ББК 74.56
В.Ф. Косинова
Организационная структура инновационного образовательно-производственного комплекса Барнаульского торгово-экономического колледжа
V.F. Kosinova
The Organizational Structure of the Innovative Educational Industrial Complex of the Barnaul Trade Economic College
Автором детально представлена организационная структура инновационного образовательнопроизводственного комплекса, успешно функционирующего на базе Барнаульского торгово-экономического колледжа. Обоснован выбор структурных подразделений комплекса и проанализированы результаты его деятельности.
Ключевые слова: инновационный образовательнопроизводственный комплекс, бизнес-инкубатор, учебная имитационная фирма, отраслевая студенческая биржа труда.
The author reveals in details the organizational structure of the innovative educational industrial complex that has been successfully functioning on the basis of the Barnaul Trade Economic College. The article also justifies the choice of the structural units of the complex and analyses the results of its activities.
Key words: innovative educational industrial complex, business-incubator, training simulation firm, sectoral student labour exchange.
Интеграция образовательных учреждений в реальный сектор экономики регионов, обеспечение качественно нового уровня подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, активизация и развитие научных исследований и инновационной деятельности для повышения их результативности и эффективности для нужд реального сектора экономики, превращение университетов и колледжей в центры подъема и стабилизации экономики, духовного и культурного развития регионов - все это является актуальной и главной целью системы профессионального образования, так как изменившийся технологический уклад экономики потребовал от профессиональных учебных заведений поиска новых идей, принципов создания малых предприятий или учебно-производственных комплексов.
В связи с этим в 2001 г. у педагогического коллектива Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Барнаульский торгово-экономический колледж» (ФГОУ СПО «БТЭК») возникла идея реформировать систему управления образовательным процессом в сторону улучшения качества практической подготовки специалистов. Требования рынка труда, работодателей отрасли в этом плане также вызвали потребность в реализации современных подходов к профессиональному образованию в колледже. Поэтому и возникла объективная необходимость
создания в колледже такого комплекса, который бы снял известные противоречия и проблемы в новых экономических условиях и обеспечил динамичное развитие всех сторон жизни и деятельности учебного заведения.
В этот период в ФГОУ СПО «БТЭК» начался подготовительный этап разработки модели и внедрения учебно-производственного комплекса, в последующем переименованного в инновационный образовательнопроизводственный комплекс (ИОПК).
Структура комплекса неоднократно менялась, так как экономическая обстановка в регионе в конце XX и начале XXI в. была нестабильной, требования работодателей постепенно ужесточались, а содержание государственных образовательных стандартов отставало от веяний времени.
Первый этап (2001-2004 гг.) - подготовительный -определился как поисковый. На данном этапе были определены четыре структурных подразделения, которые вошли в ИОПК. Для успешного достижения поставленной цели был составлен план мероприятий по разработке и внедрению следующих структур:
- Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли (Центр ПППК отрасли);
- Учебная имитационная фирма (УИФ) - Торговый Дом «Престиж»;
- Бизнес-инкубатор «ВЕКТОР» (БИ «ВЕКТОР»);
- Отраслевая студенческая биржа труда «Перспектива» (ОСБТ «Перспектива»).
Также были разработаны и созданы организационно-педагогические условия, сформированы творческие педагогические коллективы, утверждена структура каждого подразделения.
Второй этап (2005-2007гг.) - этап формирования ИОПК - являлся основным.
Следует заметить, что первыми создавать и развивать учебно-производственные (УПК) и учебнонаучно-производственные комплексы (УНПК) начали образовательные учреждения высшего профессионального образования.
С образовательными учреждениями среднего профессионального образования (СПО) складывается совершенно иная ситуация. Создание УНПК на базе вузов активно поддерживается федеральными и региональными властями, а вот появление данных комплексов в образовательных учреждениях СПО, в частности в колледжах, - это их личная инициатива, к тому же в России это единичные примеры.
Создание и развитие ИОПК в колледже - это не самоцель, а одно из эффективных средств решения задач подготовки специалистов, которое позволяет:
- всесторонне охватить все направления студенческой жизни;
- развивать самостоятельность и активность личности;
- обозначить круг профессиональных обязанностей, прав и ответственности будущего специалиста;
- способствовать профессиональному становлению выпускников;
- подключить работодателей к принятию решений относительно процесса формирования специалиста.
Заключительный этап (2008-2010 гг.) - итоговый, результативный.
Сегодня, когда человеческий, личностный фактор начинает играть в экономике определяющую роль, возникает необходимость освоения знания как способа идентификации и самосознания работника, как средства развития не только студента, но и производства и/или торговли. Для формирования компетентного специалиста требуется использовать потенциал, который в таких новых формах интеграции системы «образование - наука - производство» рассматривается как дуальная целевая профессиональная подготовка специалистов и представлен в виде образовательных кластеров - инновационных образовательно-производственных комплексов.
Педагогический коллектив ФГОУ СПО «БТЭК» много лет назад начал вести работу в этом направлении и оказался на правильном пути. Уже сегодня можно говорить о положительных результатах функционирования ИОПК.
Остановимся более подробно на характеристиках структурных подразделений Барнаульского торгово-
экономического колледжа, которые активно влияют на деятельность ИОПК (рис. 1).
Инновационный образовательно-производственный комплекс колледжа - это современная система со-организации имеющихся в колледже ресурсов, которая:
- позволяет активно развиваться инновационной деятельности колледжа на производственной платформе;
- способствует реализации широкого спектра дополнительных образовательных программ;
- активно интегрируется в региональный научнопроизводственный процесс.
Период от идеи и разработки до внедрения занимает почти десять лет. Каждое структурное подразделение колледжа первоначально рассматривалось как самостоятельное. ИОПК в своей структуре имеет четыре обязательных учебных подразделения и два подразделения общей направленности.
Невозможно подготовить квалифицированных специалистов без знания ситуации на рынке образовательных услуг и рынке труда. Для этого в колледже была создана и успешно функционирует служба маркетинга.
Роль службы маркетинга в ИОПК заключается в обеспечении согласованности действий всех субъектов данного комплекса, а если рассматривать шире, то и всех субъектов образовательного процесса колледжа.
Основными задачами в сфере маркетинговой деятельности являются:
- изучение и оценка спроса и предложений на рынке труда и образовательных услуг;
- повышение экономической эффективности образовательных услуг, их внутреннего содержания и качества.
Так, например, по результатам исследования службы маркетинга было выявлено, что 63% студентов Барнаула отмечают важность получения интегрированных знаний в образовательных учреждениях с учетом требований рынка труда. Эти данные, как и многие другие, были положены в основу совершенствования деятельности ИОПК.
Служба образовательных инноваций является связующим звеном между администрацией колледжа, преподавателями и студентами в сфере создания инновационного образовательного пространства путем создания соответствующих педагогических условий.
Направления работы службы образовательных инноваций:
- научно-методическое обеспечение;
- информационно-аналитическое обеспечение;
- редакционно-издательская деятельность.
С целью повышения качества образовательного процесса данная служба функционирует в тесном сотрудничестве со всеми структурными подразделениями ИОПК, а также с остальными структурами колледжа.
Рис. 1. Организационная структура инновационного образовательно-производственного комплекса Барнаульского торгово-экономического колледжа
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Служба маркетинга и служба образовательных инноваций выполняют координирующую функцию. Данные подразделения не входят в состав ИОПК колледжа, но направляют его развитие в нужное русло, тем самым обеспечивая непрерывное совершенствование его деятельности.
Первое структурное подразделение ИОПК -Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли (Центр) - является отраслевым и осуществляет взаимосвязь с работодателями в вопросах подготовки и переподготовки специалистов. Основная цель Центра - это реализация дополнительных образовательных программ в области предпринимательской деятельности для студентов колледжа и повышения профессиональных компетенций специалистов отрасли.
Созданный на базе колледжа Центр позволяет оперативно реагировать на изменения потребностей рынка труда, отрасли, мобилизовывать ресурсы ИОПК на реализацию новых программ, обновление содержания образования, а также обеспечивать дополнительные финансовые вливания за счет подготовки и переподготовки специалистов отрасли [1].
Одно из ведущих направлений, реализуемое Центром в настоящее время, - организация дополнительной профессиональной подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Кроме этого, в последнее время большое внимание уделяется работе по опережающему обучению с неработающим населением.
Ядром ИОПК является учебная имитационная фирма (УИФ), созданная в 2004 г. по типу универсального Торгового Дома «Престиж».
Первый этап (2002-2003 гг.) - поисковый - изучено состояние проблемы производственного обучения студентов торгово-экономического колледжа; запланированы мероприятия по совершенствованию системы производственного обучения в колледже, определены специальности для прохождения практики в учебной имитационной фирме и тип УИФ.
Детально проанализировав систему производственного обучения в колледже, определили специальности, в которых необходимо было дополнить практику в современных организациях (на предприятиях) практикой в отделах УИФ.
Выбор специальностей обусловлен невозможностью реализации всех компонентов государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в сфере производственного обучения в организациях (на предприятиях) отрасли.
Разработанная модель УИФ показывает, что практика в учебной имитационной фирме не заменяет, а дополняет практику в организациях (на предприятиях) социальных партнеров. Иными словами, если раньше студенты для прохождения практики были закреплены за соответствующей организацией (предприятием)
и на примере ее деятельности выполняли программу производственного обучения, то после создания УИФ программа производственного обучения была разделена в зависимости от объектов: часть программы предусмотрено отрабатывать в организации (на предприятии) социального партнера, а другую часть - в УИФ, что в конечном итоге способствовало максимальной реализации всех компонентов программ производственного обучения, предусмотренных в зависимости от специальности и вида практики. Данная оптимизация системы производственного обучения позволила максимально подготовить будущего специалиста (товароведа, эксперта, бухгалтера, юриста, менеджера, маркетолога, эксперта и т.д.) к профессиональной деятельности [2].
Второй этап (2004-2005 гг.) - формирующий -систематизирован и обобщен теоретический и практический материал по проблеме исследования; сформирована организационная структура УИФ; сконструирована модель функционирования и развития УИФ с учетом условий производственного обучения студентов в колледже и требований работодателей; разработано Положение о функционировании УИФ на базе ФГОУ СПО «БТЭК».
Основные мероприятия данного этапа:
- создана команда единомышленников (временный творческий коллектив), которая организовала деятельность УИФ по запланированным направлениям в соответствии с разработанной моделью ее функционирования и развития;
- проведен выбор и обоснование оптимальной организационной структуры УИФ. Аргументированно была выбрана организационно-правовая форма Торгового Дома: общество с ограниченной ответственностью (ООО), полное название: Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом “Престиж”»;
- создана и запущена модель функционирования и развития УИФ, которая позволяет на ее основе моделировать деятельность таких фирм различной специализации в колледжах;
- определен круг основных участников учебной имитационной фирмы и их взаимосвязь.
Результатом вышеназванных мероприятий стал приказ за №107 от 06.09.2004 о создании в ФГОУ СПО «БТЭК» УИФ по типу универсального Торгового Дома «Престиж».
Для полноценного функционирования УИФ на основном этапе были созданы соответствующие организационно-педагогические условия.
Следует заметить, что деятельность учебной имитационной фирмы напрямую зависит от отраслевой направленности образовательного учреждения, и если не учесть данную зависимость в процессе ее создания, то смысл функционирования подобной фирмы теряется, как и теряется связь колледжа с социальными
партнерами в сфере производственного обучения. Реализуя программы производственной практики посредством учебной имитационной фирмы, колледж прежде всего преследует цель - воспитать более активного, самостоятельного специалиста, владеющего профессиональными компетенциями и компетентностями для работы в соответствующей отрасли.
Для реализации данной цели и на основании данных, полученных в процессе анализа моделей формирования профессиональных качеств, знаний и умений студентов разных специальностей, была разработана общая модель формирования профессиональных навыков студента в учебной имитационной фирме. Напомним, что на тот период времени не шло даже речи о переходе на новые государственные стандарты, основанные на реализации компетентностного подхода.
В данной модели были учтены как общие требования государственных образовательных стандартов в сфере производственного обучения, так и требования социальных партнеров и работодателей.
Согласно Положению в учебной имитационной фирме (ООО «Торговый Дом “Престиж”») работает семь функциональных отделов, которые в соответствии со своим предназначением планируют, организуют, координируют, мотивируют и контролируют деятельность виртуально и реально функционирующих организаций (предприятий). Основные направления деятельности функциональных отделов отражены на рисунке 2.
Все отделы функционируют на основании Положений об отделах, деятельность их взаимосвязана, что способствует успешной реализации межпредметных связей в процессе производственного обучения.
На основании разработанной нами программы были определены критерии оценки результатов про-
изводственного обучения (рис. 3). Данные критерии характерны как для традиционной системы производственного обучения, так и для усовершенствованной (посредством включения в нее учебной имитаци -онной фирмы), что способствует сохранению объективности оценки результатов производственного обучения.
Качественная оценка знаний студентов осуществлялась по таким показателям, как:
- глубина знаний (использование в практической деятельности комплексных знаний, полученных при изучении разных дисциплин);
- действенность знаний, предусматривающая готовность и умение студентов применять их в сходных и вариативных ситуациях;
- системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании студентов;
- осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Качественная оценка дополняется количественной главным образом за счет следующих показателей: объем усвоенных знаний, скорость усвоения материала, точность и прочность усвоения и т.д.
В целом на втором этапе работа велась по двум основным направлениям:
- условия функционирования учебной имитационной фирмы: обсуждение разработанной документации; изучение и корректировка созданной модели учебной имитационной фирмы; разработка системы оценивания обучающихся; оценка ролей преподавателя-координатора, студента-специалиста и студента-обучаемого в учебной имитационной фирме. При реализации данного направления основной упор делался на совместную работу и обсуждение результатов работы отдельных групп;
Рис. 2. Основные направления деятельности отделов учебной имитационной фирмы
Критерии усвоения знаний
прочность усвоения точность усвоения скорость усвоения объем усвоенных знаний осознанность системность действенность знаний глубина знаний
Критерии сформированное™ умений
скорость выполнения самостоятельность рациональность организации труда правильность выполняемых действий
сформированность навыков
Рис. 3. Критерии оценки результатов производственного обучения
- анализ и оценка модели учебной имитационной фирмы по следующим блокам: запуск фирмы в эксплуатацию, работа в отделах, ведение журнала ошибок, обсуждение полученных результатов.
Третий этап (2006-2007 гг.) - завершающий -анализ и систематизация данных, завершение подготовки методических рекомендаций, их апробация.
После третьего этапа деятельность учебной имитационной фирмы в колледже не закончилась, ведь, созданная по типу универсального Торгового Дома «Престиж», она не просто удачно вписалась в систему производственного обучения колледжа, но и позволила создать необходимые условия для реализации всех компонентов программ производственного обучения, а значит, и для формирования профессиональной готовности специалиста [3].
Таким образом, учебная имитационная фирма является базой для формирования профессиональных качеств и умений, а также для приобретения профессиональных навыков в конкретном отделе в соответствующей должности.
Следующим структурным подразделением ИОПК является Бизнес-инкубатор «ВЕКТОР».
Анализ ситуации на рынке труда в молодежной среде Алтайского края показывает, что продолжает оставаться высокой доля молодых людей (16-29 лет) среди незанятого населения, в связи с этим все более актуальным становится вопрос относительно создания условий для обеспечения самозанятости молодежи. Пропаганда предпринимательства среди учащихся и студентов и привлечение молодых людей в сферу малого бизнеса решает ряд социальных и экономических задач. Помочь преодолеть проблему самозанятости молодежи необходимо учебным заведениям путем создания определенных структур.
Учитывая отраслевую направленность, на базе ФГОУ СПО «БТЭК» в 2005 г. был создан бизнес-инкубатор для удовлетворения потребности в специалистах малого и среднего бизнеса, а при поддержке Алтайского бизнес-инкубатора в 2009 г. реорганизован БИ «ВЕКТОР».
Бизнес-инкубатор «ВЕКТОР» - это структурное подразделение ИОПК колледжа, занимающееся вопросами поддержки предпринимательской инициативы студенческой молодежи и выпускников учебных заведений.
Основной целью деятельности БИ «ВЕКТОР» является формирование у студентов колледжа предпринимательских компетенций и содействие разработке и продвижению предпринимательских проектов.
Задачи БИ «ВЕКТОР»:
- создание профессионального практического поля деятельности в области предпринимательской подготовки для студентов колледжа;
- организация профессиональной подготовки студентов колледжа к предпринимательской деятельности;
- стимулирование предпринимательской активности студентов колледжа;
- формирование в колледже системы инициирования создания предпринимательских проектов;
- организация сопровождения предпринимательских проектов выпускников ФГОУ СПО «БТЭК»;
- оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства, обратившимся в БИ «ВЕКТОР»;
- организация и проведение конкурсов, семинаров, круглых столов и других мероприятий, способствующих формированию предпринимательской культуры в обществе;
- повышение квалификации ведущих консультантов БИ «ВЕКТОР» в организациях социальных партнеров колледжа [4].
Основная выявленная черта, отличающая БИ «ВЕКТОР» от других структур поддержки предпринимательства, - совмещение в этой модели большого числа функций и возможность «дирижировать» ими, т.е. усиливать или ослаблять некоторые функции в зависимости от предпринимательских инициатив, потребностей малого и среднего предпринимательства, степени его развития и внешних условий. Это создает эффект гибкости и одновременно действен-
ности модели, позволяет приспосабливать бизнес-инкубатор для решения поставленных задач.
Основные направления деятельности БИ «ВЕКТОР»:
- инициация бизнес-идей;
- экспертиза бизнес-проектов;
- институциализация бизнеса.
Благодаря своей многофункциональности БИ «ВЕКТОР» продолжает работу в ИОПК и комплексно воздействует на развитие других его структурных подразделений. Возможность усиливать или ослаблять действие определенных функций в постоянно меняющихся экономических и политических условиях России, Алтайского края и Барнаула позволяет достигать наибольшей действенности программ инкубации при ограниченных ресурсах, что также весьма актуально для поддержки молодежного предпринимательства.
Разработанная функциональная модель БИ «ВЕКТОР» может быть использована как для исследования практики работы данного подразделения, так и при проектировании других бизнес-инкубаторов.
Следующее подразделение, которое активно взаимодействует со всеми структурами ИОПК, - Отраслевая студенческая биржа труда «Перспектива» (ОСБТ «Перспектива»).
31 декабря 2008 г. Правительство РФ приняло Постановление №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».
В соответствии с данным документом Алтайский край стал одним из первых регионов России, разработавших антикризисную программу в сфере занятости населения и подписавших соглашение с Рострудом о ее реализации. Основные задачи, на решение которых направлена программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году»:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;
- стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
- развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
- развитие территориальной трудовой мобильности населения края.
Педагогический коллектив ФГОУ СПО «БТЭК» главной задачей всегда ставил качество подготовки выпускников и их трудоустройство, так возникла идея создания студенческой биржи труда.
Остановимся более детально на отдельных направлениях работы ОСБТ «Перспектива».
• Взаимодействие с работодателями: сотрудничество с организациями и предприятиями торговли,
общественного питания и сферы обслуживания; проведение совместных совещаний, конференций, круглых столов; анализ взаимодействия колледжа с работодателями.
• Внешние контакты колледжа по проблемам трудоустройства: взаимосвязь с другими образовательными учреждениями, центрами занятости, работодателями, профессиональными союзами и ассоциациями, профильными органами федеральной, региональной и местной власти.
• Аналитическая работа: проведение сравнительного анализа образовательно-профессиональных программ учебных заведений, готовящих специалистов в регионе по одним и тем же специальностям с целью определения своего сегмента на рынке образовательных услуг.
• Работа с выпускниками: создание баз данных, ассоциаций выпускников.
• Работа со студентами: ведение профориентационной работы, предоставление информации о ситуации на рынке труда и прогнозов о его развитии, координация научной работы студентов, способствующая их успешному трудоустройству, организация стажировок и временной занятости во время обучения, трудоустройство после окончания колледжа [5].
В целом все направления деятельности ОСБТ «Перспектива» следует разбить на два крупных блока:
1) информационно-консалтинговая деятельность. Создан веб-сайт биржи, на котором представлена информационная система «Трудоустройство» с интернет-доступом, где можно найти информацию о вакансиях от работодателей и резюме соискателей;
2) методическая и научно-исследовательская работа. ОСБТ «Перспектива» ежегодно проводит круглые столы совместно со службой занятости и работодателями, формирует перечень наиболее востребованных специальностей. Совместно с учебной имитационной фирмой разработаны рекомендации.
По истечении данного этапа деятельность ОСБТ «Перспектива» не заканчивается, развитие биржи нашло отражение в комплексном решении проблемы трудоустройства студентов и выпускников колледжа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подразделения ИОПК работают в тесном контакте, дополняя друг друга.
Деятельность структур, объединенных в ИОПК, осуществляется на общности целей, содержания, деятельности и ценностей.
Основные результаты деятельности ИОПК во ФГОУ СПО «БТЭК»:
1) в 2009-2010 учебном году студенческими проектными группами разработано 10 предпринимательских проектов, в том числе три по заказу администрации Барнаула: «Диетическая столовая на 50 посадочных мест», «Школьная столовая на 100
посадочных мест», «Ресторан забытой русской кухни высшего класса на 40 посадочных мест»; два по заказу ИПБОЮЛ. «Пчеловодческое предприятие “Золотые соты”», «Центр развития “Крепыш” для детей дошкольного возраста». А в 2010-2011 учебном году было разработано восемь проектов, из них три под заказ: «ВЕБ-агентство для образовательных учреждений “Школьная сеть”»; «Предприятие “Мир в кубе”» по производству и реализации трехмерной продукции»; специализированный магазин «Дом Шоколада»;
2) в среднем за учебный год практику в учебной имитационной фирме проходят 12 групп (24 подгруппы) по 10 специальностям; за 2006-2011 гг. уровень реализации компонентов программ производственного обучения возрос за счет прохождения студентами практики в ИОПК и в настоящее время составляет 97,3%;
3) в 2010-2011 учебном году в инновационной деятельности ФГОУ СПО «БТЭК» было задействова-
но 92,9% преподавательского и 84,6% студенческого коллектива.
Инновационный образовательно-производственный комплекс колледжа - это современная система соорганизации имеющихся в колледже ресурсов, которая:
- позволяет активно развиваться инновационной деятельности колледжа на производственной платформе;
- способствует реализации широкого спектра дополнительных образовательных программ;
- активно интегрируется в региональный научнопроизводственный процесс.
Деятельность колледжа в сфере оптимизации системы производственного обучения и повышения эффективности диалога с социальными партнерами активно поддерживается Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Библиографический список
1. Косинова В.Ф., Дедяева И.Б. Организация деятельности Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников торговли и общественного питания на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования // Качество образования: системы, технологии, инновации : материалы международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2007.
2. Косинова В.Ф., Бонарёва Н.Д. Использование гибких технологий практического обучения для формирования профессиональной готовности // Среднее профессиональное образование. - 2007. - №6.
3. Косинова В.Ф., Бонарёва Н.Д. Организация деятельности учебной имитационной фирмы : методические рекомендации. - Красногорское, 2007.
4. Косинова В.Ф., Дедяева И.Б. Организация дополнительной профессиональной подготовки студентов отраслевого колледжа к предпринимательской деятельности. -Красногорское, 2009.
5. Косинова В.Ф. Система социального партнерства в профессиональном образовании // Инновации в системе образования : тезисы международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2007.