ББК 65.9(2)35
Г. А. Тактаров, Е. В. Чертина Астраханский государственный технический университет
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ
Россия традиционно является одной из ведущих мировых рыбопромышленных держав. Однако за последние десять лет в рыбном хозяйстве страны сложились условия, негативно влияющие на его динамичное развитие.
Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., одобренной правительством РФ, в качестве одного из направлений повышения эффективности рыбной отрасли предусмотрено формирование и развитие интегрированных корпоративных структур.
«Важной составляющей политики в области создания конкурентной среды должно стать образование конкурентоспособных хозяйственных структур за счет объединения более слабых предприятий в жизнеспособные корпорации.
В целях ускорения вывода рыбной отрасли из кризиса и повышения эффективности деятельности входящих в нее организаций, прежде всего производственных структур, должны быть осуществлены следующие организационные мероприятия: создание отраслевых, региональных и зональных финансово-промышленных групп, корпораций и холдингов, обеспечение их производственной деятельности. В условиях становления и развития рыночной экономики совершенно очевидно, что разрозненные усилия отдельных организаций не обеспечат в необходимых размерах обновления материально-технической базы отрасли. В этой связи большое значение имеет ускорение интеграционных процессов» [1].
Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных учреждений, объединение материальных ресурсов и капитала которых проведено на условиях Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Специфические признаки ФПГ:
- целенаправленная концентрация ресурсов;
- перекрестное владение акциями;
- привлечение долгосрочных инвестиций;
- совместная организация маркетинга;
- высокая степень управленческой автономии при совместном решении крупных проблем [2].
В основе формирования ФПГ лежат следующие принципы:
- технологическая интеграция отдельных предприятий на условиях создания единой технологической цепочки с выходом готовой продукции (горизонтальная интеграция);
- добровольность вхождения предприятий в ФПК и конкурентный отбор (при необходимости) по критерию технологической ценности;
- примат ориентации на формирование спроса и удовлетворение потребностей покупателей;
- сопряженность мощностей предприятий-участников;
- перестройка отношений собственности на принципах долевого участия;
- неразрывность функций управления в противовес функциональной специализации;
- планомерный характер перехода от организационных структур управления «вверх и вниз» к организации со «сквозной структурой», ориентированной горизонтально;
- оплата труда по конечному результату.
I. Нормативно-правовая база создания ФПГ. Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2095 «О создании финансово-промышленных групп (ФПГ) в Российской Федерации» определил способы формирования ФПГ в РФ:
- если группа формируется в основном из частных предприятий и финансовых учреждений, то этот процесс должен протекать добровольно путем образования акционерного общества открытого типа, когда происходит передача пакетов акций в отрасли одному из участников группы или посредством приобретения каким-либо участником группы пакета акций других предприятий или финансовых институтов;
- если участниками группы являются государственные предприятия и другие организации, финансируемые из федерального бюджета, то ФПГ формируются по решению правительства России;
- если участниками ФПГ становятся предприятия и учреждения разных стран, то они создаются на основе межправительственных соглашений.
Известной вехой на пути формирования ФПГ явился принятый в 1995 г. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах», постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48 об утверждении специальной правительственной программы содействия формированию ФПГ и Указ Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996 г. № 443.
Особенно велико значение Указа № 443, которым были отменены ограничения, упомянутые в Указе Президента РФ от 5 декабря 1993 г., и ФПГ были представлены широкие права по концентрации собственности в головных фирмах. В условиях глобализации экономики магистральным путем развития интеграционных процессов через ФПГ явилось создание международных финансово-промышленных групп. Процесс организации международных производственных союзов на постсоветском пространстве получил мощный многосторонний стимул 15 апреля 1994 г., когда главы правительств стран СНГ подписали в Москве соглашение о содействии в создании производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых транснациональных компаний.
Определение корпоративного вклада участников ФПГ
Определим финансовую модель бизнеса (рис. 1).
Рис. 1. Финансовая модель бизнеса
Далее необходимо определить Критерии конкурсного отбора предприятий (команд) для включения в состав ФПГ.
Основным при проведении конкурсного отбора контрагентов служит критерий технологической ценности (Кщ):
Ктц = Р/Зх ДТЦ,
где Р - результат производства продукции, которая может быть использована в рамках технологического цикла (ТЦ) (выручка от реализации такой продукции), руб.;
З - затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость), руб.;
ДТЦ - длительность технологического цикла производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ, дн.
Кщ характеризует ежедневную эффективность производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ.
Для оценки эффективности деятельности предприятий анализируют фондоотдачу, рассматриваемую как отношение выручки от реализации за квартал к средней квартальной стоимости постоянных активов.
Следующим этапом будет алгоритм оценки корпоративной эффективности.
Корпоративная эффективность работы каждой команды, или доля затрат, (ДЗК7) вычисляется по следующему алгоритму.
1. Вычисляется доля затрат каждой команды (ДЗК7) в затратах финансово-промышленной группы. Сумма затрат ФПГ - это стоимость совокупных активов финансово-промышленной группы:
ДЗк = Зк / Зфпг,
где Зк7 - затраты 7-й команды;
ЗФПГ - затраты финансово-промышленной группы.
2. Вычисляется доля каждой команды (ДПК7) в совокупной чистой прибыли финансово-промышленной группы:
ДП к 7 = Пк / Пфпг
где Пк7 - чистая прибыль ьй команды;
ПФПГ - чистая прибыль финансово-промышленной группы.
3. Команды ранжируются по значению коэффициента корпоративной эффективности.
Динамику корпоративной эффективности можно изучать, используя мультипликативную модель:
Кк = (Пк /Зкг) х (Зфпг / Пфпг).
Таким образом, изменение Кк7 зависит от изменения любого из двух множителей.
Эффективность всей финансово-промышленной группы рассчитывается по формуле
Эфпг = Пфпг/(ВАфпг + Зупр^,
где ЭФПГ - эффективность функционирования финансово-промышленной группы;
Пфпг — (2 ЧП) + ЧПупр,
где ЧП7 - прибыль 7-й технологической цепочки;
ЧПУПР - чистая прибыль, полученная управляющей компанией ФПГ при размещении свободных денежных средств;
ВАФПГ - валовые активы финансово-промышленной группы:
ВАфпг — (2ВА -(2 2 З7),
7—1 ]=\ 7—1
ВА7 - валовые активы 7-й ТЦ;
З7 - дебиторская задолженность 7-му предприятию - участнику ТЦ от следующего за ним в технологической цепочке (соответственно п-му предприятию должен потребитель конечной продукции ТЦ, который не является членом ФПГ);
п - количество предприятий в 7-й ТЦ; k - количество ТЦ, действующих в рамках ФПГ;
Зупр - затраты на содержание управленческого аппарата ФПГ.
Пусть имеются результирующая функция У и факторы хь х2, х3. Заполним следующую таблицу:
Таблица 1
Факторы, влияющие на изменение показателя взаимодействия
Факторы Начальный период Конечный период
Фактор 1 Х10 Х11
Фактор 2 Х20 Х21
Фактор 3 Х30 Х31
Определим приращение результирующей функции АГ которая находится как АУ1 - АУ0:
- влияние изменения первого фактора на изменение результирующей функции
АУх1 = (Х11 — Х10) х Х21 Х Х31;
- влияние изменения второго фактора на изменение результирующего показателя
АУх2 = Х10 Х (Х21 — Х20) Х Х11;
- влияние изменения третьего фактора на изменение результирующего показателя
АУх3 = Х10 Х Х20 Х (Х31 — Х30).
Проверить правильность расчетов можно с помощью следующей формулы:
АУ = Уі - У0 = АУхі + АУх2 + АУхз.
Применив метод цепных подстановок, можно выявить, изменение какого из факторов в наибольшей степени повлияло на снижение эффективности деятельности технологической цепочки.
Далее алгоритм оценки факторов влияния на изменение показателя взаимодействия сводится к выявлению узкого места.
Во время функционирования технологической цепочки может происходить снижение эффективности ее функционирования. Оно может быть вызвано как деятельностью одного или нескольких предприятий -участников цепочки, так и внешними по отношению к ТЦ воздействиями.
Выявить причину снижения интегральной эффективности функционирования технологической цепочки можно на втором этапе анализа. Но помимо интегральной эффективности необходимо выявлять узкие места технологической цепочки. Узкое место технологической цепочки возникает по двум причинам:
- конкретное предприятие-участник получило либо несопоставимо с другими высокие, либо несопоставимо низкие доходы и таким образом снизило интегральную эффективность ТЦ;
- конкретное предприятие-участник представило неверные данные, в результате при проектировании были определены неверные контрольные цифры, и как следствие, появилась нестыковка по объемам продукции (полуфабриката в рамках ТЦ).
Для проверки достоверности этих предположений необходимо применить следующий алгоритм:
1. Провести процедуру выявления узкого места ТЦ.
2. Если узкое место не выявлено, делается вывод, что снижение эффективности функционирования ТЦ произошло под воздействием причин, не зависящих от действий самой ТЦ.
Для описания процедуры выявления узкого места ТЦ введем несколько понятий и определений.
Под узким местом цепочки будем в дальнейшем понимать предприятие или несколько предприятий - участников технологической цепочки, деятельность которых понижает эффективность её деятельности.
Для проверки достоверности первой причины введем так называемый показатель взаимодействия предприятий с поправкой на предприятие /, формула которого выглядит следующим образом:
Щ- = Э/д 7
где ПВ/ - показатель взаимодействия с поправкой на предприятие/;
Э/ц -эффективность цепочки с поправкой на предприятие/.
Э/ц = ЧП/ц / ВАц
где
ЧП/ц = (2ЧП) - ЧП/,
7 = 1
ВА, = £ВА) - ВА;.
i = 1
Эуср - средняя эффективность предприятий цепочки с поправкой на предприятие у, вычисленная по следующим формулам:
дляу = 1:
Эур = 1/ (п-2) х (Э2 /2 +1Эг+Эп/2);
' i = 3
для у = 2, 3...п-1
Эср = 1/ (п-2) х (Эа/2 + ]п-Эг+Эп/2-Э/);
г' = 2
для у = п
Эср = 1/ (п-2) х (Э1/2 + ]^Эг+Эп-1/2).
г = 3
Экономический смысл ПВу заключается в следующем:
Допустим, что в технологической цепочке одно из предприятий (предприятие у) заменено единичным, которое при расчетах всех интегральных показателей не оказывает влияния на общий показатель взаимодействия, т. е. данные по этому предприятию в формулы для расчета не входят. Далее логично предположить, что если интегральные показатели, рассчитанные без учета данных у-го предприятия, выше, чем рассчитанные с их учетом, то у-е предприятие своей деятельностью снижает интегральные показатели.
Таким образом, рассчитанные для всех предприятий ПВу дают возможность оценить, какое из предприятий своей деятельностью снижает интегральный ПВ в большей степени. Следовательно, это предприятие и является узким местом технологической цепочки.
Процедура выявления узкого места следующая.
1. Всем предприятиям цепочки присваивается порядковый номер в соответствии с определением ТЦ.
2. Для каждого предприятия вычисляется показатель взаимодействия с поправкой на это предприятие.
3. Показатели взаимодействия, вычисленные в п. 2, сравниваются между собой.
4. Из всех показателей взаимодействия выбирается наибольший и фиксируется номер предприятия, поправка на который произведена при вычислении данного показателя взаимодействия.
5. Предприятие, стоящее под зафиксированным номером, является узким местом цепочки.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Авельцов Д. Ю. Анализ существующих систем управления в РФ и за рубежом. [email protected], 04.09.2004.
2. Рыбное хозяйство России в 2002 г. (Белая книга). - М.: ВНИЭРХ, 2003. -С. 11-12.
ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF FINANCIAL-AND-INDUSTRIAL GROUP FORMATION IN FISHING INDUSTRY
G. A. Taktarov, E. V. Chertina
A definition to the financial-and-industrial group (FIG) is given. The normative and legal regulations for FIG formation are determined.
The mechanism of estimating corporate contribution of each FIG member to the effectiveness of the group is offered. The mechanism involves determining criteria of competitive selection of enterprises to be included in the FIG structure. On this basis, the algorithm of corporate effectiveness evaluation is suggested.