Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ'

ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / КРИТЕРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / NATURAL MONOPOLIES / REGULATORY CRITERIA / GOALS OF STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Т.А.

В статье речь идет о необходимости введения единых целей государственного регулирования естественных монополий. Рассмотрены цели регулирования. Приводятся обоснования причин регулирования, с точки зрения экономической эффективности, в динамическом и статическом аспекте. Прослежена взаимосвязь рыночных и нерыночных правил регулирования. Предложен анализ и критерии обоснования регулирования, с учетом общественных затрат. Обоснована необходимость адаптации целей регулирования к современному развитию экономики. Методология исследования проведена на основании аналитического, сравнительного и системного подходов, согласно которому без целей регулирования невозможно дальнейшее совершенствование методов регулирования. Выполненный в статье анализ целей регулирования естественных монополий, имеет высокую актуальность и может послужить основой для практической деятельности в области стратегического планирования государственного регулирования естественных монополий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND SPECIFICS OF THE GOALS OF STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

The article deals with the need to introduce common goals of state regulation of natural monopolies. The objectives of regulation are considered. Justifications of the reasons for regulation, from the point of view of economic efficiency, in the dynamic and static aspects are given. The interrelation of market and non-market rules of regulation is traced. The analysis and criteria for justifying regulation, taking into account public costs, are proposed. The necessity of adapting the regulatory objectives to the modern development of the economy is justified. The research methodology is based on analytical, comparative and systematic approaches, according to which it is impossible to further improve the methods of regulation without the goals of regulation. The analysis of the objectives of regulation of natural monopolies carried out in the article is highly relevant and can serve as a basis for practical activities in the field of strategic planning of state regulation of natural monopolies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ»

Особенности и специфика целей государственного регулирования естественных монополий

Краснова Татьяна Александровна

аспирант, Санкт-Петербургского Государственного Экономического университета Россия, tatyana_uspen@mail.ru

В статье речь идет о необходимости введения единых целей государственного регулирования естественных монополий. Рассмотрены цели регулирования. Приводятся обоснования причин регулирования, с точки зрения экономической эффективности, в динамическом и статическом аспекте. Прослежена взаимосвязь рыночных и нерыночных правил регулирования. Предложен анализ и критерии обоснования регулирования, с учетом общественных затрат. Обоснована необходимость адаптации целей регулирования к современному развитию экономики. Методология исследования проведена на основании аналитического, сравнительного и системного подходов, согласно которому без целей регулирования невозможно дальнейшее совершенствование методов регулирования. Выполненный в статье анализ целей регулирования естественных монополий, имеет высокую актуальность и может послужить основой для практической деятельности в области стратегического планирования государственного регулирования естественных монополий.

Ключевые слова: естественные монополии, критерии регулирования, цели государственного регулирования.

Мировые технологические и экономические процессы стремительно преображаются. Прогресс создает принципиально новые возможности в производстве, транспортировке и потреблении, меняются подходы к регулированию естественных монополий, пересматривают свои стратегии компании и регуляторы. Происходящие процессы чрезвычайно важны для России. К проблеме качественного государственного регулирования деятельности естественных обратиться президент Российской Федерации В. Путин, который поручил правительству до 1 марта 2021 года проработать концепцию по внедрению тарифообразования на долгосрочный период для естественных монополий. Об этом говорится в тексте поручений президента по итогам встречи с членами правления Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", состоявшейся 21 октября 2020 года. [1], что особо убедительно подчеркивает актуальность и своевременность таких исследований.

Предметом научных дискуссий исследователей естественных монополий в Российской Федерации являются большей частью вопросы о необходимости регулирования того или иного вида деятельности, степени вмешательства государства в деятельность предприятий, сопоставление позитивных и негативных вариантов ограничения деятельности, экономические обоснования методов регулирования. Российские учены Авдашева С., Шаститко А, Павлова Н. [2] исследуют возможность адаптации зарубежного опыта регулирования, Бело-усова Н., Лившиц В., Васильева Е. [3,4] рассматривают возможность конкуренции в естественных монополиях. Ряд ученых, например, Бабешко Л. [5] и другие, приводят в исследованиях критический анализ проведенных реформ регулирования естественных монополий, Гальперин В. Моргунова В. представляет экономическое обоснование применяемых методов регулирования^]. Саакян Ю, Айрапетова А., Федотовская О.[7] обращают внимание на недостаточно корректное определение естественных монополий. В исследованиях зачастую игнорируется вопрос о целях регулирования, которые подразумеваются, как «само-собой разумеющиеся». В цикле лекций о естественных монополиях Каральковой Е. имеются цели регулирования, но не содержатся их анализа[8]. Кудрявый В. исследуя реформы регулирования в энергетической области, отмечает «неопределенность целеполагания», и то обстоятельство, что «цели, задачи и методы регулирования не связаны» [9]. Слабость обоснования целей регулирования влечет к разрыву между теоретическим и практическим подходом. Общие цели регулирования деятельности естественных монополистов, находящихся в тесной связи друг с другом, нет. Но разработки и совершенствование механизма нормативной конструкции регулирования есте-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

сч

01

о ш т

X

<

т О X X

ственных монополий должны базироваться на конкретных задачах, без которых сами по себе методы регулирования теряют смысл.

Отправной точкой теории регулирования естественных монополий являлась взаимосвязь явных и неявных причин. Специфической особенностью деятельности естественных монополий является производство незаменимого общественного блага, поэтому регулирование опирается на дифференциацию рыночного от нерыночного регулирования. Рыночные правила включают личный интерес в обогащении, мотивацию для оптимизации, потребительский суверенитет, конкуренцию и установленные права собственности. Нерыночные правила включают в себя: традиции, привычки, образование, религию, разум, этические основания. Эти неявные правила, включающиеся в социальные блага, должны учитываться при регулировании естественных монополий. Регулирование направлено на устранение отрицательных факторов рыночных отношений, что требуется в основном для сохранения баланса социальных привилегий и социальных издержек регулирования.

Ожидание положительного эффекта регулирования, прежде всего, может заключаться в том, чтобы избежать или уменьшить потенциальную экономическую неэффективность. При этом следует рассматривать внутреннюю и внешнюю неэффективность в статическом и динамическом плане. В случае производства одного продукта, эффективность требует, чтобы баланс спроса и предложения был равен затратам, то есть соблюдалась статическая эффективность. С другой стороны, существуют аспекты динамики эффективности и качества. В этом отношении, возможно, что монополия не является достаточно инновационной или не ориентирована на должное качество, и, наоборот, также возможно, что такая компания слишком много будет инвестировать или предложит чересчур высокий уровень качества. Оба отклонения означают экономическую неэффективность и эти аспекты должны быть приняты во внимание в процессе регулирования. Также с точки зрения динамических и связанных с качеством аспектов, регулирование всегда учитывает внешнюю среду при которых естественная монополия является экономически устойчивой в долгосрочной перспективе.

В дополнение к аргументам о необходимости в процессе регулирования учитывать экономическую эффективность, в случае естественных монополий существуют и другие причины. К ним относятся влияние на доходы с целью пресечения получения сверхприбыли, через использование монопольного положения при отсутствии субститутов, обеспечение поставок «важных» товаров, таких, как, например, зерно, а также перекрестное субсидирование, которое некоторые называют «квази-налогообложением» посредством регулирования, влияние на ценовую дискриминацию отдельных групп потребителей. В этом контексте следует отметить, что степень и формы регулирования это результат политических процессов со стороны политики, администрации, деловых кругов, каждый из которых имеет при этом определенные интересы.

На основании аспекта экономической эффективности основными для регулирования являются следующие критерии:

- эффективное ценообразование на товары и услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий: цены ориентированы на лучшие решения с учетом полного покрытия произведенных расходов;

- рациональное использование затрат на производство с использованием эффекта масштаба, с учетом операционных издержек, а также минимизация производимых затрат;

- необходимый объем производства и инвестиций с достаточными стимулами и финансовые средства для удовлетворения текущего и будущего предполагаемого спроса;

- необходимый уровень качества и достаточный ассортимент продукции и услуг, оптимальное обслуживание производства, безопасность и надежность.

- предотвращение получения монопольной прибыли, но достаточно высокой, чтобы стимулировать повышение эффективности и стимуляции инноваций, внедрение механизмов

- регулирование должно ориентироваться и на минимальные общественные затраты, которые включают в себя содержание регулирующего органа, а также превентивные меры направленные на минимизацию обращений в судебные органы при расхождении в восприятии используемого в отношении компаний государственного регулирования.

Очевидно, что регулирование естественных монополий, существующее более ста лет, не может определяться только целями в достижении экономической эффективности. Одной из фундаментальных основ легитимности регулирования является справедливое распределение заинтересованным сторонам, зависящих от регулирования. О.Уильямсон приводит ссылку на А.Клайндорфера и Г.Книепса, которые предполагали, что стремление к справедливости является движущей силой власти при принятии решений регулируемых ор-ганизаций[10].

Регулирование должно обладать гибкой адаптацией к социальным, политическим и экономическим изменениям. Целью гибкой адаптации является эволюционный характер регулирования. В частности адаптация с точки зрения технологических изменений, изменений в доступности ресурсов, а также потребительских предпочтений.

Еще одна важная и независимая цель регулирования заключается в контроле экономической власти. Неконтролируемая экономическая власть неприемлема ни в экономическом, ни в политическом плане. Эти идеи были особо развиты при начале регулирования в Америке с начала прошлого века и проявилась в первую очередь, по словам Ф.Хайека, у Торстейна Бунде Веблена, который указывал на необходимость равенства перед получением жизненно-необходимых благ.[11] С того времени перечень таких благ возрос, и в регулировании должен присутствовать принцип доступности.

Таким образом, основанием для регулирования естественных монополий являются и такие «неявные» правила, которые с одной стороны приводят к отказу от рыночных отношений, с другой стороны нет социальной «неудачи», что для современного общества является важнейшим фактором. Отмена регулирования и демонополизация деятельности естественных монополий не позволит учитывать этот фактор, так как рынок равнодушен к социальным вопросам.

Цели регулирования естественных монополий отражены на рисунке 1.

Цели государственного регулирования естественных монополий

Рисунок 1. Цели регулирования естественных монополий.

Развернутая трактовка целей регулирования:

1. Адекватность. Классическая цель экономической политики - обеспечить достаточной ассортимент и качество товаров и услуг для общества. Это цель осуществляется, и как предоставление частных товаров через рынки, так и представление общественных благ самим государством и включает в себя, помимо прочего, постоянную доступность товара.

2. Надежность. Цель надежности может быть интерпретирована как поддержание полноценной качественной работы на протяжении длительного периода. Уязвимость и угроза этому возникают в результате экономической нестабильности и кризисов, экологической опасности, волатильности валют, а также индивидуальные и коллективные неопределенности экономического и политического характера.

3. Справедливость, как цель экономической политики изначально направлена на справедливое распределение. Аспектом этой цели может быть равенство возможностей, справедливость исполнения и справедливость доходов. Помимо этого аспекта распределения, справедливость также может быть достигнута в смысле интерпретированной солидарности государства, производителя и потребителя.

4. Безопасность. Услуги и товары деятельности естественных монополистов как ничто другое, влияют на общее благо развитого индустриального общества. Некоторые из основных точек соприкосновения помимо прочего - обеспечение общественной безопасности, с помощью коммуникационных технологий. Освещение, перевозки, водоснабжение, связь, сфера услуг, создание условий для развитого информационного общества. Эксплуатируемые сети естественных монополистов, как незаменимая инфраструктура для обеспечения безопасных поставок являются в этом контексте особенно уязвимым объектом, адекватное и надежное обеспечение которого ни в коем случае не должно быть прервано. Безопасность поставок также может быть определена экономически, как достойный товар никто не исключен от его использования и не подлежит соперничеству. Исходя из этого аргумента, сети должны непрерывно регулироваться с целью обеспечения целевого использования выручки, и, таким образом, противодействовать угрозе не предоставления товара или услуги.

5. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Без такой цели

немыслимо дальнейшее развитие современного общества. Указанная цель должна относиться не только к регулированию деятельности компании, но и мотивировать потребителей, и с этой точки зрения может быть оправдана ценовая дискриминация. К.Фрай делает акцент на то, что, ОПЕК старается держать высокие цены на природные ресурсы именно по этой причине.[12].

Очевидно, что, благодаря превосходству в смысле сдерживания, регулирование наряду с распределительной задачей, существует задача, связанная с «социальным контролем». Результат характеристики регулирования, как «эволюционного процесса», это аргумент в отношении того, что, в доступной, улучшающейся, гибкой экономической организации, она по факту интегрирована в более широкую социальную регулируемую взаимосвязь. Из этого следует, что и методы регулирования, и цели являются лишь временными и могут меняться. В отношении общих целей экономической политики регулирования, Рейнолдс Дж. формирует регулирующую матрицу по которой условия должны удовлетворять: установление баланса между целями эффективности и справедливости, приемлемыми для общества [13].

Исходя из этих целей и осознания того, что неявные рыночные и нерыночные правила могут быть неудачными с точки зрения общего блага, требуется понимание, что регулирование естественных монополий основывается на нерыночных принципах. Установленный порядок может быть охарактеризован следующим образом:

промышленные производства ведут к концентрации власти, растущую незащищенность, не устраненные издержки и, среди прочего, противоречивые эффекты распределения. Во многих секторах они не в состоянии самостоятельно исправить и обеспечить адекватное снабжение товарами и услугами по низкой стоимости, кроме того, они не в состоянии ограничить злоупотребление властью, во всех этих случаях по причине общего блага необходимо регулирование.

Общее благо или социальные ценности, в свою очередь, не могут быть определены через денежные или рыночные меры. Дихотомия между частными и общественными целями может быть решена только вмешательством правительства. Хорошо разработанное и примененное государственное регулирование может стать более эффективным и привести к большим индивидуальным возможностям. Это может привести к новым социальным ценностям в распределении. Следовательно, для более глубокого понимания регулирования, необходимо учитывать синергетические эффекты. Это позволит рассмотреть ситуацию и за пределами границ регулируемой сфере, в смежных областях, включение в рассмотрение которых может положительно отразиться на общем качестве регулирования. Осуществление разделения и тестирование механизмов, которые обеспечивают улучшение использования социальных ресурсов в интересах общего блага. Стратегии регулирующего органа в значительной степени зависят от экономической и политической власти. Успехи в обеспечении всеобщего благосостояния зависят от консенсуса заинтересованных сторон и политической поддержки регулятора.

Развитие государственного регулирования естественных монополий - это процесс, направленный на долгосрочное методы протяженного по времени характера. Этот процесс должен иметь конкретные, связанные, обоснованные цели.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Литература

1. Информационное агентство России ТАСС. Путин поручил подготовить механизм долгосрочного тарифо-образования естественных монополий [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10102547?nw=1606378719000 (дата обращения 18 декабря 2020 г.)

2. Шаститко А.Е., Павлова Н.С., АвдашеваС. Антитраст в условиях двусторонней монополии. // Вопросы экономики. 2017;(8):75-91.

3. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. - 2012.

- № 1. - с. 20.

4. Лившиц В. Н., Белоусова Н. И., Васильева Е. М. Концептуальные подходы к анализу и оценке реформ в сфере отечественных естественных монополий // Концепции. Научно-практический журнал. 2005. № 1 (15). С. 48-58.

5. Бабешко Л.О. Основы эконометрического моделирования: Учеб. пособие. - 2-е, исправленное. - М.: Ко-мКнига, 2006. - 432 с.

6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 2010. -226 с.

7. Айрапетова А.Г. Проблемы определения естественной монополии в современной экономике / А.Г. Ай-рапетова, О.А. Федотовская // Фундаментальные исследования. - 2014. - №9-4. - с. 834-837.

8. Королькова Е. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий // Общество и экономика. - 2010. - № 7. - с.11.

9. Кудрявый В.В. Системное разрушение системы [Электронный ресурс]. URL: //Energo-book_Layout 1 22.10.16 111с.(дата обращения 18 декабря 2020 г.)

10. Оливер И. Уильямсон. Экономические институты капитализма Фирмы, рынки, " отношенческая" контрактация. Санкт-Петербург Лениздат 1996

11. Фрай К. Экология и энергетическая безопасность

- что важнее? (если бы Маслоу занимался проблемами энергетики) / К. Фрай // Вопросы экономики. 2006. - №4.

- С. 104-113.

es

0

CS

CS

01

Features and specifics of the goals of state regulation of natural monopolies

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33_

Krasnova T.A.

Saint-Petersburg State University of Economics

The article deals with the need to introduce common goals of state regulation of natural monopolies. The objectives of regulation are considered. Justifications of the reasons for regulation, from the point of view of economic efficiency, in the dynamic and static aspects are given. The interrelation of market and non-market rules of regulation is traced. The analysis and criteria for justifying regulation, taking into account public costs, are proposed. The necessity of adapting the regulatory objectives to the modern development of the economy is justified. The research methodology is based on analytical, comparative and systematic approaches, according to which it is impossible to further improve the methods of regulation without the goals of regulation. The analysis of the objectives of regulation of natural monopolies carried out in the article is highly relevant and can serve as a basis for practical activities in the field of strategic planning of state regulation of natural monopolies.

Keywords: natural monopolies, regulatory criteria, goals of state regulation.

References

1. Russian News Agency TASS. Putin instructed to prepare a mechanism for long-term tariff formation of natural monopolies [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10102547?nw=1606378719000 (accessed December 18, 2020)

2. Shastitko A. E., Pavlova N. S., Avdashevas. Antitrust in a two-way monopoly. // Voprosy ekonomiki. 2017;(8):75-91.

3. Belousova N., Vasilyeva E., Livshits V. On the State Reform of Natural Monopolies in the Russian Economy / / Society and Economics. - 2012. - No. 1. - p. 20.

4. Livshits V. N., Belousova N. I., Vasilyeva E. M. Conceptual approaches to the analysis and evaluation of reforms in the sphere of domestic natural monopolies. Scientific and practical journal. 2005. No. 1 (15). pp. 48-58.

5. Babeshko L. O. Fundamentals of econometric modeling: Textbook. - 2nd, corrected. - M.: KomKniga, 2006 - - 432 p.

6. Galperin V. M., Ignatiev S. M., Morgunov V. I. Microeconomics. - St. Petersburg: Economic School, 2010. - 226

7. Airapetova A. G. Problems of determining the natural monopoly in the modern economy / A. G. Airapetova, O. A. Fedotovskaya / / Fundamental Research. - 2014. - No. 9-4. - pp. 834-837.

8. Korolkova E. Trends in the development of theoretical approaches to the regulation of natural monopolies. - 2010. -No. 7. - p. 11.

9. Kudryavy V. V. System destruction of the system [Electronic resource]. URL: / / Energo-book_Layout 1 22.10.16 111c. (accessed December 18, 2020)

10. Oliver I. Williamson. Economic institutions of capitalism Firms, markets, "relational" contracting. Saint Petersburg Lenizdat 1996

11. Fry K. Ecology and energy security-what is more important? (if Maslow dealt with energy problems) / K. Fry // Economic issues. 2006. - No. 4. - pp. 104-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.