УДК 330.101(470.345) Бутылина Марина Павловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации
Пониматкина Людмила Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Butylina Marina Pavlovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics Department, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation
Ponimatkina Lyudmila Aleksandrovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics Department, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS OF CONSUMER COOPERATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Аннотация:
В работе рассмотрены преимущества потребительской кооперации, выявлены организационно-экономические проблемы развития потребительской кооперации в Республике Мордовии, обозначены направления их решения с учетом современного уровня социально-экономического развития региона. Сделан вывод о текучести кадров в системе Мордовского республиканского союза потребительских обществ, что обусловливает необходимость разработки мер, способствующих развитию мотивации работников потребительской кооперации.
Ключевые слова:
кооперация, потребительская кооперация, кооперационные связи, кооперативная форма, процесс кооперации, кооперирование, регион, Республика Мордовия, Мордовпотребсоюз.
Summary:
The article deals with the advantages of consumer cooperatives. The authors define organizational and economic problems of consumer cooperatives development in the region and discuss how to resolve them considering current socio-economic development of the region. It is concluded that there is a staff turnover in the Mordovia Republican Union of Consumer Societies, thus, it necessary to develop measures encouraging employees' motivation at consumer cooperatives.
Keywords:
cooperatives, consumer cooperatives, cooperative-ties, cooperative form, process of cooperation, cooperation, region, Republic of Mordovia, Mordovia Republican Union of Consumer Societies.
Неоднозначные подходы к оценке направлений развития потребительской кооперации в АПК обусловлены смысловой неоднородностью определения самой кооперации. В связи с этим считаем необходимым более глубокое осмысление становления потребительской кооперации, особенностей процессов, происходящих в объединениях такого рода, выявление организационно-экономических проблем функционирования и тенденций развития системы потребительской кооперации в АПК России и ее регионах.
Первоисточником нормативно-правовой базы развития кооперации в нашей стране является Конституция Российской Федерации, провозгласившая права каждого на объединение (ст. 30) и свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской (экономической) деятельности (ст. 34). Организационно-правовые аспекты создания и функционирования сельскохозяйственных кооперативов различного рода заложены в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» (1995) [1].
В настоящее время в организационно-функциональной структуре системы кооперации выделяются: кооперативные объединения по сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции; по производственному снабжению; по кредитованию, производственному обслуживанию; производственные кооперативы [2; 3].
В сферах агросервисного обслуживания, кредитования и потребительской кооперации еще в процессе реформирования агропромышленного комплекса поднимались проблемы создания экономически обоснованных кооперативов. Однако эффективное решение их до сих пор не наблюдается, несмотря на то, что создание потребительских кооперативов освобождает крестьянина от выполнения многих непроизводственных функций: ремонта техники, материально-технического снабжения, переработки сырья и т. д.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Масштабы производства в созданных таким путем кооперативах сказываются на эффективности переработки продукции, материально-техническом обслуживании, совершенствовании организационно-технического уровня. Важно при создании потребительских кооперативов сохранить принцип добровольности, объективной необходимости объединения усилий с целью повышения экономической эффективности деятельности всех хозяйствующих субъектов, участвующих в объединении. Успех любого кооператива при этом определяется ростом доходов его членов и улучшением их общего благосостояния.
Право собственности на землю и имущество при этом сохраняется, учредители оставляют за собой право юридической и экономической самостоятельности, а преимущества кооперативного предпринимательства способствуют выживанию в конкурентной среде рынка. Таким образом, взаимоэффективное и гибкое экономическое взаимодействие частной и общей систем позволяет наиболее полно использовать потенциальные возможности крестьянской деятельности.
Известный российский ученый И.Н. Буздалов отмечал, что общая существенная особенность сельскохозяйственной кооперации заключается в том, что исторически она преимущественно развивалась именно в «непроизводственных формах», то есть включала в себя сферы обслуживания индивидуальных сельских товаропроизводителей [4; 5]. Постепенно формировалась сложная система сельхозкооперации, приспосабливающая к особенностям своей деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства.
Преимущества потребительского кооператива заключаются в том, что, являясь их учредителями или членами, производители получают право перерабатывать свою продукцию (получать услуги) на договорных условиях, устанавливаемых при обоюдном согласии сторон, учитывая имеющиеся производственные возможности, а также привилегии самостоятельно распоряжаться полученными доходами, используя при этом преимущества налогообложения.
На практике оправдывают себя следующие варианты и формы вертикального кооперирования в сельском хозяйстве:
- специализированные однопрофильные потребительские кооперативы или ассоциации по переработке и реализации того или иного вида сельскохозяйственной продукции,
- многопрофильные потребительские кооперативы по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей в масштабах района (переработка, снабжение, сервисное обслуживание),
- ассоциации и кооперативные союзы различного профиля и уровня, представляющие и защищающие интересы первичных кооперативов.
Эффективность производства и в конечном итоге продуктивность аграрного сектора экономики в целом зависят от степени избавления товаропроизводителя от забот и трудностей, связанных со сбытом продукции и приобретением средств производства. Осуществление кооперативами операций на различных этапах движения произведенной ими продукции, а также при снабжении средствами производства существенно сокращает убытки и потери из-за неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и смежными отраслями экономики [6; 7].
Необходимость развития кооперационных связей в агропромышленном комплексе напрямую связана с особенностями развития производительных сил и производственных отношений в данной сфере. Эту особенность очень четко сформулировал еще Д.И. Менделеев: «...для современного сельского хозяйства должны считаться земля, капитал и труд, подразумевая под землей всю совокупность материала и сил природы, действующих независимо от воли людей. Капитал есть в известном смысле материализованная история людского труда». Исходя из сказанного, вся система построения и развития кооперационных связей должна строиться на основании эффективности использования указанных факторов.
Особая роль в развитии кооперативных взаимоотношений в АПК принадлежит рабочей силе. Сельское хозяйство для крестьян - это не только сфера производства, но и форма жизни. В среде населения, обладающего большей оседлостью и хорошо знакомого друг с другом, имеется наилучшая почва для кооперации. В такой среде люди не боятся жертвовать для своего кооператива не только имущественными средствами, но и своим досугом и трудом.
Особый уклад крестьянской жизни, а именно особенности психологии крестьян, определяет ограниченная мобильность их передвижения при смене вида деятельности или места проживания. Указанные факторы неизбежно приводят к необходимости совместной деятельности, даже при функционировании единоличных хозяйств, поскольку всегда существуют такие виды деятельности, которые экономически нецелесообразно или организационно невозможно осуществлять в одиночку или группой крестьян [8].
В годы реализации национального приоритетного проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Республике Мордовия на фоне общей стабилизации социально-экономической обстановки активизировалось развитие потребкооперации: было создано 4 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов [9].
В настоящее время членами Мордовского республиканского союза потребительских обществ (далее - Мордовпотребсоюз) являются: 6 райпо, 3 потребительских общества, 4 общества с ограниченной ответственностью.
Анализ численности работников Мордовпотребсоюза свидетельствует о снижении среднесписочной численности работников. Так, в 2011 г. она составляла 1 703 чел., в 2012 г. снизилась на 96 человек, или на 4,05 %, в 2013 г. - на 94 человека, или на 5,8 %, а в 2014 г. составила 1 408 человек, то есть снизилась на 8,5 % по сравнению с предыдущим годом.
На фоне тенденции снижения численности работников наблюдается незначительное повышение заработной платы: в 2013 г. - на 15 % по отношению к 2012 г., в 2014 г. - на 6 %. Средняя заработная плата по всей системе Мордовпотребсоюза за 2014 г. составляет 9 100 руб., что превышает уровень средней заработной платы по Республике Мордовия. Однако данный факт не сдерживает «утечку» рабочей силы из сферы потребкооперации.
Исследование структуры занятости работников Мордовпотребсоюза указывает на сосредоточение большей численности в торговле (в 2013 г. - 52,05 %, в 2014 г. - 51,7 %), незначительное количество человек работает в бытовом обслуживании - 0,3 % в 2013 г. и 0,5 % в 2014 г., а в сельскохозяйственном производстве в 2013 г. было занято всего лишь 0,02 %. За 2014 г. было принято 228 человек и выбыло 276 человек. Для сравнения: в 2013 г. - 247 и 273 соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод о текучести кадров в системе Мордовпотребсоюза, что обусловливает необходимость разработки мер, способствующих развитию мотивации работников потребительской кооперации.
Ссылки:
1. О сельскохозяйственной кооперации : федер. закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 // СЗ РФ / под общ. ред. Ю.Н. Власова. М., 1999. 750 с.
2. Асмус О.В. Эффективность вертикальной кооперации в АПК (на примере Ульяновской области) : дис. ... канд. экон. наук. Саранск, 2001. 205 с.
3. Бутылина М.П. Развитие кооперационных связей в системе регионального АПК : дис. ... канд. экон. наук. Саранск, 2006. 220 с.
4. См.: Асмус О.В. Указ. соч.
5. См.: Бутылина М.П. Указ. соч.
6. Асмус О.В. Указ. соч.
7. Бутылина М.П. Указ. соч.
8. Володин В.М. Производственная кооперация в сельском хозяйстве (теория, методология, опыт) : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2001. 308 с.
9. Имяреков С.М., Келейникова С.В. Проблемы реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственных сельскохозяйственных программ // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 1 (33). С. 105-113.