УДК 332.1
Д. В. Кашпаров
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА
Обосновывается актуальность и содержание организационно-логической модели оценки влияния среднего профессионального образования (СПО) на конкурентоспособность малого предпринимательства (МП) в регионе. С помощью методологии программно-целевого метода на базе экспертных интегральных оценок разработана принципиальная модель программы повышения влияния регионального СПО на развитие и рост конкурентоспособности МП.
This article emphasises the importance and focuses on the content of the organisational-logical model of the assessment of the influence of vocational training on the competitiveness of small enterprises in the region. By means of the target programme method and on the basis of integral expert reviews, the author built a model of the increase in regional vocational training influence on the development and competitiveness of small enterprises.
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее профессиональное образование, конкурентоспособность, программно-целевой метод, оценка влияния, сетевая управляющая модель.
Key words: small business, vocational training, competitiveness, target
programme method, influence assessment, management model.
Эффективность социально-экономических процессов в стране во многом зависит от соответствующего развития регионов. Экономический потенциал Субъектов РФ как составных частей страны формируют потенциал России. Различные подходы и методы, используемые при стратегическом планировании регионального развития, призваны создавать условия для перехода на более качественный уровень процессов, происходящих на конкретной территории. Несомненно, что на пути достижения новых целей регионального развития возникает ряд сложностей и проблем, преодоление которых будет способствовать достижению сбалансированного развития. В частности, образовательная система как элемент инфраструктуры рыночных отношений, от которого во многом зависят как результаты экономики и социальной сферы, так и будущие возможности, не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к ней реалиями рыночной экономики.
Современная система образования — многоуровневый механизм, в котором профессиональное образование занимает особое место и выполняет особые функции. Разделение профессионального
образования на начальное, среднее и высшее не случайно — современная экономика предъявляет разные требования к
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 9. С. 133—140.
профессионально-квалификационному составу кадров, подразумевая разный уровень знаний, умений и навыков при выполнении работы определенной сложности. Одна из проблем профессионального образования — несоответствие специальностей направлений и численности подготавливаемых учебными заведениями выпускников структуре экономики региона. В частности, в регионе ежегодно выпускается более 5 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО) и около 3 тыс. со средним профессиональным образованием (СПО) [1; 2]. При этом говорить о регионе как о научном, финансовом или организационном центре, для которого требовались в основном специалисты с ВПО, не приходится. Структура экономики, ее практические задачи отражают необходимость большего числа работников, имеющих СПО. Сегодня многие обладатели дипломов о ВПО работают на должностях, требующих знаний уровня СПО. Предпринимательская среда, использующая труд таким образом, в определенной степени удовлетворена этим положением, но необходимо помнить, что уровни образования отличаются содержанием, и это подразумевает, что на должности, например, старшего продавца не всегда будет результативен специалист с ВПО. Кроме того, современное законодательство, которое меняется с развитием в стране рыночных отношений, пока не требует жестко увязывать уровень образования человека с оплатой его труда, что скажется и на структуре издержек всей экономики.
Вопрос о границах целесообразного соответствия численности и образовательного уровня профессионально-квалификационного состава кадров экономическим реалиям требует учитывать не только структуру экономики региона, но и масштаб предпринимательства с учетом программ социально-экономического развития. Современные вызовы экономики, в том числе с учетом мировых тенденций, все больше предопределяют во многом решающую роль малого и среднего предпринимательства в оздоровлении экономики, так и в качестве инструмента развития. Анализ показывает, что современный представитель МП в основном
— самоучка, что не позволяет ему быть движущей и конкурентоспособной силой социально-экономических процессов в регионе. Необходимо совершенствование подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по широкому круги специальностей, включение в учебные планы СПО (в качестве факультативов) дисциплин, расширяющих профессиональные компетенции в конкретной деятельности того или иного МП (организационные, юридические, маркетинговые и т.д.). Эти и другие меры усилят конкурентные позиции МП, что положительно скажется и на социально-экономическом развитии региона.
Для выработки региональной стратегии соотношения структуры направлений специальностей, содержательных аспектов подготовки, а также численности выпуска специалистов с ВПО и СПО в настоящее время важной проблемой выступает необходимость оценки потенциального влия-
ния СПО на уровень конкурентоспособности МП. Решение этой проблемы требует разработки соответствующей методической базы.
Разработка методики оценки должна осуществляться с учетом имеющихся результатов научных исследований и показателей, характеризующих особенности регионального развития МП и системы СПО. Процедурно и содержательно работу по формированию оценки влияния СПО на конкурентоспособность МП в регионе можно представить в виде информационно-логической модели (рис. 1).
Рис. 1. Информационно-логическая модель разработки методологии оценки влияния СПО на конкурентоспособность МП в регионе
Разрабатывая методику, необходимо учитывать, что оценка влияния образовательной системы любого уровня на экономические процессы вообще и на конкурентоспособность МП в частности — исключительно сложная научно-практическая задача, поскольку эффект от тех или иных действий в системе образования проявляется либо не сразу, либо достаточно косвенно. При такой оценке может быть применен программно-целевой метод, методы экспертных оценок, статистического анализа, экономико-математические [3 — 5].
Важным при разработке и использовании новой методики является вопрос о критериях оценки влияния СПО на конкурентоспособность МП. Результирующий эффект деятельности МП выражается в различных показателях, основные из которых — удельный вклад МП в объем производства ВРП (валовой региональный продукт) и доля занятости на МП из общей численности занятых.
Один из этапов применения программно-целевого метода — составление «дерева целей» (рис. 2), которое может быть построено на трех уровнях. На первом уровне — главная цель: повышение конкурентоспособности МП на основе СПО; на втором представлены основные направления повышения конкурентоспособности МП, на третьем
— следующие основные задачи этого процесса [6].
1. Формирование и совершенствование стратегий социально-экономического развития (Б 1). Созданная рабочая группа на базе Правительства области сможет на постоянной основе целенаправленно заниматься вопросами конкурентоспособности МП (Б 1.1) и с учетом анализа существующих стратегий социально-экономического развития области (Б 1.2) разрабатывать новые, а также осуществлять прогноз развития экономики области на 15 лет (Б 1.3).
2. Развитие СПО как элемента инфраструктуры рыночных отношений (Б 2). Прежде всего необходим анализ состояния СПО области, который будет осуществлен не только и не столько по параметрам, существующим в системе образования, сколько с позиции оценки вклада в социально-экономические процессы региона как элемента инфраструктуры рыночных отношений (Б 2.1). В результате станет возможной и необходимой (в рамках соответствующих свобод) разработка требований к составу специальностей и учебным планам СПО применительно к современной структуре экономики региона (Б 2.2). Помощь в реализации различных функций и задач призвана будет осуществлять созданная региональная ассоциации СПО (Б 2.3) совместно с фондом поддержки реформирования СПО региона (Б 2.4). Только в этом случае станет возможным изменение структуры специальностей СПО и переработка их учебных планов (Б 2.5). Переобучение руководящих кадров СПО (Б 2.6) и модернизация работы СПО области (Б 2.7) станут заключительными моментами на этапе приведение всей системы СПО в соответствие с реалиями социально-экономических процессов региона.
3. Развитие уровней предпринимательства в части МП (Б 3). Анализ состояния проблем МП поможет выявить «узкие места» функциониро-
вания и развития (Б 3.1), преодолению которых отчасти будет способствовать созданный венчурный фонд поддержки МП (Б 3.2). Формирование инновационной инфраструктуры МП региона (Б 3.3).
Рис. 2. Модель повышения уровня конкурентоспособности МП на основе СПО
Разработанная стратегия повышения конкурентоспособности МП позволит сформировать программу их развития (Б 3.4) и последующее развитие рынка инновационной продукции, выпускаемой МП (Б 3.5). Степень успешности этих и других мероприятий во многом зависит от процессов управления, обусловливающих необходимость переобучения руководителей МП на основе обновленной системы СПО (Б 3.6). Одним из результирующих эффектов будет рыночное перераспределение сектора МП области (Б 3.7).
Экспериментальная апробация методики оценки влияния среднего профессионального образования на конкурентоспособность малых предприятий показала значимость СПО для развития конкурентоспособности МП региона. Для того чтобы система СПО, будучи вовлеченной в социально-экономические процессы региона, активно способствовала развитию конкурентоспособности МП, необходима разработка и реализация ряда программно-целевых мероприятий. Целевая программа повышения влияния СПО региона на развитие и рост конкурентоспособности МП строится на основе таких эффективных методов управления, как программно-целевое и сетевое планирование управления (СПУ). Данные методы широко применяются при построении целевых программ регионального развития, а также при управлении средними и крупными целевыми программами в самых разных областях человеческой деятельности [5]. Одной из модификаций СПУ является методика оценки и контроля программ, разработанная в 1957 г. и получившая название ПЕРТ. Она использует вероятные экспертные оценки различных программных мероприятий (работ) и применяется к системам, имеющим высокий уровень неопределенности [5].
На основе методологии ПЕРТ путем информационно-логической увязки мероприятий и с использованием блочного принципа построения автором совместно с профессором В. В. Ивченко разработана принципиальная сетевая управляющая модель программы повышения влияния СПО региона на развитие конкурентоспособности МП (рис. 3). События модели кодируются для применения соответствующих алгоритмов анализа сетевых моделей, что в последующем позволит на любой момент времени определять критический путь работ и другие параметры.
Эффективность применения предлагаемой методики, подтверждаемая современной наукой, успешно использующей программноцелевые и сетевые методы управления, позволит усилить роль СПО как одного из элементов инфраструктурного обеспечения рыночных процессов и в конечном итоге постоянно совершенствовать конкурентоспособность МП в регионе. Создание условий для реализации обозначенной модели даст возможность повысить эффективность экономических и социальных процессов в регионе. В дальнейшем модель может быть взята за основу при формировании процессов, затрагивающих не только СПО и МП в регионе, но и нацеленных на другие связанные с вопросами конкурентоспособности аспекты современных социальноэкономических отношений.
Анализ состояния и проблем МП
Создание венчурного фонда
Обозначения:
СПО - среднее профессиональное образование (учебные заведения);
МП - малые предприятия;
УП - учебные планы
Достижение повышения уровня
©уровня / тоЧ конкурентосХ, У
конкурентов
пособности
МП
Создание фонда поддержки реформирования СПО региона
Переобучение руководителей МП на основе обновленной системы СПО
Рис. 3. Принципиальная модель программы повышения влияния СПО региона на развитие и рост конкурентоспособности МП
и»
Список литературы
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области: экспресс-информация. 2009. № 55.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области: экспресс-информация. 2009. № 36.
3. Бялковская В. С. Программно-целевые методы в развитии промышленности. М., 1997
4. Шеховцева Л. С., Зыкова Е. Н. Анализ результатов экспертной оценки факторов формирования конкурентоспособности региона / / Организационно-экономические проблемы стратегии устойчивого развития Калининградской области: материалы научного семинара / под ред. В. В. Ивченко. Калининград, 2001.
5. Ивченко В. В. Сетевое программирование развития приморских регионов России: теория, методология, практика: монография. Калининград, 2008.
6. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1981.
Об авторе
Д. В. Кашпаров — ст. преп., РГУ им. И. Канта.
АиШог
Б. V. Ка8Ьраго^ ЬесШгег, ТКВИИ.