Научная статья на тему 'Организации потребительской кооперации как субъекты рынка продовольственных товаров'

Организации потребительской кооперации как субъекты рынка продовольственных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЗАТРАТЫ / CONSUMER'S COOPERATIVES / FOOD MARKET / EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов М. М.

Изменения структуры рынка продовольственных товаров, вызванные рыночными преобразованиями в Республике Таджикистан, ставят перед организациями потребительской кооперации задачу увеличения конкурентоспособности, так как частный сектор прочно обосновался в сфере торговли, и удерживает лидирующую позицию. В связи с этим в статьи рассматриваются вопросы конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации РТ и пути их эффективного использования на рынке продовольственных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizations of consumer's cooperatives as the subjects of the food market

The changing of the structure of food market, caused by the market reconstructions of Tajik economy requires from the organizations of consumer's cooperatives to extend their competitively. In connection whit this, this article discusses the problems of competition on food market of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Организации потребительской кооперации как субъекты рынка продовольственных товаров»

ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Шарипов М. М., к.э.н., доцент.

Место работы: Таджикский государственный университет коммерции.

Контакты автора: e-mail: mkhusainov@mail.ru

Аннотация. Изменения структуры рынка продовольственных товаров, вызванные рыночными преобразованиями в Республике Таджикистан, ставят перед организациями потребительской кооперации задачу увеличения конкурентоспособности, так как частный сектор прочно обосновался в сфере торговли, и удерживает лидирующую позицию. В связи с этим в статьи рассматриваются вопросы конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации РТ и пути их эффективного использования на рынке продовольственных товаров.

Ключевые слова: потребительская кооперация, продовольственный рынок, затраты.

THE ORGANIZATIONS OF CONSUMER’S COOPERATIVES AS THE SUBJECTS OF THE FOOD MARKET

Sharipov M. M., candidate of economic sciences.

Place of employment: Tajik state university of commerce. Contacts of the author: e-mail: mkhusainov@mail.ru

Annotation. The changing of the structure of food market, caused by the market reconstructions of Tajik economy requires from the organizations of consumer's cooperatives to extend their competitively. In connection whit this, this article discusses the problems of competition on food market of the Republic of Tajikistan.

Keywords: consumer’s cooperatives, food market, expenses.

Экономика имеет сложную структуру. При всей условности деления можно говорить о четырех ее секторах: государственном, коллективном, частнопредпринимательском и индивидуальном. Каждый из них представлен различными типами предприятий, формами собственности, механизмами управления, собственной правовой базой и выполняет свою особую социальную роль.

Опуская характеристику каждого в отдельности элемента экономики, отметим, что, во-первых, коллективный сектор имеет одну важную особенность: субъектом хозяйствования, предпринимателем и учредителем предприятий выступают отдельные коллективы; во-вторых, он объединяет предприятия, кооперативы, акционерные общества, товарищества, разного рода ассоциации, холдинги и т.д. В условиях приватизации государственной собственности коллективный сектор экономики имеет тенденцию к увеличению своей доли в экономической системе страны. Непременным элементом этого сектора выступает потребительская кооперация.

Вопрос о том, что такое потребительская кооперация, какие признаки входят в состав понятия о ней, важен не только для теории, но и для практики. Существенные стороны социально-экономического явления, называемого потребительской кооперацией, получили формальное определение в законодательстве. В частности, статья 1 Закона РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации» гласит: «Потребительская кооперация в Российской Федерации - это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов» [2].

Сходное определение отражено в статье 1 Закона Украины от 10 апреля 1992 г. «О потребительской кооперации» «Потребительская кооперация в Украине - это добровольное объединение граждан для совместного ведения хозяйственной деятельности в целях улучшения своего экономического и социального положения» [3], в статье 1 Закона Республики Таджикистан от 13 марта 1992 г. «О потребительской кооперации в Республике Таджикистан»: «Потребительская кооперация Таджикистана является массовой общественнохозяйственной организацией граждан Республики Таджикистан, объединяющая на добровольных началах в целях наиболее полного удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах» « 55 в статье 1 Закона Республики Казахстан от 11 декабря 1990 г.: «Потребительская кооперация Республики Казахстан является общественно-хозяйственной организацией, объединяющей на добровольных началах граждан Республики Казахстан (пайщиков) в потребительские общества и потребительские союзы для организации на селе торговли, развития предприятий общественного питания, проведения закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья в коллективных, крестьянских, арендных и личных подсобных хозяйствах, создания рабочих мест и производства на собственных предприятиях товаров народного потребления, оказания пайщикам и населению различных социально-бытовых услуг» »4].

Приведенные нормативные формулы указывают на два признака, характерные для потребительской кооперации. Прежде всего, сделан акцент на то, что кооперативы - объединения граждан, во-вторых, подчеркивается цель объединения. Обобщая встречающиеся в литературе понятия и нормативные дефиниции, в качестве рабочего варианта мы предлагаем следующее определение. Потребительская кооперация - добровольное объединение материального (трудового) участия в самостоятельном хозяйстве (потребительском обществе) с целью удовлетворения индивидуальных потребностей (интересов) в товарах и услугах.

Изложенное определение соответствует важному требованию: быть способным к использованию в качестве рабочей гипотезы в различных отраслевых науках, поскольку исследование кооперации является задачей целого ряда научных дисциплин. В каждой конкретной науке сложились свои специфические способы изучения и сама кооперация изображается по-разному. Но, тем не менее, исследователи обычно говорят, что они изучают потребительскую кооперацию как социально-экономическую систему, то есть рассматривают ее как «целое» с одной стороны, когда речь идет о ее внешних параметрах, связях и с другой,

- как некоторую «совокупность» элементов, связи между которыми образуют «структуру» кооперации.

Шарипов М. М.

ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Сопоставляя методологические подходы отдельных наук к исследованию потребительской кооперации, можно различать два понятия: потребительская кооперация как негосударственная хозяйственная система и потребительская кооперация как социальное движение на широкой демократической основе, способствующее достижению нового качества общества.

В первом случае в поле зрения исследователей находится негосударственная хозяйственная система (совокупность кооперативных организаций), созданная в определенном законном порядке на основе частной собственности, имеющая своей целью реализацию объединившимися на добровольных началах гражданами хозяйственного (предпринимательского), социально-бытового, экономического либо иного интереса и осуществляющая свою деятельность в соответствии с принципами самоуправляемости, экономической обособленности и сочетания интересов отдельной личности, коллектива и общества.

Как социальное явление потребительская кооперация - особый вид общественного движения, которое представляет собой совокупность политических и социально-экономических отношений, возникающих в процессе осуществления кооперативными организациями закрепленных за ними в нормативном порядке политических и социально-экономических прав и выполнения обязанностей перед личностью, государством и обществом.

В этом качестве кооперация проявляется в широком развитии демократии и самоуправления и имеет своей целью повышение благосостояния каждого человека, качественного преобразования общества.

Поскольку объектом данного исследования является предпринимательская деятельность потребительской кооперации, то мы опускаем анализ кооперации как вида социального движения и сосредотачиваем свое внимание на характеристике ее как хозяйственной системы, для которой присуща многоотраслевая деятельность.

В настоящее время в потребительской кооперации существуют два вида потребительских обществ: кооперативы как предприятие, и кооперативы как производственные объединения. Первый вид потребительских обществ свою хозяйственную деятельность осуществляет с помощью разнообразных структурных подразделений, которые не пользуются правами юридического лица. Для них характерно и то, что только кооператив, как единое целое, обладает правом выступать во внешних отношениях (заключать договоры, обращаться в суд и т.д.). Потребительские общества как производственные объединения для выполнения своих уставных задач создают разнообразные предприятия (торговые, промышленные, заготовительные и т.д.), наделяя их правами юридического лица. Имущество за ними закрепляется на праве полного хозяйственного ведения (ст. 7 Закона о потребительской кооперации).

Потребительские общества на добровольной основе вправе объединяться в союзы, которые можно рассматривать в качестве территориальных хозяйственных систем более высокого уровня, то есть корпоративно-хозяйственных комплексов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на определенной территории. Внутрисоюзные отношения исключают соподчиненность, гарантией чего выступает п. ] ст. ] Закона о потребительской кооперации, закрепляющий следующее положение: потребсоюз не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ

и не наделен по отношению к ним организационнораспорядительными и контрольными функциями. Потребительские союзы вправе создавать торговые, заготовительные, производственные, транспортные и другие предприятия, страховые общества, учебные и научные организации, быть учредителями в банке (п.1 ст. 7 Закона о потребительской кооперации).

Направления предпринимательской деятельности потребительской кооперации формируются под воздействием принадлежности к агропромышленному комплексу страны. Все ее отрасли деятельности служат, в конечном счете, выполнению основной экономической функции: мобилизации товарных ресурсов и доведения их до потребителя. Особенность потребительской кооперации в том, что она значительную часть продовольственных товарных ресурсов формирует за счет собственного производства и заготовок.

Роль потребительской кооперации в формировании фондов потребления продовольствия различна в различных регионах страны и предопределяется целым набором факторов: развитием фермерства в сельском хозяйстве, силой кооперативного движения, состоянием перерабатывающей кооперативной промышленности, уровнем индивидуальной предпринимательской деятельности, национальными традициями и т.д.

На продовольственном рынке в качестве субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности выступают три группы организаций потребительской кооперации:

- потребительские общества;

- потребительские союзы;

3) предприятия (объединения), созданные потребительскими обществами и союзами для выполнения своих уставных обязанностей.

Все организации потребительской кооперации как хозяйствующие на продовольственном рынке субъекты могут быть подразделены на две разновидности:

- организации, закупающие продовольственное сырье, которое используется при производстве других продовольственных товаров;

- организации, приобретающие продовольственные товары для перепродажи другим потребителям с выгодой для себя, то есть они выступают в качестве промежуточных продавцов (оптовых и розничных).

Организации потребительской кооперации; занимающиеся перемещением товаров из мест их производства в розничные торговые предприятия сельских регионов, выполняют ряд важных функций: сбор информации, необходимой для организации обмена; налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями продовольственных товаров; стимулирование сбыта продовольственных товаров среди жителей сельских регионов, то есть распространение сведений о потребительских свойствах товара среди населения; осуществление организационных мер по согласованию цен и прочих условий для будущего договора розничной купли-продажи; транспортировка и складирование товара; покрытие издержек; связанных с организацией товародвижения; принятие риска за товародвижение.

Анализ изложенных функций организации потребкооперации, хозяйствующей на продовольственном рынке, позволяет утверждать, что основная ее деятельность направлена на организацию товародвижения продовольствия к розничным торговым предприятиям или перерабатывающим предприятиям потребительской кооперации. Затраты на организацию этой деятельности весьма значительные и могут достигать

25% сумм товарооборота. Структура издержек товародвижения организациями потребительской кооперации в настоящее время не определяется, однако по косвенным данным основные статьи затрат складываются из расходов по транспортировке и хранению продовольственных товаров. Следует заметить, что сходные выводы сделаны и в работе Ф. Котлера «Основы маркетинга» [ 1, с. 419], в которой основные элементы затрат на товародвижение представлены следующим образом (рис. 1).

транспортировка товара — 46%

в процентах к общей сумме затрат на него

складирование — 26%

поддерживание товарном атер нал ьных запасов-10%

получение и отгрузка товаров — 6%

упаковка — 5%

административные расходы — 4%

обработка заказов — 3%

Рис. 1. Основные статьи затрат на организацию товародвижения

Торговая сеть потребительской кооперации характеризуется наличием мелких предприятий с ограниченными финансовыми ресурсами, им не под силу создавать и содержать подразделения по оптовой закупке товаров. Иными словами, у розничных предприятий есть все основания прибегать к услугам оптовых предприятий (база, контора, торговый дом и т.д.).

В последние годы росту оптовой торговли потребительской кооперации способствуют несколько тенденций в экономике: продовольственных товаров сосредотачивалось на предприятиях перерабатывающей промышленности, удаленных от сельских населенных пунктов (обычно подобные предприятия расположены в городах районного и областного подчинения); развитие внешнеэкономических связей; усиление инфляционных процессов, требующих дополнительных оборотных средств. Таким образом, экономическая ситуация обусловила появление в системе потребительской кооперации районных (межрайонных) оптовых продовольственных баз.

Преимущество деятельности этих организаций можно свести к следующему: оптовое предприятие располагает торговым персоналом, позволяющим охватить множество розничных предприятий торговли при сравнительно небольших издержках;

оптовое предприятие, закупая товары большими партиями, обеспечивает экономию транспортных издержек. Такие предприятия имеют необходимые складские помещения для хранения скоропортящихся продовольственных товаров, а также берут на себя коммерческий риск;

оптовое предприятие обладает информацией о продовольственных рынках, оказывает услуги по управлению и консультационные услуги.

Таким образом, рынок продовольственных товаров в потребительской кооперации формируется как за счет ресурсов собственного производства, так и закупленных в других районах. Если продукты местного производства возможно доставлять непосредственно в розничные торговые предприятия, то для товаров, поступающих из других районов, целесообразно прохождение складского звена (районного или межрайонного). Посредническую функцию в организации процесса товародвижения на отдельных продовольственных рынках выполняют территориальные хозяйственные системы потребительской кооперации, а также торговые объединения, базы, торговые дома, фирмы и т.д.

Список литературы:

1. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, построение. - СПб.: Питер, 1999. - 896 с.

2. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон РФ от 19 июня 1992 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - №30. - ст. 1788.

3. О потребительской кооперации: Закон Украины от 10 апреля 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Украины. -1992.-№30. ст. 414.

4. О потребительской кооперации в Казахской ССР: Закон Казахской ССР от 11 декабря 1990 г. - Отдельное издание. - Алма-Ата, 1991.

5. О потребительской кооперации в Республике Таджикистан: Закон Республики Таджикистан от 18 марта 1992 г. - Отдельное издание. - Душанбе, 1993.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье Шарипова М.М. рассматриваются методологические подходы отдельных наук к исследованию потребительской кооперации, что позволяет выявить не только их сильные и слабые позиции, но и установить закономерности, являющиеся объективной основой функционирования самих организаций потребительской кооперации.

Вместе с тем, система потребительской кооперации отличается своими особенностями и выдвигает задачи, решение которых на уровне территориальных образований представляется важным для улучшения качества и уровня жизни населения. Следовательно, в статьи рассматриваются задачи развития деятельности потребительской кооперации в тесной взаимосвязи с социально-экономическими задачами государства.

Также уделено внимание предпринимательской деятельности потребительской кооперации и характеристике ее как хозяйственной системы, для которой присуща многоотраслевая деятельность.

Анализ функций организации потребкооперации, хозяйствующей на продовольственном рынке, позволяет утверждать, что основная ее деятельность направлена на организацию товародвижения продовольствия к розничным торговым предприятиям или перерабатывающим предприятиям потребительской кооперации.

Данная статья имеет определенную практическую значимость, является актуальной и может быть опубликована в журналах рекомендованных ВАК Российской Федерации.

д.э.н.

Хусаинов М.К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.