Научная статья на тему 'Ключевые направления государственной политики социально-экономического развития Курильских островов'

Ключевые направления государственной политики социально-экономического развития Курильских островов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
597
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА / АТР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / THE KURIL ISLANDS / PACIFIC RIM / STATE POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пушков Константин Геннадьевич

В статье рассматривается специфика формирования и реализации современной политики федерального центра в отношении Курильских островов. Дается оценка их значения в реализации стратегических интересов России. Рассматривается проблема развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, создания благоприятной среды для ведения бизнеса, стабилизации демографической ситуации на островах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пушков Константин Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of the state policy in the field of socio-economic development of the Kuril Islands

The article examines the main trends in the modern state policy on social and economic development of the Kuril Islands and estimates the significance of this policy. The author concludes that the problems of development of transport, energy and social infrastructure, creation of favorable business environment, stabilization of the demographic situation haven’t been solved yet.

Текст научной работы на тему «Ключевые направления государственной политики социально-экономического развития Курильских островов»

УДК 332.14(571.645)

К. Г. Пушков

ключевые направления государственной Политики социально-экономического развития курильских островов

В статье рассматривается специфика формирования и реализации современной политики федерального центра в отношении Курильских островов. Дается оценка их значения в реализации стратегических интересов России. Рассматривается проблема развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, создания благоприятной среды для ведения бизнеса, стабилизации демографической ситуации на островах.

Ключевые слова: Курильские острова, АТР, государственная политика, социально-экономическое развитие.

The main directions of the state policy in the field of socio-economic development of the Kuril Islands. KONSTANTIN G. PUSHKOV (Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok).

The article examines the main trends in the modern state policy on social and economic development of the Kuril Islands and estimates the significance of this policy. The author concludes that the problems of development of transport, energy and social infrastructure, creation of favorable business environment, stabilization of the demographic situation haven’t been solved yet.

Key words: the Kuril Islands, Pacific Rim, state policy, social and economic development.

После распада Советского Союза Россия вошла в длительный период экономических и политических потрясений. Экономическая рецессия повлекла за собой массовые забастовки трудящихся, деградацию социальной системы, упадок армии, эскалацию внутренних противоречий. Утрата статуса сверхдержавы сильно ударила по репутации России как на мировой арене, так и внутри страны. Доверие к федеральной власти было существенно подорвано, что вызвало усиление влияния региональных политических элит и, как следствие, сепаратистские настроения в ряде регионов страны. Первая чеченская война выявила масштабы накопившихся со времен распада СССР проблем в вооруженных силах, что в условиях гражданской войны привело de facto к независимости Чечни вплоть до 2000 г., когда во время контртеррористической операции вооруженным силам России удалось восстановить контроль над территорией, хотя до сегодняшнего дня регион остается «проблемным».

Последовавший за азиатским экономическим кризисом технический дефолт России 1998 г. привел к резкой девальвации национальной валюты (курс USD/RUB, установленный ЦБ РФ по состоянию на 17.08.1998 г., составил 6,2900 руб., а на

09.09.1998 г. - уже 20,8250 руб. [2]), что оказало крайне негативное влияние на уровень жизни населения. Кроме того, масштабная девальвация нанесла непоправимый урон малому и среднему бизнесу, а также парализовала банковскую систему страны. Положительный эффект ощутил только ориентированный на экспорт бизнес, который был представлен преимущественно ресурсодобывающими компаниями. Однако открывшийся в последнем квартале 2001 г. восходящий тренд цен на нефть, который изменился только в середине июля 2008 г., привел к тому, что доходы России от нефтегазовой отрасли стали наполнять федеральный бюджет «горячими» деньгами. Такая благоприятная рыночная конъюнктура позволила России стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране: произошло снижение напряженности в регионах Северного Кавказа, руководство страны смогло добиться укрепления так называемой вертикали власти, увеличились темпы роста экономики.

С целью организации устойчивого развития в депрессивных регионах страны были предприняты меры по разработке программ, которые позволили бы существенно улучшить условия жизни,

ПУШКОВ Константин Геннадьевич, аспирант кафедры государственного и муниципального управления Института права и управления (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). E-mail: woshihanxuejia@gmail. com

© Пушков К.Г, 2012

а также создать благоприятную среду для производства и бизнеса. Правительство утвердило ряд федеральных целевых программ, посвященных социально-экономическому развитию таких регионов, как Ингушетия, Чечня, Курильские острова. Кроме того, была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» -уникальный по долгосрочности документ, ставящий главной целью прекращение оттока населения из Дальневосточного и Байкальского регионов за счет формирования развитой экономики и комфортных условий жизни.

Российское правительство стало уделять более пристальное внимание восточным регионам страны. Особое значение это имеет для таких территорий, как Курильские острова Сахалинской области. Помимо сложных климатических и социальноэкономических условий существования в данном районе, он является еще и очагом противостояния по территориальным вопросам между Японией и Россией.

Проблема территориального урегулирования и ряд других геополитических факторов не позволяют двум странам активно реализовывать широкие возможности сотрудничества, но, несмотря на это, отношения между Россией и Японией постепенно развиваются. С 1992 г. между ними осуществляется программа безвизового обмена, которая предусматривает поездки по национальным паспортам для жителей Японии на Курилы и наоборот - жителей Итурупа, Кунашира и островов Малой Курильской гряды в Японию. Японская сторона использует программы посещения в пропагандистских целях: для приехавших в страну с Курил россиян предусматриваются многочасовые идеологические встречи, во время которых транслируется информация, отражающая противоправные территориальные претензии к России, и распространяется печатная и сувенирная продукция реваншистского содержания. Характерной особенностью таких материалов являются картографические изображения, содержащие искаженную линию госграницы между Россией и Японией. Однако до сегодняшнего дня российские власти разрешают эти поездки изолированным от современной социальной инфраструктуры жителям Южных Курил, так как они связаны с меньшими финансовыми и временными затратами, чем поездки на материк.

Сложности внутреннего положения России в контексте расстановки международных сил способствовали тому, что у ряда высокопоставленных представителей японской политической элиты появились иллюзии о возможности скорого удовлетворения их неправомочных территориальных

притязаний. Скандалом обернулся рабочий визит экс-президента России Д.А. Медведева на Курилы в 2010 г. Бывший в то время премьер-министром Японии Наото Канн назвал поездку Дмитрия Медведева на Кунашир «непозволительной грубостью» [7]. Вскоре после своего визита Медведев заявил о необходимости усиления стратегического присутствия на Курилах. Он подчеркнул, что находящееся на островах вооружение «должно быть необходимым и достаточным, современным, чтобы обеспечить безопасность островов как неотъемлемой части РФ» [8].

В начале 2011 г. министр обороны представил президенту РФ план переоснащения современным оружием дислоцируемой на островах Итуруп, Шикотан и Кунашир единственной в сухопутных войсках России 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии. Были озвучены планы передачи к 2015 г. Тихоокеанскому флоту (ТОФ) первых двух верто-летоносцев «Мистраль». На данный момент уже переданы зенитные ракетные комплексы «Бук-М1», современные средства связи, а также тяжелая боевая техника, в том числе батальон танков Т-80 [5]. Планируется, что параллельно с оснащением группировки войск современными образцами вооружений на островах Кунашир и Итуруп начнется строительство новых военных городков с необходимой инфраструктурой.

Перевооружение дивизии напрямую не связано с резкой реакцией Токио на визит Дмитрия Медведева, необходимость этих мер давно назрела. На фоне усиливающих свое политическое влияние и военный потенциал стран Северо-Восточной Азии решение Москвы о перевооружении военной группировки на Курилах видится чрезвычайно важным. Усиление войск и модернизация инфраструктуры Курильских островов позволят гарантировать безопасность Охотского моря - основного района развертывания стратегических подводных лодок ТОФ. В случае потери контроля над каким-либо крупным островом Россия лишится контроля над проливами, а следовательно, и гарантий того, что ни один иностранный военный корабль или подводная лодка не смогут войти в Охотское море незамеченными.

Основной военно-стратегической угрозой для Курильских островов остается потенциальная возможность морской десантной операции в случае эскалации конфликта вокруг ядерной программы КНДР, когда введение в регион боевых кораблей государств, контролирующих ситуацию в АТР, может спровоцировать агрессию в отношении РФ. Для нивелирования этой угрозы необходимо увеличить возможности ТОФ за счет новых ракетных катеров, фрегатов, эсминцев и подводных лодок нового поколения.

В то время как возможность оккупации Курильских островов носит лишь гипотетический характер, текущие проблемы вызваны непростым социально-экономическим положением региона. Неразвитость транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур наносят непоправимый ущерб экономике и населению Курил, а низкие темпы развития промышленности не позволяют обеспечить бюджетную самодостаточность муниципальных образований островов.

Ускорить социально-экономическое развитие Курил была призвана федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)». В ее рамках были реализованы проекты, направленные на улучшение условий жизни и труда местного населения. В частности, построены два километра взлетно-посадочной полосы и часть перрона аэропорта «Менделеево», проложены 25 км автомобильных дорог общего пользования с щебеночным покрытием, сооружено 14 мостов, введена в эксплуатацию кабельная линия между поселками Южно-Курильск, Менделее-во и Головнино на о-ве Кунашир, реконструирован Рейдовый рыбоводный завод мощностью 70 млн. штук молоди в год. Большие объемы работ выполнены на геотермальных станциях «Менделеевская» на о-ве Кунашир и «Океанская» на о-ве Итуруп. Однако в силу политической и экономической обстановки в стране финансирование программы осуществлялось менее чем на 25% от утвержденных объемов.

С целью устранения дисбаланса между уровнем жизни жителей островов Курильской гряды и средним по России, постановлением Правительства № 478 от 9 августа 2006 г. была утверждена ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы». Она определяет развитие островов Курильской гряды как одно из приоритетных направлений социально-экономической политики России. В качестве стратегических задач разработчики поставили создание благоприятных условий для жизни населения; формирование социальной инфраструктуры; развитие рыбохозяйственного, транспортного, топливно-энергетического комплексов; совершенствование телекоммуникационных систем, а также создание нормативно-правовой базы для организации устойчивого развития региона и диверсификации экономики островов путем комплексного использования природно-ресурсного потенциала и интеграции в экономическую систему АТР.

Регион имеет большой потенциал развития рыбохозяйственного производства. Через Курильские

проливы проходят миграционные пути некоторых видов лососей. В акватории Курильских островов сосредоточены 20% потенциального ежегодного вылова ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, а это 100% максимально допустимого в Дальневосточном федеральном округе улова скумбрии и тунца, более 90% улова морского гребешка, трепанга и сайры, 72% - осьминога, 70% - морского окуня и 15% - лососевых рыб [9].

Что касается минеральных ресурсов, то на Курилах есть месторождения золота, серебра, ильме-нитовых песков, которые необходимы при производстве титана, а также уникальные запасы рения на о-ве Итуруп. Кроме того, шельф островов в зоне Среднего Курильского прогиба обладает высокой нефтегазоносностью, хотя добыча здесь пока не ведется.

На первом этапе реализации программы развития Курил (2007-2010 гг.) планировалось основное внимание уделить преобразованиям на островах Итуруп, Шикотан, Кунашир и Парамушир. Это касалось реконструкции Курильского лососевого рыбоводного завода на о-ве Итуруп, создания сети цифрового телерадиовещания для населенных пунктов, строительства вертодромов и вертолетных площадок на островах Шикотан и Парамушир, сооружения Менделеевского энергетического комплекса для энергоснабжения пос. Южно-Курильск, реконструкции систем топливного обеспечения на Шикотане и Парамушире и энергосистем Итурупа, Кунашира и Парамушира. Также были запланированы реконструкция и строительство портовых пунктов на островах Парамушир и Шикотан. Что касается социальной инфраструктуры, то первым этапом программы предусмотрены закупка морозильного оборудования для моргов центральных районных больниц муниципальных образований Курильских островов; строительство и реконструкция больницы и поликлиники в г. Курильск на Итурупе, детских садов в пос. Южно-Курильск на Кунашире, пос. Малокурильское на Шикотане и в с. Рейдово на Итурупе, а также сооружение объектов водоснабжения в г. Курильск, с. Рейдово и теплоснабжения в Южно-Курильске [9].

По результатам первого этапа реализации ФЦП можно отметить проведенную масштабную модернизацию Курильского лососевого рыбоводного завода на Итурупе. Были построены больница на 50 коек в г. Курильск, водозабор подземных вод, теплотрасса к новому микрорайону «Северный». Кроме того, в Курильском портовом пункте в зал. Китовый построены 6 новых грузовых причалов, которые позволят в ближайшей перспективе отказаться от рейдовой погрузки; проведена

значительная модернизация объектов энергетики и сетевого хозяйства. Только в 2008 г. на острове заменено 52 км линий электропередач и 19 трансформаторных подстанций [10].

Второй этап (2011-2015 гг.) предусматривает изменение структуры финансирования программы с креном в сторону внебюджетных источников. Акцент делается на развитии предприятий рыбохозяйственного комплекса, повышении их экономической эффективности и конкурентоспособности благодаря внедрению эффективного менеджмента и инновационных технологий. Диверсификации экономики также должно способствовать развитие туристического потенциала островов с их уникальными природно-климатическими особенностями и наличием геотермальных источников. При этом за счет федерального бюджета планируется развитие альтернативных источников энергии, формирование современных автомобильных дорог в местах размещения рыбоводных заводов на островах Итуруп и Кунашир, а также проведение исследований для оценки запасов недр и разработки методов добычи и переработки полезных ископаемых.

Особое внимание уделено проблеме рыборазведения. Увеличению базы морских биоресурсов должно будет способствовать создание сети государственных рыборазводных заводов. Общий объем возможной добычи водных биологических ресурсов (рыб, ракообразных, моллюсков и водорослей) Курильских островов оценивается в 1-1,5 млн. т, вылавливается же на порядок меньше [9]. Из-за недостаточного финансирования научных исследований ограничивается вовлечение в промысел таких морепродуктов, как кальмар, терпуг, морской окунь, макрурус, водоросли, тунец, сайра. Без дополнительных исследований не представляется возможным определить состояние запасов неосвоенных биоресурсов, а также способы их добычи, переработки и реализации; увеличить эффективность функционирования рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего комплексов путем повышения их загруженности в период между путинами, снижения затрат на производство и повышения качества выпускаемой продукции. В таком случае увеличения финансовых показателей предприятий и, соответственно, налоговых сборов в бюджет не произойдет

Что касается транспортной инфраструктуры, то на сегодняшний день она представлена аэропортами, подразделениями Невельского морского рыбного порта и автомобильными дорогами. В зимний период транспортные перевозки между материком и островами могут осуществляться только посредством воздушного сообщения, которое в настоящее время отличается нерегулярностью перевозок из-за

сложных метеорологических условий и отсутствия аэронавигационного оборудования, позволяющего эксплуатировать аэропорты в таких климатических условиях. Кроме того, отсутствие возможности заправки воздушных судов на территории Курильских островов приводит к снижению рентабельности полетов и росту тарифов, вследствие чего аэропорты Курильских островов не в состоянии обеспечить существующий спрос на авиаперевозки.

Автомобильные дороги островов характеризуются высокой степенью изношенности и не отвечают требованиям безопасности дорожного движения. В рамках реализации второго этапа ФЦП планируются реконструкция автомобильных дорог Курильск-Рейдово на о-ве Итуруп, Южно-Курильск-Головнино на о-ве Кунашир и Малоку-рильское-Крабозаводское на Шикотане, а также формирование автодорожной сети в местах размещения рыбных заводов на островах Итуруп и Кунашир. Среди реализованных проектов транспортной инфраструктуры, предусмотренных Программой, можно выделить реконструкцию находящегося в федеральной собственности аэропорта «Менделе-ево» на о-ве Кунашир (2011 г.). Одной из главных задач в ходе реконструкции аэропорта было восстановление летного поля: теперь оно пригодно для приема самолетов типа АН-24 и классом ниже в любое время суток и при любых погодных условиях. Построены новое здание аэровокзала, сблокированного с командно-диспетчерским пунктом, здание аварийно-спасательной станции, очистные сооружения, патрульная дорога и ограждение территории аэропорта. В ходе реконструкции покрытия взлетно-посадочной полосы было принято решение об ее удлинении до 2,05 км [1]. Кроме того, была восстановлена рулежная дорожка, перрон, закуплены новые системы радиотехнического и светосигнального обеспечения. Стоимость работ -примерно 1,15 млрд. руб. Планируется, что аэропорт будет использоваться как для гражданских, так и для военных нужд.

На о-ве Итуруп также будет построен аэропорт с одноименным названием. После реализации проекта старый аэропорт «Буревестник» планируется закрыть. Сейчас аэропорт еженедельно принимает около 4 рейсов летом и 3 - зимой. При этом нередки отмены рейсов из-за погодных условий. Новый аэропорт, как и «Буревестник», будет рассчитан на воздушные суда третьего класса (АН-24) и ниже, однако принимать их он сможет независимо от погодных условий. Кроме того, предусматривается надежная сейсмическая защита взлетно-посадочной полосы, способная выдерживать землетрясения до 9 баллов по шкале Рихтера. Программа не исключает перевод воздушных судов Министерства

обороны РФ на обслуживание из «Буревестника» в новый аэропорт. Это позволит снизить расходы на содержание военного аэропарка. Всего на проект планируется выделить более 1,625 млрд. руб.

В связи с тем что одним из основных направлений экономики Курильский островов является добыча и переработка морских биоресурсов, возникает необходимость в реконструкции имеющихся портовых пунктов, так как подавляющее большинство операций грузо- и пассажирооборота в настоящее время проводится в рейдовых условиях. Подход крупных судов к пирсам невозможен из-за малых глубин и изношенности инфраструктуры. «Развитие портовой инфраструктуры обеспечит увеличение грузооборота до 400 тыс. тонн и уменьшит издержки, связанные с погрузкой (разгрузкой) судов, в том числе обеспечит экономию затрат на строительство объектов, предусмотренных Программой в последующие периоды» [9]. Кроме того, модернизация портовых зон позволит сократить издержки по отправке и получению грузов, а это особенно актуально перед отопительным сезоном, когда на острова завозится топливо для котельных.

Следует отметить общую неэффективность топливно-энергетического комплекса Курильских островов. Для получения электроэнергии используются в основном дизельные генераторы, а для отопления промышленных и социальных объектов - угольные котельные. Помимо того, что цены на данные виды топлива постоянно растут, нередки и сбои в его поставках. В связи с этим Программа предусматривает развитие на островах геотермальной энергетики. Так, на о-ве Кунашир будет модернизирована ГеоТЭС «Менделеевская», которая была построена в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)». После введения в эксплуатацию второго блока геотермальная станция мощностью 1,8 МВт смогла обеспечивать около 40% общей потребности острова в электроэнергии. Сейчас мощность планируют увеличить до 7,4 МВт [3], что позволит обеспечить электроэнергией весь остров. Несмотря на то что первый и второй блоки станции построены относительно недавно (в 2002 и 2007 гг.), они будут выведены из эксплуатации, а вместо них построят новый турбогенератор с использованием бинарного цикла. Использование термальной энергии для электроснабжения населенных пунктов Кунашира уже позволило снизить зависимость производственных, жилых и иных объектов от завоза морским путем угля и дизельного топлива. Мощность преобразованной в пар природной воды обеспечивает население недорогой электроэнергией, а это особенно актуально сейчас, когда растут цены на

традиционные виды топлива. Кроме того, развитие геотермальной энергетики будет серьезно способствовать сохранению хрупкого экологического баланса на архипелаге. Программой запланировано финансирование развития источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах в размере свыше 2,779 млрд. руб.

В рамках плана создания и реконструкции систем топливообеспечения на островах к 2015 г. планируется завершить строительство новых складов горюче-смазочных материалов (ГСМ). Реализация проекта жизненно необходима островам, так как в силу особых климатических условий завоз сюда дизельного топлива для электростанций, авиационного керосина, бензина и пр. возможен только в короткий период летней навигации, а большинство имеющихся на данный момент в распоряжении муниципалитетов мощностей по хранению и распределению топлива находится в ветхом состоянии. В 2006-2008 гг. были проведены проектно-изыскательские работы, а затем состоялась государственная экспертиза четырех проектов строительства и реконструкции островных систем топливообеспечения, предусмотрено финансирование строительства инфраструктурных объектов на Шикотане, Итурупе и Кунашире. После поездки на Курилы в ноябре 2010 г. Д.А. Медведева было принято решение о дополнительном финансировании Программы, что позволит не просто завершить уже начатые мероприятия, но и приступить к строительству системы топливообеспечения на Парамушире.

Каждый из проектов характеризуется крайней капиталоемкостью и трудозатратностью: перекачка топлива на Кунашире будет осуществляться по двухкилометровому топливопроводу, проложенному по дну Южно-Курильского залива. На Шикотане при возведении склада ГСМ пришлось проводить противооползневые мероприятия. Строящийся на Итурупе склад будет самым большим из четырех (поскольку зал. Китовый многие недели из-за зимних штормов и ледовой обстановки бывает несудоходным, здесь придется держать годовой запас топлива). На Парамушире система топливообеспечения будет фактически создана заново [4].

Все строящиеся инфраструктурные объекты будут сейсмоустойчивы и оборудованы современными системами пожаротушения, а также борьбы с разливами нефтепродуктов. На сегодняшний день уже сформированы системы топливных резервуаров на островах Итуруп, Кунашир и Шикотан. В Малокурильске были испытаны и теплоизолированы емкости для воды в системе пожаротушения, а также испытаны резервуары для нефтепродуктов. К работам на Парамушире специалисты намерены приступить в ближайшее время. Достроены и

введены в эксплуатацию детсады на Кунашире и Шикотане, вертолетная площадка на Шикотане, различные портовые сооружения на Итурупе, Ку-нашире, Парамушире, Шикотане, системы энергообеспечения.

С целью диверсификации экономики региона и для его дальнейшего сбалансированного развития Программа предусматривает развитие туристического сектора экономики. Но осуществить это будет возможно только после решения вопросов безопасного транспортного сообщения, а также создания необходимой социальной инфраструктуры.

Поскольку разрыв традиционных хозяйственных связей, вызванный отдаленностью островов от основной территории страны, стал причиной более глубокого по сравнению со средним по стране спада производства, очевидна необходимость применения специальных экономических мер в отношении Курильских островов. В связи с этим ФЦП предусматривает создание на территории островов Специальной экономической зоны (СЭЗ). Предполагается, что использование режима СЭЗ позволит привлечь в регион дополнительные средства из внебюджетных источников, а также расширить международное экономическое сотрудничество в регионе для развития совместных инвестиционных проектов.

Капитальные вложения на первом этапе реализации ФЦП составят 45,5% общего объема капитальных вложений, предусмотренных Программой. Из них на строительство объектов рыбохозяйственного комплекса - 14,03%, транспортного - 10,64, топливно-энергетического комплекса - 7,16, социальной инфраструктуры - 10,07, на развитие телекоммуникационных систем - 0,14, развитие автодорожной сети - 3,46% [9]. Второй этап Программы предусматривает выделение для объектов топливно-энергетического комплекса - 6,19%, социальной инфраструктуры - 2,23, объектов транспортного комплекса - 3,16, развитие автодорожной сети -11,24% от общей суммы финансирования [9]. Ход реализации проектов будет оцениваться на основе показателей результативности мероприятий ФЦП ежеквартально.

Объем финансирования, необходимый для реализации программы, составляет 20860,25 млн. руб. (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета - 15305,3 млн. (73,37%), средства консолидированного бюджета Сахалинской области - 2222,55 млн. (10,65%), средства внебюджетных источников - 3332,4 млн. руб. (15,98%) [9].

Реализация ключевых инфраструктурных объектов позволит сбалансировать региональную экономику путем эффективного использования ресурсного потенциала островов, а также поможет создать качественную конкурентную среду в

рыбопромышленном комплексе, стимулирующую повышение конкурентоспособности регионального российского бизнеса в АТР. Планируется, что создание сети заводов по искусственному воспроизводству лосося, оптимальное промысловое использование традиционных видов водных биологических ресурсов, а также вовлечение в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов и применение технологий их глубокой переработки позволят увеличить ресурсную базу региона в 2 раза. Все это должно привести к увеличению налоговых поступлений в бюджеты региона и Федерации и тем самым обеспечить бюджетную самодостаточность региона. Будут преодолены возможные последствия инерционного пути социально-экономического развития Курильских островов, такие как снижение степени переработки сырья в рыбоперерабатывающем комплексе, снижение налоговой отдачи отрасли, падение производства электро- и теплоэнергии с одновременным ростом тарифов, а следовательно, возможный процесс стагнации рыбоперерабатывающей отрасли Курильских островов, отток экономически активного населения и возрастание бюджетной нагрузки на муниципальные образования.

Реализация ФЦП позволит закрепить и упрочить экономическое и военное влияние Российской Федерации в Восточной Азии. В статье, опубликованной 28.01.2012 г. на сайте Президента РФ [6], Дмитрий Медведев заявил, что энергичное подключение к интеграции в АТР - это осознанный и единственно правильный выбор. Финансовый кризис 2008 г. стал, помимо прочего, серьезным сигналом для России, обострил проблему необходимости диверсифицировать векторы своей внешнеэкономической политики, уделив значительно больше внимания азиатским партнерам. Интеграция дальневосточных регионов России в экономическую систему АТР напрямую связана с тем, насколько успешными окажутся меры по их стимулированию, к которым, безусловно, относится и ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 20072015 годы». После создания сбалансированной и качественной инфраструктуры привлекательность Курильских островов как места жительства населения многократно возрастет, улучшатся условия ведения бизнеса, благодаря чему экономика островов может быть эффективно интегрирована в экономическое пространство АТР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аэропорт Менделеево (о. Кунашир) принял первый регулярный рейс в новом здании аэровокзала. URL: http:// sdelanounas.ru/blogs/9530/ (дата обращения: 15.03.2012).

2. База данных по курсам валют // Банк России. URL: http:// www.cbr.ru/currency_base/daily.aspx (дата обращения:

15.03.2012).

3. Власти вложат почти 1 млрд рублей в полное энергообеспечение Кунашира. URL: http://www.izvestia.ru/ news/505667 (дата обращения: 05.04.2012).

4. До 2014 года на Курилах планируется создать новую систему топливообеспечения. URL: http://news.astv.ru/news/do-2014-goda-na-kurilakh-planiruetsya-sozdat-novuyu-sistemu-toplivoobespecheniya (дата обращения: 27.01.2012).

5. Курильская военная аномалия. URL: http://www.ng.ru/ nvo/2011-10-13/1_kurily.html (дата обращения: 27.01.2012).

6. Медведев ДА. Интеграция - в целях развития, инновации - в интересах процветания. URL: http://kremlin.ru/ transcripts/14392 (дата обращения: 13.07.2012).

7. Наото Кан назвал визит Медведева на Курилы непозволительной грубостью. URL: http://ria.ru/

politics/20110207/331246377.html (дата обращения:

15.03.2012).

8. Перевооружение войск на Курилах. URL: http://www. gazetanews.ru/lenta_novostejj/perevooruzhenie_vojjsk_na_ кигіІакИ (дата обращения: 15.03.2012).

9. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» / Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства экономического развития РФ. URL: http://fcp.economy.gov. ги (дата обращения: 27.01.2012).

10. Чиновники Сахалинской области посетили Курильский район. URL: http://kurilsk.sakh.com/news/kurilsk/71372/ (дата обращения: 15.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.