Научная статья на тему 'Организационно-экономические направления формирования производственного потенциала'

Организационно-экономические направления формирования производственного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕНОВЫХ СООТНОШЕНИЙ / INDUSTRIAL POTENTIAL / EFFICIENCY OF USE OF INDUSTRIAL POTENTIAL / THE STATE SUPPORT / THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF OPTIMIZATION OF PRICE PARITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова Н. Н., Ерофеева Т. В.

Поиск потенциальных возможностей для роста производства в зернопродуктовом подкомплексе является актуальной проблемой для АПК и для экономики страны в целом, а проблема формирования и рационального использования производственного потенциала зернового хозяйства России, и в первую очередь, в крупных товарных зонах, приобретает в рыночных условиях особое значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические направления формирования производственного потенциала»

92

Аграрный вестник Урала

№ 6 (42), 2007 г.

стран, наибольшая устойчивость АПС обеспечивается в кооперативно-корпоративных структурах, когда крупные кооперативные объединения сельхозтоваропроизводителей скупают контрольные пакеты акций мясоперерабатывающих и комбикормовых заводов, машиностроительных фирм и нефтеперегонных заводов, становясь их собственниками.

Достижение такого уровня развития АПС для России пока недосягаемо, поскольку в нашей стране еще не сформировалась кооперативная институциональная база. В условиях же продолжающейся деградации сельских территорий достижение этой вершины развития агроэкономической подсистемы вообще не реально. Здесь свой

отпечаток наложил еще «след прошлого», оставленный политикой «неперспективных» сёл и деревень. Результаты ее плачевны: за последние 35-40 лет с лица земли только в Свердловской области исчезло около 3 тыс.сель-ских поселений. А ведь каждое село, пусть оно и малое, имело необходимые системы жизнеобеспечения. Как бы они пригодились сейчас для развития фермерства по хуторскому варианту! С уходом населения из этих населенных пунктов постепенно забрасывались поля, обработка которых дорожала из-за удаленности. В настоящее время эти поля во многих районах изрядно закустарились, земля вынужденно «отдыхает».

Экономика

Стратегия устойчивости функционирования агроэкономической подсистемы в складывающихся условиях макро-, мезо- и микроэкономического, а также экологического характера должна быть, по нашему мнению, связана с выбором рациональных сценариев ее развития (экстенсивный, интенсивный или их сочетание; оптимизация размещения агропроизводства на основе расширения госзаказа, с учетом состояния ресурсов и т.д.).

Для этого в качестве первоочередной задачи выступает информационное обеспечение о состоянии земельных, трудовых, водных, лесных и других ресурсов в каждом еще «живом» сельском населенном пункте. Без этого о про-

гнозах развития, да еще устойчивого, говорить преждевременно.

Литература

1. Калицкая В.В., Коптева Л.А., Пустуев А.Л. и др. Повышение конкурентоспособности продовольственного рынка: региональный аспект. - Екатеринбург: УрГСХА. - 2006. -313с.

2. Пустуев А.Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. - М.: ГУП «Агропресс», 2004. - 637с.

3. Пустуев А.Л., Жирнов И.В., Чашин В.К. Прошлое, настоящее и будущее земельных реформ. - Екатеринбург: УрГСХА, 2001. - 242с.

4. Пустуев А.Л. Формирование и развитие рынка земли на Урале. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2005. - 133с.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

H.H. БАЛАШОВА (фото),

доктор экономических наук, доцент,

Т.В. ЕРОФЕЕВА, соискатель, Волгоградская ГСХА

Ключевые слова: производственный потенциал, эффективность использования производственного потенциала, государственная поддержка, организационноэкономический механизм оптимизации ценовых соотношений.

Повышение эффективности использования производственного потенциала определяется эффективной работой органов государственной власти всех уровней. Многое зависит и от региона. Только во взаимодействии федерального центра и региона можно добиться изменения ситуации в АПК в целом, и в зерновом производстве, в частности.

Цель и методика исследований Стратегическая задача заключается в том, чтобы перевести решение указанных проблем в практическое русло, чтобы наше многоукладное сельскохозяйственное производство приобрело устойчивую тенденцию стабилизации и роста.

Нам представляется, что целесообразно сохранить на всех уровнях власти государственную поддержку сельского хозяйства. Но при этом надо отрегулировать и гармонизировать

финансовые отношения на разных уровнях публичной власти: федеральной, региональной и муниципальной.

На федеральном уровне следовало бы обеспечить финансирование федеральных целевых программ; субсидирование мероприятий, обеспечивающих научно-технический прогресс в сельском хозяйстве (элитное семеноводство), процентных ставок по привлеченным сельхозтоваропроизводителями краткосрочным и инвестиционным кредитам, страхования урожая сельскохозяйственных культур, приобретения средств защиты растений, а также удобрений и других мероприятий.

На региональном уровне - финансирование и софинансирование целевых программ, субсидирование мероприятий в области растениеводства, поддержку фермерства, малого предпринимательства, кооперативов

kt

и других мероприятий.

На муниципальном уровне следовало бы обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв, поддержке фермерства и малого предпринимательства.

В целях создания условий дополнительного развития сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования, целесообразно внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в части включения вышеуказанных задач в перечень полномочных органов местного самоуправления.

Анализ современного состояния зернового производства Волгоградской области показывает, что его функцио-

Industrial potential, efficiency of use of industrial potential, the state support, the organizational-economic mechanism of optimization of price parities.

№ 6 (42), 2007 г.

Аграрный вестник Урала

93

нирование в последнем десятилетии прошлого века происходило в крайне тяжелых экономических условиях. Настоящее положение в зерновом хозяйстве явилось результатом проводимых реформ и определяется дефицитом финансовых ресурсов у сельских товаропроизводителей, разрушением материально-технической базы, снижением мотивации труда, неблагоприятными ценовыми соотношениями на зерно и промышленную продукцию, неразвитой инфраструктурой и низким платежеспособным спросом населения.

Организационно-экономический механизм оптимизации ценовых соотношений должен включать в себя совокупность мер по регулированию ценовых соотношений между сельским хозяйством и ресурсообеспечивающими отраслями: поставщиками горюче-смазочных материалов, электроэнергии и газа, минеральных удобрений и химических средств защиты растений и животных, автотракторной и сельскохозяйственной техники. В системе мер должны предусмат-

риваться компенсации затрат на приобретение ресурсов, льготные тарифы на оплату железнодорожных перевозок, компенсации на приобретение новой техники и оборудования, использование бюджетных средств на лизинговые операции. Это, что касается рекомендаций по определению нормативов прибыли для заготовительных и перерабатывающих предприятий всех форм собственности. Необходимы также рекомендации по определению коэффициентов нормативного соотношения между стоимостью сырья и оптовой ценой готовой продукции и применению предельных оптовых и торговых наценок.

Выводы Таким образом предлагаемые меры позволяют создать целостную нормативную правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, сокращения неэффективных расходов бюджетов всех уровней, привлечения инвестиционных ресурсов в агропромышленный комплекс, роста доходов

Экономика. Эффективность

сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Представляется крайне важным обратить внимание государственных органов на развитие интегрированных форм и принципов хозяйствования в АПК, на необходимость обеспечения правового поля интегрированным формированиям для поддержки, что будет способствовать не только укреплению экономики страны, но и решению социальных проблем, повышению уровня занятости населения, сокращению безработицы и бедности на селе.

В настоящее время государственная политика по отношению к интегрированным структурам в зернопродуктовом подкомплексе должна исходить из признания их ценности и принципов работы. Необходимо, чтобы государство поддерживало интеграцию и создало возможности для ее эффективной деятельности.

Литература

1. Агропромышленный комплекс Волгоградской области // Администрация Волгоградской области, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию. - Волгоград, 2006.-25 с.

2. Агропромышленный комплекс России - приоритетный национальный проект // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2006. - №1.- С. 4-20.

4. Анализ текущей экономической ситуации в АПК России // Вестник АПК Волгоградской области.-2006.-№9.-С. 2-6.

5. Балашова Н.Н. Теория и методология формирования стратегии интегративного роста зернопродуктового подкомплекса АПК: Автореф.... докт.экон.наук. - Саратов: ИАгП РАН. - 2005. - 38 с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ОПЫТНЫХ ХОЗЯЙСТВ СИСТЕМЫ

МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ

Ю.А. ИЛЬЯШЕНКО,

директор Курганского сельскохозяйственного техникума

Ключевые слова: адаптация, механизм адаптации, эффективность, учебно-опытное хозяйство, сельхозтоваропроизводители.

Об эффективности функционирования учебно-опытных хозяйств в большей степени говорит тот факт, что многие из них успели адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования посредством реализации механизма адаптации. В общем случае, адаптационный механизм - это совокупность действий хозяйствующего субъекта, позволяющих ему приспосабливаться к изменению социально-экономической политики государства и конъюнктуры рынка. Применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям адаптационный механизм - это, во-первых, поиск через мотивационный механизм наиболее подходящей организационноправовой формы хозяйствования, позволяющей преодолеть кризисные явле-

ния, и, во-вторых, такая структурная перестройка производства, которая обеспечивает безубыточное функционирование в рыночных условиях.

В принципе, в нормальных условиях макроэкономического регулирования почти любая форма хозяйствования может адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка. Однако для каждой из них, при прочих равных условиях, потребуется неодинаковое время, которое мы называем временным лагом адаптации (ВЛА). При сложившемся рынке величина его может быть решающей для той или иной формы хозяйствования. При значениях ВЛА, превышающих его оптимальный уровень, появляется риск стать банкротом. Пока сельхозпредприятие перестраивает свое производство,

1

конъюнктура рынка может сложиться уже не в его пользу [1].

Цель и методика исследований

Если под изменчивостью конъюнктуры рынка понимать период устойчивости рыночной ниши (УРН) какого-нибудь вида продукции, то между данными показателями может быть следующая зависимость: ВЛА < УРН. То есть ВЛА всегда должен быть меньше периода устойчивого состояния рыночной ниши. В противном случае перестройка производства теряет смысл. Поэтому в каждом отдельном

Adaptation, the mechanism of adaptation, efficiency, educational-pilot farm, rural commodity producers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.