Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / НАВИГАТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Татьяна Александровна

Сфера естественных монополий затрагивает интересы экономики, как глобального, так и национального масштаба. В России это - большая, управляемая по единому закону система, которая на свое существование и функционирование требует существенных общественных затрат. Особенность таких систем заключается в совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, объединенных общими целями. С учетом того, что существующая в настоящее время организация регулирования не позволяет сформировать единую для всех видов деятельности естественных монополий управленческую цепочку по планированию, принятию решений и стимулированию к эффективности, разработан организационно-экономический механизм тарифного регулирования, в котором предложено использовать преимущества цифровой обработки информации в виде навигатора регулирования естественных монополий для получения достоверной информации о регулируемом субъекте и сокращения расходов для ее обработки. Представлено взаимодействие ключевых факторов и взаимодействие их элементов. Целью является повышение качества регулирования и контроля деятельности естественных монополий и, как следствие, снижение общественных затрат на регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF TARIFF REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

The sphere of natural monopolies affects the interests of the economy, both global and national scale. In Russia, this is a large system governed by a single law, which requires significant public costs for its existence and functioning. The peculiarity of such systems is the combination of interrelated and interdependent subsystems united by common goals. Taking into account the fact that the current regulatory organization does not allow forming a single management chain for planning, decision-making and stimulating efficiency for all types of natural monopolies, an organizational and economic mechanism of tariff regulation has been developed, in which it is proposed to use the advantages of digital information processing in the form of a navigator for regulating natural monopolies to obtain reliable information about the regulated entity and reducing the costs for its processing The interaction of key factors and the interaction of their elements is presented. The goal is to improve the quality of regulation and control of the activities of natural monopolies and, as a result, to reduce the public costs of regulation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ»

Экономика. Право. Инновации. 2022. № 4. С. 48-57 Economics. Law. Innovation. 2022. No. 4. P. 48-57

Региональная и отраслевая экономика _Regional and branch economics

Научная статья УДК 334.7

doi: 10.17586/2713-1874-2022-4-48-57

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Татьяна Александровна Краснова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, tatyana_uspen@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3511-0782 Язык статьи - русский

Аннотация: Сфера естественных монополий затрагивает интересы экономики, как глобального, так и национального масштаба. В России это - большая, управляемая по единому закону система, которая на свое существование и функционирование требует существенных общественных затрат. Особенность таких систем заключается в совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, объединенных общими целями. С учетом того, что существующая в настоящее время организация регулирования не позволяет сформировать единую для всех видов деятельности естественных монополий управленческую цепочку по планированию, принятию решений и стимулированию к эффективности, разработан организационно-экономический механизм тарифного регулирования, в котором предложено использовать преимущества цифровой обработки информации в виде навигатора регулирования естественных монополий для получения достоверной информации о регулируемом субъекте и сокращения расходов для ее обработки. Представлено взаимодействие ключевых факторов и взаимодействие их элементов. Целью является повышение качества регулирования и контроля деятельности естественных монополий и, как следствие, снижение общественных затрат на регулирование.

Ключевые слова: естественные монополии, навигатор регулирования, организационно-экономический механизм тарифного регулирования естественных монополий

Ссылка для цитирования: Krasnova T.A. Organizational and Economic Mechanism of Tariff Regulation of Natural Monopolies // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 4. С. 48-57. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-4-48-57.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF TARIFF REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

Tatyana A. Krasnova

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia, tatyana_uspen@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0002-3511-0782

Article in Russian

Abstract: The sphere of natural monopolies affects the interests of the economy, both global and national scale. In Russia, this is a large system governed by a single law, which requires significant public costs for its existence and functioning. The peculiarity of such systems is the combination of interrelated and interdependent subsystems united by common goals. Taking into account the fact that the current regulatory organization does not allow forming a single management chain for planning, decision-making and stimulating efficiency for all types of natural monopolies, an organizational and economic mechanism of tariff regulation has been developed, in which it is proposed to use the advantages of digital information processing in the form of a navigator for regulating natural monopolies to obtain reliable information about the regulated entity and reducing the costs for its processing The interaction of key factors and the interaction of their elements is presented. The goal is to improve the quality of regulation and control of the activities of natural monopolies and, as a result, to reduce the public costs of regulation.

Keywords: natural monopolies, organizational and economic mechanism of tariff regulation of natural monopolies, regulation navigator

For citation: Krasnova T.A. Organizational and Economic Mechanism of Tariff Regulation of Natural Monopolies. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2022. No. 4. pp. 48-57. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-4-48-57.

Введение. Стремительное изменение экономических отношений в масштабах мирового уровня обуславливает изменение всей системы управления, в том числе координирование деятельности естественных монополий, к которым законодательство относит водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение, транспортировку нефти, газа и другие услуги, имеющие значительное влияние на экономическое состояние страны. Функционирование хозяйственной системы, жизнеобеспечение населения, экономическая безопасность страны зависят от стабильной, предсказуемой работы отраслей естественных монополий.

Тема является дискуссионной как среди практически любых слоев населения, так и среди ученых. В связи с этим, регулирование естественных монополий и контроль их функционирования нуждаются в непрерывном и систематическом анализе для выявления возникающих проблем, выработки путей их решения, рассмотрения возможных вариантов совершенствования. Темой занимаются: Институт проблем естественных монополий, Центр мониторинга тарифной политики естественных монополий при Институте экономики и регулировании инфраструктурных областей, Комиссия по естественным монополиям в Совете Федерации, работающая на постоянной основе. На актуальность этой проблемы указал президент Российской Федерации В.В. Путин, который 27 октября 2020 года дал поручение разработать концепцию долгосрочных тарифов для естественных монополий [1]. Значимость темы подчеркнули и события января 2022 года в Казахстане, которые наглядно продемонстрировали, как непродуманные шаги в области регулирования естественных монополий могут стать поводом для социальных волнений. Кроме того, многочисленные изменения в нормативно-правовых документах, как недавно принятых, так и находящихся на рассмотрении, рост рассматриваемых в судах дел, связанных с этой сферой, дополнительно подтверждают аргументацию актуальности темы исследования.

Целью исследования является формирование организационно-экономического механизма регулирования, обеспечиваю-

щего снижение общественных затрат на стоимость услуг и продукции естественных монополий.

Методика исследования. Исследование базируется на общенаучных теоретических методах: формализации и идеализации. С их помощью показана дискуссионность отдельных элементов государственного регулирования естественных монополий с учетом многоаспектности решений существующих проблем. Метод абстрагирования позволил сформировать модели и механизмы. Специальные методы, такие как наблюдение, структурный анализ и т.д., применялись для выявления тенденций и направлений в рассматриваемом сегменте.

Полученные результаты. Государственное воздействие на экономику отражает исторически сложившееся развитие для конкретной страны с учетом ее технологического промышленного развития. Одной из отправных точек концепции необходимости управления деятельностью естественных монополистов явилось дело «Манн против Иллинойса», 94 ^ 113 в 1876 году - дело Верховного суда США, в котором Суд подтвердил право правительств штатов регулировать деятельность частной промышленности, которая влияет на «общее благо» [2]. С тех пор исследования и дискуссии о необходимости вмешательства и формы его осуществления в сферу функционирования естественных монополистов ведутся, практически не прекращаясь. Одни ученые считают, что «регулирование общественных секторов приносит больше проблем, чем пользы». Другие исследователи дополнительно подчеркивают высокие затраты на этот трудоемкий процесс [3].

Однако большинство потребителей, пользующихся услугами естественных монополистов, опасаясь диктата со стороны поставщиков, считают необходимым регулирование такого рода деятельности и вынуждают оставлять эту сферу деятельности под контролем правительства и его уполномоченных органов. Формами вмешательства и регулирования тарифов субъектов естественных монополий занимались многие ученые, например [4, 5, 6, 7], взаимосвязь тарифов и экономический рост исследовался в работах [8, 9, 10].

Вопрос снижения общественных затрат на осуществление такого рода процесса в работах исследователей практически не рассматривается, остается открытым и актуальным, требует поиска решений.

Под общественными затратами на регулирование понимается:

- содержание регулирующего органа;

- издержки, по судебным разбирательствам рассматривающие претензии, связанные с некачественным регулированием в соответствующей сфере;

затраты на ликвидации аварий как результат некачественного обслуживания производственных мощностей;

- содержание сбытовых организаций;

- увеличение доли в общих расходах на коммунальные услуги потребителей;

- рост инфляции;

- убытки, сопряженные с наносимым вредом экологии.

Основные элементы общественных затрат на регулирование естественных монополий представлены на Рисунке 1:

Рисунок 1 - Ключевые элементы общественных затрат на регулирование естественных монополий

Общество содержит регулирующие органы независимо от качества и результатов их работы. Когда уполномоченные органы принимают необоснованные решения, которые не только оспариваются в судах, но и требуют компенсации результатов, то, соответственно, содержание судебных разбирательств также приходится на общество.

Нарушение регламентов технического обслуживания влечет за собой увеличение количества аварий, затраты на ликвидацию которых приходится компенсировать потребителям. Особенно отчетливо это проявилось после вынесения ремонтных работ за пределы регулирования: победители конкурсов, предоставляющие более дешевый ремонт, не владеют предысторией работы обо-

рудования и выполняют работы в рамках конкурсных обязательств, не вникая в необходимость выполнения дополнительных работ, направленных на увеличение срока службы производственных мощностей. Деградация системы обслуживания ведет не только к увеличению количества аварий, но и к увеличению времени и средств на их ликвидацию, а также сокращению сроков службы оборудования. Некачественное обслуживание сетей негативно отражается на экологии, что в конечном итоге также входит в общественные затраты.

Рост тарифов на услуги естественных монополий увеличивает долю на содержание сбытовых организаций, работа которых не является регулируемой деятельностью, в

итоге увеличивается тариф для потребителей и растет общий уровень инфляции. Последствия роста инфляции также компенсируются общественными затратами либо напрямую, либо опосредовано.

На основании аспекта экономической составляющей основными критериями для регулирования являются:

- эффективное ценообразование на товары и услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий: цены ориентированы на лучшие решения с учетом полного покрытия всех расходов;

- рациональное использование затрат на производство с использованием эффекта масштаба, с учетом операционных издержек, а также минимизация затрат;

- необходимый объем производства и финансовые средства для удовлетворения текущего и будущего предполагаемого спроса;

- необходимый уровень качества и достаточный ассортимент продукции и услуг, оптимальное обслуживание производства, безопасность и надежность;

- предотвращение получения монопольной прибыли, но достаточной, чтобы стимулировать повышение эффективности и внедрение инноваций;

- ориентирование на минимальные общественные затраты.

Координирование естественных монополистов должно обладать гибкой адаптацией к социальным, политическим и экономическим изменениям. При этом целью является эволюционный характер управления, в частности, изменения с точки зрения технологических возможностей, доступности ресурсов, а также потребительских предпочтений.

В Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» указаны цели закона, перечислены формы и методы регулирования, но нет целей, с которыми это регулирование осуществляется [11]. Следствием является субъективное толкование и непредсказуемость получаемых от вмешательства в экономическую деятельность результатов.

Организационно-экономический механизм сформирован с учетом целей регулирования естественных монополий и служит снижению общественных затрат на его осуществление. Функционирование организационно-экономического механизма регулирования естественных монополий должно происходить с учетом архитектуры регулирования, включающей в себя определение, цели, задачи, принципы и формы регулирования естественных монополий [12]. Предлагаемая архитектура регулирования представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2 - Архитектура государственного регулирования деятельности

естественных монополий

В организационно-экономический механизм необходимо внедрение функциональной модели стимулирующего образования тарифа, позволяющей компании иметь в распоряжении прибыль и инициировать корректировку тарифа в сторону снижения без ущерба собственным интересам.

На Рисунке 3 представлена функциональная модель стимулирующего регулирования формирования тарифа, когда существующий и утвержденный тариф снижается по инициативе монополиста, что влечет одновременно выгодную потребителю ситуацию в виде снижения цены на услугу и прибавку к прибыли поставщика.

Рисунок 3 - Функциональная модель стимулирующего регулирования

формирования тарифа

Алгоритм работы предлагаемой функциональной модели предполагает выполнение следующих действий:

1. Прежде всего, предприятие естественной монополии, имеющее утвержденный тариф, инициирует мониторинг рациональности использования своих операционных расходов, определяя возможный резерв экономии. Кроме того, проверяет соответствие задействованности основных фондов в производстве продукции или услуги. Рассматривает варианты использования новых технологий или новой техники с точки зрения эффективности их введения.

2. При обнаружении потенциала компания должна оценить выгоду от введения изменений, и субъект должен быть наделен правом обратиться в уполномоченный орган с предложением о пересмотре тарифа.

3. Регулятор в свою очередь оценивает такое обращение, рассматривает его обоснование. Определяет, имело ли место изначально предоставление недостоверной информации для расчетной величины. В этом случае корректировка тарифа проводится без стимулирования компании монополиста. Если это действительно выявленный резерв использования активов предприятия путем оп-

тимизации технологических или управленческих процессов, то уполномоченный орган проводит дальнейшие действия по определению возможного снижения тарифа и рассматривает варианты распределения полученной экономии.

4. Должны быть рассмотрены возможные риски таких новшеств: не будут ли ущемлены права потребителей, не пострадает ли качество предоставляемой продукции или услуги. Этот аспект является одним из самых напряженных в системе регулирования естественных монополий. Всегда существует выбор между стимулом повышения экономической эффективности с одной стороны и риска ухудшения качества предоставляемой услуги или товара с другой стороны. Поэтому любой вид стимулирующего подхода вынужден искать способ избежать этого нежелательного последствия. Необходимо контролировать соблюдение определенных стандартов, внедряя санкции за нарушения и поощрение за достижения.

5. Регулятор также должен определить долговременность полученного эффекта. Обязательным условием является недопущение злоупотребления регулирующим органом своего положения. Предприятия в дальнейшем не должны опасаться, что при изменении экономических составляющих в сторону увеличения, новый обоснованный тариф не будет принят к рассмотрению.

6. После прохождения процедуры согласования через определенный период компетентный орган должен оценить полученный результат. Длительность межпроверочного интервала будет определяться в каждом случае отдельно.

Достоинством этой модели, помимо создаваемого стимула для предприятия находить и раскрывать существующий потенциал снижения затрат и введения инноваций, является низкая стоимость ее внедрения.

Стимулирующее ценообразование инвариантен к любому применяемому методу, при этом, исходя из ситуационной составляющей, возможно использование комбинированных методов, если это повлечет за собой экономический эффект без потери качества и строгого соблюдения других требований, предъявляемых к деятельности естественных монополий. Подробно разработка функциональной модели стимулирующего регулирования образования тарифа представлена в [13].

Организационно экономический механизм предполагается, что должен включать в себя навигатор регулирования естественных монополий, обеспечивающего прозрачность, обоснованность и оперативность принятия решений. На Рисунке 4 представлена схема принципиальная схема навигатора.

Рисунок 4 - Принципиальная схема навигатора регулирования

естественных монополий

Более детально о принципиальной схеме навигатора естественных монополий, как инструмента цифровой трансформации методов антимонопольного законодательства изложено в [14].

Организационно-экономический механизм разрабатывался с учетом эффекта пет-

ли обратной связи. Петля обратной связи -это звено взаимодействия факторов, связывающее первоначальные показатели с результатом, который в свою очередь вызывает дальнейшие изменения, в том числе и в исходных данных. На Рисунке 5 представляет пример описанного взаимодействия.

Рисунок 5 - Пример петли обратной связи изменения тарифов естественных монополий

Ключевым моментом предлагаемого организационно-экономического механизма является создание новой структуры связей между исходными данными и принятием конечного результата, адаптации к взаимодействию отдельных элементов в общей структуре управления всех видов естественно-монопольной деятельности. Федеральная антимонопольная служба, в соответствии с архитектурой регулирования естественных монополий, на основе данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, отраслевых министерств, комитетов по тарифам и своих региональных представительств занимается созданием единой информационной базы не только по отдельным регулируемым видам, но и по сопоставимым показателям, например, горюче-смазочные материалы, транспортные издержки, энергозатраты на типовые работы и т.п. Единая информационная база даст возможность сопоставлять расходы и делать выводы при обнаружении значительных отклонений от среднеотраслевых либо от модальных значений, предотвращая тем самым возможные сговоры между менеджментом компаний и сбытовыми органи-

зациями и повышая обоснованность итогов тендерных закупок.

Федеральной антимонопольной службе необходимо проводить и аудит процесса регулирования территориальными уполномоченными органами непосредственно принимающих решения, что повысит ответственность за принятие решений и предотвратит возможную коррупционную составляющую. Регулируемая компания рассматривает возможность применения стимулирующего подхода тарифообразования, выполняет требования сбора необходимых для обработки информации документов. Формирует будущий прогноз спроса на свою услугу. На основании данных своего предприятия создает свой цифровой двойник и передает уполномоченному органу. Уполномоченный регулирующий орган, используя автоматизацию обработки данных навигатора регулирования естественных монополий, с учетом сформированной информационной базы, принимает решение по форме регулирования и методу образования тарифа. Происходит обсуждение полученного результата с общественными наблюдателями, представителями компаний, профес-

сиональным сообществом. Заключительным моментом работы организационно-экономического механизма является принятие решения по тарифу.

На Рисунке 6 представлена схема организационно-экономического механизма регулирования естественных монополий.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Отраслевые министерства

тг

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная налоговая служба

#

Комитеты и службы по видам Региональные представительства

деятельности

О

Формирование единой информационной базы

Территориальный уполномоченный орган

Обсуждение с профессиональным сообществом и общественный контроль

Субъект естественной монополии

Создание цифрового двойника

МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФ

Рисунок 5 - Организационно-экономический механизм регулирования

естественных монополий

Заключение. Исследование возможности использования организационно-экономического механизма в целях совершенствования государственного регулирования и контроля естественных монополий позволяет сделать следующие выводы:

1. Создание единой информационной базы данных по материалам и типовым работам будет учитывать синергетический эффект и за пределами регулируемой области.

2. Внедрение карты направлений векторов развития регулирования позволит повысить достоверность и обоснованность принимаемых решений.

3. Применение формирования тарифа на основе стимулирующего подхода повлечет заинтересованность компаний в повышении эффективности работы.

4. Использование навигатора регулирования естественных монополий сократит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время на принятие решения и позволит оперативно отреагировать на изменение внешних или внутренних факторов.

5. Обсуждение с заинтересованной общественностью окончательного решения послужит, с одной стороны, большему пониманию утверждаемого тарифа, с другой стороны, уполномоченный орган сможет совершенствовать систему регулирования с учетом пожеланий получателей услуг, позволяя предприятию развиваться и соответствовать качеству предоставляемых услуг.

6. Положительным эффектом внедрения организационно-экономического механизма регулирования естественных монополий будет снижение общественных затрат на управление и повышение эффективности образования и утверждения тарифа без ущерба интересов управляемых субъектов.

Список источников

1. Путин поручил подготовить механизм долгосрочного тарифообразования естественных монополий // Информационное агентство России ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10102547?nw=160637871 9000

2. Commons J.R. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Том 21. С. 648-657. (In Eng.).

3. Познер Р. Экономический анализ права. / Пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева - М.: Экономическая школа, 2004. - 1004 с.

4. Хайкин М.М., Кныш В.А. Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования // Управленческое консультирование. 2017. № 5 . С. 44-55.

5. Алексеев А.В. Кузнецова Н.Н. Государственная экономическая политика в новой нормальности российской экономики // XIII Международные научный конгресс и выставка «Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2017». Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью»: сб. материалов в 2-х т. - Новосибирск: СГУГиТ, 2017. - Т. 1. - С. 231-240.

6. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Как защитить конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной рево-лющии / под ред. А.Ю. Цариковского, А.Ю. Иванова, Е.А. Войниканис. - М.: Изд. Дом Высшей Школы Экономики, 2018. - 312 с.

7. Гуриев С.М. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. - Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2022. - 320 С.

8. Соловьева О. Экономический рост уперся в тарифы // Независимая газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ng.ru/eco nomics/2019-01 -03/100_tarif 0301.html

9. Долматов И.А., Золотова И.Ю. Маскаев И.В. Новый тарифный режим для естественных монополий в России, каким он должен быть? // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 4. C.30-37.

10. Карлик, А.Е., Платонов В.В., Тихонова М.В. Повышение конкурентоспособности предприятий реального сектора путем осуществления организационно-управленческих инноваций // Актуальные вопросы развития современной науки: теория и практика. - Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2017 г.: сборник лучших докладов, 2018. - 72 c.

11. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополи-

References

1. Putin Instructed to Prepare a Mechanism for Long-term Tariff Formation of Natural Monopolies. Russian News Agency TASS. Available at: https://tass.ru/ekonomika/10102547?nw=160637871 9000 (In Russ.).

2. Commons J.R. Institutional Economics. American Economic Review. 1931. Vol. 21. pp. 648-657.

3. Posner R. Economic Analysis of Law/ Trans. from English. Edited by V.L. Tambovtsev. Moscow. Economic school. 2004. 1044 p. (In Russ.).

4. Khaykin M.M., Knysh V.A. Natural Monopolies in the Russian Economy: Choosing a Regulatory Model. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2017. No.

5. pp.44-55. (In Russ.).

5. Alekseev A.V. Kuznetsova N.N. State Economic Policy in the New Normality of the Russian Economy. XIII International Scientific Congress and Exhibition «Interexpo GEO-Siberia-2017». International scientific conf. «Economic Development of Siberia and the Far East. Economics of Nature Management, Land Management, Forest Management, Real estate Management»: Coll. of materials in 2 vol. Novosibirsk. SSUGT. 2017. Vol. 1. pp. 231-240 (In Russ).

6. Antimonopoly Regulation in the Digital Age: How to Protect Competition in the Context of Globalization and the Fourth Industrial Revolution / ed. A.Yu. Tsarikovskiy, A.Yu. Ivanova, E.A. Voinika-nis. Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics. 2018. 312 p. (In Rus.).

7. Guriev S.M. Economic Myths. Misconceptions and Stereotypes That are Spread by the Media and Politicians. Publishing house Mann, Ivanov and Ferber. 2022. 320 p. (In Russ.).

8. Solov'eva O. Economic Growth has Rested on Tariffs. Nezavisimaya gaseta. Available at: https://www.ng.ru/economics/2019-01-03/100_tarif 0301.html (In Russ.).

9. Dolmatov I.A., Zolotova I.Yu. Maskaev I.V. New Tariff Regime for Natural Monopolies in Russia, What Should It Look Like? Effectivnoe anticrisnoe upravlenie. 2017. No. 4. C. 30-37. (In Russ.).

10. Karlik A.E., Platonov V.V., Tikhonova M.V. Increasing the Productivity of Enterprises in the Active Sector for the Implementation of Organizational and Managerial Innovations. Aktual'nyye voprosy razvitiya sovremennoy nauki: teoriya i praktika. Scientific session of the faculty, researchers and graduate students based on the results of research for 2017: a collection of the best reports. 2018. 72 p. (In Russ.).

11. Federal Law of 17.08.1995 No. 147-03 (red. of 11.06.2021) «About Natural Monopolies».

ях» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consul tant.ru/

12. Краснова Т.А. Особенности и специфика целей государственного регулирования естественных монополий // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 56-60.

13. Краснова Т.А. Разработка функциональной модели совершенствования методов регулирования естественных монополий на основе стимулирующего подхода // Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. - С. 47-51.

14. Краснова Т.А. Навигатор регулирования естественных монополий как инструмент цифровой трансформации методов антимонопольного законодательства // Финансовые рынки и банки. 2021. № 5. С. 18-21.

SPS «KonsultantPlus». Available at: http://www.consul tant.ru/ (In Russ.).

12. Krasnova T.A. Features and Specifics of the Goals of State Regulation of Natural. Innovacii i investicii. 2021. No. 2. C. 56-60. (In Russ.).

13. Krasnova T.A. Development of a Functional Model for Improving the Methods of Regulation of Natural Monopolies Based on a Stimulating Approach. Collection of scientific papers on the results of the International Scientific and Practical Conference of Young scientists of St. Petersburg State University of Economics. St. Petersburg: Publishing House of SPbSUE. 2021. pp. 47-51. (In Russ.).

14. Krasnova T.A. Navigator of Regulation of Natural Monopolies as a Tool of Digital Transformation of Methods of Antimonopoly Legislation. Finan-sovye rynki i banki. 2021. No. 5 pp. 18-21. (In Russ).

Статья поступила в редакцию 17.10.2022; одобрена после рецензирования 02.11.2022; принята к публикации 10.11.2022. The article was submitted 17.10.2022; approved after reviewing 02.11.2022; accepted for publication 10.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.