ЕКОНОМ1КА ТА УПРАБЛ1ННЯ ШДПРИШСТБАМИ
УДК 005.3:658
организационная культура как современный инструмент управления
предприятием
® 2016 гринько т. в., Смирнов с. А.
УДК 005.3:658
Гринько Т. В., Смирнов С. А. Организационная культура как современный инструмент управления предприятием
В статье обоснована необходимость формирования и управления организационной культурой в современных условиях функционирования для обеспечения успешного развития предприятий. Целью исследования является систематизация существующих научных подходов к понятию «организационная культура предприятия», определение характеристик этой категории и особенностей формирования организационной культуры предприятий сферы услуг. Предоставлены результаты исследования организационной культуры как основного инструмента управления предприятий сферы услуг. Проведен анализ концептуальных подходов и обобщены существующие научные подходы к рассмотрению дефиниции «организационная культура», выделены основные характеристики этой категории, предложена собственная трактовка дефиниции «организационная культура предприятия». На основе анализа факторов, влияющих на формирование организационной культуры предприятия, определены особенности формирования организационной культуры предприятий сферы услуг. Акцентировано внимание на мероприятиях, которые необходимы для разработки и внедрения действенных механизмов управления организационной культурой предприятия в современных динамичных условиях функционирования. Ключевые слова: организационная культура, предприятие, управление, управление предприятием, сфера услуг. Табл.: 1. Библ.: 46.
Гринько Татьяна Валерьевна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра экономики и управления предприятием, Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара (ул. Научная, 13, Днепропетровск, 49050, Украина) E-mail: greisy25@gmail.com
Смирнов Сергей Александрович - доктор физико-математических наук, профессор, декан, экономический факультет, Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара (ул. Научная, 13, Днепропетровск, 49050, Украина) E-mail: smirnov@i.ua
УДК 005.3:658
Гринько Т. В., Смирнов С. О. Оргашзацшна культура як сучасний нструмент управлшня тдприемством
У статтi об(рунтовано необхiднiсть формування й управлння ор-ган1зацшною культурою у сучасних умовах функцонування для за-безпечення успшного розвитку пiдпри£мств. Метою дослiдження е систематиза^я наявних наукових пiдходiв до поняття «органiзацiй-на культура тдприемства», визначення характеристик це: категори та особливостей формування органiзацiйноi культури тдприемств сфери послуг. Надано результати дотдження органiзацiйноiкультури як основного шструменту управл'шня тдприемств сфери послуг. Проведено анал'в концептуальних пiдходiв та узагальнено наявт науков'> тдходи до розгляду дефтщи «органiзацiйна культура», вид'>-лено основт характеристики це категори, запропоновано власне трактування дефтщи «органiзацiйна культура тдприемства». На засадах анал'ву чинниюв, що впливають на формування органiзацiй-но'1 культури тдприемства, визначено особливост'! формування ор-га^зацшно)' культури тдприемств сфери послуг. Акцентовано увагу на заходах, якi необхiднi для розробки та впровадження девих меха-н/зм/в управлшня органiзацiйною культурою тдприемства в сучасних динамiчних умовах функцюнування.
Ключов'1 слова: органiзацiйна культура, пiдпри£мство, упратння, управлшня тдприемством, сфера послуг. Табл.: 1. Ббл.: 46.
Гринько Тетяна ВалерИвна - доктор економiчних наук, професор, за-в'дувач кафедри, кафедра економки та управлшня тдприемством,
UDC 005.3:658
Grynko T. V., Smirnov S. A. Organizational Culture as a Modern Instrument of Enterprise Management
The article justifies the need of formation and management of organizational culture under modern operating conditions to ensure the successful development of enterprises. The study aims to systematize the existing scientific approaches to the concept of "enterprise organizational culture", define the characteristics of this category and features of formation of service enterprises' organizational culture. The results of studying organizational culture as the main instrument of management of service enterprises have been presented. The conceptual approaches have been analyzed and existing scientific approaches to the consideration of the definition of "enterprise organizational culture" have been generalized, the main characteristics of this category have been highlighted and the author's interpretation of the definition of "enterprise organizational culture" has been proposed. On the basis of the analysis of the factors influencing the formation of organizational culture, features of the formation of service enterprises' organizational culture have been determined. The attention is focused on the activities that are necessary for the development and implementation of an effective mechanism for managing enterprise organizational culture under current dynamic operating conditions.
Keywords: organizational culture, enterprise, management, enterprise management, service industry. Tabl.: 1. Bibl.: 46.
Grynko Tetiana V. - Doctor of Science (Economics), Professor, Head of the Department, Department of Economics and Business Management, Dnipro-
Днтропетровський нацюнальний ушверситет iM. Олеся Гончара (вул. Наукова, 13, Дн'тропетровськ, 49050, Украна) E-mail: greisy25@gmail.com
Смирнов Сергш Олександрович - доктор ф'вико-математичних наук, професор, декан, економiчний факультет, Днтропетровський наць ональний ушверситет iM. Олеся Гончара (вул. Наукова, 13, Дн'тропетровськ, 49050, Украна) E-mail: smirnov@i.ua
Постановка проблемы. Сложность и турбулентность современных условий функционирования экономических субъектов, расширение масштабов деятельности предприятия, увеличение скорости получения информации и новых знаний обуславливают необходимость разработки новых методов и инструментов управленческой деятельности, которые обеспечат экономический рост, увеличение производства и конкурентоспособность предприятий как на внутреннем, так и на мировом рынках. Самым важным ресурсом, способным создать гибкую, адаптивную и эффективную социально-экономическую систему, является организационная культура предприятия.
Дефиниция «культура» происходит от латинского «cultura», т.е. обработка, воспитание, образование, развитие. Согласно философскому словарю культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, которые характеризуют исторически достигнутый уровень в развитии общества.
Понятие «корпоративная культура» появилось позже - в XIX веке, и было введено немецким фельдмаршалом Мольтке (Helmuth Karl Bernhard von Moltke), который использовал его, характеризуя отношения в офицерской среде [14]. В современных условиях многие труды отечественных и зарубежных научных деятелей направлены на исследование проблем формирования организационной культуры, но наибольший интерес вызывает рассмотрение организационной культуры с позиции разработки действующих механизмов использования организационной культуры (ОК) как инструмента стратегического управления предприятием.
Анализ последних исследований и публикаций. Большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов влияния ОК на эффективность деятельности предприятия внесли украинские и зарубежные исследователи: Р. Акофф (R. Ackoff) [1], Л. Аксеновская [2], М. Армстронг (M. Armstrong) [3], Дж. Бэйер (J. Beyer) [28], И. Грошев [6], М. Элвессон (M. Alvesson) [27], Г. Захар-чин [7], Л. Карамушка [9], В. Кириченко [10], М. Мэскон (M. Mescon) [13], Х. Морган (G. Morgan) [39], С. Мочер-ный [15], У. Оучи (W Ouchi) [16], Т. Питерс (T. Peters) [17], Т. Соломанидина [20], В. Спивак [21], О. Тихомирова [22], X. Трайс (H. Trice) [28], Р. Уотерман (R. Waterman Jr.) [17], Г. Хает [23], С. Харрис (S. Harris) [35], О. Харчишина [24], Ч. Хенди (С. Handy) [34], Г. Ховстед (G. Hofstede) [25], Г. Чайка [26], Э. Шейн (E. Shein) [45] и многие другие. Но проблема разработки единого механизма формирования ОК предприятий сферы услуг в современных условиях остается нерешенной.
Основной целью исследования является обобщение существующих научных подходов к понятию «организаци-
petrovsk National University named after Oles Gonchar (13 Naukova Str., Dnipropetrovsk, 49050, Ukraine) E-mail: greisy25@gmail.com
Smirnov Sergey А. - Doctor of Sciences (Physics and Mathematics), Professor, Dean, Faculty of Economics, Dnipropetrovsk National University named after Oles Gonchar (13 Naukova Str., Dnipropetrovsk, 49050, Ukraine) E-mail: smirnov@i.ua
онная культура предприятия», определение характеристик этой категории и особенностей формирования ОК предприятий сферы услуг.
Основные результаты исследования. Введение дефиниции «организационная культура» и ее детальная обработка начались в конце 70-х годов ХХ века. В современных условиях к пониманию сути и характеристики понятия «организационная культура» существуют разные подходы. Например, О. Тихомирова [22] выделяет три научных подхода: 1-й базируется на трактовке дефиниции через определение характеристик деятельности организации и ее членов; 2-й - на определении элементов ОК; 3-й - на определениях, которые трактуют ОК как целостную категорию. С. Роббинс [18] предлагает рассмотреть ОК на основе десяти характеристик, которые наиболее ценятся в организации: личная инициатива; готовность работника идти на риск; направленность действий; их согласование; обеспечение свободного взаимодействия, помощь и поддержка подчиненных со стороны управленческих служб; перечень правил и инструкций, которые используются для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; мера отождествления каждого сотрудника с организацией; система вознаграждений; готовность сотрудника открыто высказать свое мнение; мера взаимодействия в самой организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
На практике, по мнению большинства зарубежных исследователей, под термином ОК можно понимать культуру любого типа предприятия, включая школы, некоммерческие организации, вузы, органы власти и управления и, безусловно, бизнес-структуры. При этом относительно предприятий и организаций сферы бизнеса такие понятия, как ОК и корпоративная культура, используются равнозначно [30].
Таким образом, самыми распространенными являются такие трактовки ОК:
■ усвоенные и используемые членами организации ценности и нормы, которые определяют поведение;
■ атмосфера или социальный климат в организации;
■ доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.
Однако при исследовании понятия ОК следует иметь в виду, что чаще всего под этим понятием понимают культуру организации как объекта социально-экономической системы. Поэтому особую актуальность приобретает управление ОК предприятия.
Исследовав работы многих отечественных и зарубежных научных деятелей (табл. 1), можно сделать вывод, что
Таблица 1
Сравнение сущности дефиниции «организационная культура предприятия»
Автор Сущность Отличительные характеристики дефиниции
1 2 3
С. Роббинс [18] Рассматривает ОК на основе десяти характеристик, которые больше всего ценятся в организации: ■ личная инициатива; ■ готовность работника пойти на риск; ■ направленность действий; ■ согласование действий; ■ обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки со стороны управленческих служб; ■ перечень правил и инструкций, которые используются для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; ■ степень отождествления каждого сотрудника с организацией; ■ система вознаграждений; ■ готовность сотрудника открыто высказать свое мнение; ■ степень взаимодействия в организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности Оценивая какую-либо организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации
М.Пакановский и Н. О'Доннелл-Тружильо [40] «...это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура - это не то, что организация имеет, а то, чем она является» Рассматривают с точки зрения целостности организации
В. Сате [42] Культура представляет собой набор важных установок, которые разделяют члены того или иного общества Отождествляет культуру с целевыми установками
Е. Шейн [45] Это комплекс базовых предположений, которые найдены, выявлены или разработаны группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтверждая свою способность, и поэтому он должен передаваться новым членам организации как правильный способ мышления и чувств по отношению к обозначенным проблемам Связывает с необходимостью адаптации к условиям внешней среды
Х. Морган [39] Один из способов осуществления организационной деятельности с помощью использования языка, фольклора, традиций и других способов передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в необходимое русло Связывает с философией функционирования предприятия
К. Шольц [43] Неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое руководит поведением людей и, в свою очередь, само формируется под влиянием их поведения Рассматривает как инструмент управления поведением людей
Д. Дреннан [31] Все то, что типично для организации: ее характерные черты; отношения, которые преобладают; образцы принятых сформированных норм поведения Отождествляет с общепринятыми нормами поведения
С. Мишон и П. Штерн [38] Совокупность моделей поведения, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют ценностям, свойственным предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта Рассматривает как совокупность ценностей в организации
Э. Браун [4] Это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, который сформировался за время существования организации и имеет тенденцию проявления в разных материальных формах и в поведении членов организации Рассматривает как совокупность ценностей в организации, что проявляется в поведении членов организации
М. Мескон [12] Атмосфера и климат в организации называется ее культурой. Культура отражает доминирующие обычаи, успехи в организации Отождествляет с морально-психологическим климатом в организации
П. Добсон, А. Вильямс, М. Уолтерс [46] Общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, которые существуют внутри организации Рассматривает как совокупность ценностей в организации
П. Вейлл [5] Это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества достаточно уникальную общую для них психологию Рассматривает как систему взаимоотношений в организации
Окончание табл. 1
1 2 3
Д.Раваси и М. Шульц [41] Ряд общих интеллектуальных представлений, интерпретированные в формальные и неформальные инструкции, которые определяют соответствующие стереотипы поведения в разных ситуациях Рассматривает как совокупность ценностей в организации, что проявляется в поведении членов организации
К. Голд [33] Уникальные характеристики, которые воспринимаются как особенности организации и отличают ее от всех других в отрасли Связывает с инновационным процессом и инновационным потенциалом
Х. Шварц и С. Девис [44] Представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, которые разделяются членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной мере определяют поведение в организации отдельных личностей и групп Рассматривает как совокупность ценностей в организации, что проявляется в поведении членов организации
Е. Джакус [36] образ мышления и способ действия, который вошел в привычку и стал традицией; в большей или меньшей мере его разделяют все работники предприятия, и он должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» Рассматривает как образ мышления и способ действий
С. Харрис [35] Как набор схем Отождествляет с набором паттернов
Д. Элдридж и А. Кромби [32] Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т. д., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей Связывает с инновационным процессом и инновационным потенциалом, что обеспечивает конкурентные преимущества
М. Армстронг [3] Совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации Рассматривает как совокупность ценностей в организации
Г. Захарчин [7] Система взаимоотношений, которые сложились в организации на основе принятых ценностей, базовых представлений и норм поведения, необходимых для исполнения ее миссии Рассматривает как совокупность ценностей в организации, что проявляется в поведении членов организации
0. Харчишина [24] Базовый элемент внутренней среды организации, который обеспечивает оптимальную внутреннюю интеграцию и внешнюю адаптацию и выступает интегральной характеристикой уровня ее развития; формируется в результате межличностного взаимодействия членов организации в процессе ее эволюционного развития и целенаправленного влияния руководства; включает имплицитную (убеждения, ценности, принципы, социально-психологический климат) и эксплицитную (документально-нормативное обеспечение управления, символы, традиции, имидж, бренд) составляющие Связывает с развитием предприятия
Г. Хает [23] Система ценностей, убеждений, верований, представлений, ожиданий, символов, а также деловых принципов, норм поведения, традиций, ритуалов и т. д., которые сложились в организации или ее подразделениях за время деятельности и которые принимаются большинством сотрудников Рассматривает как совокупность ценностей в организации
М. Кальницкая [8] Это модель ключевых ценностей, верований и норм, общих для всех членов коллектива, которые передают новым членам коллектива как истинные и единственно правильные. Это своеобразная аура организации, которая объединяет все подразделения и всех членов коллектива в единый организм, согласованно функционирующий по определенным правилам и процедурам и направленный на достижение общей цели Рассматривает как совокупность ценностей в организации, что проявляется в поведении членов организации
большинство ученых рассматривают ОК предприятия как совокупность элементов, в состав которых входят: ценности, традиции, ритуалы, нормы поведения и т. д. Но, по нашему мнению, в современных условиях функционирования субъектов хозяйственной деятельности особую актуальность приобретают такие характеристики ОК, как: ее уникальность
(инновационность), обеспечение адаптации организации к изменчивым условиям функционирования (адаптивность) и возможность управлять деятельностью организации, направлять ее для достижения поставленных целей.
Таким образом, по нашему мнению, под организационной культурой можно понимать динамический, ин-
тегральный социально-управленческий конструкт, который является уникальным и характеризует предприятие сквозь призму его ценностей, поведенческих паттернов, способов принятия управленческих решений, обеспечивает конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, адаптацию к условиям внешней среды и используется как инструмент управления деятельностью предприятия с целью реализации стратегии и достижения целей предприятия.
В общем виде можно определить два типа управления: первый акцентирует роль менеджмента по принятию решений, которые выполняются другими; второй -базируется на инициативе работников и деятельности команд в пределах организации. Ценность ОК состоит в том, что она для сотрудников предприятия является мотивирующим фактором. Так, согласно модели Э. Шейна, ОК формируется в результате общего преодоления сотрудниками организации трудностей процессов внешней адаптации и внутренней интеграции. Внешняя адаптация - это реакция организации на требования внешней среды. Трудности внешней адаптации - проблемы выживания организации на рынке, нахождение своей рыночной ниши, формирование отношений с деловыми партнерами, потребителями, конкурентами и т. д. В процессе внешней адаптации определяется миссия и стратегия организации, устанавливаются цели, способы достижения целей и исправление ошибок, определяются критерии оценки результатов деятельности персонала. Внутренняя интеграция - это становление коллектива, формирование единой команды из отдельных индивидов. Внутренняя интеграция происходит в процессе общего решения членами организации заданий, достижения общих целей, разрешения основных внутренних проблем [19]. Целями управления ОК является создание такого рабочего климата, который в большей мере подходит для реализации стратегии предприятия, обеспечение информирования работников о том, чего от них ждет руководство, а также обеспечение дальнейшего развития предприятия.
ОК любого предприятия проявляется в таких моментах [11]:
■ базовых философских, социальных и моральных ценностях;
■ в основных целях труда;
■ в особенностях деловых взаимодействий «по вертикали» (руководитель - подчиненный) и «по горизонтали» (руководитель - руководитель, подчиненный - подчиненный);
■ в принятых правилах ведения бизнеса;
■ в принятых правилах поведения сотрудников;
■ в наличии у организации определенной социально-психологической атмосферы; количества и направленности трудовых конфликтов;
■ в неудовлетворенности / удовлетворенности работников своим трудом;
■ в наличии перспективы роста для каждого работника и системы поощрений;
■ в уровне стабильности - текучки персонала организации;
■ в устойчивых традициях (формах) стимулирования и поощрения;
■ в гендерном профиле организации.
На ОК предприятия влияют как внешние, так и внутренние факторы. Но одним из самых важных факторов (для предприятий сферы услуг) является система поощрений и наказаний, которая принята на предприятии.
В 1988 г. Дж. Джонсон предложил концепцию факторов и элементов как основу типологической классификации ОК [37]. По его мнению, основаниями, согласно которым можно классифицировать ОК, являются следующие: парадигма: что представляет организация, чем она занимается, ее миссия, ценности; система контроля: механизм выявления реального положения дел в организации и качества осуществления процессов; организационная структура: подотчетность, иерархия и общие методы бизнеса; система руководства: кто принимает решения, как далеко распространяется власть и на чем она основывается; символы: наименование организации, зарегистрированный товарный знак, логотип и др.; ритуалы и практики: совещания руководства, уведомления правления и др.; легенды и мифы о людях, событиях, несущих информацию о тех культурных и моральных ценностях, на которых основывается эта организация.
Как утверждают С. Боуман и Д. Фолкнер, культура формируется под влиянием трех факторов: организационных процессов, познавательных (когнитивных) процессов организационного поведения [29].
Таким образом, для успешного функционирования предприятия и обеспечения его конкурентоспособности необходима разработка и внедрение действующих механизмов управления организационной культурой. Всем предприятиям сферы услуг (без исключения) необходимо формировать и поддерживать в себе ярко выраженные ОК, которые больше всего соответствуют целям предприятия, но, безусловно, ОК предприятий является дифференцированной, зависит от многих факторов и связана с организационным поведением. Под организационным поведением понимают поведение индивида в организации, групповое поведение, межгрупповые и межличностные отношения, отношения группы и индивида.
К основным факторам, которые влияют на формирование и особенности ОК предприятия, относятся:
■ вид деятельности;
■ организационно-правовая форма;
■ стадия жизненного цикла предприятия;
■ гибкость и управляемость персонала;
■ условия функционирования предприятия;
■ организационная структура предприятия;
■ ситуационные факторы в организации;
■ цели и задачи предприятия и т. д.
ОК должна базироваться, прежде всего, на собственных интересах и потребностях организации, может определять изменения направления вектора развития организации. Важное значение формирование ОК приобретает для предприятий сферы услуг. При формировании организационной культуры предприятий сферы услуг необходимо, прежде всего, учитывать клиентоориентирование услуг. Особенностью деятельности этих предприятий является то, что для предприятий сферы услуг управление челове-
ческими ресурсами на основе формирования и развития высокоэффективной ОК является основой всей деятельности. Большинство предприятий сферы услуг используют ОК как механизм, который позволяет наиболее эффективно использовать сотрудников для достижения целей организации и целей персонала, как фактор обеспечения отдачи общему делу. В современных условиях предприятия сферы услуг объективно вынуждены увеличивать (с точки зрения вложения финансовых, временных, человеческих ресурсов) свою систему управления развитием ОК.
Выводы. ОК, будучи результатом деятельности, может выражаться, в частности, в качестве оказанных услуг и тем самым влиять на клиента или потребителя. Для того чтобы эффективно управлять ОК предприятия в сфере услуг, руководству предприятия необходимо владеть целым набором специфических методов и инструментов, которые обеспечат развитие предприятия и особенности его деятельности.
ОК включает отношения с клиентами-потребителями услуг, с руководящими структурами разных форм и уровней власти, а также с предприятиями и организациями разных форм собственности. Реализация функций ОК на предприятиях сферы услуг базируется на формировании и развитии у персонала таких качеств, которые будут гарантировать повторное обращение клиента в организацию и рекомендации другим людям.
Таким образом, ОК необходимо рассматривать как мощный стратегический инструмент, который позволяет ориентировать все подразделения и работников на достижение поставленных долгосрочных целей и обеспечивает адаптацию предприятия к условиям внешней среды.
Дальнейший научный поиск автора будет посвящен вопросам влияния ОК предприятия на его стратегическое развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. - М. : Прогресс, 1985. - 183 с.
2. Аксеновская Л. Н. Ордерная модель организационной культуры : монография / Л. Н. Аксеновская. - М. : Акад. проект, 2007. - 298 с.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - СПб. : Питер, 2008. - 832 с.
4. Браун Е. Методолопчш засади дошдження корпоративно! культури у со^ально-фтософському знанш / Е. Браун // Гуманггарний часопис. - 2011. - № 1. - С. 37-44.
5. Вейлл П. Б. Культура предпринимательства и культура организации. Ч. 1 / П. Б. Вейлл. - М. : Экономика и жизнь, 1994. -95 с.
6. Грошев И. В. Организационная культура / И. В. Грошев, А. А. Краснослободцев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 535 с.
7. Захарчин Г. М. Мехашзм формування оргашзацшноТ' культури машинобудiвного тдприемства : монографiя / Г. М. Захарчин. - Львiв : Вид-во НУ «Г^вська полггехшка», 2009. -276 с.
8. Кальнщька М. О. Вплив оргашзацшноТ' культури на шновацшний потен^ал тдприемства / М. О. Кальнщька // Вн сник ДНУ. Серiя «Менеджмент шновацш». - 2015. - Т. 23, вип. 5. -С. 60-70.
9. Карамушка Л. М. Психолопя оргашзацшноТ культури / Л. М. Карамушка, I. I. Сняданко. - Кшв-ribBiB : Край, 2010. - 212 с.
10. Кириченко В. В. Особенности восприятия организационной культуры персоналом промышленного предприятия /
B. В. Кириченко, А. П. Крупский // Вкник Хар^вського нацю-нального ушверситету. Серiя «Психолопя». - 2004. - № 617. -
C. 55-60.
11. Крупський О. П. Гендерний аспект оргашзацшноТ' культури тдприемств в епоху глобалiзацiТ' / О. П. Крупський // Вкник ДНУ. Серiя «Свггове господарство i мiжнароднi економiч-ш вщносини». - 2012. - Т. 20, вип. 10 (2). - С. 99-107.
12. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2000. - 704 с.
13. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; [пер. с англ.]. - М. : Дело, 2001. - 702 с.
14. Мольтке Г. Военные поучения фельдмаршала графа Мольтке / Г. Мольтке ; [пер. с нем.]. - СПб. : Военная Типография Императрицы Екатерины Великой, 1913. - 368 с. + 8 карт.
15. Мочерний С. В. Основи пщприемницькоТ' дiяльностi : поабник / С. В. Мочерний, О. А. Устенко, С. I. Чеботар. - КиТ'в : Академiя, 2001. - 280 с.
16. Оучи У. Методы организации производства. Японско-американские подходы / У. Оучи ; [пер. с англ.]. - М. : Прогресс, 1984. - 217 с.
17. Питерс Т. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний / Т. Питерс, Р. Уотерман ; [общ. ред. Л. И. Евен-ко]. - М. : Прогресс, 1998. - 297 с.
18. Роббинс С. П. Менеджмент / С. П. Роббинс, М. Коул-тер. - М. : Вильямс, 2002. - 880 с.
19. Родюнова О. Ю. Оргашзацшна пщтримка розвитку культури тдприемств АПК [Электронный ресурс] / О. Ю. Родн онова // Проблемы материальной культуры. Экономические науки. - Режим доступа : http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/ handle/123456789/54767/18-Rodionova.pdf?sequence=1
20. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании : учеб. пособие / Т. О. Соломанидина. - М. : Управление персоналом, 2003.- 456 с.
21. Спивак В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. -СПб. : Питер, 2001. - 352 с.
22. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О. Г. Тихомирова. - М. : Инфра-М, 2011. - 152 с.
23. Хает Г. Л. Корпоративна культура: аспекти управлшня / кол. авт.: Г. Л. Хает, А. Л. Еськов, Л. Г. Хает та ш. ; [пщ заг. ред. Г. Л. Хаета]. - Донецьк : Донбас, 2003. - 400 с.
24. Харчишина О. В. Формування оргашзацшноТ' культури в сис^ менеджменту тдприемств харчовоТ' промисло-вост : монографiя / О. В. Харчишина. - Житомир : Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2011. - 290 с.
25. Хофстеде Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами / Г. Хофстеде. - СПб. : Питер, 2002. -319 с.
26. Чайка Г. Л. Оргашза^я прац менеджера / Г. Чайка. -КиТ'в : Знання, 2007.- 420 с.
27. Элвессон М. Организационная культура / М. Элвес-сон. - Харьков : Гуманитарный центр, 2005. - 460 с.
28. Beyer J. М. How an organization's rites reveal its culture / J. М. Beyer, H. М. Trice // Organizational Dynamics. - 1987. -Vol. 15. - P. 5-24.
29. Bowman C. Competitive and corporate strategy / C. Bowman, D. Faulkner. - Irwin, 1997. - 320 p.
30. Charles W. L. Hill Strategic Management Theory: An Integrated Approach, Ninth Edition [Электронный ресурс] /
W. L. Charles ; Hill & Gareth R. Jones. - Режим доступа : http:// bookfi.net/dl/1415127/db987f
31. Drennan D. Transforming Corporate Culture: Getting Your Company from Where You are Now to Where You want To Be / D. Drennan. - London : McGraw-Hill, 1992. - P. 5-28.
32. Eldridge J. A Sociology of organizations / J. Eldridge, A. Crombie. - London : Allen & Unwin, 1974. - 403 р.
33. Gold K. Managing for Success: A Comparison of the Private and PublicT Sectors / K. Gold // Public Administration Review. - 1982. - November-December. - Р. 568-575.
34. Handy C. Understanding organizations / C. Handy. -Penguin UK, 1993. - 445 p.
35. Harris S. G. Organizational Culture and Individual Sensemaking: A Schema-Based Perspective / Stanley G. Harris // Organization Science: a journal of the Institute of Management Sciences. - 1994. - Vol. 5, No. 3. - Р. 309-321.
36. Jaques E. The Changing Culture of a Factory / E. Jaques. -New York : Dryden Press, 1952. - 251 р.
37. Johnson G. Rethinking incrementalism / G. Johnson // Strategic Management Journal. - 1988. - T. 9, No. 1. - P. 75-91.
38. Michon C. La dynamisation sociale / C. Michon, P. Stern. - Paris : Ed. d'organisation, 1985. - 115 р.
39. Morgan G. Images of Organization / G. Morgan. - Beverly Hills, CA : Sage, 1986. - 184 p.
40. Pacanowski M. Communications and organizational culture / M. Pacanowski, N. O'Donnel-Trujillo // The Western Journal of Speech Communication. - 1982. - No. 46. - P. 115-130.
41. Ravasi D. Responding to organizational identity threats: exploring the role of organizational culture / D. Ravasi, I. Schultz // Academy of Management Journal. - 2006. - Vol. 49, No. 3. -P. 433-458.
42. Sathe V. Culture and related corporate realiries / V. Sathe. - Richard D. Irvin, Inc., 1985. - 556 p.
43. Scholz C. Corporate culture and strategy - The problem of strategic fit / C. Scholz // Long Range Planning. - 1987. - Vol. 20, No. 4. - С. 78-87.
44. Schwartz H. Matching corporate culture and business strategy / H. Schwartz, S. Davis // Organizational dynamics. -1981. - Summer. - P. 30-48.
45. Shein E. Organizational Culture and Leadership: A Dynamic View [Электронный ресурс] / E. Shein. - San Francisco, CA : Jossey-Bass, 1992. - Режим доступа : http://www.tnellen.com/ ted/tc/schein.html
46. Williams A. Changing culture: New organizational approaches / A. Williams, P. Dobson, M. Walters. - London : Institute of Personnel Management, 1993. - 235 p.
REFERENCES
Akoff, R. Planirovaniye budushchego korporatsii [Planning the future of the corporation]. Moscow: Progress, 1985.
Aksenovskaya, L. N. Ordernaya model organizatsionnoy kul-tury [An order model of organizational culture]. Moscow: Akademi-cheskiy proekt, 2007.
Armstrong, M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursa-mi [Human Resource Management Practice]. St. Petersburg: Piter, 2008.
Braun, E. "Metodolohichni zasady doslidzhennia korpo-ratyvnoi kultury u sotsialno-filosofskomu znanni" [Methodological bases of research of corporate culture in socio-philosophical knowledge]. Humanitarnyichasopys, no. 1 (2011): 37-44.
Beyer, J. M., and Trice, H. M. "How an organization's rites reveal its culture"Organizational Dynamics vol. 15 (1987): 5-24.
Bowman, C., and Faulkner, D. Competitive and corporate strategy: Irwin, 1997.
Chaika, H. L. Orhanizatsiia pratsimenedzhera [The organization works manager]. Kyiv: Znannia, 2007.
Charles, W. L. "Hill Strategic Management Theory: An Integrated Approach". http://bookfi.net/dl/1415127/db987f
Drennan, D. Transforming Corporate Culture: Getting Your Company from Where You are Now to Where You want To BeLondon: McGraw-Hill, 1992.
Elvesson, M. Organizatsionnaya kultura [Organizational culture]. Kharkiv: Gumanitarnyy tsentr, 2005.
Eldridge, J., and Crombie, A. A Sociology of organizationsLon-don: Allen & Unwin, 1974.
Groshev, I. V., and Krasnoslobodtsev, A. A. Organizatsionnaya kultura [Organizational culture]. Moscow: YuNITI-DANA, 2013.
Gold, K. "Managing for Success: A Comparison of the Private and Publict Sectors"Public Administration Review, no. November-December (1982): 568-575.
Handy, C. Understanding organizations: Penguin UK, 1993.
Harris, S. G. "Organizational Culture and Individual Sen-semaking: A Schema-Based Perspective"Organization Science: a journal of the Institute of Management Sciences vol. 5, no. 3 (1994): 309-321.
Jaques, E. The Changing Culture of a FactoryNew York: Dryden Press, 1952.
Johnson, G. "Rethinking incrementalism"Strategic Management Journal vol. 9, no. 1 (1988): 75-91.
Khaiet, H. L. et al. Korporatyvna kultura: aspekty upravlinnia [Corporate culture: aspects of management]. Donetsk: Donbas, 2003.
Kharchyshyna, O. V. Formuvannia orhanizatsiinoi kultury v systemi menedzhmentu pidpryiemstv kharchovoi promyslovosti [Formation of organizational culture in the system of management of the food industry]. Zhytomyr: Vyd-vo ZhDU im. I. Franka, 2011.
Khofstede, G. Organizatsionnaya kultura. Upravleniye che-lovecheskimi resursami [Organizational Culture. Human Resource Management]. St. Petersburg: Piter, 2002.
Kirichenko, V. V., and Krupskiy, A. P. "Osobennosti vospriyat-iya organizatsionnoy kultury personalom promyshlennogo pred-priyatiya" [Features of perception of organizational culture of industrial enterprise personnel]. Visnyk Kharkivskoho natsionalnoho universytetu, no. 617 (2004): 55-60.
Kalnitska, M. O. "Vplyv orhanizatsiinoi kultury na innovatsi-inyi potentsial pidpryiemstva" [The impact of organizational culture on innovation potential of the company]. Visnyk DNU. Seriia «Menedzhment innovatsii» vol. 23, no. 5 (2015): 60-70.
Karamushka, L. M., and Sniadanko, I. I. Psykholohiia orhanizatsiinoi kultury [Psychology of organizational culture]. Kyiv; Lviv: Krai, 2010.
Krupskyi, O. P. "Hendernyi aspekt orhanizatsiinoi kultury pidpryiemstv v epokhu hlobalizatsii" [Gender aspect of organizational culture of enterprises in the era of globalization]. Visnyk DNU. Seriia «Svitove hospodarstvo i mizhnarodni ekonomichni vidnosyny» vol. 20, no. 10 (2) (2012): 99-107.
Meskon, M., Albert, M., and Khedouri, F. Osnovy menedzh-menta [Fundamentals of Management]. Moscow: Delo, 2000.
Meskon, M. Kh., Albert, M., and Khedouri, F. Osnovy mened-zhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow: Delo, 2001.
Moltke, G. Voyennyye poucheniya feldmarshala grafa Moltke [Military teachings of Field Marshal Count Moltke]. St. Petersburg: Voennaya Tipografiya Imperatritsy Ekateriny Velikoy, 1913.
Mochernyi, S. V., Ustenko, O. A., and Chebotar, S. I. Osnovy pidpryiemnytskoi diialnosti [Basics of entrepreneurship]. Kyiv: Aka-demiia, 2001.
Michon, C., and Stern, P. La dynamisation socialeParis: Ed. d'organisation, 1985.
Morgan, G. Images of Organization Beverly Hills, CA: Sage,
1986.
Ouchi, U. Metody organizatsii proizvodstva. Yaponsko-amer-ikanskiye podkhody [Methods of production. Japanese-American approaches]. Moscow: Progress, 1984.
Piters, T., and Uoterman, R. V poiskakh effektivnogo upravleni-ya: opyt luchshikh kompaniy [In search of effective management: the experience of the best companies]. Moscow: Progress, 1998.
Pacanowski, M., and O'Donnel-Trujillo, N. "Communications and organizational culture'The Western Journal of Speech Communication, no. 46 (1982): 115-130.
Robbins, S. P., and Koulter, M. Menedzhment [Management]. Moscow: Vilyams, 2002.
Rodionova, O. Yu. "Orhanizatsiina pidtrymka rozvytku kultury pidpryiemstv APK" [Organizational support cultural development agricultural enterprises]. http://dspace.nbuv.gov. ua/bitstream/handle/123456789/54767/18-Rodionova.pdf? sequence=1
Ravasi, D., and Schultz, ¡."Responding to organizational identity threats: exploring the role of organizational culture"Academy of Management Journal vol. 49, no. 3 (2006): 433-458.
Solomanidina, T. O. Organizatsionnaya kultura kompanii [The organizational culture of the company]. Moscow: Upravleniye personalom, 2003.
Spivak, V. A. Korporativnaya kultura [Corporate culture]. St. Petersburg: Piter, 2001.
Sathe, V. Culture and related corporate realiries: Richard D. Irvin, Inc., 1985.
Scholz, C. "Corporate culture and strategy - The problem of strategic fit"Long Range Planning vol. 20, no. 4 (1987): 78-87.
Schwartz, H., and Davis, S. "Matching corporate culture and business strategy"Organizational dynamics, no. Summer (1981): 30-48.
Shein, E. "Organizational Culture and Leadership: A Dynamic View". http://www.tnellen.com/ted/tc/schein.html
Tikhomirova, O. G. Organizatsionnaya kultura: formirovaniye, razvitiyeiotsenka [Organizational culture: formation, development and evaluation]. Moscow: Infra-M, 2011.
Veyll, P. B. Kultura predprinimatelstva i kultura organizatsii [Enterprise culture and culture of the organization]. Part 1. Moscow: Ekonomika i zhizn, 1994.
Williams, A., Dobson, P., and Walters, M. Changing culture: New organizational approachesLondon: Institute of Personnel Management, 1993.
Zakharchyn, H. M. Mekhanizm formuvannia orhanizatsiinoi kultury mashynobudivnohopidpryiemstva [The mechanism of organizational culture engineering company]. Lviv: Vyd-vo NU «Lvivska politekhnika», 2009.
npoöneMU eKOHOMiKM № 1, 2016
153