Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты формирования корпоративной предпринимательской среды'

Организационно-экономические аспекты формирования корпоративной предпринимательской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательская среда / Корпорация / маркетинг взаимодействия / стратегические карты / Управленческий учет / entrepreneurial milieu / corporation / marketing of interaction / strategic maps / MANAGERIAL accounting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоншакова А. Н.

Статья посвящена вопросам формирования и развития корпоративной предпринимательской среды. Определяются факторы эффективного функционирования корпорации. Раскрываются особенности корпоративной среды. Сформированы принципы управления корпоративными предпринимательскими единицами. Обосновывается специфика координации корпоративной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues related to formation and development of the corporate entrepreneurial milieu, defines factors of effective functioning of a corporation, describes specific features of the corporate milieu, formulates principles of management in respect to corporate entrepreneurial units, and pays attention to the peculiarities of coordination in the sphere of corporate activity.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты формирования корпоративной предпринимательской среды»

Основные ограничения и условия функционирования предпринимательской деятельности резидентов ТВ ОЭЗ определяют следующую последовательность действий для развития бизнес-деятельности (рис. 1).

Представленная на рис. 1. взаимосвязь предусматривает достижение сбалансированного технологического пространства как в ТВ ОЭЗ, так и в Санкт-Петербурге в целом. На основе этого нами предлагается алгоритм разработки концепции технологической модернизации резидентов ТВ ОЭЗ. Практическое использование этого алгоритма следует рассматривать как движущую силу, позволяющую сформировать переход к инновационному производству (рис. 2).

В дополнение к этому можно отметить, что в дальнейшем может возникнуть мультиплицирующий эффект технологической модернизации всего Санкт-Петербурга как мегаполиса, на территории которого располагаются ТВ ОЭЗ. Это приведет к объединению территориального и отраслевых комплексов

и формированию единой политики инновационного развития предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Создание ТВ ОЭЗ основывается на использовании административных методов регулирования, в данном случае на основе Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [9]. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой необходима отработка правоприменительной практики так, чтобы административный аппарат тех территорий, где располагаются особые экономические зоны, реально помогал предприятиям входить в них в качестве резидентов и развивать инновационное предпринимательство. Считаем, что Санкт-Петербург имеет большие шансы эффективных преобразований в этой области, которые впоследствии можно с успехом распространить на все российские регионы. Только так можно обеспечить устранение сырьевой зависимости российской экономики и переход к инновационному развитию страны.

Литература

1. Абалкин Л.И., Сорокин Д.Е., Зеленоборская Л.В. Движение регионов России к инновационной экономике. — М.: Наука, 2005. — 400 с.

2. Белова Г., Богачева О. Особые экономические зоны: уроки мировой практики. — М.: Экономика и право, 2004. — 205 с.

3. Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. — 2003. — № 3. — С. 18-31.

4. Колганов А. Три модернизации в России и наше время // www.zlev.ru/69_64.

5. Модернизация России как построение независимого государства. Независимый экспертный доклад // www.apn.ru/ publications

6. Павлов П.В. Особые экономические зоны как форма интеграции государства в систему международных экономических отношений // Вестник РГУ. — 2006. — Спецвыпуск. — C. 115 — 124.

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2009) // www.kremlin.ru/news/5978

8. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами // www.rosoez.ru

9. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

А.Н. Лоншакова,

соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

[email protected]

Статья посвящена вопросам формирования и развития корпоративной предпринимательской среды. Определяются факторы эффективного функционирования корпорации. Раскрываются особенности корпоративной среды. Сформированы принципы управления корпоративными предпринимательскими единицами. Обосновывается специфика координации корпоративной деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская среда, корпорация, маркетинг взаимодействия, стратегические карты, управленческий учет

ББК 65.01; УДК 330.111

Корпорация как особая организационно-экономическая форма ведения бизнеса сформировалась в XIX веке, когда потребовались значительные объемы капитала для реализации крупных проектов [13]. В ее основе лежит идея привлечения капитала путем продажи доли предприятия (акционерного общества), созданного для осуществления этих проектов, многочисленным вкладчикам (акционерам). Акционеры в обмен на свои вложения получают часть прибыли и право голосования по ряду вопросов общества. Однако в повседневном управлении они не участвуют. Эта функция возлагается на исполнительный орган [12]. Защита акционеров от риска, связанного с экономической

деятельностью, ограничена величиной их вклада. Преимуществами корпораций являются: ответственность, неограниченный срок существования, ликвидность акций (по сравнению с вкладами, например, участников товарищества). Проблемным вопросом корпорации является институциональная необходимость публикации информации о своем финансовом состоянии и сделках. Отметим, по крайней мере, две стороны:

— менеджеры корпораций преследуют в первую очередь краткосрочные цели развития и получение доходов. Это удовлетворяет акционеров и привлекает потенциальных инвесторов;

— раскрытие финансовой информации фирмы повышает ее уязвимость в конкурентной среде.

Отделение собственности от управления отличительная особенность корпорации, способствующая успешному развитию. Последнее положение нашло отражение в государственной стратегии развития финансового рынка в РФ, целевой установкой которой является расширение возможностей акционерных обществ [15]. Вместе с тем наличие проблемных аспектов сдерживает их эффективное функционирование

По мнению аналитиков менеджеры действуют в интересах акционеров при наличии соответствующих стимулов [3]. Это означает, что оценка и поощрение деятельности менеджеров корпораций должны быть увязаны с инвестиционным процессом

и, соответственно, с оценкой эффективности капитальных вложений. Можно выделить три способа такой оценки:

1) контроль проектов;

2) аудит проектов после начала их реализации;

3) ведение управленческого учета, позволяющего формировать «прозрачные» отчеты о деятельности общества.

Экономическую эффективность корпораций достаточно сложно оценить из-за большого числа производственных показателей, недостаточно полной и своевременной информации о процессах. Сложная организационная форма препятствует интуитивному сопоставлению достигнутых результатов и характеристик функционирования корпорации с последующими финансовыми результатами [10]. Кроме того, в корпорациях нефинансовая и финансовая эффективность сосредоточены в различных ее частях. Использование современных корпоративных информационно-компьютерных систем не гарантирует точности формирования отчетности. Происходит искажение информации средствами моделирования. Ответственность за принятые решения должна лежать на управляющих [9].

В современных условиях оценка эффективности функционирования корпораций строится с применением метрик и стратегических карт [8; 14]. Маркетинговые метрики актуальны при управлении бизнес-процессами внутри и вне организации. С их помощью выявляются узкие места и нерешенные задачи, опасные ситуации в маркетинговой деятельности корпорации. При разработке метрик должна быть согласована корпоративная стратегия с концепцией и стратегией маркетинга. При этом должны соблюдаться: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность, простота, актуальность, наличие информации, сопоставимость, приоритетность, возможность интеграции и др. [4; 14]. В основе стратегических карт лежит сбалансированная система показателей эффективности. Она представляет собой схему для перевода общей корпоративной стратегии в термины операционного процесса, основными блоками которой являются:

— финансы;

— внутренние бизнес-процессы;

— обучение и карьерный рост;

— клиенты [8].

Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров. Последовательность ее предметного наполнения определяется следующей логикой: формулирование стратегии предприятия и перевод ее в плоскость конкретных стратегических задач; установление соответствия между стратегическими целями и показателями их достижения и информирование об этом всех подразделений предприятия; планирование, определение целей и стратегических инициатив; расширение стратегической обратной связи и информированности. Назначение этой системы заключается в том, чтобы очертить круг стратегических целей и представить их в виде сбалансированного набора оценочных показателей. Она раздвигает горизонт целей каждого предприятия далеко за рамки финансовых показателей.

Сложность корпорации как системы и ее институциональная специфика служат теми факторами, которые обусловливают необходимость реализации в ней приростного стиля управления. Однако наряду с этим такое управление должно демонстрировать предпринимательский стиль. Это требуется для поддержания эффективного состояния корпорации в условиях постоянных изменений, одной из движущих сил которых выступает мировая финансовая система. Приростной образ действий корпорации направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри общества, так и в его

отношениях с окружением. Изменения не приветствуются, они ограничиваются, ассимилируются или минимизируются. Предпринимательский же тип поведения корпорации предполагает совершенно другое отношение к изменениям: стремление к изменениям; непрерывное изменение достигнутого состояния корпорации [1].

Если раньше корпорации последовательно заменяли друг друга в зависимости от изменения внешних условий деятельности, то теперь они вынуждены применять два этих типа одновременно. Потребность в предпринимательском стиле управления корпорацией диктуется требованием обеспечить его экономическую безопасность в условиях последствий мирового финансового кризиса. Причем, эта ситуация обусловливает необходимость определения потенциальных сбоев в функционировании корпорации и разработки комплекса процедур, снижающих вероятность каждого из них. В таком комплексе должны закладываться следующие принципы:

1) использовать многоуровневые и сбалансированные методы;

2) отличать угрожающие ситуации от обычных;

3) развивать отношения партнерства и сотрудничества;

4) формировать культуру сознательного отношения к вопросам безопасности;

5) управлять знаниями корпорации [17].

Современной концепцией предпринимательства выступает

маркетинг взаимодействия. Это во многом обусловлено ростом внимания к трансакционным издержкам. В теории трансакционных издержек постулируется, что наиболее существенным параметром в практике «отношенческой» контрактации являются специфические активы. Они выступают результатом специализированной инвестиции и не могут быть перепрофилированы для использования в альтернативных целях или альтернативными пользователями без потерь в их производственном потенциале. Формирование таких активов у предпринимательских структур в процессе их взаимодействия способствует возникновению между ними двусторонней зависимости и обеспечивает инвестиции в трансакционно-специфические активы, т.е. специфические инвестиции.

Основным инструментарием маркетинга взаимодействия служит коммуникативная политика, представляющая перспективный курс действий корпорации в системе рыночных структурных отношений. Существенное значение приобретают коммуникации корпорации, которые должны обеспечивать как нормальное функционирование внутренней среды корпорации, так и ее взаимодействие с внешней средой.

Развитие отношений сотрудничества в корпорации должно учитывать модель жизненного цикла взаимоотношений сторон, стадиями которого являются: осведомленность; исследование; расширение контактов; приверженность к контактам; разрушение контактов [7].

Реализация предпринимательского типа поведения корпорации, несомненно, предполагает формирование особой корпоративной культуры. Создание психологического климата или системы ценностей организации формируют рабочую атмосферу и придают ей индивидуальную окраску [13]. Она служит ориентиром для работников корпорации, помогает им понять, каковы требования, предъявляемые к ним обществом, какой подход к решению проблем здесь принят, какие типы решений считаются здесь приемлемыми. Перечень ценностей профиля корпоративной культуры включает широкий круг вопросов[16].

Для реализации предпринимательского типа поведения корпорация занимается управлением корпоративными знаниями. Стратегиями такого управления служат:

— формирование и использование знаний: в области человеческого капитала; в рамках организационного капитала; во внешних связях организации;

— организация взаимодействия: человеческого капитала и капитала отношений; человеческого и организационного капитала; капитала отношений и организационного капитала;

— организация движения знаний одновременно между всеми видами интеллектуального капитала [6].

Вследствие того, что объектом предпринимательства является инновация, высший орган управления корпорацией должен сосредоточиться на поиске инновационных источников во всей организации, на конструктивном поддержании и использовании полезных инновационных идей. В теории предпринимательства

такие источники соотносятся с комбинированием нововведений, которые «... прокладывают себе путь, побеждая в конкуренции со старыми». Различают следующие такие комбинации:

— изготовление нового блага, или создание нового качества того или иного блага;

— внедрение нового продукта или метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

— освоение нового рынка сбыта;

— получение нового источника сырья или полуфабрикатов;

— проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [18].

Обеспечению предпринимательского стиля управления корпорацией способствует создание корпоративной предпринимательской среды, включающей в себя предпринимательское поведение и характер жизнедеятельности корпорации. При этом важное значение приобретает организация корпоративной деятельности сетевых механизмов [16].

В частности, следует выделить концепцию корпоративного управления подразделениями, принципами которого являются:

— децентрализация интегральной предпринимательской корпоративной ответственности;

— организационный проект, ориентированный на потребителя;

— внутреннее предпринимательство через дерегулирование корпоративной деятельности;

— децентрализация корпоративных работ, ведущих к интеграции стратегической и оперативной ответственности;

— регулирование внутренних отношений на контрактной основе [5].

При этом корпоративные предпринимательские единицы должны иметь ясную и точную миссию. Не должно быть никаких промежуточных уровней между корпоративными предпринимательскими единицами и высшим руководством. Корпоративные предпринимательские единицы должны иметь необходимую контрактную свободу. Обладая реальным правом голоса при назначении менеджеров можно осуществлять полный контроль над теми, кто занимает другие должности в подразделении.

В корпорации должна быть налажена система управленческого учета.

Одним из конструктивных решений по налаживанию управленческого учета служит применение метода процессноориентированного анализа рентабельности, который основан на системе АВС и учитывает затраты на основе видов деятельности или функций. Система АВС базируется на основе причинно-следственном распределении затрат, которое осуществляется по схеме:

виды затрат ^ функциональные центры затрат (1-я ступень распределения) ^ ставка распределения затрат (2-я — ступень распределения) ^ носители затрат. Особенность системы заключается в следующем:

— она является моделью потребления ресурсов (затраты на поставляемые ресурсы = затратам на использованные ресурсы + затраты на неиспользованную мощность), а не расходование как это традиционно принято;

— управление затратами в ней осуществляется через контроль деятельности, являющейся их причиной;

— она позволяет выделить в количественном отношении несоизмеримо больше функциональных центров, нежели в традиционном случае.

Особое значение имеет координация корпоративных предпринимательских единиц. Она имеет, по крайней мере, два аспекта: самоорганизацию и управление.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2007. — 736 с.

3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 1997. — 1120 с.

4. Буковинская М.П. Формирование корпоративной культуры как задача и технология социального менеджмента // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2008. — № 1. — С. 150-159.

5. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 288 с.

6. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. — М.: Эксмо, 2008. — 400 с.

7. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: пер. с англ. Е.Э. Ла-лаян. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 375 с.

8. Каплан РС, Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 320 с.

9. Ленк X. Размышления о современной технике / Пер. с нем. под ред. B.C. Степина. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 183 с.

10. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса / Пер. с англ. А.О. Корсунского. — М.: ООО «Вершина», 2004. — 272 с.

11. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. под ред. И.Ф. Шахнова. — М.: Изд-во «Мир», 1973. — 344 с.

12. Об акционерных обществах: Федеральный закон РФ от 26.12.1995 года №208-ФЗ.

13. Современный бизнес: Учеб. в 2 т. Т.1: Пер. с англ. / Д.Дж. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви и др. — М.: Республика, 1995. — 431 с.

14. Стратегии развития инструментов коммерции. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 348 с.

15. Стратегия развития финансового рынка РФ на период 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 года № 2043-р.

16. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г. и др. Стратегическая гибкость / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2005. — 384 с.

17. Шеффи Й. Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 301 с.

18. Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. / Общ. ред. А.Г. Милейковского. — М.: Изд-во «Прогресс», 1982. — 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.