Научная статья на тему '«Опыты с зеркалом на собственной персоне»: «Оптические» приёмы в романе Л. Леонова «Пирамида»'

«Опыты с зеркалом на собственной персоне»: «Оптические» приёмы в романе Л. Леонова «Пирамида» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ ЗЕРКАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ / РОМАН "ПИРАМИДА" Л. ЛЕОНОВА / ЗЕРКАЛЬНАЯ АТРИБУ-ТИКА / ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ / MIRROR REFLECTION MOTIF / L. M. LEONOV''S NOVEL "THE PYRAMID"' / MIRROR ATTRIBUTIVES / ALIENATION PROBLEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саликова Оксана Руслановна

Исследуется зеркальная символика и атрибутика романа Л. Леонова «Пирамида», выявляется взаимосвязь мотива зеркального отражения и экзистенциального мироощущения героев, рассматриваются «оптические» приёмы, с помощью которых писатель моделирует субъективное пространство героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selfexperiments with a mirror: “optical” models in the novel “The Pyramid” by L. Leonov

The article discovers mirror symbols and attributes in the novel “The Pyramid” by L. Leonov, it shows the connection between mirror image motif and existential world views of the characters, describes “optical” models using which Leonov portrays subjective space of his characters.

Текст научной работы на тему ««Опыты с зеркалом на собственной персоне»: «Оптические» приёмы в романе Л. Леонова «Пирамида»»

вневременностью, интересом к маргинальному, в них нет одного фиксированного центра и сглаживаются оппозиции, а мир прошлого репрезентируется вне его относительности к истине, но по оставленным нам его «следам». Само же такое повествование приобретает сходные характеристики с литературном произведением и развертывается по законам жанра.

Однако многие историки (как правило, носители классических установок в научном исследовании) усмотрели в таком подходе к историческому труду посягательство на статус истории как науки и их самих как учёных-профессионалов, почувствовали угрозу «большим наррациям», что привело к резко негативному отношению к постмодернизму, особенно в нашей стране (где классические установки советского марксизма всё ещё сильны). Тем не менее, на наш взгляд, такое отношение не вполне правомерно, ибо в дополнение к классической истории постмодернистская версия историопи-сания раскрывает новые стороны исторического творчества и обогащает науку. Хотя такие фрагментарные микроистории не могут дать нам обширной картины прошлого, целостного представления о нём, взамен они дают возможность прочувствовать это прошлое и свою личную сопричастность к нему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / пер. с англ. М. Ку-карцева, Е. Коломоец, В.Катаева. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.

2. Волков М. П. Генезис науки. Проблема социокультурных истоков. - Ульяновск : Ул-ГТУ, 2000. - 94 с.

3. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / пер. с итал. М. Л. Андреева, М. Н. Архангельской. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 272 с.

4. Дэвис Н. З. Возращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М. : Прогресс, 1990. - 208 с.

Русина Ольга Викторовна, аспирантка кафедры «Философия» Ульяновского государственного технического университета.

Поступила 16.01.2015 г.

УДК 82.09

О. Р. САЛИКОВА

«ОПЫТЫ С ЗЕРКАЛОМ НА СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ»: «ОПТИЧЕСКИЕ» ПРИЁМЫ В РОМАНЕ Л. ЛЕОНОВА «ПИРАМИДА»

Исследуется зеркальная символика и атрибутика романа Л. Леонова «Пирамида», выявляется взаимосвязь мотива зеркального отражения и экзистенциального мироощущения героев, рассматриваются «оптические» приёмы, с помощью которых писатель моделирует субъективное пространство героев.

Ключевые слова: мотив зеркального отражения; роман «Пирамида» Л. Леонова, зеркальная атрибутика, проблема отчуждения.

Важная роль зеркальной символики в романах Л. М. Леонова отмечена Т. М. Вахитовой, Ю. Л. Василевской, А. Г. Лысовым, А. Ю. Май-дуровой, Л. П. Якимовой. Тем не менее в леоно-ведении до сих пор отсутствует систематический анализ мотива зеркального отражения в романе

© Саликова О. Р., 2015

«Пирамида» (1994), который, на наш взгляд, имеет концептуальное значение для понимания экзистенциального мироощущения его персонажей.

Стоит учитывать, что любой предмет с отражающей поверхностью выступает эквивалентом зеркала: гладь воды, стекло, оптические приборы, человеческий глаз. Поэтому функцию зеркала в литературе может выполнять двойник, портрет, фотоснимок, тень, отпечаток, копия

чего-либо, театр, кинофильм или сон как пограничное состояние человеческой психики.

Материалом для анализа «оптических» приёмов, с помощью которых писатель моделирует субъективное пространство героев, в данном случае будут выступать главы «Пирамиды», по-свящённые пребыванию Бамбалски и Сорокина в загородном доме Юлии. На наш взгляд именно в них наиболее ярко воплощён мотив зеркального отражения, связанный с концептуальной для произведения проблемой отчуждения.

По утверждению Т. Н. Серегиной, феномен отчуждения в экзистенциальном понимании связан с онтологической несвободой человека, порождающей страх смерти, чувство утраты подлинного существования, разобщённость личности с окружающим миром и собой [8, с. 27]. В леоновском романе персонажи сталкиваются с проблемой отчуждения посредством «пограничных ситуаций» (смерти близких, ожидания собственной смерти, борьбы, страдания, болезни). Такими персонажами являются Дуня и Вадим Лоскутовы, а также их отец - священник Матвей. Но есть и другие персонажи, которые в ходе развития сюжета не попадают в «пограничную ситуацию», но также сталкиваются с проблемой отчуждения в условиях «зеркальной погранич-ности». К ним относятся Юлия Бамбалски и кинорежиссёр Сорокин. Их объединяет привычка общаться с людьми, глядя на них через зеркало.

Уже в начале своего появления в сюжете романа кинорежиссер Сорокин демонстрирует подобную привычку в эпизоде знакомства с Дуней: «За те считанные секунды Сорокин успел через зеркальце прочесть в её лице нечто главное, в сумерках ускользавшее от его вниманья»[6, с.111]. О привычке Юлии Бамбалски читатель узнаёт в сходном эпизоде знакомства с ангелом Дымковым (духовным двойником Дуни): «Скинув кое-как на подзеркальник свой громадный, чёрный, бесценный мех, она красила губы и заодно через зеркало знакомилась с помещень-ем»[6, с. 263]. В дальнейшем эта общая привычка Юлии и Сорокина будет проявляться лишь в эпизодах их совместного общения [7, с. 440, 435, 431, 428, 429].Таким образом, читатель интуитивно объединяет в своём восприятии этих двух персонажей ещё до того, как узнаёт об их будущей любовной связи (которая происходит почти в самом конце романа).

Мотив зеркального отражения не только раскрывает близость характеров Сорокина и Юлии, но и сопровождает экзистенциальные мысли героини, которыми она делится с кинорежиссёром. Для Юлии зеркало выступает инструментом познания своей глубинной сущности в попытке

вырваться из заложников стереотипного мышления, которое навязывает социум. По М.М. Бахтину, смотреть в зеркало - значит смотреть на себя со стороны, осознавать себя предметом внешнего мира, как бы отчуждаясь от собственного тела [1, с. 265]. Для персонажей Леонова, которые живут в «мире наоборот», отчуждение является нормой существования. Поэтому они, контактируя с зеркалом, пытаются абстрагироваться от своей предметной оболочки и постичь духовное предназначение.

В отличие от опальной семьи Лоскутовых, живущей в бедности, светская дама Юлия Бам-балски с детства была избалована роскошью, не знала страдания и болезней. Поэтому она научилась моделировать «пограничную ситуацию» с помощью зеркала. Эта попытка трансцендирова-ния направлена на поиск путей преодоления отчуждения и страха смерти, который мучает героиню на протяжении всего романа (с момента её присутствия на похоронах дедушки): «Было бы низменно выпрашивать себе вторую порцию всего того, что уже имела в избытке... «Тогда чего же недостаёт мне для полноты бытия?» -допрашивала она зеркало по утрам»[6, с.577].

Диалог Юлии и Сорокина подтверждает стремление героини не только преодолеть отчуждение, но и преодолеть одиночество, поделившись с кем-то своим методом самоисследования: « ... А вы попробуйте, Женя, если выдержки хватит. Мы слишком редко всматриваемся в ту сторону, где самые незаурядные открытия, возможно, подстерегают человечество.

- Например? - иронически нацелился Сорокин.

- В данном случае, кто тогда начинает всматриваться в вас из того же стекла вашими собственными глазами?»

/.../ Тем соблазнительней предложенье пани Юлии поставить опыт с зеркалом на собственной персоне. На будущей неделе в моём ужасно сгустившемся графике намечается оконце денька на полтора, и тогда, со свежими нервами, после бритья, я, наверно, рискну испытать на себе дыханье бездны. Теперь скажите, уважаемая, в своём роде зеркальная труба тоже служит пани Юлии для каких-нибудь загадочных исследований?

- В сущности, для тех же целей, что и зерка-ло.Вам незачем откладывать проверку себя в дальний ящик» [6,с.725-729] (Здесь и далее курсив мой. - О. С.).

Признанный эрудит и благополучно живущий за счёт создания конъюнктурных кинофильмов режиссёр Сорокин по ходу общения с Юлией также высказывает экзистенциальные мысли после того, как соглашается поучаствовать в её

«зеркальном» эксперименте над собой. Можно сказать, что он «заражается» от Юлии ощущением беспредметной тревоги: «Границы мирозданья раздвигались по мере расширенья нашего познавательного кругозора, то есть способности людей освоить, наполнить собою распахнувшуюся пустоту. Когда же людям не хватало философской мебели на завоёванную жилплощадь и тем самым обеспечить мало-мальски комфортабельное существование уму, то поневоле приходилось заслоняться от бездны вокруг временными щитами с ребячьими рисунками, эквивалентными ужасу неизвестности за ними. Чертовски леденящий ветер, знаете ли, задувает порой оттуда! Вот и ваш консультант поддался некоему психическому флаттеру ... Простите, не могу подобрать более точного слова в смысле беспредметной тревоги» [7, с. 470].

Объединяющим сюжетным принципом эпизодов с Юлией и Сорокиным становится их совместное путешествие по созданному чудом загородному дому героини. Иррациональное пространство дома сплошь наполнено зеркальной атрибутикой: многочисленными копиями знаменитых произведений искусства и украшений известных ювелиров, грудами рассыпанных на «лиловом плюше под зеркальным стеклом»; большим количеством отражающих свет предметов, зрелище которых «просто ослепляло с непривычки, - впрочем, впечатление расточительного множества частично создавалось отражением в полированной крышке стола...»[6, с. 714, 715]. Фантастическое пространство дома, «при созерцании коего от зеркальной, во все стороны повторности кружилась голова», изливает из невидимых источников свет, «похожий на отраженье гаснущего заката от облаков», который «матово, без бликов и теней сиял в бронзовых завитках всеразмерных рам, в лаке драгоценной мебели, в глянце мраморных плоскостей» [6, с. 698, 701]. Именно это место становится «полигоном» Юлии Бамбалски для «испытаний себя». Оно является не просто сплавом реального и фантастического пространства, но и своеобразной границей между миром вещным, осязаемым (тем, каким его знает человек) и миром запредельным нашему познанию, но предполагаемым (с которым и ассоциируется духовный опыт человека, смысл жизни и подлинное существование личности).

Мотив зеркального отражения присутствует во всех главах «Пирамиды», которые, так или иначе, касаются загородного дома Юлии, подаренного ей ангелом. Само пребывание в этом необычном доме уже можно считать «пограничной ситуацией» для персонажей, живущих в ми-

ре логики, научно-технического прогресса и атеизма. Поэтому неслучайно, что при столкновении с иррациональным, не вписывающимся в представление персонажей компонентом действительности, у них происходит пересмотр взглядов на предмет отношения к жизни, включается экзистенциальное ощущение мира.

Беспредметная тревога рождает у Сорокина желание «вывернуть чудо наизнанку», понять его устройство и привести его в соответствие логике окружающей реальности. С этой целью кинорежиссёр предпринимает попытки взломать одну из созданных ангелом картин, а затем сжечь её в таком же чудом сотворённом огне камина. Реакция Юлии оказывается совершенно противоположной. Она занимает позицию молчаливого созерцателя. Важно обратить внимание на то, как меняется характер самодостаточной и высокомерной Бамбалски. Если до экспериментов с зеркалом Юлия скептически относится к чудесам ухажёра-ангела, воспринимая их как бытовой фокус, то после путешествий по «зеркальной трубе» подземного тоннеля в пространстве загородного дома она ощущает себя находящейся «вне жизни». Автор «Пирамиды» описывает смысло-утрату героини как душевную болезнь, при которой Юлия «словно зябнуть стала изнутри» [7, с. 437]. Сходное описание внутреннего состояния персонажа, впервые испытавшего отчуждение, мы можем обнаружить в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота», где Антуан Рокантен «заболевает» неизвестного рода страхом [9, с. 19, 23].

Перемена коснулась и сознания кинорежиссёра. После пребывания в «пограничной ситуации» внутри бесконечного тоннеля и безрезультатных попыток обосновать свой внезапный страх перед неизвестностью, Сорокин переосмысливает суть профессии режиссёра и впервые за свою жизнь испытывает искренний творческий порыв. Таким образом, «пограничная ситуация», связанная с мотивом зеркального отражения в романе, открывает для его персонажей возможности личностного роста, наделяет их новым духовным опытом, поворачивает их сознание от повседневного восприятия жизни - к глубинному, трагическому.

Зеркала и их эквиваленты в «Пирамиде» являются носителями иррационального начала. Леоновские зеркала существуют в романе не столько для внешней характеристики персонажей, сколько для раскрытия их внутреннего мира или психологического состояния.Зеркало как предмет интерьера в романе выполняет функцию своеобразного индикатора, обозначая переход персонажей из одного психологического состояния в другое (в данном случае из привычного

состояния «автоматизированного бытия» в состояние «пограничной ситуации»). Зеркало выступает границей между миром вещей и тем его трансцендентным аналогом, по образу которого он создан. Причём мир, в котором живут персонажи, воспринимается всего лишь как искажённое отражение другого, непознанного подлинного мира: «И никогда не успеваем мы разглядеть толком ни самих себя, ни очертания колыбели, где дремлем. Таким образом, разновременные домыслы о ней - суть лишь собственные возрастные наши отражения в бездонном зеркале вечности» [6, с. 166].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

2. Вулис А. З. Литературные зеркала. - М., 1991.

3. Вахитова Т. М. Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова. - СПб., 2007.

4. Дегтярева О. А. Зеркало как общекультурный феномен. - СПб., 2002.

5. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. - М., 2002.

6. Леонов Л. М. Пирамида: в 2 т. Т. 1. - М., 1994.

7. Леонов Л. М. Пирамида: в 2 т. Т. 2. - М., 1994.

8. Серегина Т. Н. Антропологические аспекты проблемы отчуждения в философии Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова. - М., 2008.

9. Сартр Ж-П. Тошнота. - М., 1992.

10.Синкевич В. А. Феномен зеркала в истории культуры. - СПб., 2000.

11.Якимова Л. П. Мотивная структура романа Леонида Леонова «Пирамида». - Новосибирск, 2003.

Саликова Оксана Руслановна, аспирантка кафедры «Русская и зарубежная литература» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Поступила 09.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.