УДК 528.88(15)
А. Б. Боронилов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС В ЭКСКЛАВНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ
Излагаются результаты исследований научно-практического подхода к моделированию программы внедрения системы ГЛОНАСС в Калининградской области как приморской территории.
This article presents the results of a study of the applied research approach to the development of the GLONASS system implementation programme in the Kaliningrad region as a coastal territory.
Ключевые слова; ГЛОНАСС, сетевые модели программ внедрения спутниковой информации, концепция внедрения, экономические эффекты от внедрения системы.
Key words; GLONASS, chain models of satellite information implementation programmes, concept of implementation, economic aspects of system implementation.
В XXI веке человечество переходит на новый этап широкого применения технологий спутникового слежения за наземными объектами и процессами с целью принятия на этой основе различных эффективных управленческих решений. Среди этих систем прежде всего следует выделить систему NAVSTAR GPS (для краткости называемую GPS) для спутниковой навигации, разработанную в Министерстве обороны США. Она показала хорошие результаты как в оборонной, так и в гражданских сферах своего применения [5]. В России разработана и начинает использоваться аналогичная система — ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) [2].
Калининградская область РФ является приморским, специфичным регионом страны, которому присуши черты многих других приморских регионов. Нами был проведен информационно-логический анализ на предмет выявления задач возможного использования ГЛОНАСС в интересах эффективного социально-экономического развития этой территории (табл.).
Все задачи с определенным допущением условно можно разделить на две группы:
1) традиционные — решаемые федеральными ведомствами;
2) специфичные — присущие эксклавной приморской территории.
Конкретизация укрупненных задач (табл.) позволяет выработать
концептуальный организационно-экономический подход к управлению внедрением и использованием информации, полученной с помощью системы ГЛОНАСС, в эксклавном регионе.
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 132—136.
Перечень основных задач, которые можно решать с помощью ГЛОНАСС применительно к особенностям Калининградской области как эксклавного региона
Направление Задачи, которые можно решать с применением ГЛОНАСС
Традиционные задачи, решаемые федеральными ведомствами
1. Сельское хозяйство Контроль за лесными пожарами, за разрушениями сельхозугодий из-за стихийных явлений (проливные дожди, засуха)
2. Транспортная деятельность Слежение за передвижением коммерческого автотранспорта и специальной техники, контроль за пробками на автодорогах и пограничных переходах
3. Чрезвычайные ситуации, подведомственные МЧС Контроль за различными ЧС, подведомственными МЧС РФ (землетрясения, наводнения и прочее)
Специфичные задачи, характерные для эксклавного приморского региона, решение которых возможно при региональном использовании ГЛОНАСС
4. Сохранение природно-экологической обстановки в регионе Слежение за размывом морского песчаного побережья (140 км природной зоны) с целью принятия решений по сдерживанию этого процесса, за затоплением польдер-ных земель для принятия упреждающих решений, за состоянием системы дамб, каналов и осушительных насосных станций
5. Железнодорожная транспортная деятельность дальних перевозок Контроль и слежение за грузопотоком железнодорожных контейнерных грузов по Транссибирской магистрали от Владивостока до Калининграда для планирования работы и рациональной загрузки морских фортов и судовладельцев
6. Рыбопромышленная деятельность в морской прибрежной зоне Контроль и слежение за работой средне- и малотоннажных рыболовных судов в морской экономической зоне России, прилегающей к побережью Калининградской области (подрайон Балтийского моря № 27)
7. Морская рыбопромышленная деятельность рыбохозяйственных предприятий в Атлантике Контроль за рыбопромышленной деятельностью судов рыбохозяйственных фирм региона в районах Атлантического океана
Общий анализ проблемы и условий ее реализации на региональном уровне позволяет сформулировать основные положения концепции, на основе которых предлагается информационно-логическая модель построения региональной сетевой программы внедрения системы ГЛОНАСС в эксклавном регионе с вычленением сопутствующих научно-практических проблем, требующих своего решения (рис. 1).
Федеральная космическая программа России. Подсистема
Анализ
внутренних
потребностей
региона
Формирование банка исходных данных
Учет в программе особенностей региона
1. Стратегия внедрения ЛОНАСС в эксклавном регионе
2. Разработка региональной - программы внедрения
ГЛОНАСС
2.1. Разработка концепции рограммы. Определение целей
2.2. Разработка программных мероприятий. Построение сетевой модели
2.3. Подготовка информационного и ресурсного обеспечения сетевой модели
___________т
2.4. Разработка системы управления программой. Оценка результативности программы
3. Анализ соответствия результатов программы целевым установкам
ДА
4. Осуществление программы внедрения ГЛОНАСС в регионе
Анализ внешних условий
Основные научные проблемы, требующие решения:
1. Разработка типовых сетевых программ внедрения ГЛОНАСС в регионе
2. Разработка информационного и ресурсного обеспечения сетевой модели программы
3. Разработка методик определения экономической эффективности программ внедрения ГЛОНАСС в регионе
4. Разработка комплексного анализа программ ГЛОНАСС в регионе
5. Разработка типовых схем систем управления региональных программ внедрения ГЛОНАСС
Рис. 1. Концептуальная информационно-логическая модель построения региональной сетевой программы внедрения системы ГЛОНАСС
Информационно-логическая модель состоит из нескольких информационных блоков, среди которых следует выделить четыре:
1. Стратегия внедрения ГЛОНАСС в эксклавном регионе.
2. Разработка региональной программы внедрения ГЛОНАСС.
3. Анализ соответствия результатов разработанной программы ранее принятым целевым установкам.
4. Реализация программы внедрения ГЛОНАСС в социально-экономическую сферу эксклавного региона.
Данный концептуальный подход позволяет разработать обоснованную научно-практическую систему управления всем процессом, опираясь на методологию системы ПЕРТ и современные информационные технологии. Важным элементом такой системы выступает сетевая управляющая модель программы внедрения ГЛОНАСС в регионе [3]. Исходя из анализа модели можно сформировать предпроектную схему блочного построения сетевой программы комплексного внедрения ГЛОНАСС в регионе (рис. 2).
Рис. 2. Блочное формирование сетевой модели программы комплексного внедрения ГЛОНАСС в регионе
1. Организационный блок — связанный с созданием различных региональных государственных структур: рабочей группы при Правительстве области, структур по внедрению и эксплуатации ГЛОНАСС и проч.
2. Финансовый блок — формирование стартовых источников инвестиций для внедрения и эксплуатации системы.
3. Разработка собственно проекта программы внедрения ГЛОНАСС в регионе. Этот блок распадается на два подблока:
1) анализ и проектирование;
2) технологическая часть и ввод в эксплуатацию.
На основе структуризации проблемы и блочной схемы формирования программы строится принципиальная обобщенная сетевая модель, а затем на ее базе — эскизная и рабочая модели, а также система управления программой.
Другой важной, еще не до конца изученной задачей внедрения спутниковой информационной системы ГЛОНАСС является оценка ее интегрированного экономического эффекта.
Таким образом, информация, получаемая с помощью системы ГЛОНАСС, применима к решению значительного, все более расширяющегося перечня разнообразных задач социально-экономического развития. Соответственно, методики оценки экономической эффективности применения этой информационной системы должны быть дифференцированными.
Список литературы
1. Боронилов А. Б. О концепции эффективного использования ГЛОНАСС в специфичных условиях Калининградской области / / Вестник БНЦ. Калининград, 2010. № 1.
2. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / под ред. А. И. Перова и В. Н. Харисова. 3-е изд. перераб. М., 2005.
3. Ивченко В. В. Сетевое программирование развития приморских регионов России: монография. Калининград, 2008.
4. Сайт федерального космического агентства. URL: http://www.federa! space. ru/main.php?id=24
5. Сайт компании М2М — телематика. URL: http://m2m-t.ru/
Об авторе
Анатолий Борисович Боронилов — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: [email protected]
About author
Anatoly Boronilov, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, e-mail: [email protected]