ББК 65.292.342:65.046.12
П. С. Тарасов, Д. Ю. Маркарян
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
На современном этапе развития экономики и с учетом новых рыночных условий все более увеличиваются интерес и потребность в исследовании теоретических основ рыночного механизма эффективного использования ресурсов организаций и, как следствие, возможность нахождения вариативности использования имеющихся организационно-правовых форм и видов предпринимательской деятельности для функционирования предприятий и организаций. Субъекты экономической деятельности в РФ, благодаря рыночным реформам, приобрели право распоряжаться находящимися в их собственности ресурсами. Действие механизма рыночных отношений явственней всего проявляется на уровне региональных комплексов и системы межрегиональных отношений, возникающих по поводу производства и реализации товаров (услуг) в одной стране или правовом пространстве нескольких стран. Экономическая ситуация и рыночные условия, в которых приходится работать предприятиям, в настоящее время изменились настолько, что задача выживания организации требует безотлагательного проведения структурной перестройки предприятия, основанной на специфических рыночных и технологических решениях, что и обусловливает актуальность наших исследований. Важной составляющей политики в области создания конкурентной среды должно стать образование конкурентоспособных хозяйственных структур за счет объединения более слабых предприятий в жизнеспособные корпорации.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) являются корпоративными образованиями, создание которых позволяет решить самую большую проблему стабилизации, а затем и развития - привлечение инвестиций. Финансово-промышленная группа - это горизонтально-интегрированная корпоративная структура. Финансово-промышленные группы являются лишь одним из инструментов установления (или восстановления) интеграционных связей в российской экономике. Помимо ФПГ, можно указать по крайней мере ещё три формы интеграции: холдинги, финансово-промышленные конгломераты и так называемые «контрактные группы». Чистые холдинги -объединения с прозрачной структурой собственности и соответствующей ей системой управления - характерны в настоящее время в основном для сырьевых отраслей, а также для отрасли связи и телекоммуникаций. Финансово-промышленные конгломераты появлялись, как правило, в результате участия банков в процессе приватизации государственной собственности. Основные этапы формирования финансово-промышленных конгломератов - ваучерная приватизация и залоговые аукционы. Финансово-промышленные конгломераты отличаются принципиальной размытостью и непрозрачностью структуры собственности и неформализованностью систем управления. Единство финансово-промышленного конгломерата обеспечивается в большинстве случаев существованием единой группы лидеров, объединяющих в себе функции собственников и высших менеджеров. Еще один механизм обеспечения интеграции - контроль главного банка конгломерата над остальными его членами. Среди путей формирования устойчивых «контрактных групп» необходимо указать на заключение соглашений между предприятиями, объединенными технологической цепочкой (ТЦ), об использовании внутри группы тех или иных денежных суррогатов (например, векселей), а также давальческие (толлинговые) схемы поставки сырья. Особенностью ФПГ по сравнению с другими механизмами интеграционных процессов является декларированная поддержка государства, другие формы объединений предприятий возникали либо вопреки проводимой государством политике, либо вне системы поддержки со стороны регулирующих органов [1].
Финансово-промышленная группа - это зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных учреждений, объединение материальных ресурсов и капитала которых проведено на условиях Положения о финансовопромышленных группах и порядке их создания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 707. Специфические признаки ФПГ:
- целенаправленная концентрация ресурсов;
— перекрестное владение акциями;
— привлечение долгосрочных инвестиций;
— совместная организация маркетинга;
— высокая степень управленческой автономии при совместном решении крупных проблем.
В основу формирования ФПГ положены принципы:
— технологической интеграции отдельных предприятий на условиях создания единой ТЦ с выходом готовой продукции (горизонтальная интеграция);
— добровольности вхождения предприятий в ФПК и конкурентного отбора (при необходимости) по критерию технологической ценности;
— примата ориентации на формирование спроса и удовлетворение потребностей покупателей;
— сопряженности мощностей предприятий-участников;
— перестройки отношений собственности на принципах долевого участия;
— неразрывности функций управления в противовес функциональной специализации;
— планомерного характера перехода от организационных структур управления «вверх и вниз» к организации со «сквозной структурой», ориентированной горизонтально;
— оплаты труда по конечному результату.
Способы формирования ФПГ в РФ определил Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2095 «О создании финансово-промышленных групп (ФПГ) в Российской Федерации» [2]:
— если группа формируется, в основном, из частных предприятий и финансовых учреждений, то этот процесс должен протекать добровольно путем образования открытого акционерного общества, когда происходит передача пакетов акций в отрасли одному из участников группы или посредством приобретения каким-либо участником группы пакета акций других предприятий или финансовых институтов;
— если участниками группы являются государственные предприятия и другие организации, финансируемые из федерального бюджета, то ФПГ формируются по решению правительства России;
— если участниками ФПГ становятся предприятия и учреждения разных стран, то они создаются на основе межправительственных соглашений.
Не менее существенным этапом в процессе формирования ФПГ явились: принятый 30.11.1995 г. Федеральный закон № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» [3], постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48 «Об утверждении специальной правительственной программы содействия формированию ФПГ» и Указ Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996 г. № 443, которым отменялись ограничения, упомянутые в Указе Президента РФ от 5 декабря 1993 г., и предоставлялись ФПГ широкие права по концентрации собственности в головных фирмах.
Организационно-экономическим механизмом ФПГ, адаптирующим его к условиям конкурентного рынка, на наш взгляд, является конкурсный отбор участников ФПГ. Основным при проведении конкурсного отбора контрагентов служит критерий технологической ценности КТц [4]:
_Р^
З • ДТЦ’
где Р - результат производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (выручка от реализации такой продукции), руб.; З - затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость), руб.; ДТЦ - длительность технологического цикла производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ, дни.
КТЦ характеризует эффективность производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ.
Корпоративная эффективность работы каждого контрагента (команды) вычисляют по следующему алгоритму.
1. Вычисляется доля затрат каждой команды ДЗЮ в затратах ФПГ. В качестве денежного выражения суммы затрат при проведении расчетов предполагается стоимость совокупных активов. Следовательно, сумма затрат каждой команды - это балансовая стоимость активов, находящихся в управлении этой команды. Сумма затрат ФПГ - это стоимость совокупных активов ФПГ:
З
ДЗю = ТК", (2)
ЗФПГ
где ЗК/ - затраты /-й команды; ЗФПг - затраты ФПГ.
2. Вычисляется доля каждой команды ДПК/ в совокупной чистой прибыли ФПГ:
ДПк, = —^, (3)
ПФПГ
где ПК/ - чистая прибыль /-й команды; ПФПГ - чистая прибыль ФПГ.
3. Рассчитывается коэффициент корпоративной эффективности КК/ для каждой команды:
КК/ = . (4)
К/ ДЗЮ
4. Команды ранжируются по значению коэффициента корпоративной эффективности. Динамику корпоративной эффективности можно изучать, используя мультипликативную
модель, которую получим, подставив в (4) выражения из (2) и (3). Тогда
Кю = —К-х^ФП^ . (5)
ЗЮ ПФПГ
Таким образом, изменение КК/ зависит от изменения любого из двух множителей.
Для первоначального анализа функционирования бывает достаточно показателя интегральной эффективности Эц. Но зачастую перед руководством ФПГ возникает необходимость ответить на вопрос: эффективнее ли функционирование предприятий в качестве единого целого, чем функционирование каждого предприятия по отдельности и насколько? Показатель интегральной эффективности Эц не дает ответа на поставленный вопрос.
Для ответа на этот вопрос необходим показатель, при расчете которого интегральный показатель эффективности функционирования ТЦ соотносится к каким-то другим показателем, отражающим общую эффективность функционирования предприятий, действующих самостоятельно. За этот последний показатель можно, например, принять среднее значение показателей эффективности, вычисленных для каждого контрагента.
Эффективность всей ФПГ рассчитывается по формуле
ВАФПГ + Зупр
где ЭФПГ - эффективность функционирования ФПГ;
П
Пфпг = (2 ЧП/) + ЧПуПр, (7)
/=1
где Ч— - чистая прибыль /-й ТЦ; ЧПупр - чистая прибыль, полученная управляющей компанией ФПГ при размещении свободных денежных средств; ВАФПГ - валовые активы ФПГ:
к П—1
ВАф—Г = (2 ВА/) — (22 З/), (8)
/—1 ]=1 /=1
ВАг- - валовые активы /-й ТЦ; Зг- - дебиторская задолженность /-му предприятию - участнику ТЦ от следующего за ним в ТЦ (соответственно п-му предприятию должен потребитель конечной продукции ТЦ, который не является членом ФПГ); п - количество предприятий в /-й ТЦ; к - количество ТЦ, действующих в рамках ФПГ; Зупр - затраты на содержание управленческого аппарата ФПГ.
Во время функционирования технологической цепочки может происходить снижение эффективности ее функционирования. Оно может быть вызвано как деятельностью одного или нескольких предприятий - участников цепочки, так и внешними по отношению к ТЦ воздейст-
виями. Выявить причину снижения интегральной эффективности функционирования технологической цепочки можно на втором этапе анализа. Но, помимо интегральной эффективности, необходимо выявлять узкие места технологической цепочки. Узкое место технологической цепочки возникает по двум причинам:
1. Конкретное предприятие-участник получило либо несопоставимо высокие, по сравнению с другими, либо несопоставимо низкие доходы и, таким образом, повысило/снизило интегральную эффективность ТЦ.
2. Конкретное предприятие-участник представило неверные данные, в результате при проектировании были определены неверные контрольные цифры, и, как следствие, появилась нестыковка по объемам продукции (полуфабриката в рамках ТЦ).
Для проверки достоверности этих предположений необходимо применить следующий алгоритм:
1. Провести процедуру выявления узкого места ТЦ.
2. Если узкое место не выявлено, делается вывод, что снижение эффективности функционирования ТЦ произошло под воздействием причин, не зависящих от действий самой ТЦ.
Для описания процедуры выявления узкого места ТЦ введем несколько понятий и определений. Под узким местом цепочки будем в дальнейшем понимать предприятие или несколько предприятий-участников ТЦ, деятельность которых понижает эффективность деятельности ТЦ. Для проверки достоверности введем так называемый показатель взаимодействия предприятий с поправкой на предприятие у, формула которого выглядит следующим образом:
—1 ■
ПВ ■ = , (9)
— У'Д
где ПВ; - показатель взаимодействия с поправкой на предприятие ■; — ;ц - эффективность цепочки; —■ - эффективность цепочки с поправкой на предприятие ].
ЧП ,ц
— ц =——, (10)
■ц ВА уц’ ' 7
где
П
ЧП ц = (2 ЧП) - ЧП■ , (11)
1=1
п
ВАУц = (2 ВАг) - ВАу . (12)
■=1
—;ср - средняя эффективность предприятий цепочки с поправкой на предприятие ■, вычисленная по следующим формулам:
- для ■ = 1:
1 — п-1 —
—,Ср =—(—-+2 —■ + —п); (13)
■Ср п - 2 2 /~3 1 2
1=3
- для■ - 2, 3, .... п - 1:
для ■ = п:
1 — п-1 —
■ = п-2(Т+■=2— + - — ■); (|4)
1 — п-2 —
— ,СР =—(— + 2 — + —). (15)
■Ср п - 2 2 = 1 2
1=3
—кономический смысл ПБ;- состоит в следующем. Допустим, что в ТЦ одно из предприятий (предприятие ■) заменено единичным, которое при расчетах всех интегральных показателей не оказывает влияния на общий показатель взаимодействия, т. е. данные по этому предприятию в формулы для расчета не входят. Далее логично предположить, что если интегральные показатели, рассчитанные без учета ■-го предприятия, выше, чем рассчитанные с учетом данных этого предприятия, то ■-е предприятие своей деятельностью снижает интегральные показатели. Таким образом, ПБ;, рассчитанные для всех предприятий, дают возможность оценить, какое из предприятий своей деятельностью снижает интегральный ПВ в большей степени. Именно это предприятие и является узким местом технологической цепочки. Процедура выявления узкого места состоит из следующих шагов [5]:
1. Всем предприятиям цепочки присваивается порядковый номер в соответствии с определением ТЦ.
2. Для каждого предприятия вычисляется показатель взаимодействия с поправкой на это предприятие.
3. Показатели взаимодействия, вычисленные в п. 2, сравниваются между собой.
4. Из всех показателей взаимодействия выбирается наибольший и фиксируется номер предприятия, поправка на который произведена при вычислении данного показателя взаимодействия.
5. Предприятие, стоящее под зафиксированным номером, является узким местом цепочки.
Перед ФПГ ставится задача обеспечить рост финансово-экономических показателей
за счёт реструктуризации предприятий, обновления производства и повышения уровня конкурентоспособности производимой продукции [6]. Существуют определённые меры, предпринятые Правительством России, позволяющие сделать их функционирование эффективным. Вот наиболее важные из них [2, 3]:
- зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ. —то повысит инвестиционную привлекательность продаваемого предприятия и может стать решающим при покупке пакета акций или вливании инвестиционных ресурсов;
- предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ. —та мера повышает оперативную мобильность финансовых средств;
- решающее значение на всю финансовую деятельность ФПГ оказывает определение принципов ведения консолидированного баланса. Установленная законом возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков и, как следствие, -необходимость ведения сводного баланса, учёта и отчётности должны открывать перед ними значительные возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и существенно снижать себестоимость конечного продукта, поскольку ресурсы не облагаются налогами в процессе их передвижения в рамках ФПГ;
- обеспечение государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций.
- предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;
- предоставление Центральным Банком России банкам-участникам ФПГ (осуществляющим в ней инвестиционную деятельность) льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Включение в состав ФПГ банков позволяет обеспечивать как оперативные, так и стратегические потребности предприятий, в частности оптимизировать расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий - участников группы; депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг; обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование; трастовые операции; лизинговые операции в интересах участников группы; размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка; поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ; финансовую проработку целевых программ; разработку финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.
При формировании ФПГ используется метод создания в структуре группы так называемых «финансовых бассейнов», в которые, кроме банков, должны входить страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, брокерские конторы, фонды взаимного страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть которых также может быть направлена на финансирование проектов ФПГ. Кроме того, создание силами групп или включение в состав уже действующих коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с большой нормой прибыли позволит «переливать» часть их доходов на развитие программ ФПГ. Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на принципах добровольности и делегирования полномочий [7].
Таким образом, организация ФПГ даёт возможность решить наиболее серьёзные проблемы предприятий и банков на пути к выходу из кризиса, позволяя:
- повысить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;
- проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;
- получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;
- использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;
- иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит получение как иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;
- получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной ФПГ будет расти и имидж крупного банка.
Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ должно быть выгодно и государству (иначе в законе не было бы прописано столько поддерживающих мер). Во-первых, решается проблема направления банковского капитала в промышленность; во-вторых, увеличивается надежность банковской системы в целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и неоднородной; в-третьих, усиливается конкуренция между банками внутри ФПГ за обслуживание наиболее выгодных участников группы и между ФПГ за привлечение новых крупных организаций.
Опыт функционирования ФПГ в России в течение ряда лет показал, что отмеченные преимущества и возможности таких пропорций реализованы не полностью. Во многом это связано с особенностями государственного регулирования процессов формирования деятельности ФПГ: не реализованы продекларированные в законодательстве меры государственной поддержки ФПГ; введены ограничения на размеры ФПГ (по числу предприятий, численности занятых и др.); чрезвычайно бюрократизирована процедура регистрации ФПГ. Помимо этого, существует ряд сдерживающих причин и в рамках самих корпораций. В частности, нечёткая структура собственности, низкий уровень менеджмента, слабая финансовая база.
Развитие корпоративного сектора экономики может сыграть весьма позитивную роль в обеспечении эффективного взаимодействия предприятий в различных странах. Наметившиеся интеграционные процессы лучше начинать с восстановления разорванной цепочки производственной кооперации, рынков сырья и конечной продукции. Создание совместных ФПГ в различных отраслях - один из подготовительных этапов к более тесному сотрудничеству. Интегрированный потенциал ФПГ в настоящее время не реализован в полной мере. Проблемы возникают в основном не на региональном, а на межгосударственном уровне.
Во-первых, отсутствуют чёткие и соотносимые между национальными нормативными актами (единые) юридические и экономические формулировки основных понятий, регулирующих механизм образования и деятельность ФПГ. Так, например, предприятие Республики Казахстан теоретически может быть участником «российской» ФПГ. Но понятие «центральной компании» не предусмотрено Гражданским кодексом Казахстана, что делает участие данного национального предприятия недопустимым.
Во-вторых, практически во всех национальных законодательных актах отсутствует описание механизма и условий вхождения участника-нерезидента в состав ФПГ с центральной компанией, зарегистрированной в данной стране.
В-третьих, ведение консолидированного баланса и единой бухгалтерской отчётности участников транснациональной ФПГ также неосуществимо. Не говоря уже о несоответствии фискальных систем государств, невозможно организовать ведение консолидированной отчётности и в рамках экономического пространства России: отсутствует правовое регулирование.
Из всех этих проблем два очевидных вывода. Первый: участники транснациональной ФПГ в состоянии войти в неё только на основании межправительственных соглашений, урегу-лирующих те законодательные и практические препятствия, о которых говорилось выше. Второй: необходима унификация законодательства (что пока нереально) или подписание межгосударственного соглашения о процедуре создания международных объединений, тем или иным образом решающего указанные проблемы.
Обязательными условиями реализации преимущества корпоративной формы организации капитала и собственности является совершенствование законодательства, рациональное использование уже накопленного российского и зарубежного опыта.
Корпоративный сектор уже много лет существует и развивается в западной экономике. Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Однако следует иметь в виду и негативный опыт международных ФПГ, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось не только заняться перестройкой общей организационной структуры, но и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мегакорпорации в настоящее время следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т. д.
Это стало необходимым только после преодоления кризисного барьера для повышения эффективности управления путём делегирования полномочий и специализации на отдельных направлениях удовлетворения потребностей рынка. Россия в производственно-экономической сфере и уровне развития банковских услуг значительно отстаёт от передовых стран, и прохождение данного этапа становления рынка, скорее всего, неизбежно. Опыт мегакорпораций должен помочь российским менеджерам беспрепятственно преодолеть тот участок «дороги», который в настоящее время преодолевают их иностранные коллеги.
На основе всего вышеизложенного можно заключить, что, с одной стороны, ФПГ имеют потенциал бурно развивающейся формы взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющий наиболее эффективно распределять и использовать ресурсы территориальнопроизводственных комплексов. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание их нужд.
Такой вариант решения проблем российских фирм может быть вполне реальным, способным вывести экономику из затруднительного положения и преодолеть барьеры на пути к развитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. to^.•//www.portalus.ra/modules/raseconomics/ras_readme.php?subaction=showfull&id=1096039264&archi уе=2210&start_from=&ucat=2&.
2. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансовопромышленных групп в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 49. - Ст. 4766.
3. Закон Российской Федерации от 30.11.95 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
4. Рогачев К. И., Турекулова Д. М. Формирование транснациональных рыбохозяйственных комплексов микроуровня на принципах глобализации как путь развития рыбного хозяйства государств Северного Прикаспия // Экономика на службе обществу: Тр. МНПК, 15-17 апреля 2004 г. - Астрахань: АО ВЭО РФ - АГТУ, 2004. - С. 175-178.
5. Серкина И. А. Выбор направлений реструктуризации предприятий на основе экономической оценки их эффективности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Казань: КТУ, 2000. - 24 с.
6. Шауданов Е. А. Реструктуризация собственности как фактор выживаемости предприятий в условиях рынка / Астрахан. отд. В—О РФ. Деп. во ВНИ—РХ, № 604-В2002. - 24 с.
7. Л//^://еНЬ.а11з1:и.га/еНЬ/Ьоокз/ГПез/1999-01/НТМЬ/19/рар_19.Ь1т1.
Статья поступила в редакцию 19.04.2010, в окончательном варианте - 25.05.2010
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC BASES OF FORMATION OF FINANCIAL AND INDUSTRIAL GROUPS
P. S. Tarasov, D. Yu. Markaryan
The Russian legislation has accurately defined the mechanism and rules of functioning of financial and industrial groups. Integration of industrial complexes, the increasing necessity of use of effect of economy on scale force to consolidate industrial and financial resources within the limits of the uniform organisation. Thus, experience of the international financial and industrial groups which within last decade have been compelled to refuse the further forced expansion and centralization should be considered. They had to be engaged in reorganisation of general organizational structure, and pay more attention to financial and marketing aspects of management, i. e. to reconsider a control system and to resort to re-structuring of business processes. Many megacorporations make their subsidiary production units free for the activity, providing them with separate budgets etc. Functioning of financial and industrial groups is favourable also to the state, differently supporting measures would not be registered in the law so much. The problem of the banking capital investment in the industry is being solved, reliability of the bank system as a whole increases, its structure is improved, becoming more flexible and non-uniform. Besides the competition between banks within financial and industrial groups for service of the most favourable participants of group and between financial and industrial groups for attraction of the new large organizations increases.
Key words: financial and industrial group, reorganisation of general organizational structure, subsidiary production units, control system, re-structuring of business processes.