3. Shirshov, E.V. Informacionno-pedagogicheskie tekhnologii: klyuchevihe ponyatiya: slovarj. - Rostov n/D., 2006.
4. Lerner, I.Ya. Filosofiya didaktiki i didaktika kak filosofiya. - M., 1995.
5. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.
6. Karpenko, M.P. Teleobuchenie. - M., 2008.
7. Yucyavichene, P. A. Osnovih moduljnogo obucheniya. - Viljnyus, 1989.
8. Russell, J.D. Modular Instruction / J.D. Russell // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis, Minnessota, 1974.
9. Prokopenko, I. Modular Course Format for Supervisory Development / I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. - 1981.
10. Prokopenko, I. Modular programme for supervisory development / I. Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles. - Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981.
11. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole: kontekstnihyj podkhod: metodicheskoe posobie. - M., 1991.
Статья поступила в редакцию 15.12.11
УДК 378
Akolzina E. Y. INTERACTION BETWEEN SECTORAL STUDENTS LABOUR EXCHANGE PERSPECTIVA AND SOCIAL
PARTNERS OF THE COLLEDGE. The article reveals the aspects of the interaction between sectoral students labour exchange of the college and the bodies of state and executive power. The major directions of joint activities are presented in details. Key words: interaction, labour exchange, employment, employer.
Е.Ю. Акользина, соискатель ФГОУ СПО «БТЭК», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ БИРЖИ ТРУДА «ПЕРСПЕКТИВА» С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются аспекты взаимодействия между отраслевой студенческой биржей труда колледжа и органами государственной и исполнительной власти. Подробно представлены основные направления совместной деятельности.
Ключевые слова: взаимодействие, биржа труда, трудоустройство, работодатель.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. отражены актуальные задачи в области профессионального образования, в том числе " улучшение взаимосвязи образовательного учреждения с рынком труда, работодателями, повышение компетенций персонала. Как отмечает И.М. Реморен-ко, в настоящее время необходимо обновление содержания, методологий и соответствующей среды обучения [1].
В приветствии, направленном в декабре 2008 года президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым участникам конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития страны», отмечалось: «Сегодня профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда XXI века, полностью соответствовать общемировым критериям качества. И, конечно самое сильное взаимодействие с производством» [2, с. 2].
На совещании с руководителями территориальных органов Роструда и руководителями органов исполнительной власти по труду и занятости субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, определены направления деятельности, необходимые для снижения напряженности на рынке труда, в том числе организация и проведение системы мониторинга, организация взаимодействия органов власти по вопросам трудоустройства молодежи, упрочение взаимодействия с социальными партнерами [3].
Следовательно, задача учебного заведения - формирование и развитие такой образовательной среды, которая позволит повысить эффективность системы формирования профессиональной готовности специалистов в образовательных учреждениях СПО и их востребованность на рынке труда.
Анализ статистических данных свидетельствует, что ежегодно наблюдается тенденция роста показателей развития сферы потребительского рынка, в том числе предприятий общественного питания, торговли и бытового обслуживания, что приводит к увеличению спроса на выпускников для сферы торговли, общественного питания и сферы бытового обслуживания. Подготовка специалистов для вышеперечисленных отраслей в колледже ведется более 50 лет.
В целях более эффективного трудоустройства выпускников с 2006 года в «Барнаульском торгово-экономическом колледже» (ФГОУ СПО «БТЭК») функционирует студенческая биржа труда. В 2008 году биржа была реорганизована в отраслевую. Отраслевая студенческая биржа труда «Перспектива» (далее ОСБТ «Перспектива») является одним из структурных подразделений колледжа, цель ее деятельности " содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников ФГОУ СПО «БТЭК».
Для достижения поставленной цели ОСБТ «Перспектива» осуществляет:
- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;
- оказание помощи заведующей отделением по практике в организации стажировок и других практик, предусмотренных учебным планом;
- организация временной занятости студентов;
- взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда;
- сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях развития рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям;
- организация студенческих отрядов;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на расширение контактов с работодателями в решении вопросов трудоустройства молодых специалистов;
- оказание помощи в адаптации к рынку труда будущих выпускников;
- проведение профориентационных мероприятий;
- содействие предпринимательству и самозанятости среди студенческой молодежи;
- повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях развития рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства;
- проведение организационных мероприятий (мини ярмарок вакансий, Дней карьеры, презентаций предприятий и организаций работодателей и т. д.).
В самом общем понятии биржа труда (англ. labour exchange; нем. Arbeitsamt) - учреждение, деятельность которого направлена на приспособление предложения на рынке труда к его спросу, осуществляющее посреднические операции между ищущим работу и работодателем [4, с. 24].
Директор Центра изучения профессиональных проблем, доктор педагогических наук О.Н. Олейникова под социальным партнерством понимает мощное средство повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивающее связь образовательных услуг с экономической жизнью, сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалифика-
ций, умений и компетенций на рынке труда. И, соответственно, социальными партнерами профессионального образования и обучения являются субъекты рынка труда и экономической жизни [5, с. 8].
Субъектами рынка труда и экономики выступают органы государственной и исполнительной власти, работодатели (руководители предприятий и организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания), преподаватели, студенты.
Данная концепция позволяет воспринимать рынок образования и рынок труда как систему институтов, которая обеспечивает их эффективное функционирование. Если рассматривать взаимодействие рынка образования и рынка труда как институализи-рованную форму социального партнерства, то наиболее приемлемым является определение, данное М. Кастельсом: «Под институтом я понимаю организации, наделенные необходимой властью для выполнения некоторых специфических задач от имени общества в целом» [6, с. 158].
С целью повышения эффективности системы трудоустройства выпускников колледжа, ОСБТ «Перспектива» активно сотрудничает с работодателями, органами исполнительной власти, учреждениями по труду и занятости населения, образовательными учреждениями. Обозначим основные направления взаимодействия.
На протяжении многих лет «Барнаульский торгово-экономический колледж сотрудничает с Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Специалисты Управления принимают активное участие в мероприятиях, которые проводит ОСБТ «Перспектива». На тематических круглых столах для руководителей предприятий торговли, общественного питания и сферы бытового обслуживания с приглашением специалистов Управления обсуждаются вопросы развития инфраструктуры, состояние рынка труда, как в г. Барнауле, так и Алтайском крае в целом; анализируется уровень востребованности выпускников колледжа на современном рынке труда. Подобные мероприятия позволяют выделить актуальные требования работодателей, предъявляемые к будущим специалистам, и разработать план действия по их реализации в учебно-воспитательном процессе колледжа.
ОСБТ «Перспектива» принимает активное участие в мероприятиях Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. Так, например, в ходе проведения мероприятий по сохранению и развитию движения студенческих отрядов в Алтайском крае от ОСБТ «Перспектива» был создан студенческий отряд, участники которого работали на предприятиях общественного питания Горного Алтая и села Яровое. Каждый год Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи проводится конкурс грандов «Алтай молодой». В 2009 году отраслевая студенческая биржа труда «Перспектива» участвовала в конкурсе грандов по направлению «Повышение эффективности деятельности в сфере молодежной политики», и проект «Отраслевая студенческая биржа труда как механизм взаимовыгодного сотрудничества колледжа с работодателями в сфере трудоустройства выпускников» стал одним из победителей конкурса. Кроме того, в рамках мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений, ОсБт «Перспектива» предоставляет в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи ежемесячный прогноз предварительного трудоустройства выпускников, а также данные о конкретном трудоустройстве выпускников, службе в армии, декретных отпусках.
На протяжении нескольких лет ОСБТ «Перспектива» сотрудничает с Краевым государственным учреждением «Центр занятости г. Барнаула». Задача - усиление связи с рынком труда, повышение профессиональной готовности, умение адаптироваться в современных социально-трудовых отношениях способствовала более тесной связи с данной организацией. Специалисты Центра занятости освещают вопросы по ситуации, сложившейся на рынке труда; предоставляют информацию о выпускниках колледжа, которые состоят на учете для подбора вакансий. На основании полученных данных, специалисты ОСБТ «Перспектива» информируют студентов о возможностях временного и постоянного трудоустройства, а также предлагают имеющиеся места для трудоустройства выпускникам, которые решили найти работу через Центр занятости. Специалисты - психологи Центра занятости населения проводят тестирование студентов с первого по четвертый курс на профпригодность. На основании полученных результатов ОСБТ «Перспектива» корректирует работу по дальнейшей профессионализации студентов совместно с психологами колледжа, кураторами, мастерами производственного обучения.
Значительный вклад в повышение системы формирования профессиональной готовности и трудоустройство выпускников вносит работа с общественными объединениями предпринимателей. С 2003 года колледж является членом Некоммерческого партнерства «Рестораторы и кулинары Алтайского края», а в 2007 году стал членом Алтайской торговой ассоциации. Специалисты предприятий, входящих в состав этих объединений, принимают участие в работе круглых столов, мастер-классов, дегустаций, квалификационных экзаменов, которые проводятся в колледже. Руководитель отраслевой студенческой биржи труда в свою очередь присутствует на мероприятиях, которые проводят общественные объединения, обсуждает вопросы, касающиеся дальнейшего сотрудничества и трудоустройства студентов и выпускников. Мероприятия, которые проводят общественные объединения предпринимателей, носят разноплановый характер. На организационных собраниях обсуждаются вопросы об изменениях, внесенных в законодательную базу Алтайского края, о новых требованиях, предъявляемых к предприятиям торговли, общественного питания.
Одно из основных направлений в работе отраслевой студенческой биржи труда - это сотрудничество с работодателями. С целью регламентации отношений оформляются договоры о предоставлении услуг по подбору персонала. ОСБТ «Перспектива» еженедельно формирует банк вакансий на основе данных, полученных от работодателей, а также от служб занятости, кадровых агентств, об имеющихся свободных рабочих местах. Кроме того, на основании заявлений студентов создается банк данных о желающих найти временную или постоянную работу.
Используя сведения о наличии вакантных рабочих мест, ОСБТ организует разъяснительную работу среди студентов и выпускников колледжа о возможностях трудоустройства студентов. В целях информирования студентов оформлен стенд с перечнем имеющихся вакансий, обновление информации - два раза в месяц. Представители предприятий общественного питания, торговли и сферы обслуживания проводят презентации своих организаций, объясняют свои требования к выпускникам.
Положительно влияет на повышение эффективности диалога с социальными партнерами и проведение Ярмарки вакансий, которая стала традиционной в колледже. Также работодатели принимают активное участие в работе круглых столов, которые регулярно организовывает отраслевая студенческая биржа труда с приглашением представителей органов исполнительной власти. В результате работы круглых столов работодатели получают более полную информацию о состоянии рынка труда в крае и городе, высказывают мнение о сложившейся ситуации. В рамках работы круглых столов руководитель отраслевой студенческой биржи труда предоставляет график проведения квалификационных экзаменов студентов для того, чтобы работодатели могли посетить эти мероприятия и оценить уровень профессиональной подготовки студентов.
Интеграция деятельности на протяжении нескольких лет с учебными заведениями начального профессионального образования (далее НПО), выпускающими специалистов для отрасли торговли, общественного питания и сферы обслуживания, позитивно отражается на результатах трудоустройства выпускников. Специалистами ОСБТ «Перспектива» сформирована электронная база выпускников КГОУ НПО «Профессиональное училище № 35» и КГОУ НПО «Профессиональный лицей № 38». В базу вносится информация о выпускниках, их месте работы, службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, академическом и декретном отпусках, дальнейшем обучении. На основании этих данных ОСБТ «Перспектива» по необходимости оказывает помощь в трудоустройстве молодым специалистам образовательных учреждений начального профессионального образования.
В настоящее время система профессионального образования России проходит сложный процесс адаптации к рынку труда. В сложившихся условиях развития общества, социальное партнерство - это эффективная система, которая помогает избежать рассогласования между потребностями современной экономики в тех или иных специалистах и предложением со стороны образовательного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что тесное взаимодействие с органами исполнительной власти, управления образованием, образовательными учреждениями обеспечивает нахождение оптимальных путей трудоустройства выпускников колледжа.
Библиографический список
1. Реморенко, И.М. Модель «Российское образование - 2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/press/smi/4793
2. Булаев, Н.И. Профессиональное образование в России: развитие системы // Профессиональное образование. Столица. - 2009. " № 11.
3. Продуктивный опыт работы органов исполнительной власти в кризисный период 2008-2010 годов в сфере труда и занятости населения [Э/р]. - Р/д: http://trud22.ru
4. Социология: учебный терминологический словарь для студентов всех форм обучения по специальностям «Социальная работа», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Юриспруденция» / сост. Д.В. Рахинский [и др.]. - Красноярск, 2007.
5. Олейникова, О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. - М., 2005.
6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. - М., 2000.
7. Лазаренко, И.Р. Принцип образовательного партнерства // Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования: мат. всерос. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2005.
Bibliography
1. Remorenko, I.M. Modelj «Rossiyjskoe obrazovanie - 2020» sozdaetsya v interesakh potrebiteleyj obrazovateljnihkh uslug [Eh/r]. - R/d: http:/ /mon.gov.ru/press/smi/4793
2. Bulaev, N.I. Professionaljnoe obrazovanie v Rossii: razvitie sistemih // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2009. ? № 11.
3. Produktivnihyj opiht rabotih organov ispolniteljnoyj vlasti v krizisnihyj period 2008-2010 godov v sfere truda i zanyatosti naseleniya [Eh/r]. -R/d: http://trud22.ru
4. Sociologiya: uchebnihyj terminologicheskiyj slovarj dlya studentov vsekh form obucheniya po specialjnostyam «Socialjnaya rabota», «Menedzhment organizacii», «Finansih i kredit», «Marketing», «Yurisprudenciya» / sost. D.V. Rakhinskiyj [i dr.]. - Krasnoyarsk, 2007.
5. Oleyjnikova, O.N. Socialjnoe partnerstvo v professionaljnom obrazovanii. - M., 2005.
6. Kasteljs, M. Informacionnaya ehpokha: ehkonomika, obthestvo i kuljtura: per. s angl. - M., 2000.
7. Lazarenko, I.R. Princip obrazovateljnogo partnerstva // Aktualjnihe problemih uchebnoyj deyateljnosti studentov v processe professionaljnogo obrazovaniya: mat. vseros. nauch.-prakt. konf. - Barnaul, 2005.
Статья поступила в редакцию 15.12.11
УДК 159.98:159.943-051
Andreyeva M.A. STYLISTIC DIFFERENCES IN MANAGERS SELF-REGULATION OF BEHAVIOR IN A PROFESSIONAL
SETTING. The paper examines current approaches to the study of processes of psychological self-regulation and the connection between self-regulation and effectiveness of professional activity. The paper presents the results of an empirical study on stylistic differences in self-regulation of behavior and the relationship thereof with stable and dynamic personality traits of heads of municipal departments.
Key words: psychological self-regulation, thinking style, management activity, emotional intelligence, coping behavior.
М.А. Андреева, аспирант ДВГУПС, г. Хабаровск. E-mail [email protected]
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье рассматриваются современные подходы к изучению процессов психической саморегуляции, а также связь саморегуляции с эффективностью профессиональной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования стилевых особенностей саморегуляции поведения и их взаимосвязь с устойчивыми и динамическими характеристиками личности руководителей отделов администрации.
Ключевые слова: психологическая саморегуляция, стиль мышления, управленческая деятельность, эмоциональный интеллект, совладающее поведение.
Изучение проблемы влияния психологических особенностей личности на успешность в профессиональной деятельности является одним из важнейших вопросов психологии управления. Успешность деятельности руководителя, как субъекта, включенного в систему многофункциональных взаимодействий с сотрудниками предприятия, в значительности мере связана со способностями к саморегуляции произвольной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности, в том числе и управленческой деятельности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформи-рованностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются руководителем [1].
Управление в широком смысле представляет собой систему мер, направленных на определение целей, стоящих перед данным производственным звеном, разработку и осуществление действий, на организацию коллектива для достижения этих целей, на планомерное сочетание труда, на повышение культурно-технического уровня кадров и их социально-культурного обслуживания. Многомерность и многоплановость управленческой деятельности требует сложнейшей регуляции, включения целого комплекса процессов и свойств [2].
Согласно проведенному теоретическому исследованию мы предполагаем, что высокое должностное положение связано с высокой степенью развития общей способности к саморегуляции. Кроме того, важным представляется изучение взаимосвязи конкретного стиля саморегуляции с устойчивыми (стиль мышления, индивидуально-типологические особенности) и динамическими (эмоциональный интеллект, стиль управленческой деятельности, стратегии совладания) личностными характеристиками. В нашем исследовании мы делаем акцент на изучении взаимосвязи стиля саморегуляции поведения с новым конструктом общей психологии - эмоциональным интеллектом (Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо Д. Гоулмен, Д.В. Люсин и др.). Концепция эмоционального интеллекта разрабатывается с 90-х годов прошлого века и популярность ее в значительной мере связана с проблемой понимания эмоций и управления эмоциями, а также интересом к этой проблеме в психологии управления в контексте эволюции организационного менеджмента и смены управленческих парадигм [3].
Методологическими основаниями нашего исследования являются субъектный подход к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинс-кий, А.В. Петровский и др.) и представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека (О.А. Конопкин), а также концепция индивидуального стиля саморегуляции (В.И. Моросанова) [4].