Научная статья на тему 'Организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства в образовании'

Организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства в образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / БИЗНЕС-ЦЕНТРЫ / БИЗНЕС-ПАРТНЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова И. Г.

В статье исследованы закономерности развития и особенности взаимодействия государства, системы образования и бизнес-структур; особое внимание уделено формированию механизма государственно-частного партнерства; отмечено, что одним из институциональных механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования является развитие малого инновационного бизнеса; выявлены общие социально-экономические и субъектные эффекты, получаемые каждым участником государственно-частного партнерства; обоснована роль государственно-частного партнерства в устойчивом развитии страны; сформулирована концепция адаптации интегрированных структур государственно-частного партнерства, а также предложена методология оценки эффективности функционирования государственно-частного партнерства, основанная на выявлении социально-экономических эффектов, получаемых каждым участником в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства в образовании»

УДК 332.1 (323)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Н.Г. ЕРШОВА

Юго-Западный государственный университет, Курск

e-mail:

ershovairgen@ya.ru

В статье исследованы закономерности развития и особенности взаимодействия государства, системы образования и бизнес-структур; особое внимание уделено формированию механизма государственно-частного партнерства; отмечено, что одним из институциональных механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования является развитие малого инновационного бизнеса; выявлены общие социально-экономические и субъектные эффекты, получаемые каждым участником государственно-частного партнерства; обоснована роль государственно-частного партнерства в устойчивом развитии страны; сформулирована концепция адаптации интегрированных структур государственно-частного партнерства, а также предложена методология оценки эффективности функционирования государственно-частного партнерства, основанная на выявлении социально-экономических эффектов, получаемых каждым участником в отдельности.

Ключевые слова: система образования, государство, государственно-частное партнерство, бизнес-структуры, малый инновационный бизнес, бизнес-центры, бизнес-партнеры.

Концепция стратегического взаимодействия системы образования, государства и бизнес-партнеров экономики на современном этапе должна обеспечивать повышение уровня ресурсного обеспечения, базироваться на использовании современных организационно-экономических механизмов, обеспечивающих взаимодействие процессов образовательной, производственной и научно-инновационной деятельности.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

1. разработка основных принципов и функций ГЧП в сфере образования;

2. объединение государственной, научной, образовательной, предпринимательской деятельности в ГЧП;

3. создание структур управления ГЧП в сфере образования, адекватных требованиям современной экономики, и оценка их эффективности.

Рассмотрим особенности решения каждой задачи.

1. Основными принципами формирования государственно-частного партнерства в сфере образования являются:

- открытость;

- взаимодополняемость;

- информационная прозрачность;

- финансовый инжиниринг;

- осведомленность участников;

- индивидуальность;

- интернационализация.

На основе проведенного анализа зарубежного опыта нами дополнены общие принципы управления структурами государственно-частного партнерства в образовании, основными из которых являются: система сбора внешней и внутренней информации, концентрация на нуждах предприятий-клиентов, финансирование как из внебюджетных источников, так и из бюджетных (рис. 1)

Функциями вуза в ГЧП является осуществление подготовки высококвалифицированных специалистов, целевой подготовки, переподготовка и подготовка кадров для бизнес-партнеров, в качестве которых выступают следующие (рис. 2):

- НИИ РАН, отраслевые НИИ;

- бизнес-организации;

- другие предприятия (научно-производственные объединения (НПО), федеральные государственные унитарные предприятия и т.д.).

|Д|Л

Рас. 1. Основные принципы управления государственно-частным партнерством в сфере образования за рубежом [9, с. 20]

2. Объединение государственной, научной, образовательной, предпринимательской деятельности в государственно-частное партнерство.

Стратегия инновационного прорыва, которую предлагают ученые Юго-Западного государственного университета [6, с. 212], будет иметь положительный эффект при условии значительного увеличения финансирования фундаментальной науки и образования. Разобщенность между различными сегментами научного и образовательного общества -академического сектора, высшей школы, сферы прикладных исследований,- негативная тенденция ввоза в страну устаревших технологий и вытеснение перспективных отечественных разработок могут привести к потере российских позиций в конкурентоспособных отраслях.

Исторически сложившаяся организационная структура высшего профессионального образования в нашей стране сформирована на основе модели вуза как учреждения, полностью управляемого и поддерживаемого государством, функционирующего на основе его долгосрочных заказов в условиях относительной стабильности. Соответственно, в систему организации и управления в прошлом советских, а теперь и российских, вузов не

были заложены механизмы ускоренной адаптации к изменяющимся условиям социально-экономического развития.

Рис. 2. Основные функции субъектов ГЧП в сфере образования

В настоящее время во всем мире государственные высшие учебные заведения сочетают в себе элементы государственного учреждения и саморазвивающегося субъекта рыночной экономики, вынужденного использовать свой предпринимательский потенциал и реализовывать деятельность в условиях конкуренции на различных рынках - образовательных услуг, ресурсов и инноваций.

Одним из институциональных механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования является развитие малого инновационного бизнеса, что представлено нами на рис. 3.

ДД

Государство

Фонды

Всн- Про- Центры Биз-

чур- грам- разви- нсс-

ныс мы тия инку-

ком- оаторы

пании

НИИ

<

>* РАН

<

-

Информа

ционные

центры

-/

\ /

Малый

инновационный

бизнес

/ \

НИЛ

цкт го

со

Базовые

кафедры

Рис. 3. Малый инновационный бизнес как элемент государственно-частного партнерства в образовании

Механизмом взаимодействия ГЧП может быть организация научноисследовательских бизнес-центров высшими учебными заведениями совместно с пред-приятиями-партнерами, которые могут создавать дополнительные рабочие места, а также играют роль в развитии высокотехнологичного производства и, как следствие, в непосредственном росте экономики региона и страны в целом (рис. 4).

Вуз и научное учреждение

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Ведущий Исследователь-

ученый ская группа

Коммерциализуемый результат НИОКЕ -

Ученые,

специалисты

Исследова-

тельская

группа

Научно-исследовательский бизнес-центр ГЧП

Разработка НИОКР за счет ресурсов предприятия

Исследовательская лаборатория научно-исследовательского центра

Специалисты

предприятия

Финансирование

НИОКР

Предприятие-партнер

Создание инновационного продукта

Высококвалифицированные специалисты предприятия

Рис. 4. Взаимодействие вуза, науки и бизнес-партнеров посредством научно-исследовательских бизнес-центров ГЧП

3. Создание структур управления ГЧП в сфере образования, адекватных требованиям современной экономики

Интегрированные структуры государственно-частного партнерства могут быть различных организационных форм в зависимости от масштабности, общности или специфичности решаемых задач. Выбор наилучшего способа партнерства следует осуществлять на основе анализа выгод, возможностей, издержек и рисков.

Нами предлагается использовать концептуальную модель управления интегрированной структурой государственно-частного партнерства (рис. 5). В процессе исследования выявлено, что при достижении цели устойчивого развития страны преобладают интересы и обязательства государства, при устойчивом развитии системы образования -интересы и обязательства образовательных структур, при проведении модернизации отраслей - интересы и обязательства государства, предпринимателей и системы образования примерно равны.

В соглашении о государственно-частном партнерстве в образовании между государственными органами, бизнес-структурами и системой образования должна ставиться цель - создать новые рабочие места.

Рис. 5. Интегрированная бизнес-модель ГЧП в сфере образования

Интерес бизнеса состоит в том, что, во-первых, он участвует в подготовке квалифицированных работников, способных осуществлять модернизацию производства. Во-вторых, бизнес, создавая новые рабочие места и повышая оплату труда, стимулирует потребление производимой им продукции. В данном случае, государственно-частное парт-

нерство в образовании является инструментом для получения прибыли, которая, следовательно, становится инструментом для повышения качества жизни населения.

Поскольку субъектами ГЧП становятся государство, бизнес-партнеры, система образования, то методология оценки эффективности функционирования ГЧП должна основываться на выявлении общих социально-экономических эффектов, а также субъектных эффектов, получаемых каждым участником в отдельности (рис.6)

Рис. 6. Структура эффектов ГЧП в сфере образования

Таким образом, для ускорения темпов развития экономики необходимо создание принципиально новых интегрированных структур государственно-частного партнерства, базовыми организационными подсистемами которых стали вузы, научноисследовательские учреждения, предприятия-партнеры.

Необходимо построить смешанную или интегрированную экономику, соединяющую в себе наилучшие свойства как рыночно-капиталистического, так и плановораспределительного хозяйствования вокруг стержня национально государственных интересов с учетом ресурсного потенциала страны, ее исторических традиций и геополитического положения. Создание интегрированной экономики предполагает опору на внутренние источники воспроизводства трудового потенциала, на изменение структуры подготовки на рынке труда. Главной целью воспроизводства трудового потенциала общества является его формирование и развитие в направлении возможно более полного раскрытия и эффективного применения творчески-созидательного потенциала человеческой индивидуальности.

Необходимо определить возможные источники ресурсного обеспечения государством воспроизводства трудового потенциала общества. Для национальной экономики важно стремиться не только к оптимальному соотношению денежной и товарной массы (валового внутреннего продукта), денежной массы и имеющихся производственных мощностей, но и к оптимальному соотношению денежной массы и трудового потенциала общества.

Список литературы

1. Ахтямов, М.К. Модели взаимодействия бизнеса и университетов: проблемы и перспективы / М.К. Ахтямов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2008. № 4(61). С. 294-302.

2. Гневашева, В. А. Образование как фактор производства в информационном обществе [Текст] / В. А. Гневашева // Вестник высшей школы. 2009. № 4. С. 5-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ершова, И.Г. Селекция методов измерения потенциала развития региона / И.Г. Ершова // Регион: системы, экономика, управление. Русский провинциальный научный журнал. - Воронеж «Научная книга». 2011. № 1 (12). С. 48-55-

4. Косинова, Н. Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии региона:

направления, проекты, институты развития [Текст] / Н. Н. Косинова // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 9. С. 32-355. Коновалова, М. Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России / М. Е. Коновалова // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 82-85.

6. Михайлов, А.Н. Стратегические приоритеты регионального развития / [Текст]: А.Н. Михайлов, А.С. Зубарев, С.Г. Емельянов, Ю.В. Вертакова, Е.В. Харченко. - М.: Альфа-М: Уником Сервис: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.

7. Судариков, А. Л. Государственно-частные партнерства в сфере науки, технологий и инноваций: зарубежный опыт / А. Л. Судариков, А. В. Грибовский // Инновации. 2012. № 7. С. 47-59.

8. Титов, С. А. Образование в точке бифуркации [Текст] / С. А. Титов // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 73-81.

9. Харин, А.А. Развитие взаимодействия высших учебных заведений с промышленными предприятиями и государством на основе опыта США / А.А. Харин, О.С. Хохлова // Инновации. 2011. № 8. С. 17-23.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN EDUCATION

I.G. ERSHOVA

Southwest State University, Kursk

e-mail:

ershovairgen@ya.ru

In article regularities of development and feature of interaction of the state, an education system and business structures are investigated; the special attention is paid to formation of the mechanism of state-private partnership; it is noted that one of institutional mechanisms of state-private partnership in education is development of small innovative business; the cumulative social and economic and subject effects gained by each participant of state-private partnership are revealed; the role of state-private partnership in a sustainable development of the country is proved; the concept of adaptation of the integrated structures of state-private partnership is formulated, and also the methodology of an assessment of efficiency of functioning of the state-private partnership, based on identification of the social and economic effects gained by each participant separately is offered.

Keywords: education system, state, state-private partnership, business structures, small innovative business, business centers, business partner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.