Научная статья на тему 'Совершенствование организационного механизма развития региональной сельскохозяйственной потребительской кооперации'

Совершенствование организационного механизма развития региональной сельскохозяйственной потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
377
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / REPUBLIC OF MORDOVIA / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / AGRICULTURAL COOPERATION / КООПЕРАТИВНАЯ СИСТЕМА / COOPERATIVE SYSTEM / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА / ORGANIZATIONAL MODEL OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVE / МОНИТОРИНГ КООПЕРАЦИИ / COOPERATION MONITORING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Копылова Елена Васильевна

Рассмотрены пути формирования потребительских кооперативов. Автором представлена организационная модель сельскохозяйственного потребительского кооператива на примере районов Республики Мордовия. Предлагается модель мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the organizational mechanism of regional agricultural consumer cooperation development

This article shows the ways of consumer cooperatives formation. The author presents the organizational model of agricultural consumer cooperative on the example of regions of the Republic of Mordovia. The model for monitoring of agricultural consumer cooperation in the region was proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационного механизма развития региональной сельскохозяйственной потребительской кооперации»

совершенствование организационного механизма развития региональной сельскохозяйственной

потребительской кооперации

_Аннотация

Рассмотрены пути формирования потребительских кооперативов. Автором представлена организационная модель сельскохозяйственного потребительского кооператива на примере районов Республики Мордовия. Предлагается модель мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе.

Ключевые слова: Республика Мордовия, сельскохозяйственная кооперация, кооперативная система, организационная модель сельскохозяйственного потребительского кооператива, мониторинг кооперации

Исследования научных трудов и процессов развития сельскохозяйственной кооперации в АПК России в настоящий период позволили выявить три пути формирования потребительских кооперативов в регионах:

1) по инициативе федеральных и региональных властей;

2) по личной инициативе товаропроизводителей;

3) по инициативе товаропроизводителей в сочетании с поддержкой властей и других организаций.

Пути формирования потребительских кооперативов

Административный путь (первый путь) формирования кооперативов происходил во многих регионах с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [8] по направлению поддержки малых форм хозяйствования, завершившийся в 2007 г. и преобразовавшийся в Госпрограмму «Развитие сельского хозяйства и регулирование

Копылова Елена Васильевна

ассистент кафедры

мировой экономики

и менеджмента,

Саранский

кооперативный

институт (филиал)

Российского

университета

кооперации

[email protected]

_как показал анализ

развития кооперации

Мордовия, формально _кооперативы

_но эффективно

—работают среди них _единицы.

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» [2]. В большинстве субъектов РФ были разработаны и утверждены программы создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в которых содержались общие показатели создания кооперативов, их видов и территориального размещения, финансовых ресурсов, в том числе бюджетных, привлекаемых для этих целей. Как показал анализ развития кооперации в Республике Мордовия, формально кооперативы были созданы, но эффективно работают среди них единицы, что подтверждает вывод о невысокой эффективности принудительного создания кооперативов. С теоретической точки зрения и согласно опыту стран с развитой кооперативной системой оптимальным является второй путь образования кооперативов, поскольку инициатива его будущих членов активизирует определение целей и задач, ответственность за результаты деятельности, повышает мотивацию участия в управлении делами кооператива и контроле. Это эволюционный путь, который требует формирования кооперативной культуры у сельских жителей и происходит постепенно в достаточно длительном периоде. Наиболее рациональным для нашей страны является третий путь, поскольку многие кооперативные традиции в нашем сельском хозяйстве были утрачены и их восстановление требует поддержки российских сельских тружеников на начальном периоде возрождения кооперации со стороны органов государственного и муниципального управления и других организаций.

Пилотные проекты

На наш взгляд, успешное развитие кооперации требует в каждом регионе определить два - три района, где должны быть разработаны и реализованы пилотные проекты по развитию сельскохозяйственной кооперации. Обеспечить подготовку и реализацию этих проектов в максимально короткие сроки необходимо за счет федеральных средств. Для получения эффективного результата требуется для этого пригласить лучшие научные и проектные организации. Пилотные проекты должны стать научной, учебной и экспериментально-производственной базой, на основе кото-

рой можно будет вырабатываться аграрная политика как на федеральном, так и на региональном уровне, что будет способствовать увеличению производства сельскохозяйственной продукции, развитию сельских территорий, стабилизации демографического состояния села с учетом российских особенностей и дифференцированного подхода к каждому субъекту РФ и муниципальному району. Необходимо создать многоуровневую кооперативную систему: первичные кооперативы (1 уровень), районные и межрайонные (2 уровень), региональные и межрегиональные (3 уровень), федеральные кооперативные формирования (4 уровень). Создание крупных кооперативных формирований, объединяющих производство, переработку, реализацию продукции, а также многопрофильное обслуживание, включая информационную и консультативную деятельность, обеспечивает устойчивую работу всей системы кооперации. Конкретные условия региона, характеризуемые степенью развития производства, профессионализмом и уровнем подготовленности кадров (поселенческого, районного, регионального и федерального уровней), определяют уровень, этапность и степень кооперации. В Республике Мордовия целесообразно создать трехуровневую систему сельскохозяйственной потребительской кооперации. Второй уровень должен объединять кооперативы 1-го уровня и может создаваться как на уровне района, так и на межрайонном уровне. Последний вариант объединения необходим на тех территориях, где количество кооперативов незначительно. Оценив пространственное размещение кооперативов в республике по данным статистики за 2011 г., предлагаем сформировать 8 кооперативов 2-го уровня, причем 1 районный и 7 межрайонных (см. таблицу 1) [7]. Основным критерием для группировки был взят норматив для организации саморегулируемых организаций (СРО) ревизионных союзов, который должен быть не менее 25 кооперативов.

Анализ Ардатовского муниципального района

Формирование модели районного кооператива в существующем состоянии сельскохозяйственной потребительской кооперации республики целесообразно в Ардатовском районе, который размещает-

...кооперативные традиции в нашем сельском хозяйстве были утрачены и их восстановление требует поддержки российских сельских тружеников.___

Таблица 1

Группировка муниципальных районов для создания сельскохозяйственных кооперативов 2-го уровня в Республике Мордовия

Номера и Всего В том числе:

наименование районов Единиц В % Снабжен- Перера- Кредит- Прочие

к ческо- батыва- ные

итогу сбытовые щие

1 Ардатовский, всего 31 12,1 30 0 0 1

19 Темниковский 3 1,2 3 0 0 0

20 Теньгушевский 13 5,1 12 1 0 0

7 Ельниковский 15 5,8 11 2 1 1

Всего 31 12,1 26 3 1 1

2 Атюрьевский 12 4,7 11 0 1 0

8 Зубово-Полянский 9 3,5 9 0 0 0

21 Торбеевский 9 3,5 8 0 1 0

Всего 30 11,7 28 0 2 0

3 Атяшевский 16 6,2 15 0 1 0

22 Чамзинский 11 4,3 10 1 0 0

4 Большеберезниковский 6 2,3 6 0 0 0

6 Дубенский 8 3,1 5 3 0 0

5 Большеигнатовский 19 7,4 19 0 0 0

10 Ичалковский 12 4,7 8 1 0 3

Всего 31 12,1 27 1 0 3

14 Краснослободский 7 2,7 6 1 0 0

12 Ковылкинский 10 3,9 7 0 1 2

11 Кадошкинский 1 0,4 1 0 0 0

9 Инсарский 10 3,9 9 0 1 0

Всего 28 10,9 23 1 2 2

17 Рузаевский 7 2,7 5 2 0 0

18 Старошайговский 22 8,6 12 8 0 2

13 Кочкуровский 4 1,6 2 1 0 1

15 Лямбирский 8 3,1 7 0 1 0

23 Октябрьский ГО Саранск 19 7,4 8 7 2 2

16 Ромодановский 5 1,9 5 0 0 0

Всего 36 14,0 22 8 3 3

Итого 257 100,0 209 27 9 12

ся в северо-восточной части Республики Мордовия. На севере он граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке и востоке - с Республикой

Чувашия, на юго-востоке - с Ульяновской областью, на юге и юго-западе - с Атяшевским муниципальным районом, на западе - с Ичалковским и Большеигнатовским муниципальными районами. Современная территория муниципального района составляет 1193 кв. км, в числе которой 72,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 29,5 га земель лесного фонда. В районе располагаются 2 городские и 54 сельских населенных пункта. Население по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 28,6 тыс. человек, из которых около 50% - сельское население, средняя плотность 24,0 человека / кв. км (в среднем по Республике Мордовия - 31,6 человека / кв. км) [4]. Среднемесячная заработная плата работников района в 2011 г. составила 9930,2 рубля, и увеличилась по сравнению с 2007 г. на 87,7%, однако она ниже среднереспубликанской на 30%.

Отраслевая структура экономики района характеризуется наличием трех ведущих отраслей: сельское хозяйство, промышленность, строительство. Сельское хозяйство специализируется на зерновом и молочно-мясном производстве и по состоянию на 01.01.2011 г. представлено 3 СХПК («Путь Ленина», «Воля», «Пиксясинский»), 14 обществами с ограниченной ответственностью (ООО МАПО «Ардатов»; ООО «Герефордресурс» -Ардатов, ООО Агрофирма «Мордовзерноресурс», ООО «Зерноресурс - молоко»), ЗАО «АгроАрдатов», ОАО Совхоз «Мордовский», 15 КФХ. Все перечисленные хозяйства района частной формы собственности. Кроме того, сельскохозяйственным производством занимаются 4,6 тыс. хозяйств населения. Развитие малого бизнеса в районе осуществляется на основе реализации Программы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства до 2011 г. и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2011 гг. по Ардатовскому муниципальному району, в рамках которой малыми формами хозяйствования привлекаются инвестиции и кредитные ресурсы. С 2009 г. в районе действует ООО «Центр-Бизнес А», осуществляющий деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием [4].

...должны быть разработаны

и реализованы_

пилотные проекты по развитию сельскохозяйственной кооперации

ВУ Зы и НИИ Республики Мордовия

ООО «Центр- бизнес А»

ГОУ СПО Ардатовский

аграрный техникум им. И.А. Пожарского

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

АККОР Республики Мордовия

Администрация Ардатовского муниципального района

Районный

СПК 2 уровня

.------1

МРФ ОАО «Россельхозбанк»

ДО МРФ ОАО «Россельхозбанк»

I Сельскохозяйственный I

потребительский! кредитный кооператив (СПКК)

Т

I._______,__J

СПоК «Большие Поляны»

Сельскскозяйсгьенные тоьаропроизьодигели

3 СХПК 14 ООО 15 КФХ 152 ИП 4,6 тыс. ЛПХ

Рис. 1. Организационная модель СПК 2 уровня Ардатовского района Республики Мордовия: ..............- необходимо создать

_пилотные проекты

_должны стать

_научной, учебной

_и экспериментально_производственной

_базой, на основе

_которой можно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

будет вырабатывать аграрную политику...

Таким образом, в районе существуют условия и состав организаций и физических лиц, заинтересованных в развитии сельскохозяйственной кооперации, при условии активного обучения и пропаганды ее возможностей и преимуществ. Организационная модель районного сельскохозяйственного потребительского кооператива Ардатовского района Республики Мордовия отражена на рисунке 1. В организационной модели районного сельскохозяйственного потребительского кооператива Ардатовского района особую роль должен играть районный информационно-консультационный центр.

Модель создания межрайонного сельскохозяйственного потребительского кооператива 2-го уровня

В качестве межрайонного сельскохозяйственного потребительского кооператива 2-го уровня рассмотрим модель создания на примере Большеигнатовского и Ичалковского районов, в которыгх в сумме также создан 31 кооператив. Большеигнатовский район находится в северовосточной части Республики Мордовия и зани-

мает 834,25 кв. км. В районе 13 сельских администраций, объединяющих 37 населенных пунктов. Численность населения на 01.01.2011 г. составляет 8228 человек, причем все население сельское. Среднемесячная заработная плата работников района в 2011 г. составили 9200,1 рубля и увеличились по сравнению с 2007 г. на 96,2%, однако она ниже среднереспубликанской на 34,2% [5]. Район сельскохозяйственного направления. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 51738 га, из них пашни - 33371 га, сенокосов - 290 га, пастбищ - 8667 га, залежь - 1235 га. Сельское хозяйство представлено предприятиями разных форм собственности: сельскохозяйственные кооперативы (4 ед.), общества с ограниченной ответственностью (5 ед.), в т.ч. Большеигнатовский филиал ООО « Агрофирма «Мордовзерноресурс», ООО «Герефордресурс», ООО «Игнатово, ООО «8-ое Марта», ООО Староселищенское», товарищество на вере (1 ед.), крестьянские (фермерские) хозяйства (19 ед.), личные подсобные хозяйства. Сельскохозяйственные организации района произвели в 2011 г. 31,6 тыс. тонн зерна, 300 тонн мяса скота и птицы на убой и 4,6 тыс. тонн молока, причем урожайность зерновых на 11%, а надой от одной коровы на 43% ниже среднереспубликанских. Ичалковский район расположен в северо-восточной части республики, граничит с Нижегородской областью, площадь территории - 1266 кв. км, одну треть которой занимает лесной массив. Всего населенных пунктов - 62, в них проживает 20,2 тыс. человек, из них трудоспособного населения - 47%, занятого в экономике - 38% от всей численности. Среднемесячная заработная плата работников района в 2011 г. составили 11351,4 рубля и увеличились по сравнению с 2007 г. на 88,8%, однако она ниже среднереспубликанской на 18,8%. Ичалковский район является аграрным. Агропромышленный комплекс представлен двумя основными сферами: сельскохозяйственным производством; предприятиями и организациями, занимающимися заготовкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции. В районе функционируют 4 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, в их числе ГУП РМ Мясокомбинат «Оброченский», ОАО «Сыродельный

в Республике_

Мордовия_

целесообразно

создать_

трехуровневую систему сельскохозяйственной _

потребительской кооперации____

региональная экономика » /

.в большинстве

регионов России,

_недостаточное

внимание органов _управления

_на региональном

—и муниципальном уровне развитию _кооперации

комбинат «Ичалковский», спиртзавод «Кемлянский» филиал ОАО Мордовспирт, хлебопекарное предприятие ООО «Пищевик». В отраслевой структуре пищевой и перерабатывающей промышленности мясная промышленность составляет 12,8%, молочная - 79,2%, хлебопекарная - 8%. Основные характеристики сельского хозяйства в 2011 г.: площадь сельхозугодий - 74,9 тыс. га, в том числе пашня - 53,5 тыс. га; обрабатываемая пашня - более 84%; валовой сбор зерна - 59,9 тыс. тонн, урожайность зерновых и зернобобовых культур - 30,2 ц/га (на 18% больше среднереспубликанского уровня; произведено 5,2 тыс. тонн мяса скота на убой (говядины - 17,2%, свинины - 82,8%) и 17,1 тыс. тонн молока [6].

Аграрная система образования и науки района представлена ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж», где готовят специалистов по 5 специальностям: агрономов, зоотехников, веттехников, механиков, бухгалтеров. Как видно по всей совокупности показателей, в рамках 2 районов может быть создан межрайонный сельскохозяйственный потребительский кооператив 2-го уровня (рис. 2) с местом дислокации в с. Ичалки или с. Кемля. Основным аргументом в пользу этих населенных пунктов является наличие в районе Кемлянского аграрного колледжа, й может служить базой для создания инфор-нно-консультационного центра. о следует отметить низкую активность Ичалковского сельского населения по созданию кооперативов: их в расчете на одну тысячу жителей всего 0,6, в то время как в Большеигнатовском районе - 2,4.

Организация мониторинга развития сельскохозяйственной кооперации

Как известно, большинство кооперативов сталкиваются с целым комплексом проблем, основная из которых, в большинстве регионов России, - недостаточное внимание органов управления на региональном и муниципальном уровне развитию кооперации, что объясняется и недостаточной информацией происходящих процессов кооперации. В настоящее время работающие кооперативы представляют в статистические органы небольшой круг данных о своей деятельности - не более 10 показателей.

Рис. 2. Организационная модель межрайонного СПК 2 уровня

в Республике Мордовия: ...................- необходимо создать

В Администрациях муниципальных районов сельскохозяйственные управления или службы практически не имеют полномочий и кадров для активной помощи кооператорам, что приводит к тому, что сельские жители, не имеющие знаний и опыта кооперации, так и остаются разобщенными в условиях жесткой рыночной конкуренции и отсутствии необходимой инфраструктуры. Восполнить недостаток информации возможно на основе организации в каждом районе и субъекте РФ мониторинга развития сельскохозяйственной кооперации. Ведущим принципом организации мониторинга является целенаправленность, который предполагает ориентацию на решение конкретных управленческих задач. Реализация этого принципа позволит не заниматься сбором и обработкой избыточной информации, создаст предпосылки для создания экономически эффективной системы. Системный подход к организации мониторинга предполагает рассмотрение кооперации как подсистемы более крупной системы и предусматривает исследование связей с другими территориальными звеньями. Системный подход предполагает также принцип

восполнить_

недостаток_

информации_

возможно на основе организации в каждом

районе и субъекте_

РФ мониторинга_

развития_

сельскохозяйственной кооперации_

региональная экономика _ Ш-

системный подход

_к организации

_мониторинга

_предполагает

_рассмотрение

кооперации как

—подсистемы более крупной системы...

комплексности, его обеспечение требует соблюдения ряда требований. Среди них:

- непрерывность наблюдения за объектами,

- четкая периодичность сбора информации о происходящих процессах,

- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,

- развитие системы мониторинга сельскохозяйственной кооперации в республике и ее муниципальных районах на основе совершенствования используемых методических инструментов и методов, а также технического оснащения;

- расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.

Правовое поле для организации системы мониторинга сформировано Законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации», согласно которому мониторинг осуществляется на базе создания единого информационного про-анства посредством интеграции информацион-ых ресурсов [3]. Законом определены общие задачи мониторинга, к числу основных из них можно ести:

- непрерывное наблюдение за состоянием экономической, социальной и финансовой сфер в регионах и получение оперативной информации о ней;

ий анализ на основе пространственно-временной координации информационных потоков стоянии объектов мониторинга, формируемых различными органами исполнительной власти и другими организациями всех форм собственности, участвующими в мониторинге;

- своевременное выявление изменений, происходящих в аграрной сфере региона, и причин, вызвавших их;

- выявление негативных тенденций, угрожающих территориальному или отраслевому развитию;

- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в аграрной сфере, с оценкой малых форм хозяйствования;

- оценка полноты реализации законов и других нормативных правовых актов по отношению к малым формам хозяйствования и их кооперации;

- оценка эффективности методов, организационных структур и процессов управления сельскохозяйственной кооперацией применительно к государственным органам власти и управления, органам

местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности;

- выработка предложений по комплексу мероприятий, направленных на устранение негативных тенденций и явлений, а также по участию органов власти всех уровней в оказании всемерной помощи развитию кооперации.

Основные цели мониторинга процессов и результатов кооперации:

- формирование ключевых индикаторов о состоянии развития малых форм хозяйствования и кооперации;

- диагностика негативных процессов; связанных с неблагополучием в отдельных сегментах аграрной экономики;

- выработка сценариев развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и включения в нее большинства крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения;

- долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития кооперации субъектов РФ и отдельных районов;

- совершенствование системы управления процессами кооперации.

Задачи мониторинга процессов кооперации:

- получение достоверной и объективной информации о протекании на территории процессов развития сельскохозяйственной кооперации;

- интерпретация полученной информации, выявление позитивных и негативных тенденций кооперирования, проблем и причин, вызвавших тот или иной характер протекания процессов кооперации;

- обеспечение информацией, полученной при осуществлении мониторинга, заинтересованных органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан в установленном порядке;

- разработка рекомендаций преодоления негативных и поддержания позитивных тенденций и доведение их до соответствующих органов власти.

На рисунке 3 отражена модель мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе.

Модель мониторинга сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе включает четыре блока элементов:

обработка_

информации_

предполагает_

выявление проблем,

формирование_

требований_

к системе развития кооперации, которая детализирует или, наоборот, укрупняет данные_

региональная экономика

Рис. 3. Модель системы мониторинга сельскохозяйственной потребительской

кооперации в регионе

Первый блок представляет источники информации развития кооперации, включает данные внешней и внутренней среды. Определяются основные объекты, предоставляющие информацию о состоянии сельскохозяйственных потребительских кооперативов и внешней среды кооперативной системы.

Второй блок - центральный, представляющий систему поддержки (или координации) сельскохозяйственной кооперации, которая может быть представлена кооперативами 2 и 3-го уровней или специализированными центрами, в рамках системы формируется структура сбора и анализа источников информации по направлениям мониторинга, которые составляют следующий блок модели. В третий блок модели включены основные 20 направлений аналитической деятельности, которые служат основанием группировки данных мониторинга. Четвертый блок представляет собой систему принятия решений системой управления или поддержки сельскохозяйственной кооперации и приводит в целостную систему, полученную в процессе мониторинга информацию, взятую из внешних и внутренних источников местного самоуправления. Обработка информации предполагает выявление проблем, формирование требований к системе развития кооперации, которая детализирует или, наоборот, укрупняет данные.

Вывод

Решение проблем внедрения мониторинга в деятельность по развитию кооперации и в целом сельских территорий невозможно без специальной подготовки руководителей и специалистов в администрациях муниципальных образований, широкой разъяснительной работы сельского населения и всех сельских товаропроизводителей по основам и преимуществам кооперации. Для реализации целей и задач мониторинга в местном самоуправлении необходимо в администрациях создание информационно-аналитических отделов, в функции которого входит сбор, обобщение и анализ всей информации, необходимой для нужд социально-экономического развития управления муниципальным образованием. Кроме того, в соответствии с программами развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в субъектах РФ необходимо создание активно действующих информационно-консультационных центров.

Литература

1. Белоусов А.В. Основы информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе: Учеб.пособие. - Воронеж: ВГАУ, 2005. - 284 с.

для реализации целей и задач мониторинга

в местном_

самоуправлении_

необходимо_

в администрациях создание

информационно-_

аналитических отделов...

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/145.html.

3. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/6134.

4. Официальный сайт Ардатовского муниципального района: http://ardatov.e-mordovia.ru/.

5. Официальный сайт Большеигнатовского района: http://bignatovo.e-mordovia.ru/.

6. Официальный сайт Ичалковского муниципального района: http://ichalki.e-mordovia.ru/.

7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// agro.e-mordovia.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Развитие АПК: Приоритетный национальный проект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rost.ru/projects/agriculture/agriculture_main.html.

9. Черникова С.А. Состояние и перспективы развития управленческого учета на предприятиях агропромышленного комплекса // Российское предпринимательство. — 2011. — № 2 Вып. 1 (177). — c. 59-64.

— http://www.creativeconomy.ru/articles/11349/.

Elena V. Kopylova

Assistant Lecturer ofWorld Economy and Management Department, Saransk cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation

Improvement of the organizational mechanism of regional agricultural consumer cooperation development

_Abstract

This article shows the ways of consumer cooperatives formation. The author presents the organizational model of agricultural consumer cooperative on the example of regions of the Republic of Mordovia. The model for monitoring of agricultural consumer cooperation in the region was proposed.

Key words: Republic Of Mordovia, agricultural cooperation, cooperative system, organizational model of agricultural consumer cooperative, cooperation monitoring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.