Научная статья на тему 'Организационно - экономический механизм управления взаимодействием участников открытых инноваций'

Организационно - экономический механизм управления взаимодействием участников открытых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ (STAKEHOLDERS) / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / INTERESTED PARTIES (STAKEHOLDERS) / OPEN INNOVATIONS / THE ORGANIZATIONAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анискин Юрий Петрович, Жмаева Ирина Витальевна

Предлагается методический подход к формированию механизма управления взаимодействием участников реализации открытых инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL - ECONOMIC MECHANISM OF THE INTERACTION MANAGEMENT BETWEEN PARTICIPANTS OF OPEN INNOVATION

It is proposed methodical approach to the formation mechanism of the interaction management of participants by implement of open innovation

Текст научной работы на тему «Организационно - экономический механизм управления взаимодействием участников открытых инноваций»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ УЧАСТНИКОВ ОТКРЫТЫХ

ИННОВАЦИЙ Ю.П. Анискин, д-р экон. наук, профессор,

И.В. Жмаева, аспирант Национальный исследовательский университет МИЭТ, г. Москва

Предлагается методический подход к формированию механизма управления взаимодействием участников реализации открытых инноваций

Разработка механизма управлением инновации происходит интеграция участников

взаимодействия участников инновационного цикла проектов, обладающих различными

при создании и реализации открытой инновации профессиональными компетенциями, необходимыми

должна учитывать специфику и особенности для реализации инновационного цикла. Однако,

организации совместной деятельности глубина интеграции и взаимодействия участников

исследовательских и производственных структур в различна, что необходимо учитывать в механизме

процессе получения нового продукта, а также координации деятельности участников.

соблюдать интересы заинтересованных сторон - Геометрическая интерпретация вариантов

участников инновационного цикла. взаимодействия и интеграции представлена на рис. 1.

В процессе создания и реализации открытой

Условные обозначения:

- используемый ресурсный потенциал головного предприятия;

- свободный ресурсный потенциал ьго участника инновационного цикла;

привлекаемый ресурсный потенциал ьго участника проекта;

- взаимодействующий ресурсный потенциал у - участников проектов Рис. 1. Геометрическая интерпретация вариантов взаимодействия участников инновационного цикла

В процессе интеграции участников проектов необходимо соблюдать следующие управленческие постулаты интегрированных компаний:

• в процессе интеграции ресурсных потенциалов участников системообразующие инновации (или ядро открытой инновации) должны находиться в

компетенции головного предприятия. Это означает, что требования и технические задания для участников исходят из головной организации. В этих условиях конечным результатом открытой инновации распоряжается головная организация на соответствующих условиях с участниками проектов;

• головная организация в пределах

инновационного цикла управляет движением денежных средств (притоками, оттоками, потоками) и инвестиционными ресурсами (прямыми,

портфельными);

• маркетинговая деятельность и рекламные мероприятия осуществляются централизовано головной (управляющей) компанией;

• система мотивации участников проектов разрабатывается централизовано с учетом вклада и специфики деятельности участников.

В процессе создания и реализации инноваций

возникают определенные интересы у участников инновационного цикла. Эти интересы иногда противоречивы, но, тем не менее, должны учитываться. Независимо от содержания и исходящего уровня интереса все они должны быть равноправными для их рассмотрения, хотя степень удовлетворения интересов может быть различной.

Организационно - экономический механизм должен предусматривать перечень заинтересованных сторон (рис. 2), сформированный комплекс интересов и возможности их удовлетворения.

Заинтересованные стороны (стейкхолдеры)

Внешняя среда Внутренняя среда

потребители новой продукции; поставщики ресурсов; участники рынка; участники инновационного цикла (соисполнители, субподрядчики и т.п.); фондовые рынки; банки, кредитные организации; органы власти; органы защиты интеллектуальной собственности. 1=) Развитие компании на основе обновления продукции Источники финансирования и инвестирования развития компании о руководство компанией; разработчики новаций; маркетологи; обеспечивающие структуры; система информационного обеспечения; производственная система (ПДО и т.п.); технологические службы.

Рис. 2. Перечень заинтересованных сторон в период развития компании

Сбалансированный комплекс интересов будет способствовать активизации центростремительных сил сторон в достижении конечной цели инновационного цикла.

В условиях неравновесного состояния компании в период реализации инновационного цикла необходимо установить допустимые экономические пропорции и соотношения использования ресурсных потенциалов участников проектов, позволяющих сохранить минимально возможную устойчивость компании в период обновления производства.

Формируемый организационно - экономический механизм управления инновациями должен предусматривать возможность установления допустимых пропорций и соотношений в период развития компании.

Совокупность мероприятий, формирующихся с

помощью организационного механизма, должна носить упреждающий характер, чтобы создать условия для своевременной подготовки к выполнению плановых заданий.

Организационное сопровождение программы развития состоит из следующих последовательных этапов:

1. Формирование условий, необходимых для реализации программы обновления (организационнотехнических, экономических, финансовых, кадровых и т.п.).

2. Определение возможностей потенциалов компании и участников проектов по выполнению требуемых условий.

3. Сравнительный анализ каждого из условий с

потенциальными возможностями предприятий и выявление критичных факторов, требующих

проведение целенаправленных мероприятий по реализации программы развития.

4. Формирование организационных модулей (оргмодулей) по выполнению основных процедур каждого мероприятия.

В результате исследования организационноэкономический механизм управления инновационным циклом предлагается формировать из совокупности модулей с определенным набором работ,

взаимосвязанных между собой.

Модуль 1. База данных о состоянии внешней среды с группировкой информации: о состоянии рынка инноваций, сведения о конкурентах, характеристики участников инновационного цикла, сведения о возможных источниках инвестирования, документация о проводимых конкурсах инноваций и др.

Модуль 2. База данных о состоянии внутренней среды. Включает характеристики потенциала компании, уровень квалификации персонала, экономические характеристики, баланс компании с приложениями за различные периоды, состояние ресурсов.

Модуль 3. Определение совокупности ключевых индикаторов результативности инноваций в неравновесных условиях обновления.

Модуль 4. Установление базовых пропорций и соотношений с учетом допустимых границ изменения экономических характеристик по критерию устойчивости.

В рамках данного модуля проводится:

- определение и анализ установившихся пропорций в использовании потенциалов компании;

- выделение отклонений от рациональных соотношений;

- анализ факторов, воздействующих на состояние производства и устойчивость компании;

и на этой основе формируются плановые задания для управления бизнес-процессами.

Модуль 5. Планирование и контроллинг потребления ресурсов в инновационном цикле.

В данном модуле формируются плановые объемы ресурсопотребления на всех этапах инновационного цикла и ключевые показатели для контроллинга.

По стадиям НИОКР формируется матрица затрат по каждому участнику и определяется консолидированный объем затрат. Строятся графики динамики ресурсопотребления по каждому /-му проекту, на основе которых определяется график поступлений необходимого объема инвестиций в каждый период времени.

В качестве основных показателей для целей контроллинга установлены показатели затрат на потребляемые ресурсы, время выполнения плановых заданий, а также лимитная удельная себестоимость изготовления нового продукта, которая должна быть ниже действующего аналога.

Модуль 6. Формирование интересов и мотивация деятельности заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

На основе систематизации перечня заинтересованных сторон как внутренних, так и внешних, формируются интересы каждого из стейкхолдеров и рассматриваются возможности их удовлетворения. Интересы могут выражаться как в качественном виде, так и в количественных величинах. Для каждого проекта формируются интересы индивидуально, в зависимости от состава участников и особенностей проектов. Исходя из интересов, создается механизм мотивации результативности.

В теории заинтересованных сторон наиболее значимой является модель Митчелла, позволяющая идентифицировать значимость заинтересованных сторон1, формировать сетевую модель

взаимоотношений2 и строить ресурсную модель отношений.

В публикациях по теории стейкхолдеров выделяются три основные фактора, определяющих мощность возможного воздействия группы

стейкхолдеров на деятельность компании. К ним относятся: власть (power), законность (legitimacy) и срочность (urgency) требований. В зависимости от условий конкретных взаимодействий значимость воздействий факторов различна. В зависимости от комбинации воздействия трех факторов, выделяются три категории стейкхолдеров, обладающие одним из факторов (латентные стейкхолдеры), двумя

факторами (ожидающие стейкхолдеры) и тремя

факторами (категорические стейкхолдеры).

Субъекты, не обладающие ни одним из факторов, не относятся к заинтересованным сторонам.

К латентной категории относится инертная группа стейкхолдеров, обладающая властью,

контролируемая (обладает законностью) и требующая (обладает срочностью). Взаимодействие с такой группой ограничено регламентирующими условиями, и активность взаимодействий затруднена.

К категории ожидающих стейкхолдеров относятся: доминирующая группа (обладающая

факторами власти и легитимности), зависимая (обладающая факторами легитимности и срочности) и опасная (обладающая факторами власти и срочности).

Наличие двух факторов в каждой группе делает категорию ожидающих стейкхолдеров активной и важной для компании, поэтому требует особого внимания к учету интересов этой категории стейкхолдеров.

Однако, наибольшую значимость для компании имеет категорическая группа стейкхолдеров,

1 Mitchell R.K., AgleB.R., Wood D.J. Toward a Theory// Academy of Stakeholder Identification and Salience.1997.Vol.24.N4.P.853-886.

2 Roswley T.J. Moving beyond Dyadic Ties: a Network Theory of Stakeholder Influences// Academy of Management Review.1997.

обладающая всеми тремя факторами. Требования этой категории заинтересованных сторон удовлетворяются в первую очередь.

Модуль 7. Механизм управления организационным взаимодействием участников инновационного цикла.

Важнейшим элементом организационного механизма является управление взаимодействием участников в инновационном цикле. Для управления взаимодействием необходимо определить

совокупность взаимодействующих или

взаимовлияющих факторов в процессе создания и реализации инноваций, выявить наиболее значимые

из них и осуществлять определенные воздействия для достижения конечных результатов.

Для систематизации взаимодействующих факторов формируется их типовой перечень и проводится группировка однородных по направленности действия (например, конструкторско-технологические, организационные, финансовые, экономические), и вносятся в матрицы взаимодействия /-ой группы факторов между собой.

На рис. 2.9. приведен пример оценки взаимодействия организационно-технических

факторов между собой.

Рис. 3. Матрица взаимодействия организационно-технических факторов

Наличие матриц взаимодействующих факторов по различным направлениям деятельности позволяет обеспечить выполнения принципа

целенаправленности воздействий на инновационный цикл.

Модуль 8. Результирующие показатели деловой активности в период развития.

В данном модуле формируются группы результирующих показателей, характеризующих различные аспекты деятельности в период обновления продукции.

Ключевыми результирующими показателями устанавливаются показатели деловой активности, включающей совокупность активностей -

инновационную, производственную,

инвестиционную, экономическую, финансовую, трудовую. Составляющие механизма управления открытыми инновациями и взаимодействие модулей представлены на рис. 4.

Разработанный организационно - экономический механизм управления взаимодействием участников инновационного цикла, включающий совокупность взаимосвязанных модулей (рис. 4), позволяет обеспечить синергетический эффект,

сбалансированность ресурсопотребления,

своевременность создания и производства новой продукции.

Модуль 6’

Формирование интересов и мотивация внешних стейкхолдеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-N

У

Модуль 4

Установление базовых пропорций и соотношений с учетом допустимых границ

Модуль 5

Планирование и контроллинг ресурсов в инновационном цикле

А

V

Модуль 6

Формирование интересов и мотивация внутренних стейкхолдеров

Модуль 7

Механизм управления организационным взаимо-действием участников

Модуль 8

Результирующие показатели деловой активности в период развития

Рис. 4. Составляющие модули организационно - экономического механизма управления открытыми

инновациями

Литература 4. Roswley T.J. Moving beyond Dyadic Ties: a

1. Анискин Ю.П. Управление инвестициями : учеб. пособие. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2007.

2. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости: монография / Ю.П. Анискин, П.А. Бульканов, Д.И. Митрохин, М.Н. Нечепуренко, С.А. Еникеева. - М.: «Омега-Л», 2008.

3. Mitchell R.K., AgleB.R., Wood D.J. Toward a Theory// Academy of Stakeholder Identification and Salience.1997.Vol.24.N4.P.853-886.

Network Theory of Stakeholder Influences// Academy of Management Review.1997.

Э 8(916) 372-00-40

Ключевые слова: открытые инновации,

заинтересованные стороны (stakeholders), организационный механизм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.