Научная статья на тему 'Использование программно-целевого метода в решение проблем социально-экономического развития Курильских островов'

Использование программно-целевого метода в решение проблем социально-экономического развития Курильских островов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
496
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ / SOCIO-ECONOMIC STATUS / NATURAL RESOURCE POTENTIAL / DEVELOPMENT PROBLEMS / PROGRAM-TARGET METHOD / FEDERAL TARGETED PROGRAMS / A STRATEGIC REGION / ECONOMIC ZONE / FINANCE / LIVELIHOODS / RESULT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рагулина Юлия Вячеславовна, Неретина Анна Дмитриевна, Нефедова Ксения Андреевна, Удачин Никита Олегович

На сегодняшний день развитию Дальнего Востока властные структуры уделяют особенное внимание. Так, в 2012 году на федеральном уровне было образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, задачей которого является координация деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ на территории федерального округа. В этом же году во Владивостоке на Русском острове прошел первый в России Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества. В 2013 году по Распоряжению Правительства РФ была утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025», включающая 12 подпрограмм и две федеральные целевые программы: социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона и социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области. В этой связи особую важность приобретает проблема социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область) стратегически значимой территории Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В данной статье авторами было рассмотрено социальноэкономическое положение Курильских островов, а также выявлены основные барьеры, препятствующие развитию региона. В своем исследовании авторы проводят анализ применения программно-целевого метода в решении актуальных проблем островов. В заключении определяются основные трудности при реализации ФЦП на территории Курильских островов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рагулина Юлия Вячеславовна, Неретина Анна Дмитриевна, Нефедова Ксения Андреевна, Удачин Никита Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays, the Russian Government pays much attention to the development of the Far East. So, the Ministry of the Russian Federation on the development of the Far East was established at the federal level in 2012. The main task of this Ministry is to coordinate the activities for the implementation of the government programs and federal target programs in the federal district. In the same year Russia''s first Asia-Pacific Economic Cooperation forum was held on the island „Russkiy“ in Vladivostok. In 2013, the Government of the Russian Federation approved the state program " Socio-economic development of the Far East and the Baikal region until 2025 ", which includes 12 subprogrammes and two federal target programs : the socio-economic development of the Far East and the Baikal region and socio-economic development of the Kuril Islands. In this context, it is worth to pay attention to the particular problem of socio-economic development of the Kuril Islands ( Sakhalin Region), which is strategically important territory of the Russian Federation in the AsiaPacific region. In this article, the authors considered the socio-economic situation of the Kuril Islands, and identified the main barriers of the development of the region. In their research, the authors analyze the use of program-target method in solving of the actual problems of the islands. In conclusion, it is worth taking into consideration the main difficulties of the implementation of FTP on the territory of the Kuril Islands.

Текст научной работы на тему «Использование программно-целевого метода в решение проблем социально-экономического развития Курильских островов»

УДК 338.268

Рагулина Юлия Вячеславовна

ФГБОУ ВПО «Московской академия предпринимательства при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва1 Проректор по науке Доктор экономических наук, профессор E-Mail: [email protected]

Неретина Анна Дмитриевна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: [email protected]

Нефедова Ксения Андреевна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: knefedova92@gmail. com

Удачин Никита Олегович

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: [email protected]

Использование программно-целевого метода в решение проблем социально-экономического развития

курильских островов

1 107061, ул. 2-ая Пугачевская, 8-5-204.

Аннотация. На сегодняшний день развитию Дальнего Востока властные структуры уделяют особенное внимание. Так, в 2012 году на федеральном уровне было образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, задачей которого является координация деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ на территории федерального округа. В этом же году во Владивостоке на Русском острове прошел первый в России Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества. В 2013 году по Распоряжению Правительства РФ была утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025», включающая 12 подпрограмм и две федеральные целевые программы: социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона и социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области. В этой связи особую важность приобретает проблема социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область) - стратегически значимой территории Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В данной статье авторами было рассмотрено социально-экономическое положение Курильских островов, а также выявлены основные барьеры, препятствующие развитию региона. В своем исследовании авторы проводят анализ применения программно-целевого метода в решении актуальных проблем островов. В заключении определяются основные трудности при реализации ФЦП на территории Курильских островов.

Ключевые слова: социально-экономическое положение; природно-ресурсный потенциал; проблемы развития; программно-целевой метод; федеральные целевые программы; стратегический регион; экономическая зона; финансирование; жизнедеятельность; результат.

Идентификационный номер статьи в журнале 99ЕУЫ314

Сахалинская область является одним из субъектов Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Город Южный-Сахалинск - является административным центром. Важно отметить, что Сахалинская область — это единственный регион в России, полностью располагающийся на островах. В ее состав входят остров Сахалин с прилегающими небольшими островами Монерон и Тюлений (76,6 тыс. км2), а также Курильские острова (10,5 тыс. км2).

Сахалинская область - это уникальный регион России, обладающий выдающимся ресурсно-сырьевым потенциалом с экстремальными условиями его освоения. Ведущей отраслью экономике является промышленность, в ней занято почти 20% работающего населения Сахалинской области, создается более 60% валового регионального продукта. В 2012 году индекс промышленного производства составил 96,6%. Промышленный комплекс Сахалинской области, включает такие отрасли производства, как нефтегазовая, топливно -энергетическая (уголь и энергетика) и рыбопромышленный комплексы, пищевая промышленность. На долю нефтегазового сектора приходится более 90% общего объёма промышленного производства. Важно отметить, что для Сахалинской области характерно неравномерное территориальное размещение промышленного производства. К главным промышленным центрам относятся муниципальными образованиями: Городской округ Ногликский, месторождение нефти и газа, Корсаковский городской округ, где расположен завод по сжижению газа, а также г. Южно-Сахалинск - административный и экономический центр Сахалинской области. Удельный вес этих трех муниципальных образований занимает более 85% всей промышленной продукции региона.

По оценке, проведенной Министерством регионального развития Российской Федерации в 2012 Сахалинская область по развитию реального сектора экономики заняла 1 место среди всех регионов России, по сводному индексу социально-экономического развития область находится на 4 месте, по инвестиционной привлекательности — на 6 месте. По объёму иностранных инвестиций область занимает 3 место, уступая только Москве и Санкт-Петербургу, а также 3 позицию по объёму строительных работ на душу населения. По объёмам инвестиций в основной капитал на душу населения Сахалинская область на 5 месте.

На сегодняшний день численность населения Курильских островов составляет 19 245 человек. Курильские острова заселены крайне неравномерно: население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. На других островах постоянное население отсутствует. На начало 2010 года насчитывалось 19 населённых пунктов: два города (Северо-Курильск, Курильск), посёлок городского типа (Южно-Курильск) и 16 сёл.

На островах располагаются три муниципальных образования, и основой их экономики является рыбная промышленность. Есть небольшое сельское хозяйство, в основном, это частное подворье и фермерские угодья. Более 140 предприятий занимаются добычей и переработкой биоресурсов. Курилы и Сахалинская область в целом поставляет в государства АТР около 40% от общего объема произведенной пищевой продукции, а остальное идет на рынок нашей страны. Среднемесячная зарплата порядка 35 тыс. рублей. Уровень безработицы на Курильских островах -1%, численность безработных менее 100 человек.

С точки зрения национальной безопасности Курильские острова (Сахалинская область) относятся к стратегически значимой территории Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку острова являются приграничной зоной между Российской Федерацией и Японией и естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Территория Курильских островов относится к исключительной экономической зоной Российской Федерации в Охотском море, а также имеют глубоководные проливы, через которые силы российского Военно-Морского Флота могут выходить в открытый океан.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления,

Выпуск 3, май - июнь 2014 права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru Связаться с редакцией: [email protected]

Наряду с этим Курильские острова обладают высоким природно-ресурсным и экономическим потенциалом и являются одним из богатейших районов мира по запасам водных биологических ресурсов. На Курильских островах находятся уникальные морские биологические ресурсы, такие как анцефалия и ламинарии, имеющие огромное значение для фармацевтической промышленности. Из этих водорослей производится агар-агар - ценное сырье, являющееся достоянием всего народа России и играющее большую роль в медицинской, кондитерской и парфюмерной промышленности.

Курильские острова Сахалинской области обладают экологически чистой и богатой природной зоной. Огромную ценность представляют лесные ресурсы Южных Курил; наиболее пригодны для строевой древесины леса острова Кунашир. Курильский заповедник имеет природные зоны обитания ценных пушных зверей (норки, соболя), места гнездования уникальных птиц.

Курилы - это важнейший сырьевой район России. Острова обладают редким природно-ресурсным потенциалом, что играет важнейшую роль в экономике островов. Из полезных ископаемых здесь добывается золото, серебро (о. Кунашир), медь, свинец, железо, титан, цинк. Кроме благородных металлов здесь расположены месторождения самородной серы, ильменит-магнетитовые россыпи, а также залежи нефти и газа. Имеются запасы тшана и ванадия. Приблизительная стоимость полезных ископаемых всех островов оценивается в более 87 миллиардов долларов.

Вблизи островов располагаются площади островного шельфа 500 метров глубиной. Существуют перспективы обнаружения на нефтегазоносных месторождениях, а также залежей углеводородного сырья.

На вулкане Кудрявый, острова Итуруп находится месторождение редчайшего и дорого металла - рения. Металл имеет огромное экономическое значение (1 кг рения — до 3500 долларов), так как используется при создании современных самолетов, для производства лопаток и авиадвигателей. Запасы рения в виде рениита на острове Итуруп оцениваются в 10—15 тонн, в виде вулканических газов — до 20 тонн в год. Другого месторождения рения в России нет.

Таким образом, Курильские острова это важный экономический и геостратегический субрегион России, обладающий рядом конкурентных преимуществ:

• выгодное экономико-географическое расположение, которое обеспечивает кратчайшие транспортные маршруты Восток - Запад в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

• значительные запасы природных ресурсов (углеводородные, уголь, рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические ресурсы, а также гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы);

• возможности развития международного и межрегионального сотрудничества благодаря внешней границы, а также протяженности морского побережья.

Несмотря на значительный экономический потенциал островов и, в первую очередь, обеспеченность природными ресурсами, существует ключевые проблемы, которые усложнят развитие Курильских островов.

Во-первых, это связно с удаленностью островов от Сахалина и материка. Такая территориальная расположенность Курил усложняет логистические схемы грузо- и пассажироперевозок, приводит к дополнительным накладным расходам на бизнес, на

экономику предприятий Курил. Это, в свою очередь негативно сказывается на экономическом и туристическом развитии региона.

Во-вторых, высокий износ транспортной, энергетической, инженерной, социальной инфраструктуры. На территории Курильских островов практически отсутствует собственные транспортные средства, обеспечивающие грузовые, а также пассажирские перевозки.

Кроме того, к вызовам социально-экономического развития региона относится изолированно работающие энергосистем и энергорайоны. Таким образом, основным препятствием осуществления любых видов деятельности региона все еще остается неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура, затратность и неэффективность структуры энергоисточников, непосредственно влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг.

Еще одной проблемой, усложняющей социально-экономическое положение Курильских островов, является сложные климатические условия. Такие неблагоприятные факторы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами — относятся к опасным природным явлениям, вызывающим серьёзные проблемы, которые оказывают влияние на жизнеобеспечение местного населения. Курильские острова относятся к зоне чрезвычайно высокой сейсмичности.

Территория Курильских островов относится к районам крайнего севера. Именно поэтому, зимой регулярное судоходство прекращается. Из-за сложных климатических условий авиарейсы не регулярны (особенно зимой). Суровые метереологические условия увеличивают риски ведения хозяйственной деятельности, определяют узкую специализацию экономики островов и имеют негативное воздействие на здоровье населения.

За последние годы уровень рентабельности функционирования рыбопромышленного комплекса снизился. Кроме того, отмечается сокращение товарных запасов ценных пород водных биологических ресурсов на 37%, в связи с ростом масштабов браконьерства. Важно отметить, что доходная часть бюджетов муниципальных образований по большей мере складывается из налоговых доходов рыбной промышленности (23,3 - 69,73 % (по Курильскому району)), это приводит к снижению реальных доходов всех категорий населения, приводящее к оттоку населения, постоянно проживающих на Курильских островах.

Такая ситуация способствует появлению следующей цепной проблеме, а именно нехватке квалифицированных специалистов, в таких значимых областях, как образование, здравоохранение и культура, лесная промышленность, силовые структуры, транспорт. Несмотря на то, что на рынке труда Курильских островов растет численность занятых, снижается количество безработных (1,2% от экономически активного населения), увеличивается количество рабочих мест, ощутимы и негативные тенденции: снижается качество и количество трудовых ресурсов, ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий.

И наконец, Курильские острова являются приграничным районом и точкой столкновения политико-экономических интересов Российской Федерации и Японии. На сегодняшний день актуальна проблема принадлежности Южно-Курильских островов, неурегулированная со времени окончания Второй мировой войны. Япония предъявляет территориальные притязания на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу мелких островов Хабомаи. Японцы называют эти острова «северными территориями» по праву приоритета в их открытии и освоении. Иными словами, территориальный спор является препятствием на пути международного сотрудничества в области экономики, политики, а также культуры между Россией и Японией.

Российской Федерации необходимо в полной мере использовать конкурентные преимущества Курильских островов. Для того чтобы решить сложные и специфические проблемы, актуальные для региона в настоящее время, а также способствовать устойчивому развитию стратегически важной приграничной территории, обеспечив экономическое закрепление Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо органам всех уровней власти совместно с бизнес-структурами реализовать комплекс организационно-правовых, а также инвестиционных мероприятий.

Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач развития Курильских островов может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода.

Федеральная поддержка социально-экономического развития Курильских островов осуществлялась в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 872.

В состав указанной Программы входили все направления экономического развития региона. В рамках Программы действовало 9 подпрограмм, касающихся вопросов социальной и производственной инфраструктуры, улучшения региональной строительной базы, модернизация рыбохозяйственного и биофармацевтического комплекса, решение социальных и экологических вопросов. Особое внимание уделялось развитию внешнеэкономических связей и международного сотрудничества. В соответствии с Программой предполагалось реализация 153 мероприятий и их финансирование.

Результатом реализации запланированных мероприятий стал ряд положительных изменений в экономической сфере, в частности рыбохоязйственной промышленности, энергетическом комплексе. За период реализации программы была улучшена система связи между муниципальными образованиями, а также частично налажена телекоммуникационная система. Благодаря действию Программы увеличилось количества рабочих мест более чем на 2500, улучушилось благосостояния населения. В социальной сфере за счет средств федерального бюджета в 3 районах построены жилые дома общей площадью свыше 8 тыс. кв. метров, школа на 350 мест в г. Курильске (остров Итуруп), поликлиника на 150 посещений в смену в г. Северо-Курильске (остров Парамушир).

Тем не менее, несмотря на значительные результаты реализации мероприятий Программы было отмечено отклонение объемов финансирования от плановых показателей. В рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)" не были решены основные проблемы Курильских островов, связанные с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры региона.

Отмечается, что частичное выполнение инвестиционных проектов не позволило достичь поставленных целей, а именно обеспечить комплексное социально-экономическое развитие Курильских островов, сформировать сбалансированную экономику, снять социальную напряженность.

Из 153 запланированных задач Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)" реализованы лишь 40. При этом для введения в эксплуатацию 11 объектов незавершенного строительства (по состоянию на 1 января 2006 г.) необходимо 3,4 млрд. рублей. Таким образом, некоторые задачи Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)"

Программа социально-экономического развития Курильских островов была ориентирована в основном на быстрый экономический рост путем интенсивного привлечения больших как материально-технических, так и финансовых ресурсов. Достижение значительных и быстрых экономических результатов при обеспеченности финансирования всего 15,9% поставленных задач невозможно. Трудно реализуемые планы, незавершенное строительство, недостигнутый уровень экономического роста - такие результаты трудно подходят под категорию «устойчивое развитие».

В этой связи Правительством Российской Федерации разработало новую федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" (далее - Программа), утвержденная 9 декабря 2005 г.

Указанная Программа направлена на решение проблем социально-экономического развития Курильских островов и обеспечение его устойчивого развития с помощью бюджетной самодостаточности, а также взаимовыгодного экономического сотрудничества Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В рамках реализации Программы были предусмотрено финансирование в объеме 27,8 млрд. рублей на строительство объектов на территории Курильских островов. (Рис. 1)

1,6; 6%

■ Федеральный бюджет

■ Средства консолидированного бюджета Сахалинской области

■ Внебюджетные источники

Рис. 1. Объем финансирования в федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы", млрд. руб.

Главными задачами Программы являются создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, постоянно проживающего на Курильских островах, повышение привлекательности этого региона как места жительства, развитие промышленного комплекса, улучшение энергетической и транспортной инфраструктуры, диверсификация экономики региона, обеспечивающая сбалансированное развитие и использование природно-ресурсного потенциала.

По данным мониторинга Программы, 1 июня 2013 года, 32 объекта в полном объеме сданы в эксплуатацию. За период реализации Программы, был запущен причальный комплекс в поселке Южно-Курильск, улучшена система топливного обеспечения на островах Кунашир и Шикотан, произведена реконструкция автомобильных дорог. Еще одним результатом действия программы является в ввод в эксплуатацию грузового пирса на острове Шикотан. Важно отметить, что на территории Курильских островов строятся жилые дома, школьные учреждения, детские сады спортивные объекты.

Однако, в 2014 году Счетной палатой РФ были рассмотрены результаты реализации Федеральной целевой программы за 2007-2012 год. В ходе экспертизы было выявлено, что ресурсное обеспечение было осуществлено в полном объеме, за 2007-2012 год расходы на реализацию составили 27,9 млрд. рублей. Анализ показал, что в силу того, что в течение нескольких лет почти половина субсидий поступали в область в четвертом квартале,

значительная их часть переходила на следующий год, что вызвало нарушения процесса финансирования строительства. По состоянию на 1 октября 2013 г. было зафиксировано завершение только 21 из 38 запланированных мероприятий. В ходе анализа было отмечено, что качество отдельных завершенных объектов не соответствует требованиям проектной документации и другим нормативным документам.

Таким образом, несмотря на ряд положительных изменений в развитии Курильских островов, главная цель программы, а именно создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов, а также интеграция в международное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона - не достигнута. Бюджеты органов местного самоуправления Курил все еще продолжают оставаться дотационными. Кроме того, реализация международных проектов практически не осуществляется.

В заключении можно сделать вывод о том, что Курильские острова (Сахалинская область) представляет собой уникальный регион Российской Федерации, прежде всего экономической точки зрения.

Курильские острова, относящиеся к стратегически важной территории России, в настоящее время сталкиваются с целым геополитическими геоэкономическими вызовами. К числу важнейших из них относится: неурегулированность территориального конфликта вокруг Южных Курильских островов с японской стороной; ряд проблем социально-экономическое развития субрегиона, обусловленные, в первую очередь, значительной удаленностью от материка и связанными с этим высокими транспортными издержками; невозможность масштабного освоения собственными силами уникальных природных ресурсов Курильских островов.

В последние годы Правительство России всё больше уделяют внимания проблемам развития Дальнего Востока, в частности Курильских островов. Стратегическая задача органов власти заключается в превращении Курил в действительный форпост России в АТР с развитой экономикой, современной транспортной инфраструктурой, постоянным населением.

Однако, реализуемая в настоящее время государственная политика, направленная на поддержания экономического развития, в том числе реализация мероприятий в рамках Федеральных целевых программ, пока не дают значимых результатов. Важно отметить, что основной причиной является не только финансовые трудности, характерные для большинства регионов в современных условиях, но и организационные трудности.

Для решения как незавершенных задач, так и предстоящих проблем Курильских островов видится возможным федеральным властным структурам, а также региональным властям Сахалинской области, местным органам власти и бизнес сообществу совместными усилиями осуществить систематизированный по целям, срокам и ресурсам комплекс мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутова Т.В., Тамразян ДА., Ядоян В.О. Теоретические основые пространственной интеграции территории. В сборнике: Управление экономикой регионов: механизмы управления, формы и механизмы взаимодействия. Сборник материалов Международной конференции. Кишинев. 2013. с 114-119

2. Меламед И.И., Дягилев А.А., Авдеев М.А. Основные подходы к развитию Дальнего Востока и Прибайкалья / (научная монография); Междунар. центр развития регионов. Москва, 2010.

3. Шаповалова Е.А. Сравнительный анализ воспитания российской и японской молодежи по отношению к проблеме Южно-Курильских островов / Информационные войны. 2009. № 1. С. 89-93.

4. Курицын В.М. Проблема Курильских островов / История государства и права. 2010. № 13. С. 2-7.

5. Пушков К.Г. Ключевые направления государственной политики социально-экономического развития Курильских островов / Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 4 (20). С. 107-113.

6. Филобокова Л.Ю Подходы к социально-экономическому развитию природно-ресурсного, приграничного региона (на примере Курильского экономического района Сахалинской области) / Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2011. № 27. С. 1-8.

7. Шевченко А.Ш. Тихоокеанская Россия как субъект внутренней и внешней политики / Государственная служба. 2010. № 3. С. 67-74.

8. Ванюков Д.А. Курильские острова. - М.: Издательство «Книжный клуб Книговек », 2011 - 416 с.

Рецензент: Бутова Татьяна Витальевна к.э.н., заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".

Ragulina Uliya

«Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Neretina Anna

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Nefedova Ksenia

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: knefedova92@gmail .com

Udachin Nikita

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

The use of the program-target method in solving the problems of socio-economic development of the Kuril Islands

Abstract. Nowadays, the Russian Government pays much attention to the development of the Far East. So, the Ministry of the Russian Federation on the development of the Far East was established at the federal level in 2012. The main task of this Ministry is to coordinate the activities for the implementation of the government programs and federal target programs in the federal district . In the same year Russia's first Asia-Pacific Economic Cooperation forum was held on the island „Russkiy" in Vladivostok . In 2013, the Government of the Russian Federation approved the state program " Socio-economic development of the Far East and the Baikal region until 2025 ", which includes 12 subprogrammes and two federal target programs : the socio-economic development of the Far East and the Baikal region and socio-economic development of the Kuril Islands. In this context, it is worth to pay attention to the particular problem of socio-economic development of the Kuril Islands ( Sakhalin Region), which is strategically important territory of the Russian Federation in the Asia- Pacific region. In this article, the authors considered the socio-economic situation of the Kuril Islands, and identified the main barriers of the development of the region. In their research, the authors analyze the use of program-target method in solving of the actual problems of the islands. In conclusion, it is worth taking into consideration the main difficulties of the implementation of FTP on the territory of the Kuril Islands.

Keywords: socio-economic status; natural resource potential; development problems; program-target method; federal targeted programs; a strategic region; economic zone; finance; livelihoods; result.

Identification number of article 99EVN314

REFERENCES

1. Butova T.V., Tamrazjan D.A., Jadojan V.O. Teoreticheskie osnovye prostranstvennoj integracii territorii. V sbornike: Upravlenie ekonomikoj regionov: mehanizmy upravlenija, formy i mehanizmy vzaimodejstvija. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj konferencii. Kishinev. 2013. s 114-119

2. Melamed I.I., Djagilev A.A., Avdeev M.A. Osnovnye podhody k razvitiju Dal'nego Vostoka i Pribajkal'ja / (nauchnaja monografija); Mezhdunar. centr razvitija regionov. Moskva, 2010.

3. Shapovalova E.A. Sravnitel'nyj analiz vospitanija rossijskoj i japonskoj molodezhi po otnosheniju k probleme JUzhno-Kuril'skih ostrovov / Informacionnye vojny. 2009. № 1. S. 89-93.

4. Kuricyn V.M. Problema Kuril'skih ostrovov / Istorija gosudarstva i prava. 2010. № 13. S. 2-7.

5. Pushkov K.G. Kljuchevye napravlenija gosudarstvennoj politiki social'no-jekonomicheskogo razvitija Kuril'skih ostrovov / Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2012. № 4 (20). S. 107-113.

6. Filobokova L.U. Podhody k social'no-ekonomicheskomu razvitiju prirodno-resursnogo, prigranichnogo regiona (na primere Kuril'skogo ekonomicheskogo rajona Sahalinskoj oblasti) / Regional'naja jekonomika i upravlenie: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2011. № 27. S. 1-8.

7. Shevchenko A.Sh. Tihookeanskaja Rossija kak sub#ekt vnutrennej i vneshnej politiki / Gosudarstvennaja sluzhba. 2010. № 3. S. 67-74.

8. Vanjukov D.A. Kuril'skie ostrova. - M.: Izdatel'stvo «Knizhnyj klub Knigovek », 2011 - 416 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.