Научная статья на тему 'Ораторское искусство как метод воздействия на суде'

Ораторское искусство как метод воздействия на суде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
438
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ORATORY / RHETORIC / SPEAKER / EXERCISES / TECHNIQUES / LISTENERS / SPEECH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клокова Екатерина Александровна, Воронов Дмитрий Николаевич

Данная статья рассказывает о том, что такое ораторское искусство, какие известные личности были успешными ораторами. Рассматриваются основные три «золотых» правила риторики, а также отмечаются те аспекты техники речи, на которые стоит обращать внимание. Также рассматриваются приёмы ораторского искусства, которые необходимо применять для успешного выступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article tells about what oratory is, what famous people were successful speakers. The main three "Golden" rules of rhetoric are considered, as well as those aspects of speech technique that are worth paying attention to are noted. It also discusses the techniques of public speaking, which must be used for a successful speech.

Текст научной работы на тему «Ораторское искусство как метод воздействия на суде»

УДК 34.09

Юридические науки

Клокова Екатерина Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Воронов Дмитрий Николаевич, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СУДЕ

Аннотация: Данная статья рассказывает о том, что такое ораторское искусство, какие известные личности были успешными ораторами. Рассматриваются основные три «золотых» правила риторики, а также отмечаются те аспекты техники речи, на которые стоит обращать внимание. Также рассматриваются приёмы ораторского искусства, которые необходимо применять для успешного выступления.

Ключевые слова: ораторское искусство, риторика, оратор, упражнения, приёмы, выступающий, слушатели, речь.

Annotation: This article tells about what oratory is, what famous people were successful speakers. The main three "Golden" rules of rhetoric are considered, as well as those aspects of speech technique that are worth paying attention to are noted. It also discusses the techniques of public speaking, which must be used for a successful speech.

Keywords: oratory, rhetoric, speaker, exercises, techniques, speaker, listeners, speech.

Очень часто со школьных лет мы слышим такой вопрос: «А ты умеешь владеть ораторским искусством?». Чаще всего сначала люди дают ответ в положительную сторону, даже не подозревая, что же это такое на самом деле.

Стоит отметить, что ораторское искусство - это основа самостоятельной науки риторики. Риторика зародилась ещё в Древней Греции, которая содержала в себе науку об умении говорить красно, то есть грамотно и чётко. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная наука также тесно взаимодействовала с другими не менее важными отраслями, например, политикой, юриспруденцией и филологией. Ни одна из этих сфер не может существовать без риторики, то есть ораторского искусства, так как каждая из них требует устное выступление, которое должно быть конкретным, точным, без лишних слов. Именно этому и учит ораторское искусство - умею владеть слоим языком речи [1].

Самыми первыми учителями искусства красноречия были Тисий и Корак, которые проживали в Древней Греции. Особый интерес они проявляли к написанию специальных жалоб, чтобы вызывать сострадание у аудитории. Эти же учителя первыми создали план речи, изображённый схематично, который можно и нужно употреблять в той или иной ситуации [2]. Затем постепенно ораторское искусство начало развиваться, подстраиваясь под обстановку того времени.

Существует множество мнений о том, что же такое ораторское искусство, приведём несколько примеров. Аристотель считал, что ораторство - это есть способность найти нужные способы убеждения относительно любого предмета. Сперанский думал, что «...красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий.» [1].

Аристотель выделил три условия, которые позволяют понять насколько убедительна речь оратора. При этом, каждое условие преследует свою цель. Во-первых, это характер самой речи, являющимся внутренним фактором, так как именно от него зависит дальнейший разговор. Его цель - получить пользу или нанести вред, то есть побудить в положительному или отрицательному. Во-вторых, это особенности говорящего. Их основная цель выяснить справедливо или несправедливо размышляет оратор. И, в-третьих, особенности слушающих, целью которых является установить прекрасную или постыдную сторону речей

оратора. Два последних условия являются внешними факторами, так как они в каждом разговоре разные [2].

Как и любое явление, ораторское искусство имеет свои три «золотых» правила. Во-первых, оратор должен логично, умело и красочно доказать свои тезисы. Для этого выступающий должен чётко определять различие между «тезисом» и «лозунгом». Тезис - это мысль, которую оратор или участник судебного дела должен доказать, защитить или опровергнуть. Малоподготовленные специалисты часто не понимают точного значения этого термина, просто заявляя о своём намерении. Чтобы грамотно выступить необходимо владеть определёнными логическими приёмами, например, оратор должен знать закон тождества и уметь исключать третье, владеть формами мышления - суждение, умозаключение, понимать и отличать дедукцию, индукцию и аналогию, знать основные вопросы аргументации, убеждения и доказательства.

Лозунгом называют призыв, краткую и чёткую фразу, которая запомнится слушателям и не потребует дальнейшего объявления.

Второе правило было принято известным политиком Марком Туллием Цицероном: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении.». Таким образом, он выделяет пять требований: любой вопрос, знание, стройно, изящно, с достоинством. Понятия «стройно» и «изящно» обычно сравнивают с медалью, которая имеет две стороны неразрывно связанные друг с другом, так и Цицерон считал, что эти термины нельзя разделять, так как они такие же стороны одной медали, которые условно обозначают «содержанием» и «формой». Форма означает внешний вид, который обуславливает его внутреннее содержание. Содержание - это единое целое всех его составляющих. Форма и содержание неразрывно связаны между собой, так и стройное и изящное связаны.

«Любой вопрос», по мнению Цицерона, означает любой вопрос в его изложении, в изложении оратора. То есть, рассмотрев ещё раз фразу политика

можно записать так «Оратор есть тот, кто любой вопрос (по тематике оратора) изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении.».

Фраза «со знанием дела» указывает на то, что оратор должен знать информацию в той области, за которую он взялся.

Любой выступающий должен «с достоинством» подходить к своему выступлению. Он должен быть вежлив и любезен, приветлив, с пониманием относясь к оппоненту.

Третье заключительное правило гласит, что любая речь оратора должна быть тщательно продуманным схематичным планом. Выступающему необходимо продумать каждое сказанное им слово, обосновать каждое суждение, а также быть уверенным, что сказанное им истинная правда. Любой план включает в себя основу, на которую ложится речь. Вначале нужно прописать название темы, затем письменно изобразить введение, части, которые могут быть разбиты на подпункты, затем выводы и заключение. Всё это вместе образует «этистему», то есть высший тип несомненного, достоверного и абсолютного знания [3].

Узнав основные правила ораторского искусства, также стоит рассмотреть правила техники речи, которая играет немало важную роль в деле оратора.

В первую очередь выступающему следует уделять внимание своему речевому аппарату, с помощью которого и воспроизводятся звуки. Стоит выполнять определённые упражнения для поддержания мышц рта в тонусе, а также необходимо делать упражнения для тренировки речевого дыхания, так как именно от правильного дыхания зависит темп и манера разговора. Затем нужно обратить внимание на дикцию, а именно на правильность артикуляции, степень её отчётливости и манеру выговаривать слова. Благодаря отработанной дикции оратор может достичь высоких успехов во время беседы. Также существует методика исправления дефектов дикции. Должную часть времени здесь уделяется постановке звука, а именно произношению звуков. Затем следует постоянно держать в тонусе мышцы губ, нижней челюсти и гортани.

После отработки звуков и упражнений для поддержания тонуса в лицевых мышцах, следует уделить внимание постановке голоса, так как именно он является главным показателем ораторского искусства. Основными критериями хорошего голоса являются сила, высота и красивый тембр. Также очень важно иметь такие свойства как: благозвучность, полётность, выносливость, большой диапазон, подвижность и разнообразие тона. Всего этого можно достичь, выполняя определённые упражнения для постановки голоса, например, прочтение текстов.

В конце следует выполнить упражнения для проработки интонации и паузы. В этом может помочь прочтение любых текстов [4].

Для любого успешного оратора будет недостаточно знать «золотые правила» ораторского искусства и иметь хорошую технику речи. Следует также применять и основные приёмы ораторского искусства. Известный американский оратор и спичрайтер выделил основные 10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую. Именно благодаря этим советам многие современные ораторы правовой сферы пользуются большой популярностью.

Итак, во-первых, на что нужно обратить внимание - пауза. Любое выступление должно начинаться с паузы. Оратор должен привлечь внимание публики и заострить на себе внимание, тем самым он сможет добиться тишины и начать свою речь. Во-вторых, выступление должно начинаться с сильной первой фразы. Она должна произвести впечатление на слушателей, чтобы те, в свою очередь, заметили вас и продолжили слушать. В-третьих, начало речи должно быть сильным и ярким. Можно начать с рассказа важного факта или события, чтобы слушатели восприняли вас как лидера. В-четвертых, главная мысль должна быть чёткой и ёмкой, чтобы сидящая перед вами аудитория смогла правильно, а главное вовремя вас понять. В-пятых, следует употреблять в своей речи цитирование. Важно, чтобы это было что-то близкое и понятное вам, а также слушателям. В-шестых, чтобы речь была не очень утомляющей, можно разбавить её шуткой или анекдотом. Но важно сделать это вовремя!

Подходящим моментом является середина выступления, когда некоторые слушатели начинают терять интерес к выступающему. В-седьмых, следует использовать технику СОС: смотреть-остановиться-сказать. Это поможет вам грамотно передать свои мысли без прочтения листа с текстом с опущенными глазами или без зубрёжки речи. В-восьмых, существуют широко известные приёмы, которые использовали великие известные люди. Например, Черчилль в своём выступлении пользовался таким приёмом как рифма («Мы должны следовать принципам гуманизма, а не бюрократизма»). Но стоит учесть, что рифмованная фраза должна быть только одна за всё выступление. Автор книги советует использовать её для выражения главной мысли. В-девятых, по ходу выступления можно задавать вопросы и делать небольшие паузы. Но не следует задавать тех вопросов, ответы на которые сами не знаете. И наконец, в-десятых, конец речи. Он должен быть ярким, запоминающимся, вызвать у слушателей бурю эмоций. Стоит быть более непредсказуемым и необычным, чтобы аудитория запомнила ваше выступление [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что ораторское искусство - это система, которая требует постоянного совершенствования. Оратор должен всегда следить за своей речью и исправлять её. Также следует учитывать временную обстановку, чтобы речь не была слишком скучной или излишне вызывающей. Поэтому успешному оратору необходимо с каждым разом делать свою речь всё лучше и запоминающейся.

Библиографический список:

1. Кузнецов, И.Н. Риторика, или Ораторское искусство: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 431 с. [Электронный ресурс]. -URL: http: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 117680 (26.08.2019).

2. Ивин, А.А. Риторика: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.А. Ивин. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 419 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id =474287 (26.08.2019).

3. Александров, Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: учебное пособие / Д.Н. Александров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 351 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=117682 (26.08.2019).

4. Основы ораторского мастерства: практикум: учебное пособие / сост. Н.Р. Валитова, А.Д. Паутов; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. -Омск: Издательство СибГУФК, 2016. - 211 с. [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483419 (27.08.2019).

5. Джеймс Хьюмс Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн / Перевод на русский и оформление изд. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2012. - 123 с. [Электронный ресурс]. -URL: https://readme.club/books/178_sekrety-velikih-oratorov.pdf .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.