Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК»

The author describes various aspects of existing approaches to the assessment of project risks. In particular, the essence quantitative and qualitative approaches, sensitivity analysis, scoring, project modeling stages, risk assessment in the analysis of investment project, the uncertainly of individual parameters of the project, the application of the theory of fuzzy sets in the formulation of investment projects, the types of uncertainly, and models allowing to obtain an assessment of project risk.

Keywords: project risks, commercial organization, sensitivity analysis, modeling projects, theory of fuzzy sets.

ofof fuzzy sets.

С. МЕДВЕДЕВ, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник ГНУ ВСТИСП РАСХН

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК

Обеспечение потребностей населения страны плодово-ягодной продукцией по доступным ценам в значительной степени зависит от рациональной организации формирования и использования производственного потенциала садоводства. Необходимый уровень производства и потребления этих видов продукции на базе интенсификации в известной мере определяет качество питания, продолжительность жизни населения, социально-экономическую стабильность общества. Вместе с тем реформирование агропромышленного комплекса внесло значительные изменения в экономические условия функционирования плодово-ягодного подкомплекса АПК, привело к принципиально новым отношениям производителей и потребителей продукции, что не способствовало развитию садоводства.

В стране за 1990-2008 гг. сократились площади под садами и ягодниками. Произошел процесс необоснованной раскорчевки промышленных садов. Вследствие одностороннего подхода в аграрных преобразованиях, ориентированных на создание мелкотоварного производства в ущерб экономическим связям, а также противоречивости многих нормативно-правовых актов, значительно снизилась специализация, свернуты кооперация и интеграция. Ухудшилось использование производственных ресурсов, достижений научно-технического прогресса, ограничилось использование биоклиматического и производственного потенциала. Возросла убыточность и кредиторская задолженность товаропроизводителей.

В результате реформирования были ликвидированы крупные специализированные экономически устойчивые организационные единицы плодово-ягодного подкомплекса АПК - тресты, хозрасчетные объединения. Резко сократились площади промышленных насаждений и площади ежегодных закладок. Ускорилось старение садов. Почти полностью прекратились инвести-

345

ции в плодово-ягодный подкомплекс АПК. Оказались предельно сужены возможности инновационного предпринимательства и утеряны квалифицированные кадры. Произошла переориентация специализированных питомнико-водческих и садоводческих предприятий. Продукция подкомплекса обладает предельно низкой конкурентоспособностью. Чрезвычайно слабо развиты сферы переработки и хранения, а также рыночная инфраструктура. В результате сократилось среднегодовое потребление плодов и ягод населением России до 20% от обоснованной нормы.

Сложность садоводства и питомниководства предъявляет повышенные требования к рациональной его организации, специфической для различных регионов РФ, областей и даже отдельных предприятий. Необходим поиск способов преодоления негативных процессов, разработка новых форм организации и механизма эффективного функционирования плодово-ягодного подкомплекса АПК. Многие вопросы по рациональной организации эффективного садоводства применительно к сегодняшним экономическим условиям еще недостаточно исследованы.

В инновационно-инвестиционном плане нуждаются в систематизации организационно-экономические аспекты садоводства, определяемые специфическими особенностями отрасли. Анализ позволяет определить следующие основные особенности садоводства, усложняющие в современных жестких финансово-кредитных условиях его развитие:

1) Большая капиталоемкость. Многолетние насаждения входят в состав основных производственных фондов; сроки амортизации различаются по культурам и зависят от срока эксплуатации; инвестиционные затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений до начала производственного функционирования различаются по культурам и зависят от длительности периода до вступления в эксплуатацию (от 1 до 7 лет) и схемы посадки.

2) В садоводстве имеются значительные зональные различия, объективно приводящие к различиям в уровне урожайности, вызывающие потребность в многообразных культурах, сортах, а также в разработке специфических технологий. Необходим минимальный набор сортов для каждой зоны и каждого предприятия.

3) Существование садоводства невозможно без наличия высокоразвитого питомниководства в каждой зоне. Успехи питомниководства и селекции способствуют в конечном итоге более быстрой окупаемости затрат на создание садов и ягодников. Нужны зональные питомники, занимающиеся размножением адаптированного к местным условиям посадочного материала. Необходим государственный контроль за качеством посадочного материала.

4) Высока зависимость эффективности садоводства и всего подкомплекса в целом от уровня развития фондопроизводящих предприятий АПК. Здесь необходимы агропромышленные объединения, в том числе, с большой долей государственной собственности.

5) Один из способов повышения рентабельности садоводства - продление срока реализации за счет хранения и переработки, для чего необходимо в хозяйствах сочетание сортов по срокам созревания, а также внедрение сортов, селекция которых была бы направлена на улучшение их качества для переработки и хранения.

Системный анализ состояния плодово-ягодного подкомплекса АПК в России, ЦФО, отдельных сельскохозяйственных предприятиях позволил выявить тенденции развития отрасли и причины спада. Фактически наблюдается стагнация производства плодов и ягод, сокращение ежегодных закладок плодовых культур, площадей посадки, старение насаждений, уменьшение доли товарного садоводства. Средняя урожайность во всех категориях хозяйств - низкая, что наряду с другими факторами ведет к росту импорта не только фруктов, производство которых затруднительно в условиях России, но и плодов и ягод, способных успешно возделываться в стране. Это отвлекает значительные денежные средства из сферы АПК, перераспределяя их в пользу иностранных производителей.

ЦФО по своим природным и экономическим показателям является благоприятным районом для производства плодов и ягод, и его доля в общем валовом сборе плодов и ягод превышает соответствующие показатели Южного федерального округа. По производству ягод ЦФО уступает только Приволжскому и Сибирскому федеральным округам, где в 2007 г. произведено соответственно 210 тыс. т и 130 тыс. т ягод или 25% и 16% от общего их сбора в РФ.

Основная доля в производстве плодов и ягод принадлежит хозяйствам населения. До середины 90-х годов производство в хозяйствах населения росло, а затем стабилизировалось. Размеры садоводства в сельскохозяйственных предприятиях, как площади, так и валовые сборы за последние пятнадцать лет значительно сократились. Удельный вес валовых сборов плодов и ягод в крестьянских (фермерских) хозяйствах России равен 0,3%, а в ЦФО - 0,1%. Садоводство в крестьянских (фермерских) хозяйствах, также как и в хозяйствах населения, в основном направлено на удовлетворение личных потребностей.

Тенденции таковы, что крестьянские (фермерские) хозяйства, особенно в отрасли садоводства, не получат сколько-нибудь значительного развития и не смогут обеспечивать своей продукцией потребности отечественного потребительского рынка. Выжить в сложных экономических условиях и добиться устойчивого развития крестьянские (фермерские) хозяйства могут только на основе объединения. Таким образом, пока сохраняются преимущества крупного производства в садоводстве.

Причины недостаточно высокого уровня развития садоводства во всех категориях хозяйств можно разделить на три группы:

1) причины технологического, селекционного и питомниководческого характера: низкий уровень агротехники; нерациональный ассортимент существующих плодовых и ягодных насаждений; небольшой удельный вес интенсивных садов; нерациональная возрастная структура насаждений;

2) внутренние причины организационно-экономического характера: высо-

кая трудоемкость работ в садоводстве и ягодоводстве; отсутствие специализированных технических средств в необходимых количествах отсутствие орошения; высокие темпы сокращения общих и плодоносящих площадей многолетних насаждений и снижение урожайности в товарных хозяйствах; отсутствие у большинства хозяйств плодохранилищ и перерабатывающих мощностей и др.;

3) внешние причины организационно-экономического характера: увеличение доли хозяйств населения как в общей площади многолетних насаждений, так и в валовом производстве плодов и ягод; уменьшение размеров производства посадочного материала (примерно в 6-10 раз) при сокращении количества питомников; уменьшение инвестиций; отсутствие производств по выпуску современной тары и упаковочных материалов, обеспечивающих транспортабельность и сохранность плодов и ягод; ликвидация системы государственных закупок; высокие транспортные расходы; монополизм цен на основополагающие ресурсы; снижение платежеспособного спроса населения; низкая конкурентоспособность отечественных плодов.

При существующей финансовой ситуации следует опираться на крупные предприятия, имеющие определенную производственную базу и опыт в садоводстве. Анализ хозяйственной деятельности отдельных сельскохозяйственных предприятий показал, что даже в существующих экономических условиях производство плов и ягод может быть рентабельно.

В России сохранились резервы для повышения эффективности производства плодов и ягод. Пока еще не уничтожена окончательно производственная база, не отслужили полностью эксплуатационный срок плодоносящие насаждения, существуют площади молодых насаждений, есть прогрессивные технологии, имеются районированные сорта, спрос на посадочный материал со стороны любительского и приусадебного садоводства поддерживает и стимулирует питомниководство. Несмотря на рост себестоимости плодов и ягод, садоводство остается выгодной отраслью с уровнем рентабельности, превышающим 50%, а в отдельных хозяйствах достигающим 80%.

В связи с высокой трудоемкостью, капиталоемкостью в отрасли в ближайшие 1015 лет основная доля производства плодов и ягод сохранится за хозяйствами населения. С целью увеличения объемов производства плодов и ягод в хозяйствах населения рекомендуется замена насаждений новыми высокоурожайными сортами, отличающимися высокой морозостойкостью, устойчивостью к болезням и вредителям.

Необходимо способствовать развитию товарного садоводства в сельскохозяйственных предприятиях по нескольким направлениям:

- в зонах развитого плодоводства, в том числе в ЦФО, особенно в его черноземных областях, поддерживать крупные товарные хозяйства наряду с оказанием помощи в становлении крестьянских хозяйств;

- в нечерноземных областях Центра России содействовать развитию садоводства в различных типах предприятий, а также в крестьянских хозяйствах;

- вблизи крупных городов экономически оправдано развитие плодоводческо-ягодоводческих предприятий с перерабатывающими мощностями на базе существующих и вновь организуемых садоводческих предприятий;

- в каждой области ЦФО нужны плодовые и ягодные питомники для удовлетворения потребностей предприятий и населения в посадочном материале плодовых, ягодных и декоративных культур. Причем питомники реально создавать и в фермерских хозяйствах под патронатом научно-производственных учреждений.

В методических целях при проведении расчетов по определению размеров садоводства в областях ЦФО исходным моментом служит ориентир на самообеспечение населения округа плодами и ягодами, выращенными в данных природно-климатических условиях. Расчеты показывают, что общая площадь многолетних насаждений в ЦФО может составлять 298 тыс. га, большая часть из которых занята семечковыми культурами - 186 тыс. га. В сельскохозяйственных предприятиях будет сосредоточена лишь третья часть всех насаждений, при этом, если доля семечковых будет равна 35%, то косточковых - только 9%, а ягодников - 6,3%. От внедрения интенсивных технологий, и при сокращении площадей валовые сборы плодов семечковых культур возрастут.

В Московской области предполагается расширить площади семечковых культур, так как здесь наряду с большими потребностями в плодах есть база для развития плодоводства, переработки, хранения плодов, широкие возможности по реализации плодов в свежем виде, возможность привлечения временных работников на период уборки.

В целом по ЦФО рекомендуется развивать производство плодов семечковых культур во всех областях, кроме Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Смоленской, Тверской и Ярославской области, где семечковые выращиваются в хозяйствах населения.

Площади плодоносящих насаждений косточковых культур в сельскохозяйственных предприятиях необходимо увеличить в два раза. Развивать производство косточковых необходимо в садоводческих предприятиях Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областей. Основная же доля плодов косточковых культур будет все-таки производиться пока в хозяйствах населения.

Согласно проведенным расчетам объемы валовых сборов семечковых в целом по ЦФО будут удовлетворять потребности населения округа на 64% - существующие объемы удовлетворяют на 34%. В отдельных областях удастся добиться полной обеспеченности собственными плодами. К областям, способным обеспечить себя и вывозить яблоки и груши за свои пределы, относятся Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тамбовская и Тульская. На данный момент самообеспечивающими являются лишь Курская и Липецкая области.

Объемы производства плодов косточковых культур должны возрасти в два раза. При этом потребность во ввозе плодов из других регионов сохранится, и

пятая часть плодов косточковых культур должна будет ввозиться. Обеспечить себя собственными плодами косточковых могут Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тамбовская и Тульская области. В настоящее время таковыми являются лишь Белгородская, Курская и Рязанская области.

Объемы производства ягод в целом по округу удовлетворяют потребности населения. Для сравнения: требуется 1879 тыс. ц, а производится - 1943 ц. Такие области как Белгородская, Брянская, Воронежская, Московская, Рязанская, Тамбовская и Тверская имеют природный и экономический потенциал для увеличения объемов производства ягод.

Возможности удовлетворения потребностей населения РФ в плодах и ягодах за счет личных подсобных хозяйств населения и импорта фруктов не безграничны. Отвлекать денежные средства на импорт всех видов фруктов экономически нецелесообразно, кроме того, ввозимые фрукты необходимо подвергать тщательному анализу на экологическую безопасность, так как выращивание фруктов на экспорт во всех производящих фрукты странах основано на применении больших доз химических средств защиты.

Жесткие ограничения на импорт фруктов, не производимых в России, вводить нельзя, нужно лишь регулировать таможенные пошлины на их ввоз. Более высокие пошлины нужны на ввоз плодов и ягод, выращиваемых внутри страны, однако они не должны привести к резкому его сокращению, нужен контроль и гибкая таможенная политика по отношению к их импорту.

Необходимы меры поддержки отечественного производителя, в числе которых могут быть прямые и косвенные меры, находящиеся в тесной взаимозависимости, направленные в первую очередь на повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Это может быть, с одной стороны, льготное налогообложение товаропроизводителей на период от закладки насаждений до вступления и в плодоношение. На этот период желательно устанавливать льготные ставки НДС. Льгота по налогу на прибыль может быть установлена в виде его отмены в целях ее направления на закладку садов и ягодников. Это, в какой-то мере, способствовало бы привлечению инвестиций.

С другой стороны, необходимо установление дифференцированных таможенных пошлин на импортируемые фрукты с последующим перераспределением налогов, взимаемых с компаний-импортеров фруктов, в пользу отечественных производителей, в том числе работающих в сфере переработки и хранения. Такое перераспределение может осуществляться в виде государственных кредитов, субвенций и субсидий, направляемых в регионы и области с традиционно развитым и потенциально экономически эффективным садоводством.

В садоводстве, особенно в плодоводстве, нужны долгосрочные кредиты, банки предоставляют эти кредиты под высокие процентные ставки. Именно поэтому поддержка государства в сфере кредитования садоводства чрезвычайно высока. Здесь могут

использоваться беспроцентные кредиты, кредиты с пониженными процентными ставками при условии их целевого использования.

Часть налоговых поступлений может быть направлена на создание или поддержку предприятий (государственных или с участием государства), проводящих фитосанитарный и сортовой контроль посадочного материала. Государство могло бы принять участие в создании и деятельности предприятий, осуществляющих продажу посадочного материала на условиях, подобных лизинговым отношениям, то есть с постепенной выплатой стоимости посадочного материала, использованного для закладки плодовых и ягодных насаждений.

В ближайшие пять-семь лет в первую очередь необходимо оказывать прямую государственную поддержку в виде целевого финансирования или государственного кредитования на целевые мероприятия: селекционную работу, создание и поддержку питомниководства, в том числе в питомниководческих предприятиях, фитосанитарный и сортовой контроль производимого в России и ввозимого из-за рубежа посадочного материала, закладку садов интенсивного типа новыми перспективными сортами.

Постепенно в сферу поддержки и развития садоводства должны включиться торгово-закупочные предприятия, предприятия переработки и хранения, а также финансовые организации и крупные компании, в том числе, работающие в сфере ресторанного бизнеса.

Соответственно определяются стратегические цели управления подкомплексом, которые формируются в зависимости от изменений состояния производства продукции плодово-ягодного подкомплекса АПК и ее потребления на перспективу с учетом рационализации используемых материальных и финансовых ресурсов. Главная цель стратегии управления - это обеспечение полной продовольственной независимости страны, повышения уровня благосостояния населения страны и качества жизни на селе. При такой стратегии управления формируется отлаженный механизм программно-целевого планирования, который позволит минимизировать издержки реформ и систем управления, обеспечив условия для саморегулирования хозяйствующих субъектов рынка для плавного их вхождения в социально-ориентированную рыночную экономику.

Обеспечение, оптимальной схемы сочетания государственного стратегического управления и саморегулирования в плодово-ягодном подкомплексе АПК предопределяет ситуацию, когда организационно-производственные структуры сельского хозяйства и их подразделения могут функционировать устойчиво и эффективно только на базе развитых основ самоуправления, на базе учета неустойчивой природно-экономической обстановки. Балансируя структуру элементов сложной системы плодово-ягодного подкомплекса АПК, их пропорции и качественные характеристики - соотношения ресурсов и планов производства, рабочей силы и средств производства, можно получить эффект достижения устойчивости развития этой системы.

Главный критерий эффективности садоводства - максимальное значение

процентного соотношения прибыли к затратам. Соизмерение результата и затрат может быть осуществлено и с помощью ряда показателей, отражающих какую-либо одну сторону хозяйственного процесса, степень использования одного или нескольких видов ресурсов. Это могут быть показатели: производительность труда, себестоимость, величина прибыли на единицу площади и на единицу продукции. Значения этих показателей меняются в разных направлениях: например, увеличивается производительность труда, но уменьшается фондоотдача и наоборот.

В связи с тем, что в ближайшие годы сохранится значение хозяйств населения, большой эффект могли бы принести коммерческие предприятия или районные объединения садоводов, организующие на взаимовыгодной основе закупку плодов и ягод у населения для последующей их продажи в розничной торговле или перерабатывающим предприятиям. Это снизит потери плодово-ягодной продукции у населения. Научным учреждениям целесообразно через областные и районные общества садоводов, а также ассоциации крестьянских хозяйств, при поддержке местных органов власти оказывать информационно-консультационные услуги садоводам-любителям и главам крестьянских хозяйств, организовывать выставки-продажи сертифицированного посадочного

материала перспективных районированных сортов плодовых и ягодных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.