КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Ф =
УДК 316.422 (470.26)
Рассматриваются вопросы развития научно-исследовательской деятельности в эксклавном регионе. Разработана структура программы развития научной деятельности Калининградской области. Обозначены основные направления реализации приоритетов модернизации и технологического обновления отраслей эксклавного региона.
This article focuses on the development of research in the exclave region. The authors offer a programme of research development in the Kaliningrad region. The article describes the principal lines of implementation of priorities of modernization and technological upgrade of regional industries.
Ключевые слова: программирование, эксклавный регион, научно-исследовательская деятельность, специфика, региональный уровень.
Key words: programming, exclave region, research, specific features, regional level.
Программирование развития экономики регионов и отдельных отраслей является инструментарием активного государственного регулирования социально-экономических процессов. Разработка региональных целевых программ базируется на определенных научных концепциях, теориях, лежащих в основе объяснения специфики функционирования хозяйственного комплекса на региональном уровне1.
Относительно эксклавных территорий, к которым относится Калининградская область, программирование приобретает особую актуальность: позволяет дать комплексную оценку состояния и потенциала развития той или иной отрасли в условиях высокой степени концентра-
1 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2004 г. № 842 (с изменениями и дополнениями) целевые программы регионального развития представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В. С. Билъчак Е. А. Носачевская
ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСКЛАВНОМ РЕГИОНЕ
ции на небольшой замкнутой территории, а также сформировать обоснованные с научной точки зрения предложения и решения по оптимизации социально-экономических процессов. Речь идет об учете уровня и особенностей региональной научно-исследовательской деятельности, ее потенциала — той роли, которую выполняют достижения науки и техники в развитии территории с учетом многочисленных противоречий пространственной организации хозяйства.
Самый западный регион России — Калининградская область — уникальный пример в плане отражения особенностей функционирования науки, что обусловлено спецификой геополитического положения региона.
Возникшие в регионе после распада СССР совершенно новые задачи по оценке реальных и потенциальных проблем, вызовов и угроз в развитии хозяйства не получили быстрого и эффективного решения2. В 1990-е гг. в регионе произошло резкое снижение темпов развития экономики, уменьшение объема промышленного производства3. В тот период требовались значительные вложения средств для обеспечения структурной и технологической модернизации хозяйства области в соответствии с новыми геополитическими условиями. Разрушение системы научного обеспечения отраслей, основанной на принципах централизованного планирования, в регионе привело к инерционному функционированию научно-исследовательской деятельности — значительному снижению (на порядок) финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и объемов внедрения научных достижений в отраслевые процессы, а также к сокращению численности работников в организациях, выполнявших научные исследования и разработки.
Чтобы не приостанавливать работу, часть исследовательских учреждений Калининградской области переориентировала свою деятельность на выполнение проектов стран Балтийского региона и программ Северо-Западного федерального округа, федерального Центра.
Особо подчеркнем: фактором, способствовавшим относительной активизации научной деятельности в эксклавном регионе и тем самым смягчившим негативные эффекты от резкого сокращения государственного финансирования науки в годы рыночных реформ, оказалось международное сотрудничество. Оно было обусловлено спецификой территориального размещения Калининградской области и подкреплено возможностью получения исследовательскими организациями региона дополнительного грантового финансирования.
2 Разрыв традиционно сложившихся хозяйственных связей предприятий реального сектора экономики, появление пограничных барьеров, проблемы транзита грузов привели к тому, что, в отличие от других регионов России, Калининградская область была поставлена в более тяжелые условия производства конкурентоспособной продукции на своей территории.
3 Особенно тяжелое положение сложилось в приоритетных для развития области отраслях — машиностроении, рыбной и пищевой промышленности.
Начало 2000-х гг., связанное со стабилизацией в первую очередь политической ситуации в стране, ознаменовалось для Калининградской области новыми тенденциями в развитии экономики: начался рост объема промышленного производства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал. В научно-исследовательской деятельности региона в это время также произошли некоторые перемены, для характеристики которых воспользуемся статистическими данными.
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, в Калининградской области на протяжении 2000-х гг. снижалось и к 2009 г. достигло 11 единиц. Сокращение количества научно-исследовательских организаций было связано с проводимой федеральными министерствами и ведомствами работой по оптимизации подведомственной сети научных организаций. Реформирование осуществлялось путем укрупнения или ликвидации тех организаций, которые практически прекратили научную деятельность.
Количество занятых проектированием технологий и научно-технической деятельностью непосредственно на производстве сократилось под воздействием такого основного фактора, как низкий спрос на результаты научно-технической деятельности со стороны реального сектора экономики. В его основе находилось и неудовлетворительное финансовое состояние производства, и незавершенность для коммерческого использования самих научных разработок [5].
Относительно специалистов, составлявших ядро интеллектуального потенциала региона и представляющих собой, по сути, важнейший ресурс для обеспечения эффективного функционирования научно-технологической и инновационной сфер, необходимо отметить следующее. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в Калининградской области в течение рассматриваемого периода уменьшалась: если в 2000 г. она составляла 2533 человека, то уже к 2009-му сократилась до 1799 человек4.
В настоящее время тенденция обвального сокращения численности научных кадров приостановилась. Роль компенсаторов при этом сыграли как внутренние, так и внешние по отношению к науке факторы. К внутренним факторам следует отнести сокращение оттока из науки наиболее активных ученых, их адаптацию к новым социально-экономическим условиям, расширение возможностей дополнительной занятости и т. п. Среди внешних факторов наиболее значимы такие процессы, как замедление потоков перераспределения трудовых ресурсов по сферам экономической деятельности и относительная стабилизация регионального рынка труда, поддержка научной сферы со стороны общественных фондов и другие [5].
4 Процесс сокращения численности занятых исследованиями и разработками затронул все категории сотрудников — исследователей, техников, вспомогательный персонал, прочих работников. Количество исследователей и техников в Калининградском регионе сократилось за период 2002—2009 гг. на 33,7 %.
В рамках вопроса подготовки научных кадров особое внимание необходимо обратить на аспирантуру. В функционировании региональной аспирантуры в рассматриваемый период можно констатировать некоторое «оживление». С 2000 г. подготовку аспирантов в Калининградском регионе стали осуществлять четыре высших учебных заведения, в числе которых и Балтийский федеральный университет им. И. Канта. Динамика основных показателей работы аспирантуры отражена на рисунке.
Рис. Характеристика работы аспирантуры в Калининградской области в 2000—2009 гг., человек5
Численность аспирантов на протяжении всего периода 2000—2009 гг. в регионе росла и в 2009-м составила 717 человек. Прием и выпуск из аспирантуры имели разнонаправленные тенденции, но с доминирующей тенденцией к росту. В структуре подготовки аспирантов по отраслям наук основная доля в 2009 г. принадлежала техническим (27,8 %), экономическим (13,0%), педагогическим (9,2%) и биологическим (10,0 %) наукам.
В последние 15 лет в аспирантуре появились и стали расширяться платные формы обучения, что, в свою очередь, стало реакцией на недостаточный уровень финансирования системы образования и науки. После разрешения вузам и научно-исследовательским институтам вести прием и подготовку аспирантов, а также защиты диссертаций на платной основе у данных организаций появилась заинтересованность в том, чтобы осуществлять прием большего количества аспирантов. Привела ли эта тенденция к более интенсивному развитию научно-исследовательской деятельности на уровне региона — вопрос непростой и по сей день носит дискуссионный характер.
5 Рассчитано на основе: Научные исследования и инновации Калининградской области в 2009 году: аналитическая записка / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2010.
Вместе с тем приходится констатировать и тот факт, что научные исследования преподавателей в высшей школе носят преимущественно характер «хобби». Это связано с учебной нагрузкой российских преподавателей, в структуре которой лишь незначительное время отведено проведению исследований. Ситуация усугубляется недостаточным уровнем заработной платы профессорско-преподавательского состава и, как следствие, необходимостью дополнительной работы по совместительству.
Большое значение для развития научной деятельности, как и любой другой, имеет вопрос финансирования. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в Калининградской области в 2009 г. составили 952,4 млн рублей и по сравнению с 2002 г. увеличились на 580,9 млн рублей. При этом доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в 2002—2006 гг. составляла 0,7—0,9 %, а в 2009-м снизилась до 0,4 %.
Между тем основным источником финансирования региональной науки продолжают оставаться средства государственного бюджета. Если в 2008 г. доля средств федерального бюджета в общем объеме затрат на исследования и разработки в регионе составила (с учетом средств организаций государственного сектора) 71,5 %, то к 2009 г. она увеличилась до 79,4 %.
За последние годы произошла в некоторой степени переориентация деятельности научных организаций. В новых условиях хозяйствования возросла роль разработок в общем объеме исследований и разработок. В 2009 г. этот вид деятельности в структуре затрат составил 486,6 млн рублей, или 51,1 %.
В настоящее время объемы закупок разработок и инноваций калининградскими предприятиями за рубежом значительны. В 2009 г. суммарные годовые выплаты по соглашениям о коммерческом обмене технологиями предприятий Калининградской области с зарубежными партнерами составили 358,8 млн рублей, что превышает объем поступлений от экспорта в 2 раза.
Эти данные отражают существующую потребность хозяйствующих субъектов в научном обеспечении производства. Однако зачастую приобретаемые технологии не являются передовыми, что хотя и позволяет калининградским предприятиям быстро получать экономический эффект, но создает негативные предпосылки для развития экономики области вследствие быстрого устаревания приобретенных технологий. При этом некоторые научные учреждения региона осуществляют продажу своих разработок иностранным предприятиям. Отдельные попытки в направлении перехода к инновационному развитию экономики региона предпринимались, но они не имели, к сожалению, системного характера.
В целом в организации научно-исследовательской деятельности на уровне региона есть и другие проблемные стороны, которые требуют комплексного изучения. Программирование в такой ситуации представляется одним из эффективных инструментов, способствующих устранению имеющихся проблем в развитии научно-исследовательской деятельности.
Предлагается разработать программу, которая позволила бы получить комплексное представление об условиях, необходимых для реализации научного и инновационного потенциала развития экономики экс-клавного региона. Предлагаемую структуру программы развития научно-исследовательской деятельности образуют семь разделов.
В первом разделе изложены цели и задачи программы. Цель программы развития научно-исследовательской деятельности в Калининградской области — обеспечение сбалансированного экономического развития эксклавного региона на основе создания условий для динамичного функционирования научной деятельности, роста инновационного уровня и конкурентоспособности предприятий, отраслей региона.
Во втором разделе программы рассмотрены особенности развития научно-исследовательской деятельности в регионе. Информация о стратегических приоритетных направлениях этого развития отражена в третьем разделе программы.
Основные направления реализации приоритетов модернизации и технологического обновления отраслей эксклавного региона
Агропромышленный комплекс:
— разработка теоретических основ динамичного развития сельских территорий, занятости сельского населения и повышения уровня его жизни;
— совершенствование организационной инфраструктуры, предусматривающей проведение работы по информационно-консультационному обеспечению хозяйствующих субъектов, развитию опытной базы, продвижению научно-технической продукции на региональном рынке;
— участие в разработке и реализации региональных нормативно-правовых актов, совершенствование программы по развитию агропромышленного комплекса калининградской области;
— содействие с научной точки зрения развитию различных форм кооперации и интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств;
— разработка систем воспроизводства плодородия, создание условий для предотвращения всех видов деградации земельных ресурсов;
— совершенствование, разработка, внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных и экономически эффективных технологий производства сельскохозяйственной продукции в условиях эксклавного региона;
— разработка научных рекомендаций по развитию мясомолочного животноводства, в том числе обоснование системы кормления крупного рогатого скота, а также по развитию растениеводства;
— содействие созданию высокомеханизированных комплексов по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;
— проведение исследований по профилактике и лечению заболеваний сельскохозяйственных животных и другие.
Рыбопромышленный комплекс:
— внедрение в производство передовых достижений науки, стимулирование инвестиционной и инновационной активности отечественных и иностранных товаропроизводителей, развитие малого предпринимательства;
— развитие высокотехнологичных производств в отрасли при эффективном использовании передовых достижений рыбохозяйственной науки, повышение качества и ассортимента выпускаемой рыбной продукции, расширение интеграции рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего секторов;
— осуществление долгосрочного и краткосрочного прогнозирования развития отрасли на основе комплексного исследования ее потенциала и имеющихся в регионе ресурсов;
— оказание содействия хозяйствующим субъектам во внедрении передовых технологий добычи, производства, переработки рыбной продукции и др.
Машиностроительный комплекс:
— координация работы отраслевых научных учреждений, расположенных на территории региона;
— участие в разработке и реализации региональных нормативно-правовых актов, программы развития машиностроительного комплекса Калининградской области, определяющей приоритетные направления научно-технического развития машиностроения, стратегические задачи по обеспечению выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции машиностроения с учетом современных требований рынка и предстоящего вхождения страны во Всемирную торговую организацию;
— преодоление технологического отставания регионального машиностроения от ведущих российских регионов и стран мира на основе инновационного обновления отрасли и диверсификации производства;
— создание современных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей, механизации и автоматизации сборочных процессов, контроля и диагностики узлов в рамках изготовления и эксплуатации;
— интеграция усилий регионального научного сектора в подготовке кадров для повышения интеллектуального потенциала машиностроительной отрасли и обеспечения инновационного развития машиностроения;
— удовлетворение спроса со стороны российских и зарубежных потребителей в современной машинотехнической продукции, отвечающей перспективным мировым требованиям по экономической и экологической эффективности и др.
Транспортно-логистический комплекс:
— совершенствование приоритетных направлений реализации региональной программы развития транспортного комплекса с учетом особенностей отрасли, ее конкурентных преимуществ, обусловленных географическим положением региона;
— создание условий для скоординированного развития различных видов транспорта, направленного на реализацию объективных преимуществ каждого из них;
— обоснование потребностей населения области в транспортных услугах, разработка предложений по повышению их безопасности, доступности и качества;
— совершенствование транспортно-таможенных технологий и существенное сокращение затрат времени на обработку внешнеэкономических грузопотоков;
— проработка вопроса использования в перспективе спутниковых систем навигации при управлении транспортно-логистическим комплексом;
— проведение мониторинга функционирования и развития транс-портно-логистического комплекса региона (включая совершенствование системы статистического учета);
— предложение научно обоснованных механизмов минимизации негативного воздействия транспортно-логистического комплекса на окружающую среду и условия проживания людей в регионе и др.
Топливно-энергетический комплекс:
— создание условий для опережающего инновационного развития отрасли, в том числе посредством участия научных коллективов в формировании и реализации долгосрочной региональной программы обеспечения энергетической безопасности, разработки предложений по внедрению эффективных энергосберегающих технологий на основе Стратегии развития энергетики Калининградской области до 2031 г., а также разработки рекомендаций по повышению эффективности систем передачи электроэнергии и др.
Минерально-сырьевой комплекс:
— разработка современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов минерального сырья, повышение уровня его добычи;
— создание новых систем глубокой переработки полезных ископаемых, обогащение и брикетирование углей;
— разработка высокоэффективных и экологически безопасных систем разведки нефтегазовых месторождений, добычи и транспортировки углеводородного сырья, современных технологий производства новых видов продукции в интересах сбалансированного развития экономики региона и др.
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство:
— разработка новых строительных технологий и материалов с заданными свойствами;
— совершенствование технологий строительства коммунальных объектов;
— эффективное решение проблем утилизации отходов, использование и переработка вторичных ресурсов и др.
Химическая и нефтехимическая отрасль:
— обеспечение максимального энерго- и ресурсосбережения;
— снижение отрицательного воздействия на окружающую среду;
— стимулирование применения современных химических материалов, обеспечивающих мировой уровень производимой продукции и работ, в таких отраслях, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство;
— обеспечение безопасности ведения технологических процессов и др.
Здравоохранение:
— участие в разработке и реализации региональных нормативно-правовых актов, совершенствование программы развития здравоохранения Калининградской области;
— концентрация региональных ресурсов на приоритетных и инновационных направлениях развития медицинской науки;
— планирование научных исследований в соответствии с перечнем приоритетных направлений, характеризующихся научной новизной, высокой практической значимостью и конкурентоспособностью;
— формирование научных программ фундаментальных исследований, направленных на расширение и углубление новых знаний о природе и человеке, этиологии, пато- и морфогенезе наиболее распространенных заболеваний, и выполняемых на основе межведомственного взаимодействия научных коллективов;
— проведение фундаментальных и прикладных биомедицинских научных исследований;
— разработка научно обоснованных стандартов оказания медицинской помощи населению области;
— создание на базе достижений фармацевтики, биотехнологии и нанотехнологий принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных, обоснование объемов их реализации, алгоритмов внедрения и контроля за применением разработок;
— разработка предложений по созданию системы внедрения результатов научно-технической деятельности в практику здравоохранения с использованием различным форм государственно-частного партнерства и др.
Образование:
— изменение образовательных стандартов на основе научно-практических рекомендаций;
— совершенствование методик и технологий обучения;
— внедрение инновационных форм и методов оценки качества образовательных процессов;
— интеграция интернет-технологий в образовательный сектор и др.
Основная цель и решение задач программы достигаются за счет
реализации системы программных мероприятий, отраженной в четвертом разделе. В пятом разделе содержится информация о потребности в ресурсном обеспечении выполнения программы. Описание механизма организации управления программой и контроля за ходом ее реализации содержит шестой раздел. Ожидаемые результаты реализации программы изложены в рамках седьмого раздела.
Разработка финансово-кредитных механизмов поддержки науки способствует повышению спроса на научные достижения со стороны хозяйствующих субъектов, привлечению внебюджетных источников для финансирования исследований и разработок, мобилизации научно-технического потенциала региона для производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и развития отраслей.
Реализация программы призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для повышения эффективности функционирования региональной научно-исследовательской деятельности, процессов научного обеспечения отраслей и развития инновационной деятельности в Калининградской области с учетом специфики функционирования экономики региона.
Список литературы
1. Бильчак В. С., Дупленко Н.Г. Предпринимательство региона I под ред. В. С. Бильчака. Калининград, 2008.
2. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика: монография I под ред. В. С. Бильчака. Калининград, 1998.
3. Ивченко В. В. Сетевое программирование развития приморских регионов России: монография. Калининград, 2008.
4. Клемешев А. П. Российский эксклав: преодоление конфликтогенности. СПб., 2005.
5. Состояние и тенденции развития науки в России: информационно-аналитическое издание. М., 2009.
6. Правительство Калининградской области. URL: http:IIwww.gov39.ru (дата обращения: 10.03.2011).
Об авторах
Носачевская Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела Минобрнауки России, докторант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: [email protected]
Бильчак Василий Степанович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: [email protected]
About authors
Dr. Yekaterina A. Nosachevskaya, postdoctoral student, Immanuel Kant Baltic Federal University, deputy head of the Department of Regional Development Programmes, Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Prof. Vasily S. Bilchak, head of the Department of Management, Immanuel Kant Baltic Federal University.
E-mail: [email protected]