Научная статья на тему 'Организационно – деятельностная игра как средство развития способности к осознанной идентификации у педагогов – психологов'

Организационно – деятельностная игра как средство развития способности к осознанной идентификации у педагогов – психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА / ОСОЗНАННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ДИАЛОГ / ORGANIZATIONAL ACTIVITY-PLAYING GAME (OAG) / CONSCIOUS IDENTIFICATION / METHODOLOGICAL TOOLS / THE DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касаткина Л. Н.

В статье обосновывается соответствие проблемно – поискового характера организационно – деятельностной игры (ОДИ) задаче критического переосмысления ситуации, когда в работе психолога преобладают объектные, внешние способы познания не чувствительные к уникальности человеческой личности. Описаны специальные методологические средства организации мыслительной деятельности игроков и развития у них способности к осознанной идентификации: схема общения, с показом места идентификации в ней; самоопределение; игро – моделирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONALLY – DEYATELNOSTNY GAME AS THE DEVELOPMENT TOOL ABILITIES TO THE REALIZED IDENTIFICATION AT TEACHERS – PSYCHOLOGISTS

The article is devoted to the developmental capabilities of organization the activity games (OAG) with respect to the ability of psychologists to conscious identification with the client. The article explains the correspondence problem OAG exploratory nature to the task of critical rethinking of current practice in the psychological situation in which the object is dominated by the work of the psychologist, external ways of knowing are not sensitive to the uniqueness of human personality. We describe the specific methodological tools of cognitive organization of participants in the game: the scheme of communication, showing the place of identification in her self-igro modeling

Текст научной работы на тему «Организационно – деятельностная игра как средство развития способности к осознанной идентификации у педагогов – психологов»

УДК: 159.9:37.015.3

ОРГАНИЗАЦИОННО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ОСОЗНАННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ.

Л. Н. Касаткина

В статье обосновывается соответствие проблемно - поискового характера организационно - деятельностной игры (ОДИ) задаче критического переосмысления ситуации, когда в работе психолога преобладают объектные, внешние способы познания не чувствительные к уникальности человеческой личности. Описаны специальные методологические средства организации мыслительной деятельности игроков и развития у них способности к осознанной идентификации: схема общения, с показом места идентификации в ней; самоопределение; игро - моделирование. Ключевые слова: организационно - деятельностная игра, осознанная идентификация, методологические средства, диалог.

Цель статьи - раскрыть возможности ОДИ в развитии способности психологов к осознанной идентификации. ОДИ моделирует взаимодействие персонажей, участвующих в постановке проблем и ориентирована на развитие деятельности, коллективов и т.п. ОДИ строится и организуется на базе исходных различений методологии [3].

ОДИ появились как средство решения междисциплинарных проблем. Развитие у психологов способности к идентификации сложная, многоуровневая проблема. Понятие идентификации одно из самых неоднозначных. Большинство исследований по проблеме идентификации в межличностном познании выполнялось в рамках социальной психологии, хотя данная проблематика не входит в предмет этой науки и остается не разработанной с позиции общей психологии [4].

Идентификация естественный феномен в общении психолога и клиента, не получающий заслуженного осмысления в ходе обучения специалистов. Недооценивается возможности идентификации как способа познания индивидуального мира смыслов, чувств и переживаний партнёра по общению, в арсенале психологов практически отсутствуют технологии осознанной идентификации. В идентификации традиционно подчеркивается бессознательность отождествления, сопровождающаяся болезненным «заражением» состояниями клиента. Проживание «как бы» за другого в идентификации, совмещает процессы познания информационного и эмоционального бытия психики, является ценным гуманистическим способом постижения внутреннего мира Другого человека.

Осознанная идентификация - «произвольное управление процессом отождествления, когда субъекту понятны причины, цели и принципы идентификации, используемые им осознанно» [5, с.21-22]. Первоначальная психоаналитическая трактовка идентификации как бессознательного эмоционального процесса эволюционировала, и отождествление стали рассматривать как фундаментальный механизм когнитивных, аффективных и поведенческих процессов, взаимодействующих, взаимовли-яющих друг на друга и усложняющиеся по мере возрастного развития индивида [6, 9, 10, 7]. Методологическая версия идентификации интегрировала все ее компоненты в цикл жизнедеятельности (от возникновения потребности до поведения) запускающийся в проживании «как бы» за Другого [1].

ОДИ как метод решения проблем требует от игроков развития. Вначале ОДИ большинство игроков не рассматривают собственную перестройку как условие для получения необходимых результатов. По мнению Г.П. Щедровицкого, понимание этого тезиса приходит ходе общей работы и через многие неудачи и специально ориентированное критическое осознание их [11].

Сегодня ОДИ как форма эксперимента, повышения квалификации, сохраняющая свою основу: проблемный подход и методологическое сопровождение, достаточно редкое явление. Часто заявляемые как ОДИ игры имитируют только их форму и утрачивают методологический сервис, поэтому в среде педагогов - психологов немногие имеют культуру участия в таких событиях. Как показывает наш опыт проведения ОДИ, выслушав в установочном докладе требования ОДИ по содержанию и организации работы, многие игроки игнорируют их, и продолжают ожидать чтобы им в доступной (традиционной) форме дали технологию, в нашем случае управляемой идентификации с психо - эмоциональным состоянием клиента.

Мы считаем, что идентификационные способности психолога можно и нужно развивать, совершенствовать осознанное, гармоничное, управляемое использование эмоционального, когнитивного и поведенческого каналов при воспроизведении цикла жизнедеятельности Другого. ОДИ стимулирует само изменение игроков в направлении формирования необходимых для осуществления контролируемой идентификации способностей, а именно:

• оставаться открытыми к новым эмоциональным переживаниям

• способность к саморефлексии

• способность к эмпатии

• переносить замешательство, выносить неопределенность

• способность к «регрессии на службе другого»

• концентрировать, распределять и переключать внимание между восприятием собственных ощущений и состояний Другого

• конструировать яркие, живые, четкие вторичные образы

• способность к направленному воображению

Проблемная форма организации игровой деятельности, коммуникации, рефлексии, мышления требует привлечения методологов. В моем профессиональном окружении сложилась игротехниче-ская команда, обеспечившая методологическое сопровождение нашей экспериментальной ОДИ. Идея исследования созрела в проекте 1997 года в системе психотехнических проблемно-поисковых модулей Московского методолого педагогического кружка (макроигротехник О.С. Анисимов).

Архитектура игры это движение всех персонажей в линии моделирования затруднения, совмещения разных затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уровня проблемы, совмещение проблем в интегральную проблему, нахождение путей депро-блематизации, демонстрирование действия в ином "направлении"(сведение к задаче) [3].

Развитие сюжета ОДИ для педагогов-психологов «Идентификация и понимание в общении» иллюстрирует последовательность игровых фаз:

• введение в историю проблемы идентификации в психологии;

• моделирование процессов непонимания в общении;

• введение схемы общения, с показом места идентификации в ней, для организации критериальной работы по теме;

• моделирование процессов понимания в общении;

• демонстрация допонимания в общении;

• концептуальные доклады о роли и сущности идентификации;

• усовершенствование моделей понимания;

• коррекция сценария демонстраций в сторону их модельности;

• демонстрация непонимания и допонимания в групповом общении;

• рефлексия итогов игры в целом;

ОБЩЕНИЕ

Центральное методологические средство в нашей экспериментальной ОДИ - системодеятель-ностная трактовка общения (схема №1.) В схеме общения О.С. Анисимова идентификация - глубинный уровень, на котором снимается накопившееся при взаимодействии и согласовании непонимание.

Если взаимодействие между людьми происходит без препятствий, то нет необходимости в согласовании. Если один из Схема №1. партнеров противодействуют использованию себя, в каких либо целях, но не уходит из общения, возникает конфликт, выход из которого, при невозможности или нежелания слома препятствия - переход к согласованию.

При согласовании вырабатываются взаимно удовлетворяющие принципы взаимного использования. Понимание начинается в согласовании, но в нем значим результат, договоренность, а не понимание субъективности другого. На этом этапе возможна рефлексия действий другого, которая при-

ближает к человеку, вскрывает многие процессы, но не доказуемо, т.к. это мыслительный, а не жизнедеятельный процесс. Если конфликт недопонимания продолжается и в согласовательном слое человек выдвигает запрет-препятствие: "Ты исходишь из своих потребностей, но не проницаем для моих" и продолжает испытывать потребность в общении с другим, то это условие входа в идентификацию с одной стороны. С другой стороны, второй человек должен иметь потребность в познании, в идентификации, а так же способность к открытости.

Идентификация начинается через поведенческое подражание, нахождение в себе прототипов, по внешнему рисунку, но с поиском внутренних оснований. Создание нового бытия собственными ресурсами. Так как идентификация порождает иное бытие, то необходимо рефлексивное знание о себе как ином. В результате проживания "как будто" возникает понимание, как переопределение образа другого человека, в соответствии с тем как другой понимает себя.

Самоопределение инструмент, запускающий рефлексию собственных способностей, возможностей, устремлений для решения поставленной перед участниками ОДИ проблемы. В отличие от простых форм и уровней мотивации, в самоопределении решающую роль играет сознание и самосознание, основанные на субъективной рефлексии [2].

В самоопределении к деятельности выделяют: сопоставление образов себя в рамках системы требований деятельности и актуальных стремлений (безотносительно к фиксированным требованиям). Завершается самоопределение акцентировкой значимости содержания одного из образов, вследствие чего возникают следующие варианты существования в игре: подчинение системе требований, либо неприятием этих требований, и сохранение прежней направленности бытия. Само определённым считается игрок, который понял и принял правила игры и все свои действия строит в соответствии с этими правилами. Если результаты сопоставления указанных образов идут в разрез с требованием деятельности, то необходима проблематизация существования игрока в ОДИ. Самоопределение с последующей рефлексией и проблематизация мотивируют участников к развитию недостающих способностей [2].

Игромоделирование в ОДИ позволяет воплотить идеи в технические жизнеспособные решения, активизирует творческое самовыражение участников трансформирующих образцы профессиональной деятельности под определенный критерий, выявляющих и вводящих главные смысловые акценты в прототипах. Моделирование в ОДИ предполагает также демонстрацию главных идей через их иллюстрацию, показ [2].

Для ОДИ был написан «Диалог», придающий направленность основным процессам в игре и содержательные рамки обсуждаемым вопросам.

В диалоге отражены сюжеты из психологической практики подобранные в соответствии с фиксированными критериями. В ходе дискуссии при организационной поддержке игротехника, персонажи обращаются к критериальному обеспечению и поиску неслучайных психотехнических единиц в образцах идентификации с клиентом.

Диалог. Идентификация в практике психолога

Персонажи: ИТ - игротехник

И 1 - первый игрок

И 2 - второй игрок

К -концептолог

ИТ - Наша задача: смоделировать переход от непонимания к пониманию, а оттолкнуться мы должны от случаев из практики, в которых удалось отметить такую динамику. Для контроля над ходом рассуждений следует использовать рабочее определение идентификации и схему общения.

И1 —Нужно вспомнить попытки идентифицироваться с клиентом.

И 2 - Пытаясь понять клиента, привлекая свой опыт я идентифицируюсь.

И1- Не факт. Это может быть воспоминание по аналогии, только по внешнему рисунку схожее с тем что переживает Другой. Тем более есть опасность, что человек замкнется, видя как Вы уходите в сторону.

И2 - Это то и сложно, как войти во все тонкости переживания Другого если он замкнулся или хитрит, не пускает в личный опыт.

И1- Не нужно относиться к тому чего нет. Если он «хитрит», то вероятно хочет чего-то добиться от Вас, произвести впечатление. Проявления, разворачивающиеся перед вами и понимайте. Вообразите, что заставило бы Вас вести себя также.

И2 - А это разве не фантазии по аналогии?

И1- Идентифицируясь с Другим здесь и сейчас, Вы гораздо ближе к нему, чем когда целиком опираетесь на разного рода рассказы.

ИТ- Резонно начать с конкретных примеров из вашей практики.

И1- Если концентрируешься на чувствах клиента, соотносишь их с тем что и как говорит клиент, то не сложно распознать эмоции, которые он переживает. Все стабильно...

ИТ- Вспомните критерии идентификации, чтобы разобраться с примером.

И1 - За разъяснением критерия «близость» я обращусь к концептологу.

К - Близость результат идентификации, в ходе которой переживание клиента «прошло через» психолога, было им разделено и выражено.

И1 - По критерию близости внимательное следование за чувствами клиента, да еще при условии корректного эмпатического отклика, подходит. А вот новизны нет, если чувства распознаются и сразу все ясно.

И2 - Не надо торопиться. Возможно, новизна появиться при выделении какого-то переживания как ключевого, а если удастся через уподобление ощутить его как конкретное, уникальное, возникшее у Другого в определенных обстоятельствах, то и дело в шляпе.

ИТ - Это рассуждения на тему, но никак не конкретные примеры.

И2 - Мне приходит на ум случай из практики... Младший подросток, вызывал серьезную тревогу у матери и учителей: хроническая неуспеваемость, замкнутость, проявление агрессии, конфлик-ты...В учительской бурно обсуждалось происшествие: Никита что - то поджог в подъезде. Некоторые учителя давно предсказывали неизбежность правонарушений у ребенка и пророчили ему судьбу преступника. У меня было много нерешенных вопросов в связи с причинами такого поведения Никиты. Вступив в общение с ребенком по факту происшествия, я столкнулась с явным сопротивлением к обсуждению, пыталась убедить Никиту, что стараюсь понять как ему трудно в данный момент и искренне хочу ему помочь.

И1 - Ваше описание иллюстрирует вход в идентификацию: трудности во взаимодействии и потребность психолога понять ребенка?

И2 - Похоже. В ребенке боролись желание получить поддержку и страх перед осуждением и наказанием, что выражалось в скованной позе, отрывистых фразах, и редких взглядах в глаза. Я с чувством и на понятном языке постаралась выразить, то, что, на мой взгляд, происходило в его душе. Ребенок, стал все с большей надеждой смотреть на меня.

ИТ - После того как Вы верно уловили и прочувствовано отразили эмоции мальчика, контакт между вами стал крепнуть?

И2 - Вслед за разделением лежащих на поверхности переживаний, он стал «впускать к себе», раскрывая подробности происшествия.

И1- Сопоставляя содержание последнего эпизода в Вашем примере со схемой общения обнаруживаю, что затруднение в общении было снято и началось согласование. Неясно предшествовала ли этому идентификация.

ИТ - Ваша задача - сосредоточиться на поиске неслучайных действий, обеспечивающих сдвиг от непонимания к пониманию.

И2 - Я подхожу к кульминационному моменту в понимании того, что двигало Никитой. Выяснилось, что Никита вместе с товарищем долго ждал в подъезде пока выйдет их друг. В кармане у него был клей, у товарища спички. Друзья заскучали и решили поджечь клей. Клей нанесли на стекло распределительного щита и подожгли его. Оказалось что окошко на щите из пластмассы, которая загорелась вместе с клеем. Никита понял угрозу и стал тушить пламя своей курткой (день назад мать жаловалась, что Никита прожог куртку и не признается где). То что я буквально ощущала себя на месте ребенка в его ситуации подтверждалось «яркой кинолентой образов»: я «видела» щит, лестничную площадку, конечно так как я это привыкла представлять, чувствовала скуку и всплеск азарта, пришедшего после того как в кармане был нащупан клей, обнаружены спички и мелькнула мысль поджечь его. Понимая состояния Никиты, выражая их доступным языком, погрузившись в эти переживания, я помогла осознать ребенку свое поведение, дала возможность реабилитироваться в том, что не было злого умысла. Была скука и не обдуманная тяга к острым впечатлениям.

ИТ - Какие критерии идентификации были проявлены в Вашем случае?

И2 - Случай иллюстрирует проживание «как бы» за другого, когда я представляю себя в его обстоятельствах с вытекающими отсюда чувствами.

К - То что описана идентификация подтверждает: отказ от своего бытия; проигрывание в фантазии эмоций и импульсов к действию в заданных обстоятельствах. Характерно, что такое внутреннее разыгрывание, прерывается рефлексией указывающей на то, что образы принадлежат психологу и несут свою специфику, например, образ «моей лестницы».

И1 - Очень пространно. От какого непонимания, к какому пониманию в данном случае Вы пришли?

И2 - От непонимания состояния подтолкнувшего мальчика к поджогу. Могу показать динами-

ку в общении, переход на новый уровень взаимодействия, влекущий за собой цепочку разрешения проблем. Осознав, что скука и сменивший ее азарт привели к поджогу, ребенок все равно был подавлен, растерян перед угрозой того, что предпримут взрослые в связи с этим инцидентом. Подбирая варианты разрешения ситуации, опять столкнулись с очередным страхом, того что пострадавшая бабушка может разгневаться и не позволит заменить стекло, не примет извинения. Я предложила свою поддержку: «Я буду рядом». Одного обещания и доверия было достаточно, чтобы у ребенка возросла вера в себя. Через полчаса он вместе с другом прибежал запыхавшийся, радостный и сообщил, что стекло вставлено, а бабушка даже угостила их конфетами. Позже Никита пришел сам и сказал, что хочет закончить год без двоек, почти надеется, но ему страшно, что не получиться и поэтому так задиристо вел себя на классном часе. А дальше в школьной жизни Никиты случился первый год без двоек...

The article is devoted to the developmental capabilities of organization - the activity games (OAG) with respect to the ability of psychologists to conscious identification with the client. The article explains the correspondence problem -OAG exploratory nature to the task of critical rethinking of current practice in the psychological situation in which the object is dominated by the work of the psychologist, external ways of knowing are not sensitive to the uniqueness of human personality. We describe the specific methodological tools of cognitive organization of participants in the game: the scheme of communication, showing the place of identification in her self-igro - modeling.

The key words: organizational - activity-playing game (OAG), conscious identification, methodological tools, the dialogue.

Список литературы

1. Анисимов О С. Акмеология и методология. Проблемы психотехники и мыслетехники. М.,1998. 772 с

2. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. М., 2004. 295 с

3. Анисимов О С. Развивающие игры, игротехника, методология. В 2т.2006.Т.1. 487 с

4. Бодалёв А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М., 2002. 320 с

5. Бурякова Е.С. Взаимосвязь механизма идентификации-обособления и социально значимых качеств личности в полисубъектном взаимодействии: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.166с

6. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии// Вопросы психологии. 1993. N 4. С. 61-67

7. Малейчук Г.И. Модель становления идентификации // Журнал практического психолога. 1996. № 6. С. 3-10

8. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 80 - 92

9. Тютяева О.В. Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия//Ярославский педагогический вестник. 2005.№1. С.57 -65

10.Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Избранные труды. М., 1995. С. 115-142

Об авторе

Касаткина Л.Н.- аспирант кафедры психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, педагог - психолог МБОУ СОШ №2 г. Калуги, LNKasatkina@mail. ru

УДК - 159.9.075

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.С. Краснопольская

В данной статье мы исследовали эмоциональный интеллект и жизнестойкость студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью СЭИ БГУ. Полученные данные показали, что более половины испытуемых обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, а жизнестойкость соответствует средним нормальным показателям. В ходе исследования мы выявили взаимосвязь между шкалами эмоционального интеллекта и некоторыми показателями жизнестойкости студентов.

Ключевые слова: жизнестойкость, эмоциональный интеллект, студенческий возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.