Научная статья на тему 'Особенности перехода учреждений СПО на новые образовательные стандарты'

Особенности перехода учреждений СПО на новые образовательные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности перехода учреждений СПО на новые образовательные стандарты»

В 2009 г по решению Министерства образования и науки РФ преподаватели ФГОУ СПО «Беловский политехнический колледж» и НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» вошли в состав групп разработчиков проектов ФГОС по специальностям «Обогащение полезных ископаемых», «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Экономика», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет». Разработчиками образовательных стандартов нового поколения была проделана большая работа по приведению в соответствие требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ по названным специальностям к требованиям работодателей, принимавших участие в разработке и экспертизе ФГОС СПО. Эти же учреждения СПО стали Федеральными экспериментальными площадками по разработке и апробации примерных профессиональных образовательных программ по названным специальностям на основе ФГОС СПО.

Эффективная деятельность данных Федеральных экспериментальных площадок позволила сделать следующий шаг в плане научно-методической поддержки и сопровождения учреждений СПО Кемеровской области при подготовке к реализации образовательных стандартов нового поколения. В феврале 2010 г. на базе ГОУ «КРИРПО» совместно с НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» был проведен обучающий семинар «Организация деятельности образовательного учреждения СПО по подготовке учебно-программной документации на основе ФГОС третьего поколения». В семи-

наре приняли участие 47 заместителей директора по учебной и научно-методической работе из 31 учреждения СПО и их филиалов. Главная цель обучающего семинара - знакомство педагогов с образцами примерных программ профессионального модуля и учебной дисциплины и проектирование основных профессиональных образовательных программ нового поколения. Результатом семинара стала презентация проектов примерных и основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС СПО третьего поколения. Особый интерес у участников семинара вызвали проекты образовательных программ, разработанные представителями ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж» и ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум». Участники семинара отметили практико-ориентированную направленность обучения педагогов и возможность на базе полученной информации осуществлять в каждом учреждении СПО разработку учебно-программной документации на основе ФГОС нового поколения.

Каждый участник семинара получил пакет информационно-методических материалов по теме «Организация деятельности образовательного учреждения СПО по подготовке учебно-программной документации на основе ФГОС третьего поколения» на бумажном и электронном носителях.

В перспективе ГОУ «КРИРПО» планирует продолжить цикл обучающих семинаров для председателей предметно-цикловых комиссий и преподавателей спецдисциплин учреждений профессионального образования Кемеровской области.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УЧРЕЖДЕНИЙ СПО НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Н. Ю. Дремова, зам. директора по УВР НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум»

В соответствии с Федеральным законом № 260-ФЗ от 10 ноября 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» в 2011 году все учебные заведения среднего профессионального образования перейдут на обучение по стандартам третьего поколения. Необходимость их внедрения в последние годы становится все более очевидной. Профессиональная подготовка специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования не

соответствует тем требованиям, которые сегодня общество предъявляет к результатам образования. Так, исследования, проведенные специалистами ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», показали, что если в 2003 г. работодатели оценивали квалификационный уровень выпускников учреждений СПО и НПО как отвечающий требованиям современного производства на 100 и 92 % соответственно, то в 2007 г - лишь на 46 и 42 %1. Не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта

1 Формирование интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования: учебное пособие. - Москва; Кемерово ; Томск, 2008. - 268 с.

практической деятельности, выпускники испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В результате только 40 % выпускников техникума начинают свою профессиональную деятельность в соответствии с полученной специальностью..

Изменить данную ситуацию позволит принципиально новое содержание образования и иные условия обучения, дающие выпускникам достаточную квалификацию для успешной адаптации на рынке труда. Основным инструментом решения поставленной задачи должны стать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения.

Все, кто внимательно изучал проекты новых стандартов, обратили внимание, что в них наряду с требованиями к результатам образования и к структуре основной образовательной программы особые требования предъявляются к условиям осуществления образовательной деятельности. Знаниевый подход уступает место компетентностному, содержание образования идет «от результата». При этом следует отдавать себе отчет в том, что нас ждет не просто смена терминов, а значительная реорганизация образовательного процесса - ведь новые цели требуют адекватных методов и средств для их достижения. Так, центральное место в содержании профессионального образования теперь занимает новая структурная единица - профессиональный модуль, который состоит из междисциплинарного курса или курсов. Начинается модуль не с того, что должен знать студент по итогам его прохождения, а какой практический опыт он должен получить после изучения модуля, опираясь на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый профессиональный модуль соответствует конкретному виду профессиональной деятельности, которая определена работодателем для данной специальности и отражена в профессиональном стандарте. При этом каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

Результатом освоения профессионального модуля должно стать получение студентом рабочей профессии, должности служащего согласно приложению к ФГОС. Например, по специальности «Менеджмент» освоение студентами профессионального модуля «Информационное и документационное обеспечение управления подразделением организации» позволит получить им профессию секретаря или делопроизводителя. При этом возникает вопрос, готов ли сегодня педагог вести междисциплинарный курс (МДК) в рамках профессионального модуля? Ведь он должен быть специалистом, имеющим достаточно глубокие знания по ряду смежных дисциплин. Конечно, можно предположить, что МДК будут вести 2 или 3 преподавателя. Но не нарушит ли это целостность, завершенность курса, логику его изложения? Поэтому педагогическому коллективу уже сейчас следует

подумать над этой проблемой и решить, кому из преподавателей необходимо повысить квалификацию, а кому - пройти переподготовку. Известно, что совершенствование практической подготовки студентов невозможно без постоянного изучения профессиональных особенностей бизнеса, знания производства «изнутри», отслеживания тех требований, которые предъявляются к специалистам сегодня, и понимания того, какие профессиональные навыки будут нужны завтра. Следовательно, стажировка преподавателей спецдисциплин, руководителей практик очень важна. Не случайно в новых стандартах выделено положение о том, что для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года, что предполагает наличие разработанной четкой системы прохождения стажировок педагогическими работниками.

Важно уже сегодня продумать и учебно-методическое обеспечение основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС третьего поколения. Согласно ФГОС каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу. Можно предположить, что к 1 сентября 2011 года новых учебников по междисциплинарным курсам не будет в необходимом количестве, поэтому задача педагогического коллектива - создавать учебные пособия, практикумы, лекции.

Хотелось бы особо обратить внимание на то, что обязательным завершающим итогом изучения каждого профессионального модуля является прохождение студентами практики по профилю специальности2. Базисный учебный план по специальностям среднего профессионального образования предусматривает не менее 4-5 профессиональных модулей и столько же недель практики по профилю специальности, то есть каждый модуль будет завершаться практикой в объеме 36 часов. Если производственная практика проходит на предприятии, которое находится рядом с учебным заведением, то проблем, возможно, не возникнет. Однако, если базы практики нет рядом с образовательным учреждением, возникает вопрос: каждый ли работодатель согласиться взять на практику студента всего лишь на неделю? В Кемеровском кооперативном техникуме проблема прохождения практики по

2 Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 г. № 673..

профилю специальности решена путем создания учебной имитационной фирмы.

Учебная фирма не заменяет практику на современных предприятиях, в фирмах, а дополняет ее. Однако следует отметить недостатки организации практического обучения на предприятиях, служащих базой практики: либо студенты выполняют функции, не предусмотренные программой, ограничиваясь в основном сбором необходимой документации и личными наблюдениями для выполнения отчета, либо отрабатываются не все пункты программы практики, что сказывается на уровне сформированности практических навыков будущих специалистов.

В рамках учебной фирмы, например, в Кемеровском кооперативном техникуме, функционируют учебная бухгалтерия, производственный отдел, отделы управления персоналом, маркетинга и рекламы, учебный магазин, студенческое кафе-бар. Студенты проходят практику по своей специальности в реальных условиях, значит, они максимально становятся готовыми к будущей профессиональной деятельности. Опыт кооперативного техникума и других учебных заведений показывает, что студенты, прошедшие практическое обучение через учебную фирму, после выпуска быстрее, успешнее трудоустраиваются и продвигаются по карьерной лестнице, а социальные партнёры (работодатели) заинтересованы в приёме на работу выпускников, имеющих именные сертификаты о прохождении практики в учебной фирме.

С 2009 года Кемеровскому кооперативному техникуму было предложено участвовать в разработке основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Менеджмент». Опыт коллектива по определению общих и профессиональных компетенций, соответствующих профессиональной деятельности выпускника, разработка примерных программ учебных дисциплин, про-

фессиональных модулей - это не только исследовательская и методическая работа коллектива, но и целенаправленная работа по внедрению новых стандартов в учебный процесс. Коллектив техникума готов поделиться опытом с другими учебными заведениями, оказать методическую помощь в работе по этому направлению.

Итак, внедрение ФГОС третьего поколения потребует от педагогических коллективов создания новых условий для реализации основной профессиональной образовательной программы: соответствующей материально-технической базы, учебно-методического, кадрового обеспечения образовательного процесса.

Литература

1. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов: постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142. - режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/5208.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»: федеральный закон Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ. - режим доступа: http://rg.ru/2009/11/13/university-zakoni-doc.html.

3. Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 г. № 673. - режим доступа: http://rg.ru/2010/01/29/obuchenie-doc.html.

4. Формирование интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева, С. А. Дочкин, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин; под общ. ред. Т. С. Паниной. - Москва; Кемерово;Томск, 2008. - 268 с.

Из плана образовательных услуг ГОУ «КРИРПО» на 2010/2011 уч. год

г-

Тематические консультации для базовых образовательных учреждений:

- Алгоритм подготовки учреждений профессионального образования к внедрению федеральных государственных образовательнных стандартов нового поколения.

Критерии и показатели готовности УПО к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (5 октября 2010 г.).

- Особенности реализации модульно-компетентностного подхода как основы перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в учреждениях начального и среднего профессионального образования (1 декабря 2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.