УДК 75.03 ГРНТИ 18.31.31
ОРГАНИКА СИНТЕЗА
(синтез художественных стилей в живописи Олега Куликова)
О.Г. Петрова
Петровская академия наук и искусств Россия, г. Санкт-Петербург
Статья посвящена анализу художественного творчества опытнейшего мастера живописи и одновременно известного художника-модельера Олега Куликова. Рассматриваются основные направления его творчества. Особое внимание уделяется работам, созданным в любимой технике художника -пастели.
Ключевые слова: пейзаж, натюрморт, композиция, пастель, импрессионизм, экспрессионизм.
ORGANICS OF SYNTHESIS
(Synthesis of artistic styles in the painting of Oleg Kulikov) O.G. Petrova
Petrovsky Academy of Sciences and Arts Russia, St. Petersburg
The article is devoted to the analysis of the artistic creativity of the most experienced master of painting and at the same time - the famous fashion designer Oleg Kulikov. The author considers the main directions of his work. She pays special attention to the works created in the artist's favorite technique — pastels.
Keywords: a landscape painting, a still life, a composition, pastel, impressionism, expressionism.
Художник Олег Куликов — член Санкт-Петербургского Союза художников, действительный член Петровской академии наук и
искусств, почётный член Международной академии современных искусств — человек с большой и насыщенной событиями биографией. Средняя школа, служба в армии, работа грузчиком в Ленинградском Доме моделей и формирование творческих ориентиров, обучение в Московском текстильном институте им. А.Н. Косыгина и получение специальности художника-модельера. Работа в Ленинградском Доме моделей, преподавание в художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно© Петрова О.Г., 2024_
промышленная академия им. А.Л. Штиглица) на кафедре моделирования костюма. В 1978-1979 гг. — главный художник Центральной лаборатории Ленинградского кожга-лантерейного объединения им. Августа Бебеля. В 1983 г. назначен председателем художественного совета Ленинградской лавки художников. В 1988 г. избран председателем кооператива «Искусство» ЛОСХ РСФСР, курировал серьёзные проекты государственного уровня. Помимо всех этих важных дел активно занимался живописью и графикой, участвовал в самых разных художественных выставках. Несомненно, что искусство такого опытного мастера заслуживает особого внимания. В данной статье мы рассмотрим основные направления его художественного самовыражения.
Наброски (почеркушки)
Уже одного взгляда достаточно, чтобы отметить точность и твёрдость линии, остроту передачи впечатлений. Любой художник делает
почеркушки. По ним можно выявить основу его живописного почерка. У Олега Куликова он лёгкий, резкий, с явно ощутимой твёрдой рукой. Контуры не требуют доработки и пояснений. По беглой фиксации очертаний можно легко представить будущую картину и то, какие объекты станут в ней приоритетными.
«Цветы», 2019. Бумага, маркер, 61 х 86 см
Берег реки с пришвартованными лодками, дачный домик с очертаниями садика вокруг, поле и расположенные вдали мостки, дорога с электролиниями над ней и контуры лесного массива, холм с проложенной по нему тропой и деревенька с ветхими домиками вдали, поле и лесной массив... Все эти наброски можно с лёгкостью представить в виде живописных пейзажных композиций.
Художник часто использует маркер или фломастер для более чёткого изображения ключевых образов. Маркером же порой создаются и больших размеров композиции, имеющие самостоятельную художественную ценность. Например, работа «Цветы», где мы отчётливо видим и стебли высохшей травы, и пробивающиеся сквозь её гущу цветы лилейника. Или композиция «Уголок сада». Здесь среди буйных зарослей диких растений, под нависшими над ними тяжёлыми ветвями деревьев просматривается уютно встроенное место для отдыха: лёгкий столик с плетёным креслом и солнцезащитным зонтиком. Всё это воссоздано беглыми, быстрыми штрихами. Работы чёрно-белые, но в воображении возникает светотеневая подоплёка.
Моделирование одежды
Главным направлением деятельности Олега Куликова долгие годы было моделирование костюмов. Интерес представляют эскизы
одежды, имеющие несомненную художественную ценность. Они производят очень живое впечатление, и в каждом случае очевидна сущностная основа. Сочетание общего и частного, разнообразные детали, нестандартное, смелое сочетание цветов и тканей. Условны силуэты носителей моделей. Эскизы моделей выполнены такими же быстрыми, энергичными линиями, что и наброски, как правило, представлены в движении или состоянии динамического покоя. Есть экзотические костюмы с причудливыми сочетаниями расцветки тканей, возможные в спектаклях или театрализованных представлениях, но есть и те, которые предназначены для обыденного использования. Сущность замысла от этого не меняется. Всё неизменно экстравагантно и ярко.
Например, весьма привлекательный эскиз мужского пальто цвета тёмной морской волны с чётко очерченными деталями: большой воротник и крупные линии карманов. Он представлен в тандеме с расклешёнными брюками из ткани в линейно прочерченную чёрную клетку на сером фоне. Сочетание кажется необычным и весьма привлекательным. Однотонное поле костюмов часто дополняется вкраплениями в виде многоцветных аппликаций, что и придаёт нарядам статус произведения искусства.
Экзотичны, но вполне приемлемы и эскизы дамских нарядов, в которых используются элементы как народных костюмов, так и тенденции моды разных временных периодов. Есть и серии платьев для танцевальных представлений. Беглый стремительный почерк воплощения замыслов моделей неизменен, и именно это придаёт эскизам живость и достоверность. Несмотря на меняющуюся моду, модели не устарели. Особенно привлекательна модель дамского вечернего платья из сплошь покрытой цветами ткани с рукавами в виде крыльев бабочки. От такого наряда не откажется ни одна дама! Кстати, Олег Куликов и рисунки ткани иногда придумывал сам!
Моделирование одежды — это профессиональная деятельность Олега Куликова, который был не просто художником-модельером, конструктором одежды, но и возглавлял различные объединения, связанные с созданием одежды и костюмов, и даже сам разрабатывал проекты и художественное оформление известных журналов мод. Причём делалось это вручную, поскольку компьютеров в широком использовании ещё не было.
Эскизы моделей
Но если у художника есть истинное призвание творца, он не может ограничить себя узкими профессиональными рамками и продолжает искать самовыражение через разные жанры изобразительного искусства.
Живопись
Олегом Куликовым создана целая серия пейзажей и натюрмортов, выполненных преимущественно пастелью. В них также проявляются специфические черты его художественного почерка, а именно энергетичность и динамичность. В пейзажах художнику важна не столько конкретика изображаемой среды, сколько её преображение под воздействием освещения и природных явлений. Здесь очевидным образом соединяются импрессионистское и экспрессионистское начала. Впечатление является основой, а личностное выражение отношения к сущности воспроизводимого органично дополняет его.
Ключевые образы в пейзажах Олега Куликова — это водная стихия, небесный свод и времена года: осень, зима. Ключевые световые интересы: яркое солнце и сумерки, то есть те моменты, которые особенно влияют на восприятие объекта изображения, видоизменяют его.
Вот, например, ночной вид реки, которая здесь центр композиции. Её изображение постепенно сужается от написанного во всю ширину картины в нижней части до узенькой линии у противоположного края. В реке отражается небесный свод с разноцветно окрашенными облаками — оттенки лимонного, оранжевого, салатного, болотного — и огромной бледно-жёлтой луной. На водной глади рябь золотистых и серебристых бликов, воссоздающих эффект движения водного массива. По обоим берегам — обрамление в виде тёмной гущи леса. Цвет неба и реки един. Это нюансы ляпис-лазури. Небо немного темнее, но эффект слияния стихий в единое мистически прекрасное целое налицо. Динамичность композиции усиливается остовами движущихся лодок на переднем плане. Итак, налицо и сильное впечатление от магической красоты ночного вида, и отражение необычности, незаурядности этого впечатления.
А вот произведение под названием «Розовые облака. Голубая вода». Здесь водно-небесная композиция почти пополам разделена чёрной полоской далёкой прибрежной линии с золотистым нимбом солнечного
рефлекса над ней. Окраска неба передана с помощью цвета голубоватой морской волны. Облака находятся в движении, парят и играют отблесками цветов: от нежно-розового до почти алого. Солнце здесь рассветное, холодноватое, огромное, как светящийся белым неоновым светом шар. Голубая вода покрыта гребешками (вновь динамичность!) и усеяна разноцветными бликами, от белых к розовым и синим. Эффектно передана и блистающая полоса солнечного света, сужающаяся к низу композиции. Волшебство впечатления усиливается с помощью лёгкой утрировки его отражения на бумаге!
Ещё более фантастична картина «Лунная ночь». И действительно, здесь мы видим царство Луны с её мистическим холодным светом. В иссиня-чёрном небе парят в причудливом танце ярко освещённые лунным светом облака. Исходящие от огромной луны блики покрывают взволнованную чёрно-синюю водную стихию. Кроны и очертания стволов деревьев подёрнуты золотисто-серебряным свечением... Во всём этом ночном феерическом пространстве можно увидеть и блики других цветов: зелёного, красного, розового, сиреневого, жёлтого, — но они весьма лаконичны и тонут в общей лунно-ночной цветовой гамме.
На картине «Домой» водная и небесная глади вновь соединяются. Линия горизонта отмечена неяркой синеватой полоской. Небо озарено ярко-красными сиянием, отсветы которого теребят водное пространство. Облака раскрашены розово-сиреневыми и жёлтыми бликами. А по воде по диагонали картины быстро скользят лодки, направляющиеся в эту красно-жёлтую бездну, за которой можно разглядеть далёкий берег. Там дом!
Есть и другие картины с лодками, образ которых олицетворяет у Олега Куликова движение к чему-то заветному и желанному. По бурлящей быстрой реке, покрытой сиреневыми бликами, в сияющую оранжево-жёлтую даль, к заходящему солнцу, мчатся целых четыре ладьи. Сиреневые тона окрасили и лесной массив по берегам. Вновь импрессия дополнена экспрессией.
И одна из последних работ — «Жёлтое небо над Свирью». Пространство картины утопает в лучах заходящего солнца. Лишь тонкая тёмно-синяя линия горизонта разделяет небесную и водную гладь. В центре мы видим солнечный диск, который кажется целостным, хотя в реальности это два полукруга: заходящее
«Розовые облака. Голубая вода». 2015 г. Цветная бумага, сух. пастель. 52,2 х 65,5 см
«Домой». 2015 г. Цветная бумага, сух. пастель. 52,2 х 65,5 см
«Ещё не вечер». 2017 г. Бумага, сух. пастель. 54,1 х 74,2 см
«Лунная ночь». 2018 г. Картон, сух. пастель. 66,6 х 88,5 см
Жёлтое небо над Свирью. 2023 г. Пастель
«Зимний лес». 2021 г. Бумага, сух. пастель, белила. 39,2 х 53,7 см
«Натюрморт с зелёной вазой». 2022 г. Бумага, сух. пастель. 44,7х 69 см
«Осенний натюрморт». 2020 г. Бумага, масл. пастель. 61 х 86 см
за горизонт солнце и его отражение на воде. Едина и цветовая гамма. Солнечное золотое свечение дополнено разноцветными отблесками. На небе они выражены более интенсивно, чем на воде. Впечатление от увиденного, от создавшегося светоцветового слияния стихий, доминирует, но очевидно и восхищение автора возникшим перед ним видом природы и его стремление отразить этот восторг. Красота получилась необыкновенная!
Часто встречаются в творчестве Олега Куликова и осенние мотивы. Осень — самое красочное время года и не может не привлекать такого чуткого колориста. «Начало октября», «Уголок парка в Пушкине», «Ещё не вечер» — вот названия некоторых работ на тему поры «очей очарованья». Естественно, что в данном цикле доминирующими будут оттенки золотисто-жёлтого, но в целом палитра разнообразная и насыщенная. Осеннее серо-голубое холодное небо, пожухлая жёлто-рыже-коричневая трава, кусты и кроны деревьев, пестрящие искрами жёлтого, зелёного, бордового, красного, а на картине «Начало октября» — ещё и синеватыми бликами. Именно в таком ключе видит художник осеннюю цветовую гамму. На картине «Уголок парка в Пушкине» цвета осени дополнены блоком розово-бордового цвета: всё ещё цветущий куст гортензии становится центром композиции, придавая ей особую изысканность.
«Ещё не вечер» в буквальном смысле отражает тот момент осеннего дня, когда начинают сгущаться сумерки. Это не вечер, но и уже не день. Цветовая гамма становится более мягкой и утончённой. В центре, на ярко-голубом небе с бороздящими его трепещущими облаками, уже появилась бледная луна. Проложенная между деревьями тропа сияет зеркалами луж. Рыжие, жёлтые, зелёные кроны приведены в движение ветром. Создаётся точная и выразительная картина состояния природы. Вполне традиционный вид становится поистине прекрасным!
Ну и немного о специфике зимних пейзажей Олега Куликова. Понятно, что одним из главных образов становится снег, которого в средней полосе России в изобилии. Лес — то место, где снега наиболее много. Ветви елей придавлены тяжестью снежной массы на картинах «Зимний лес» и «Зимняя дорога к озеру Дибуны». В первой картине эффект
основан на главенстве снежных масс, в которых буквально тонут деревья. Это истинное Берендеево царство, торжество зимы. А вот на второй картине художника привлекает не только толща снега, но и цветовые рефлексы: голубая дымка оттеняет контуры деревьев и подчёркивает белизну снега на кронах и лесной дороге.
Ещё одним важным для искусства Олега Куликова жанром является натюрморт. И здесь мы вновь узнаём его почерк, основанный на динамичности и контрастах. Nature morte — мёртвая натура. Или Still Life — застывшая жизнь. Нет, это не про этот случай! Подвижность, противостояние спокойствию — это главное. Всё вокруг живое и прекрасное!
Изображаются легко узнаваемые предметы: вазочки, кувшины, тарелки; овощи: тыквы, баклажаны, цуккини, чеснок, капуста, помидоры, перец, репа; фрукты: груши, яблоки, гранаты, лимоны, бананы; ягоды: виноград, слива, вишня. Всё это ярких цветов и радует глаз. Используются и самые разнообразные цветовые рефлексы, придающие игривость и живость. Положение предметов часто неустойчиво. Да и их округлые формы не способствуют созданию ощущения устойчивости и стабильности. Кочан капусты готов в любой момент скатиться с тарелки, гроздь винограда — выпасть из вазы. Круглый зелёный плод того и гляди свалится с верхнего яруса двухуровневой вазочки. Красная тыква, героиня «Натюрморта с красной тыквой», лежит на боку. Порой и сами вазы перевёрнуты набок. Всё это придает композиции напряжённость и живость.
Но важно и то, на чём находятся изображаемые объекты. Здесь художник использует, возможно, неосознанно, приём Сезанна, у которого скатерти часто изображаются смятыми и как бы выдернутыми из-под предметов. У Олега Куликова всё ещё более подвижно. Ткань как бы потоком накрывает поверхность стола с одной стороны рисунка и вздымается вверх с другой. Иногда, как в натюрморте «Фрукты на пёстрых драпировках», вся поверхность покрыта цветной рябью скользящей шёлковой ткани. В этих особенностях — подвижности композиции, буйном состоянии поверхности, контрастной цветовой гамме — коренится изюминка куликовских натюрмортов.
Таким вот образом можно представить творчество художника из Санкт-Петербурга Олега Георгиевича Куликова. Наряду с высоким мастерством здесь очевидны самобыт-
ность замыслов и индивидуальность творческого почерка. Активный творческий процесс продолжается, и пожелаем художнику новых удачных свершений.
Ольга Геннадьевна Петрова — кандидат искусствоведения, профессор, академик Петровской академии наук и искусств; [email protected]
Olga Gennadievna Petrova — Cand. Sc. {History of Art}, Professor, Academician of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts; petrovaol-ga1610@gmail. com
Статья поступила в редакцию 12.01.2024 г.
^ АВТОРАМ
Редакция принимает для публикации оригинальные научные обзоры, статьи, краткие сообщения, рецензии, отвечающие тематике журнала.
Текст заголовка — строчными буквами (14 пт.), начиная с прописной. В статьях по естественным наукам желательны рубрикационные заголовки внутри статьи («Введение», «Методы исследования», «Результаты и обсуждение», «Выводы»). В статьях объёмом свыше 7 страниц желательны авторские рубрикации. При использовании в тексте сокращённых названий необходимо при первом упоминании давать их расшифровку, следует ограничиваться общепринятыми сокращениями и избегать новых без достаточных на то оснований. В тексте должны содержаться ссылки на иллюстрации (рис. 1, а), таблицы (табл. 1), литературу [1, с. 23]. Подрисуночные подписи набираются под иллюстрацией по центру, по образцу:
«Рис. 1. Профессор С.А. Иванов ...»
Если в тексте более одной таблицы, то они нумеруются, а в тексте даётся ссылка.
Иллюстрации встроены в текст и прилагаются каждая в отдельном файле в формате JPG, файлы именуются номером иллюстрации (указаны в тексте, если их больше одной). По желанию автор может прислать свой фотопортрет. Сканирование иллюстраций производится разрешением не менее 300 dpi. Все рисунки, графики и диаграммы выполняются в чёрно-белой гамме (за исключением репродукций произведений искусства или необходимости передать цвета). Автофигуры необходимо группировать с сохранением пропорций, формат в них должен допускать корректуру текстов.
Формулы. Для набора математических формул и выражений используется Microsoft Equation, дробные выражения в формулах рекомендуется, по возможности, заменять выражениями с отрицательными степенями либо использовать косую черту.
Библиографический список должен содержать только те источники, на которые есть ссылки в тексте. Если по ходу текста нужны примечания, можно делать затекстовые концевые сноски с нумерацией на каждой странице. Если автор приводит и примечания, и библиографический список за текстом, то примечания размещаются первыми, за ними следует библиографический список, который выстраивается в порядке ссылок по тексту. Источники на русском языке транслитерируются.
Последовательность элементов статьи
1. УДК (слева).
2. Заглавие статьи.
3. Инициалы и фамилия автора.
4. Наименование организации.
5. Почтовый и/или электронный адрес организации (включая наименование страны или республики и почтовый индекс).
6. Аннотация (30-200 слов) и ключевые слова (до 9 слов или словосочетаний) на русском языке.
7. Сведения по пп. 2-6 в переводе на английский язык.
8. Основной текст (с указанной выше рубрикацией в научных статьях).
9. Библиографический список с транслитерацией каждого пункта.
10. Сведения об авторах (фамилия, имя, отчество полностью, ученая степень, звание, должность, место работы, e-mail ответственного автора).
Порядок рассмотрения
Научные статьи рецензируются методом двойного «слепого» рецензирования (имена рецензентов и авторов не сообщаются). Замечания и заключение рецензента направляются автору. Исправленная статья, не представленная в течение трёх месяцев, снимается с рассмотрения и может быть направлена как новая. Публицистические материалы рассматриваются редколлегией.
Адрес для отправки материалов в журнал «Национальные приоритеты России»: [email protected] Телефон: +7 9059219822.