Научная статья на тему 'Орфографические и графические особенности написания гласных после шипящих и «ц» в текстах разных территорий XV века'

Орфографические и графические особенности написания гласных после шипящих и «ц» в текстах разных территорий XV века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
355
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ НОРМЫ / ПРОЦЕСС ОТВЕРДЕНИЯ ШИПЯЩИХ / THE DYNAMICS OF SPELLING RULES / THE PROCESS OF HARDENING OF SIBILANTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сивкова Евгения Александровна

В статье анализируются три источника церковнославянского языка русской редакции XV века: восточно-новгородская «Молитва святой Троице», московское «Житие Симеона Столпника», вологодские «Память и похвала князю Владимиру» и «Житие князя Владимира». В качестве общеупотребительных в области использования указанной орфограммы выделяем следующие нормы: выбор гласных после шипящих и Ц соответствует общим традициям их написания в соответствии с качеством мягкости/твердости анализируемых согласных; при написании гласной в корне, суффиксе, интерфиксе основной принцип этимологический, традиционный; в окончании грамматический; сочетания жа, ща, ца, чю являются для проанализированных текстов XV века графическими, так как не имеют вариантов написания. Московский книжник Нил Сорский произносит твердые звуки [ж], [ш] и мягкий [ч ,]. Орфография восточно-новгородского писца говорит о мягком произношении [ж ,], [ч ,] и идущем процессе отвердения [ш], [ц]. Вологодский писец мягко произносит все шипящие и Ц. Сделанные выводы подтверждают мысль С.И. Коткова о том, что к XV веку процесс отвердения шипящих и Ц нельзя считать завершившимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three sources of the church Slavonic language of Russian edition of the 15 th century are analyzed in the article: Prayer to Holy Trinity in East Novgorod, The biography of Simeon Stolpnik in Moscow, Memory and Praise of Prince Vladimir and The biography of Prince Vladimir in Vologda. Following standards are highlighted as the most widespread in the sphere of usage of the noted orthogram: the selection of vowels after sibilants and Ц corresponds to the general traditions of their spelling in accordance with the quality of softness / hardness of the analyzed consonants, in spelling of a vowel in the root, suffix, interfix a basic principle is etymological, traditional, in the flexion it is grammatical, combinations жа, ща, ца, чю are graphic for the analyzed texts in the 15 th century, as they have no variants of spelling. The writer from Moscow whose name is Neil Sorsky pronounces hard sounds [ж], [ш] and soft [ч']. The spelling of the East Novgorod writer confirms the soft pronunciation of [ж'], [ч'] and the ongoing process of hardening of [ш], [ц]. A writer from Vologda pronounces softly all sibilants and Ц. The conclusions that were made prove the idea of S.I. Kotkov he says that the process of hardening of sibilants and Ц cannot be regarded as a complete process by the 15 th century.

Текст научной работы на тему «Орфографические и графические особенности написания гласных после шипящих и «ц» в текстах разных территорий XV века»

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И «Ц» В ТЕКСТАХ РАЗНЫХ ТЕРРИТОРИЙ XV ВЕКА

Е.А. Сивкова

Ключевые слова: динамика орфографической нормы, процесс отвердения шипящих.

Keywords: the dynamics of spelling rules, the process of hardening of sibilants.

Настоящая статья является частью исследования динамики орфографической нормы в области гласных после шипящих и Ц на материале рукописных и печатных памятников XV-XIX веков. В ней анализируются три источника церковнославянского языка русской редакции, близкие по содержанию, количественным показателям и времени создания самого памятника или его списка (XV век). Это восточно-новгородская «Молитва святой Троице» [Любопытный памятник, 1884], «Житие Симеона Столпника», написанное москвичом Нилом Сорским [Леннгрен, 2000], вологодские «Память и похвала князю Владимиру» и «Житие князя Владимира» [Память и похвала, 1897].

Для современного носителя русского языка именно орфография имеет первостепенное значение, поскольку связана с письменностью и книжной традицией, а также показывает образованность и культуру человека [Успенский, 2002, с. 121]. Это подтверждается экспериментом Н.Д. Голева, результаты которого представлены в статье «Когнитивный аспект русской орфографии. Орфографоцентризм как принцип обыденного метаязыкового сознания» [Голев, URL]. Автор исследовал мотивацию орфографически грамотного письма в среде старшеклассников и пришел к выводу, что только 16,9% респондентов осознают коммуникативно-прагматическую функцию орфографии; для большинства (61,9%) орфографическая грамотность - показатель образования и культуры человека; в меньшей степени учащиеся называют этический, эстетический, патриотический, утилитарный, консервативный мотивы овладения орфографией [Голев, URL]. По владению орфографией делается вывод об образованности, культурности, патриотичности современного человека.

В средневековой Руси овладение грамотой считалось подвигом христианина. «Не случайно в житиях святых согласно литературному канону всегда говорилось об обучении грамоте будущего подвижника Божьего как об одной из ступеней к святости» [Пелевин, URL].

А.И. Соболевский в работе «Образованность Московской Руси XV-XVII веков» писал о равенстве образования разных сословий допетровской России и о том, что, по данным житий святых, в XV веке «не только под Москвою, но даже в таких глухих местностях, как поселения нашего дальнего севера, не было недостатка в училищах» [Соболевский, 1892, с. 14]. В них обучали чтению и письму, но ценили в XV-XVII веках уже другой уровень грамотности - знание и понимание священного писания и творений отцов церкви и владение церковнославянским языком [Соболевский, 1892, с. 12].

В средневековье именно орфография «считалась первоосновой литературного языка, организующим его началом, как в наше время фонология (фонетика) представляется первичной структурой устной речи, а орфоэпия - фундаментом ее нормативности, ее культуры» [Толстой, Лотман, Успенский, с. 470-471].

Историю орфографии можно исследовать с собственно орфографическими целями: изучать формирование отдельных правил и структуру всех правил вообще; принципы орфографии и их соотношение в конкретных текстах; предложения ученых XVIII-XX веков по изменению орфографической системы. Кроме этого, орфографические факты часто используются для изучения исторической фонетики, например, истории аканья, цоканья, развития категории твердости и мягкости согласных [Шахматов, 1915; Калнынь, 1956; Молдован, 1984; Зализняк, 1985; Бегунц, 2007; Гусейнов, 2007; Галинская, 2010].

Проанализируем в указанных источниках правописание гласных после шипящих и Ц в памятниках XV века разных территорий и сравним их, с одной стороны, с точки зрения начального этапа формирования орфографических правил, с другой - с точки зрения отражения в текстах процесса отвердения шипящих. Посмотрим, насколько актуальным для XV века является наблюдение С.И. Коткова о том, что общепринятой считается точка зрения об отвердении шипящих в русском языке в XIV-XV веках; но остаточные проявления мягкости шипящих наблюдаются и в более позднее время [Котков, 1980, с. 229]. «География этих примеров: Москва, костромские и ярославские, а также брянские и калужские места, среднее Поволжье. В основном они принадлежат второй половине XVII в., наиболее поздние... датированы 1716 г.» [Котков, 1980, с. 229].

Первый памятник, который будет проанализирован в статье с точки зрения использования в нем сочетаний гласных с шипящими и Ц, - «Мо-

литва святой Троице». Она издана А.С. Архангельским по рукописи Волоколамского требника XV века. Результатом источниковедческого исследования названного памятника стали выводы о православном характере молитвы и ее восточно-новгородском происхождении [Сивкова, 2013].

Рассмотрим написание гласных с шипящими и Ц в указанном источнике. Всего в «Молитве святой Троице» XV века выявлено 610 таких написаний (183 - с «ж», 137 - с «ч», 129 - с «ш», 82 - с «ш», 79 - с «ц»). В таблицу 1 включены не все гласные буквы, а только те, которые встречаются в анализируемых текстах в сочетании с шипящими и Ц. В издании «Молитвы» нет разграничения q - U; «и десятеричное» передано знаком «i».

Таблица 1. Гласные после шипящих и Ц в «Молитве святой Троице» XV века.

Буквы, обозначающие шипящие согласные и Ц Сочетаемость шипящих и Ц с гласными

а е - h у - ю и - i

1. ж жа же - жh жю жи - жi

2. ч ча че чю чи

3. ш ша ше - шh шу - шю ши

4. щ ща ще щу - щю щи - iiii

5. ц ца це - цh цу - цю ци

В рассматриваемом памятнике немного вариантных пар написания гласных после шипящих и Ц, всего 8 (же - ж^, ше - шФ, це - ц^, шу -шю, щу - щю, цу - цю, жи - ж1, щи - щ1). Они составляют 268 написаний; 43,9% всех написаний в указанной позиции; именно этот материал и проанализирован в статье. Оставшиеся вне внимания исследователя написания разнородны: графические, условно орфографические (лексический и грамматический состав памятника не очень разнообразен, второй компонент вариантной пары не представлен в материале), не проявленные из-за особенностей опубликования источника.

Среди вариантных написаний «Молитвы» XV века рассмотрим варианты с гласными у - ю: шу - шю, щу - щю, цу - цю (примеры и их количество показаны в таблице 2).

Таблица 2. Гласные у - ю после шипящих и Ц в «Молитве святой Троице» XV века.

Вариантное сочетание, количество написаний Примеры

1. шу - шю (8; 80% - 2; 20%) душу (8) - душю, угашю

2. щу - щю (2; 50% - 2; 50%) насыщуся, хощутъ - кощюнах,

ищющш

3. цу - цю (3; 60% - 2; 40%) творцу, отцу (2) - творцю, птицю

Одни и те же слова записаны с У и Ю (душу - душю, творцу - твор-цю), то есть в данном почерке у - ю - это дублеты, не передающие ни грамматические формы, ни оттенки значения. Поскольку с другими шипящими (ж, ч) представлены только формы с Ю (надежю, дежю, по-кажютъ, папежю, стражющая, жажющая; тучю, плачюся, плачющася, плачющаяся, чюжаго, чюдотворче), можно предположить, что написание шипящих и Ц с Ю было для восточно-новгородского писца более привычным, чем с У, а буква «ж» соответствовала мягкому [ж"] в его произношении.

Примеры и количество сочетаний жи - ж1 - жь, щи - щ1 показаны в таблице 3.

Таблица 3. Гласные и - 1 - ь после шипящих и Ц в «Молитве святой Троице» XV века.

Орфографическое сочетание, количество написаний Примеры

1. жи - ж - жь (32; 76,1% - 9; 21,4% - 1; 2,3%) жизнь (10), живымъ (4), живо-творящаго (2), ожидание (2), вседръжителю (2), пружины, жи-вотъ, жит1я, лживых, жилами, умноживши, неодръжимая, живущая, нужи, одръжимая, окружи, поживутъ - оружге (5), вражгя (3), божт - жьзнь

2. щи - щ (28; 87,5% - 4; 12,5%) нощи (3), любящим (3), глаголющи (3), в 'рующимъ (2), бещита, мрь-кающимъ, боящимся, рыкающи, тружающимся, нарещи, молящися, просящи, скръбящих, болящих, мучащихся, пребывающих, неимущих, терпящимъ, обидящимъ, борющимся, щитъ - боящгяя, помощю, нощю, ищющш

Все примеры таблицы 3, кроме жьзнь, соответствуют общей традиции написания и - 1: «и» используется перед согласными и в конце слова, «1» - перед гласными. Написание жьзнь единично и является опиской писца, «спровоцированной», на наш взгляд, последней буквой слова.

Отсутствие сочетаний ч1, ш1, щ объясняется некоторым однообразием грамматических форм «Молитвы».

Примеры и количество сочетаний ше - ш', це - ц' показаны в таблице 4.

Таблица 4. Гласные е - h после шипящих и Ц в «Молитве святой Троице» XV века.

Орфографическое сочетание, количество написаний Примеры

1. же - жА (118; 98,3% - 2; 1,6%) же (53), иже (16), боже (7), яже (6), преже (6), госпоже (5), божества (5), божественныи (2), мо-жеши (2), мъножества (2), уже, оже, такоже, якоже, прокажен-ныя, можетъ, прожени, нера-жент, обажеши, железа, занеже, ожест' осуженъ, осужета, женъ, даже, скрежета, въ няже1 - тяж ' (2)

2. ше - шА (23; 95,8% - 1; 4,1%) ут Ашенге (4), душе (3), нашему (2), пришествш, сшед, отошедших, грАшенъ, прегрАшета, поношете, украшета, душегубьстве, усы-пааше, мочаше, воитеше2, магну-ше2, нашего, душею - душ А

3. це - цА (20; 74% - 7; 25,9%) сердце (5), лицемъ (4), сердцемъ (3), владычице (2), троице, лицехъ, богородице, вселнице, церкви, цер-ковныя - руцА (2), велиц Аи (2), всяц Аи, велиц Амъ, горцА

Примечания:

1. Форма въ няже представляет собой фонетический вариант написания слова «няша» - «илистое дно озера», «жидкая грязь, ил» [Фасмер, 2004, т. III, с. 95]: («въ няже погружають мя злая д Ала» [Любопытный памятник, 1884, с. 18]).

2. Формы воитеше, магнуше - звательный падеж ед. ч. существительных Войтех (Адальберт Пражский), Магнус (Магнус Оркнейский) - католических святых [Католическая Россия].

По данным таблицы 4 можно сделать следующие обобщения. Написание гласной «е» после «ж»:

- соответствует этимологии в словах же, иже, яже, уже, оже, такоже, якоже, даже, занеже, преже, железа, прожени,

ожест h женъ [Фасмер, 2004, т. I-IV]; в словах с суффиксами -енщ-, -ен(н)- (нераженги, обаженги, осуженга, прокаженныя, осуженъ);

- традиционно пишется на месте Ь в слове скрежета в прежней сильной позиции и словах с суффиксом -еств- <—ьств- (божества, божественныи, мъножества); А.А. Шахматов объясняет «е» в этом суффиксе вероятным заимствованием из слов на -ествье [Шахматов, 1915, с. 252];

- традиционно используется в окончаниях таких форм, как звательный падеж ед. ч. существительных о-склонения (боже) и а-склонения (госпоже); настоящее время глагола 2 и 3 л. ед. ч. (можеши, можетъ) [Ремнёва, Чернец, Маркина, URL].

Написание гласной «е» после «ж» ошибочно в форме дательного (къ госпоже) и местного падежа (въ няже) существительного а-склонения.

Написание «h» после «ж» в сравнительной степени прилагательного соответствует этимологии: тяж *Ьг.

Таким образом, написание же - жh в «Молитве» XV века в основном соответствует этимологии и традиции; зафиксировано два ошибочных написания из 120 с меной «h» на «е» (къ госпоже, въ ня-же).

Гласная «е» после «ц» записывается в корне слова церкви и одно-коренном прилагательном, что соответствует этимологии [Фасмер, 2004, т. IV, с. 300], а также в окончаниях следующих форм:

- звательный падеж ед. ч. существительных мягкого варианта а-склонения;

- винительный падеж ед. ч. существительных среднего рода мягкого варианта о-склонения;

- творительный падеж ед. ч. существительных мягкого варианта о-склонения;

- местный падеж мн. ч. существительных о-склонения.

Три первые обозначенные формы написаны традиционно. Ошибка в форме лицехъ. Мягкая разновидность существительного о-склонения в М.п. мн. числа должна иметь окончание -ихъ, твердая -hхъ [Марков, 1974, с. 26-27]. Вероятно, -ехъ - флексия, фиксирующая момент перехода мягкого [ц,] в твердый [ц] и, соответственно, колебания в разновидности типа склонения.

Как видно из примеров таблицы 4, гласная «е» после «ш» может находиться в корне ше / шед (пришествги, сшед, отошедших), суффик-

сах -ен-, -енщ- (гр Фшенъ, прегр Ашенга, поношенге), быть интерфиксом (душегубьстве), использоваться в окончаниях следующих форм:

- творительный и звательный падеж ед. ч. существительных а-склонения;

- звательный падеж ед. ч. существительных о-склонения;

- дательный и винительный падеж ед. ч. притяжательного местоимения в форме м. р.;

- имперфект 3 л. ед. ч.

Все перечисленные написания соответствуют этимологии, традиции.

Написание шА в окончании местного падежа традиционно для твердого варианта существительного а-склонения (о душА).

Гласная «А» после «ц» используется для обозначения следующих грамматических форм:

- винительный падеж дв. ч. существительных а-склонения;

- местный падеж ед. ч. краткого и полного прилагательного женского рода, полного прилагательного и местоимения мужского рода.

Все эти написания традиционны; форма велиц Амъ является церковнославянским вариантом [Успенский, 2002, с. 207]. Формы горц А, велиц Аи представляют собой твердый вариант склонения и подтверждают высказанное предположение об идущем процессе отвердения [ц] в говоре восточно-новгородского писца «Молитвы».

Таким образом, выбор гласных е - А после шипящих и Ц в анализируемом памятнике осуществляется по двум критериям: этимологическому (традиционному) и грамматическому.

Сделаем выводы о правописании гласных после шипящих и Ц в восточно-новгородской «Молитве святой Троице» к. XV века.

1. Анализируемый почерк в названной позиции содержит всего восемь пар орфографических вариантов.

2. Выбор гласных и - 1 после шипящих и Ц соответствует общим традициям их написания, то есть шипящие и Ц не являются опознавательным признаком орфограммы.

3. Гласные е - А в корнях, суффиксах и интерфиксе слов после шипящих и Ц соответствуют этимологии.

4. Эти же гласные в окончаниях четко разграничивают различные грамматические формы, что соответствует традициям их написания.

5. Более привычно для писца написание Ю после шипящих и Ц. Часть орфографических написаний (связанных с выбором у - ю) пред-

ставляет собой дублеты: выбор одного из них в конкретных случаях не зависит от формы, морфемы, части речи, передачи смысла или других орфографических условий.

6. Орфографические варианты, выбираемые писцом, говорят о мягком произношении [ж], [ч] и идущем процессе отвердения [ш] и

[ц].

7. Из 268 проанализированных написаний только 4 (1,5%) ошибочных: описка жьзнь, в которой «ерь» мог быть «спровоцирован» следующим «ерем»; форма лицехъ, показывающая переход мягкого [ц] в твердый [ц] и смену разновидности типа склонения; мена «^» на «е» в формах къ госпоже и въ няже.

8. Таким образом, большинство написаний гласных после шипящих и Ц в почерке восточно-новгородского писца XV в. является частным случаем написания этих гласных и соответствует этимологии, традиции; часть является дублетами, выбор вариантов среди них осуществляется стихийно; ошибки единичны.

Подобным образом были проанализированы и следующие источники XV века: «Житие Симеона Столпника» [Лённгрен, 2000] и «Память и похвала князю Владимиру» и «Житие князя Владимира» [Память и похвала, 1897]; первый памятник составлен, отредактирован и переписан Нилом Сорским, родившимся в Москве [Нил Сорский]; произведения, посвященные князю Владимиру, созданы в Вологде по приказанию священноинока Досифея.

В «Житии Симеона Столпника» Нил Сорский использует 29 сочетаний шипящих и Ц с гласными (см. табл. 5). Вариантных пар написания гласных после шипящих и Ц в его произведении в два раза больше, чем в «Молитве святой Троице», что можно объяснить как техническими особенностями публикаций (неразграничение ^ - ив «Молитве»), так и лексическим и грамматическим составом памятников, и, возможно, уровнем грамотности писавших.

Проанализировав орфографические написания ча - ч#, чи - чТ, фи - фТ, же - жь, жи - жт, це - ц^, ци - цТ в «Житии Симеона Сорского», видим, что в конце XV в. почти все они являются частными случаями общей традиции написания гласных. Положение гласной после шипящей и Ц еще не воспринимается носителями языка как особое.

Исключением из этого может служить только написание сочетаний ча - ч#, показывающее начальный этап формирования собственно орфографического правила написания гласных после шипящих [Сив-кова, 2010].

Сочетания фи - ф^, жи - ж^, - ш^ графические: критерии их использования (положение в начале или конце слова, в конце стро-

ки, перед знаком препинания, эстетическое восприятие графического облика слова) не являются орфографическими [Сивкова, 2012].

В почерке вологодского писца XV века в отношении сочетаний с шипящими прослеживаются следующие тенденции: правописание и - 1 после шипящих является частным случаем написания этих букв; при выборе гласной в сочетаниях це - ц^ действует грамматический принцип; при написании и - ю после шипящих частотен эстетический критерий (пишется та буква, которую писец еще не использовал в слове); написание жь в паре с же представляет собой архаическую черту, используется для обозначения после этой шипящей суффикса -ьств-; написание а - # после шипящих часто не соответствует этимологии и не определяется каким-либо критерием.

Таким образом, написание сочетаний с шипящими и Ц в «Памяти и похвале князю Владимиру» и «Житии князя Владимира» XV века определяет как орфография, так и графика; при их обозначении действуют этимологический, грамматический, эстетический критерии написания; выделяются архаические черты и написания, не подчиняющиеся орфографическим и графическим критериям, - ошибки и описки.

«Сравнение письма рукописей, близких по времени создания, позволяет утверждать, что представленные в них нормы правописания были в известной степени общеупотребительными» [Князевская, 1964, с. 66].

Для того чтобы понять, что в проанализированных текстах в области написания гласных после шипящих и Ц является общеупотребительным, а что особенностью письма конкретного писца или территории, представляемой им, сведем все полученные количественные данные в таблицу 5.

Таблица 5. Гласные после шипящих и Ц в «Молитве святой Троице», «Житии Симеона Столпника», «Памяти и похвале князю Владимиру» и «Житии князя Владимира» XV века.

Буквы, обозна- Буквы, обозначающие гласные звуки

чающие шипя- а - # е - ^ - ь ^ - и - и - 1 - ь

щие согласные и ю

Ц

ж жа - 11 же - 118 жю - 6 жи - 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вост.-новг. ж^ - 2 ж - 9 жь - 1

жа - 38 же - 177 жи - 3 жи - 18

Москва жь - 2 ж<^ - 1 ж - 15

жа - 24 Вологда же - 131 жь - 2 жи - 1 жю - 2 жи - 46 ж - 17

ч ча - 33 вост.-новг. че - 60 чю - 6 чи - 33

ч# - 23 ча - 7 Москва че - 72 чю - 7 чи - 12 ч! - 2

ча - 22 ч# - 1 Вологда че - 27 ч^ - 1 чю - 14 чи - 23 ч! - 1

ш ша - 19 вост.-новг. ше - 23 ш^ - 1 шу - 8 шю - 2 ши - 71

ша - 89 Москва ше - 66 ши - 7 ш^ - 1 ши - 28

ша - 65 ш# - 1 Вологда ше - 66 ши - 1 шю - 10 ши - 38 ш! - 2

щ ща - 29 вост.-новг. ще - 18 щу - 2 щю - 2 щи -28 щ1 - 4

фа - 23 Москва фе - 45 фи - 11 ф^ - 2 фи - 22 ф! - 2

ща - 16 Вологда ще - 65 щи - 4 щю - 4 щи - 22 щ! - 2

ц ца - 31 вост.-новг. це - 20 ц^ - 7 цу - 3 цю - 2 ци - 16

ца - 12 Москва це - 11 ц^ - 23 ци - 18 ц! - 1

ца - 33 Вологда це - 23 ц^ - 18 цю - 5 ци - 18

На основании орфографии анализируемых памятников в качестве общеупотребительных в области использования указанной орфограммы можем считать следующие нормы:

1) выбор гласных после шипящих и Ц соответствует общим традициям написания этих гласных в соответствии с качеством мягкости/твердости анализируемых согласных, то есть шипящие и Ц не являются опознавательным признаком орфограммы;

2) при написании гласной в корне, суффиксе, интерфиксе основной принцип - этимологический, традиционный; в окончании - грамматический;

3) сочетания жа, ща, ца, чю являются для проанализированных текстов XV века графическими, так как не имеют вариантов написания.

«Наряду с нормами, общими для писцов ряда близких по времени и месту создания рукописей, можно обнаружить графико-орфографические особенности (причем чаще собственно графические), свойственные только данному писцу» [Князевская, 1964, с. 67].

Грамотным является текст, написанный Нилом Сорским, москвичом по происхождению: ошибки в области исследуемой орфограммы отсутствуют; он знает этимологию слов; графические варианты и - ^ использует, учитывая удобство и эстетику их написания; архаическая черта почерка - написание жь для обозначения после этой шипящей суффикса -ьств-.

Следующий по уровню грамотности - текст восточно-новгородского писца, который соблюдает все традиции написания гласных, в том числе после шипящих и Ц, но допускает единичную описку и дважды мену «^» на «е»; после шипящих использует суффикс -еств-, в котором закрепилась вокализация Ь.

Средний уровень грамотности у вологодского писца: он знает основные тенденции написания гласных, в том числе после шипящих и Ц; различает написание грамматических форм; но не искушен в этимологии слов, поэтому выбор а - а часто делает без определенного критерия; графические варианты и - ^ использует с учетом эстетики их написания; архаическая черта почерка - написание жь для обозначения после этой шипящей суффикса -ьств-. Можно сказать, что вологодский писец ориентируется на московское написание, но не имеет таких глубоких знаний, как Нил Сорский.

«Для того чтобы выяснить, какие «правильные» (регулярные) и «неправильные» написания данной рукописи соответствуют живому произношению писавшего, необходимо сопоставить правописание данной рукописи и других памятников. Далеко не всякое отклонение от нормы может квалифицироваться, как отражение говора писца» [Князевская, 1964, с. 68].

На взгляд автора статьи, о произношении шипящих и Ц в проанализированных материалах XV века говорит выбор гласных ^ - и - ю после

этих согласных и в некоторых формах выбор е - h после Ц. Исходя из этого, делаем вывод о том, что московский книжник Нил Сорский произносит твердые [ж], [ш] и мягкий [ч^. Орфография восточно-новгородского писца говорит о мягком произношении им [ж], [ч^ и идущем процессе отвердения [ш], [ц]. Вологодский писец мягко произносит все шипящие и

Ц.

Сделанные выводы подтверждают мысль С.И. Коткова о том, что к XV веку процесс отвердения шипящих и Ц нельзя считать завершившимся [Котков, 1980, с. 229]. Безусловно, для того чтобы считать полученные данные важными для исторической фонетики и диалектологии, нужен анализ текстов других авторов этих территорий с учетом жанров и формирующихся стилей.

Дальнейшее исследование орфографических и графических особенностей написания гласных после шипящих и Ц в текстах разного времени и территорий позволит выявить особенности формирования конкретного орфографического правила и сделать выводы о процессе отвердения шипящих и Ц в разных регионах.

Литература

Бегунц И.В. К вопросу об отражении цоканья в русской деловой письменности XVII в. // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка. М., 2007.

Галинская Е.А. Отражение особенностей акцентной системы в неакцентуирован-ных южнорусских памятниках деловой письменности XVII века // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка. М., 2010.

Голев Н.Д. Когнитивный аспект русской орфографии. Орфографоцентризм как принцип обыденного метаязыкового сознания. [Электронный ресурс]. URL: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/z01 .html

Гусейнов Г.-Р.А. -К. К генезису смягчения заднеязычных согласных в истории русского языка и его говоров // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка. М., 2007.

Зализняк А.А. От праславянской акцентуации к русской. М., 1985.

Калнынь Л.Э. Развитие категории твердости и мягкости согласных в русском языке // Ученые записки Института славяноведения. М., 1956. Т. XIII.

Католическая Россия. Азбука католицизма от А до Я. [Электронный ресурс]. URL: http://www.catholic.ru

Князевская О.А. Орфография и отражение в письме явлений языка // Источниковедение и история русского языка. М., 1964.

Котков С.И. Старинная русская частная переписка // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М., 1980.

Леннгрен Т.П. Житие Симеона Столпника в автографе Нила Сорского // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М., 2000.

Любопытный памятник русской письменности XV века. Сообщение А.С. Архангельскаго // Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1884.

Марков В.М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение. М.,

1974.

Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984.

Нил Сорский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4354

Память и похвала князю Владимиру и его житие по сп. 1494 г. СПб., 1897.

Пелевин Ю.А. Грамотность в Киевской Руси в начале становления христианства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=713

Ремнева М.Л., Чернец Л.В., Маркина Л.А. Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». [Электронный ресурс]. URL:

http://tezaurus.oc3.ru/docs/1/articles/3/3/2/

Сивкова Е.А. Графические варианты написания гласных после шипящих и ц (на материале «Жития Симеона Столпника» к. XV в.) // Русский язык: функционирование и развитие (к 85-летию со дня рождения проф. В.М. Маркова). Казань, 2012. Т. 1.

Сивкова Е.А. «Молитва святой Троице» XV века, изданная А.С. Архангельским: источниковедческий аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. .№ 6. Ч. I.

Сивкова Е.А. Орфографические варианты написания гласных после шипящих и Ц (на материале «Жития Симеона Столпника» к. XV в.) // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка. М., 2010.

Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=762153&pg=2

Толстой Н.И., Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Некоторые вопросы текстологии и публикации русских литературных памятников XVIII века // Толстой Н.И. Избранные труды. М., 1998. Т. II.

Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI-XVII вв). М., 2002.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х тт. М., 2004.

Шахматов А.А. Очерк древнейшего периода истории русского языка. П., 1915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.