УДК 331.5.024.5:325.11
Михаев Иван Михайлович
кандидат социологических наук, старший государственный инспектор Приморского территориального отдела Управления Минкультуры России по ДФО
Михаев Артем Михайлович
аспирант кафедры социологии, политологии и регионоведения
Тихоокеанского государственного университета
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ПРИМЕРЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ
Mikhaev Ivan Mikhailovich
PhD in Social Science, Senior State Inspector, Primorski Territorial Division, Far Eastern Federal District Department of the Ministry of Culture of Russia
Mikhaev Artem Mikhailovich
PhD student, Social Science, Political Science and Regional Studies Department, Pacific National University
THE MANAGERIAL ECONOMIC MECHANISM OPTIMIZING HUMAN RESOURCES ATTRACTION INTO THE FAR EAST REGIONS BY CASE STUDY OF THE KURIL ISLANDS
Аннотация:
В статье рассматривается организационно-экономический механизм, необходимый для привлечения трудовых ресурсов в труднодоступную часть Дальнего Востока, на примере островов Курильской гряды. Проанализирована зависимость миграционных процессов на Курильских островах от общегосударственных программ развития территории. Авторами предложен ряд мер, направленных на улучшение экономического состояния и увеличение численности населения Курильских островов. Среди них создание свободных экономических зон, строительство наукограда, введение льготного налогообложения, развитие туристической отрасли в данном направлении.
Ключевые слова:
Курильские острова, миграция, трудовые ресурсы, программа развития, ресурсный потенциал, рыбная промышленность, геополитическое значение, свободная экономическая зона.
Summary:
The article examines the managerial economic mechanism focusing on attracting human resources to the remote regions of the Far East by case study of the Kuril Islands. The authors analyze dependence of migration processes in the Kuril Islands from the state programs of territory development. The authors propose a number of measures aimed at improving the economic status and population growth of the Kuril Islands, including creation of free economic zones, building of a science city, introduction of preferential tax treatment, development of the tourism industry.
Keywords:
Kuril Islands, migration, human resources, development program, resource potential, fishing industry, geopolitical value, free economic zone.
Во времена существования СССР, когда активно практиковались временные миграции населения в районы Крайнего Севера, Курильские острова были экономически привлекательной территорией. После развала Советского Союза и, как следствие, отмены надбавок жителям северных районов, льгот и господдержки регионов-реципиентов экономика Курил оказалась в глубоком упадке, что повлекло за собой отток населения.
В конце социалистической эпохи экономическое положение Сахалинской области было крайне противоречивым.
К положительным сторонам экономического состояния области того времени можно отнести следующие факты. Размер средней месячной заработной платы рабочих и служащих по области с 1970 по 1990 гг. увеличился более чем в два раза, с 223,4 до 477,2 руб. [1]. Сахалин и острова Курильской гряды, как и прежде, привлекали советских граждан со всех уголков Союза, стремившихся заработать. В некоторых отраслях народного хозяйства роль сезонных рабочих оставалась неизменно высокой. На предприятиях «Сахалинрыбпром», главным образом на промысловом флоте, работали десятки тысяч рыбаков и рыбообработчиков, прибывших из разных регионов СССР. Кроме того, необходимо отметить, что на долю этого производственного объединения приходилось более половины всей выпускаемой в Сахалинской области товарной продукции. По статистике, таких временных работников в рыбной промышленности области насчитывалось до 70 % от общего числа занятых [2]. Несколько десятилетий население Курильских островов прирастало
таким образом и достигло максимальной численности за всю свою историю в 1989 г., когда составило 29,5 тыс. человек [3]. В период существования СССР население Курил было существенно выше вследствие не только высоких дотаций для рабочих мигрантов, но и большого количества военных. Военнослужащими были заселены острова Шумшу, Онекотан, Симушир и т. д.
Уровень жизни курильчан был несколько выше, чем в целом по стране, но уже в середине 1980-х гг. жители начали сталкиваться с трудностями в решении некоторых проблем. В народном хозяйстве области отсутствовал комплексный и сбалансированный подход к решению задач. Добыча биологических ресурсов моря находилась в приоритете, в то время как перерабатывающая отрасль оставалась без развития. Наряду с этим резко возрос износ основных фондов.
После развала СССР, отмены Госплана и Госзаказа продажа непереработанных даров моря оказалась крайне проблематичной, что стало причиной остановки всего рыбного промысла и массового оттока населения.
На заседании Правительства РФ 3 августа 2006 г. была одобрена Федеральная программа развития островов с 2007 по 2015 гг., включившая в себя четыре раздела: развитие транспортной инфраструктуры, рыбообрабатывающей промышленности, социальной инфраструктуры и решение энергетических проблем. На решение этих задач было выделено почти 18 млрд руб., то есть по 2 млрд руб. в год, что примерно равно 300 тыс. руб. на каждого жителя островов. Предполагалось, что данные меры позволят увеличить численность населения с 19 до 30 тыс. человек [4].
Основные итоги реализации Программы за 2013 г.: выполнено работ за счет всех источников на общую сумму 3 568,1 млн руб. (были привлечены средства, выделенные для финансирования в предыдущие годы, - 1 528,1 млн руб.). Средства были получены из:
- федерального бюджета - 2 788,1 млн руб. (1 130,5 млн руб. - остатки прошлых лет);
- областного бюджета - 472,8 млн руб. (397,5 млн руб. - остаток);
- местного бюджета - 2,6 млн руб.;
- внебюджетных источников - 304,6 млн руб.
В 2013 г. реализовывались следующие проекты:
- о. Итуруп - строительство аэропорта Итуруп;
- о. Итуруп - реконструкция автомобильной дороги Курильск - Рейдово;
- о. Итуруп - строительство и реконструкция систем энергообеспечения;
- о. Итуруп - реконструкция Курильского портпункта в заливе Китовый;
- о. Итуруп, грузопассажирский комплекс - реконструкция Курильского портпункта в заливе Китовый;
- о. Кунашир - реконструкция автомобильной дороги Южно-Курильск - Головнино, на участке км 15 - км 25, введено в эксплуатацию 10,2 км автодороги с щебеночным покрытием;
- на островах Итуруп и Кунашир осуществляется формирование автодорожной сети в местах размещения рыбоводных заводов;
- Северо-Курильский район, о. Парамушир - строительство и реконструкция систем топ-ливообеспечения;
- г. Северо-Курильск, о. Парамушир - реконструкция теплоснабжения;
- на островах Итуруп, Кунашир, Парамушир - строительство лососевых рыбоводных заводов по выпуску молоди горбуши и кеты;
- о. Шикотан - больница на 25 коек с поликлиникой на 50 посещений в смену.
В целом на Курильских островах осуществляются следующие проекты: 1. «Развитие источников нетрадиционной энергетики»; 2. «Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения».
В 2013 г. заключено пять соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции объектов на 2 464,3 млн руб.:
1. С Федеральным дорожным агентством, Дополнительное соглашение № 4 № ФДА 48/86-С-1 от 23.12.2013 к Соглашению от 18.07.2011 № УД 48/86-С-1 на общую сумму 627,3 млн руб. на реконструкцию автомобильных дорог Южно-Курильск - Головнино, о. Кунашир, на участке км 15 - км 25, Курильск - Рейдово, о. Итуруп, формирование автодорожной сети в местах размещения рыбоводных заводов на островах Итуруп и Кунашир.
2. С Госстроем, Дополнительное соглашение № 3/Д02-236/ЕС/ГС/с от 15.11.2013 к Соглашению от 05.03.2013 № 26 на общую сумму 410,8 млн руб. на реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения Курильских островов, теплоснабжения г. Северо-Курильска, остров Парамушир.
3. С Министерством энергетики Российской Федерации, № 13/0402.1004799.522/08/26 от 06.03.2013 на общую сумму 860,2 млн руб. на строительство и реконструкцию систем топливообес-печения, Северо-Курильский район, остров Парамушир, систем энергообеспечения, Курильский район, остров Итуруп и развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах.
4. С Федеральным агентством по рыболовству, № СУБ-117 от 20.03.2013 на сумму 250 млн руб., о. Итуруп. Грузопассажирский комплекс на реконструкцию Курильского портпункта в заливе Китовый.
5. С Министерством здравоохранения Российской Федерации, № 016 от 26.07.2013 на 316,0 млн руб., о. Шикотан, на строительство больницы на 25 коек с поликлиникой на 50 посещений в смену [5].
Курильские острова являются частью Сахалинской области России. В административно-территориальном отношении они делятся на три муниципальных образования - Северо-Куриль-ский, Курильский, Южно-Курильский городской округ. Местность всех округов относится к районам Крайнего Севера.
В состав территории МО «Северо-Курильский городской округ» входят острова Большой Курильской гряды: Парамушир, Шумшу, Онекотан, Харимкотан, Шиашкотан, Матуа, Расшуа, Кетой, Атласова, а также все мелкие острова, расположенные вблизи перечисленных островов. В состав округа входят два населенных пункта: г. Северо-Курильск - административный центр и село Байково (по данным переписи 2002 г. постоянного населения нет). Все имеющееся население МО «Северо-Курильский городской округ» сосредоточено в г. Северо-Курильск и на 01.01.2013 составляет 2560 чел.
В 2012 г. в областной центр занятости населения МО «Северо-Курильский городской округ» за помощью в поиске подходящей работы обратилось 175 человек, из них 67 признаны безработными. В течение года от работодателей поступила информация о 172 вакансиях. Из представленных вакансий наибольший спрос на рабочую силу отмечался в рыболовстве (57,8 %), строительстве (10,3 %), образовании (11,9 %), здравоохранении (6,5 %).
На 01.01.2013 численность зарегистрированных безработных составила 26 человек, уровень регистрируемой безработицы - 1,4 %. По данным центра занятости имелись сведения о 16 свободных рабочих местах. В составе безработных 65,4 % - женщины, 34,6 % - молодежь 16-29 лет, 3,8 % - граждане предпенсионного возраста. Причины незанятости: 42,3 % - по собственному желанию, 11,5 % - уволены в связи с ликвидацией организации, сокращением численности, 3,8 % -граждане, длительное время (более года) не работающие. Наибольшее число безработных имеют высшее профессиональное образование (30,8 %), среднее общее образование (26,9 %), среднее профессиональное образование (19,2 %), начальное профессиональное образование (15,4 %).
МО «Курильский городской округ» расположен в центральной части Курильских островов и включает в себя острова: Итуруп, Уруп, Броутона, Черные Братья (Чирпой, Брат-Чирпоев), Си-мушир, а также все мелкие острова и скалы, расположенные в пределах 12-мильной морской зоны вокруг перечисленных островов. Курильский городской округ имеет водные границы: на севере с Северо-Курильским городским округом (отделен проливом Дианы), а на юге с Южно-Курильским городским округом (отделен проливом Екатерины). В состав округа входят семь населенных пунктов: г. Курильск - административный центр, села: Китовое, Рыбаки, Буревестник, Горное, Горячие Ключи, Рейдово. Все они расположены на острове Итуруп.
На 01.01.2013 численность населения Курильского городского округа составила 6606 чел., в том числе городского населения - 1890 чел. и сельского - 4716 чел.
В 2012 г. в областной центр занятости населения муниципального образования «Курильский городской округ» за помощью в поиске подходящей работы обратилось 246 человек, из них 92 признаны безработными. В течение года от работодателей поступила информация о 465 вакансиях. Из представленных вакансий наибольший спрос на рабочую силу отмечался в обрабатывающих производствах (54,2 %), рыболовстве (12,5 %), здравоохранении (9,7 %), на предприятиях производства и распределения электроэнергии, газа и воды (8,3 %). На 01.01.2013 численность зарегистрированных безработных составила 34 человека, уровень регистрируемой безработицы - 0,8 %. По данным центра занятости имелись сведения о 69 свободных рабочих местах. В составе безработных 76,5 % - женщины, 64,7 % - жители сельской местности, 11,8 % - граждане предпенсионного возраста, 8,8 % - молодежь 16-29 лет. Причины незанятости: 47 % - уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности, 23,5 % - по собственному желанию. Наибольшее число безработных имеют среднее общее образование (38,2 %), среднее профессиональное образование (20,6 %), высшее профессиональное образование (20,6 %), начальное профессиональное образование (14,7 %).
К МО «Южно-Курильский городской округ» относятся двенадцать островов: Кунашир, Шикотан, Зеленый, Танфильева, Григ, Анучина, Юрий, Полонского, Демина, Сигнальный, Рифовый, Сторожевой и группа островов Осколки. В составе округа 10 населенных пунктов: поселок городского типа Южно-Курильск - административный центр, села: Менделеево, Отрада, Маяк Ловцова, Буровая Рудный, Застава Докучаева, Головнино, Дубовое, Крабозаводское, Малокурильское. Территория муниципального округа является предметом территориального спора между Россией и Японией. Япония, как прежде, включает ее в округ Немуро губернаторства Хоккайдо.
На 01.01.2013 население Южно-Курильского городского округа составило 10 268 чел., в том числе городское население - 6579 чел., сельское население - 3689 чел.
В 2012 г. в областной центр занятости населения муниципального образования «ЮжноКурильский городской округ» за помощью в поиске подходящей работы обратилось 329 человек, из них 110 признаны безработными. В течение года от работодателей поступила информация о 502 вакансиях. Из представленных вакансий наибольший спрос на рабочую силу отмечался в рыболовстве (49,2 %), образовании (12,9 %), здравоохранении (6,9 %).
На 01.01.2013 численность зарегистрированных безработных составила 37 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,6 %. По данным центра занятости имелись сведения о 15 свободных рабочих местах. В составе безработных 83,8 % - женщины, 62,2 % - жители сельской местности, 27 % - молодежь 16-29 лет, 8,1 % - граждане предпенсионного возраста. Причины незанятости: 40,5 % - по собственному желанию, 24,3 % - граждане, длительное время (более года) не работающие, 5,4 % - уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата. Наибольшее число безработных имеет среднее профессиональное образование (32,4 %), начальное профессиональное образование (24,3 %), среднее общее образование (16,2 %), высшее профессиональное образование (16,2 %).
В районе сохранилась нетронутая природа с уникальными представителями флоры и фауны, на сегодняшний день существуют планы развития туризма, однако росту отрасли мешают плохая инфраструктура и отдаленность района от цивилизации.
Основные виды хозяйственной деятельности - добыча леса, деревообработка, рыбная ловля, мясное и молочное животноводство.
Южные острова архипелага - Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи - оспариваются Японией, которая включает их в состав префектуры Хоккайдо.
Курильские острова заселены крайне неравномерно. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. На других островах постоянное население отсутствует [6].
Территория Курильской гряды не может быть рентабельной для России как в ближайшее время, так и в перспективе. Удаленность от основной зоны расселения россиян в XVIII в. стала одной из причин передачи Аляски США. Несмотря на развитие транспорта и связи, сегодня в XXI в. инфраструктура Курил требует огромных капитальных вложений в эти сферы. Более того, стоимость тех же авиабилетов без государственных дотаций остается запредельной. Так, например, фотографы National Geographic называют Камчатку, наряду с Антарктидой, самыми дорогими регионами для работы с точки зрения транспортного сообщения. Курилы же находятся еще дальше. Поэтому одним из вариантов развития этих островов с неблагоприятным климатом (включая возможность цунами) могла бы стать организация свободных экономических зон, включающих в себя развитие инноваций и игорный бизнес. Но здесь мы обязательно столкнемся с территориальными претензиями ближайшего соседа - Японии, тогда как создание СЭЗ должно быть направлено прежде всего на сотрудничество с ней. Эти территории являются особо привлекательными для Японии не только в силу объективных исторических и политических факторов и ряда соглашений, принятых в ХХ в., но и по причине крайнего дефицита территории у страны, население которой уже практически равно населению России. При этом необходимо отметить, что население всего ДВФО, в состав которого входят Сахалинская область с Курильскими островами, примерно равно населению Санкт-Петербурга, тогда как территория региона - территории всего Китая!
Весь Дальневосточный регион для России является дорогим для освоения с точки зрения транспортной доступности, и Курилы - самой потенциально затратной его частью. Напрашивается вопрос: а не отдать ли нам эти острова Японии? Зачем нести на себе дополнительный груз проблем? С экономической точки зрения данный вариант может оказаться рентабельным и даже привлекательным для населения данных территорий. Но не надо исключать тот факт, что сегодня, в момент осложнения геополитических процессов, которые затрагивают наше государство в первую очередь, данный прецедент может послужить примером для других стран, претендующих на части нашей территории.
Кроме того, Курильские острова являются важным геополитическим и геостратегическим объектом, предоставляя России возможность усилить как экономическое, так и военное влияние в водах Тихого океана.
Для повышения численности населения островов Курильской гряды прежде всего следует создать привлекательный климат для российских и иностранных инвесторов. Кроме того, необходимо создание СЭЗ, введение льготного налогообложения, упрощенной системы регистрации предприятий на территории Сахалинской области, развитие игорного бизнеса, инноваций по примеру Японии, создание средних профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, то есть создание наукограда, развитие соци-
альной инфраструктуры, строительство комфортабельного жилья для приезжих работников, развитие современных средств связи, мобильной связи и сети Интернет с уверенным покрытием всех территорий.
Также развитию экономического состояния Курил может послужить туризм в этом регионе. Живописные пейзажи, вулканы, рыбалка, горячие источники могут стать основой научного, познавательного, экстремального и круизного туризма, что активизирует процесс развития целого ряда отраслей. Вместе с тем необходимо отметить, что с каждым годом количество туристов увеличивается. Так, в 2013 г., по данным Всемирной туристской организации, в мире было насчитано свыше одного миллиарда туристов. А это на 52 млн человек больше, чем годом ранее [7]. Вместе с этим возросли доходы не только туриндустрии, но и других отраслей, сопутствующих туристской сфере, которых более чем 50.
Основной проблемой в данном случае является цена на авиабилеты в районы Камчатки и Сахалина - самые близкие крупные аэропорты. Также следует отметить низкий уровень туристской и инженерной инфраструктуры, низкое качество сервиса из-за недостатка квалифицированных кадров среди местных жителей. В случае реальной господдержки туризма и авиаперевозчиков, включающей в себя снижение цен и введение сезонных чартеров в этом труднодоступном для большинства россиян регионе, российские и зарубежные туристы получат возможность посетить этот уникальный край.
Ссылки:
1. Костанов А.И. Курильские острова в период «перестройки» (1985-1991 годы) [Электронный ресурс] // История Курильских островов. URL: http://www.kuriles-history.ru/book/chapter/22/ (дата обращения: 30.07.2015).
2. Там же.
3. История региона [Электронный ресурс] // Государственный природный заповедник «Курильский». URL: http://ku-rilskiy.ru/?knowledge,history (дата обращения: 30.07.2015).
4. Курильские острова [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipe-dia.org/wiki/%CA%F3%F0%E8%EB%FC%F1%EA%E8%E5_%EE%F1%F2%F0%EE%E2%E0 (дата обращения: 30.07.2015).
5. Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы. Итоги реализации на 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAAahUKEwi9q9Xnm8vHA-hUG2ywKHYjwAJE&url=http%3A%2F%2Fwww.admsakhalin.ru%2Ffileadmin%2Fmain%2Fdoc%2F111%2FKu-rily_itog_2013_goda.docx&ei=tgjgVb34KIa2swGI4Y0ICQ&usg=AFQjCNE0pI7qt70K09FRoTUScPxFXTP8nA&sig2=J74V uuzJRmyKuffZ6DknBw (дата обращения: 28.08.2015).
6. Органы местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://www.admsakhalin.ru/index.php?id=369 (дата обращения: 30.07.2015).
7. Количество турпоездок в мире в 2013 году достигло рекордного уровня [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 21 янв. URL: http://www.rg.ru/2014/01/21/turizm-anons.html (дата обращения: 30.07.2015).
References:
1. Kostanov, AI 2015, 'Kuril Islands in the period of "perestroika" (1985-1991 years)', The history of the Kuril Islands, retrieved 30 July 2015, <http://www.kuriles-history.ru/book/chapter/22/>.
2. Kostanov, AI 2015, 'Kuril Islands in the period of "perestroika" (1985-1991 years)', The history of the Kuril Islands, retrieved 30 July 2015, <http://www.kuriles-history.ru/book/chapter/22/>.
3. 'The history of the region' 2015, National Nature Reserve "Kuril", retrieved 30 July 2015, <http://kurilskiy.ru/?knowledge,history>.
4. 'Kuril Islands' 2015, Wikipedia, retrieved 30 July 2015, <http://ru.wikipe-dia.org/wiki/%CA%F3%F0%E8%EB%FC%F1%EA%E8%E5_%EE%F1%F2%F0%EE%E2%>.
5. Socio-economic development of the Kuril Islands (Sakhalin Oblast) for 2007-2015. Results of implementation for 2013 2013, retrieved 28 August 2015, <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAAa-hUKEwi9q9Xnm8vHAhUG2ywKHYjwAJE&url=http%3A%2F%2Fwww.admsakhalin.ru%2Ffileadmin%2Fmain%2Fdoc% 2F111%2FKurily_itog_2013_goda.docx&ei=tgjgVb34KIa2swGI4Y0ICQ&usg=AFQjCNE0pI7qt70K09FRoTUScPxFXTP8 nA&sig2=J74VuuzJRmyKuffZ6DknBw>.
6. Local government 2015, retrieved 30 July 2015, <http://www.admsakhalin.ru/index.php?id=369>.
7. 'The number of tourist trips in the world in 2013 reached record levels' 2014, the Russian newspaper. 2014. January 21, retrieved 30 July 2015, <http://www.rg.ru/2014/01/21/turizm-anons.html>.