Научная статья на тему 'Гидротехническое строительство и его роль в повышении эффективности функционирования агропромышленного комплекса'

Гидротехническое строительство и его роль в повышении эффективности функционирования агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
268
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АПК / МАЛЫЕ ГЭС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ГИДРОМЕЛИОРАТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ CONSTRUCTION / ГИДРОМЕЛИОРАТИВНОЕ CONSTRUCTION / REPUBLIC DAGESTAN / APK / SMALL GES / AGRICULTURAL CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абдулгалимов А. М., Гамидов С. Г., Белозерцева Ю. В.

В работе проведен анализ причин развала сельской строительной индустрии в России, в частности в Республике Дагестан, и предложены пути выхода из кризиса. Исследованы потенциальные возможности использования в сельском хозяйстве энергии малых рек Дагестана, приведен перечень перспективных мест строительства малых ГЭС в Южном Дагестане. Проанализированы факторы, требующие учета при составлении инвестиционного проекта МГЭС. Показана роль гидромелиоративного строительства в повышении эффективности функционирования АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Абдулгалимов А. М., Гамидов С. Г., Белозерцева Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIDROTEHNICHESKOE CONSTRUCTION AND HIS(ITS) ROLE IN INCREASING OF EFFICIENCY FUNKCIONIROVAIYA AGROPROMYSHLENNOGO COMPLEX

In work is organized analysis of the reasons of the decay to rural construction industry in Russia, in Republic Dagestan in particular, and is offered way of the output from crisis. The Explored potential possibilities of the use in agricultures of the energy of the small rivers Dagestana, is brought list of the perspective places construction small GES in South Dagestane. The Analysed factors, requiring account when sheduling the investment project MGES. Role гидромелиоративного construction is Shown in increasing of efficiency of the operation APK.

Текст научной работы на тему «Гидротехническое строительство и его роль в повышении эффективности функционирования агропромышленного комплекса»

Литература:

1. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов:проект//Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. - 1995.-№4.- С.34-58.

2. Звешинский, С.М. Эффективность системы информационного обеспечения / С.М.Звешинский. - Львов: Наука,2001. - 164 с.

3. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 157 с.

4. Казимоур, Я. Информационная система и автоматизированное управление / Под ред. В.Е. Адамова. - Пер. с чеш. - М.: Статистика, 2000. - 311 с.

5. Могилевский, В.Д. Методология систем: вербальный подход / В.Д.Могилевский. - М.: Издательство «Экономика», 1999. - 202 с.

УДК 338.43

ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Абдулгалимов А.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой информационных систем в экономике (ИСЭ),

Гамидов С.Г., соискатель кафедры ИСЭ, Белозерцева Ю.В., соискатель кафедры ИСЭ,

Дагестанский государственный технический университет

В работе проведен анализ причин развала сельской строительной индустрии в России, в частности в Республике Дагестан, и предложены пути выхода из кризиса. Исследованы потенциальные возможности использования в сельском хозяйстве энергии малых рек Дагестана, приведен перечень перспективных мест строительства малых ГЭС в Южном Дагестане. Проанализированы факторы, требующие учета при составлении инвестиционного проекта МГЭС. Показана роль гидромелиоративного строительства в повышении эффективности функционирования АПК.

Ключевые слова: Республика Дагестан, гидротехническое строительство, АПК, малые ГЭС, сельскохозяйственное строительство, гидромелиоративное строительство.

GIDROTEHNICHESKOE CONSTRUCTION AND HIS(ITS) ROLE IN INCREASING OF EFFICIENCY FUNKCIONIROVAIYA AGROPROMYSHLENNOGO COMPLEX

Abdulgalimov A., d.e.n., professor, head of the chair of the information systems in economy (ISE), Gamidov S., competitor of the pulpit ISE, Belozerceva U., competitor of the pulpit ISE,

Dagestanskiy state technical university

In work is organized analysis of the reasons of the decay to rural construction industry in Russia, in Republic Dagestan in particular, and is offered way of the output from crisis. The Explored potential possibilities of the use in agricultures of the energy of the small rivers Dagestana, is brought list of the perspective places construction small GES in South Dagestane. The Analysed factors, requiring account when sheduling the investment project MGES. Role гидромелиоративного construction is Shown in increasing of efficiency of the operation APK.

Keywords: Republic Dagestan, гидротехническое construction, APK, small GES, agricultural construction, гидромелиоративное construction.

1. Анализ причин развала сельской строительной индустрии в России, на примере Республики Дагестан, и пути выхода из кризиса

Роль и значение сельскохозяйственного строительства в повышении благосостояния страны обусловлены тем, что без необходимого количества строительных объектов сельскохозяйственного назначения на селе, невозможно поддержать обеспечение населения страны жизненно-важными продуктами питания в непрерывном режиме. А это один из необходимых элементов повышения благосостояния общества и безопасности страны [6-8].

Анализ показывает, что главная причина развала строительной индустрии на селе - это утрата в результате перестроечных процессов государством управления над процессами, происходящими в аграрном секторе страны. Гайдаровско-Чубайсовские реформаторы считали, что рынок все отрегулирует, ликвидирует диспаритет цен и сделает экономику эффективной. Но горький опыт перестроечных процессов свидетельствует об обратном. Вместо цивилизованного рынка Россия и, в частности, Дагестан получили настоящую анархию с благодатной почвой для роста этно-криминальных структур. За годы реформ АПК практически утратил свои позиции в Республике Дагестан.

Инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи, низкая покупательная способность населения и другие факторы крайне тяжело сказались на деятельности предприятий, организаций всех отраслей аграрной сферы. Так, в 2003 году в России по сравнению с 1990 годом объемы капитальных вложений в АПК (в сопоставимых ценах) уменьшились в 20 раз. Парк основных видов сельскохозяйственных машин сократился на 40-50 процентов. Посевные площади культур уменьшились на 32,2 миллиона гектар, или почти на треть. В 6 раз снизилось применение органических и в 7 - минеральных удобрений. Общий

объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизился на 37 процентов. Удельный вес отрасли в ВВП страны сократился с 16,4 до 7,1 процентов.

В Республике Дагестан эти показатели, по нашим данным, оказались в 2-3 раза хуже, за исключением производства продукции личными подсобными хозяйствами. Традиционно доля отдельных категорий хозяйств в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства в среднем за последние 15 лет (2008 год) по республике характеризуется следующим образом: сельхозпредприятия - 7-10%, личные подсобные хозяйства населения - 70-80,4%, крестьянские фермерские хозяйства - 8-12 % [11, 12].

В годы перестройки, вплоть до 2006 года, многие отрасли АПК стали нерентабельными. Сельскохозяйственные предприятия утратили собственные оборотные средства, превратились в убыточные. Кризис в аграрной сфере - это было следствием несовершенства действующего экономического механизма функционирования АПК, в том числе системы взаимоотношений аграрной сферы и несельскохозяйственных отраслей экономики.

Проведенный нами экономико - статистический анализ показывает, что для стабилизации состояния АПК, ее строительной индустрии в стране, в частности в Дагестане, необходимо государственным структурам, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне обратить внимание на следующие три обстоятельства,

Во-первых, сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке, именно она должна стать центром в системе мер, принимаемых для улучшения положения в АПК, в том числе в его строительной сфере. В начале перестройки все было наоборот: в целом доля сельского хозяйства в общих расходах федерального бюджета неуклонно снижалась, например: 1991 год - 19,8%; 1995 год - 3,8%; 1996 год - 2,2%; 1997 год - 2,4%; 1998 год - 1,9%; 1999 год - 1,6%; 2003 год - 0,9%. [7, 8, 14]

Здесь нам необходимо позаимствовать опыт развитых капиталистических стран, официально рассматривающих аграрную политику в качестве важнейшей и приоритетной. Например, в странах ЕС ежегодные государственные субсидии в доходах фермеров в среднем составляют около 50 % и выше [9, 10].

Во-вторых, одним из главных условий выхода АПК из сложной ситуации следует считать всемерное развитие кооперативного движения. Сельскохозяйственная кооперация может стать для России, в том числе и для Дагестана, базой мобилизации внутренних сил и ресурсов для подъема сельского хозяйства, включая и строительство сельскохозяйственных объектов. Именно кооперативы в состоянии защитить интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечить им рынки сбыта и гарантированные цены на продукцию, от чего почти отстранились государственные структуры Республики Дагестан, оставив своих товаропроизводителей на произвол судьбы и милость перекупщиков, выкупающих за бесценок у населения произведенную им продукцию и перепродающих ее по баснословно высоким ценам на рынках страны.

В-третьих, важнейшим условием стабилизации развития сельскохозяйственного производства является сельская промышленность, т.е. строительство объектов сельского хозяйства, включая жилье для тружеников села: гидромелиоративные и гидроэнергетические (малые ГЭС) объекты; объекты для хранения продукции растениеводства; животноводческие комплексы; объекты по переработке сельхозпродукции, рыболовства и лесного хозяйства; жилье для тружеников села, проживающих в сельской местности.

Исследования показывают, что строительство промышленных предприятий на селе - стратегическое направление в подъеме сельского хозяйства. Сочетание сельского хозяйства с промышленным производством приводит к росту его доходности. Это объясняется более рациональным использованием трудовых и сырьевых ресурсов, достижением ритмичности процесса труда. Организация производства, обработки и переработки сельскохозяйственного сырья непосредственно в хозяйствах позволяет снизить издержки, сократить потери продуктов. Отходы переработки утилизируются в качестве корма для скота или для удобрения полей, а главное, дает возможность исключить из производственной цепочки многочисленную армию посредников. От переработки сырья на месте производства в готовый продукт выигрывают и потребители. Во-первых, в ценах - они более низкие, во-вторых, в качестве продукции -оно более высокое.

Анализ нормативно правовых материалов, научных статей различных авторов, выступления депутатов Государственной Думы в средствах массовой информации, позволяют нам сделать вывод о том, что к 2008 году в России, в частности и в Республике Дагестан, в сознании людей и представителей власти возникло ясное понимание того, что, используя потенциал «нефтегазодолларов», накопленных от продажи за рубеж природных ресурсов России, можно восстановить возможности эффективного ведения сельскохозяйственного производства и установления стабилизации агропромышленного комплекса.

При принятии управленческих решений государственными структурами, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне, было бы целесообразно использовать предложенные нами выше три пункта рекомендаций по выходу из кризиса АПК, в частности его строительной индустрии на селе.

2. Экономико-статистический анализ использования энергии малых рек Дагестана в сельскохозяйственном строительстве

Изучение проблемы использования энергии малых рек для нужд народного хозяйства Дагестана носит многогранный характер - это проведение достоверной оценки гидроэнергетического потенциала горных рек, тесная кооперация с местными администрациями, частными фирмами и другими заинтересованными организациями для процесса ускорения внедрения принятых решений в жизнь, изучение вопросов перспективного развития энергопотребления и возможностей использования электроэнергии.

Развертывание работ по малой гидроэнергетике в Дагестане начальным своим этапом предусматривало восстановление выведенных из эксплуатации малых ГЭС, ранее действовавших на территории республики, или на тех же местах строительство новых ГЭС.

Настоящая работа посвящена проблеме строительства малых ГЭС в республике и их использованию для нужд сельского хозяй-

ства региона, в том числе и в строительстве и эксплуатации объектов АПК.

Современное состояние малой гидроэнергетики

В настоящее время во всем мире усиливается тенденции поиска дополнительных энергоисточников, расширяющих общий энергоресурс. Одним из направлений такого поиска является изучение новых технических решений и выявление целесообразных масштабов развития малой гидроэнергетики, т.е. ГЭС малой мощности [1].

Общепринятого понятия «малые ГЭС» до сих пор нет. В различных странах верхним пределом мощности таких ГЭС считают 5-30, чаще 15 МВт. В нашей стране и в США «малой» считается гидростанция с мощностью не выше 30 МВт и с диаметром рабочего колеса турбины не более 3 метров [2]. Есть и нижний предел мощности таких ГЭС. По условиям обслуживания относительно небольшого изолированного потребителя нижний предел рекомендуется ограничить 50 кВт [1]. ГЭС меньшей мощности называют «микроГЭС».

В последнее время чрезвычайно высока деловая активность в направлении развития малой гидроэнергетики, повышения спроса и предложений на производство оборудования и строительство МГЭС. [3].

На западе главным стимулом такого поворота событий стало резкое повышение цен на нефть. В этих условиях ранее убыточные станции сразу превратились в рентабельные. Также выгодным делом оказалось строительство ГЭС в створах рек, ранее считавшихся экономически бесперспективными. Сохраняющиеся на высоком уровне цены на минеральное топливо, растущая инфляция также стимулировали максимальное использование резервов энергетики, в том числе строительство малых ГЭС. Несколько иными были стимулы поворота к малой энергетике в нашей стране.

Во-первых, точно так же, как и в странах Запада, у нас тоже происходит прогрессирующее истощение источников углеводородного сырья.

Во-вторых, за минувшие годы резко шагнула вперед автоматика, появились устройства, сделавшие возможным эксплуатацию МГЭС в автоматическом режиме, без участия людей, что повышает их рентабельность.

В-третьих, не такие уж эти МГЭС невыгодные. Один киловатт установленной мощности крупной ГРЭС или АЭС действительно дешев, если считать его приведенным к стоимости только станции. Но крупная ГРЭС или АЭС - это еще и рабочий поселок с развитой инфраструктурой, это обширные ремонтные и прочие службы, и многое другое, что обеспечивает жизнедеятельность станции. Близ малой ГЭС не надо возводить жилье, не нужны школы, магазины для обслуживания персонала и т.д.

В-четвертых, есть множество мест, где малые ГЭС можно построить очень быстро при небольших затратах средств (это оросительные или иные водохранилища, каналы, горные реки).

В-пятых, в мире, в частности и у нас в России, есть большое количество рассредоточенных мелких электропотребителей, удаленных на большие расстояния от систем централизованного энергоснабжения, которые снабжаются электроэнергией карликовых станций, действующих на дизельном топливе или на бензине. А стоимость электроэнергии таких станций в десятки раз выше, чем у самых несовершенных малоэкономичных малых ГЭС [2].

Анализ состояния и обоснование целесообразности строительства малых ГЭС на территории Республики Дагестан

Дагестан богат гидроэнергоресурсами. Здесь сосредоточено около 40 гидроэнергетического потенциала рек Северного Кавказа. Потенциальная мощность водотоков Дагестана, согласно [4], составляет 6297,66 МВТ, из них на долю 6155 малых рек и мельчайших речушек приходится 1011,23 МВт.

За 30-летний период с 1934 по 1964 год в Дагестане были построены 81 малая ГЭС, в том числе 48 микро-ГЭС, т.е. ГЭС мощностью до 50 кВт, и 33 малых ГЭС мощностью более 50 кВт.

В дальнейшем и микро, и малые ГЭС будем называть просто “малые ГЭС” (МГЭС). Из 81 малой ГЭС две действуют и в настоящее время. Это Гергебильская и Чирюртовская №2 с мощностями 7800 кВт и 9000 кВТ соответственно [5].

После 13-летнего перерыва снова введена в строй в октябре 1986 года Курушская ГЭС мощностью 480 кВт. Часть оставшихся 78 МГЭС разрушена, а остальные находятся в нерабочем состоянии. В строй введены за последние годы 4 малых ГЭС: одна в Ах-тынском районе и три в Рутульском районе.

До 1961 года в Дагестане действовали только малые ГЭС. Установленная тогда суммарная мощность МГЭС, если не учесть того факта, что некоторые ГЭС могли выйти из строя до 1961 года, составляла 13865 кВт. А суммарная установленная мощность всех малых ГЭС в Дагестане составляла 22865 кВт. Если теперь сравнить процент выработки электроэнергии и мощности малых ГЭС по отношению к большим ГЭС в Дагестане, то они составляли бы 3,2% и 1,7 % соответственно. Это означает, что хотя по мощности малые ГЭС составляют малый процент в общей массе ГЭС, но выработка электроэнергии на них высока, что связано с большим числом часов их эксплуатации в году. В Дагестане выгодно строить малые ГЭС деривационного типа, используя большие уклоны горных ущелий, по которым текут реки и их притоки. При этом эти малые ГЭС можно полностью автоматизировать, а режим работы на них может быть как автономным для изолированного обеспечения электроэнергией отдельные сельскохозяйственные объекты и населенные пункты, так и в общей системе электроснабжения региона. Строительство малых ГЭС, на наш взгляд, достаточно эффективная отрасль народного хозяйства в Республике Дагестан. Электроэнергию малых ГЭС можно использовать при строительстве автономных объектов агропромышленного комплекса (АПК) в отдаленных горных районах республики.

В настоящее время почти все ранее действовавшие на территории республики МГЭС разрушены и не подлежат восстановлению, кроме указанной выше восстановленной ранее Курушской ГЭС. Ниже в таблице 1 приводятся полученные нами натурные данные с перечнем наиболее перспективных мест (створов) строительства малых ГЭС в Южном Дагестане [5]. Все предлагаемые в табл. 1 МГЭС деривационного типа сооружения.

Анализ факторов, требующих учета при составлении инвестиционного проекта МГЭС

Объем инвестиций в строительство малых ГЭС напрямую зависит от масштабности и мощности объекта, сложности природных условий, характера и сложности инженерных и конструктивных решений и других факторов. Он может существенно отличаться для разных объектов.

Масштабы инвестиционного проекта должны содержать информацию по уровню решаемых проектом строительства МГЭС задач обеспечения строительства объектов АПК в горных условиях (в зависимости от этого объекты МГЭС могут относиться к регионального значения и локальным. К регионального значения относятся объекты МГЭС, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в данном регионе; проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе, рассматриваются как локальные.

Для объектов регионального значения следует указать об увязке их с государственными программами улучшения социально-экономического положения населения региона или его части и создания высокоэффективной производственной и социальной инфраструктуры сельского хозяйства в регионе.

При отсутствии таких программ обоснование сельскохозяйственного производства в рамках инвестиционного проекта МГЭС производится на основе экономической и качественной оценки повышения уровня жизни населения на электрифицируемой МГЭС территории. При этом обязательно при обосновании инвестиционного проекта учесть указанные ниже факторы.

Природные условия, в которых строится МГЭС. Здесь должно быть показано, что оценка природных условий базируется на высокой достоверности влияющих природных факторов, обеспечивающей обоснованный выбор размещения объекта и оптимальные инженерные и технологические решения, с учетом возможного экологического риска (необходимая подробность топографических, геолого-гидрогеологических и других карт; достаточная продолжительность метеорологических и гидрологических наблюдений; использование в полном объеме имеющихся материалов водного кадастра и др.).

Современное состояние и перспективы развития сельскохозяйственного производства. Здесь при обосновании инвестиционного проекта по строительству МГЭС должны быть представлены сведения о современном состоянии экономики и сельского хозяйства в регионе или районе республики в объеме, необходимом для разработки проекта. При этом необходимо учесть влияние государственной экономической политики в сельском хозяйстве (ориентация на замещение импорта внутренним производством, разви-

тие экспорта, поддержание цен, субсидии на средства производства, налог на продукцию и т.д.). Если данный проект является составной частью общего плана освоения гидроэнергоресурсов региона, то необходимо кратко охарактеризовать этот план и показать в связи с этим преимущества предлагаемого проектом варианта (по сравнению с другими возможными решениями).

Разработка альтернативных вариантов развития сельскохозяйственного производства специально оговаривается Заданием на проектирование. При этом могут рассматриваться альтернативные направления по: специализации сельскохозяйственного производства, использованию гидроэнергоресурсов, технологиям производства продукции, уровням социальной ориентации и экологичности производства и др.

Окончательный вариант развития сельскохозяйственного производства с использованием возможностей МГЭС принимается на основе оптимизационных расчетов с учетом производственных, технологических, социально-экономических, экологических, финансовых и других показателей.

План строительства МГЭС. Все основные инженерные и технологические решения должны быть рассмотрены на вариативной основе и запроектированы с подробностью, достаточной для обоснования оптимального варианта, определения основных объемов работ и стоимости строительства.

Основные сооружения (головные водозаборные узлы, водоотстойники, деривационные каналы, плотины, сооружения для сброса воды, водоприемники и др.) должны быть разработаны с достаточной детальностью.

Проектные решения и объемные показатели по МГЭС принимаются, как правило, на основании показателей, полученных для запроектированных характерных МГЭС - представителей.

При больших объемах планировочных работ определение объемов должны выполняться на основе выборочных типовых участков детальной топографической съемки.

Мероприятия по инженерной защите места расположения МГЭС, населенных пунктов и других объектов и сооружений устанавливаются на основании соответствующих данных по запроектированным характерным сооружениям.

Все перечисленные мероприятия по объектам строительства и видам работ должны обосновываться соответствующими инженерными изысканиями.

Проектные решения и объемные показатели по объектам производственного и жилищно-гражданского строительства, служб эксплуатации МГЭС, электроснабжения, связи и др. должны приниматься согласно нормативным документам соответствующих отраслей.

При оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) должны:

- использоваться документы, определяющие экологические, санитарно-эпидемиологические и другие требования;

- выявляться не только отрицательные, но и положительные экологические, социальные и экономические аспекты;

- особо выделяться воздействия, которые могут иметь кумулятивный эффект, в т.ч. воздействия уже действующих предприятий (факторов) и планируемых видов деятельности.

На основании анализа материалов ОВОС должна быть разработана система проведения комплексного экологического мониторинга за возможным изменением всех компонентов экосистемы.

Эффективность инвестиций должна оцениваться в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, Минэкономики РФ, Госкомпромом России от 31.03.1994 № 7-12/47.

3. Гидромелиоративное строительство и его роль в повышении эффективности функционирования АПК

Гидромелиоративное строительство на селе - это одно из важнейших направлений сельскохозяйственного строительства. Оно напрямую влияет на рост производительности труда в сельском хозяйстве, дает возможность сельскохозяйственного освоения мелиорируемых земель, повышает прирост продукции за счет мелиорации, создает стабильные рабочие места и повышает уровень культуры ведения сельскохозяйственного производства. Все перечисленные факторы непосредственно участвуют в повышении эффективности функционирования агропромышленного комплекса страны и ее регионов.

Табл. 1. Перечень перспективных мест строительства малых ГЭС в Южном Дагестане.

№№ п/п Район Название МГЭС На какой речке сооружается Напор, м Расход м3/с Мощнос ть, кВт

1 2 3 4 6 7 8

1 Агульский Рычинская Чирах 60 0,6 352,8

2 Ахтынский Фийская Смугульская Хрюгская Ахтынская Ахты -/- Самур Ахты 50 50 55 150 2,2 3,3 5,0 4,5 1078.0 1617.0 2695.0 6615.0

3 Дербентский Аглабинская Рубас 16,0 0,5 78,4

4 Докузпарин ский Каладжухская Микрах-Казмалярская Усухчайская -1 Усухчайская - 2 Усух -/- -/- -/- 150 150 150 250 0,6 0,6 0,6 0,6 882,0 882,0 882,0 1470,0

5 Курахский Гельхенская Хпеджская Штульская Курахская Курахская-1 Кабирская Курах -/- -/- -/- -/- -/- 27.0 50.0 40.0 125 70 25 0,6 0,7 0,7 1,0 0,8 1,0 158,76 343.0 274,4 1225,0 548,8 245.0

6 Магарамкен тский Тагиркентский Ханжалкалинская Мугерганская Гильярская Ярагказмалярская Самур-оросит. канал -/- Самур Канал от реки Самур -/- 45.0 20.0 35 5 8 6,65 6,6 5,0 2,4 2,8 2932,65 1293,6 1715,0 117,6 219,52

7 Рутульский Шиназская Джимихюрская Кальялская Цахурская Лучекская Рутульская Борчская Ихрекская Хлютская Шиназская -/- Самур -/- -/- -/- Ахты Кара-Самур Фалфан 55.0 35.0 20.0 20,0 14.0 80.0 20,0 150 200 0,5 0,9 2,0 3,6 4.3 4.3 1,0 2,5 0,6 269.5 308,7 392.0 705.6 589,96 3371,2 196.0 3675.0 1176.0

8 Сулейман- Стальский Сардаркентская Касумкентская Чирах Курах 55,0 125 0,6 1,0 323,4 1225,0

9 Табасаранск ий Хучнинская Рубас 250,0 0,5 1225,0

10 Хивский Хивская Чирах 150 0,9 1323,0

Итого: 34 40053,09

Пути развития гидромелиоративного строительства основаны на принятых в последние годы документах Государственной Думы РФ, Правительства РФ и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Они направлены на улучшение социально-экономического положения в сельском хозяйстве, в том числе на реализацию приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», что позволило сформировать тенденцию роста производства сельскохозяйственной продукции, которая сохраняется и в 2009 году. С начала 2008 г. реализуется, имеющая статус приоритетного национального проекта, пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Госпрограмма), охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.

При реализации Госпрограммы применяется программно-целевой подход, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов.

Строительство гидромелиоративных объектов

Строительство гидромелиоративных объектов в России в целом и на отдельных ее территориях осуществляется в соответствии с «Отраслевым сводом правил, порядком разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство объектов мелиорации земель», разработанными государственным предприятием - специализированным научным центром «Госэком-мелиовод» Минсельхоза Российской Федерации, утвержденными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 28 июля

2000 г., согласованными с Госстроем России - письмо N АМ-1723/5 от 20.06.1999, Госкомэкологией России - письмо N 03-22/16-218 от 05.07.2000 и рассмотренными государственной экологической экспертизой (положительное заключение экспертной комиссии от 16.06.2000) - приказ госкомэкологии России от 21.06.2000 N 444 о его утверждении. Вводятся в действие с 1 сентября 2000 года.

Этот свод правил регламентирует порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов мелиорации земель и предназначен для применения заказчиками (инвесторами), проектными, проектно-строительными организациями, иными юридическими и физическими лицами -участниками инвестиционного процесса.

Все указанные в своде правил требования к строительству гидромелиоративных объектов при их надлежащем выполнении позволят повысить эффективность функционирования АПК как на всей территории России, так и на территориях ее регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство гидромелиоративных объектов в Республике Дагестан имеет свои особенности, отличные от тех, которые присущи всем регионам России. Они, в основном, можно подразделить по приоритетности, т.е. значимости отрицательного влияния на развитие АПК республики, следующим образом:

1. Этно-клановые интересы представителей госструктур и бизнес-элиты республики по незаконному присвоению государственных средств, которые в последние годы достаточно сильно превалируют над экономической целесообразностью выделения финансовых средств хозяйствующим субъектам;

2. Низкий уровень компетентности кадрового потенциала, за-

нимающегося вопросами АПК республики, в том числе и вопроса- в Южном Дагестане.

ми гидромелиоративного строительства; Эффективность сельскохозяйственного строительства, в част-

s. Почти полное отсутствие контроля со стороны федеральных ности строительства малых ГЭС, гидромелиоративных сооружений,

органов власти за целевым расходованием финансовых средств, в современных условиях в значительной степени зависит от разра-

направляемых в республику для развития АПК, в том числе и на ботки и внедрения в практику современных организационных форм

гидромелиоративное строительство; и методов хозяйствования. Перенос центра тяжести в технической,

4. Игнорирование вопросов безопасности и соблюдения эколо- структурной и инвестиционной политике с расширения производ-

гических норм строительства гидромелиоративных объектов: ственных мощностей на их техническое перевооружение и более

5. Почти полное отсутствие проведения социологических ис- эффективное использование материальных, финансовых и трудо-

следований, опросов общественного мнения и референдумов о воз- вых ресурсов предприятий сельскохозяйственного строительства,

можности сооружения объекта, что особенно проявляется в строи- а не их разворовывание в Республике Дагестан, является одним из

тельстве гидромелиоративных сооружений в бассейне реки Самур основных условий интенсификации труда в этой отрасли [14, 15].

Литература:

1. Михайлов Л.П., Резниковский А.Ш., Фельдман Б.Н. Малая гидроэнергетика и перспективы ее развития. -Гидротехническое строительство. 1982, № 8, стр. 5-10.

2. Михайлов Л.П., Фельдман Б.Н. Большие возможности малых ГЭС -”Наука и жизнь”, 1986, № 8, стр. 27-32.

3. Nechleba M., Kopecky V. Mini and micro hydro in Czechoslovakia. - “Int. Water Power and Dam Constr.”, 1986, 38, № 4, р. 37-39.

4. Муслимов В.Х. Гидротехнические ресурсы Дагестанской АССР.- Дагестанское книжное издательство, Махачкала, 1972, - 211 с.

5. Абдулгалимов А.М., Рамазанова Г.М. Оценка гидроэнергетического потенциала перспективных малых водотоков Дагестана и выбор наиболее выгодных участков для строительства (восстановления) МГЭС. /Отчет о НИР, номер госрегистрации 01.87.0.001405,- ДагЭ-НИН, Махачкала: 1987,- 23 с.

6. Анфиногенова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК: экономика, управление. - 2006.

- №3. - С.4-12.

7. Гордеев А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. - 2006. - № 1. - С.3-4.

8. Митин С. АПК России - приоритетный национальный проект // Сельская жизнь. - 2005. - С.1-4.

9. Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. - 409 с.

10. Ушачев И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК// Экономист. - 2006. - № 4. - С.85-87.

11. Сайт Правительства Республики Дагестан www.e-dag.ru

12. Сайт Министерства сельского хозяйства РД www.mcxdag.ru

13. Сайт Правительства Российской Федерации www.govemment.ru

14. Сайт Министерства сельского хозяйства РФ www.mcx.ru

15. www.rost.ru

УДК 31:343

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Абдулгалимов А.М., д.э.н., профессор; зав. кафедрой информационных систем в экономике (ИСЭ),

Абдулгалимова С.С., соискатель кафедры ИСЭ, Оруджев М.И., доцент кафедры ИСЭ, к.ф.-м.н,

Дагестанский государственный технический университет

В работе проведен статистический анализ и сформулированы основные причины, способствующие хронической напряженности на рынке труда в Республике Дагестан. Усовершенствованным методом гармонических весов получены прогнозные оценки численности постоянного населения и влияющих на него факторов на 2009 - 2011 годы. Используя пошаговый алгоритм исключения переменных, реализованный в системе SPSS 11.0.1., получена линейная множественная регрессионная модель численности постоянного населения в республике в зависимости от уровня безработицы и валового регионального продукта на душу постоянного населения.

Ключевые слова: Напряженность на рынке труда, Республика Дагестан, метод гармонических весов, численность населения, прогнозные оценки, множественная регрессионная модель, уровень безработицы, валовой региональный продукт.

STATISTICAL ANALYSIS TO EMPLOYMENT AND NUMBER CONSTANTLY LIVING POPULATIONS IN REPUBLIC DAGESTAN

Abdulgalimov A., d.e.n., professor; head of the chair of the information systems in economy (ISE), Abdulgalimova S., competitor of the pulpit ISE, Orudzhev M., assistant professor of the pulpit ISE, k.f.-m.n,

Dagestanskiy state technical university

In work is organized statistical analysis and are worded main reasons, promoting chronic tension on the market of the labour in Republic Dagestan. The Advanced method harmonic weight are received прогнозные of the estimation to number of the constant population and influencing upon it factor on 2009 - 2011. Using incremental algorithm of the exception variables marketed in system SPSS 11.0.1., is received linear plural регрессионная model to number of the constant population in republic depending on jobless rate and gross regional product on shower of the constant population.

The Keywords: the Tension on the market of the labour, Republic Dagestan, method harmonic weight, the number of the population, прогнозные of the estimation, plural регрессионная model, jobless rate, gross regional product.

1. Республика Дагестан - регион с напряженной ситуацией на рынке труда

Численность постоянного населения является одним из главных показателей демографической статистики, характеризующих

социально-экономическое положение региона. Численность населения зависит от многих социально-экономических факторов. В настоящей работе проведено прогнозирование этого показателя, а также его многомерный статистический анализ.

Прежде, чем провести вышеуказанные процедуры, в настоящей работе проведен анализ того, что Республика Дагестан являет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.