Научная статья на тему 'Организационно-экономическая модель сетевой информационной системы регионального инвестиционностроительного комплекса'

Организационно-экономическая модель сетевой информационной системы регионального инвестиционностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЕДИНИЦА / ИСК / СЕТЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MODEL / ORGANIZATIONAL UNIT / ICS / NETWORK INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асаул Анатолий Николаевич, Иванов Сергей Николаевич

Синтезирована организационно-экономическая модель сетевой информационной системы, предложены принципы ее интеграции в информационную инфраструктуру регионального ИСК. Предложена схема организационного взаимодействия участников сетевой информационной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Асаул Анатолий Николаевич, Иванов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization al economic model of network information system of the regional investitsionno=building complex

The synthesis of the organizational-economic model of network information system and propose guidelines for its integration into the information infrastructure for regional action. The scheme of the institutional cooperation between the participants, network information system, based on economic motives.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая модель сетевой информационной системы регионального инвестиционностроительного комплекса»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

А. Н. Асаул1 , С. Н. Иванов2

АНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Организационно-экономические модели представляют собой описание структуры распределения экономических интересов и процессов в элементах системы. Соответственно, организационно-экономическая модель сетевой информационной системы регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) отвечает на вопрос о распределении инвестиционных и эксплуатационных расходов между организационными единицами и процессами системы.

Под региональным ИСК подразумевается региональная локализация инвестиционно-строительной деятельности, организовавшаяся в сообщество участников, связанных едиными списком объектов, логистикой, инвестиционными и строительными ресурсами и, соответственно, едиными предметом и содержанием коммуникаций. Именно на региональном уровне проявляется феномен ИСК3 [9, с. 35].

Решение задачи синтеза организационно-экономической модели состоит из следующих этапов:

• выделение организационных единиц, составляющих информационную сеть, и определение их роли в системе;

• описание процесса функционирования организационной совокупности сетевой информационной системы;

• разработка схемы организации инфокоммуникационной сети, привязанной к выделенным организационным единицам;

• анализ моделей распределения источников погашения затрат по уровням сетевой информационной системы;

• выбор и обоснование оптимальной организационно-экономической модели распределения нагрузки по эксплуатационным и инвестиционным затратам;

• рассмотрение принципов интеграции структуры оптимальной сетевой системы в информационную инфраструктуру регионального ИСК.

Итак, задача организационных единиц может быть основана в своем первичном рассмотрении на выделенных уровнях эксплуатационных затрат (табл. 1). Под организационной единицей предлагается понимать целостную по своим функциям бизнес-единицу, ориентированную на реализацию какого-либо бизнес-процесса или операции с выраженным результатом. Выделенная организационная единица может быть представлена юридическим или физическим лицом, подразделением субъекта хозяйствования или

1 Анатолий Николаевич Асаул, директор Института проблем экономического возрождения, засл. деятель науки РФ, засл. строитель РФ, д-р экон. наук, профессор. E.maiLasaul@yandex.ru

2 Сергей Николаевич Иванов, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, д-р экон. наук. E-mail.:app-spb@mail.ru

Сущность регионального ИСК исследована научной школой «Методологические проблемы эффективности инвестиционно-строительных комплексов как «самоорганизующихся и самоуправляемых систем», возглавляемой заслуженным деятелем науки РФ, доктором экономических наук, профессором Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета А. Н. Асаулом

исполнительной власти. Основное свойство выделяемой организационной единицы -целостность по виду хозяйственной или институциональной деятельности. Описание логики выделения организационных единиц [7] предлагается построить на двух ранее сформулированных системных предпосылках оптимальности сетевой информационной системы регионального ИСК:

• в модели выделены три вертикальных уровня (А, В, С, рис. 1): организатор (инициатор, менеджер); информационные узлы-концентраторы; распределенные генераторы информационных потоков (участники ИСК); единицей предлагается понимать целостную по своим функциям бизнес-единицу, ориентированную на реализацию какого-либо бизнес-процесса или операции с выраженным результатом. Выделенная организационная единица может быть представлена юридическим или физическим лицом, подразделением субъекта хозяйствования или исполнительной власти. Основное свойство выделяемой организационной единицы - целостность по виду хозяйственной или институциональной деятельности.

Таблица 1.

Матрица разделения видов эксплутационных расходов сетевой информационной системы.

Виды эксплутационных расходов Уровни эксплутационных расходов

А В С

Логистические (L) ( al) {bl)

Инфокоммуникационные (I) cns (bi ) cns ci )

Содержательные (C) cns ( ac ) cns (cc )

Описание логики выделения организационных единиц [7] предлагается построить на двух ранее сформулированных системных предпосылках оптимальности сетевой информационной системы регионального ИСК:

• в модели выделены три вертикальных уровня (А, В, С, рис. 1): организатор (инициатор, менеджер); информационные узлы-концентраторы; распределенные генераторы информационных потоков (участники ИСК);

Рис. 1. - Выделенные организационные единицы по уровням и сегментам сетевой системы информационной инфраструктуры регионального ИСК (описание в Таблице 2.)

• в модели введены три предметные сферы концентрации информационных потоков: земельный участок, строительный объект и эксплуатируемый объект.

Наложение двух принципов выделения позволяет обнаружить семь организационных единиц, представленных на рис. 1 и описанных в табл. 2. Организационная единица выделяется по предметной сфере отнесения и уровню в сети, определяющему роль единицы. Организационный принцип выделения единиц предметно-ролевой. Представленные в табл. 2 организационные единицы играют в системе различные роли:

• менеджмент - управление сетевой информационной системой как организационно-технологическим комплексом по ее целевой функции - снижению трансакционных издержек;

• технические сервис и администрирование - процессы поддержания комплекса в технически исправном состоянии, обеспечивающем заданную логистику информационных потоков;

• генерирование (получение) исходящих информационных потоков - процесс формирования информационных единиц, их форматирования и передачи (получения и декодирования при ситуации контрагента).

Таблица 2.

Выделенные организационные единицы по уровням и сегментам сетевой системы информационной инфраструктуры регионального ИСК._

Обозначения Описание Роль

А Органы власти, как управляющий центр сетевой информационной системы. Менеджмент

В - Сегмент ВО Организация, реализующая техническую поддержку и администрирование информационных потоков, привязанных к информационному узлу «Управления объектами недвижимости». Технические сервис и администрирование

В - Сегмент ВD Организация, реализующая техническую поддержку и администрирование информационных потоков, привязанных к информационному узлу «Земельный участок».

В - Сегмент В2 Организация, реализующая техническую поддержку и администрирование информационных потоков, привязанных к информационному узлу «Строительный объект».

С - Сегмент ВО Совокупность участников регионального ИСК, привязанных к информационному узлу «Управление объектами недвижимости». Генерирование (получение) исходящих информационных потоков (контент)

С - Сегмент ВD Совокупность участников регионального ИСК, привязанных к информационному узлу «Земельный участок».

С - Сегмент В2 Совокупность участников регионального ИСК, привязанных к информационному узлу «Строительный объект».

Модель совокупности организационных единиц, рассмотренная по ролям, образует классическую «системную пирамиду Винера» (менеджмент - обеспечение - процесс) [6] (рис. 2), что позволяет убедиться в организационной целостности синтезируемой системы. Менеджмент выражает функцию управления (антиэнтропийный контур по Винеру), обеспечение - технико-технологические инструменты по реализации системы управления, а процесс - собственно объект управления (в настоящей организационной модели -

совокупность информационных потоков, генерируемых распределенными информационными узлами сети - участниками регионального ИСК).

Понимание сущности ролей организационных единиц позволяет перейти к описанию процессов организационного взаимодействия сетевой информационной системы. Опишем процессы, происходящие в сетевой информационной системе, на примере единичного

4

сигнала в одном сегменте в режиме эксплуатации в соответствии с принципами кибернетики [6].

Инициация единичного сигнала. Появление или актуализация информационной единицы участника регионального ИСК, отраженные в изменении состояния организационной единицы (для сетевой информационной системы) - элемент C - сегмент ВХ.

Рис. 2. - Системная пирамида Винера, применительно к синтезируемой организационно-

экономической модели

Таким образом, источником контента (информационного содержания) сетевой информационной системы является участник, когда он формирует или изменяет какой-либо информационный поток, исходящий от него; фиксируется процесс - «инициация единичного сигнала». Данный процесс является возмущающим фактором системы, переводящим ее из статичного в динамичное (процессное) состояние.

Процесс 1. Форматирование единичного сигнала. Информационное сообщение участником регионального ИСК приводится в соответствие с форматом сетевой информационной системы. Формат задается в инновационном периоде организатором сети и является обязательной составляющей ее формирования. Форматирование затрагивает семантический и инфокоммуникационный аспекты информационного потока. Форматированное единичное сообщение располагается на информационном носителе участника.

4 «Режим построения сети - инновационный - обладает нечеткой логикой отладки инфокоммуникационной сети и примером регулярного функционирования служить не может» (Воройский, Ф. С. Систематизированный толковый словарь по информатике/ Ф. С. Воройский. - М.:Либерия, 1998. - 376 с.

Процесс 2. Фиксация единичного сигнала. На уровне В организация (В - сегмент ВХ5), реализующая техническую поддержку и администрирование информационных потоков, получает единичный сигнал участника. Процесс получения может быть активирован как самим участником, так и организацией уровня В, что определяется топологией инфокоммуникационной сети.

Процесс 3. Вторичное форматирование единичного сигнала и накопление. Организация (В - сегмент ВХ) производит вторичное форматирование сигнала: обрабатывает семантическую и инфокоммуникационную составляющие в соответствии с принципами накопления сигналов от множества источников (участников) данной предметной области (например, в виде базы данных). Проще говоря, укладывает информационное сообщение в структурированный вид, классифицируя и привязывая его к имеющимся информационным потокам (удаляя старые, дублирующие операции и т. п.). Данный процесс является администрированием информационных потоков, поскольку не затрагивает их контекст, а только формат и месторасположение.

Процесс 4. Регистрация и индексация единичного сигнала в сети. На уровне менеджмента сетевой информационной системы (А) накопленная информационная единица регистрируется и индексируется6 в других предметных областях на уровне В. То есть информационная единица привязывается к информационному пространству регионального ИСК, информация об ее изменении становится известна всем участникам сети, включая инициатора.

Процесс организационного взаимодействия наиболее четко проявляется в описании движения инициированного информационного единичного сигнала, представленного выше пятью процессами. Процесс доступа участников прост: если участнику сетевой информационной системы разрешен доступ к зарегистрированной и индексированной информационной единице, он линейно обращается к ее содержанию на уровне В через информационные узлы-концентраторы.

Описанные организационные единицы и процессы сети являются основанием для ее воплощения в инфокоммуникационный комплекс.

Рассмотрим организационно-экономическую модель сетевой информационной системы, определив характер (мотивированность) и распределение (источники) затрат в системе. Организационно-экономические модели в научной литературе представлены тремя решениями (название моделей собирательное): «лидерской» [14], «распределенной» ИСИО7 и «самоорганизующейся» [15]. Дифференциация моделей определяется источником погашения эксплуатационных расходов определенного уровня сетевой информационной системы (табл. 3). Итак, для всех моделей однозначно понимается, что доходная составляющая проявляется как экономическая выгода, выраженная на уровне С в виде повышения уровня чистой прибыли субъектов хозяйствования. По экономической логике субъекты коммерческой деятельности должны самостоятельно инициировать процесс создания сетевой информационной системы, организовать его и нести расходы по его эксплуатации. Поскольку они заинтересованы в повышении своей прибыли, участники региональных ИСК являются коллективными инвесторами в создание сетевой информационной системы [1] и коллективно несут расходы по эксплуатации системы на уровне С. Именно так видит процесс организационно-экономического взаимодействия J. R. Schement, предложивший «самоорганизующуюся» модель. В его представлении нет необходимости в централизованном менеджменте системы, поскольку «...участники

5 По типу предметной области, в которую входит участник.

6 Передается информация о наличии единицы, а не сама единица (информационный поток).

7 Распоряжение Правительства Москвы №191-РП «Об использовании информационных ресурсов единой интегрированной системы информационного обеспечения инвестиционно-строительной деятельности на территории Москвы» (в развитие единой интегрированной системы информационного обеспечения (ИСИО) строительного комплекса столицы).

комплекса имеют внутреннюю мотивацию по увеличению прибыли и могут организоваться для построения отраслевого информационного комплекса» [15].

У нас возникли сомнения в принципиальной возможности построения сетевой информационной системы в соответствии с принципами [15]. При внедрении такой модели возникнет множество вопросов, разрешить которые будет крайне сложно. Например, как распределить нагрузку по эксплуатационным расходам между различными участниками региональных ИСК, имеющими различный оборот и прибыль? Как разрешать конфликты информационных потоков? Кто задает форматы информационных потоков?

Анализ данного подхода приводит к пониманию, что модель элементарно противоречит принципам менеджмента и кибернетики и нежизнеспособна с точки зрения заложенных принципов управления. На уровне Санкт-Петербургского ИСК мы неоднократно сталкивались с попытками участников регионального ИСК инициировать процесс создания единого информационного поля. Все попытки были неудачны. Такая инициатива может быть только централизованной, что подчеркивается и синтезированной моделью, где функция менеджмента сетевой информационной системы принадлежит органам власти [1]. Впрочем, нами не найдено и реально работающих в практике ИСК прототипов, основанных на «самоорганизующейся» организационно-экономической модели сетевой информационной системы.

Таблица 3.

Характеристика распределения источников погашения эксплуатационных и инвестиционных

расходов по уровням сетевой информационной системы в различных моделях.

Уров-ни Роль Модели

предложено автором «лидерская » Page F. «распределенна я» ИСИО «самоорганизующаяся» Schement, J. R.

A Менеджмент А А А Отсутствует

В Технические сервис и администрирование А А А С

C Генерирование (получение) исходящих информационных потоков (контент) А,С А С С

Кардинально противоположной можно считать «лидерскую» организационно-экономическую модель, предложенную профессором F. Page. Он полагает, что «.. .координирующая и управляющая роль государства в повышении конкурентоспособности отраслей должна проявляться в централизации информационных решений на уровне исполнительных органов. Что и определяет необходимость переложить все институциональные расходы по проектированию и эксплуатации информационных сетей на государственный бюджет, как минимум, на стартовом этапе развития» [14]. Действительно, если менеджерская организация (органы исполнительной власти) возьмет на себя все инвестиционные и эксплуатационные расходы, процессы по сетевой информационной системе регионального ИСК, процесс управления таковой станет в высокой степени организованным и результативным. При этом компенсация инвестиционных и эксплуатационных расходов, выделенных государственным бюджетом, проявляется в росте налоговых поступлений в региональный бюджет. Модель не противоречит научным принципам экономики и кибернетики, но ее практическая реализация в РФ вызывает сомнение.

Во-первых, эксплуатационные расходы сетевой информационной системы слишком велики, чтобы их можно было покрыть из государственного бюджета. По нашим оценкам, эксплуатационные затраты на одного участника ИСК (одно юридическое лицо) могут составлять около 100 тыс. рублей в год. С учетом потенциальной численности участников ИСК Санкт-Петербурга (29 тыс. организаций) общий объем эксплуатационных расходов только на уровне С может составить 2,9 млрд рублей в год. Существующая практика

распределения бюджета не позволяет рассматривать данную величину как потенциально возможную к целевому выделению на развитие информационной инфраструктуры регионального ИСК.

Во-вторых, «лидерская» модель обладает определенной неустойчивостью в развитии. Она утрачивает принцип самоорганизации: вновь проявляющиеся участники регионального ИСК могут быть «присоединены» к сети только менеджерами - органами исполнительной власти, самостоятельная интеграция в сеть невозможна. Сетевая информационная система теряет гибкость и со временем может превратиться в бюрократическую систему, придаток исполнительной власти, существенно снижающий возможности развития регионального ИСК. Именно это не позволяет рассматривать данный подход как прототип для синтеза организационно-экономической модели.

Определенный баланс экономических мотивов наблюдается в «распределенной» модели, наиболее характерно представленной в проекте ИСИО (информационная сеть ИСК г. Москвы). Модель подразумевает, что уровни А и В финансируются менеджером (инициатором системы), органами исполнительной власти, а на уровне С эксплуатационные затраты несут участники ИСК. Модель представляется сбалансированной, но не лишенной определенных недостатков. Опыт эксплуатации системы свидетельствует о нежелании отдельных групп участников нести эксплуатационные расходы и, как следствие, участвовать в сети. «Непонимание выгод участия в сети», «невозможность реализовать требования менеджмента сети», «отсутствие свободных денежных средств на эксплуатацию терминалов сети» - вот отдельные объяснения участников по поводу их нежелания включать свои организации в работу сетевой информационной системы ИСИО. Примечательно, что это отношение носит «пассивный» характер: ИСИО существует само по себе, реальная информационная инфраструктура регионального ИСК - сама по себе. Достаточно взглянуть на состав информационных единиц, индексированных в ИСИО: государственные нормативные документы, официальная статистика, информация комитетов, базы данных, созданные правительственными учреждениями, и т. п. Собственная—информация участников сети (отдельных субъектов хозяйствования отрасли) отсутствует. ИСИО в ее нынешнем состоянии - это информационный не интерактивный портал законодательной и исполнительной власти, а не информационная сеть отрасли или комплекса. Попытка решить эту проблему (интегрировать участников в работу сети) исключительно административными мерами (распоряжения Правительства Москвы, директивы участникам регионального ИСК и пр.) не имеет, на наш взгляд, перспективы.

Тем не менее «распределенная» модель выгодно отличается от «лидерской» и «саморазвивающейся», наиболее близка к целевой функциональности синтезируемой организационно-экономической сетевой информационной системы. Она взята нами за основу в качестве прототипа. Развитие «распределенной» модели мы определили в части ее недостатка, который можно сформулировать как пассивность участников, обусловленную непониманием выгод сетевой информационной системы и значительными для отдельных участников расходами на эксплуатацию терминала системы. Решение данной проблемы мы видим в разнесении эксплуатационных расходов на уровне С между государственным бюджетом и участником сетевой информационной системы регионального ИСК. Целью финансирования части эксплуатационных расходов менеджером системы (исполнительной властью) можно считать создание предпосылок для вовлечения участников в информационный обмен в организуемой сети. Конечно, разнесение расходов не предполагает прямых финансовых дотаций участникам регионального ИСК. Нами предложено опосредованное финансирование на уровне исполнительной власти большей части инвестиционных и части эксплуатационных расходов участника. Анализ структуры инвестиционных и эксплуатационных расходов участника (уровень С) показал, что рационально централизовать и реализовать в части государственного бюджета следующие позиции:

• инвестиционные:

• расходы на обучение профильного персонала (ИТ специалисты) основам работы с

сетевой информационной системой;

• установка программного обеспечения терминала для работы с сетевой

информационной системой;

• эксплуатационные:

• оплата инфокоммуникационных услуг участникам сети (каналы выделяются только для работы с сетью);

• переподготовка специалистов по работе с сетью (ИТ специалистов);

• оплата доступа к коммерческим источникам специализированной информации по региональному ИСК (коммерческим базам данных, специализированным реестрам и т. п.).

Заметим, что дотируются оба вида эксплуатационных расходов уровня С: логистические и инфокоммуникационные (см. табл. 1). Логика здесь проста: снижаются барьеры входа в сеть для участников на стартовом периоде и упрощается эксплуатация системы. Все это создает предпосылки для упрощенной интеграции участника в сети, что повышает комплексную результативность и эффективность сетевой информационной системы регионального ИСК. Итак, в качестве организационно-экономической модели сетевой информационной системы предлагается принять модель распределения финансирования уровней: А и В дотируются менеджером системы (органами исполнительной власти), С - комбинированно (участниками регионального ИСК и менеджером системы).

Выбор организационно-экономической модели позволяет перейти к анализу возможностей ее внедрения в реально существующую информационную инфраструктуру регионального ИСК. Отметим, что созданная и разработанная сетевая информационная система одномоментно не заменит существующую в инвестиционно-строительной сфере систему информационного обмена. Это процесс «кристаллизации» хаотических связей информационной инфраструктуры с помощью внедрения оптимальной структуры.

Анализ процесса организационного взаимодействия элементов сетевой информационной системы показывает, что система прохождения сигнала имеет много общего с популярным классом моделей - нейронными сетями [12]. Нейронная сеть как модель представляет собой совокупность нейроподобных элементов, определенным образом связанных друг с другом и с внешней средой с помощью связей, определяемых весовыми коэффициентами. В процессе функционирования сети осуществляются преобразование входного вектора в выходной и некоторая переработка информации. Вид выполняемого преобразования данных обусловливается не только характеристиками нейроподобных элементов, но и особенностями архитектуры сети: топологией межнейронных связей, выбором определенных подмножеств нейроподобных элементов для ввода и вывода информации, способами обучения сети, наличием или отсутствием конкуренции между нейронами, направлением и способами управления и синхронизации передачи информации между нейронами.

Действительно, принцип самоорганизации для инвестиционно-строительной сферы [4, 9] может быть воспроизведен нейронными сетями при возможности логического параллелизма нейрона и информационного узла в модели (принимаемого как нейроноподобный элемент). Нейронные сети не создаются и не программируются в привычном смысле этого слова, они обучаются - в нашем случае задаются структурой связей.

Возможность обучения - одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами. Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами (информационными узлами в N13) - вектора ориентированности сетевой информационной системы. В процессе обучения нейронная сеть способна выявлять сложные зависимости между входными и выходными данными, а также выполнять обобщение. Это значит, что при успешном обучении сеть сможет «вернуть

верный результат» на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке [8]. Нейрон представлен в сетевой информационной системе регионального ИСК самообучающимся адаптивным элементом - участником ИСК. Участник - это организационная адаптивная самоосознанная единица. Предложенная оптимальная структура является самоорганизующейся и развивающейся в силу синтезированной организационно-экономической модели. Соответственно структура сетевой информационной системы - нейронной сети (НС) - может самостоятельно развиваться при сохранении ее оптимальности, т. е. «вернуть верный результат» при изменяющейся во времени топологии сети (численности и состава участников регионального ИСК). Оптимальность сохраняется заданным генетическим кодом системы - оптимальной конфигурацией структуры, не зависящей от ситуационной топологии сети.

Использование методологии НС в экономике может дать самые неожиданные результаты. Нейронные сети, созданные по аналогии с человеческим мозгом, способны обучаться и анализировать большие и сложные массивы данных, которые крайне сложно обработать с помощью линейных алгоритмов. Практически любую задачу можно свести к задаче, решаемой НС. Но возникает вопрос: как подобрать нейронную сеть и ее параметры? Дональд Хебб, один из самых авторитетных исследователей методологии НС, высказал мнение, что обучение сети заключается в первую очередь в изменениях «силы» синаптических связей. Изначально сети ничего «не знают» и не обладают никаким опытом. Для решения конкретной проблемы требуется их прежде всего обучить - настроить. Сначала для настройки искусственных нейронных сетей, как правило, создается система случайным образом назначенных чувствительностей синаптических связей. Затем происходит поиск значений чувствительности, соотношения значений сигналов и их пороговых значений, которые минимизировали бы ошибку результата, выдаваемого сетью. Именно для этого предназначены алгоритмы обучения. С использованием собранных исторических данных параметры НС корректируются с целью минимизации этой ошибки. В целом, обучить НС -значит сообщить ей, чего мы от нее добиваемся. Оказывается, после многократного предъявления примеров чувствительность синапсов сети стабилизируется, причем сеть дает правильные ответы на все (или почти все) примеры из базы данных. В таком случае говорят, что «сеть обучена» или «сеть натренирована». Качество обучения сети напрямую зависит от количества примеров в обучающей выборке, а также от того, насколько полно эти примеры описывают данную задачу. Например, бессмысленно использовать НС для предсказания экономического кризиса, если в обучающей выборке кризисы не представлены.

Параллельная архитектура НС позволяет очень эффективно обрабатывать большие объемы данных. Это очень важное свойство. При работе с крупными непрерывными потоками информации, как в случае распознавания видео- или аудиоинформации или обработки данных, поступающими с машинных датчиков, искусственные нейронные сети могут действовать значительно быстрее, чем их линейные «конкуренты». Традиционный процессор способен успешно решать множество различных задач. Он делает это достаточно быстро и в точном соответствии с указаниями пользователя. К сожалению, он бессилен в ситуациях, когда сам пользователь (руководитель) не до конца понимает проблему, которую ему предстоит решить. Хуже того, стандартные алгоритмы не могут работать с «зашумленными», искаженными или неполными данными, а в реальной жизни почти всегда приходится иметь дело именно с такой информацией. И здесь выручает методология НС [12].

Некоторые исследователи примеривали «когнитивные нейронные сетевые структуры» на информационную или коммуникационную систему, но результат оказывался слишком громоздким: неадаптивные экономико-математические выражения [11] или обобщенные принципы прохождения сигнала. Именно поэтому мы остановимся на логическом рассуждении о возможности и последовательных этапах внедрения разработанной организационно-экономической модели в информационную инфраструктуру регионального ИСК, принимая модельный параллелизм с нейронной сетью.

Этап 0. Информационная инфраструктура существует (рис. 3) с нечеткими связями участников и размытым энтропийным (хаотическим) контуром информационного пространства регионального ИСК. Организованная структура отсутствует, связи образованы по принципу самоорганизации. Отдельные участники выпадают из информационной инфраструктуры комплекса (№3 на рис. 3). Информационная система характеризуется относительно высоким уровнем трансакционных издержек.

Этап 1. Продолжительность этапа - 6...8 месяцев по эмпирике проекта. В соответствии с организационно-экономической моделью создаются и реализуются в логистическом и инфокоммуникационном аспектах уровни А и В, т. е. создается архитектура инфокоммуникационной сети этих уровней, логистические связи, система менеджмента и администрирования. Формально создается базовый элемент структуры - центр графа в терминологии дискретно-детерминированных моделей, выраженных графом. Закладываются «скелет», «генетический код» (в терминах теории эволюционной экономики) будущей оптимальной структуры информационной инфраструктуры регионального ИСК. Участники информационной инфраструктуры не привлекаются к сети, существуют в параллельном информационном пространстве.

Рис. 3. - Процесс внедрения структуры в самоорганизующуюся информационную инфраструктуру регионального ИСК в логической параллели с принципами нейронной сети Этап 2. Продолжительность - один год. Запущенная сетевая информационная система функционирует только на уровнях А и В в открытом режиме - участники могут познакомиться с ее возможностями. На этом этапе выбирается группа наиболее активных участников регионального ИСК, которым разъясняют преимущества организационно-экономической модели, созданной сетевой информационной системы и их выгоды (в том числе экономические). В эту группу входят, как правило, крупные компании, имеющие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включение участника -«агента влияния» в структуру

влияния»

контакт с органами власти, для которых участие в сети не вызывает резкого роста накладных расходов. Они становятся участниками сети, «агентами влияния» на информационное сообщество регионального ИСК. Влияние агентов заключается в том, что они предлагают своим контрагентам по хозяйственной деятельности информационный обмен как посредством традиционных каналов, так и посредством сети, участниками которой они являются. Открытый доступ для включения сеть (с оплатой части инвестиционных и эксплуатационных расходов участников сети) не запрещает участникам использовать традиционные подходы к информационному обмену.

Этап 3. Продолжительность этапа - 4.6 месяцев. Этап характеризуется относительной «зрелостью» и развитостью контента сети, как следствие - последовательной интеграцией участников в сеть под воздействием агентов влияния. Часть агентов влияния переходит на информационный обмен только посредством сетевой информационной системы. Это вынуждает логистически зависимых от них участников подключаться к сети. Например, строительная организация «предлагает» (зависящим от нее) конкурирующим поставщикам строительных материалов оставлять свои коммерческие предложения на соответствующем информационном узле. В рамках правила маркетинга поставщики строительных материалов будут вынуждены включиться в сеть и использовать ее информационные узлы и каналы для передачи своих коммерческих предложений. Соответственно количество участников сети будет возрастать, количество альтернативных каналов информационного обмена - сокращаться, а контент (информационное содержание) сети - развиваться.

Этап 4. Продолжительность этапа - 1.2 года. Этап характеризуется окончательной «кристаллизацией» заложенной структуры как системообразующей в информационной инфраструктуре регионального ИСК, замещением всех информационных каналов заложенными в организационно-экономической модели принципами взаимосвязи. Участники, не использующие сетевую информационную систему в коммуникационной деятельности, выпадают из информационной инфраструктуры регионального ИСК. Вхождение в региональный ИСК предполагает интеграцию в сетевую информационную систему, поскольку все коммуникационные контрагенты комплекса используют ее для информационного обмена. На этом этапе, завершающем становление сетевой информационной системы, информационная инфраструктура реконфигурируется относительно заложенной структуры (см. рис. 3), а процессы информационного обмена совпадают с заложенными векторами оптимальной структуры сетевой информацинной системы.

Итак, предложенная организационно-экономическая модель позволила ответить на вопросы о составе организационных единиц и их взаимодействии (процессах) в сетевой информационной системе, о реализации инфокоммуникационной архитектуры сети и распределении экономической нагрузки между участниками информационной инфраструктуры регионального ИСК. Предложен и обоснован подход к внедрению организационно-экономической модели в информационную инфраструктуру регионального ИСК.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Саморегулируемые организации - главные исполнители создания и управления информационной инфраструктурой регионального инвестиционно-строительного комплекса / А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2010. - № 1(22). - С. 155-159.

2. Асаул, А. Н. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. -300 с.

3. Асаул, А. H. Состояние и перспективы инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(1б). - С. 3-9.

4. Асаул, В. В. Самоорганизация в живых и неживых системах / В. В. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 29-34.

5. Беляев, M. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности / М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1(19). - С. 38-50.

6. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине/ Н. Винер. - 2-е изд. - М.: Наука, 1983. - 344 с.

7. Иванов, С. Н. Теоретические подходы к исследованию структуры трансакционных издержек ИСК / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. -2007. - № 3(13). - С. 42-48.

8. Круглов, В. В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика / В. В. Круглов, В. В. Борисов. - 2-е изд., стер. - М.: Горячая линия-Телеком, 2002.

9. Люлин, П. Б. Необходимость формирования механизма управления субъектами инвестиционно-строительного комплекса как живой системой / П. Б. Люлин // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 35-40.

10. Манаков, Л. Ф. Кризис в инвестиционно-строительной сфере: истоки, угрозы, новые возможности / Л. Ф. Манаков, Р. А. Фалтинский // Экономическое возрождение России. -2009. - № 1(19). - С. 58-70.

11. Оссовский, С. С. Нейронные сети для обработки информации/ С. С. Оссовский; пер. с пол. И. Д. Рудинского. - М.: Финансы и статистика, 2004.

12. Терентьев, А. Р. Управление корпорациями на основе методологии нейронных сетей / А. Р. Терентьев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2 (12). - С. б0-б2.

13. Фирсанова, О. В. Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционизма / О. В. Фирсанова, Ж. Н. Чупахина // Экономическое возрождение России. -200б. - № 4(10). - С. 28-35.

14. Page, F. Farsighted Stability in Network formation / F. Page // Group Formation in Economics: Networks, Clubs, and Coalitions. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

15. Schement, J. R. Communication and information. In J. R. Schement & B. Ruben (Eds.), Information and Behavior (Vol. 4. Pp. 3-33). New Brunswick: Transaction Publishers, 1993.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Self-regulating organizations - the main performers to create and manage the information infrastructure of a regional investment-construction complex / A. N. Asaul // Bulletin of civil engineers. - 2010. - № 1 (22). - P. 155-159.

2. Asaul, A. N. Reduction in transactional costs in constructional duo to optimization in information space / A. N. Asaul, S. N. Ivanov. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. -300 p.

3. Asaul, A. N. Condition and prospects of investment-building activity in the Russian Federation /A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2(16). - P. 3-9.

4. Asaul, V. V. Self-organizing in live and lifeless systems / V. V. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4(22). - P. 29-34.

5. Beljaev, M. K. Methodology of adaptive quality management of educational activities /M. K. Beljaev, M. V. Markova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 38-50.

6. Wiener, N. Cybernetics, or Control and Communication in the Animal and the Machine N. Wiener. - 2 nd edition. -M.: Nauka, 1983. - 344 p.

7. Ivanov, S. N. Theoretical approaches to the study of the structure of transaction costs ISK / S. N. Ivanov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 3 (13). - P. 42-48.

8. Kruglov, V. V. The artificial neural networks. Theory and Practice // V. V. Kruglov, V. V. Borisov. - 2 ed., Sr. - M.: Hotline-Telecom, 2002.

9. Liulin, P. B. Necessity formation mechanism of management entities investment-building complex as a living system / P. B. Liulin // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 35-40.

10. Manakov, L. F. Crisis in investment-building sphere: sources, threats, new opportunities /L. F. Manakov, R. A. Faltinsky // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 58-70.

11. Ossovsky, S. S. Neural networks for processing information/ S. S. Ossovsky; translation from Polish by I. D. Rudinsky. - Moscow: Finance and Statistics, 2004.

12. Terent'ev, A. R. The management of corporations on the basis of the methodology of neural networks / A. R. Terent'ev // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 60-62.

13. Firsanova, O. V. Modeling the evolution of market participants in the theory of global evolutionism / O. V. Firsanova, J. N. Chupakhina // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). -P. 28-35.

14. Page, F. Farsighted Stability in Network formation / F. Page // Group Formation in Economics: Networks, Clubs, and Coalitions. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

15. Schement, J. R. Communication and information. In J. R. Schement & B. Ruben (Eds.), Information and Behavior (Vol. 4. Pp. 3-33). New Brunswick: Transaction Publishers, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.