1=) Развитие компании на основе обновления продукции Источники финансирования и инвестирования развития компании о руководство компанией; разработчики новаций; маркетологи; обеспечивающие структуры; система информационного обеспечения; производственная система (ПДО и т.п.); технологические службы.
Рис. 2. Перечень заинтересованных сторон в период развития компании
Сбалансированный комплекс интересов будет способствовать активизации центростремительных сил сторон в достижении конечной цели инновационного цикла.
В условиях неравновесного состояния компании в период реализации инновационного цикла необходимо установить допустимые экономические пропорции и соотношения использования ресурсных потенциалов участников проектов, позволяющих сохранить минимально возможную устойчивость компании в период обновления производства.
Формируемый организационно - экономический механизм управления инновациями должен предусматривать возможность установления допустимых пропорций и соотношений в период развития компании.
Совокупность мероприятий, формирующихся с
помощью организационного механизма, должна носить упреждающий характер, чтобы создать условия для своевременной подготовки к выполнению плановых заданий.
Организационное сопровождение программы развития состоит из следующих последовательных этапов:
1. Формирование условий, необходимых для реализации программы обновления (организационнотехнических, экономических, финансовых, кадровых и т.п.).
2. Определение возможностей потенциалов компании и участников проектов по выполнению требуемых условий.
3. Сравнительный анализ каждого из условий с
потенциальными возможностями предприятий и выявление критичных факторов, требующих
проведение целенаправленных мероприятий по реализации программы развития.
4. Формирование организационных модулей (оргмодулей) по выполнению основных процедур каждого мероприятия.
В результате исследования организационноэкономический механизм управления инновационным циклом предлагается формировать из совокупности модулей с определенным набором работ,
взаимосвязанных между собой.
Модуль 1. База данных о состоянии внешней среды с группировкой информации: о состоянии рынка инноваций, сведения о конкурентах, характеристики участников инновационного цикла, сведения о возможных источниках инвестирования, документация о проводимых конкурсах инноваций и др.
Модуль 2. База данных о состоянии внутренней среды. Включает характеристики потенциала компании, уровень квалификации персонала, экономические характеристики, баланс компании с приложениями за различные периоды, состояние ресурсов.
Модуль 3. Определение совокупности ключевых индикаторов результативности инноваций в неравновесных условиях обновления.
Модуль 4. Установление базовых пропорций и соотношений с учетом допустимых границ изменения экономических характеристик по критерию устойчивости.
В рамках данного модуля проводится:
- определение и анализ установившихся пропорций в использовании потенциалов компании;
- выделение отклонений от рациональных соотношений;
- анализ факторов, воздействующих на состояние производства и устойчивость компании;
и на этой основе формируются плановые задания для управления бизнес-процессами.
Модуль 5. Планирование и контроллинг потребления ресурсов в инновационном цикле.
В данном модуле формируются плановые объемы ресурсопотребления на всех этапах инновационного цикла и ключевые показатели для контроллинга.
По стадиям НИОКР формируется матрица затрат по каждому участнику и определяется консолидированный объем затрат. Строятся графики динамики ресурсопотребления по каждому /-му проекту, на основе которых определяется график поступлений необходимого объема инвестиций в каждый период времени.
В качестве основных показателей для целей контроллинга установлены показатели затрат на потребляемые ресурсы, время выполнения плановых заданий, а также лимитная удельная себестоимость изготовления нового продукта, которая должна быть ниже действующего аналога.
Модуль 6. Формирование интересов и мотивация деятельности заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
На основе систематизации перечня заинтересованных сторон как внутренних, так и внешних, формируются интересы каждого из стейкхолдеров и рассматриваются возможности их удовлетворения. Интересы могут выражаться как в качественном виде, так и в количественных величинах. Для каждого проекта формируются интересы индивидуально, в зависимости от состава участников и особенностей проектов. Исходя из интересов, создается механизм мотивации результативности.
В теории заинтересованных сторон наиболее значимой является модель Митчелла, позволяющая идентифицировать значимость заинтересованных сторон1, формировать сетевую модель
взаимоотношений2 и строить ресурсную модель отношений.
В публикациях по теории стейкхолдеров выделяются три основные фактора, определяющих мощность возможного воздействия группы
стейкхолдеров на деятельность компании. К ним относятся: власть (power), законность (legitimacy) и срочность (urgency) требований. В зависимости от условий конкретных взаимодействий значимость воздействий факторов различна. В зависимости от комбинации воздействия трех факторов, выделяются три категории стейкхолдеров, обладающие одним из факторов (латентные стейкхолдеры), двумя
факторами (ожидающие стейкхолдеры) и тремя
факторами (категорические стейкхолдеры).
Субъекты, не обладающие ни одним из факторов, не относятся к заинтересованным сторонам.
К латентной категории относится инертная группа стейкхолдеров, обладающая властью,
контролируемая (обладает законностью) и требующая (обладает срочностью). Взаимодействие с такой группой ограничено регламентирующими условиями, и активность взаимодействий затруднена.
К категории ожидающих стейкхолдеров относятся: доминирующая группа (обладающая
факторами власти и легитимности), зависимая (обладающая факторами легитимности и срочности) и опасная (обладающая факторами власти и срочности).
Наличие двух факторов в каждой группе делает категорию ожидающих стейкхолдеров активной и важной для компании, поэтому требует особого внимания к учету интересов этой категории стейкхолдеров.
Однако, наибольшую значимость для компании имеет категорическая группа стейкхолдеров,
1 Mitchell R.K., AgleB.R., Wood D.J. Toward a Theory// Academy of Stakeholder Identification and Salience.1997.Vol.24.N4.P.853-886.
2 Roswley T.J. Moving beyond Dyadic Ties: a Network Theory of Stakeholder Influences// Academy of Management Review.1997.
обладающая всеми тремя факторами. Требования этой категории заинтересованных сторон удовлетворяются в первую очередь.
Модуль 7. Механизм управления организационным взаимодействием участников инновационного цикла.
Важнейшим элементом организационного механизма является управление взаимодействием участников в инновационном цикле. Для управления взаимодействием необходимо определить
совокупность взаимодействующих или
взаимовлияющих факторов в процессе создания и реализации инноваций, выявить наиболее значимые
из них и осуществлять определенные воздействия для достижения конечных результатов.
Для систематизации взаимодействующих факторов формируется их типовой перечень и проводится группировка однородных по направленности действия (например, конструкторско-технологические, организационные, финансовые, экономические), и вносятся в матрицы взаимодействия /-ой группы факторов между собой.
На рис. 2.9. приведен пример оценки взаимодействия организационно-технических
факторов между собой.
Рис. 3. Матрица взаимодействия организационно-технических факторов
Наличие матриц взаимодействующих факторов по различным направлениям деятельности позволяет обеспечить выполнения принципа
целенаправленности воздействий на инновационный цикл.
Модуль 8. Результирующие показатели деловой активности в период развития.
В данном модуле формируются группы результирующих показателей, характеризующих различные аспекты деятельности в период обновления продукции.
Ключевыми результирующими показателями устанавливаются показатели деловой активности, включающей совокупность активностей -
инновационную, производственную,
инвестиционную, экономическую, финансовую, трудовую. Составляющие механизма управления открытыми инновациями и взаимодействие модулей представлены на рис. 4.
Разработанный организационно - экономический механизм управления взаимодействием участников инновационного цикла, включающий совокупность взаимосвязанных модулей (рис. 4), позволяет обеспечить синергетический эффект,
сбалансированность ресурсопотребления,
своевременность создания и производства новой продукции.
Модуль 6’
Формирование интересов и мотивация внешних стейкхолдеров
-N
У
Модуль 4
Установление базовых пропорций и соотношений с учетом допустимых границ
Модуль 5
Планирование и контроллинг ресурсов в инновационном цикле
А
V
Модуль 6
Формирование интересов и мотивация внутренних стейкхолдеров
Модуль 7
Механизм управления организационным взаимо-действием участников
Модуль 8
Результирующие показатели деловой активности в период развития
Рис. 4. Составляющие модули организационно - экономического механизма управления открытыми
инновациями
Литература 4. Roswley T.J. Moving beyond Dyadic Ties: a
1. Анискин Ю.П. Управление инвестициями : учеб. пособие. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2007.
2. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости: монография / Ю.П. Анискин, П.А. Бульканов, Д.И. Митрохин, М.Н. Нечепуренко, С.А. Еникеева. - М.: «Омега-Л», 2008.
3. Mitchell R.K., AgleB.R., Wood D.J. Toward a Theory// Academy of Stakeholder Identification and Salience.1997.Vol.24.N4.P.853-886.
Network Theory of Stakeholder Influences// Academy of Management Review.1997.
Э 8(916) 372-00-40
Ключевые слова: открытые инновации,
заинтересованные стороны (stakeholders), организационный механизм