ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ1 ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Е.А. ТЮРЯЕВА,
соискатель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности Академии управления МВД России, начальник отделения ЦОРИ ГУ МВД России по г. Москве Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебная-экспертная деятельность;
оперативно-разыскная деятельность E-mail: titanik [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Е.Н. Яковец
Аннотация. Рассматривается организационная основа в деятельности подразделений оперативно-разыскной информации на современном этапе, проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: аналитическая работа, идентификация, подразделения ОРИ, проблемы профессиональной подготовки специалистов — аналитиков.
ORGANIZATIONAL BASIS OF AN IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY IN ACTIVITY OF DIVISIONS OF OPERATIVE AND INVESTIGATION INFORMATION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AND PROSPECTS OF ITS IMPROVEMENT
E.A. TYURYAEVA,
the competitor of chair of the organization operative search activity of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the chief of office of TsORI GU Ministry of Internal Affairs of Russia across Moscow
Annotation. An organizational basis in activity of divisions of operative and investigation information at the present stage, problems and ways of their decision.
Keywords: analytical work, identification, divisions SHOUT, problems of vocational training of experts — analysts.
В практике российских органов правопорядка отождествление личности имеет глубокие исторические корни, создающие предпосылки для его выделения в специфическую форму деятельности последних на всех этапах их развития, включая и современный период.
В аспекте данной темы особый интерес представляют вопросы организации аналитической работы в оперативно-разыскной деятельности2 органов внутренних дел Российской Федерации в период новейшей истории нашего государства.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что в 1990-х гг. начался процесс возрождения аналитической работы как самостоятельного направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. В этот период был издан целый ряд нормативных правовых актов МВД России, в которых подчеркивалась мысль о явно недостаточной эффективности оперативно-справочных учетов в информа-
ционном обеспечении ОРД ОВД. В связи с этим ставилась задача активизации работы по развитию единой информационной вычислительной сети органов внутренних дел с обеспечением прямого доступа пользователей, в первую очередь, горрайлинорганов к интегрированным массивам данных.
Наряду с этим руководством МВД России были предприняты меры по созданию в криминальной милиции и уголовном розыске МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации за счет перераспределения штатной численности самостоятельных под-
1 Наименование указанных подразделений приводится в соответствии с требованиями приказа МВД России от 8 июля 2003 г. № 530 «Вопросы криминальной милиции». Далее может употребляться аббревиатура «ПОРИ».
2 Орфография словосочетания «оперативно-разыскная деятельность» и всех прочих производных от него терминов и понятий (за исключением наименования ПОРИ) приводится в соответствии с требованиями ст. 1 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Далее может употребляться аббревиатура «ОРД».
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
разделений криминальной информации3. В соответствии с изданными директивными документами, в МВД Республики Татарстан, УВД Пермской области, Краснодарского края, ГУВД г. Москвы, и ряде других субъектов РФ стали появляться первые информационно-аналитические подразделения4.
На первоначальном этапе их развитие носило стихийный и бессистемный характер. Отсутствовали основные звенья в решении данной проблемы — единая концепция централизованного получения и использования учетно-регистрационной информации и общая нормативно-правовая основа деятельности этих структур, а также единая техническая политика в частности:
♦ политика оперативных подразделений МВД России и региональных органов внутренних дел в данной сфере не согласовывались;
♦ не существовало и единого системного подхода в области аппаратно-программного обеспечения аналитической работы, составными элементами которой являлись оперативно-разыскная идентификация и оперативно-разыскная диагностика.
В данной ситуации инициативу в решении указанных проблем взяло на себя руководство кафедры организации ОРД Академии управления МВД России, которое выступило с инициативой создания рабочей группы из представителей заинтересованных служб и подразделений Министерства для разработки единой концепции дальнейшего совершенствования информационно-аналитического обеспечения криминальной милиции, проектов типового положения о подразделениях криминальной информации и временной инструкции по организации их деятельности. Данная инициатива была поддержана руководством криминальной милиции МВД России, и в соответствии с распоряжением первого заместителя министра внутренних дел В.И. Колесникова такая рабочая группа была создана. Организация ее деятельности была возложена на Академию управления МВД России5.
С этого момента берет свое начало формирование научно обоснованной модели организационной основы аналитической работы в сфере ОРД ОВД6.
К 2001 г. появился целый ряд предпосылок для формирования организационных правоотношений в аналитической деятельности не только на региональном, но и федеральном уровнях. Прежде всего, получил высокую оценку накопленный опыт работы информационно-аналитических подразделений раз-
личных регионов страны. Он был рассмотрен и одобрен Центральной экспертной комиссией по передовому опыту МВД России. Кроме того, в центральном аппарате МВД России в результате организационно-штатных изменений7, произошедших во многом благодаря успешным результатам деятельности указанной рабочей группы, было создано Управление опе-ративно-разыскной8 информации СКМ9. Наконец, в 2003 г. специализированные субъекты аналитической работы обрели легитимный правовой статус также и в структуре территориальных и транспортных органов внутренних дел, что нашло отражение в ряде нормативных правовых актов10.
УОРИ и подчиненные ему подразделения оперативно-разыскной информации криминальной мили-ции11 на местах в пределах своей компетенции были уполномочены осуществлять регистрацию, сбор, систематизацию и анализ оперативно значимой фактографической информации. Однако, как показала практика из-за отсутствия соответствующих программ по обработке (сбор, систематизация, выдача статистических сведений и т.д.) информация не обобщалась и не анализировалась.
В 2005 г. был создан Центр оперативно-разыскной информации ГИАЦ МВД России12, которому стали подчиняться подразделения ОРИ на местах. В 2011 г. в структуре центрального аппарата Министерства
3 Информационное письмо МВД России от 9 января 1996 г. № 1/264; Информационное письмо ГУУР МВД России от 9 января 1996 г. № 1/132.
4 В различных регионах страны эти подразделения именовались по-разному: «информационно-аналитические подразделения», «подразделения криминальной информации» и др.
5 Распоряжение первого заместителя министра внутренних дел РФ от 27 ноября 1997 г. № 1/14309.
6 Далее — «аналитическая работа» или «аналитическая деятельность».
7 Приказ МВД России от 7 августа 2001 г. № 725 «Об утверждении Положения о Службе криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 31 октября 2001 г. № 955 «О мерах по совершенствованию информационного и аналитического обеспечения оперативных подразделений СКМ МВД России»; распоряжение МВД России от 19 декабря 2002 г. № 1/7588.
8 Впоследствии — Управление оперативно-разыскной информации (Приказ МВД России от 8 июля 2003 г. № 530. П. 1). Далее может использоваться аббревиатура «УОРИ».
9 Приказ МВД России от 19 марта 2002 г. № 249 «Об утверждении Положения об Управлении оперативно-разыскной информации Службы криминальной милиции МВД РФ».
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 60 «О внесении изменений в структуру криминальной милиции»; Приказ МВД России от 8 июля 2003 г. № 530 (с учетом изм. и доп., внесенных приказом МВД России от 25 июля 2007 г. № 670).
11 Далее — «Подразделения ОРИ КМ».
12 Приказ МВД России от 10 ноября 2004 г. № 731. П. 4.8; приказ МВД России от 21 января 2005 г. № 33. П. 4.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
было воссоздано самостоятельное Управление оперативно-разыскной информации МВД России13. Подразделения оперативно-разыскной информации территориального уровня (за исключением г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области) претерпели ряд организационно-структурных изменений, последовавших после издания приказа МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России». Непродолжительный период они входили в состав подразделений по организации оперативно-разыскной деятельности территориальных и линейных органов внутренних дел регионального и районного уровней в ранге отделов (отделений, групп). Однако, в соответствии с положениями приказа МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России», они вновь обрели самостоятельный статус в ранге отделов (отделений, групп) оперативно-разыскной информации.
Их деятельность пока еще регламентируется типовым положением о центрах оперативно-разыскной информации криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВД на железнодорожном и водном и воздушном транспорте и Типовым положением об отделах (отделениях, группах) ОРИ КМ управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных ирежимных объектах, управлений (отделов) внутренних дел по району (муниципальному району) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, утвержденными приказом МВД России от 23 мая 2009 г. № 394.
В 2008 г. подразделения ОРИ обрели официальный статус субъектов ОРД, а в соответствии с п. 10 перечня оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, утвержденного приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 938 г. «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», на подразделения ОРИ (Управление оперативно-разыскной информации МВД России; управление, отдел Главного управления на транспорте МВД России по указанному направлению деятельности; отделы, отделения, группы, направления ОРИ в территориальных органах МВД России)
возложено проведение таких оперативно-разыскных мероприятий, как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности, а также использование конфиденциального содействия граждан
Вместе с тем, последние результаты деятельности ЦОРИ ГИАЦ и УОРИ МВД России свидетельствует о том, что эти подразделения пока не в состоянии реально интегрировать информационные ресурсы оперативных главков Министерства ввиду отсутствия эффективной централизованной системы оперативно-разыскных баз данных.
В данной связи следует особо подчеркнуть, что отсутствие единой методологии сбора, обработки и хранения информации оперативно-разыскного характера рассматривается Доктриной информационной безопасности РФ в качестве одной из основных внутренних угроз, представляющих наибольшую опасность для объектов информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах14.
Основным аппаратно-программным средством для проведения оперативно-розыскной идентификации в подразделениях ОРИ до сих пор является АИПС «СОВА», которая имеет усеченные оптические алгоритмы идентификации, позволяющие осуществлять исследования лишь по изображениям хорошего качества. Портретную идентификацию по отображениям, получаемым с видеокамер банкоматов, жилого сектора, объектов массового скопления людей и т.п. — «СОВА» не производит. Практически невозможно осуществить идентификацию и по субъективным портретам, а также при наличии на лице опознаваемого ссадин, гематом, царапин, шрамов и т.п. Таким образом, АИПС «СОВА» фактически не пригодна для решения большинства задач оперативно-разыскной идентификации.
На этом фоне следует обратить особое внимание на идентификационный комплекс, используемый подразделениями ГУ МВД России по Московской области, — АИПС «Портрет-Поиск», который намного более продуктивен по сравнению с АИПС «СОВА». Данная информационная система располагает модулем «портретной экспертизы», предназначенным для проведения сравнения парных изображений лица че-
13 Структура центрального аппарата МВД РФ, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». П. 31.
14 Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г. Пр-1895. Разд. 6.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
ловека и подготовки фототаблиц, с целью осуществления более широкого сравнительного анализа.
Что касается диагностических информационных систем оперативного распознания физических лиц, то специализированные субъекты аналитической работы в настоящее время их практически не применяют.
На подразделение ОРИ в соответствии с положениями приказа МВД России от 22 июня 2010 г. № 458 возложено структурирование полнотекстовой оперативно значимой информации в формате единой структуры данных. В связи с этим формирование ИС ОРИ потребовало гораздо больших затрат времени. Как следствие, — возрастание нагрузки негативным образом отразилось на объеме вводимой информации и качестве исполнения запросов.
В связи с этим достаточно остро встал вопрос об увеличении штатной численности сотрудников ПОРИ. В настоящее время в отделах МВД России по районам г. Москвы практикуется создание групп ОРИ (по два сотрудника) или направлений работы по этой линии (за направлением закреплено всего по одному сотруднику). Выделенные сотрудники с большим трудом справляются с выполнением своих функций по сбору, обработке и вводу оперативно значимой информации в соответствующий автоматизированный банк данных, а также по исполнению запросов на проведение оперативно-аналитических мероприятий, поступающих из оперативных служб.
Несмотря на это, в 2011 г. подразделениями ОРИ ГУ МВД России по г. Москве было отработано 22 908 запросов (6029 из них составили запросы, связанные с отождествлением личности). Проведен целый ряд успешных идентификационных исследований, связанных с раскрытием резонансных преступлений, установлением личности граждан по неопознанным трупам и др. Организация аналитической работы в целом, и проведение оперативно-разыскной идентификации в частности, требуют, на сегодняшний день, существенного совершенствования.
Другой немаловажной проблемой в этой сфере является подготовка кадров для подразделений ОРИ. Еще в период становления системы подразделений оперативно-разыскной информации предписывалось «обеспечить комплектование вновь создаваемых подразделений оперативно-разыскной информации криминальной милиции наиболее подготовленными сотрудниками органов внутренних дел, имеющими навыки оперативной и аналитической
работы»15. Однако, в большинстве случаев их формирование осуществлялось по остаточному принципу.
В настоящее время создаются логико-аналитические системы, располагающие возможностью интеллектуальной обработки разнородных данных, а также системы оптимизации качества фото- и видеоизображений, получаемых с мест совершения преступлений, 3D-моделирования для проведения идентификации по изображению лиц и др. Работать с ними должны высококвалифицированные специалисты. Тем не менее, лишь недавно Московский университет МВД России приступил к подготовке специалистов в данной области (первые выпускники здесь появятся не ранее 2015 г.). До этого, на базе указанного вуза, практиковалось лишь повышение квалификации сотрудников ПОРИ, освоивших по собственной инициативе компьютерную технику и основанные на ней простейшие технологии осуществления криминального анализа (кстати, бывшие оперативные работники составляют среди них всего лишь около 20%). Причем, для повышения квалификации сотрудников ПОРИ срок, отпущенный на усвоение учебного материала, явно недостаточен. Обучение сопровождается большими интеллектуальными нагрузками. Ежедневно слушателям приходится проводить в аудитории по 8—10 академических часов, что, конечно же, отрицательным образом сказывается на качестве усвоения учебного материала. Причем, на протяжении последних пяти лет, срок обучения сотрудников подразделений ОРИ неуклонно сокращался, и в настоящее время составляет всего 10 учебных дней. И это, несмотря на то, что большинству из слушателей за указанный период необходимо не только получить знания в области аналитической работы, но и параллельно — освоить хотя бы основы теории ОРД.
Параллельно с профессиональной подготовкой личного состава необходимо совершенствовать и методическую составляющую аналитической деятельности. Следует, в частности, проводить планомерные научные исследования, направленные на систематизацию и адаптацию применительно к специфике ОРД ОВД уже имеющихся криминалистических, информационных и иных научных методик, связанных с осуществлением оперативной идентификации, разрабатывать новые методические подходы по осуществлению опознания личности и т.д.
15 Приказ МВД России от 8 июля 2003 г. № 530. П. 3.4.