Научная статья на тему 'Организационно-экономические преобразования на потребительском рынке Москвы'

Организационно-экономические преобразования на потребительском рынке Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC REFORMS / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ / MEETING CONSUMER DEMANDS / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ. / STAFF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева С. И.

В статье рассмотрена взаимосвязь экономических преобразований с потребностями населения. Представлена система совершенствования и развития инфраструктуры потребительского рынка с обеспечением ее квалифицированными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes interconnection of economic reforms and consumer demands. It features a system of improvement and development of consumer market infrastructure and its provision with highly qualified personnel.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические преобразования на потребительском рынке Москвы»

Список литературы

1. Общественное питание сегодня: теория и практика / под общей ред. В. И. Малышкова. - М. : ООО «Дом печати «Столичный бизнес», 2007.

2. Общественное питание: состояние и перспективы развития / под общей ред. В. И. Малышкова. - М. : ООО «Дом печати «Столичный бизнес», 2007.

3. www.mos-pit.ru

Д-р экон. наук С. И. Королева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ

В статье рассмотрена взаимосвязь экономических преобразований с потребностями населения. Представлена система совершенствования и развития инфраструктуры потребительского рынка с обеспечением ее квалифицированными кадрами.

Ключевые слова: экономические преобразования, удовлетворение потребностей населения, повышение квалификации кадров.

За последние почти два десятилетия Россия прошла путь, который можно оценивать по-разному, но то, что он был значимый в истории государства, ясно всем.

Демонтаж планово-распределительной системы одновременно с распадом межреспубликанских экономических связей и изменением роли государства, и прежде всего государственного бюджета, привели к резкому сокращению государственных инвестиций и государственного заказа, быстрому изменению масштабов и структуры спроса. В то же время предложение товаров и услуг, определяемое возможностями технологической модернизации экономики, накопленными производственными мощностями, подлежало тяжелой и длительной реструктуризации. В резко возрастающей степени оно реализовывалось за счет импорта, подавляющего менее конкурентоспособное отечественное производство.

Переход к рыночному механизму хозяйствования потребовал качественно новой системы управления как на макро-, так и на микро-

уровне. Современная концепция управления состоит в рациональном сочетании государственного регулирования основных народно-хозяйственных, межотраслевых, отраслевых, межрегиональных пропорций с широкой самостоятельностью и ответственностью предприятий, удовлетворяющих потребности в товарах и услугах.

Теснейшим образом с реформированием экономики в целом связаны изменения, происходящие в торговле. При этом надо учитывать, что именно с торговли начались такие процессы, как возрождение предпринимательства, формирование свободы хозяйствования, приватизация предприятий. За истекшие годы реформ в управлении торговыми процессами произошли огромные структурные сдвиги, которые также нельзя оценить однозначно.

Экономические преобразования, проводимые в стране и направленные на формирование рыночной модели экономического развития, актуализировали необходимость оценки накопившегося опыта реформирования экономики, определения и обоснования направлений и методов формирования потребительского рынка, опираясь при этом на теорию функционирования рыночного хозяйства и общую ориентацию на создание условий, обеспечивающих эффективное удовлетворение потребностей населения в потребительских товарах.

В торговле, являющейся важнейшей сферой жизнедеятельности населения, первый этап рыночных реформ привел к упразднению прежних управленческих структур и созданию приватизированных предприятий.

Адаптационный период к рыночным реформам проходил неодинаково для крупных, средних и малых торговых предприятий. Крупные торговые предприятия после акционирования смогли выжить самостоятельно, а для эффективной работы малого предприятия необходима структура с функциями стратегического развития, помогающего ему найти свою нишу в рыночной экономике.

Особенностью переходного периода является перемещение рыночной торговли из стационарных предприятий на рынки - в палатки, павильоны, ларьки, т. е. распространение примитивных форм торгового обслуживания. Субъекты торговли на рынках в силу минимальных расходов на оборудование и аренду площадей имеют возможность продавать товары по более низким ценам, чем стационарные предприятия, решая важные социально-экономические задачи и обеспечивая свыше 50% населения продуктами питания по ценам на 15-20% более низким, чем в магазинах. Однако реализуемый на рынках товар не всегда гарантирует соответствующее качество.

Было разрушено оптовое звено, которое в результате раздробленности и разобщенности перестало оказывать существенное воздействие

на формирование цивилизованного потребительского рынка. В связи с нарушением логистики товародвижения у приватизированных предприятий возникают большие трудности в обеспечении товарами. Место старых оптовых структур уверенно заняли многочисленные торговые посредники, работающие индивидуально на оптово-розничных рынках.

Выход из создавшегося положения видится в создании крупной распределительной сети по западному образцу, что позволит избавиться от посредников, непомерно накручивающих цены.

Из всех задач, которые решали реформы в процессе приватизации, во главу угла ставилась лишь одна - появление собственника. При этом никто не учитывал, есть ли у него оборотные средства и средства для инвестиций, станет ли он эффективным предпринимателем. Это одна из причин, снизивших эффективность современной экономической реформы.

Анализ работы приватизированных розничных торговых предприятий показал, что сама по себе смена формы собственности не приводит к созданию дополнительных стимулов повышения производительности труда. Главное и самое трудное - найти наиболее действенные формы организации и управления, накопить менеджерский опыт работы в рыночных условиях, отобрать и воспитать способный персонал.

Превращение предприятия из централизованно управляемого в реального субъекта предпринимательской деятельности - задача огромной важности и чрезвычайной сложности.

Потребительский рынок Москвы функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства, основной задачей которого является создание условий для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, обеспечения качества и безопасности их представления, облегчения доступа к товарам и услугам для всех социальных групп населения столицы.

Крупные компании предоставляют своим клиентам персональные электронные карточки для последующего приобретения товаров со скидкой. В большинстве супермаркетов открываются аптеки, почтовые отделения, кафетерии, книжные и газетные киоски. Таким образом, на практике реализуется политика унификации и диверсификации деятельности на потребительском рынке.

Опыт развития предприятий потребительского рынка, защита прав потребителей, интересов отечественных и иностранных компаний, дальнейшее развитие малого бизнеса в сфере торговли, питания и услуг показывают необходимость выбора ориентиров и создания приоритетов дальнейшего поступательного развития отрасли.

Основными приоритетными направлениями развития потребительского рынка и услуг на перспективный период являются повыше-

ние территориальной и ценовой доступности товаров и услуг, а также совершенствование инфраструктуры потребительского рынка с обеспечением ее квалифицированными кадрами.

Практика проведения экономических реформ показала исключительно важную роль управленческих и финансовых кадров, подготовленных к работе в условиях рыночной экономики.

Нестабильность экономической ситуации и кризисные явления в значительной степени объясняются отсутствием достаточного числа квалифицированных руководителей и специалистов, равно как и недостатками в их целевой подготовке по экономике и организации управления.

Дефицит квалифицированных кадров очевиден как среди действующих и потенциальных руководителей, специалистов и предпринимателей, так и среди лиц, осуществляющих управленческие функции на уровне префектур и муниципальных округов города.

Имеющийся кадровый и методический потенциал в сфере подготовки специалистов по управлению, экономике и финансам разобщен, ощущается недостаток специальных практически ориентированных учебных программ, способных предоставить адекватные знания специалистам-практикам.

Решение проблемы подготовки управленческих и финансовых кадров в условиях реформируемой экономики может быть достигнуто за счет концентрации усилий городских органов управления, неправительственных организаций, образовательных учреждений, предприятий, кредитно-финансовых и общественных организаций.

Москва за годы экономических реформ быстро приобрела рыночную ориентацию, что значительно ускорило ее развитие, выразившееся в значительном увеличении доли столицы в экономическом потенциале страны.

Список литературы

1. Клепач А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике // Вопросы экономики. - 2004. - № 8.

2. Кузнецова О. В., Кузнецова А. В., Туровский Р. Ф., Четверикова А. С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. - 2-е изд. - М. : ЛКИ, 2009.

3. www.mos-pit.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.