Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гармонова Диана Александровна

Образовательные комплексы в последние годы стали новой организационной формой, интегрирующей образовательные учреждения разных уровней в единый субъект. В статье рассмотрены результаты пилотных проектов создания образовательных комплексов в г. Москва. Положительные эффекты заключаются в повышении качества обучения, превышении средней заработной платы педагогических работников данных учебных заведений по сравнению с региональными нормативами, рост мотивации сотрудников, расширение возможностей развития кадрового потенциала. Негативные моменты связаны с барьерами организационно-институционального характера, которые преодолеваются в процессе отработки технологий взаимодействия интегрированных подразделений, совершенствования нормативно-законодательной базы, информационно-разъяснительной деятельности. Сделаны выводы о перспективах развития сети образовательных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS AND THE EFFECTS OF THE FUNCTIONING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CITY OF MOSCOW

In recent years, educational institutions have become a new organizational form that integrates educational institutions of different levels into a single entity. The article discusses the results of pilot projects for the creation of educational institutions in Moscow. The positive effects are in improving the quality of teaching, an excess of the average salary of teachers in these educational institutions in comparison with regional standards, an increase in employee motivation, expanding opportunities for staff development. Negative aspects are associated with organizational and institutional barriers, which are overcome during the setup process technologies of interaction of integrated divisions, improving the regulatory and legislative framework, and information and explanatory activities. Conclusions are made about the prospects for the development of a network of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Организационно- экономические проблемы и эффекты функционирования образовательных комплексов в городе Москве

Гармонова Диана Александровна,

аспирант кафедры экономики и менеджмента, Институт экономики и права, Московский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Образовательные комплексы в последние годы стали новой организационной формой, интегрирующей образовательные учреждения разных уровней в единый субъект. В статье рассмотрены результаты пилотных проектов создания образовательных комплексов в г. Москва. Положительные эффекты заключаются в повышении качества обучения, превышении средней заработной платы педагогических работников данных учебных заведений по сравнению с региональными нормативами, рост мотивации сотрудников, расширение возможностей развития кадрового потенциала. Негативные моменты связаны с барьерами организационно-институционального характера, которые преодолеваются в процессе отработки технологий взаимодействия интегрированных подразделений, совершенствования нормативно-законодательной базы, информационно-разъяснительной деятельности. Сделаны выводы о перспективах развития сети образовательных комплексов.

Ключевые слова: образовательные комплексы, педагогические работники, средняя заработная плата, мотивация сотрудников, качество образования.

LO S Ое

см о см

Впервые идея о создании образовательных комплексов как «комплексного развития сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья» [1] была публично представлена в 2012 году при подведении итогов конкурса «Учитель года России», а дальнейшая ее реализация началась в рамках программы «Развитие образования Москвы («Столичное образование»)» (2012-2018 гг.). Образовательные комплексы - это новые для российской системы образования организационные формы, обеспечивающие высокую степень интеграции разных уровней образования - от дошкольного до высшего объединения (детских садов, школ и коллежей, а иногда и высших учебных заведений). Организационные взаимосвязи образовательных организаций касаются большого количества аспектов по перераспределению ресурсов внутри комплекса -материально-технических и кадровых, важнейшими среди них являются вопросы регулирования оплаты труда педагогических работников.

Одним из преимуществ образовательных комплексов называют возможность создания таких педагогических коллективов, которые обладают потенциалом создания и распространения передовых педагогических практик и развития образовательных технологий [13, с. 11]. Однако это сопряжено с решением сложной и противоречивой задачи организации оплаты труда и выравнивания уровней заработной платы работников всех структурных элементов образовательных комплексов.

В стране единовременно действуют несколько систем оплаты труда: на основе профессионально-квалификационных групп (в большинстве субъектов РФ), на основе фактически отработанных человеко-часов, на основе должностного оклада за все виды деятельности педагога. В то же время, в соответствии с указом президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна быть доведена до уровня средней заработной платы в соответствующем регионе. Начиная с 2012 года, данное соотношение стало значимым критерием оценки эффективности региональных систем образования [8]. При этом каждый регион самостоятельно определяет список стимулирующих выплат, устанавливает долю базового оклада в структуре зарплаты, руководствуясь сложно выполнимой рекомендацией Министерства про-

свещения Российской Федерации о поддержании соотношения 70/30 (70% -гарантированная часть оплаты, базовая её часть и 30% - это стимулирующие выплаты) для соответствия общестраново-му нормативу. Возникает противоречие - одновременно с принципом «оплата по результатам» и ориентацией на результативность действует шкала соответствия среднему уровню заработной платы в регионе [8].

Для педагогических работников детских образовательных учреждений (дошкольных, школ, учреждений дополнительного образования детей), а также для педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования (училищ, колледжей и др.) размер оклада устанавливается при тарификации в начале учебного года (месячная заработная плата соответственно числу часов учебной нагрузки) [3].

Данные Росстата [2] свидетельствуют о том, что в 2018 году средняя заработная плата педагогов по стране выросла на 10% по сравнению с 2017 годом (за предыдущие 5 лет это самый ощутимый рост). Однако даже этого роста недостаточно: зарплата всех работников по совокупности организаций в целом по стране выросла на 12% за аналогичный период. К тому же регионы показывают разную динамику: только в 20 субъектах присутствует указанный рост зарплат педагогов на 10% и выше, а в десятке субъектов рост зарплат почти неощутим (0-3%). Уникальная ситуация в Республике Ингушетия, где средние зарплаты педагогов не увеличиваются на протяжении последних 5 лет. В 17 регионах рост зарплат за 2018 год не превышает официальный уровень инфляции. На общем фоне выделяется Москва, где зарплаты педагогов стабильно росли на 10-20% в год. Отчасти этот рост эксперты связывают именно с формированием образовательных комплексов, поскольку в них есть большие возможности для реализации преподавателей (ротация кадров внутри образовательного комплекса и занятость сотрудников в разных образовательных программах, возможность получать больше выплат).

Рассмотрим динамику заработных плат за период с 2015 по 2019 года, на примере одного из образовательных комплексов г. Москвы (рис. 1).

67327,75 |

103812,75 73665 ^^^^^

Рис. 1. Динамика средней заработной платы педагогических работников образовательного комплекса, руб. [сост. авт.]

Из рисунка видно, что средняя заработная плата в данном образовательном учреждении увели-

чивается ежегодно. При чем, если сравнить эти показатели с данными Управления Федеральной службы государственной статистики по городу Москве [3] по средней заработной плате за этот же период в целом в этом регионе, что темпы роста заработной платы педагогов превышают аналогичный уровень в реальном секторе экономики (см. рис. 2, 3).

100 000 90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

Рис. 2. Средняя заработная плата в целом по г. Москва, руб. [сост. авт.]

Средняя, Образовательный

Средняя, г. Москва

Рис. 3. Сравнительная динамика заработной платы, руб. [сост. авт.]

Из графика видно, что, начиная с 2015 года, динамика средней заработной платы в образовательном комплексе опережает динамику средней заработной платы по г. Москва, что также можно отнести к положительным эффектам образовательных комплексов.

Сравнение показателей изменения заработной платы педагогического персонала на примере одного из образовательных комплексов показало, что за приведённый период выросла заработная плата, что позволило обеспечить уровень выше средней заработной платы по Москве.

В разрезе представленных данных интересен вопрос о численности сотрудников образовательных организаций до объединения учебных заведений в комплекс и после. Данные для сравнения будут взяты да 2013 год, когда был только начат процесс объединения, за 2016 год, когда все юридические моменты с объединением в комплекс уже были завершены и за 2019 год, когда образовательный комплекс уже проработал достаточное количество времени для того, чтобы уже все внутренние процессы, связанные с интеграцией учебных заведений, были также завершены (рис. 4).

Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что количество педагогических работ-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

94011

64 280

80000

60000

52878,3

40000

20000

2015

2016

2017

2018

2019

ников, с момента существования нескольких учебных заведений и до периода стабильной работы образовательного комплекса в общей сложности увеличилось. Следовательно, создание интеграционных объединений нескольких учебных заведений, разного уровня от дошкольного образования до высшего образования создаёт также и дополнительные рабочие места для граждан Российской Федерации. Это так же можно по мнению автора оценить как положительный эффект от создания образовательных комплексов.

Количество педагогических работников, чел

700 600 500 400

в

СМ

л

Рис. 4. Сравнительное количество педагогических работников в образовательном комплексе, руб. [сост. авт.]

Данная статистика позволяет сделать вывод о выполнении не менее двух из восьми приоритетов, которые были озвучены в ходе обсуждения идеи образовательных комплексов:

- возможность создания сильных педагогических коллективов, способных транслировать лучшие педагогические практики, развивать внутри образовательной организации педагогическое мастерство;

- экономическая эффективность процессов, которая выражается в рациональном использовании финансовых средств, позволяющем рассматривать образование как непрерывную управляемую систему на принципах оптимальности в принятии экономических решений в вопросах формирования кадрового потенциала (полноценная нагрузка учителя, возможность профессионального сотрудничества), создания единой материально-технической базы; Таким образом, при все сложностях создание

образовательных комплексов даёт скорее положительный эффект, выраженный в повышении оплаты труда педагогическим работникам, даёт возможность руководству образовательных комплексов развивать кадровый потенциал. Также создаёт дополнительные рабочие места в субъекте Российской Федерации, где создается образовывается образовательный комплекс как интеграционное объединение разных ступеней образования от дошкольного до высшего образования. Это, в свою очередь, позволяет образовательному учреждению предлагать обучающимся более качественное обучение за счет мотивации педагогических работников на развитие и применение новых практик.

Образовательные комплексы очень распространены в крупных городах Российской Федерации, однако по-прежнему значительное количество образовательных учреждений разного уровня продолжают сохранять самостоятельность, поэтому необходимо продолжение исследования в части выявления возможностей и ограничений применения такой формы организации.

Литература

1. Государственная программа «Столичное образование» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https:// rosstat.gov.ru/

3. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://mosstat.gks.ru/

4. Абасов З.А. Инновация в образовании и синергетика / З.А. Абасов // Alma mater. - 2017. -№ 4. - С. 3-12.

5. Введение новой системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях [Электронный ресурс]. URL: http://old.duma. tomsk.ru/page/15472/

6. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование» / Е.В. Воронина. - Москва: 5 за знания, 2018. - 368 с

7. Дьяченко В.К. Основные направления развития образования в современном мире/ В.К. Дьяченко. - Москва: Школьные технологии, 2015. - 512 с.

8. Лихошерстных М., Шадрина Н. «Как варить суп, что бы получился борщ»: разбираемся с оплатой труда педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/7/12/ analitycs/8471- kak_varit_sup_chtoby_ poluchilsya_borsch_razbiraemsya_s_oplatoy_ truda_pedagogov

9. Мироненко Ю.Д. Модели 1-го Московского Образовательного Комплекса / Ю.Д. Мироненко, Е.В. Максимова, Т.А. Артюхина, Т.А. Сергеева // Учительская газета. Москва. - 2017. - № 8 (10661). - С. 10-11.

10. Мироненко Ю.Д. Первый Московский Образовательный Комплекс - вклад в развитие московской системы образования: статья /Ю.Д. Мироненко, Е.В. Максимова, Т.А. Сергеева // Тет-а-тет с властью. - 2016. - № 11. - С. 12-13.

11. Сергей Собянин: средняя зарплата учителей в Москве достигла 114 тысяч рублей [Электронный ресурс]. URL: https:// esquire.ru/articles/120772-sergey-sobyanin-srednyaya -zar plata- uchiteley-v-moskve-dostigla-114-tysyach-rubley/

701

667

12. Средняя заработная плата в Москве 2018 год [Электронный ресурс]. URL: https://j.etagi.com/ ps/srednyaya-zarplata-v-moskve/

13. Чернобай Е.В. Крупные образовательные комплексы столицы как новые возможности для достижения новых образовательных результатов / Е.В. Чернобай // Учительская газета. Москва. - 2013. - № 7. - С. 11-12.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS AND THE EFFECTS OF THE FUNCTIONING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CITY OF MOSCOW

Garmonova D.A.

Moscow State Pedagogical University

In recent years, educational institutions have become a new organizational form that integrates educational institutions of different levels into a single entity. The article discusses the results of pilot projects for the creation of educational institutions in Moscow. The positive effects are in improving the quality of teaching, an excess of the average salary of teachers in these educational institutions in comparison with regional standards, an increase in employee motivation, expanding opportunities for staff development. Negative aspects are associated with organizational and institutional barriers, which are overcome during the setup process technologies of interaction of integrated divisions, improving the regulatory and legislative framework, and information and explanatory activities. Conclusions are made about the prospects for the development of a network of educational institutions.

Keywords: educational institutions, teaching staff, average salary, employee motivation, quality of teaching.

References

1. State program "Capital education" [Electronic resource]. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/

2. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/

3. Office of the Federal State Statistics Service for Moscow and the Moscow Region. [Electronic resource]. URL: https://moss-tat.gks.ru/

4. Abasov Z.A. Innovation in education and synergetics / Z.A. Abasov // Alma mater. - 2017. - No. 4. - P. 3-12.

5. Introduction of a new system of remuneration in state and municipal institutions [Electronic resource]. URL: http://old.duma. tomsk.ru/page/15472/

6. Voronina E.V. An innovative project of an educational institution: Experience in describing innovative school projects for participation in the Priority National Project "Education" / E.V. Vo-ronin. - Moscow: 5 for knowledge, 2018. - 368 s

7. Dyachenko V.K. The main directions of development of education in the modern world / V.K. Dyachenko. - Moscow: School technologies, 2015. - 512 p.

8. Likhosherstnykh M., Shadrina N. "How to cook soup to make borscht": we deal with teachers' salaries [Electronic resource]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/7/12/anali-tycs/8471 -kak_varit_sup_chtoby_poluchilsya_borsch_razbi-raemsya_s_oplatoy_truda_pedagogov

9. Mironenko Yu.D. Models of the 1st Moscow Educational Complex / Yu.D. Mironenko, E.V. Maksimova, T.A. Artyukhina, T.A. Sergeeva // Teachers' newspaper. Moscow. - 2017. - No. 8 (10661). - S.10-11.

10. Mironenko Yu.D. The First Moscow Educational Complex -a contribution to the development of the Moscow education system: article / Yu.D. Mironenko, E.V. Maksimova, T.A. Sergeeva // Tête-à-tête with power. - 2016. - No. 11. - S.12-13.

11. Sergei Sobyanin: the average salary of teachers in Moscow has reached 114 thousand rubles [Electronic resource]. URL: https://esquire.ru/articles/120772-sergey-sobyanin-srednyaya-zarplata-uchiteley-v-moskve-dostigla-114-tysyach-rubley/

12. Average salary in Moscow in 2018 [Electronic resource]. URL: https://j.etagi.com/ps/srednyaya-zarplata-v-moskve/

13. Chernobay E.V. Large educational complexes of the capital as new opportunities for achieving new educational results / E.V. Chernobay // Teachers' newspaper. Moscow. - 2013. - No. 7. - C. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.