Экономика
К ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ и КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ
АЛ.ПУСТУЕВ (фото),
доктор экономических наук, профессор,
Л.А.КОПТЕВА,
кандидат экономических наук, доцент, Костанайский институт Алма-Атинской академии экономики и статистики Л.А.ПУСТУЕВ, аспирант, Институт экономики УрО РАН
Ключевые слова: экономическая устойчивость, конкурентоспособность, агропромышленные системы, предпринимательская деятельность.
Названную систему можно представить следующим образом: «Региональная агропромышленная система (РАПС) - это, во-первых, совокупность предприятий агропромышленного комплекса с технологически взаимосвязанным ядром (производство и переработка сельскохозяйственного сырья) как мультипликатор развития всей системы, структурное оформление которой позволяет сохранять взаимосвязанные экономические отношения между организациями различного территориального и отраслевого уровня, обеспечивая им внутреннее и внешнее взаимовыгодное сотрудничество; во-вторых, это подсистема аграрного рынка, представляющая собой совокупность четырех рынков: земли, труда, продовольственного и материально-технических ресурсов, через которые в конкурентной рыночной среде реализуются эквивалентные отношения между структурными составляющими данной системы; в-третьих, это подсистема для удовлетворения потребительского спроса, связанного с питанием населения и обеспечением продовольственной безопасности региона; в-четвертых, это совокупность инфраструктурно-институциональных организаций (кредитных, страховых, инвестиционных, информационных и т.д.), обеспечивающих рациональное взаимодействие элементов РАПС».
Рассматривая проблему конкурентоспособности региональной АПС, точнее ее устойчивой конкурентоспособности, следует учитывать воздействие на нее внешних факторов и условий. К наиболее важным внешним факторам, на наш взгляд, можно отнести следующие:
1)уровень проявления глобализации экономики страны (Ог), который можно представить, как отношение общего объема экспорта (Уэ) к ВВП, скорректированного на индекс соотношения объемов экспорта и импорта (И эИ). В формализованном виде:
Q г =
V Э
ВВП
■ И.
(1)
Q Г =
I I Vj I I V,s
ВВП I V.s
(2)
(3)
3) уровень импортоёмкости (Л), скорректированный на индекс внутреннего спроса (Ив1), определяемый отношением доли удовлетворения внутреннего спроса за счет импорта в исследуемом (Э") и базовом (36и) периодах, то есть:
' (4)
S’ ■i "
где
общий объем импорта i-
И
(W'-W' ') _£№■ 'W -W )~Ш '
(5)
Учитывая положительный и отрицательный характер влияния на общий уровень конкурентоспособности региона (К°) вышеназванных показателей, можно записать следующее математическое выражение:
где ¥эи, Vй( - объем соответственно импорта и экспорта ¡-ой продукции ]-ой отраслью экономики;
2) доля экспортносырьевой ориентации развития экономики страны (у ЭС ), как отношение суммарных объемов экспорта ¡-ых сырьевых источников ]-ми отраслями (Vе) к общему объему экспорта (Уэ), то есть:
ых видов товара.
4) соотношение прироста объема средств, отчисляемых в госбюджет от регионов-доноров №д°н) и направляемых из госбюджета дотационным регионам соответственно в исследуемом №?°н , W¡дот ) и базовом №6д0И , Wбдот ) периодах:
5) уровень инвестиционной активности региона ИИА, как отношение объема инвестиций, поступающих на модернизацию его экономики в исследуемом (д“°) и базовом периодах соответственно от отечественных (д“°) и зарубежных (<7“3) инвесторов:
(аЯ!-аГ)
(А -А Г А* , (6)
где 2 Т‘ - общая масса /-ых това-
I = 1
ров региона, поступающая на рынок;
2 2 Тл - общий объем /-ых товаров по Л-ым регионам страны, поступающих на внутренние и внешние рынки.
По сути, первое частное в круглых скобках - это индекс суммарной доли рынка региона. Сравнивая значения Ко в исследуемом и базовом периодах, можно сделать вывод о характере изменения конкурентоспособности региона, то есть, определить уровень ее устойчивости.
В случае снижения данного показателя поддержание устойчивости функционирования региональной АПК возможно лишь на основе использования внутрирегиональных и внутриотраслевых резервов.
В сфере внутрирегиональных возможностей они просматриваются на уровне межотраслевого взаимодействия, а в самой АПС - между ее элементами. Причем, предпочтения следует отдавать тем сферам деятельности и отраслям, которые более продолжительно занимают высокую долю рынка,
Economic stability, competitiveness, agroindustrial systems, enterprise activity.
или
исключая экспортносырьевую ориентацию, и могут более обширно проявить эффект мультипликатора с позиций вовлечения в процесс развития других составляющих региональной социальноэкономической системы.
К таким сферам деятельности можно отнести АПС, в которой проявляется наибольший товарооборот и которая способна вовлечь в процесс развития другие системы и сферы предпринимательской деятельности. При этом особая роль придается ее технологически взаимосвязанному ядру (производство и переработка сельскохозяйственного сырья).
Именно сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия представляют основу РАПС, поскольку играют роль мультипликатора развития данной системы. Это подтверждается тем, что они являются не только основными производителями агропродовольствен-ной продукции, но и потребителями материально-технических ресурсов, обеспечивая занятость населения фактически во всех сферах АПК и поддерживая устойчивый характер экономики их предприятий. Это подтверждает взаимозависимость и взаимосвязь элементов РАПС, обеспечивающих также взаимовыгодное сотрудничество ее структурных составляющих с организациями других систем различного территориального уровня.
Эти отношения реализуются через вышеназванные составляющие аграрного рынка, при условии наличия на них конкурентной среды. При невыполнении данного условия возникают диспропорции в развитии всей системы, вызванные нарушением эквивалентности обмена в АПК. В основном они реализуются через продовольственный рынок и рынок материально-технических ресурсов.
Что же касается рынков земли и труда, то в них проявляются, в основном, отношения между предприятиями второй и третьей сфер АПК, при незначительном перераспределении трудовых ресурсов между другими отраслями и сферами деятельности. Рынок земли оказывает влияние, в основном, на устойчивость агропредпринимательской деятельности, являющейся основой развития всего АПК. Это, в частности, подтверждается тем, что сельское хозяйство в целом, обладая многофункциональностью, связано почти с девятью десятками отраслей экономики, а продукцию данного сектора используют около 80 отраслей. Поэтому его стабильность положительно отражается и на других сферах деятельности.
Как же проявит себя аграрный сектор в условиях открытия рынка сельскохозяйственных земель, в смысле адаптации к современным макроэкономическим условиям, в периоды достижения стабилизации и устойчивого функционирования, и особенно, при вхождении России в ВТО? Возмож-
но ли обеспечить все это без рынка земель сельхозназначения? Или все же, с ним, без оглядки на какие-то особые российские условия, тем более, что они навряд ли будут учитываться странами этой организации? Единственная, пожалуй, особенность - это паевой раздел собственности, в том числе и земельной, которая является помехой на пути к данному рынку. При любом сценарии развития агроэконо-мической составляющей АПС на базе открытия рынка сельскохозяйственных земель нужна подготовительная работа, предусматривающая соблюдение следующих принципиальных положений, условий и требований:
1) выделение в натуре земельных долей их собственникам с последующей их концентрацией в руках агропредпринимателей в пределах законодательно установленных норм, с учетом специализации и рационального землепользования;
2) формирование, за счет выкупа земельных долей, государственного земельного фонда, размеры которого в законодательном порядке устанавливаются с учетом особенностей каждого региона (в основном, из его лучших земель), который в рыночный оборот не входит и лишь сдается в аренду желающим заниматься агропроизводством;
3) земли сельскохозяйственного назначения используются только для производства агропродукции, за исключением техногенно загрязненных, на что должно быть соответствующее обоснование, выполненное на основе экологического зонирования территории каждого региона;
4) введение ограничений на концентрацию земель в одних руках (физических лиц) с учетом специализации агропроизводства. Например, для производства овощей закрытого грунта - до 1 га, открытого грунта - до 100 га, зерна - до 500 га и т.д.; за каждый приобретенный сверх нормы гектар земли изымается налог в стократном размере кадастровой (нормативной) цены гектара земли;
5) налогообложение земельных собственников, а также налог с рыночного оборота земель, осуществляется также от размера кадастровой (нормативной) цены земли сельхозназначения;
6) введение ограничений на сроки купли-продажи земли (после приобретения земельной площади новый собственник может ее продать только после истечения определенного срока, например, через 3 года, как в Японии, или через 5 лет - как в Италии);
7) введение запрета на аренду земли, за исключением госфонда, находящейся в частной собственности, чтобы не было рантье (не можешь работать на земле сам - передай близким родственникам, либо продай ее);
8) выдача ипотечного кредита сельхозтоваропроизводителям на основе залога их земель может осуществляться только крестьянскими коопера-
Экономика
тивными или государственными финансовыми структурами. В случае банкротства собственника земли, взявшего кредит под залог, она остается в собственности кооперативного или государственного банка. Это исключает скупку земель сельскохозяйственного назначения коммерческими банками, интересы которых не совпадают с целями развития сельского хозяйства;
9) распространение рынка сельскохозяйственных земель в масштабе страны должно осуществляться только после апробации его сценариев на ограниченном числе регионов под контролем соответствующих госструктур при введении автоматизированного (компьютеризированного) земельного кадастра;
10) продажа сельскохозяйственных земель из госфонда должна осуществляться по заранее отработанному и законодательно оформленному механизму отбора претендентов в ее собственники в объемах, равных приращенной от залоговых операций земельной площади;
11) создание в каждом регионе компьютеризированной системы инвентаризации и экологического мониторинга сельскохозяйственных земель, позволяющей оптимизировать процесс их кадастрового ценообразования.
Важное значение в обеспечении устойчивости РАПС имеет конкурентоспособность продовольственного рынка региона. Здесь важно учесть, чтобы конкурентная среда внутри него не ослабляла общей конкурентоспособности продовольственного рынка (ПР), особенно в процессе преодоления конкуренции с импортируемой агропродовольственной продукцией.
Достижение отвечающей данному условию баланса между внутриотраслевой конкуренцией и конкурентоспособностью ПР обеспечивается за счет создания кооперативной оптово-розничной системы (ОРС), позволяющей решить одновременно две важные задачи: 1) обеспечение сельским хозяйствам свободного, без невыгодных посредников, выхода на городские рынки собственной розничной торговли; 2) стабильное обеспечение населения городов сельскохозяйственной продукцией по доступным ценам. В состав ОРС входит две основные составляющие: кооперативные (или государственно-кооперативные) оптовые продовольственные рынки цивилизованного образца; кооперативные объекты розничной торговли в городах. Обе составляющие являются, в основном, собственностью сельхозтоваропроизводителей.
Снижению межотраслевой конкуренции и повышению устойчивости РАПС способствует и агропромышленная интеграция, проявляющаяся в ее различных формах (агрохолдингах, финансово-промышленно-аграрных группах, концернах и т.д.). Однако, как показывает мировой опыт, особенно скандинавских
стран, наибольшая устойчивость АПС обеспечивается в кооперативно-корпоративных структурах, когда крупные кооперативные объединения сельхозтоваропроизводителей скупают контрольные пакеты акций мясоперерабатывающих и комбикормовых заводов, машиностроительных фирм и нефтеперегонных заводов, становясь их собственниками.
Достижение такого уровня развития АПС для России пока недосягаемо, поскольку в нашей стране еще не сформировалась кооперативная институциональная база. В условиях же продолжающейся деградации сельских территорий достижение этой вершины развития агроэкономической подсистемы вообще не реально. Здесь свой
отпечаток наложил еще «след прошлого», оставленный политикой «неперспективных» сёл и деревень. Результаты ее плачевны: за последние 35-40 лет с лица земли только в Свердловской области исчезло около 3 тыс.сель-ских поселений. А ведь каждое село, пусть оно и малое, имело необходимые системы жизнеобеспечения. Как бы они пригодились сейчас для развития фермерства по хуторскому варианту! С уходом населения из этих населенных пунктов постепенно забрасывались поля, обработка которых дорожала из-за удаленности. В настоящее время эти поля во многих районах изрядно закустарились, земля вынужденно «отдыхает».
Экономика
Стратегия устойчивости функционирования агроэкономической подсистемы в складывающихся условиях макро-, мезо- и микроэкономического, а также экологического характера должна быть, по нашему мнению, связана с выбором рациональных сценариев ее развития (экстенсивный, интенсивный или их сочетание; оптимизация размещения агропроизводства на основе расширения госзаказа, с учетом состояния ресурсов и т.д.).
Для этого в качестве первоочередной задачи выступает информационное обеспечение о состоянии земельных, трудовых, водных, лесных и других ресурсов в каждом еще «живом» сельском населенном пункте. Без этого о про-
гнозах развития, да еще устойчивого, говорить преждевременно.
Литература
1. Калицкая В.В., Коптева Л.А., Пустуев А.Л. и др. Повышение конкурентоспособности продовольственного рынка: региональный аспект. - Екатеринбург: УрГСХА. - 2006. -313с.
2. Пустуев А.Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. - М.: ГУП «Агропресс», 2004. - 637с.
3. Пустуев А.Л., Жирнов И.В., Чашин В.К. Прошлое, настоящее и будущее земельных реформ. - Екатеринбург: УрГСХА, 2001. - 242с.
4. Пустуев А.Л. Формирование и развитие рынка земли на Урале. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2005. - 133с.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
H.H. БАЛАШОВА (фото),
доктор экономических наук, доцент,
Т.В. ЕРОФЕЕВА, соискатель, Волгоградская ГСХА
Ключевые слова: производственный потенциал, эффективность использования производственного потенциала, государственная поддержка, организационноэкономический механизм оптимизации ценовых соотношений.
Повышение эффективности использования производственного потенциала определяется эффективной работой органов государственной власти всех уровней. Многое зависит и от региона. Только во взаимодействии федерального центра и региона можно добиться изменения ситуации в АПК в целом, и в зерновом производстве, в частности.
Цель и методика исследований Стратегическая задача заключается в том, чтобы перевести решение указанных проблем в практическое русло, чтобы наше многоукладное сельскохозяйственное производство приобрело устойчивую тенденцию стабилизации и роста.
Нам представляется, что целесообразно сохранить на всех уровнях власти государственную поддержку сельского хозяйства. Но при этом надо отрегулировать и гармонизировать
финансовые отношения на разных уровнях публичной власти: федеральной, региональной и муниципальной.
На федеральном уровне следовало бы обеспечить финансирование федеральных целевых программ; субсидирование мероприятий, обеспечивающих научно-технический прогресс в сельском хозяйстве (элитное семеноводство), процентных ставок по привлеченным сельхозтоваропроизводителями краткосрочным и инвестиционным кредитам, страхования урожая сельскохозяйственных культур, приобретения средств защиты растений, а также удобрений и других мероприятий.
На региональном уровне - финансирование и софинансирование целевых программ, субсидирование мероприятий в области растениеводства, поддержку фермерства, малого предпринимательства, кооперативов
kt
и других мероприятий.
На муниципальном уровне следовало бы обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв, поддержке фермерства и малого предпринимательства.
В целях создания условий дополнительного развития сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования, целесообразно внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в части включения вышеуказанных задач в перечень полномочных органов местного самоуправления.
Анализ современного состояния зернового производства Волгоградской области показывает, что его функцио-
Industrial potential, efficiency of use of industrial potential, the state support, the organizational-economic mechanism of optimization of price parities.