ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОВОЩЕВОДСТВЕ_
Сайфетдинова Н. Р.
к.э.н.,
доцент кафедры организации производства и инновационной деятельности,
КубГАУ, Краснодар Поляков В.О.,
магистрант направления Аграрный менеджмент,
КубГАУ, Краснодар Сахно И.О.
магистрант направления Аграрный менеджмент,
КубГАУ, Краснодар
АННОТАЦИЯ
Целью исследования явилось уточнение существующего организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности в отечественном овощеводстве. Авторами вышеуказанный механизм рассматривается как совокупность организационных структур управления, предприятий научно-технического обеспечения, производителей овощей и других субъекты цепи создания стоимости в отрасли, а также экономических условий реализации инновационной деятельности в отрасли, реализующихся в создании и применении системы мер государственной инновационной политики. Определены и проанализированы основные организационные формы инновационного процесса в отрасли овощеводства, селекции и семеноводстве овощных культур, дана оценка существующей системы регулирования инновационного развития подотрасли и определены направления дальнейшей интенсификации инновационной деятельности в овощеводстве.
ABSTRACT
The aim of the study was to clarify the existing organizational and economic mechanism for the development of innovative activity in domestic vegetable growing. The above mechanism is considered by the authors as a combination of organizational management structures, scientific and technical support enterprises, vegetable producers and other actors of the industry value chain, as well as the economic conditions for the implementation of innovative activities in the industry, which are implemented in the creation and application of the system of measures of state innovation policy. The main organizational forms of the innovation process in the field of vegetable growing, selection and seed production of vegetable crops are identified and analyzed, the existing system for regulating the innovative development of the sub-industry is assessed, and directions for further intensification of innovative activity in vegetable growing are determined.
Ключевые слова. Овощеводство, инновационная деятельность, организационно-экономический механизм развития отрасли, государственное регулирование, организационные формы инновационного процесса
Keywords. Vegetable growing, innovation, organizational and economic mechanism for the development of the industry, government regulation, organizational forms of the innovation process
Потребление овощей в пищу является важным элементом системы здорового питания населения. Однако в России ежегодное потребление овощей составляет около 110 кг на душу населения, что ниже рекомендуемой медицинской нормы, равной 146 кг. При этом Россия занимает девятое место в мире по объемам производства, пятое - по посевным площадям и только двадцатое - по урожайности овощных культур [1].
В период реформ аграрного сектора распались крупные овощеводческие хозяйства, была разрушена производственная, складская инфраструктура отрасли, а также налаженные связи сельскохозяйственных организаций с
перерабатывающими комбинатами, сократилось финансирование научной сферы АПК. Деформированные в отрасли механизмы взаимодействия различных субъектов АПК, низкий уровень государственной поддержки, кризисные процессы в научной сфере АПК не способствуют стимулированию инновационной деятельности в отрасли.
Современная потребность отечественного овощеводства в семенах составляет 12-14 тыс. т/год. Однако доля отечественных семян в их количестве оценивается примерно в 20% от общего объема. Завоз семян сортов и гибридов зарубежной селекции в страну происходит на слабоконтролируемой основе, что сказывается на тенденциях устойчивости получаемого урожая овощей. Это объясняется тем, что эффективное использование зарубежных семян возможно только при высокой технологической культуре, а также они не приспособлены к неблагоприятным условиям выращивания в природно-климатических зонах нашей страны.
Расширение объемом и ассортимента семян овощных культур отечественной селекции требуют решения ряда проблем. Среди основных из них: низкий уровень координации и планирования и поддержки производства семян овощных культур со стороны органов управления сельским хозяйством, утрата специализации семеноводства по природно-климатическим зонам в стране,
отсутствие достаточной правовой охраны отечественных сортов [3].
Обозначенные проблемы еще больше усугубляются санкционным давлением на нашу страну со стороны стран коллективного запада, ограничивающим доступ к дешевым кредитным ресурсам, обострившейся конкуренцией на мировых продовольственных рынках. Заметим, что за последние годы отечественным товаропроизводителям удалось нарастить объемы производства овощей, что практически позволило компенсировать снижение их импорта в нашу страну после введения российского продовольственного эмбарго. Рост объемов производства был обеспечен практически полностью за счет развития овощеводства открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах.
Овощи защищенного грунта занимают около 5% в общем объеме производства овощей в стране. В последние годы их объем и площадь теплиц значительно возросли. Развитию овощеводства защищенного грунта способствовало введенное в 2014 году продовольственное эмбарго на поставки свежих овощей из европейских стран, а также государственная поддержка строительства тепличных комплексов.
Сказанное доказывает острую необходимость скорейшего повышения объемов производства овощной продукции на инновационной технологической основе, позволяющей повысить конкурентоспособность отечественной овощной продукции на отечественном и мировом агропродовольственном рынках. В связи с этим
необходима разработка эффективного организационно-экономического механизма
развития инновационной деятельности в овощеводстве.
В организационном аспекте управления инновационной деятельностью в отрасли следует выделить в качестве основных субъектов управления Министерство сельского хозяйства России с выходом на первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации, отделения Отделение
сельскохозяйственных наук РАН (рис.). Среди основных функций указанных субъектов инновационной деятельности нужно обозначить достаточное и своевременное финансирование аграрной науки и генерацию и трансферт инноваций в аграрное производство.
Селекционные достижения являются одним из главных биологических факторов научно-технического прогресса в АПК. Аграрные научно -исследовательские организации с
многопрофильными подразделениями способны вести не только селекционную работу по созданию новых сортов, но и разработать технологии возделывания, вести первичное семеноводство и внедрять селекционные достижения. Научные организации Россельхозакадемии и аграрные вузы в настоящее время являются основными производителями новых сортов и семян их высших репродукций, главными объектами на отечественном рынке селекционных достижений. Об этом свидетельствует тот факт, что свыше 70% сортов и гибридов, принятых на государственное испытание, созданы в НИИ и аграрных вузах.
Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности в
Экономические
Потребительский спрос на овощную продукцию
Развитие смежных отраслей
— Экспортная и импортная
Развитие кредитно-банковской
Состояние бюджета РФ
Финансовое состояние производителей
с.х.
Агарная политика страны
Политика инновационного развития овощеводства
У м
Прямые методы
Государственное инвестирование (целевое, предметно-
ориентированное, проблемно-
Льготное кредитование и
Правительство РФ
Министерство СХ РФ
Отделение сельскохозяйственных
ВНИИ овощеводства
другие ведомственные
ВУЗы МСХ РФ
другие элементы инновационной инфраструктуры
Информационно-консультационная
Косвенные
Организационные
Производители
Субъекты хранения, переработки, реализации овощной
Семеноводческие организации
Кредитно-финансовые
Производители средств производства
Научно-технические центры
Технопарки
Технополисы
Научно-производственные
Инновационные кластеры
Налоговое регулирование
Амортизационное
Финансовая и кредитная
политика
Фондовые операции
Планирование
Государственное
Стимулирование кооперации
промышленных корпораций и с научными учреждениями
Рисунок - Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности
в овощеводстве
Информационно-консультационная служба (ИКС) совместно с образовательными учреждения Министерства сельского хозяйства РФ занимается распространением инноваций среди аграрных производителей. Служба ведет подготовку и переподготовку кадров АПК, информирование аграриев о достижениях отраслевого научно -технического прогресса. Установленная связь ИКС с научными и образовательными организациями
способствует ускорению передачи научных разработок в производство.
Современный этап развития отраслей АПК характеризуется совершенствованием
существующих и созданием принципиально новых организационных форм инновационного процесса. Эволюция организационных форм шла от первоначально созданных и выделенных из научно-исследовательских учреждений
сельскохозяйственных организаций научно-
и
производственных и производственных систем к агротехнопаркам, агротехнополисам.
К экономическим условиях реализации инновационной деятельности в овощеводстве относят уровень и особенности формирования потребительского спроса на овощную продукцию, уровень развития смежных с овощеводством отраслей АПК, состояние кредитно-банковской сферы, бюджета РФ, концепция отечественной аграрной политики и ее составляющие, экономико-финансовое состояние сельскохозяйственных производителей. В целом эти аспекты формируют особенности применения прямых и косвенных методов реализации инновационной политики.
В селекционно-семеноводческой области овощеводства сложилось множество форм организации инновационного процесса. Одним из наиболее развитых является государственное предпринимательство, при котором НИИ оригинаторы сортов и гибридов сами производят и реализуют семена своих сортов (например, Федеральный научный центр овощеводства). Институт ежегодно производит 400 и более тонн семян. В инфраструктуру института входит и завод по доработки семян.
Другим вариантом реализации
инновационного процесса в селекционно-семеноводческой области овощеводства является создание сортов и гибридов на договорной основе между НИИ и коммерческими организациями отрасли.
Также возможно производство семян высших репродукция на основе договоров НИИ с торговыми организациями. Такая форма взаимодействия решает проблемы доведения семенного материала из НИИ до потребителей.
Аграрные НИИ могут привлекать материально-технические ресурсы других научно -производственных систем, опытных станций и опытно-производственных хозяйств (ОПХ) в процессе производства семян.
В овощеводстве в последние годы появляются частные селекционно-семеноводческие фирмы, что способствует притоку инвестиций в эту сферу и росту объемов предлагаемых семян отечественных сортов овощных культур.
Большинство методов государственной инновационной политики в овощеводстве реализуется в рамках программно-целевого подхода к развитию аграрной сферы. В целом в годы реализации государственной программы развития сельского хозяйства в стране для поддержки отечественного семеноводства использовались ряд мер, среди которых:
- возмещение сельскохозяйственным производителям части затрат на приобретение элитных семян;
- государственная поддержка строительства и кредитования развития объектов селекционно-генетических центров. Получателям средств компенсируют часть затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров [5].
В стране реализуется научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 20172025 гг., в которой в приоритетной обозначается поддержка сельскохозяйственных производителей, направленная на создание и внедрение в производство отечественных сортов по наиболее импортозависимым культурам.
Одним из перспективных направлений развития овощеводства является переход производителей на технологии органического земледелия. Применительно к отрасли овощеводства система органического земледелия реализуется через технологии минимальной и нулевой обработки почвы, а так же определенное чередование культур в севообороте, использование специальных сортов и гибридов, построения системы защиты растений с использованием инновационных биопрепаратов. Органическая система земледелия позволяет сокращать потребность в капитальных затратах и средствах производства. Отечественными селекционерами выведены новые сорта и гибриды овощных культур, которые практически не накапливают в плодах нитраты и подходят для систем органического земледелия [2,4].
В целом в стране развито нормативно-правовое, институциональное обеспечение инновационного развития овощеводства, наблюдается растущий спрос на овощную продукцию, идут процессы импортозамещения, роста инвестиций в подотрасль. Дальнейшей интенсификации инновационной деятельности должны способствовать, на наш взгляд, следующие меры:
- государственное стимулирование технико-технологического перевооружения овощеводства;
- прямые дотации производителям овощей, позволяющие снизить затраты на энергоресурсы в тепличных хозяйствах, стимулирование расширения ассортимента производства отечественных овощей;
- создание на основе государственно-частного партнерства интегрированных формирований по цепи создания стоимости в отрасли с участием научно-технических, производственных, финансовых, страховых организаций, логистических и торговых структур;
- расширение мер государственной поддержки селекционно-семеноводческих организаций;
- необходимо разработать систему мер признания в России международных и отдельных национальных стандартов в органическом производстве. Такая мера позволит утвердить статус органического производителя для отечественных хозяйствующих субъектов, которые уже прошли сертификацию по международным стандартам.
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00079 А.
Литература
1.Бершицкий, Ю.И. Современное состояние и тенденции развития овощеводства Краснодарского края / Ю.И. Бершицкий, Т.Г. Гурнович, Н.Р. Сайфетдинова, А.Р. Сайфетдинов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2018. - № 2 (220). - С. 58-74.
2.Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
3.Лихенко, И.Е. Овощеводство Сибири: научное обеспечение и перспективы развития отрасли / И.Е. Лихенко, Г.К. Машьянова,
УДК: 368 ГРНТИ: 06 73 65
Е.Г. Гринберг // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - № 5 (185). - 2008.-С. 42- 48.
4.Разин А.Ф. Принципиальные аспекты развития органического овощеводства В Российской Федерации / А.Ф. Разин, В.А. Борисов, М.И. Иванова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 4. - С. 82- 85.
5.Трубилин А.И. Обоснование направлений и оценка эффективности инновационного развития импортозамещающих отраслей Краснодарского Края: монография / А.И. Трубилин. - Краснодар, КубГАУ, 2019. - 150 с.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
Салназарян Гаяне Манвеловна
канд. экон. наук, доцент, кафедрой обшей экономики
Гюмрийского филиала Армянского Государственного Экономического СТУниверситета Республика Армения, г. Гюмри ул. В.Саргсян 32
АННОТАЦИЯ
Страховой рынок является не только одной из гарантий развития экономики страны, но и эффективным механизмом защиты имущественных и личных интересов физических и юридических лиц. Вот почему необходимо изучить эту сферу. В статье представлен обзор формирования и развития страхового рынка РА. С помощью анализа показателей, характеризующих страховой рынок, была представлена общая картина рынка в Республике Армения.
Ключевые слова: страховой рынок, ВВП, страховые компании, страховая выплата, страховая премия, страховая выплата на душу населения.
Страховой рынок является особой сферой экономических отношений, направленной на усиление защиты общественных интересов. В широком смысле страховой рынок - это совокупность экономических отношений, связанная с покупкой и продажей страховых продуктов (услуг).
В отличие от других сегментов финансового рынка, развитие страхового рынка Армении было относительно медленным, в частности, изначально деятельность страховой системы
характеризовалась несовершенством рыночного регулирования и контроля со стороны государства.
Фактически после распада СССР начался процесс формирования страхового рынка в Армении. Последний стал регулироваться временным порядком страховой деятельности на территории Республики Армения, установленным министром финансов РА в 1993 году. Затем 19 ноября 1996 года был принят Закон РА о
страховании. Другим важным шагом в совершенствовании законодательной базы в страховом секторе стал переход к единой модели контроля и регулирования финансовой системы, основанной на законе РА "О введении единой системы финансового регулирования и контроля". Согласно этому закону, с 2006 года функции контроля и регулирования в сфере ценных бумаг и страхования были переданы Центральному банку Республики Армения. А новый закон РА о страховании и страховой деятельности был принят в 2007 году.
Основными субъектами страхового рынка являются страховые компании. Их количество на страховом рынке РА уменьшилось в процессе развития рынка, если в 1993 году в РА были 82 компании, то в настоящее время в Армении действуют 6 страховых компаний. Такая динамика обусловлена ужесточением требований ЦБ к компаниям.