Научная статья на тему 'Организационная модель системы информационного обеспечения процессов управления малым бизнесом'

Организационная модель системы информационного обеспечения процессов управления малым бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / СВОЙСТВА СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА / INFORMATION / INFORMATION ENSURING / MUNICIPAL MANAGEMENT / SYSTEM / SYSTEM FEATURES / INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM / COMPLEX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гренц И. А.

Цель статьи состоит в практических рекомендациях по совершенствованию информационного обеспечения процессов муниципального управления развитием малого бизнеса. В частности рассматривается организационная модель информационной системы для обеспечения процессов муниципального управления малым бизнесом. В целях создания эффективной информационной поддержки малого бизнеса необходимо создать концепцию формирования информационной инфраструктуры малого предпринимательства на основе системности, комплексности, стандартизации информационных услуг на всех уровнях системы. Для оказания комплексности информационных услуг автор предлагает создание информационной структуры на основе современных технологий, организующих сбор, обработку, хранение и предоставление пользователям экономической, правовой и консалтинговой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гренц И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION MODEL OF INFORMATION ENSURING OF SMALL BUSINESS MANAGEMENT PROCESSED SYSTEM

Contained practical recommendations on improvement of information ensuring municipal small business development processed. In particular, organization model of information system is examined. In this paper the concept suggested makes it possible to form information infrastructure of small enterprise based on system, complex and standard approach to information services on all levels. Modern techniques on gathering, storage, handling and service of economic, legal and consulting data form complex information service.

Текст научной работы на тему «Организационная модель системы информационного обеспечения процессов управления малым бизнесом»

шей степени это относится к инсайдерским моделям. Двум первым моделям присуще отвлечение средств предприятия на его выкуп в интересах менеджеров, а четвертой модели -вывод средств в другие виды бизнеса или потребление. Именно модель контроля с распыленным владением в наибольшей степени благоприятствует оппортунистическому поведению менеджмента и «безответственности» собственников. В ее рамках банкротству крупных предприятий будут противодействовать менеджмент и органы власти, да и кредиторы также не слишком в нем заинтересованы. Поставить под контроль подобное предприятие через процедуру банкротства затруднительно, оно будет по-прежнему находиться под сильным влиянием других действующих лиц.

Нестабильное на первый взгляд равновесие фиксируется и препятствует реструктуризации тех предприятий, которые в ней нуждаются прежде всего. Поскольку для внешних собственников издержки доступа к собственности выше, чем для инсайдеров, то

модель распыленного владения получает дополнительные стимулы к консервации даже в случае имеющего перспективы производства. Это оборачивается рисками разрушения бизнеса, хотя власти пытаются поддержать его субсидиями и иными способами. В сложившейся ситуации необходимо вмешательство государства для стимулирования процессов концентрации собственности на крупных промышленных предприятиях.

Литература

1. Антонов В.Г.(ред.). Корпоративное управление. М.: ИД «Фо-рум-Инфра -М», 2009.

2. Иванова Е.А., Шишкина Л.В.. Корпоративное управление. Р/Д., 2007.

3. Тепман Л.Н. Корпоративное управление. М.: Юнити, 2009.

4. Фархутдинов Ф. Стратегический менеджмент. М., 2005.

5. Хейфец Б.А., Либман А.М. Корпоративная интеграция. М., 2007.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

Гренц И.А., старший преподаватель кафедры «Прикладная информатика и менеджмент», ВГФУ

Цель статьи состоит в практических рекомендациях по совершенствованию информационного обеспечения процессов муниципального управления развитием малого бизнеса. В частности рассматривается организационная модель информационной системы для обеспечения процессов муниципального управления малым бизнесом.

В целях создания эффективной информационной поддержки малого бизнеса необходимо создать концепцию формирования информационной инфраструктуры малого предпринимательства на основе системности, комплексности, стандартизации информационных услуг на всех уровнях системы. Для оказания комплексности информационных услуг автор предлагает создание информационной структуры на основе современных технологий, организующих сбор, обработку, хранение и предоставление пользователям экономической, правовой и консалтинговой информации.

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, муниципальное управление, система, свойства системы, информационная система управления, комплексная система.

ORGANIZATION MODEL OF INFORMATION ENSURING OF SMALL BUSINESS MANAGEMENT PROCESSED SYSTEM

Grents I., Senior instructor of chair of informatics and management, Eastern Federal State University

Contained practical recommendations on improvement of information ensuring municipal small business development processed. In particular, organization model of information system is examined.

In this paper the concept suggested makes it possible to form information infrastructure of small enterprise based on system, complex and standard approach to information services on all levels. Modern techniques on gathering, storage, handling and service of economic, legal and consulting data form complex information service.

Keywords: information, information ensuring, municipal management, system, system features, information management system, complex system.

Формирование эффективного хозяйственного механизма в любой предметной области невозможно без развитой информационной инфраструктуры.

Слабое информационное обеспечение ведёт к непроработан-ности многих решений системой управления малым бизнесом на муниципальном уровне. Ситуативная информация об экономическом состоянии малого бизнеса не собирается, не планируется, не анализируется и не служит основой для выработки управленческих решений, регулирующих деятельность малого бизнеса[1].

В рамках малого бизнеса необходима подготовка комплексной организационно-правовой, информационной, методической информации; информации об экономической ситуации в малом бизнесе: спросе на продукцию, оптовых и розничных ценах на неё и т.д. Особенность работы с подобной информацией определяется тем, что она достаточно велика по объему и часть ее имеет небольшой срок жизни.

Одним из реальных путей выхода из информационной неопределенности в данной области является создание единой информационной системы управления бизнесом, т.е. создание информационной структуры на основе современных технологий, организующих сбор, обработку, хранение и предоставление пользователям экономической, правовой, консалтинговой информации.

Создание единой информационной системы управления бизнесом предлагается с целью совершенствования управления социально-экономическим развитием в малом бизнесе. Ее функциони-

рование призвано повысить качественный уровень информационного обеспечения субъектов системы управления малым бизнесом.

Программа по внедрению информационных технологий в практику муниципального управления должна быть использована для решения оперативных, тактических и стратегических задач развития малого бизнеса в рамках единого информационного пространства. Под «единым информационным пространством» подразумевается использование баз данных, стандартов и классификаторов.

Необходимым этапом внедрения информационных технологий и создания единого информационного пространства является разработка регламентов, определяющих информационное взаимодействие между структурами, ведущими базы данных, и структурами, являющимися пользователями этой информации. Регламенты должны определять порядок передачи информации, права доступа к ней, защиту информации от несанкционированного доступа.

На рисунке 1 представлена организационная структура единой информационной системы малого бизнеса в системе управления (где и - управляющие возмущения, I - информация обратной связи, I - входная информация из внешней среды, I - выходная информация информационной системы, I - внутренние информационные потоки, V - внешние возмущения).

База данных единой информационной системы обеспечивает преобразование и загрузку информации, получаемой из внешних источников, долговременное хранение данных, выборку агрегированной и детальной информации из базы данных.

Информационная система предполагает в своей структуре семь подсистем:

1. Подсистема информационного обмена с пользователями: осуществляется информационный обмен внутри системы и с внешними пользователями;

2. Подсистема информационной безопасности: обеспечивает единую структуру идентификации и аутентификации, авторизацию доступа к ресурсам системы, целостность и защиту данных от несанкционированного доступа;

3. Подсистема оперативного хранения информации: обеспечивает реестровую базу данных пользователей (хозяйствующих субъектов);

4. Подсистема мониторинга хозяйствующих субъектов;

5. Подсистема ведения законодательных, нормативных, справочных и руководящих материалов;

6. Подсистема ведения статистики и анализа: обеспечение статистическими данными, анализ экономического состояния хозяйствующих субъектов, долгосрочное прогнозирование развития;

7. Подсистема получения регламентированной отчётности хозяйствующих субъектов;

Одной из важных функций единой информационной системы управления малого бизнеса должно являться её взаимодействие с внешними системами: городскими справочниками, БТИ, отделом соцобеспечения, налоговой структурой, отделом государственного пенсионного фонда, Центром занятости населения и т.д. В основе её функционирования лежит процесс производства информации.

Информационная система обрабатывает полученную информацию, в результате чего образуется некая новая информация, которая предоставляется пользователям в виде информационных услуг. Информационная услуга информационной системы является специфической услугой, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных сформировано в определенной форме и предоставляется по запросам пользователю. Запросы пользователей — это формализованные сообщения, поступающие на вход системы и содержащие условия на поиск данных и указание о том, что необходимо проделать с найденными данными.

Ассортимент и номенклатура информационных услуг в единой информационной системе формируются исходя из направлений её деятельности и задач. Услуги должны претерпевать изменения, направленные на персонификацию обслуживания. Номенклатура информационных услуг определяется учредителями системы и закрепляется соответствующими нормативными документами.

Предлагаемый информационный комплекс целесообразно рассмотреть на основе системного подхода. Использование системного подхода позволяет добиться внутренней совместимости между элементами создаваемой системы и внешней совместимости между системой и окружающей средой в пределах заданных ограничений по точности и согласованности во времени. Системный подход позволяет провести процедуру моделирования, которое необходимо для анализа состояния и поведения системы на информационной модели.

Моделирование помогает определить поведение системы в различных условиях, при разных состояниях самой системы и внешней среды. А также определить, при каких значениях управляющих воздействий на систему достигается желаемый результат.

Система определяется как совокупность информационных и материальных объектов, необходимых для решения проблемы, а также средств и способов её решения. Системный подход определяется и как совокупность взаимосвязанных аспектов, к которым относятся [3]:

- Системно-элементный, отвечающий на вопрос из чего (из каких компонентов) образована система;

- Системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия ее компонентов;

- Системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

- Системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими системами как по горизонтали, так и по вертикали;

- Системно-интегративный, показывающий механизмы и факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

- Системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы её перспективы.

Система как совокупность материальных и информационных объектов, необходимых для совершенствования системы управления развитием малого бизнеса, а также средств и способов преобразования и использования информационных ресурсов в процессе удовлетворения информационных потребностей субъектов системы управления развитием малого бизнеса [4], должна строиться на следующих принципах:

- Открытость системы: определение внешней среды, вход и выход;

- Динамичность системы: изменение системы в зависимости

Рис.1. Организационная структура информационной системы управления бизнесом

от изменения информации, поступающей из внешней среды;

- Регулируемость системы: способность сохранять при помощи обратных связей параметры на своём выходе в заданных границах.

Информационная система управления должна работать как[3]:

- система обработки данных, поступающих из внешней среды;

- коммуникационная система, обеспечивающая быстрое продвижение любых типов экономической информации и безотлагательную её переработку;

- следящая система, т.е. обеспечивающая непрерывное поступление из внешней среды всей необходимой информации;

- информационно-запоминающая система, обеспечивающая непрерывное накопление, систематизацию, хранение и обновление данных, а также быстрый поиск любых необходимых сведений;

- информирующая система, т.е. система, обеспечивающая поступление экономической информации из различных источников;

- целевая самоорганизующая система, т.е. система, которая может гибко изменяться для достижения вновь поставленных целей, перестраивая при этом свою информационную структуру;

- самосовершенствующаяся система, т.е. система, накапливающая и анализирующая опыт с целью последовательного отбора лучших алгоритмов, организационных форм осуществления тех или иных

Определим два аспекта, которые необходимо уточнить для построения информационной системы, с помощью системного анализа:

1. Входы «X» и выходы «У»;

2. Закон поведения системы - функция, связывающая входы и выходы у = А(х).

Проанализируем первый аспект.

Цели информационной системы вытекают из потребности пользователей принимать управленческие решения. Таким решениям должна предшествовать информация, характеризующая состояние, тенденции и прогноз развития малого бизнеса, а также дающая представление о финансовом состоянии управляемых объектов бизнеса. При выполнении информационного анализа требуется так систематизировать и преобразовать исходные данные, чтобы получить информацию, наиболее полно отражающую указанные моменты.

Таким образом, цель информационной системы - обеспечение пользователей необходимой экономической и правовой информацией для осуществления и развития своей деятельности.

Рассмотрим второй аспект.

Предложим своё определение входов и выходов системы. Для определения входов и выходов системы введем необходимое в данном случае допущение:

- Количество информации в системе конечно;

- Всякое поступление информации из внешней среды в систему (вход) и поступление информации из системы в среду (выход) контролируемы;

- Материальные и энергетические потоки не рассматриваются.

Входные параметры образуют воздействие на систему извне.

Они существенно влияют на функционирование системы. Обозначим входы системы через X = {X}, таким образом, входы системы описываются множеством параметров X., где 1 = 1,.. .,п:

Х{ _ документы (нормативно-правовые акты) органов власти, регламентирующие функционирование системы;

Х2 - данные федерального уровня (нормативно-правовые акты но регулированию экономической деятельности в государстве;

Х3 - данные по малому бизнесу (нормативно-правовые акты по регулированию экономической деятельности в малом бизнесе, показатели состояния инвестиционной деятельности в малом бизнесе);

Х4 - данные по отраслям народного хозяйства;

X5 - запросы пользователей.

Выходные параметры образуют воздействие системы на внешнюю среду.

Это некоторые результаты функционирования системы. Обозначим выходы хранилища через Y = {У.}, таким образом, выходы системы описываются параметрами У., где j = 1,...,т:

У! - документация по деятельности системы, актам, аналитические отчёты по оценке конъюнктуры рынка;

У2 - аналитические отчёты по нормативно-законодательным актам органов власти по регулированию экономической деятельности;

У3 - аналитические отчёты по оценке функционирования малого бизнеса;

У4 - аналитические отчёты по оценке функционирования форм малого бизнеса;

У5 - аналитические отчёты по оценке и анализу финансового состояния хозяйствующих субъектов.

Определим информацию, хранимую в системе.

Обозначим её через Z = ^к}.

Таким образом, внутреннее состояние системы описывается параметрами ^, где к =1,.,Ь:

Z1 - область данных «законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность малого бизнеса»;

Z2 - область данных «параметры, характеризующие экономическое положение функционирования малого бизнеса»;

Z3 - область данных «оценка финансового состояния хозяйствующих субъектов».

Все три группы величин X, У, Z полагаются функциями времени и определяют закон поведения системы.

Рассмотрим седьмой аспект:

Определим закон поведения системы - это развернутая во времени последовательность реакций системы на внешние воздействия [5]. В любой момент временит состояние системы и вектор её выхода зависит от начального состояния Z(t0) и изменения вектора входа Х^) на интервале от ^ до X, т.е.:

Z(t)=Fl(Z(to),X(t)) (1)

У^^уД^)) (2)

где Fl и F2 - функции аргументов Z и X .

Уравнения 1 и 2 являются уравнениями состояния системы. В данном случае используется следующая методология [5]: имеются входные и выходные сигналы, с определённой степенью достоверности выбрана модель. Требуется ввести в модель такие коэффициенты или её так структурно преобразовать, чтобы в соответствии с заданными критериями была достигнута динамическая идентичность реакций модели и существующей системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важной составляющей при построении информационной системы управления малым бизнесом является выбор методов оценки эффективности, которые будут применяться при её функционировании. Эффективность есть обобщенная характеристика системы, отражающая степень её полезности при нормированных затратах ресурсов [2].

Существует ряд параметров, характеризующих свойства системы: время реакции на входной сигнал, пропускная способность, коэффициент готовности системы, количество пользователей и их удалённость, удобство и обеспечение пользователей информацией, стоимость информации и т.д.

В качестве оценки системы будем использовать следующие критерии [2]:

1. Критерий минимума суммы затрат на производство информации и потерь в сфере управления от её неполноты и недостаточно высокого качества;

2. Критерий максимума суммарной ценности получаемых данных при заданных затратах различных ресурсов;

3. Критерий минимума суммы затрат всех ресурсов при заданной программе выпуска системы информации, т.е. при заданных номенклатуре выходных показателей и характеристиках их периодичности, срочности, достоверности и т.д.

Способы оценки эффективности системы позволят:

1. Сравнить функционирование комплексной информационной системы с функционированием однотипных систем;

2. Оценить функционирование системы;

3. Определить соответствие системы ее назначению;

4. Продолжить или прекратить формирование в системе банка данных;

5. Определить перспективность функционирования системы;

6. Определить повышение или понижение степени информационного обеспечения пользователей в связи с деятельностью системы.

В современных условиях предприятиям малого бизнеса приходится осваивать новый для них тип экономического поведения, приспосабливать свою деятельность к неопределенностям внешней среды и к меняющейся рыночной ситуации. В этих условиях организация эффективной информационной системы обеспечит не только успешность функционирования системы управления малым бизнесом, но и успешность хозяйственной деятельности предприятий.

Литература:

1. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов:проект//Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. - 1995.-№4.- С.34-58.

2. Звешинский, С.М. Эффективность системы информационного обеспечения / С.М.Звешинский. - Львов: Наука,2001. - 164 с.

3. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 157 с.

4. Казимоур, Я. Информационная система и автоматизированное управление / Под ред. В.Е. Адамова. - Пер. с чеш. - М.: Статистика, 2000. - 311 с.

5. Могилевский, В.Д. Методология систем: вербальный подход / В.Д.Могилевский. - М.: Издательство «Экономика», 1999. - 202 с.

УДК 338.43

ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Абдулгалимов А.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой информационных систем в экономике (ИСЭ),

Гамидов С.Г., соискатель кафедры ИСЭ, Белозерцева Ю.В., соискатель кафедры ИСЭ,

Дагестанский государственный технический университет

В работе проведен анализ причин развала сельской строительной индустрии в России, в частности в Республике Дагестан, и предложены пути выхода из кризиса. Исследованы потенциальные возможности использования в сельском хозяйстве энергии малых рек Дагестана, приведен перечень перспективных мест строительства малых ГЭС в Южном Дагестане. Проанализированы факторы, требующие учета при составлении инвестиционного проекта МГЭС. Показана роль гидромелиоративного строительства в повышении эффективности функционирования АПК.

Ключевые слова: Республика Дагестан, гидротехническое строительство, АПК, малые ГЭС, сельскохозяйственное строительство, гидромелиоративное строительство.

GIDROTEHNICHESKOE CONSTRUCTION AND HIS(ITS) ROLE IN INCREASING OF EFFICIENCY FUNKCIONIROVAIYA AGROPROMYSHLENNOGO COMPLEX

Abdulgalimov A., d.e.n., professor, head of the chair of the information systems in economy (ISE), Gamidov S., competitor of the pulpit ISE, Belozerceva U., competitor of the pulpit ISE,

Dagestanskiy state technical university

In work is organized analysis of the reasons of the decay to rural construction industry in Russia, in Republic Dagestan in particular, and is offered way of the output from crisis. The Explored potential possibilities of the use in agricultures of the energy of the small rivers Dagestana, is brought list of the perspective places construction small GES in South Dagestane. The Analysed factors, requiring account when sheduling the investment project MGES. Role гидромелиоративного construction is Shown in increasing of efficiency of the operation APK.

Keywords: Republic Dagestan, гидротехническое construction, APK, small GES, agricultural construction, гидромелиоративное construction.

1. Анализ причин развала сельской строительной индустрии в России, на примере Республики Дагестан, и пути выхода из кризиса

Роль и значение сельскохозяйственного строительства в повышении благосостояния страны обусловлены тем, что без необходимого количества строительных объектов сельскохозяйственного назначения на селе, невозможно поддержать обеспечение населения страны жизненно-важными продуктами питания в непрерывном режиме. А это один из необходимых элементов повышения благосостояния общества и безопасности страны [6-8].

Анализ показывает, что главная причина развала строительной индустрии на селе - это утрата в результате перестроечных процессов государством управления над процессами, происходящими в аграрном секторе страны. Гайдаровско-Чубайсовские реформаторы считали, что рынок все отрегулирует, ликвидирует диспаритет цен и сделает экономику эффективной. Но горький опыт перестроечных процессов свидетельствует об обратном. Вместо цивилизованного рынка Россия и, в частности, Дагестан получили настоящую анархию с благодатной почвой для роста этно-криминальных структур. За годы реформ АПК практически утратил свои позиции в Республике Дагестан.

Инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи, низкая покупательная способность населения и другие факторы крайне тяжело сказались на деятельности предприятий, организаций всех отраслей аграрной сферы. Так, в 2003 году в России по сравнению с 1990 годом объемы капитальных вложений в АПК (в сопоставимых ценах) уменьшились в 20 раз. Парк основных видов сельскохозяйственных машин сократился на 40-50 процентов. Посевные площади культур уменьшились на 32,2 миллиона гектар, или почти на треть. В 6 раз снизилось применение органических и в 7 - минеральных удобрений. Общий

объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизился на 37 процентов. Удельный вес отрасли в ВВП страны сократился с 16,4 до 7,1 процентов.

В Республике Дагестан эти показатели, по нашим данным, оказались в 2-3 раза хуже, за исключением производства продукции личными подсобными хозяйствами. Традиционно доля отдельных категорий хозяйств в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства в среднем за последние 15 лет (2008 год) по республике характеризуется следующим образом: сельхозпредприятия - 7-10%, личные подсобные хозяйства населения - 70-80,4%, крестьянские фермерские хозяйства - 8-12 % [11, 12].

В годы перестройки, вплоть до 2006 года, многие отрасли АПК стали нерентабельными. Сельскохозяйственные предприятия утратили собственные оборотные средства, превратились в убыточные. Кризис в аграрной сфере - это было следствием несовершенства действующего экономического механизма функционирования АПК, в том числе системы взаимоотношений аграрной сферы и несельскохозяйственных отраслей экономики.

Проведенный нами экономико - статистический анализ показывает, что для стабилизации состояния АПК, ее строительной индустрии в стране, в частности в Дагестане, необходимо государственным структурам, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне обратить внимание на следующие три обстоятельства,

Во-первых, сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке, именно она должна стать центром в системе мер, принимаемых для улучшения положения в АПК, в том числе в его строительной сфере. В начале перестройки все было наоборот: в целом доля сельского хозяйства в общих расходах федерального бюджета неуклонно снижалась, например: 1991 год - 19,8%; 1995 год - 3,8%; 1996 год - 2,2%; 1997 год - 2,4%; 1998 год - 1,9%; 1999 год - 1,6%; 2003 год - 0,9%. [7, 8, 14]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.