Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты моделирования программы внедрения системы ГЛОНАСС в эксклавном регионе России'

Организационно-экономические аспекты моделирования программы внедрения системы ГЛОНАСС в эксклавном регионе России Текст научной статьи по специальности «Использование аэрокосмической информации»

387
73
Поделиться
Ключевые слова
ГЛОНАСС / СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ ПРОГРАММ ВНЕДРЕНИЯ СПУТНИКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по космическим исследованиям, автор научной работы — Боронилов Анатолий Борисович

Излагаются результаты исследований научно-практического подхода к моделированию программы внедрения системы ГЛОНАСС в Калининградской области как приморской территории

Похожие темы научных работ по космическим исследованиям , автор научной работы — Боронилов Анатолий Борисович,

This article presents the results of a study of the applied research approach to the development of the GLONASS system implementation programme in the Kaliningrad region as a coastal territory

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты моделирования программы внедрения системы ГЛОНАСС в эксклавном регионе России»

УДК 528.88(15)

А. Б. Боронилов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС В ЭКСКЛАВНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

Излагаются результаты исследований научно-практического подхода к моделированию программы внедрения системы ГЛОНАСС в Калининградской области как приморской территории.

This article presents the results of a study of the applied research approach to the development of the GLONASS system implementation programme in the Kaliningrad region as a coastal territory.

Ключевые слова; ГЛОНАСС, сетевые модели программ внедрения спутниковой информации, концепция внедрения, экономические эффекты от внедрения системы.

Key words; GLONASS, chain models of satellite information implementation programmes, concept of implementation, economic aspects of system implementation.

В XXI веке человечество переходит на новый этап широкого применения технологий спутникового слежения за наземными объектами и процессами с целью принятия на этой основе различных эффективных управленческих решений. Среди этих систем прежде всего следует выделить систему NAVSTAR GPS (для краткости называемую GPS) для спутниковой навигации, разработанную в Министерстве обороны США. Она показала хорошие результаты как в оборонной, так и в гражданских сферах своего применения [5]. В России разработана и начинает использоваться аналогичная система — ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) [2].

Калининградская область РФ является приморским, специфичным регионом страны, которому присуши черты многих других приморских регионов. Нами был проведен информационно-логический анализ на предмет выявления задач возможного использования ГЛОНАСС в интересах эффективного социально-экономического развития этой территории (табл.).

Все задачи с определенным допущением условно можно разделить на две группы:

1) традиционные — решаемые федеральными ведомствами;

2) специфичные — присущие эксклавной приморской территории.

Конкретизация укрупненных задач (табл.) позволяет выработать

концептуальный организационно-экономический подход к управлению внедрением и использованием информации, полученной с помощью системы ГЛОНАСС, в эксклавном регионе.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 132—136.

Перечень основных задач, которые можно решать с помощью ГЛОНАСС применительно к особенностям Калининградской области как эксклавного региона

Направление Задачи, которые можно решать с применением ГЛОНАСС

Традиционные задачи, решаемые федеральными ведомствами

1. Сельское хозяйство Контроль за лесными пожарами, за разрушениями сельхозугодий из-за стихийных явлений (проливные дожди, засуха)

2. Транспортная деятельность Слежение за передвижением коммерческого автотранспорта и специальной техники, контроль за пробками на автодорогах и пограничных переходах

3. Чрезвычайные ситуации, подведомственные МЧС Контроль за различными ЧС, подведомственными МЧС РФ (землетрясения, наводнения и прочее)

Специфичные задачи, характерные для эксклавного приморского региона, решение которых возможно при региональном использовании ГЛОНАСС

4. Сохранение природно-экологической обстановки в регионе Слежение за размывом морского песчаного побережья (140 км природной зоны) с целью принятия решений по сдерживанию этого процесса, за затоплением польдер-ных земель для принятия упреждающих решений, за состоянием системы дамб, каналов и осушительных насосных станций

5. Железнодорожная транспортная деятельность дальних перевозок Контроль и слежение за грузопотоком железнодорожных контейнерных грузов по Транссибирской магистрали от Владивостока до Калининграда для планирования работы и рациональной загрузки морских фортов и судовладельцев

6. Рыбопромышленная деятельность в морской прибрежной зоне Контроль и слежение за работой средне- и малотоннажных рыболовных судов в морской экономической зоне России, прилегающей к побережью Калининградской области (подрайон Балтийского моря № 27)

7. Морская рыбопромышленная деятельность рыбохозяйственных предприятий в Атлантике Контроль за рыбопромышленной деятельностью судов рыбохозяйственных фирм региона в районах Атлантического океана

Общий анализ проблемы и условий ее реализации на региональном уровне позволяет сформулировать основные положения концепции, на основе которых предлагается информационно-логическая модель построения региональной сетевой программы внедрения системы ГЛОНАСС в эксклавном регионе с вычленением сопутствующих научно-практических проблем, требующих своего решения (рис. 1).

Федеральная космическая программа России. Подсистема

Анализ

внутренних

потребностей

региона

Формирование банка исходных данных

Учет в программе особенностей региона

1. Стратегия внедрения ЛОНАСС в эксклавном регионе

2. Разработка региональной - программы внедрения

ГЛОНАСС

2.1. Разработка концепции рограммы. Определение целей

2.2. Разработка программных мероприятий. Построение сетевой модели

2.3. Подготовка информационного и ресурсного обеспечения сетевой модели

___________т

2.4. Разработка системы управления программой. Оценка результативности программы

3. Анализ соответствия результатов программы целевым установкам

ДА

4. Осуществление программы внедрения ГЛОНАСС в регионе

Анализ внешних условий

Основные научные проблемы, требующие решения:

1. Разработка типовых сетевых программ внедрения ГЛОНАСС в регионе

2. Разработка информационного и ресурсного обеспечения сетевой модели программы

3. Разработка методик определения экономической эффективности программ внедрения ГЛОНАСС в регионе

4. Разработка комплексного анализа программ ГЛОНАСС в регионе

5. Разработка типовых схем систем управления региональных программ внедрения ГЛОНАСС

Рис. 1. Концептуальная информационно-логическая модель построения региональной сетевой программы внедрения системы ГЛОНАСС

Информационно-логическая модель состоит из нескольких информационных блоков, среди которых следует выделить четыре:

1. Стратегия внедрения ГЛОНАСС в эксклавном регионе.

2. Разработка региональной программы внедрения ГЛОНАСС.

3. Анализ соответствия результатов разработанной программы ранее принятым целевым установкам.

4. Реализация программы внедрения ГЛОНАСС в социально-экономическую сферу эксклавного региона.

Данный концептуальный подход позволяет разработать обоснованную научно-практическую систему управления всем процессом, опираясь на методологию системы ПЕРТ и современные информационные технологии. Важным элементом такой системы выступает сетевая управляющая модель программы внедрения ГЛОНАСС в регионе [3]. Исходя из анализа модели можно сформировать предпроектную схему блочного построения сетевой программы комплексного внедрения ГЛОНАСС в регионе (рис. 2).

Рис. 2. Блочное формирование сетевой модели программы комплексного внедрения ГЛОНАСС в регионе

1. Организационный блок — связанный с созданием различных региональных государственных структур: рабочей группы при Правительстве области, структур по внедрению и эксплуатации ГЛОНАСС и проч.

2. Финансовый блок — формирование стартовых источников инвестиций для внедрения и эксплуатации системы.

3. Разработка собственно проекта программы внедрения ГЛОНАСС в регионе. Этот блок распадается на два подблока:

1) анализ и проектирование;

2) технологическая часть и ввод в эксплуатацию.

На основе структуризации проблемы и блочной схемы формирования программы строится принципиальная обобщенная сетевая модель, а затем на ее базе — эскизная и рабочая модели, а также система управления программой.

Другой важной, еще не до конца изученной задачей внедрения спутниковой информационной системы ГЛОНАСС является оценка ее интегрированного экономического эффекта.

Таким образом, информация, получаемая с помощью системы ГЛОНАСС, применима к решению значительного, все более расширяющегося перечня разнообразных задач социально-экономического развития. Соответственно, методики оценки экономической эффективности применения этой информационной системы должны быть дифференцированными.

Список литературы

1. Боронилов А. Б. О концепции эффективного использования ГЛОНАСС в специфичных условиях Калининградской области / / Вестник БНЦ. Калининград, 2010. № 1.

2. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / под ред. А. И. Перова и В. Н. Харисова. 3-е изд. перераб. М., 2005.

3. Ивченко В. В. Сетевое программирование развития приморских регионов России: монография. Калининград, 2008.

4. Сайт федерального космического агентства. URL: http://www.federa! space. ru/main.php?id=24

5. Сайт компании М2М — телематика. URL: http://m2m-t.ru/

Об авторе

Анатолий Борисович Боронилов — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: boronilov@gmail.com

About author

Anatoly Boronilov, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, e-mail: boronilov@gmail.com