Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО СОВНАРКОМА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО СОВНАРКОМА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Малый Совнарком / правительство / советская власть / заседания / комиссары / протокол / Small Council of People's Commissars / government / Soviet power / meetings / commissars / protocol

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И.В. Упоров

Рассматривается процесс формирования Малого Совнаркома в первые месяцы после Октябрьской революции. Анализируются соответствующие решения советского правительства, архивные материалы, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что этот орган был создан по инициативе В.И. Ленина в короткий срок, что позволило снизить огромную нагрузку на «большой» СНК, который после утверждения на Съезде Советов 25 октября 1917 г. начал свою работу практически «с нуля». Раскрываются полномочия, принципы и особенности функционирования Малого Совнаркома, его роль в системе государственного аппарата и развитии экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ACTIVITY OF THE SMALL SOVNARKOM IN THE FIRST YEARS AFTER THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917

The process of formation of the Small Council of People's Commissars in the first months after the October Revolution is considered. The relevant decisions of the Soviet government, archival materials, and scientific works on the stated topic are analyzed. It is noted that this body was created on the initiative of V.I. Lenin in a short time, which made it possible to reduce the enormous load on the “big” Council of People’s Commissars, which, after approval at the Congress of Soviets on October 25, 1917, began its work practically “from scratch.” The powers, principles and features of the functioning of the Small Council of People's Commissars, its role in the system of the state apparatus are revealed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО СОВНАРКОМА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО СОВНАРКОМА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-3-96-100

Аннотация. Рассматривается процесс формирования Малого Совнаркома в первые месяцы после Октябрьской революции. Анализируются соответствующие решения советского правительства, архивные материалы, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что этот орган был создан по инициативе В.И. Ленина в короткий срок, что позволило снизить огромную нагрузку на «большой» СНК, который после утверждения на Съезде Советов 25 октября 1917 г. начал свою работу практически «с нуля». Раскрываются полномочия, принципы и особенности функционирования Малого Совнаркома, его роль в системе государственного аппарата и развитии экономики.

Ключевые слова: Малый Совнарком, правительство, советская власть, заседания, комиссары, протокол.

На знаменитом заседании Съезда рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 октября 1917 г. было сформировано первое советское правительство, взявшее на себя ответственность за управление такой громадной страны, как Россия, находившейся, по сути, в чрезвычайном положении (отречение императора, военное положение, революционная ситуация). Председатель СНК В.И. Ленин, как известно, жестко критиковал как последнее имперское правительство, так и Временное правительство, отвергая не только направленность их действий, но и методы работы. Поэтому организация деятельности СНК осуществлялась практически «с нуля», с учетом еще и того обстоятельства, что не было приемо-сдачи дел от Временного правительства новому советскому правительству, а в составе СНК практически никто не имел опыта деятельности на уровне министерского поста. И уже с первых дней СНК стал загружаться множеством больших и небольших повседневных вопросов, в которые нужно было вникать и принимать соответствующие решения согласно уже большевистской политико-идеологической доктрине

О том, сколько и какие вопросы рассматривались в первые дни работы СНК, неизвестно ввиду того, что протоколы не сохранились - официально первый прото-

кол датируется 3 ноября 1917 г. в 17 часов вечера, написан рукой секретаря СНК Н.П. Горбунова на двух сторонах одного листа [9, л. 11]. На заседаниях СНК, а они проводились едва ли не через день, рассматривалось обычно десять и больше вопросов - например, на заседании 16 ноября СНК рассмотрел 23 вопроса, через день - 12, 19 ноября - 27 вопросов, 9 января 1918 г. - 34 вопроса, а 23 января 1918 г. января на рассмотрение СНК был внесен и вовсе 51 вопрос. В любом случае нагрузка на СНК была неимоверно огромная. Так, 19 ноября 1917 г. на заседании СНК обсуждались такие вопросы, как: запрос Орехово-Зуева о субсидировании Советов; Запрос Моссовета о праве Советов секвестрировать фабрики и заводы в случае явного саботажа предпринимателей; доклад Сталина о торговле с Финляндией; заявление комиссара по делам беженцев о безработице среди печатников и типографских рабочих; вопрос о революционных суда; о национализации уголовной промышленности и др. [8, с. 27]/

И довольно скоро стало ясно, что с потоком всех вопросов СНК просто не справляется. Тогда В.И. Лениным был поставлен вопрос о том, чтобы СНК как высший исполнительный орган советской власти брал в разработку наиболее важные дела, в частности, он считал необходимым

«вдесятеро подтянуть СНК и СТО в смысле том, чтобы наркомы не смели тащить в них мелочь, а решали ее сами я сами за нее отвечали» [5, с. 3671]. При этом В.И. Ленин исключительно большое значение придавал предварительному обсуждению любого вопроса в заинтересованных ведомствах и учреждениях - с тем, чтобы на заседаниях СНК останавливаться только на принципиальных делах (причем повестка заседания СНК по настоянию Ленина закрывалась за полчаса до его начала, и по поводу этого потребовал подписку от народных комиссаров [6, с. 384]). Для этого при СНК создавались различные рабочие комиссии - по отдельным направлениям и вопросам повестки заседания СНК.

Но и этого оказалась недостаточно -ведь даже после предварительного комиссионного обсуждения вопрос все равно выносился на обсуждение СНК. Такое положение ввиду его актуальности стало предметом дискуссии на заседании самого СНК, где с подачи Ленина сформировалась позиция о том, чтобы по вопросам сравнительно небольшого масштаба и не вызывающим разногласий заинтересованные ведомства и должностные лица взаимодействовали через управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича и секретаря СНК Н.П. Горбунова, и когда будет достигнуто соглашение и сформулировано решение, то по такие вопросы на заседании СНК не обсуждать, а сразу утверждать [3, с. 14].

Достаточно определенно это позвучало на заседании СНК 15 декабря 1917 г., где в повестке значился доклад В.Д. Бонч-Бруевича об издании официальной газеты с объявлениями в типографии «Русская воля». Было решено «предоставить решать соответствующим ведомствам». При этом в протоколе отмечено, что «Тов. А.В. Луначарский предлагает подобные вермишельные вопросы на заседания Совета Народных Комиссаров не вносить и решать их в соответствующих ведомствах ... Предложение Луначарского принято» [8, с. 101]. Вероятно, с подачи Луначарского Малый Совнарком в обиходе

называли также «вермишельной комиссией».

В результате было решено создать вот такую «вермишельную» рабочую комиссию общей компетенции, то есть, комиссию по рассмотрению не отдельных вопросов и не временную, а по самому широкому кругу и постоянную, которая бы брала на себя решение относительно менее значимых вопросов, не занимая временные ресурсы СНК. С самого начала эта рабочая комиссия стала именоваться «Малым Советом» (именно так чаще всего значилось в протоколах СНК), «Малым Совнаркомом», «Малым СНК» (соответственно СНК считался «большим» Совнаркомом). Выше не случайно был приведен пример с повесткой заседания СНК 19 ноября

1917 г. - именно тогда впервые официально Малый Совнарком, собственно, и стал функционировать. По указанному в повестке заседания вопросу о торговле с Финляндией СНК сформулировал следующую резолюцию: «Поручить выяснить вопрос ... тов. Пятакову и по выяснению предложить на разрешение Малому Совету Народных Комиссаров» [8, с. 28].

На заседании СНК 23 декабря 1917 г. определился и состав малого Совнаркома - было решено включить туда трех комиссаров: военного комиссара, комиссара труда и комиссара продовольствия [8, с. 153]. И уже на следующий день, на очередном заседании СНК было, в частности, решено передать на рассмотрение Малого Совнаркома вопрос о финансировании Сенатской типографии по ее ходатайству (в дальнейшем вопрос об ассигнованиях типографии Малым Совнаркомом 12 января

1918 г. был передан для решения по существу в Технический совет государственных типографий [8, с. 455]).

23 января 1918 г. на заседании СНК Малый Совнарком был официально переименован в Комиссию при СНК, но прежнее название «Малый Совнарком» по-прежнему сохранялось. В тот же день, как отмечалось выше, на заседание СНК был включен 51 вопрос, и такая насыщенность объяснялась прежде всего чрезвычайной сложностью военно-политической ситуацией в стране. Из этих вопросов было ре-

шено передать на рассмотрение Малого Совнаркома следующие: военная помощь и помощь деньгами г. Баку, о перечислении кредитов по Комиссариату народного просвещения, об ассигновании 10 млн рублей Отделу внешкольного образования Комиссариата народного просвещения, об утверждении постановлений по Финансовому отделу Комиссариата внутренних дел, об изменении губернских, уездных и прочих границ, о соединении правительственной газеты с «Известиями», телеграмма Бонч-Бруевича о возмещении расходов жены Скалопа, об ассигновании 280.000 тысяч рублей на приобретение укупуровочных материалов для заделки почтовых отправлений исключительно в действующую армию - всего восемь вопросов [8, с. 255-257] (несмотря на формальное изменение названия, в протоколах СНК продолжалось использование термина «Малый Совет»).

Как отмечалось, первоначально в состав Малого Совнаркома входили военный комиссар Н.И. Подвойский, комиссар труда А.Г. Шляпников и комиссар продовольствия И.А. Теодорович. Позже военный комиссар по его просьбе был выеден из состава Малого Совнаркома и заменен комиссаром местного самоуправления Е.В. Трутовским, еще позднее комиссар продовольствия был заменен комиссаром финансов И.И. Скворцовым-Степановым, что было вполне логично, поскольку, как видно из повестки заседания СНК 23 января 1918 г., на усмотрение Малого Совнаркома передавалась значительная часть вопросов, связанных с государственными расходами.

Помимо постоянных членов, в заседаниях Малого Совнаркома как правило приглашались заинтересованные должностные лица и прежде всего из профильных комиссариатов, представители ведомств, учреждений, общественных организаций и т.д. Первое протоколированное заседание Малого Совнаркома состоялось 9 января 1918 г., где и были определен «способ работы Малого Совета». В частности, определялось: «Закрывать повестку дня за 48 часов до объявленного начала заседания, предоставляя, однако, право в

случае экстренности вносить вопросы во время самого заседания. Требовать при внесении вопросов подробной исчерпывающей докладной записки с предоставлением всего фактического материала, касающегося вносимого вопроса. Считать необходимым присутствие на заседании докладчика и представителей тех ведомств, которых касается обсуждаемый вопрос; в случае отсутствия докладчика и представителей заинтересованных ведомств, а также непредставления достаточно полной докладной записки и фактического материала, снимать вопрос с обсуждения, перенося его в конец следующего заседания. Заседать не реже трех раз в неделю, определяя день и час следующего заседания в конце каждого заседания» [цит.по: 4, с. 27].

Председателем Малого Совнаркома по должности являлся председатель СНК В.И. Ленин, секретарем Малого Совнаркома, также по должности, являлся секретарь СНК Н.П. Горбунов [Ирошни-ков, с. 105]. На первых порах протоколы Малого Совнаркома рассматривались и утверждались на заседаниях СНК, однако такая практика, очевидно, показалась излишней, и СНК делегировал В.И. Ленину как председателю СНК полномочие утверждать решения Малого Совнаркома. В.И. Ленин после изучения протоколов утверждал решения Малого Совнаркома, и они получали юридическую силу как правительственные акты. Однако это происходило в том случае, если голосование было единогласным, в противном случае соответствующий вопрос передавался на рассмотрение СНК. Как отмечается в литературе, Малый Совнарком также стал осуществлять предварительную подготовку правительственных постановлений, которые затем утверждались на заседаниях СНК [7, с. 211].

В.И. Ленин внимательно следил за деятельностью Малого Совнаркома, считая его «первым помощником». Как отмечает Д.П. Боголепов, В.И. Ленин постоянно «поддерживал дух порядка» в работе этого органа, и его члены знали, что над ними «все время тяготела рука Большого Совнаркома и в особенности его председателя

тов. Ленина» [1, с. 142]. Примечателен в этом отношении один из вопросов, внесенный по инициативе В.И. Ленина на заседание СНК 7 января 1918 г. с красноречивой формулировкой: «О Малом Совете, в связи с его бездеятельностью» [8, с. 190]. Такой подход, очевидно, можно считать и как самокритику - ведь В.И. Ленин являлся председателем Малого Совнаркома. СНК принял следующее решение по данному вопросу: «Предложить всем комиссариатам присылать в Малый Совет для деловой работы членов коллегий. Обязать народных комиссаров, входящих в состав Малого Совета, присутствовать на заседаниях Малого Совета или присылать своих заместителей из числа членов коллегий. Признать желательным участие в Малом Совете т. Ольминского от Комиссариата финансов» [8, с. 192]. Собственно, из этой формулировки видны и недостатки в работе Малого Совнаркома, на которые хотел обратить внимание В.И. Ленин.

Следует заметить, что Малый Совнарком во многих случаях основательно и не формально подходил к выполнению своих полномочий. Так, в мае 1918 г. в связи плачевным состоянием архивов, на рассмотрение Малого Совнаркома были внесены два проекта правительственного решения в контексте архивной реформы,

инициаторами которых стали: представители Союза российских архивных деятелей во главе с А.С. Лаппо-Данилевским, а также архивисты Е.Н. Квашнин-Самарин, А.И. Лебедев и др. В результате Малый Совнарком счел целесообразным соединить оба проекта в одном документе, и такой вариант был утвержден СНК [10, с. 7].

В целом в начальный период, когда СНК находился в Петрограде (до марта 1918 г.), Малый Совнарком сформировался как рабочий правительственный орган с достаточно широкими полномочиями, его деятельность позволила «большому» СНК во главе В.И. Лениным больше внимания акцентировать на важнейших проблемах молодой Советской Республики и, соответственно, более эффективно их решать. В дальнейшем деятельность Малого Совнаркома продолжала совершенствоваться, несколько менялись его структура, полномочия, порядок опротестования решений и т.д., что нашло отражение в Положении о комиссии при Совете народных комиссаров (Малом Совнаркоме), утвержденном СНК 1 июня 1920 г. После определенной стабилизации общественных отношений и с учетом уже сложившегося государственного аппарата необходимость в Малом Совнаркоме стала отпадать. В 1930 г. этот орган был упразднен.

Библиографический список

1. Боголепов Д.П. О работе в Малом Совнаркоме. Воспоминания // Вопросы истории КПСС. - 1967. - № 10. - С. 137-142.

2. Ирошников М. П. Создание советского центрального государственного аппарата. Совет народных комиссаров и народные комиссариаты. Октябрь 1917 г. - январь 1918 г. -М.: Наука, 1966. - 298 с.

3. Клопов Э.В. В.И. Ленин и организация деятельности Совета Народных Комиссаров (ноябрь 1917 - март 1918 гг.) // Вопросы истории КПСС. - 1963. - № 4. - С. 7-19.

4. Кореневская Е.И. Малый Совнарком РСФСР (1917-1922 гг.) // Советское государство и право. - 1970. - № 3. - С. 26-30.

5. Ленин В.И. ПСС. Т. 44.

6. Ленин В.И. ПСС. Т. 54.

7. Орлов В.С. В.И. Ленин и начало деятельности Малого Совнаркома // Вопросы истории. - 1974. - № 9. - С. 210-213.

8. Протоколы заседаний Совета Народных Комиссаров РСФСР, ноябрь 1917 - март 1918 гг. / Редкол. Ю.Н. Амиантов, В.М. Лавров, А.С. Покровский, Е.Ю. Тихонова. М.: РОССПЭН, 2006. - 519 с.

9. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 2. Оп. 1 Д. 4664.

10. Садыкова Р.Б. Декрет «о реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» от 1 июня 1918 г. и его место в истории отечественного архивного дела // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2013. - № С. 3-8.

ORGANIZATIONAL ACTIVITY OF THE SMALL SOVNARKOM IN THE FIRST YEARS AFTER THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. The process offormation of the Small Council of People's Commissars in the first months after the October Revolution is considered. The relevant decisions of the Soviet government, archival materials, and scientific works on the stated topic are analyzed. It is noted that this body was created on the initiative of V.I. Lenin in a short time, which made it possible to reduce the enormous load on the "big" Council of People's Commissars, which, after approval at the Congress of Soviets on October 25, 1917, began its work practically "from scratch." The powers, principles and features of the functioning of the Small Council of People's Commissars, its role in the system of the state apparatus are revealed.

Keywords: Small Council of People's Commissars, government, Soviet power, meetings, commissars, protocol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.