Научная статья на тему 'Организационно-экономические инструменты расширения межрегиональных связей в Северо-Кавказском федеральном округе'

Организационно-экономические инструменты расширения межрегиональных связей в Северо-Кавказском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ / ЭКОНОМИКА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашхотова Э. А.

Статья посвящена проблемам формирования многоотраслевой социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на повышении эффективности производства и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни населения региона. Обосновываются концептуальные основы системы межрегионального взаимодействия всех субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Рассматриваются принципы расширения источников финансирования и управления региональной инвестиционной программой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашхотова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические инструменты расширения межрегиональных связей в Северо-Кавказском федеральном округе»

5 (29) - 2010

Стратегия развития региона

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАСШИРЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Э. А. АШХОТОВА,

старший преподаватель кафедры менеджмента организации

E-mail: elmira-kbr@yandex. ru Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова, г. Нальчик

Статья посвящена проблемам формирования многоотраслевой социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на повышении эффективности производства и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни населения региона. Обосновываются концептуальные основы системы межрегионального взаимодействия всех субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Рассматриваются принципы расширения источников финансирования и управления региональной инвестиционной программой.

Ключевые слова:региональный, экономика, межрегиональное взаимодействие, инвестиционный, программа.

Для реализации задач модернизации вновь созданного Северо-Кавказского федерального округа потребуется система разработки и реализации крупных интегрированных регионально-муниципальных инновационных проектов по формированию нового качества жизни населения с использованием инструментов фондового рынка, создания региональных внебюджетных накопительных фондов и инвестиционно-заемной системы для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

На рис. 1 показана структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за 2008 г. Во всех субъектах СКФО высока

доля инвестиций в обеспечение государственного управления и обеспечение военной безопасности. Данный факт связан с неблагоприятной ситуацией и повышенным риском конфликтных проявлений на Северном Кавказе. Следствием этого также является низкая инвестиционная привлекательность всего СКФО, что негативно сказывается на развитии социально-экономического потенциала хозяйственной системы региона.

Низкими инвестиционными показателями отличаются строительная отрасль экономики, добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Это сопровождается низким уровнем инвестиций, направленных на развитие производственного потенциала территории и инвестиций на развитие производственной инфраструктуры территории.

Исходя из проведенного анализа и предполагаемых перспектив, главную стратегическую цель развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа целесообразно сформулировать в контексте формирования многоотраслевой социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на непрерывном росте и повышении эффективности производства и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни всего населения округа.

%

100 -I

90 -80 -70 -60 -50 40 30 20 10 0

£ J

у у

У

4P

Ж

с?

/

□ Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

□ Здравоохранение и предоставление социальных услуг

□ Образование

В Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование ШОперации снедвижимым имуществом, арендаи предоставление услуг

□ Транспорт и связь

И Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов

личного пользования И Строительство

И Производство и распределение электроэнергии, газа и воды с Обрабатывающие производства 4 Добыча полезных ископаемых

□ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Источник: создано автором на основе ЦБСД Федеральной службы государственной статистики. URL: www. gks. ru.

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2008 г.

В связи с этим на федеральном уровне необходимо разработать систему межрегионального взаимодействия всех субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в контексте социально-экономического развития округа в целом. При этом необходимо обеспечить эффективную систему стратегического индикативного планирования, позволяющую обозначить векторы взаимодействия и развития регионов СКФО. Внедрение подобной системы в первую очередь позволит рассматривать единый воспроизводственный процесс федерального округа в целом, а не отдельные воспроизводственные процессы на уровне субъектов. В результате эффективной реализации

системы будет возможно говорить о диверсификации воспроизводственного процесса на территории всего СКФО.

Таким образом можно получить социально-экономическую систему с высокой долей обрабатывающего производства (а не добычи полезных ископаемых). Станет возможной диверсификация производства, а структура валового регионального продукта может стать более равномерной и приближенной к общероссийской. Все это приведет к более устойчивому социально-экономическому развитию всех семи регионов, входящих с СКФО. Но при этом необходима эффективная координация векторов развития всех регионов.

Подобная координация, управление разработкой и осуществление стратегического социально-экономического развития субъектов СевероКавказского федерального округа предполагает создание механизма сбалансированного социально-экономического развития хозяйственной системы. Одной из важнейших функций такого механизма должна стать функция индикативного планирования.

Принципами такого планирования являются целенаправленность, социальная ориентированность, комплексность, эффективность, управляемость, гласность и открытость, сочетание территориального и отраслевого аспектов планирования, адаптивность, легитимность [5]. Этим принципам удовлетворяет концептуальная схема социально-экономического развития региональной хозяйственной системы (рис. 2).

Так на федеральном уровне происходит формирование целевых ориентиров развития Северо-Кавказского федерального округа. Например, разрабатывается комплекс мер, позволяющий расширить межрегиональные связи между субъектами СКФО в рамках диверсификации воспроизводственного про-

Стратегия развития региона

5 (29) - 2010

Формирование целевых ориентиров развития Северо-Кавказского федерального округа

Источник', составлено автором.

Рис. 2. Концептуальная схема социально-экономического развития СКФО

цесса хозяйственной системы федерального округа, в том числе в контексте развития малого и среднего бизнеса и увеличения качества жизни населения.

Далее в подсистеме стратегического планирования, являющейся механизмом разработки стратегии социально-экономического развития отдельно взятого региона в соответствии с целевыми ориентирами, заданными на федеральном уровне, происходит разработка стратегии социально-экономического развития, а также системы индикативных показателей, отвечающих целям реализации стратегии. При этом стратегия социально-экономического развития региона является основой среднесрочного и краткосрочного индикативного планирования.

Подсистема тактического управления охватывает среднесрочный период (до пяти лет). В рамках подсистемы тактического управления происходит реализация целей и приоритетов, выработанных системой стратегического планирования.

Подсистема оперативного управления направлена на выполнение тактических целей и задач посредством разработки и выполнения программ сроком до одного года. Важнейшим инструментом реализации стратегии является комплекс целевых программ развития отраслей или решения наиболее острых проблем, а также инструменты организации различных проектов.

Механизм системы социально-экономического развития региональной экономики способствует рассмотрению каждого элемента отраслевой принадлежности в совокупности с другими элементами, причем не только прямо, но и опосредованно [3]. Другими словами, рассмотрение каждого элемента отраслевой принадлежности происходит либо через сопредельные региональные уровни, либо через сопредельные отрасли.

Например, устойчивое развитие сельскохозяйственного комплекса может развиваться при взаимодействии с сопредельными региональными уровнями. В то же время развитие сельскохозяйственного комплекса может реализо-вываться и при взаимодействии с другими отраслями региональной хозяйственной системы, которое идет на региональных уровнях.

Обратная связь и перманентное индикативное планирование осуществляются через систему мониторинга текущей ситуации и исполнения намеченных целей. Организация непрерывного мониторинга принципиально важна для реализации стратегического социально-экономического развития каждого отдельного региона и всего СКФО. Для этого необходима организация системы постоянно действующего наблюдения, сбора информации, контроля и оценки результатов. Основной целью

7х"

55

мониторинга являются успешная реализация стратегии и поддержание ее актуальности.

Мониторинг следует рассматривать в качестве информационно-аналитической базы для:

— обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития региона;

— разработки прогнозов и планов развития;

— обоснования мер поддержки отдельных отраслей и предприятий с учетом их значения для региона;

— разработки прогноза и программ развития отдельных отраслей экономики;

— оценки результативности предпринимаемых

мер.

Мониторинг стратегии социально-экономического развития включает в себя три элемента.

1. Мониторинг внешней среды региона. Основывается на изучении ситуации в отраслях соседних регионов, стране и мире.

2. Мониторинг общих результатов реализации стратегии. Предполагает проведение анализа статистических и важнейших интегральных показателей, что позволяет давать оценку степени продвижения по избранным векторам развития.

3. Мониторинг реализации мероприятий. Выступает в качестве информационной основы и предполагает изучение отчетности рабочих групп по трем составляющим (осуществление мер, эффект от реализации, активность рабочей группы).

Объединение итогов мониторинга по трем направлениям в сводном отчете позволяет отслеживать актуальность и адекватность стратегии, делать выводы о необходимости ее корректировки. Этим гарантируется постоянное обновление стратегии социально-экономического развития СКФО и его субъектов.

Полученная информация проходит интерпретацию в системе регулирования, в ходе чего производятся:

— оценка степени реализации избранных целей и задач развития, достаточности ресурсов и необходимости корректировки целей;

— оценка степени реализации мер, их уточнение и корректировка.

Далее вырабатываются поправки и указания для подсистем тактического и оперативного планирования.

Следовательно, система мониторинга и регулирования необходима для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорить необходимые решения, своевременно внести коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.

Осуществление стратегических целей потребует значительных ресурсов, важнейшими из которых выступают финансовые ресурсы регионов СКФО (совокупность денежных средств, которыми располагают органы государственной власти регионов), поэтому в качестве механизма реализации стратегии социально-экономического развития округа и его субъектов следует рассматривать и бюджетный механизм.

Формирование бюджетного механизма предусматривает:

— организацию перспективного бюджетного планирования;

— учет приоритетов развития округа, то есть первоочередное финансирование приоритетных направлений;

— формирование бюджета развития округа (за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели);

— повышение устойчивости региональных бюджетов СКФО.

Формирование бюджета развития является одним из важных условий успешной и эффективной реализации стратегических планов. В бюджет развития для финансирования конкретных программ и проектов на долевых началах могут привлекаться средства заинтересованных предприятий и организаций, внебюджетных фондов, фонда занятости, фонда развития предпринимательства и малого бизнеса, средства населения.

Средства бюджета развития могут использоваться на финансирование инновационной и научно-исследовательской деятельности, а также на капитальные вложения, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований из экологических внебюджетных фондов), иные расходы, направленные на развитие региона.

Бюджет развития обеспечивает финансирование приоритетных программ и проектов по реализации стратегии, принятых и утвержденных законодательными собраниями субъектов федерального округа. Использование средств бюджета развития должно осуществляться на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности; не допускается отвлечение его временно свободных средств на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.

Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, которыми располагают регионы, входящие в СКФО, целесообразно организовать механизм привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов для реализации стратегии социально-экономического развития округа.

Стратегия развития региона

5 (29) - 2010

Отдел разработки инвестиционной программы

Отдел финансирования инвестиционной программы

0^ъскты

инвестиционной X,-мониторинга

программы / инвестиционной программы

Источник: составлено автором.

Рис. 3. Механизм управления региональной инвестиционной программой

На рис. 3 отображена система функционирования механизма управления региональной инвестиционной программой социально-экономического развития. Этот механизм предназначен для обеспечения управляемого взаимодействия между заемной и инвестиционной составляющими своей функции. Это необходимо для достижения единой цели — реализации инвестиционной программы социально-экономического развития каждого региона Северо-Кавказского федерального округа за счет заемных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Механизм управления региональной инвестиционной программой является инструментом организации заимствований и управления финансовыми потоками в целях реализации инвестиционной программы социально-экономического развития субъектов СКФО в рамках реализации бюджета развития в системе механизма концепту-

альной системы социально-экономического развития СКФО.

Механизм управления региональной инвестиционной программой позволяет осуществлять привлечение денежных средств в течение всего периода своего функционирования, тем самым обеспечивая постоянное присутствие субъектов федерального округа на рынке заемного капитала в роли эмитентов или заемщиков. При этом в течение всего периода также существует возможность подготовки и реализации новых инвестиционных проектов.

Механизм управления региональной инвестиционной программой должен обеспечивать выполнение четырех основных задач:

— заимствование денежных средств на финансовом рынке в необходимых объемах, в том числе с помощью периодической эмиссии ценных бумаг (облигаций);

— подготовка и реализация инвестиционной программы социально-экономического развития субъектов СКФО и округа в целом;

— финансирование за счет заемных средств региональных инвестиционных программ;

— мониторинг целевого использования и возвратности заемных средств, а также реализации региональных инвестиционных программ.

Отделом разработки инвестиционной программы осуществляется разработка адресной инвестиционной программы, представляющей собой перечень объектов капитального строительства и реконструкции, ориентированных на реализацию плана социально-экономического развития конкретного региона и всего федерального округа в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отделом финансового планирования определяется предельный объем инвестиционного долга, обеспечиваемый региональным бюджетом. Предельные объемы заимствований определяются, исходя из возможностей бюджета обслуживать и погашать долг в среднесрочной перспективе. Также данным отделом на основе информации о предельной величине регионального долга проводятся отбор инвестиционных проектов, разработанных для реализации плана социально-экономического развития, и составление смет финансирования при поддержке подсистем управления внебюджетными фондами и управления заимствованиями.

7х"

57

Подсистема управления внебюджетными фондами производит оценку потенциалов и рисков инвестиционных проектов и в соответствии с этим производит отбор внебюджетных фондов, из которых идет финансирование объектов инвестиционной программы. При этом источниками финансирования могут выступать целевые платежи из вышестоящих бюджетов, средства юридических и физических лиц.

Наполнение внебюджетных фондов можно реализовать стандартными методами, если средства из внебюджетных фондов идут на инвестирование трудно окупаемых проектов, либо путем продажи частей (паев) внебюджетных фондов частным или институциональным инвесторам (при этом необходимо обеспечение возможности выкупа данных паев у инвесторов), если средства идут на быстроокупаемые проекты. В этом случае также следует обеспечить наполнение внебюджетных фондов прибылью, полученной в ходе реализации инвестиционных проектов.

Подсистема управления заимствованиями производит оценку потенциалов и рисков инвестиционных проектов и на основе возможностей бюджета обслуживать долг организует привлечение займа путем привлечения коммерческого кредита или эмиссии долговых обязательств. При этом эмиссии долговых обязательств (облигаций) отдается приоритет в силу большего объема займа и продолжительности привлечения, а также меньшей стоимости подобного займа по сравнению с привлечением коммерческого кредита.

Для нормального функционирования механизма управления региональной инвестиционной программой необходимо не только перспективное планирование долга, проводимое отделом финансового планирования, но и строгое ежедневное планирование обслуживания долга и подрядных договоров в рамках финансового года. Данные функции возложены на отдел финансирования инвестиционной программы. Отделом разрабатывается план финансовых потоков инвестиционной программы, формирующийся из нескольких взаимосвязанных потоков денежных средств [4]:

— подневного плана привлечения и возврата заимствованных средств;

— плана финансирования объектов инвестиционной программы;

— плана привлечения средств на покрытие кассовых разрывов;

— плана временного отвлечения на покрытие кассовых разрывов средств, привлеченных в целом для финансирования объектов инвестиционной программы (данный пункт допустим при реализации механизма управления региональной инвестиционной программой во взаимодействии с концептуальным механизмом социально-экономического развития СКФО).

Отделом мониторинга производится контроль за выполнением инвестиционной программы, реализацией графика выполнения работ по инвестиционным проектам, входящим в инвестиционную программу; исполнением финансовых платежей, целевым расходованием средств и обеспечением возвратности заемных средств.

Данный механизм управления региональной инвестиционной программой повысит инвестиционную привлекательность регионов, реализовавших его в своих системах управления социально-экономическим развитием. Кроме того, в результате повысится эффективность использования финансовых ресурсов, что позволит использовать их наиболее рациональным образом [1, 2]. Все это приведет к дополнительным притокам налоговых платежей в региональные бюджеты за счет ввода в строй новых объектов (т. е. расширения налогооблагаемой базы и др.). В конечном счете это обеспечит качественный рост социально-экономической системы каждого региона и всего Северо-Кавказского федерального округа.

Список литературы

1. Глазков С., Мещеряков И. Инвестиционно-заемная система муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. 2007. № 1.

2. Илларионов А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. 2007. № 1.

3. Калинникова И. о. Управление социально-экономическим потенциалом региона. СПб.: Питер, 2009.

4. Климович М. в., Тумасянц С. М. Управление инвестиционно-заемными системами. М.: ИД «РЦБ», 1998.

5. Фетисов Г. Г., орешин в. П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2006.

ФИНАНСоВАя АНАлИТИкА

58 ^ проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.