Научная статья на тему 'НАВИГАТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

НАВИГАТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ / НАВИГАТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Татьяна Александровна

В рамках разработки концепции внедрения тарифообразования на долгосрочный период в естественных монополиях требуется исследовать возможность цифровизации регулирования и контроля в целях повышения качества прогнозных составляющих и сокращения трудовых и материальных затрат на процесс регулирования. Предлагается к рассмотрению новый инструмент - навигатор регулирования естественных монополий, позволяющий снизить затраты регулятора на процессы контроля и регулирования, оперативно реагировать на выявленные отклонения. Представлены возможные этапы процесса регулирования и контроля. Рассматривается возможность цифровизации отдельных этапов, как способа, быстрого ответа на стремительно меняющиеся условия работы компаний. Предложена концепция процесса цифровизации выбора метода регулирования с помощью машинного обучения. Разработанный инструмент имеет высокое практическое значение в области регулирования и контроля деятельности естественных монополий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAVIGATOR OF NATURAL MONOPOLIES REGULATION AS A TOOL FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ANTIMONOPOLY LEGISLATION METHODS

As part of the development of the concept of introducing tariff setting for a long-term period in natural monopolies, it is required to study the possibility of digitalizing regulation and control in order to improve the quality of predictive components and reduce labor and material costs for the regulatory process. A new tool is proposed for consideration - a navigator for the regulation of natural monopolies, which makes it possible to reduce the regulator's costs for control and regulation processes, and promptly respond to identified deviations. Possible stages of the regulation and control process are presented. The possibility of digitalization of individual stages is being considered as a way to quickly respond to the rapidly changing operating conditions of companies. The concept of the digitalization process for choosing a control method using machine learning is proposed. The developed tool is of high practical importance in the field of regulation and control of the activities of natural monopolies.

Текст научной работы на тему «НАВИГАТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Навигатор регулирования естественных монополий как инструмент цифровой трансформации методов антимонопольного законодательства

Краснова Татьяна Александровна,

аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет E-mail: tatyana_uspen@mail.ru

В рамках разработки концепции внедрения тарифообразо-вания на долгосрочный период в естественных монополиях требуется исследовать возможность цифровизации регулирования и контроля в целях повышения качества прогнозных составляющих и сокращения трудовых и материальных затрат на процесс регулирования. Предлагается к рассмотрению новый инструмент - навигатор регулирования естественных монополий, позволяющий снизить затраты регулятора на процессы контроля и регулирования, оперативно реагировать на выявленные отклонения. Представлены возможные этапы процесса регулирования и контроля. Рассматривается возможность цифровизации отдельных этапов, как способа, быстрого ответа на стремительно меняющиеся условия работы компаний. Предложена концепция процесса цифровизации выбора метода регулирования с помощью машинного обучения. Разработанный инструмент имеет высокое практическое значение в области регулирования и контроля деятельности естественных монополий.

Ключевые слова: естественные монополии, регулирование и контроль, навигатор регулирования естественных монополий.

LQ S Ое

см о см

Сектор естественных монополий, к которому в числе прочих относятся водоснабжение, водоот-ведение, электроснабжение, представляет наглядный пример того, как функционирует естественная монополия в области инфраструктуры. Так как никто не исключен от пользования деятельностью естественных монополистов, то большинство потребителей, опасаясь диктата условий субъектами естественных монополий на обслуживаемом рынке, склоняется к мнению необходимости регулирования их деятельности. Вместе с тем, существует альтернативная точка зрения, согласно которой затраты на содержание регулирующего органа, ввиду того что регулирование естественных монополий трудоемкий процесс, весьма существенны. Еще в1969 г. в своей статье Ричард Познер «Естественная монополия и ее регулирование», приводит рассуждение о том, что регулирование общественных секторов приносит больше проблем, чем пользы [1]. Типичным представителем этой позиции, является А. Пигу, который в своей «Экономической Теории благосостояния» цитирует Дюрана, утверждавшего в 1914 году: «Правительственное регулирование цен ... всегда связано со значительным расточительством, дублированием усилий и затрат. При определении политики цен управляющие и работники корпорации должны анализировать бухгалтерские данные об издержках и условиях спроса. Вслед за ними еще раз это должны делать должностные лица и работники правительственных учреждений. это - расточительство, которого следует, если возможно, избегать» [2]. Большой объем информации, который необходимо проанализировать, требует значительных затрат. Сторонники этой позиции и сейчас считают это обоснование главным аргументом своего мнения, и призывают демонополизировать деятельность естественных монополий, в надежде, что свободный рынок сам отрегулирует нужные позиции. Опыт подобных реорганизаций, когда вместо РАО ЕЭС сформировались десятки конкурирующих между собой компаний, принадлежащим разным собственникам, показал, что ни полновесных инвестиций, ни заметного снижения тарифа в демонополизированной сфере не произошло. Трудно не согласится с мнением Жака Сапира, что «часто легче улучшить существующую форму контроля, чем начать общий процесс реформирования, болезненные последствия которого явно недооцениваются» [3].

Над вопросом снижения общественных затрат на регулирование работали многие исследователи, пытаясь унифицировать структурные составляющие регулирования естественных монополий.

Примером такого подхода является предложенная Бротигамом в 1989 году «Карта принятия решений по регулированию естественных монополий» [4]. Метод позволял определить необходимость регулирования путем анализа ряда факторов и оценки стоимости регулирования отдельно рассматриваемой монополии, однако практического применения не получил, так как был дорогим и требовал значительного времени на обработку.

В современных условиях этот вопрос остается актуальным, его частичное решение возможно с помощью активно развивающейся цифрови-зации экономики. Данное направление активно разрабатывается. Органы антимонопольного регулирования получают сведения в оцифрованном виде. При Федеральной антимонопольной службе функционирует информационно-технический центр, в котором аккумулируется и обрабатывается поступающая информации. Полученные данные в настоящее время используются как информационная база для принятия решения по тарифу для конкретной компании и для общей статистической сводки. Других направлений использования этой базы в открытом доступе не обнаружено. Одновременно остается ряд процедур, прохождение которых увеличивает стоимость регулирования. Частичное решение этой проблемы предлагается решить с помощью нового инструмента - навигатора регулирования естественных монополий. Навигаторы получили распространение в самых различных сферах. Сам по себе навигатор предполагает решение нескольких задач:

- определение точного местоположения

- указание оптимального направления;

- корректировка движения в соответствии с изменением текущей обстановки и влияния раз-

ного рода факторов, в системе синхронизации

времени.

В соответствии с таким назначением и предлагается организовать работу навигатора.

Для определения текущего положения необходимо провести анализ по идентификации естественно - монопольного положения предприятия, включающий в себя определение входит ли компания в существующий реестр естественных монополий, наличие фактов осуществления деятельности, относящейся к естественно-монопольной, наличие в собственности или аренде имущества позволяющего осуществлять такую деятельность, выяснение вопроса осуществлении регулирования в предшествующем периоде, срок окончания аренды основных средств использующихся для оказания услуги, степень износа основных средств, определение левериджа.

Следующим этапом определяется метод регулирования. Навигатор позволяет не только определить метод регулирования текущего периода, но и определить рекомендованный метод в долгосрочной перспективе.

Третий этап предполагается использовать для сравнительного анализа затрат осуществляемых на единицу предоставляемых услуг (продукта), в сопоставимом измерении, в целях оптимизации экономического поведения компании.

Последующими этапами определяется необходимая валовая выручка или предельный уровень цен, перекрестное субсидирование, наличие необходимых согласований и документов, а также общий контроль предусмотренный законодательством.

Схематичное устройство блоков навигатора представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Навигатор регулирования естественных монополий

Таким образом, навигатор позволит произвести отработку отдельно взятого блока позволит проанализировать не только общую ситуацию регулирования, но и оценить локальные позиции отдельно взятых параметров.

Блоки обработки информации представляются следующими:

• определение необходимости регулирования;

• определение метода регулирования;

• оценка произведенных и планируемых затрат;

• определение предельного уровня цен или необходимой валовой выручки;

• наличие согласованных документов;

• контроль деятельности.

Выбор метода регулирования производится по конкретным критериям, которые перечислены в «Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотве-дения» (с изменениями на 8 октября 2020 года) [5]. Сводные принципы выбора метода ценообразования, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сводные принципы выбора метода ценообразования для водоснабжения

Метод Принцип применения Требования к применению

экономически обоснованных расходов (затрат) принимаются в расчет экономически обоснованные расходы а) в предыдущий год регулирования не было; б) срок аренды основного оборудования менее трех лет

Индексации в расчете предусмотрены изменения цен на необходимые материалы протяженность сети более 10 километров

доходности ин-вестиро-ванного капитала расчет осуществляется с учетом необходимости возврата инвестированного капитала и получение на него дохода наличие утвержденной схемы сети водоснабжения, инвестиционная программа утверждена, компания не является государственным предприятием

сравнения аналогов сравнивается тариф с тарифом организации работающей в сопоставимых условиях протяженность сетей холодного водоснабжения менее 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения.

Из таблицы следует, что выбор метода основывается на точно определенных параметрах. Определенные условия применения метода тарифо-образования обозначены нормативным документом. Это позволяет использовать цифровую обработку информации, посредством которой возможно не только практически сразу отобразить необходимый метод регулирования, не отвлека-3 ясь на заполнение значительного количества до-ф кументов и необходимые протокольные процеду-^ ры, но и определить такой метод в долгосрочной перспективе. Такую информацию возможно обработать с помощью технологий машинного обуче-

ния [6], например, посредством алгоритма дерева решений. Следовательно, при переводе только одного этапа на цифровизацию позволит:

- сократить финансовые затраты на регулирование

- сократить временные затраты на регулирование

- улучшить качество аналитики данных

- повысить качество прогноза развития тарифо-образования

Литература

1. "The economic theory of monopoly provides the only suitable basis for antitrust policy." Posner Richard A., Antitrust Law: An Economic Perspective. Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1976, p. 8.

2. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния. - М.: Прогресс, 1985.

3. Естественные монополии: проблемы определения и контроля /Ж. Сапир// Проблемы прогнозирования. - 2004. - N.6. - С. 42-55.

4. Braeutigam, R.R. Optimal Policies for Natural Monopolies. Competition in Regulated Industries // Oxford Review of Economic Policy. - 1997. - № 1, vol 13. pp. 1307-1309

5. Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и во-доотведения» (с изменениями на 8 октября 2020 года) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499071185, свободный (дата обращения 15.05.2021)

6. Машинное обучение для людей: Разбираемся простыми словами. URL: https://vas3k. ru/blog/machine_learning/ (дата обращения: 01.05.2021).

NAVIGATOR OF NATURAL MONOPOLIES REGULATION AS A TOOL FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ANTIMONOPOLY LEGISLATION METHODS

Krasnova T.A.

Saint-Petersburg State University of Economics

As part of the development of the concept of introducing tariff setting for a long-term period in natural monopolies, it is required to study the possibility of digitalizing regulation and control in order to improve the quality of predictive components and reduce labor and material costs for the regulatory process. A new tool is proposed for consideration - a navigator for the regulation of natural monopolies, which makes it possible to reduce the regulator's costs for control and regulation processes, and promptly respond to identified deviations. Possible stages of the regulation and control process are presented. The possibility of digitalization of individual stages is being considered as a way to quickly respond to the rapidly changing operating conditions of companies. The concept of the digitalization process for choosing a control method using machine learning is proposed. The developed tool is of high practical importance in the field of regulation and control of the activities of natural monopolies.

Keywords: natural monopolies, regulation and control, navigator of regulation of natural monopolies.

References

1. "The economic theory of monopoly provides the only suitable basis for antitrust policy." Posner Richard A., Antitrust Law:

An Economic Perspective. Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1976, p. 8.

2. Pigou A.S. Economic theory of welfare. - M.: Progress, 1985.

3. Natural monopolies: problems of definition and control. Sapir// Forecasting problems. - 2004. - N. 6. - p. 42-55. 4. Braeutigam, R.R. Optimal Policies for Natural Monopolies. Competition in

4. Regulated Industries // Oxford Review of Economic Policy. -1997. - № 1, vol 13. pp. 1307-1309

5. Methodological guidelines for the calculation of regulated tariffs in the field of water supply and sanitation" (as amended on October 8, 2020) [Electronic resource] Access mode: http://docs. cntd.ru/document/499071185, free (accessed 15.05.2021)

6. Machine learning for people: We understand in simple words. URL: https://vas3k.ru/blog/machine_learning/ (accessed: 01.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.