Научная статья на тему 'Организационно-экономические механизмы государственной поддержки в агропромышленном комплексе'

Организационно-экономические механизмы государственной поддержки в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБСИДИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова О.А.

Показана актуальность государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Определены сложившиеся формы и методы государственной поддержки. Разработаны схемы этапов планирования и прогнозирования государственной поддержки и взаимоотношений органов государственной власти с малыми формами хозяйствования. Обобщены имеющиеся наработки и разработана методика определения потребностей в субсидиях сельскохозяйственных организаций для условий простого и расширенного воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические механизмы государственной поддержки в агропромышленном комплексе»

17 (200) - 2011

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.24

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВАГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

О. А. ФРОЛОВА,

кандидат экономических наук,доцент,

заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: Buhngiei@yandex.ru Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

Показана актуальность государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Определены сложившиеся формы и методы государственной поддержки. Разработаны схемы этапов планирования и прогнозирования государственной поддержки и взаимоотношений органов государственной власти с малыми формами хозяйствования. Обобщены имеющиеся наработки и разработана методика определения потребностей в субсидиях сельскохозяйственных организаций для условий простого и расширенного воспроизводства.

Ключевые слова: государственное регулирование, сельскохозяйственные организации, субсидии, экономический анализ.

В условиях рыночной экономики важная роль в развитии сельского хозяйства принадлежит государственной поддержке, которая является неотъемлемой частью государственного регулирования. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства объясняется особенностями аграрного производства, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, инфляцией и созданием возможностей для стимулирования его роста и эффективности.

В западных странах на поддержку сельского хозяйства выделяется значительная часть бюджетных средств. Так, отношение дотаций и субсидий к затра-

там на сельскохозяйственное производство в странах ЕС составляет46 %, в Канаде — 43, в Швеции — 53, а в России — 5%. В последние годы наблюдается тенденция к росту государственной поддержки.

Прежде чем определить место государственной поддержки в системе регулирования сельского хозяйства России, нужно раскрыть экономическое содержание категории «государственная поддержка». В экономической литературе обычно отождествляются такие понятия, как «государственное регулирование», «финансовая поддержка», «государственное экономическое регулирование» и «система бюджетной поддержки». Но эти термины означают не одно и то же. Многие авторы сводят систему государственной поддержки только к финансовой и бюджетной поддержке. На практике государственная под держка может осуществляться не только в форме прямых бюджетных выплат, но и в форме косвенных мер, при этом использование бюджетных средств носит стимулирующий характер. В частности, в форме закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд, регулирования продовольственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций с зерном.

Также нельзя согласиться с мнением, что государственная поддержка — это совокупность раз-

личных рычагов и инструментов финансирования из государственного бюджета. Кроме бюджетных и финансовых выплат государство может осуществлять различные организационно-экономические мероприятия с целью создания благоприятных условий для функционирования отечественных товаропроизводителей. Это реструктуризация долгов, налоговые льготы и др.

К внебюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирования цен и тарифов, внешнеторгового регулирования экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, установления льгот, запретов и ограничений.

Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства определяется следующим:

1) сельское хозяйство, как ни одна другая отрасль, связано с использованием земли в качестве основного средства производства. Земля для сельскохозяйственного производства — это ограниченный ресурс, поэтому государство должно участвовать в формировании земельных отношений, поддержке уровня плодородия земли, что связано со значительными финансовыми ресурсами;

2) сельскохозяйственное производство существенно отличается от большинства секторов экономики тем, что оно менее эффективно;

3) научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем в промышленности;

4) сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия и требования рынка;

5) в условиях нерегулируемой рыночной экономики и свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимыхдля ее производства. Необходимость в государственной поддержке

аграрного сектора России выше, чем в развитых странах. Это обусловлено природно-климатическими, материально-техническими, экономическими, историческими условиями. Российская Федерация имеет очень низкий уровень развития

инфраструктуры в сельской местности, характеризующейся бездорожьем, малыми степенями газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения. Сельскохозяйственное производство России держится во многом за счет интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных рабочих и сельского населения, низкого уровня заработной платы. Последствием этого стала деградация сельских территорий, вымирание людей преклонного возраста, которые составляют большинство сельского населения, миграции наиболее трудоспособной и квалифицированной ее части. Крайне низкая по этим причинам обеспеченность сельскохозяйственного производства кадрами является существенным тормозом в вопросах не только внедрения научно-технического прогресса, но и развития отрасли.

Многие ученые-аграрники выделяют две научные концепции выравнивания экономических условий воспроизводства в сельскохозяйственные организации: первая — введение единых по стране государственных закупочных цен с изъятием через рентные платежи дополнительного дохода, связанного с лучшими условиями хозяйствования; вторая — максимальная дифференциация закупочных цен.

Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется в следующих основных формах:

• бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;

• льготное кредитование организаций агропромышленного комплекса (АПК);

• лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств;

• государственные закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

• поддержка страхования урожая сельскохозяйственных структур;

• льготы по налогам;

• реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий перед бюджетом;

• финансирование инвестиционной деятельности;

• поддержка аграрной науки. Государственная поддержка — это важный

рычаг. Особенностью деятельности сельскохо-

зяиственных товаропроизводителей является то, что практически каждый из них нуждается в той или иной форме поддержки из бюджетов всех уровней, как, впрочем, и в любой экономически развитой стране. Эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, в сложных условиях российской экономики приобретает особое значение. Крайне важно не только выделение государственной поддержки, но и эффективное ее использование. При этом необходим мониторинг на основе экономического анализа с соответствующей системой показателей и методов.

Особую значимость в условиях бюджетной ограниченности приобретают процессы планирования и прогнозирования государственной поддержки АПК. Модель этапов планирования и прогнозирования мер государственной поддержки представлена на рис. 1.

Данная модель предполагает тесное взаимодействие местных органов власти с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Государству необходимо сформировать такую административно-экономическую среду, в которой органы местного самоуправления могли бы сами распоряжаться своим бюджетом. Кроме того, с принятием Федерального закона № 131 «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные органы получили такие полномочия по управлению муниципальными районами.

Органам местного самоуправления необходимо не только планировать и прогнозировать государственную поддержку, но и разработать оптимальную схему взаимоотношений органов государственной власти с сельскохозяйственными производителями, особенно с малыми формами хозяйствования на селе. Схема для отдельного муниципального района Нижегородской области представленанарис. 2.

Создание на базе Нижегородского государственного инженерно-эко-

Прогнозирование бюджетной поддержки

Планирование деятельности органов местного самоуправления

Оценка имеющейся системы государственной поддержки

ПЕ

Анализ фактического уровня поддержки

тг

Определение потенциальных направлений развития

Ж

Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности хозяйств АПК

Ж

Совершенствование мер государственной поддержки

Ж

Выявление хозяйств с большими потенциальными возможностями

Выявление потребностей в определенной продукции и услугах

Определение слабых (убыточных) хозяйств

Ориентация хозяйств на местные рынки

Ж

Формирование механизма реализации мер

Ж

Контроль за выполнением и оценка эффективности

Определение роли хозяйств в реализации программы

Рис. 1. Этапы планирования и прогнозирования мер государственной поддержки АПК органами местного самоуправления Нижегородской области

Рис. 2. Оптимальная схема взаимоотношений органов государственной власти с малыми формами хозяйствования Нижегородской области

номического института (НГИЭИ) агропромышленного бизнес-инкубатора окажет неоценимую помощь в организации функционирования малых форм хозяйствования. Функции отделов агропромышленного бизнес-инкубатора представлены в таблице.

Создание данного бизнес-инкубатора будет содействовать занятости сельского населения, реализации социальных гарантий, повышению доходности сельской семьи, увеличению производства в малых формах хозяйствования.

Следует отметить, что последствия кризиса 1990-хгг. и витки нового мирового кризиса не прошли бесследно и привели к еще большей убыточности сельскохозяйственного производства и заставили сбалансировать сельское хозяйство на

грани выживания. Это увеличило дифференциацию сельскохозяйственных производителей, где экономический рост обеспечивают около 30 % высокорентабельных хозяйств, а остальные же хозяйства находятся на фазе простого или суженного воспроизводства.

Системный анализ в этой сфере практически отсутствует. Экономический анализ и последующий мониторинг целесообразно вести на уровне организаций АПК и особенно — отраслевых министерств субъектов Федерации и Минсельхоза России — для рационального и эффективного управления потоками государственной поддержки. Объективный анализ процессов государственной поддержки позволит более эффективно и обоснованно защищать интересы сельскохозяйственных производителей,

Функции отделов агробизнес-инкубатора на базе НГИЭИ

Отдел инкубатора Функции отдела

Отдел развития Взаимодействие бизнес-инкубатора с его партнерами — образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами, производственными предприятиями. Развитие сети бизнес-инкубаторов в районах Нижегородской области. координация деятельности инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области. Осуществление взаимодействия с бизнес-инкубаторами, созданными в других регионах России. Развитие бизнес-инкубатора, расширение спектра предоставляемых услуг

Образовательный центр Организация редакционно-издательской деятельности, в том числе по выпуску периодических изданий, информационно-рекламных материалов, научно-популярной и другой литературы для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Активное формирование общественного мнения о русском крестьянстве как носителе российских культурно-исторических традиций и нравственных норм путем создания радио — и телепрограмм по сельской тематике, поддержки литературного, художественного, публицистического и других видов творчества, способствующих возрождению российской деревни. Создание системы подготовки квалифицированных кадров, обучение представителей малого сельского предпринимательства современным методам ведения хозяйства, использования финансовых инструментов, передовым сельскохозяйственным технологиям

Отдел инноваций Поиск инновационных проектов и оказание помощи в подготовке бизнес-плана для прохождения конкурсного отбора. Сопровождение резидентов бизнес-инкубатора в период пребывания в бизнес-инкубаторе. Подбор программы обучения и тренингов персонала резидентов бизнес-инкубатора. Привлечение консультантов, инвесторов для финансирования конкретных инновационных проектов. Взаимодействие с ассоциациями инвесторов, венчурными и грантообразующими фондами для эффективного развития компании

Отдел интеллектуальной собственности Правовая охрана объектов собственности: изобретения, полезной модели, товарного знака. Регистрация программных продуктов. Информационный поиск по патентной и научно-технической литературе. Проверка объектов техники на патентную чистоту. Составление лицензионного договора. Экспертиза инновационных проектов на наличие интеллектуальной собственности. Реклама разработок. Обучение слушателей в области правовой охраны и коммерческой реализации интеллектуальной собственности. Защита прав изобретателей и патентообладателей в суде

Бухгалтерия Ведение бухгалтерского учета. Консультирование резидентов бизнес-инкубатора по финансовым вопросам

Общий отдел Эксплуатация здания бизнес-инкубатора. Обеспечение внешних и внутренних коммуникаций. Техническое обслуживание оргтехники и оборудования

грамотно распоряжаться выделенными лимитами средств финансирования, а также контролировать использование средств государственной поддержки бюджетополучателями.

Следует выделять два направления в анализе государственной поддержки:

• макроэкономический — анализ уровня и эффективности государственной поддержки, предоставляемой на разных уровнях власти;

• микроэкономический — анализ эффективности использования организацией государственной помощи за определенный этап ее функционирования и определения потребностей в бюджетном финансировании.

Анализу должны подлежать:

• структура и динамика поступающих средств государственной поддержки;

• доли каждого вида финансирования;

• степень компенсации расходов на производство;

• доли государственной поддержки в доходах организации;

• сумма поддержки, приходящаяся на 1 работника;

• показатели прибыли и государственной поддержки в динамике;

• эффективность использования государственной поддержки сельскохозяйственными организациями.

В научных публикациях рассматриваются различные методологические подходы к определению потребностей сельскохозяйственных организаций в бюджетном финансировании. Высказываются предложения по выделению средств сельскому хозяйству исходя из доли отрасли в валовом внутреннем продукте. Но роль сельского хозяйства не определяется его долей в экономике и не все отрасли экономики нуждаются в постоянном бюджетном субсидировании. Во Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства (ВНИ-ЭСХ) разработана методика определения укрупненных нормативов государственной поддержки сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях. Методика базируется на концепции определения объема финансовых ресурсов, изымаемых из аграрного сектора экономики, и сокращения его производственного потенциала.

Автор предпринял попытку обобщить имеющуюся практику и разработать подход и методику расчета нормативов субсидий, дифференцированных по хозяйствам одной микрозоны. Данная методика позволит давать объективную оценку

потребностей в субсидиях сельскохозяйственных организаций.

Нормативы субсидий определяются на основе разработанных нормативов затрат. Расчеты производятся для условий:

• простого производства;

• расширенного производства.

Алгоритм данной методики заключается в следующем.

Для простого воспроизводства:

1) для анализа берутся хозяйства, однородные по природным и экономическим условиям;

2) проводят сравнительный анализ эффективности сельскохозяйственного производства отдельно по отраслям (растениеводство и животноводство), определяют показатели выхода товарной продукции, затрат на производство, финансовый результат на единицу площади в растениеводстве или на одну голову поголовья крупного рогатого скота в животноводстве;

3) рассчитывают нормативные показатели текущих затрат. Эти нормативы характеризуют величину затрат, необходимую для сохранения сложившегося уровня товарной продукции. В расчете предусмотрена рентабельность хозяйств в размере 10 %. Этот показатель обоснован практикой функционирования хозяйств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) определяют норматив общей потребности в субсидиях: к фактическому объему субсидий прибавляется дополнительная потребность в субсидиях, которая складывается из нормативной прибыли и базовой прибыли. Для организаций с фактической прибылью больше нормативной дополнительных субсидий не требуется (потребность в субсидиях может корректироваться на индексы цен на продукцию и ресурсы).

Длярасширенного воспроизводства:

1) для анализа берутся хозяйства, однородные по природным и экономическим условиям;

2) проводят сравнительный анализ эффективности сельскохозяйственного производства отдельно по отраслям (растениеводство и животноводство), определяют показатели выхода товарной продукции, затрат на производство, финансовый результат на единицу площади в растениеводстве или на одну голову поголовья крупного рогатого скота в животноводстве;

3) определяется ранг хозяйств по затратам на производство товарной продукции на единицу, отдельно отрасли растениеводства и отдельно — животноводства;

4) определяется прирост затрат в последующем хозяйстве по сравнению с предыдущим;

5) определяется прирост товарной продукции последующего хозяйства по сравнению с предыдущим;

6) определяется норматив прироста текущих затратна 1 руб. прироста товарной продукции (растениеводства и животноводства), путем деления прироста текущих затрат на прирост товарной продукции;

7) определяется общий норматив.

Данную методику каждое хозяйство может применять для сравнительной оценки и анализа эффективности использования своего производственного потенциала. Также представленная методика расчета субсидий для простого и расширенного воспроизводства позволит создать механизм более эффективного управления государственной поддержкой сельскохозяйственных организаций.

Список литературы

1. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. / H.A. Борхунов, Э. А. Сагайдак, Н. Ф. Зарук и др. ВНИИЭСХ. ВНИИ

экономики, труда и управления в сельском хозяйстве. // М.: Восход-А, 2008. 224 с.

2. Глечикова H.A. Государственное регулирование экономической политики агробизнеса (на примере Ростовской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 6. С. 41-44.

3. Доржиева И.Ц., Жаргалова С. В. Бюджетное субсидирование сельскохозяйственных предприятий в регионе / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 11.С. 55-57.

4. ДербичеваА., ЧаусовН. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в Калужской области // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 1. С. 24-25.

5. Кабанов А., Кипкеев М., Кипкеева А. Основные направления развития личных подсобных хозяйств // Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 4. С. 38-39.

6. Кузнецов В. В. Еще раз о роли государства в формировании эффективного сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 4. С. 21—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.